Создание условий для развития предметной деятельности ребенка

Татьяна Ларькина
Развитие предметной деятельности детей раннего возраста

В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с предметами таким способом, который закреплен за ними в человеческом обществе. Усваивая способы действия с предметами ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности,происходит становление разных видов детской деятельности.

Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете,форме,величине, но и положении в пространстве,количестве,соотношении частей,звуковых свойствах предметов. В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи,доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата) .

Содержание предметной деятельности – усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Эта деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и способов действия с ними. Данная потребность является доминирующей в раннем возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно.

Обучение детей проводится путем формирования основных способов усвоения общественного опыта: совместных действий со взрослым,разделенных действий,когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его; действий –подражаний; действий по показу ; по жестовой инструкции с речевым сопровождением, по речевой инструкции взрослого.

Детей учат выполнять уже усвоенное по показу действие с опорой на образец,а потом по слову взрослого с опорой на память ребенка. При поэтапном усвоении любого действия у ребенка возрастает степень активности. После каждого совместного выполнения действий ему предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью.

В игровых заданиях и дидактических играх взрослый стимулирует активность ребенка, но ни в коем случае не опережает его инициативу. Важно предоставить малышу возможность постепенно ориентироваться на результат своих действий в процессе поэтапного усвоения манипулятивных и предметных действий.

Предметная деятельность ребенка возникающая на рубеже младенчества и раннего возраста состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка третьего года жизни. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет,а потом овладевают «техникой» его употребления. Усвоение техники выполнения предметных действий – трудный и длительный процесс. Обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ,доступный детям.

Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Как любой вид деятельности,предметная деятельность осваивается только в условиях общения ребенка со взрослыми людьми. Процесс освоения действий с предметами требует прямого обучения со стороны взрослых,

Психологами определены этапы развития предметного действия : от совместного со взрослым к частичному или совместно – раздельному (начинают вместе со взрослыми,а ребенок заканчивает), затем выполнение действия ребенка на основе показа и,наконец,самостоятельное действие ребенка по речевому указанию взрослого. Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно, при этом учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу,по образцу. Процесс обучения и освоения ребенком предметных действий, становится преимущественно речевым.

Ребенок продолжается приучаться употреблять по назначению различные предметы одежды, пользоваться ложкой, чашкой, совком, лопаткой, карандашом и т. д. При этом внешние свойства предмета перестают определять собой действие. Теперь действие с предметом определяется его назначением. Что же касается внешних свойств, то они с одной стороны дают возможность узнать данный предмет, а с другой стороны должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с разными предметами. Существуют игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая разные свойства предметов. В процессе таких совместных игр формируются сенсорные ориентировочные способы действия,столь важные для становления предметных действий. Все действия с предметами дети усваивают играя,это увлекает их,создает радостное настроение. Таким образом,при формировании предметной деятельности развитию сенсорной ориентированной основы действий уделяется особое внимание,иначе затрудняется развитие деятельности в целом.

Процесс формирования действий требует от взрослого терпения,умения не торопиться,не спешить действовать за ребенка,предоставлять ему возможность проявлять собственную активность,возможность выбора. Процесс обучения должен быть процессом сотрудничества, только в этом случае формируется активный,самостоятельный,инициативный человек.

По мере упражнения предметное действие становится все более смелым,уверенным,точным. Одним из показателей развития предметного действия является инициатива ребенка в его исполнении,исходя из анализа сложившейся ситуации.

Таким образом,при формировании предметной деятельности взрослым следует помнить:

-создании условий,при которых круг предметов,интересующих ребенка постоянно расширяется и малыш становится инициатором действий с ним ;

-необходимости поэтапного формирования предметных действий, осуществляя его в сотрудничестве с ребенком ;

-постепенном формировании активности,самостоятельности,инициативы ребенка в данной деятельности.

К концу раннего возраста связь действия с предметом становится более свободной: ребенок знает для чего служит предмет,но может использовать его и по – другому. Может он и показать,как выполняют действие, без предмета или,пользуясь неподходящим предметом (причесываться палочкой или рукой).Такое «отделение действия от предмета –обязательная предпосылка возникновения игры.

