Создание единого пространства развития ребенка взаимодействие доу и семьи

Лофинг Оксана Витальевна
Создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи в воспитании дошкольников

В нашем детском саду был проведен опрос родителей в форме анкеты по вопросу «Сколько времени родители уделяют своим детям в плане игр и занятий, в плане воспитания«

Результаты:

больше часа — 70%,

от 30 мин до 1 часа — 13 %,

от 15 мин до 30 мин — 12%,

от 5 мин до 15 мин — 5%.

В опросе участвовали мамы и папы.

Вывод: дети испытывают недостаток внимания и общения со стороны родителей.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».

С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно- образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка.

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п. 1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что родители являются главными социальными заказчиками для детского сада, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Уровень саморазвития и самовоспитания родителя и семьи в целом как социального института не всегда позволяет на практике реализовать воспитательный потенциал по отношению к своим детям. От уровня психолого-педагогической компетентности родителей зависит результативность процесса воспитания каждого ребенка, в конечном счете, от этого зависит будущее всего нашего общества. Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух не сообщающихся систем. Во избежание этого мы решили найти такие пути взаимодействия, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье!

Главная задача по работе с семьёй — разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же, как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка.

Я — воспитатель старшей группы. И стараюсь активно вовлекать родителей в воспитательный процесс в нашей группе и детском саду в целом.

На ряду с традиционными формами общения с родителями, мы ежедневно применяем информационную форму общения WhatsApp. Практика показывает, что при виртуальном общении многие родители более открыты для общения, нежели при непосредственном контакте с воспитателем.

Также привлекаем родителей к совместной деятельности при реализации различных проектов. Хочу отметить, что, когда мы только начали внедрять работу с детьми по различным проектам, многие родители равнодушно ко всему этому процессу относились и не принимали практически никакого участия в жизни нашей группы. Но со временем родители поменяли свое отношение и стали активно включаться в образовательный процесс и оказывают огромную помощь в обогащении предметно-развивающей среды в группе.

Благодаря совместным усилиям родителей и воспитателей в нашей группе был создан мини-музей «Истории Томска».

В этом учебном году мы продолжаем и расширяем границы сотрудничества с родителями. В рамках программы нашего ДОУ организован «Родительский клуб». Родительский клуб является дополнительным компонентом образовательной деятельности, воспитательного процесса, где родители и воспитатели детского сада могут получать знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребёнку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

Читайте также:  Социальная ситуация психического развития ребенка в младенчестве

С этого года мы внедряем новую форму общения родителей, детей и воспитателей. Это совместные выходы, в выходные дни, в музеи нашего города. Необходимость такой работы возникла после того, как выяснилось, что очень многие родители хотят, чтобы их дети знали, любили и ценили свою малую Родину.

Первый совместный поход родителей, детей и воспитателей — экскурсия в «музей истории Томска». С сотрудниками музея заранее был продуман маршрут и время пребывания детей в стенах музея. Родителям предварительно была дана информация в какой день, в какое время и в какое место все должны были прийти. Был составлен предварительный список желающих принять участие в экскурсии. На первую экскурсию пришли 24 человека из группы (списочный 26). Это очень радует меня как воспитателя.

После посещения музея родители не пошли сразу по домам, они продолжили гулять по территории музея на открытом воздухе. Дети играли, гуляли, а родители общались между собой и с нами (воспитателями, это также является большим плюсом для объединения и нахождения контактов между детьми-родителями-воспитателями.

Я хочу отметить, что входе сотрудничества с родителями активность их выросла, а также выросло желание участвовать в педагогическом процессе, появилась заинтересованность, инициативность, ответственность.

Свое выступление хочу закончить словами В. А. Сухомлинского: «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

Источник

Виктория Кузнецова
Создание единого образовательного пространства семья-дошкольное образовательное учреждение

Кузнецова Виктория Вячеславовна

Круглый стол «Взаимодействие объектов образования»

Тема: «Создание единого образовательного пространства «семья- дошкольное образовательное учреждение», как фактор социализации и поддержки ребенка в образовании»

Долгие годы государство принимало на себя всю полноту и ответственность за воспитание обучение и развитие детей. В настоящее время основные законы и нормативные документы РФ приведены в соответствие с нормами международного права, согласно которым воспитание, образование и развитие ребенка является правом и обязанностью родителей. Роль родителей в воспитании ребенка, родительские права и ответственность за их выполнение связаны с соблюдением прав ребенка: «расти на попечении и под ответственностью своих родителей», в атмосфере любви понимания, материальной обеспеченности (Декларация прав ребенка п. 6). Родители несут преимущественную ответственность за воспитание, обучение, развитие ребенка, основанную на принципе наилучшего обеспечения его интересов (Декларация прав ребенка п. 7, Конвенция о правах ребенка ст. 18)

