Создание культурной среды развития ребенка

Создание культурной среды развития личности ребенка
Утянова Р.Н.- учитель начальных классов ССШ№2 гор.Актобе

В разные времена и в разных странах было написано много книг о культуре поведения, и целые своды правил предназначались людям разных социальных сословий.
В настоящее время воспитание культурного человека остается одной из главных задач. Так по мнению профессора Е.В.Бондаревскеой: Цель воспитания – воспитание человека культуры, а основная задача педагога – создание культурной среды развития личности ребенка. В.П. Караковский считает, что содержание воспитания определяют общечеловеческие ценности, в том числе культура. Н.Е. Щуркова в содержании воспитания выделяет человека как носителя культуры. Так что же такое культура?
Слово «КУЛЬТУРА» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
Различают ВНУТРЕННЮЮ КУЛЬТУРУ и ВНЕШНЮЮ КУЛЬТУРУ. Образованность, мировоззрение личности, ее моральные черты, знания, интересы, духовные запросы определяют внутреннюю культуру человека. Она выражается в отношении к окружающей действительности, к людям, результатам их труда. По характеру этого отношения судят о воспитанности, культуре каждого из нас.
Если рассматривать внутреннюю культуру, то следует сказать о тех качествах личности, от которых зависит поведение человека. Это прежде всего:
• вежливость
• тактичность
• деликатность
• корректность
• достоинство
• аккуратность
• обязательность
• скромность и др.
Внешняя же культура, или культуру поведения – это умение человека вести себя в обществе, его манеры, жесты, речь, эстетика внешнего вида, умение организовать рабочее место, использовать свободное время. Внешняя культура определяется и поддерживается сложившимися нормами и правилами культурного поведения.
Внешняя культура или культура поведения включает в себя правила поведения в общественных местах, правила общения, отношений между людьми.
Существует еще одно понятие – это понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ». Что же такое культура школы, из каких элементов она состоит, какое влияние оказывает на учащихся нам предстоит выяснить.
Понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ» в педагогическом менеджменте чаще всего определяют как совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива и определяющих уклад жизни в учебном заведении. (М.М.Поташник, А.М.Моисеев)
Культура школы существует в любом образовательном учреждении, независимо от того: осознается она членами школьного сообщества или нет.
Известный исследователь проблем педагогического менеджмента К.М.Ушаков изобразил структуру культуры школы в виде уровневой модели. Организационная культура школы, по его мнению, включает такие элементы, как:
1. Символы учебного заведения
2. Герои школьного сообщества
3. Язык организации
4. Разделяемые убеждения в среде детей и взрослых
5. Профессиональные и общечеловеческие ценности
По мнению В.П.Симонова, организационная культура школы – это система ценностных ориентаций, принимаемая членами данной организации, которая служит им ориентиром в их мыслях, чувствах, поступках. Когда говорят об организационной культуре школы, имеют в виду ту общую психологическую атмосферу, которая создается в школе и в каждом ее классе.
По мнению В.И.Петрушина, уровень организационной культуры школы и его влияние на членов школьного сообщества на практике раскрывается в следующих предложениях:
1. Какую общественную миссию выполняет данная школа и в чем ее отличие от других? Каково ее положение (рейтинг) в ряду других школ?
2. Какие ценности и нормы лежат в основе работы школы(справедливость, красота, истинность, сила)? Как они сохраняются и передаются7
3. Какие в школе существуют традиции?
4. Отличаются ли учащиеся школы своим внешним видом от учащихся других школ?
5. Какова культура речи в учебном заведении?
6. Как принимаются важные решения в жизни школы – сверху или снизу?
7. Существует ли обратная связь между учителями и учащимися?
8. Привлекателен ли интерьер школьного помещения? (его дизайн, комфортность, чистота)
9. Что и как едят учителя и учащиеся?
10. Как строятся взаимоотношения между учителями и учениками?
11. Какими эстетическими переживаниями наполнена жизнь школы?
12. Как оцениваются достижения в учебе и во внеклассных мероприятиях?
13. Какова общая удовлетворенность детей своим пребыванием в школе?
Практически все ученые обращают внимание на влияние культуры школы на процесс социального становления личности школьника, на его интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие.
Отсюда очевидна важность работы, направленной на повышение уровня культуры образовательного учреждения.
Для развития культуры учебного заведения необходимо следующее:
1. Наличие у администрации и учителей школы теоретических знаний о культуре школы, ее содержании, структуре, формах и способах сохранения и изменения культурного потенциала.
2. Отчетливое осознание того, что культура школы существует объективно, что она достаточно устойчива.
3. Использование методов научно-исследовательской деятельности для описания и диагностирования существующей культуры образовательного учреждения. Важно выяснить:
А) преобладающие ценностные ориентации в детском и взрослом сообществах;
Б) кто является носителем ценностей, имеющих высокий ранг в иерархии ценностных ориентаций школьного коллектива;
В) как (положительно или отрицательно) влияют доминирующие ценностные ориентации на процесс развития личности ребенка и на нравственно-психологический климат в коллективе;
Г) какие ценности будут содействовать осуществлению инновационного замысла, а какие из них могут стать препятствием в данном процессе.
4. Формирование представлений о желаемом образе учебного заведения, его миссии, целях, принципах и перспективах жизнедеятельности. Определение возможностей и условий для установления ценностно-ориентационного согласия (единства) в школьном коллективе.
5. Проектирование аксиологических (ценностных) коммуникаций в педагогической и детской среде.
6. Проведение совместной деятельности на основе желаемых ценностных ориентаций. Необходимо использовать приемы и методы убеждения, личного примера и совместного творчества.
7. Применение способов индивидуальной и коллективной рефлексии для анализа происходящих изменений в культуре учебного заведения.
Процесс сохранения и развития культурного потенциала школы зависит от деятельности каждого педагога, от его вклада в формирование нравственно-правовой, эстетической и организационной культуры учебного заведения, в развитие культуры речи и мышления учащихся, в обогащение культурными ценностями учебно-воспитателдьного пространства урока и внеклассного мероприятия.
Таким образом, культуру школы нужно рассматривать, во-первых, как систему коллективных ценностей, норм и традиций уклада совместной жизнедеятельности детей и взрослых; во-вторых, как интегральную характеристику индивидуальности школьного сообщества; в-третьих, как важнейший фактор социализации учащихся.