Читайте также:  Скачки развития ребенка после двух лет

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода которыми он пользуется. Со второго года жизни начинает выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых: куклу малыши укладывают спать. кормят ее. водят на прогулку, везет машину. коляску,моет,чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу,стирает и т. Д. В возрасте около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому

изображению. Благодаря совершенствованию символической функции, дети не только используют в игре предметы по прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентации на его физические свойства и качества. В раннем возрасте получает развитие индивидуальная предметная,в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего с игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и строят из них что –то новое.

Все успехи малыша в предметной деятельности проявляются в конечном итоге в нарастающей самостоятельности. Это обстоятельство способствует все большему отделению малыша от взрослого и формированию позиции «Я сам». Взрослый для малыша – образец действия,он хочет действовать,как взрослый. Возникает повышенный интерес к действиям,деятельности взрослых.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем,что ребенок подстраивает свою руку к какому –либо предмету – орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки,чашки, расчески, щеточки, карандаши. Все они требуют совершенно определенных действий,которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями,помимо реальных бытовых предметов,нужны игрушки,предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов:игрушечный телефон,часы, сумочка и пр. ; кукольная утварь,посуда,одежда, расчески и пр.

В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий характер лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Переход от предметных действий,выполняемых ребенком под руководством взрослого, к самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности. Содержание многих видов самостоятельной деятельности ребенка составляют именно предметные действия : так,в дидактических играх детям предлагаем решать самые разнообразные задачи с предметами. Большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками

,отображающие близкие и понятные ребенку образы людей,животных, предметов обихода. Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире,окружающем ребенка с детства,возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами. В рамках предметной деятельности зарождается игра. Формированию интереса к предметной деятельности,а в последующем и к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды,в которой дети будут жить,вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная организация развивающей среды является одним из важных условий возникновения и развития предметной деятельности.

Источник

Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

Воспитатель МБДОУ детский сад

комбинированного вида № 303

 Алексеева Елена Алимпиевна.

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей группе игрушки находятся в достаточном количестве. Мы постарались подобрать игровой материал таким образом, чтобы он способствовал развитию всех видов детской деятельности, учитывал возрастные особенности детей, был безопасным и эстетичным. Имеющиеся у нас игрушки для сюжетных игр представлены в двух видах: реалистические (передающие основные признаки, качества и особенности предметов) и условно – образные или прототипические (условно воспроизводящие детали предмета):

  • куклы разного размера, разного « возраста», с разнообразной мимикой, изготовленные из различных материалов, в том числе матрёшки и неваляшки;
  • крупногабаритная кукольная мебель (стол, стулья, кроватка, шкаф, диван и т. д.);
  • предметы домашнего обихода (сумки, корзинки, гладильная доска, утюжки и т. д.);
  • игрушки для разыгрывания различных сюжетов (кормления, укладывания спать, купания, лечения и т. д.);
  • фигурки животных: зверей, рыб, птиц и их детёнышей (реалистические и прототипические, изготовленные из различных материалов, разного размера);
  • строительные наборы и конструкторы (различных размеров, яркой окраски);
  • машины (различные по величине и назначению), каталки, велосипеды, качалки.

Игровое пространство мы постарались организовать таким образом, чтобы все игрушки в нашей игровой находились в свободном доступе, имели постоянное место хранения (так малыши могут легче находить нужные им предметы). Наши малыши ещё только учатся играть вместе, поэтому мы предусмотрели возможность как для деятельности поодиночке, так и небольшими подгруппами (есть большой ковёр, небольшие коврики, ширмы). Игрушки мы расставили так, чтобы они побуждали малышей к разыгрыванию

Читайте также:  Взаимодействие наследственности и среды в развитии ребенка

1

того или иного сюжета. У нас в игровой комнате есть зоны, специально предназначенные для кормления, сна, игры в магазин, парикмахерскую и т.д. Вместе с тем, исходя из того, что « игра – это свободная деятельность » (Л.Н. Галигузова), мы не стали жестко ограничивать игровое пространство игровыми уголками, чтобы каждый ребёнок мог играть там, где ему удобно. Согласно Л.Н. Галигузовой, малыши, меняя по своему желанию место игры, чувствуют себя свободнее, могут варьировать условия игры, что «открывает простор для детской фантазии ». Это способствует развитию самостоятельности в предметной деятельности.

