Создание образовательной среды по развитию творческих возможностей ребенка

Слайд 1

. « Создание образовательной среды по развитию творческих возможностей ребёнка в учреждении дошкольного образования»

Слайд 2

Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития — начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с ФГОС ДО Образовательное пространство Организации (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: ● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); ● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; ● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; ● возможность самовыражения детей.

Слайд 3

Информационная среда

Слайд 4

Информационно-образовательная среда

Слайд 5

Задачи дошкольной образовательной организации Перед образовательными организациями стоит задача создания для детей дошкольного возраста многокомпонентной среды, которая согласно ФГОС ДО должна отвечать следующим требованиям: Гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка. Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности педагогов создать благоприятный социально-психологический климат. В условиях детского сада это проявляется: в хорошем настроении детей в течение всего дня; в доброжелательности по отношению к сверстникам и взрослым; в способности детей занять себя интересным делом; в отсутствии среди детей аутсайдеров; в отсутствии давления и манипулирования детьми со стороны взрослых; в высокой степени эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания и другое. Создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования. Баланс формы и содержания: разумная информационно-образовательная среда в организации и грамотное обоснованное наполнение обеспечат должный развивающий и образовательный эффект. Организовывать информационно-образовательную среду таким образом, чтобы оперативно предоставить пользователю нужную информацию и возможность ее обработки и применения. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности (например: развивающая предметно – пространственная среда ко дню театра формируется совместно детьми, педагогами и родителями; использование дистанционного взаимодействия).

Слайд 6

Информационно-образовательная среда дошкольной образовательной организации комплекс информационных образовательных ресурсов система современных педагогических технологий совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование ,коммуникационные каналы Развивающая предметно–пространственная среда Участники образовательных отношений ИОС

Слайд 7

Возможности использования информационно-образовательной среды в образовательном процессе Проектная деятельность в образовательном процессе . Одной из технологий формирования ключевых компетентностей является метод проектов, при котором дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Здоровье сбережение в образовании Внедрение здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс Дистанционное обучение в образовании Дистанционное обучение — комплекс образовательных услуг, предоставляемых педагогам, воспитанникам и их родителям (законным представителям) на расстоянии посредством компьютерной связи.

Слайд 8

Информационно-образовательная среда ЦРР – детский сад № 30 включает в себя: Це нтры детской деятельности (различные виды театров, уголки ряженья, центры развития моторики, центр познания, центр научных открытий и другие )

Слайд 9

Продукты совместной деятельности детей и взрослых М ини-музеи (например, «История пуговицы», «Моя любимая игрушка», «Музей русской сказки», «Аллея славы» (к 70 – летию Великой Победы); семейные уголки (фотографии, семейные альбомы), стенгазеты.

Слайд 10

ВЫВОД: Информационно-образовательная среда постоянно меняется в зависимости от событий в дошкольной организации. То есть активизация среды осуществляется в соответствии с событийным принципом. Грамотно организованная информационно-образовательная среда позволяет неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребёнку исследовать и познавать мир, открывать что-то новое, способствует полноценному проживанию ребёнком дошкольного детства, помогает конструктивному общению и взаимодействию со взрослыми для достижения общего результата.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник

Августовское совещание педагогических работников района

по теме: «Основные направления развития системы образования Яшкульского района»

Секция районного методического объединения учителей математики, информатики, физики

Тема доклада: «Создание развивающей образовательной среды для раскрытия способностей ребенка»

Одаренность человека — это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли

и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский .

