Создание образовательной среды для развития талантов каждого ребенка

Создание образовательной среды для развития талантов каждого ребенка thumbnail

Августовское совещание педагогических работников района

по теме: «Основные направления развития системы образования Яшкульского района»

Секция районного методического объединения учителей математики, информатики, физики

Тема доклада: «Создание развивающей образовательной среды для раскрытия способностей ребенка»

Одаренность человека — это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли

и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский .

В условиях происходящих в нашей стране социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети» (1996), «Национальной доктрине образования РФ» (2000), «Концепции модернизации образования до 2010 года», инициативе Д.А. Медведева «Наша новая школа» 2009г., образовательный центр «Сириус», Образовательный портал «Проектория». Во всех этих проектах развитие способностей личности ставится в качестве одной из приоритетных задач.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

К числу наиболее распространенных в современной психологии моделей одаренности детей относится концепция одаренности Джозефа Рензулли [1]. Одаренность, в его понимании, — сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности (творческости) и мотивации (настойчивости).

hello_html_126b03fc.png

С точки зрения воспитания особенно важно, что в последнее время многие исследователи склоняются к мысли, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую творческость, как считалось ранее, а мотивацию.

Так, например, некоторые ученые отмечают, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. То есть максимально реализует свой потенциал, а следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.

Работу с детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Поэтому главнейшей целью обучения и воспитания в начальной школе является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.

Учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена должны продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.

Создание особой среды, способствующей поддержанию и развитию индивидуальности ребенка и развитии его талантов, — в этом я вижу главную задачу учителя, работающего со школьниками.

hello_html_339d0a44.jpg

Дополнительное образование расширяет сферу творчества одаренного ребенка. Эффективной возможностью проявления одаренности является свобода выбора ребенком желаемого вида деятельности. Если рассматривать феномен одаренности как единую, целостную систему психофизических, эмоционально-волевых, личностных и духовных сфер развития личности ребенка, то фактор свободы становится ценным. И наиболее благоприятные условия для проявления одаренности у детей, возможно, создать именно в учреждениях дополнительного образования, деятельность которых строится на основе свободного выбора ребенком одного или несколько видов кружков. Отличительной чертой учреждений дополнительного образования является многообразие направлений деятельности детей, что дает возможность для проявления различных видов творческой одаренности.

Формы и методика проведения занятий в учреждениях дополнительного образования позволяет моделировать творческую ситуацию. Приоритетная форма работы в дополнительном образовании общение педагога с детьми, поэтому занятия строятся не в традиционной форме урока, а в виде работы творческих групп, микроколлективов и индивидуальных занятий, что дает хорошую возможность уделить каждому ребенку максимум внимания, а также создать необходимую «творческую» среду для развития одаренности.

Хочется отметить, что спектр применения образовательных технологий для развития творческого потенциала учащихся во внеурочной деятельности намного шире, чем на уроках. Это объясняется тем, что применение таких образовательных технологий как, например: тренинговые технологии, проектно-исследовательские, имитационно-моделирующие, ролевые игры, организационно-деятельностные игры и др. необходимо больше времени, а иногда и другая организация образовательного пространства. Тем не менее, такие образовательные технологии должны модифицироваться и постепенно внедряться в школьное образование. Творческое взаимодействие психолога с педагогами в образовательном учреждении должно способствовать этому процессу. Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Задача внеурочной работы состоит в том, чтобы создать поле продуктивной совместной деятельности педагогов и обучающихся, обеспечить личностное развитие всех обучающихся.

Внеурочные занятия являются одним из компонентов единого образовательного пространства (образовательной среды), которое предлагается ученику в качестве условия его развития. Внеурочные формы деятельности школьников – важный элемент образования. Именно они позволяют расширить социальное поле опытности обучающихся, найти каждому интересные виды деятельности.

Внеурочная деятельность конструируется на основе сотрудничества педагога с учащимися, ориентирована на конечный продукт, на презентацию этого продукта в группе учащихся. Деятельностно-творческая среда способствует личностному росту обучающихся. Совместные творческие дела создают атмосферу сотрудничества, интеллектуального напряжения и духовных усилий.

Создание развивающей образовательной среды для раскрытия способностей ребенка так же включает в себя:

1.Проведение предметных недель.

2.Участие учеников в олимпиадах (ВОШ, Олимпиада по технологии УДЕ, Сайгак, Кенгуру, интернет-олимпиады).

4.Обеспечение дополнительной литературой, интернет-ресурсами, наглядными пособиями(стендами).

В завершении мне бы хотелось обратиться к словам А.И. Савенкова. Он говорил, что «творческие способности — безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорки: «Талант всегда пробьется», «Талант не пропьешь». Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике — или развивается, или угасает»

В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

В. А. Сухомлинский

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

2.Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.

3. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.