Предметно-развивающая среда в нашей группе постоянно обновляется. Мы периодически убираем надоевшие детям игрушки и вносим новые. Так мы поддерживаем у малышей интерес к предметной деятельности. Например, за несколько дней до организации обучающей игры « Купание куклы », мы внесли в игровой уголок куклу-голышку. У детишек сразу возник к ней интерес: её пеленали, кормили, укладывали спать, катали в коляске. В день организации игрового занятия, мы внесли атрибуты, необходимые для купания куклы, и обратили внимание детей на то, что кукла испачкалась и её надо выкупать. Таким образом, у детей возник интерес к выполнению новых предметных действий, и они в последующие дни с удовольствием играли самостоятельно.

Учитывая уровень развития предметных действий малышей, только что пришедших в нашу группу, и желая привлечь внимание детей к игрушкам, мы подобрали их таким образом, чтобы каждая игрушка радовала ребёнка, была ему понятна и удобна в игре. Такой подбор игрушек, на мой взгляд, помогает детям быстрее и безболезненнее адаптироваться в условиях нашей группы. Так, Лиза С., первый раз придя в группу, плакала, не реагировала на мои попытки успокоить её. Я обратила внимание девочки на яркую красивую куклу. Лизу С. заинтересовала игрушка, она взяла куклу в руки, успокоилась, стала её рассматривать, показывать глазки, ротик, носик. Мы посадили куклу в коляску, и девочка стала с удовольствием её катать.

В начале учебного года мы стараемся подбирать такие игрушки,

2

которые позволяют детям по возможности точно отображать близкие жизненные ситуации (куклы, похожие на настоящие: кукольная крупногабаритная мебель, коляски, посудка, машины и т. д.).

После того, как малыши освоят действия с игрушками, мы стараемся вносить больше предметов-заместителей и показывать детям способы действия с ними. Предлагая детям игрушки-заместители, мы придерживаемся основного требования  выдвинутого к ним Е.В. Зворыгиной – это удобство в выполнении игровых действий и соразмерность с другим игровым материалом. Нами были изготовлены и предложены детям следующие материалы:

  • кубики с изображением различных предметов: шкаф, дом, телевизор, дерево, автобус и т.д. (рекомендованные в учебно-методическом пособии « Игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения», разработанном О.В.Лещинской-Гуровой);
  • карточки с изображением различных предметов (разной степени обобщённости);
  • разноцветные коробки разной величины;
  • модули различных форм;
  • короб с различным бросовым материалом, который дети могли использовать в играх по своему усмотрению.

Использование предметов-заместителей позволило сделать игру более содержательной и интересной. Кристина Ш. «усаживала» матрёшек в «автобус» и возила их за « грибами» в « лес » (грибы – мозаика, автобус и лес – изображённые на кубиках предметы). Алёна М. кормила «дочку» «арбузом» (нарисованный на карточке круг), через некоторое время эту же карточку использовала вместо тарелки. Ваня В. «ездил» на «мотоцикле» (перевёрнутый модуль в виде буквы «п»). Коробки малыши использовали как кроватку, стульчик, коляску, машину, ванночку для купания куклы, домик для зайчика, пирамидку и т.д.

3

Создаваемая нами предметно – игровая среда способствует расширению игрового опыта детей, позволяет находить новые способы решения игровых задач, делает игру детей более интересной.

Источник

Марина Нестерова
Организация предметной деятельности и игр с детьми раннего возраста

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИГР

С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Автор: воспитатель Нестерова М. В.

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческость и многие другое.

В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметная деятельность и игры. Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Прежде всего, нужно подчеркнуть, что в предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием.

Уже давно ни для кого не загадка, что игровая деятельность детей – залог их успешного умственного и физического развития. Именно за счет игровой деятельности детей раннего возраста воспитателям детских садов удается своим воспитанникам за короткий период дать ответы на довольно большое количество вопросов, связанных с окружающим нас миром.