В условиях происходящих в нашей стране социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети» (1996), «Национальной доктрине образования РФ» (2000), «Концепции модернизации образования до 2010 года», инициативе Д.А. Медведева «Наша новая школа» 2009г., образовательный центр «Сириус», Образовательный портал «Проектория». Во всех этих проектах развитие способностей личности ставится в качестве одной из приоритетных задач.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Читайте также:  Упражнения на развитие ощущения ребенка

К числу наиболее распространенных в современной психологии моделей одаренности детей относится концепция одаренности Джозефа Рензулли [1]. Одаренность, в его понимании, — сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности (творческости) и мотивации (настойчивости).

hello_html_126b03fc.png

С точки зрения воспитания особенно важно, что в последнее время многие исследователи склоняются к мысли, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую творческость, как считалось ранее, а мотивацию.

Так, например, некоторые ученые отмечают, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. То есть максимально реализует свой потенциал, а следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.

Работу с детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Поэтому главнейшей целью обучения и воспитания в начальной школе является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.

Учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена должны продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.

Создание особой среды, способствующей поддержанию и развитию индивидуальности ребенка и развитии его талантов, — в этом я вижу главную задачу учителя, работающего со школьниками.

hello_html_339d0a44.jpg

Дополнительное образование расширяет сферу творчества одаренного ребенка. Эффективной возможностью проявления одаренности является свобода выбора ребенком желаемого вида деятельности. Если рассматривать феномен одаренности как единую, целостную систему психофизических, эмоционально-волевых, личностных и духовных сфер развития личности ребенка, то фактор свободы становится ценным. И наиболее благоприятные условия для проявления одаренности у детей, возможно, создать именно в учреждениях дополнительного образования, деятельность которых строится на основе свободного выбора ребенком одного или несколько видов кружков. Отличительной чертой учреждений дополнительного образования является многообразие направлений деятельности детей, что дает возможность для проявления различных видов творческой одаренности.

Формы и методика проведения занятий в учреждениях дополнительного образования позволяет моделировать творческую ситуацию. Приоритетная форма работы в дополнительном образовании общение педагога с детьми, поэтому занятия строятся не в традиционной форме урока, а в виде работы творческих групп, микроколлективов и индивидуальных занятий, что дает хорошую возможность уделить каждому ребенку максимум внимания, а также создать необходимую «творческую» среду для развития одаренности.

Хочется отметить, что спектр применения образовательных технологий для развития творческого потенциала учащихся во внеурочной деятельности намного шире, чем на уроках. Это объясняется тем, что применение таких образовательных технологий как, например: тренинговые технологии, проектно-исследовательские, имитационно-моделирующие, ролевые игры, организационно-деятельностные игры и др. необходимо больше времени, а иногда и другая организация образовательного пространства. Тем не менее, такие образовательные технологии должны модифицироваться и постепенно внедряться в школьное образование. Творческое взаимодействие психолога с педагогами в образовательном учреждении должно способствовать этому процессу. Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Задача внеурочной работы состоит в том, чтобы создать поле продуктивной совместной деятельности педагогов и обучающихся, обеспечить личностное развитие всех обучающихся.

Внеурочные занятия являются одним из компонентов единого образовательного пространства (образовательной среды), которое предлагается ученику в качестве условия его развития. Внеурочные формы деятельности школьников – важный элемент образования. Именно они позволяют расширить социальное поле опытности обучающихся, найти каждому интересные виды деятельности.

Внеурочная деятельность конструируется на основе сотрудничества педагога с учащимися, ориентирована на конечный продукт, на презентацию этого продукта в группе учащихся. Деятельностно-творческая среда способствует личностному росту обучающихся. Совместные творческие дела создают атмосферу сотрудничества, интеллектуального напряжения и духовных усилий.

Создание развивающей образовательной среды для раскрытия способностей ребенка так же включает в себя:

1.Проведение предметных недель.

2.Участие учеников в олимпиадах (ВОШ, Олимпиада по технологии УДЕ, Сайгак, Кенгуру, интернет-олимпиады).

4.Обеспечение дополнительной литературой, интернет-ресурсами, наглядными пособиями(стендами).