В полном соответствии с нормами международного права, Конституцией РФ утверждается равная обязанность родителей заботиться о детях (ст. 38.2, а семейный кодекс РФ, говорит об обязанностях супругов заботиться не только о благосостоянии, но и о развитии своих детей (ст. 31.3). Родители при этом несут ответственность за воспитание и развитие своих детей (Семейный кодекс РФ, ст. 63.1) и должны решать все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, исходя из их интересов (Семейный кодекс РФ, ст 65.2). На сегодняшний день, при хорошо разработанной правовой базе сохраняется тенденция одностороннего взаимодействия педагогов с семьей, т. к.:

— Родители недостаточно осознают свои права и обязанности

— Уровень педагогической компетентности родителей не позволяет им занять активную позицию в педагогическом процессе детского сада

— Снижение количества времени, уделяемого непосредственному личностному общению родителей с ребенком

— Низкая активность и безответственность родителей

Анализ психолого — педагогической литературы по проблемам объединения усилий дошкольного учреждения и семьи (Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, С. К. Карлиев, В. К. Котырло, Т. А Маркова, А. К. Менжанова, О. Н. Урубанская, Л. Ф. Островская и др., а также осмысление практики работы ДОУ в этом направлении показывает: что хотя в последнее время наметились новые перспективные формы сотрудничества, тем не менее, семья при этом остается лишь объектом воздействия. В результате, обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Читайте также:  Особенности физического развития ребенка с нарушением интеллекта

Статья 18 пункт 2,3 Конвенции ООН о правах ребенка говорит, о необходимости оказания помощи семьям «в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей» и о правах детей и родителей «пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми».

Вместе с тем:

— Не всеми педагогами осознается важность взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

— Недостаточна коммуникативная компетенция в межличностном взаимодействии педагогов.

Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного учреждения, как работа с семьей, определение ее принципов, целей, содержания, форм и методов. Необходимо создать единое образовательное пространство, формировать отношения открытости, внимания друг к другу и сотрудничества.

Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие –способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения

Необходимо стремиться:

— к поддерживающему взаимодействию педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания и социализации ребенка в обновляющемся обществе,

— к конструктивному взаимодействию, позволяющему снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания и обеспечивающему глубинные связи между детским садом и семьей

Переход к новым формам отношений родителей и педагогов (пример https://goo.gl/DC3vte Международная научно-практическая конференция «Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Вовлечение семьи в образовательную деятельность как одно из условий реализации ФГОС» д. п. н. профессор Коломийченко Л. В.)

• Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка, возможно только в рамках открытости дошкольного учреждения.

• Открытость ДОУ «внутрь» – это означает сделать воспитательный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями

Условия для достижения открытости дошкольного учреждения:

• личностная готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности

• вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада

Открытость детского сада «наружу» означает, что детский сад открыт влиянию микросоциума и сам оказывает влияние на воспитательные процессы в семье, оказывать помощь родителям в тех или иных педагогических затруднениях.

Новая философия работы детского сада с родителями (пример «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей» https://goo.gl/sTR8pc)

Функции работы образовательного учреждения с семьей:

1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса детского сада

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей

3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность

4. Помощь отдельным семьям в воспитании

5. Взаимодействие с общественными организациями родителей

Основные принципы при организации работы с семьями:

1. Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок)

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей

3. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе

4. Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка

Преимущества взаимодействия детского сада с семьей в свете новой философии (пример Амарина Л. В. «Формирование позиций сотрудничества ДОУ и семьи в современных условиях» https://goo.gl/62uXr1 ; «Взаимодействие семьи и ДОУ» https://goo.gl/3rAXk5)

• Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей

• Это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса

• Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка

• Это укрепление внутрисемейных связей, возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений

• Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье, что (как и все перечисленные факты) является залогом полноценной и успешной социализации ребенка дошкольного возраста

Грамотно выстроенная система взаимодействия семьи и детского сада может стать в дальнейшем хорошей почвой для включения родителей в школьную жизнь ребенка, поддержки ребенка в образовании.