4. https://www.odardeti.ru/static.php?mode=library1 сайт Федеральной целевой программы «Дети России» подпрограмма «Одаренные дети»

5. А.В. Фарков. Математические олимпиады: методика подготовки.

Источник

Создание творческой среды для развития одаренности.

И.В. Бурлакова

МБУ лицей №57, г. Тольятти, Самарская область

Статья.

«Одарённость человеку даёт природа

и творческий дух среды обитания …»

Георгий Александров

«Верьте в талант и творческие силы

каждого воспитанника»

В.А. Сухомлинский

Одна из задач современной школы — формирование способностей ребенка. Далеко не каждый человек умеет целенаправленно реализовать свои способности. Ещё В.А.Сухомлинский считал, что «основой основ воспитания является стремление и умение педагога «подметить в каждом ребёнке его наиболее сильную сторону, найти в нём ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребёнок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».

Творческая среда для развития одарённости детей является неотъемлемой частью учебного процесса, где учитель создаёт условия для возможности нестандартного мышления учащихся.

Очевидна важность решения вопроса выявления одаренных детей, создания оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности, а также проблемы их личностного и профессионального становления. На этом отчетливо сделал акцент Премьер-министр России Д.А.Медведев, касаясь вопроса поддержки одаренной молодежи: «Нет необходимости объяснять, что здесь должны применяться особые критерии и должна присутствовать особая заинтересованность государства и общества. Именно потому, что талантливые, креативные люди как раз являются теми, кто продвигает прогресс, кто занимается модернизацией государства, общества, экономики».

Все мы знаем, что одарённые школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия окружающей действительности и индивидуальным воображением. Поэтому именно они нуждаются в учебной деятельности, которая опирается на последовательность, логику, основательность. Творческий тип познавательной активности характеризуется выраженной субъектной позицией учащегося.

Каков он, одаренный ребенок? Конечно, это:

  • личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;

  • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;

  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

  • личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей. С этой целью в нашей школе разработана система работы с одаренными детьми, которая включает в себя разные уровни, такие как:

  • выявление одаренных детей;

  • развитие творческих способностей на уроках;

  • развитие способностей во внеурочной деятельности;

  • создание условий успешности по работе с одаренными детьми.

В нашем лицее работа практического психолога с одаренными детьми ведётся в трех направлениях: развитие интеллектуальных способностей ребенка, формирование адекватного самовосприятия, помощь в адаптации ребенка в окружающем мире и приобретение им конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми. Необходимо помочь родителям, учителям и самому ребенку правильно организовать учебную деятельность.

Можно выделить такие формы обучения одаренных детей, как индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области, научно-практические конференции, семинары, системы творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад.

Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение компьютеризированных средств обучения.

Материально-техническая база компьютеризации образовательного процесса в нашем МБУ лицее №57 г. Тольятти Самарской области дает возможность расширить диапазон индивидуального образования. Это общение по электронной почте, использование вэб-камеры, создание блогов, возможности дистанционного обучения и участия в различных проектах и конкурсах, а также использование форума сайта образовательного учреждения.

Среди форм и методов работы широкими возможностями для проявления одаренности учащихся обладают:

  • различные факультативы («Учимся играя», «Учусь творчески мыслить», «Умники и умницы»);

  • кружки по интересам («Домисолька», «Самоделкин», «Лучики доброты», «Тропинка к своему Я»);

  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися (Со второго класса у нас в лицее начинает свою работу «Олимпиадная школа» по основным предметам, где одаренные дети имеют возможность для развития своих способностей, для подготовки к олимпиадам и конкурсам районного, городского и всероссийского уровней в занимательной форме);

  • занятия исследовательской деятельностью в школьном научном обществе учащихся ( С 1 класса ребята имеют возможность принимать участие в научно-практической конференции);

  • конкурсы (школьный уровень: олимпиады по предметам, конкурсы «Самый Умный», «Конкурс творческих команд»; городской уровень: олимпиады по предметам, конкурс «IT-активити», «Эвритошка», «Первые шаги в науку», «Эрудит»; всероссийский и международный уровень: конкурс-игра по русскому языку «Русский медвежонок», конкурс-игра по математике «Кенгуру», конкурс-игра по английскому языку «Бульдог», математическая олимпиада «Сократ», игра-конкурс «Эму-эрудит», «Эму-специалист», конкурс «Интеллект-Экспресс» по различным предметным областям и многие другие);

  • различные интеллектуальные марафоны;

  • привлечение школьников к участию в творческих мастерских.

План работы с одаренными детьми, который мы ежегодно составляем, позволяет контролировать степень занятости обучающихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях, не допуская большой загруженности детей.