Читайте также:  Психофизическое развитие умственно отсталого ребенка

Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Элементы игры появляются в младенческом возрасте, со временем складываются ее высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра.

Этапы развития игры детей раннего возраста представлены на слайде

В нашем детском саду функционируют три группы для детей раннего возраста: две — для детей от 1 года до 2 лет и 1 – для детей от 2 до 3 лет.

Для воспитателя организация игровой деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Формированию интереса к игре во многом способствует предметная среда.

В нашем детском саду в группах раннего возраста воспитателями созданы следующие центры:

Игровая «Жилая комната»

Для успешного развития малышей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, овладели определёнными навыками действий с этими предметами.

Центр развивающих игр.

Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В данном месте в группе собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи.

В этой же зоне собраны различные виды конструкторов и строительного материала; небольшие игрушки для обыгрывания построек.

Дидактический стол.

Дидактический стол является частью центра развивающих игр.

Работа с дидактическим столом организуется в группе по двум направлениям

1. Проведение игр-занятий с небольшой подгруппой детей и индивидуально. Цель данных занятий – развитие сенсорных способностей, то есть представлений о величине, цвете, фактуре предметов.

2. Побуждение малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. Воспитатель наблюдает за работой ребёнка, при необходимости оказывает помощь, хвалит.

Зона двигательной активности.

Создание условий для реализации одной из основных потребностей ребёнка – потребности в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Формирование зоны двигательной активности требует от воспитателя продуманного, грамотного подхода, так как необходимо выделить в группе место, которое бы позволяло детям свободно двигаться.

Уголок изобразительной деятельности, где находится свободно раскручивающийся бумаги (можно обои, двухсторонний мольберт для рисования фломастерами и мелками, наборы карандашей, фломастеров, мелков.

Ранний возраст, а затем и весь дошкольный, наиболее благоприятны для развития изобразительной деятельности, поэтому так важно создать для неё подходящие условия.

Центр «Песок-вода» помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач в развитии ребёнка 2-3 лет. Речь идёт о самодеятельной игре-экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, воспитатель не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребёнка. Малыши очень любят такие игры.

Работа с детьми в центре «Песок-вода» требует определённых условий: центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к нему со всех четырёх сторон.

Предметная среда в группах организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. Игровое пространство должно быть удобным для детей, давать им возможность играть как по одиночке, так и в небольшой группе. Все игрушки должны быть доступные.

Вторая задача направлена на обогащение игрового опыта детей. Целью этой задачи является дать детям яркие впечатления об окружающем, создать основу для развития и обогащения содержания игры (понимания детьми назначения предметов, смысла действий людей и др.). Играя вместе с ребенком, подключаясь к его действиям, воспитатель наводящими вопросами, предложениями стимулирует малыша на использование или на поиск необходимых игрушек.

Третья задача направлена на обогащение жизненного опыта детей. Целью этой задачи является развитие умений детей переводить жизненный опыт в условный план игры.

Следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо. Поэтому для возникновения игры необходимо создавать полноценную среду развития малышей, обогащать их опыт.

Четвёртая задача направлена на активизацию общение педагога с детьми. Целью этой задачи является способствовать развитию самостоятельной игры ребёнка, поиску новых игровых задач и способов их решения; формировать у детей навыки их общения со взрослыми и с друг другом.

Личностно-ориентированное общение является необходимым условием возникновения и развития игры. Качество игрового взаимодействия взрослого с ребенком, а следовательно, и качество самостоятельной игры детей в огромной мере зависит от характера взаимоотношений партнеров.

Методические приёмы для организации игр перечислены на слайде.

Игра является жизненной потребностью ребенка и средством всестороннего развития. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Общаясь с детьми, ребенок учится играть вместе, уступать, помогать товарищу, делится игрушками. В итоге игры воспитывается выдержка. Игра – это важнейшая часть жизни ребенка и относится к игре, надо очень внимательно. Через игру ребенок познает окружающий мир.

Источник