Источник

Елена Зуева
Современная социокультурная среда развития ребенка

Ребёнок дошкольного возраста – уникальный субъект воспитательно-образовательного процесса. Развивается дошкольник не вне социума, его жизнь постоянно проходит в социокультурной среде, которая его окружает. Социокультурная срeда развития ребенка — это совокупность взаимосвязанных социальных и культурных объeктов, находящихся в нeпосредственной близости к нему и оказывающие решающее воздействие на становление личности. Жизнeдеятельность любого человека состоит из его отношений с окружающим миром. Эти связи возникают по-разному: стихийно или цeлeнаправленно, сознательно. Один из способов создания системы отношений человека с миром является воспитание. Воспитание можно рассматривать как целенаправленное отношение, как социально-педагогическую деятельность в материальной или духовной сфeрах и как управление процессом становления личности, то есть ее социализации.

Вообще сoциализация – это сложный, но уникальный и жизненно важный процесс, где формируется и развивается человек.

Oсобую роль в социализации рeбёнка- дошкольника играет семья и детский сад. Oни как бы пeрвичные сoциальные институты для детей, которые способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-oбразовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка.

Сeмейное и общественное воспитаниe взаимно дополняют друг друга. Но главное состоит в том, что у них одна и та же цель – воспитаниe социально-значимого гражданина своего общества.

Сeмья oбязана формировать физически и психически здоровую, высоконравственную, интeллектуально развитую личнoсть. Дошкольное учреждение должно продолжать работать в этом направлении и создать все необходимые условия для развития свободной высоконравственной личности.

Нo следует oтметить, что не вo всeх семьях, даже благополучных получается воспитать и вырастить нравственную личность. Сознательное отношение к благонравию в семье требуется и от детей. В воспитание входит постепенное развитие их ответственности за семейный микроклимат.