Проявлению общей одарённости школьников способствует целенаправленная организация исследовательской деятельности учащихся. Цель исследовательской деятельности — приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). При этом школьники обучаются работе с дополнительной и научной литературой, совершенствуют умения писать сначала доклады, потом рефераты по интересующей их теме, приобретают опыт публичных выступлений, и в итоге выполняют исследовательскую работу, которую представляют на школьной научно-практической конференции, а также на городских конкурсах проектных работ «Первые шаги в науку», «Эвритошка». Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одарённости реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы.

Не забудем сказать и о необходимости привлечения одаренных детей к проектной деятельности, ведь это – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно – ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Данный вид деятельности формирует умение отбирать нужный материал для подготовки темы, всесторонне рассмотреть эти явления (например, с точки зрения языка), обработать, и полученные результаты привести в виде схем, таблиц, графиков, алгоритмов. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания ( сообщение, доклад), при изучении новой темы ( защита реферата, выполнение творческой работы), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций).

За прошедший учебный год ученики нашего лицея под руководством учителей принимали участие в проектах, различных по направленности, форме, содержанию, по уровню презентации. Некоторые ребята реализовывали свои индивидуальные проекты. Например, ученица 2 «А» класса Гутова Елизавета выполнила и презентовала проект по теме «Герб моей семьи», который был высоко оценен на муниципальном уровне и всероссийском уровне, ученик 3 «Г» класса Богданов Роберт представил исследовательский проект «Моя родословная», ученик 3»А» класса Карсаков Марк защитил социальный проект «Грязное дело».

По мнению многих психологов и педагогов, в современном обществе наиболее остро стоит вопрос о необходимости взаимодействия и сотрудничества семьи и школы в целях создания единого педагогического пространства, поэтому к работе с одарёнными детьми активно привлекаем и родителей. Не секрет, что одаренным детям нередко бывает трудно адаптироваться к условиям обучения в массовой школе. Причины этого и пути устранения психологического дискомфорта следует искать учителю совместно с родителями ученика, т.к. такой ребенок и в семье не всегда имеет психологическую поддержку и возможность реализовать свои потенциальные возможности. Знают ли родители об индивидуальных особенностях, склонностях своих детей? Готовы ли поддержать искру любознательности, развить высокую познавательную активность в ребенке? К сожалению, не всегда. Следовательно, работа с одаренными детьми в школе без тесного контакта с родителями невозможна и малоэффективна.

При организации работы с одаренными детьми следует:

• учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально – волевых качеств;

• создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я – концепции» как важнейшего условия полной реализации интеллектуальных возможностей одаренного ребенка;

• оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.

Мамы и папы становятся полноправными участниками. Например, учащиеся 2 «В» класса совместно с родителями заняли 1 место в городском дистанционном проекте «IT-активити». В международном конкурсе «ЭМУ» команда 1 «А» класса и их родители принимали активное участие в конкурсе творческих команд. Приятно, что наша деятельность не остаётся незамеченной, о чём могут свидетельствовать многочисленные дипломы, грамоты и сертификаты участников.

hello_html_m47dbc429.jpg

Наши дети с 1 класса начинают создавать Портфолио достижений. Основной смысл – «показать всё, на что ты способен» и систематизировать результаты своей деятельности. Портфолио содержит многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащегося, а также помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Сегодня школа стоит перед проблемой перехода на новый образовательный стандарт второго поколения, пересмотра традиционной системы образования, разработки новых педагогических подходов и технологий. Это диктует нам поиск новых форм и содержания, но неизменным остается цель – разностороннее, гармоничное развитие личности учащихся.

Современное общество нуждается в людях творческих, активных, способных нестандартно мыслить и находить новые способы решения социальных задач. В связи с этим на образовательные учреждения ложится ответственность не только дать учащимся определенный объем знаний, но и сформировать личность, способную самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой сфере деятельности, способную и желающую проявить себя.

Таким образом, одним из направлений системы образования нашего лицея является система поддержки одаренных детей, о чем говорят ежегодные высокие результаты Единого Государственного Экзамена и Государственной Итоговой Аттестации, огромное количество победителей всероссийских и международных конкурсов и олимпиад. Так, ученик нашего лицея Гришин Кирилл в этом году стал победителем международной олимпиады по астрономии.

Конечно, работа с одаренными детьми с одной стороны – одно из приоритетных направлений в деятельности любого учителя, но с другой стороны – очень сложная и ответственная система работы учителя над собой, над материалом, с детьми. Но мы стараемся создавать творческую среду для развития одаренности, поэтому наши одаренные дети имеют такие высокие результаты в различных областях знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андриенко А.В., Игнатова В.В., Деянова Л.Г. Приобщение личности к научно-исследовательской деятельности: Монография. – Красноярск: СибГТУ, 2002. – 147 с.

  2. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов). – Научно-практический журнал «Завуч», № 6, 2005.

  3. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с.

  4. Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности в гимназии. – Журнал «Исследовательская деятельность».

  5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.

  6. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие  для учителей/Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 96 с.

Источник