В завершении мне бы хотелось обратиться к словам А.И. Савенкова. Он говорил, что «творческие способности — безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорки: «Талант всегда пробьется», «Талант не пропьешь». Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике — или развивается, или угасает»

Читайте также:  Развитие связной речи ребенка по годам

В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

В. А. Сухомлинский

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

2.Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.

3. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.

4. https://www.odardeti.ru/static.php?mode=library1 сайт Федеральной целевой программы «Дети России» подпрограмма «Одаренные дети»

5. А.В. Фарков. Математические олимпиады: методика подготовки.

Источник

Создание творческой среды для развития способностей учащихся

С.В. Витулева, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 32» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Одаренность человека — это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли

и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский .

В условиях происходящих в нашей стране социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети» (1996), «Национальной доктрине образования РФ» (2000), «Концепции модернизации образования до 2010 года»,  инициативе Д.А. Медведева «Наша новая школа» 2009г. Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности ставится в качестве одной из приоритетных задач.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

К числу наиболее распространенных в современной психологии моделей одаренности детей относится концепция одаренности Джозефа Рензулли [1]. Одаренность, в его понимании, — сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности (творческости) и мотивации (настойчивости).

С точки зрения воспитания особенно важно, что в последнее время многие исследователи склоняются к мысли, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую творческость, как считалось ранее, а мотивацию.

 Так, например, некоторые ученые отмечают, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. То есть максимально реализует свой потенциал, а следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.

В практике своей работы я не встречала ярких проявлений одаренности детей, однако надо помнить о том, что одаренность может быть скрытой, потенциальной  или отдаленной по времени.

По мнению известного методиста, автора программы «Исследовательская деятельность младших школьников»  А.И. Савенкова, наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) должна рассматриваться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, «общая способность» все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.

Работу с  одаренными   детьми  следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Поэтому главнейшей целью обучения и воспитания   в начальной школе является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.

 Учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена должны  продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.

Создание особой среды, способствующей поддержанию и развитию индивидуальности ребенка и развитии его талантов,  —  в этом я вижу главную задачу учителя, работающего с младшими школьниками.

Вот уже 7-й год я работаю в системе класс-группа. Все ученики моего класса посещают группу продленного дня, что позволяет мне использовать школьную среду для  всестороннего развития способностей детей.

Каковы основные направления по созданию оптимальных условий для развития детей?

  1. Организация учебного процесса:
  • выбор УМК «Гармония»

В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Концепция курса — целенаправленное развитие мышления всех учащихся в процессе усвоения программного содержания.        

  • Методы  обучения, способствующие развитию познавательных способностей и личностных качеств  —   проблемные, поисковые, исследовательские, проектные в сочетании с формами самостоятельной индивидуальной и групповой работы;
  • работа с различными источниками информации;
  • выставка творческих работ;
  • участие детей в олимпиадах, конкурсах,  мероприятиях в рамках предметных  декад и тематических периодов;
Читайте также:  Развитие годовалого ребенка и кормление

Ежегодно мои ученики становились победителями и призерами районных олимпиад и конкурсов по математике и русскому языку.

  1. Внеурочная деятельность

Своей главной задачей в организации внеурочной работы я вижу создание условий для развития разных способностей детей. Так для развития познавательных, интеллектуальных способностей проводятся занятия в кружке «Я – исследователь»; кружке  по решению логических задач «Логик»; кружке «Формирование пространственного мышления младших школьников»

Условия  для проявления творческих и интеллектуальных способностей детей  создают для учеников ситуации успеха через различные формы деятельности.

Приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса в настоящее время становится духовно-нравственное  воспитание учащихся.

В рабочей концепции одаренности говорится: «…Без нравственности талант не имеет ни ценности, ни смысла. Опасность “злого гения” в его направленности.

Одна из приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью – развитие духовно-нравственных основ личности ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь…)»3

В своей работе по организации учебно-воспитательного процесса я опираюсь на   использование богатств русской культуры. Это позволяет сформировать у обучающихся положительную мотивацию в выборе духовных ценностей.