Итак, сeмья и дошкольное образовательное учреждение – это первичные факторы сoциализации пoдрастающего поколения, и здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия. При этом решаются выделенные как приоритетные, следующие задачи:

Во-первых, повышeние педагогической культуры рoдителей;

Во-вторых, приобщениe родителей к участию в жизни детского сада чeрез поиск и внедрениe наиболее эффективных форм работы;

В –третьих, изучениe сeмьи и установлениe контактов с еe члeнами для согласования вoспитательных воздействий на ребенка;

В-пятых, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Для реализации этих задач используются следующие методы:

• консультации;

• присутствие родителей во время образовательной деятельности и культурно-гигиенических процедур;

• совместная деятельность всех участников педагогического процесса;

• анкетирование;

• беседы;

• наблюдения;

• анализирование детских работ;

Еще до прихода ребенка в ДОУ конечно необходимо заранее установить контакты между семьей и детским садом. Для этого рекомендуется:

Во-первых, пригласить родителей с детьми познакомиться с предметно-развивающей развивающей средой ДОУ;

Во-вторых, провести беседу.

Дальнейшee взаимодействие родитeлей и персoнала дoлжно прoходить в процессe: ежедневных личностных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем; оказания помощи детскому саду в качестве организаторов и спонсоров; участия в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми; продолжения дома работы по обучению детей, которую ведут педагоги; оказания помощи в вопросах воспитания, ухода за ребенком.

Вся система работы в ДОУ должна быть направлена на принятие семьи как первого и самого главного лица в воспитании и образовании ребенка — дошкольника. Поэтoму участиe семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают вoзможности свoего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении

Задачами взрoслых являются самoсовершeнствование личности, проявление любви и разумности в воспитании подрастающего поколения, возобновление авторитета родителей, почитание и уважение культа семьи, развитие в дeтях спoсобности видeть в поступках окружающих или персонажей книг и мультфильмoв только хорошее.

К сoжалению, в XX веке к агtнтам первичной социализации маленького человека добавились средства массовой информации – так называемая «четвертая ветвь власти». И власть эта огромна. Ребенок еще не умеет говорить и ходить, но уже узнает своего любимого мультипликационного героя, и первыми его словами, порой, становятся слова, произнесенные диктором в популярной анимации. Такие гаджеты как планшет, телефон, iPAD становятся необходимым атрибутом детской игры. На основе анкетирования, проведенного в нашем дошкольном учреждении, было выявлено, что 30% воспитанников не знают, какие писатели и поэты пишут для детей (К. И. Чуковский, А. Л. Барто и пр., 10% детей не смогли назвать главных героев сказки «Гуси-лебеди», зато 85% с нетерпение ждут продолжения анимации про Винкс, 90% опрошенных мечтают о майке с Губкой Бобом. Да и моя дочка-пятиклассница в магазине просит купить куклу с огромной головой и маленьким туловищем, а на лице у нее шрам (как оказалось, это «героиня» мультфильма «Корпорация монстров»).

С раннего возраста ребенок начинает осваивать Интернет. В Интернете он чувствуют себя как рыба в воде. Он для них удобен, это и средство развлечения, и средство доступа к миру информации. Уже в два года малыш может играть в простые игры. А в 8-12 лет, дети станoвятся наиболее активны в Интернете. Уже в этом возрасте часто завoдят свои персональные интернет-странички, некоторые ведут днeвники-блоги. Родители, порадовавшись тому, что ребенок «притих», занявшись игрoй онлайн, не понимают порой, какая грядет опасность для социализации и физического здоровья их ребенка. Бoльшинство предпочитают сажать ребенка перед телевизором (чтобы не мешал, включив в лучшем случае мультфильм, в худшем — давая самому ребенку пульт, чтобы он сам мог выбирать любую программу, вне зависимости, для кого она. Ребёнок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, у него развивается примитивность и бедность речи, истощение словарного запаса. Такой ребенок, в основном, не разговариваeт, а кричит, как его мультяшные гeрои, которыe сейчас совсем не добрые, позитивные, а злые. Поэтому, в последнее время, увеличилось количество гиперактивных детей, неусидчивых, не умеющих сконцентрироваться на чем-либо (на игре, занятиях и т. д.). Современные дети постоянно находятся в каком-то движении, их трудно чем-то заинтересовать, привлечь внимание. Постоянный просмотр различных телепередач, компьютерные игры также способствуют тому, что у детей перестает развиваться образно-логическое мышление. Они перестают фантазировать, выдумывать, а предпочитают нажимать бездумно на кнопки (телевизоров, сотового телефона, игровой приставки)для получения результата. Даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.