Источник

Проведение общего родительского собрания

Старший воспитатель МКДОУ « Солнышко»г. Сураж

Тема: « Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи».

Ход мероприятия

  1. Мини – представление:
Читайте также:  4 месячный ребенок развитие рост вес таблица

( под музыку входят дети)

  1. Мы на свет родились,

Чтобы счастливо жить,

 Чтобы вместе играть,

 Чтобы крепко дружить,

 Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

 Чтоб исполнились в жизни все наши мечты!

      2.  Детство только раз бывает

У ребят большой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые родители!

Добрый вечер! В нашем детском саду сложились добрые традиции: и одна из них  проведение общего родительского собрания.

— Дети для вас приготовили небольшой концерт.

Ведущий:

 Самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка – это родители. Потребность в родительской любви самая сильная. Мы очень рады видеть вас на общем родительском собрании, потому, что понимаем: без союза с семьями детей, без вашей поддержки и помощи в воспитании  и развитии детей, создание для них уютной и радостной обстановки невозможно.

Каким должен быть наш союз?

Что мы взрослые, можем сделать для детей, чтобы их жизнь в детском саду была радостной, насыщенной и интересной?

На эти вопросы мы с вами сегодня и ответим. Но вначале хотелось бы проинформировать вас о работе детского сада.

  Слайд 1

 Наше ДОУ работает в соответствии с Законом РФ « Об образовании» Ст. 18 говорится: « Родители являются первыми педагогами ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка. В помощь семье в воспитании детей действуют ДОУ».

Мы рады, что именно наше учреждение вы выбрали вторым домом для своих малышей.

Слайд

  •  Наше ДОУ работает по « Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой. 

Слайд 2

  • Девиз « Думать вместе и действовать сообща»
  • Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к школьному обучению

Слайд 3

 Перед педагогическим коллективом на этот учебный год ставятся следующие задачи:

  • Охрана жизни и укрепление здоровья детей, воспитание в потребности ЗОЖ, укрепление физических качеств личности ребенка;
  • Совершенствовать педагогическое мастерство, применяя  передовые методики и технологии воспитания и обучения;
  • Создавать условия для организации сюжетно – ролевой игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре;
  • Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников на основе экологического воспитания и обучения;
  • Развивать преемственные связи в рамках реализации единой линии развития дошкольника на этапах детского сада и начальной школы.

Слайд 4

 В ДОУ ведется работа по физкультурно – оздоровительной работы. По данному направлению проводятся спортивные мероприятия, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, экскурсии.

Слайд

Экологическое воспитание с использованием инновационных форм работы ( как исследовательские методы обучения):

— опыты

— эксперименты,

— наблюдения,

— занятия,

— кружковая работа.

Слайд 5

Художественно – эстетическое развитие

 Знакомим детей с разными видами творчества.  Учим соотносить органы чувств с видами искусства, как (  слушание музыки, рассматривание картин, чтение стихов).

Также проводятся мероприятия, занятия по изодеятельности и музыки, беседы. Ведется хореографический кружок педагогом ЦДТ.

Слайд 6

Работа с родителями.

 Для родителей в приемных комнатах воспитатели вывешивают информацию, где родители могут познакомиться с жизнью детей в детском саду, с расписанием занятий, выставками детских работ.

Слайд 7

 Педагоги ДОУ проводят огромное количество увлекательных и познавательных мероприятий для вас, уважаемые родители. Поэтому приглашаем Вас, мамы и папы, бабушки и дедушки, к активному участию во всех мероприятиях.

Практическое задание для родителей.

 Ведущий:

 Теперь мы предлагаем вам небольшую творческую игру: « Какими вы видите своих детей». ( Листы бумаги и карандаши).

— Обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони изобразите символ – кем является ребенок  в семье ( солнышко, звоночек, цветочек). Когда придете домой, поговорите с ребенком, покажите ему свое творчество.

Слайд 8

Конкурс « Семейный герб»

Церемония награждения.

Слайд  9

Конкурс семейных работ « Как я провел лето»

Подведение итогов, церемония награждения.

Ведущий.

Теперь нам необходимо выбрать родительский комитет.

Ведущий.

 А теперь, мы хотим выслушать все интересующие вас вопросы и пожелания по организации воспитательно – образовательного процесса в детском саду.

Ведущей.

 Вот мы сегодня немного пожили удивительной, богатой фантазиями жизнью детей, окунулись в атмосферу игры и творчества.

Источник