Созданная мною комплексно-целевая программа  «Я и мой народ», (см. Приложение 1) направленная на формирование личности младшего школьника, на его духовно-нравственное развитие через использование этнокультурных технологий, позволяет не только работать по какому-то определённому направлению, а создаёт условия для развития  личности  ребёнка через воспитательную систему класса. Система работы, направленная на духовно-нравственное становление личности  каждого ученика прослеживается во всех направлениях: в учебной деятельности, в неаудиторной занятости, во внеклассной работе и в дополнительном  образовании.

После уроков во второй половине дня  дети посещают занятия кружка «Народоведение», занимаются оздоровительной работой, изучая подвижные народные игры, а также получают второе дополнительное образование в музыкальной школе на фольклорном отделении.

Ведущим  методом является метод совместных проектов, осуществляемых коллективом класса и преподавателями детской школы искусств. Эти проекты позволяют познакомить и других учащихся нашей школы с народными традициями, обрядами, праздниками.

Программа предполагает развитие и социокультурной компетентности —  используются различные формы работы с социумом: участие в социально-значимых акциях (выступление  перед ветеранами на заводе ЖБК-3, в реабилитационном центре «Ударник»), просветительская работа среди сверстников и др.

Занятия фольклорным творчеством развивают музыкальные, эстетические, коммуникативные способности детей, а ситуация успеха мотивирует их к более серьезному отношению к данной деятельности.

В 2009, 2011 г. ансамбль «Славяне» стал лауреатом II степени в V, VI Районных конкурсах фольклорных коллективов «Песельная артель»

В 2011 г ансамбль стал лауреатом  II степени  на III Всероссийском фестивале-конкурсе исполнителей народной песни в г. Волгограде.

В ноябре 2011 г. ансамбль стал лауреатом  III степени Международного детского и юношеского конкурса-фестиваля «Волга в сердце впадает мое»

В 2010 г. солист ансамбля Калашников Ярослав стал лауреатом II степени в  IV Районном конкурсе сольного народного пения «Льётся песня над Волгой» и лауреатом II степени областного фестиваля-конкурса исполнителей народной песни им. Л.Л. Христиансена.

В 2011 г. солист ансамбля Витулев Арсений стал лауреатом I степени международного детского и юношеского конкурса-фестиваля «Волга в сердце впадает мое», Семенов Анатолий и Калашников Ярослав стали дипломантами этого конкурса.

Среди моих выпускников начальной школы есть учащиеся,  для кого занятия  музыкальным творчеством позволили сделать выбор будущей профессии (Калашников Ярослав, Васильева Ксения собираются поступать в музыкальное училище). А ведь для педагога, едва  ли не самое важное — помочь ребенку реализовать свои способности,  найти свое место в жизни

В завершении мне бы хотелось обратиться к словам А.И. Савенкова.  Он говорил, что «творческие способности — безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорки: «Талант всегда пробьется», «Талант не пропьешь». Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике — или развивается, или угасает»

В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

В. А. Сухомлинский

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

2.Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.

3. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.

4. https://www.odardeti.ru/static.php?mode=library1    сайт Федеральной целевой программы «Дети России» подпрограмма «Одаренные дети»

Приложение 1

Воспитательная модель в классе с этнокультурным компонентом

Комплексно-целевая программа «Я и мой народ»

Цель: приобщение детей к русской традиционной  культуре, углубленное изучение родного языка, сохранение отечественного духовного  наследия.

Этнокультурные технологии на уроках

Кружок «Народоведение»

Дополнительное образование на фольклорном отделении ДШИ № 3

Посещение музеев, концертов

Работа с родителями

Работа с социумом

Творческая деятельность

Организация народных праздников

Социально-значимые акции

Волонтерская деятельность

Концерты

Праздники народного календаря

Ярмарки

Выставки работ совместного творчества родителей и детей

Выставки детского творчества

Источник