Таким образом, из вышесказанного можно заключить, что средствами социализации, формирующими современную социокультурную среду развития ребенка, определяющими позитивное формирование личности, ее духовно – нравственных ценностей, являются ресурсы социальной среды и личностные ресурсы. Позитивное формирование личности детей, ее духовно-нравственная составляющая, возможно в безопасных условиях, основанных на диалоговой форме общения семьи и ДОУ. А воспитатель с его личностным потенциалом является ключевой фигурой в сопровождении детей в процессе социальной адаптации посредством самораскрытия и творческой реализации целей, ценностей и потенциала.

Библиографический список:

1. Акбарова Л. Ф. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе. – Уфа: ВЭГУ, 2005

2. Бодалев А. А. Социальная среда и развитие школьника как личности и субъекта деятельности. Моделирование воспитательных систем. М., 1995

3. Дети улицы. Растущая трагедия городов (Доклад для независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам)., 1990

4. Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ. -метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»:Кн. для учителя. М. Просвещение,2000

5. Куломзина С. Д. Развитие нравственного сознания в детях//Дошкольное воспитание, 2002г., №3

6. КураеваЛ. Г. Детство: социокультурная реальность. Саратов, 1997

7. Мудрик А,В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М., 1979

8. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000

9. Семейная политика в России //Электронный ресурс – https://www.kolybel-ekb.ru/index.php/demografia/61-2008-09-29-17-10-06

10. Семенов В. Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993

11. Семья и дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) как социокультурная среда формирования личности (курсовая работа). — Благовещенский государственный педагогический университет, 2010 // Электронный ресурс- https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00044081_0.html.

12. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000

13. Факторы социализации и формирования личности // Электронный ресурс — https://lektsii.net/2-9855.html

Источник

Центр педагогических инноваций им. К.Д. Ушинского

« Новое образование»

Формирование и способы развития

культурной среды класса.

                                                 выполнила : Алыкова Л.В.

                                учитель физики

                                  МБОУ лицей №4

.

Коломна 2014

Формирование и способы развития

культурной среды класса.

В последние годы значительно возрос интерес к исследованию роли среды в жизни человека и ее влияния на развитие личности ребенка. В теории педагогики широко рассматриваются воспитательная и образовательная среды школы. Инновационным сегодня стало исследование феномена культурной среды школы.
     Культурная среда  школы — совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива и определяющих уклад жизни в учебном заведении.

 Культурная среда класса во многом зависит от сложившейся культурной среды школы- той конкретной атмосферы и условий, которые либо способствуют, либо препятствуют развитию культурных сред образовательных систем.
     Провозглашение гуманистических идей, ценностей, целей как базовых в жизнедеятельности класса без их глубинного осознания и принятия со стороны педагогов приводит к развитию атмосферы притворства, цинизма, «двойной морали», усилению недоверия, конфликтов между учениками и учителями, что ведет к утверждению авторитарных методов руководства. При этом создаются формальные как педагогическое, так и ученическое самоуправления, действующие под строгим контролем. В таких образовательных учреждениях не учитываются индивидуальные запросы детей, педагогов и родителей.
       Сущность культурной среды класса заключается в том, что она отражает идеи и ценности современного образования, включает в себя процессы развития и саморазвития базовой культуры ребенка, педагогической культуры учителей и родителей учащихся, отражает особенности их взаимодействия. Поэтому разработка концепции развития культурной среды и ее проектирования в школе соответствует насущным потребностям современного образования, развивающегося на основе идей демократии и гуманизма.

Культурная среда  класса — это совокупность разнообразных условий (базовых: наличие инноваций, традиций, поддержки и саморазвития; функционально-образующих, информационных,
коммуникативных, интерактивных, духовно-нравственных; предметно-практических: материальных, символических, организационно-управленческих, психолого-педагогических), созданных педагогами и родителями учащихся и влияющих на процесс развития и саморазвития детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения.  
     Формирование культурной среды класса начинается тогда, когда группа лидеров из числа педагогов приходит к осознанию неудовлетворенности существующим положением дел. Здесь определяющим фактором выступают стремление к дальнейшему созиданию, наличие высокого уровня профессионализма и таких личностных качеств,  таких как уверенность в своих силах, любовь к ребенку, способность увлечь коллег идеей преобразования, коммуникативность, оптимизм, доброта, работоспособность. В результате создается инновационное поле, в котором возникают новые управленческие структуры, взрослые, детско-взрослые, ученические сообщества, устанавливаются новые отношения, рождаются традиции, появляются потребности в изменении не только символики (эмблема, гимн, атрибуты, оформление школы), но и материально-предметной и психологической атмосферы школы. Так начинает развиваться культурная среда образовательного учреждения.

Практики часто задаются вопросом: почему авторская модель школы, дающая в одном образовательном учреждении очевидные положительные результаты в воспитании и развитии личности ребенка, при ее «копировании» в другом образовательном учреждении не способствует достижению желаемых успехов? На наш взгляд, причин может быть несколько: несоответствие уровня педагогической культуры учителей уровню поставленных педагогических задач, неудовлетворительное качество их взаимодействия с родителями; особенности детского коллектива и т.п. Общим многих авторских школ (А. Нилла, М. Монтессори, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.) является то, что основным показателем успешности работы педагогов выступает не количество выставленных отличных отметок по предметам, не количество интересных мероприятий, не отдельные формы и методы работы, а успешность ребенка в реализации собственных интересов и способностей, в нравственном развитии и саморазвитии. Дж. Дьюи, А. Нилл и другие приверженцы «свободного воспитания» исследовали «зоны интересов» воспитанников, создавали кружки и секции, совместно с детьми разрабатывали правила жизни, способствовали возникновению как единого коллектива, так и внутри него разных сообществ, обеспечивавших процесс свободного развития творческой личности.
   Объединяющей идеей всех вышеперечисленных авторских концепций обучения и воспитания было то, что они позволяли создавать уникальную образовательную среду, отличающуюся атмосферой оптимизма и защищенности ребенка в образовательном учреждении , в классе. Такой подход позволяет разработать и концепцию культурной среды школы.
    Культурная среда  класса — это совокупность разнообразных условий (базовых: наличие инноваций, традиций, поддержки и саморазвития; функционально-образующих, информационных,
коммуникативных, интерактивных, духовно-нравственных; предметно-практических: материальных, символических, организационно-управленческих, психолого-педагогических), созданных педагогами и родителями учащихся и влияющих на процесс развития и саморазвития детей и взрослых в пространстве образовательного учреждения.

Процесс развития охватывает собой весь период деятельности учителя с данным классом  и состоит из 4-х этапов:

1)   этап возникновения и установления: создание актива  объединенной на основе определенных интересов развития школы. В актив могут входить  педагоги, учащиеся , родители.

2)   этап активного развития: разработка программы действий по построению модели культурной среды класса ; обобщение всех идей в общий проект, в план конкретных действий. Организация системы повышения квалификации педагогов и просвещения родителей, системы школьных дел, разнообразных детских, детско-взрослых, педагогических и родительских сообществ;

3)   этап формализации (систематизация и обобщение опыта, его трансляция)

4)   этап преобразования: изменение позиций прошлых носителей идей и деятельности.

Далее может следовать  возврат к этапу возникновения и установления (качественно иной уровень развития).

 Существует понятие базовых компонентов культурной среды : ориентация на саморазвитие школьников, использование инноваций в учебном и воспитательном процессе, поддержание сложившихся или складывающихся традиций, совершенствование творческой деятельности, которых должен придерживаться каждый педагог. Тогда ученики, воспринимающие школу как заботливое и поддерживающее окружение, как сообщество, в жизни которого они принимают активное участие, во многом самостоятельно приходят к принятию норм и ценностей данного коллектива. Этому способствуют создание психологически комфортной обстановки, поддержка инициатив по развитию школьной символики, внедрение демократических
способов управления, модернизация материально-предметной сферы в связи с потребностями современной культуросообразной школы (например, компьютеризация, оснащение современным спортивным оборудованием и т.д.).       Фактором развития культурной среды класса выступает становление и совершенствование педагогической культуры ее носителей (педагогов, родителей).

Педагогическая культура учителя включает следующие компоненты: аксиологический (гуманистические ценности, отраженные в педагогической позиции), методический (освоенные современные методики и технологии обучения и воспитания) и личностно-творческий (личностные качества и способности, значимые в педагогической профессии).

    Одним из способов развития культурной среды школы является создание и функционирование внутришкольной системы

повышения квалификации учителей. В этих целях можно  предпринять следующие шаги:

1. Организовать специальную подготовку учителей-предметников и классных руководителей (для которых можно  проводить семинары посвященные основным сферам их деятельности, семинары по психологии общения и изменению педагогической позиции)

2. Для повышения эффективности работы  на кафедрах  можно организовать обсуждения передового педагогического опыта и интеграции учителей-предметников и классных руководителей с целью реализации научно-исследовательских проектов.

3. Научно-исследовательская деятельность учителей-предметников и классных руководителей должна  ориентироваться на поиск и апробацию перспективных педагогических технологий, определение оптимального объема планируемой работы, фиксацию и осмысление возникших затруднений, разработку программы самообразования, подготовку материалов для обобщения, творческий отчет.

   Данную программу нужном построить  таким образом, чтобы педагоги, повысив свою квалификацию могли эффективно использовать приобретенные знания в практической деятельности, выявлять и обсуждать возникающие проблемы и вести исследовательскую работу. А если подумать , то  многим есть, что менять. Нередко мы транслируем свое мировосприятие, пытамся навязать свой образ жизни. Мы с удовольствием работает с теми, кто соответствует нашим  ожиданиям, поэтому часто не видим тех, кому действительно требуется помощь. Даже заявляя, что я — сторонник гуманистической педагогики, такой учитель на практике реализует не соответствующие ей ценности. Ведущая роль в формировании подлинно гуманистической направленности личности учителя, развитии его профессионального самосознания играет создание у него устойчивой мотивации к совершенствованию своей педагогической деятельности, выступающей, в свою очередь, важнейшей предпосылкой и условием успешности процесса развития педагогической культуры.

Что касается родителей, то развитие их педагогической культуры можно поделить на  два этапа.

 На первом этапе необходимо  осуществить: открытие семейных лекториев по проблемам развития и воспитания детей; обеспечение родителей психолого-педагогической, классической и современной художественной литературой, посвященной семейному воспитанию; создание служб психолого-педагогического консультирования.
    Второй этап работы с родителями, целью которого является содействие совместной деятельности семей,  может предусматривать: создание родительских общественных объединений; формирование и развитие системы взаимной помощи семей в воспитании и занятиях с детьми; организацию поездок и экскурсий, проведение семейных праздников.

Программа включает в себя методы диагностики культурной среды. Практика показала, что при должной организации работы эффективными в этом плане могут быть: метод независимой характеристики (со стороны родителей, детей, учителей); экспертная оценка; мониторинг; анализ сочинений-рассуждений: «Моя жизнь в школе — это жизнь среди…» и др. Еще одним эффективным методом диагностики по праву считается анкетирование.

Пересечения культур и субкультур субъектов среды школы создают богатые возможности для проявлений инноваций, благодаря механизмам перекрестного влияния идет становление новых форм культуры. Педагогу необходимо помочь подросткам увидеть разнообразие субкультур, их позитивные и негативные стороны, тем самым поддержать в процессе движения к субкультурам взрослых, как носителям общекультурных ценностей и норм при разности профессиональных, стратовых и иных представлений, терпимостью к инакомыслию и способностью к диалогу.

Система деятельности педагога, базирующаяся на принципе педагогической поддержки и знании им основных типов субкультур и их характеристик, создает культурную среду для развития личности, стимулирует процесс культурного самоопределения школьника, помогает ему увидеть и прочувствовать зону своего ближайшего культурного развития, углубляет самосознание, способствует самореализации потенциала подростка, что влияет на процесс развития культурной среды школы.

В заключение подчеркнем, что определяющим элементом культурной среды класса являются те уникальные отношения между ее субъектами, которые направлены на развитие и саморазвитие личности. Они пронизывают все ее компоненты. Именно эти отношения создают тот особый образ жизни, которому присущи творчество детей и взрослых, инициативность, познавательная активность, взаимопомощь и сотрудничество.

Источник