Создание единого пространства для развития ребенка в доу

Лофинг Оксана Витальевна
Создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи в воспитании дошкольников

В нашем детском саду был проведен опрос родителей в форме анкеты по вопросу «Сколько времени родители уделяют своим детям в плане игр и занятий, в плане воспитания«

Результаты:

больше часа — 70%,

от 30 мин до 1 часа — 13 %,

от 15 мин до 30 мин — 12%,

от 5 мин до 15 мин — 5%.

В опросе участвовали мамы и папы.

Вывод: дети испытывают недостаток внимания и общения со стороны родителей.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».

С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка.

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п. 1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что родители являются главными социальными заказчиками для детского сада, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Уровень саморазвития и самовоспитания родителя и семьи в целом как социального института не всегда позволяет на практике реализовать воспитательный потенциал по отношению к своим детям. От уровня психолого-педагогической компетентности родителей зависит результативность процесса воспитания каждого ребенка, в конечном счете, от этого зависит будущее всего нашего общества. Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух не сообщающихся систем. Во избежание этого мы решили найти такие пути взаимодействия, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье!

Главная задача по работе с семьёй — разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же, как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка.

Я — воспитатель старшей группы. И стараюсь активно вовлекать родителей в воспитательный процесс в нашей группе и детском саду в целом.

На ряду с традиционными формами общения с родителями, мы ежедневно применяем информационную форму общения WhatsApp. Практика показывает, что при виртуальном общении многие родители более открыты для общения, нежели при непосредственном контакте с воспитателем.

Также привлекаем родителей к совместной деятельности при реализации различных проектов. Хочу отметить, что, когда мы только начали внедрять работу с детьми по различным проектам, многие родители равнодушно ко всему этому процессу относились и не принимали практически никакого участия в жизни нашей группы. Но со временем родители поменяли свое отношение и стали активно включаться в образовательный процесс и оказывают огромную помощь в обогащении предметно-развивающей среды в группе.

Благодаря совместным усилиям родителей и воспитателей в нашей группе был создан мини-музей «Истории Томска».

В этом учебном году мы продолжаем и расширяем границы сотрудничества с родителями. В рамках программы нашего ДОУ организован «Родительский клуб». Родительский клуб является дополнительным компонентом образовательной деятельности, воспитательного процесса, где родители и воспитатели детского сада могут получать знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребёнку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

С этого года мы внедряем новую форму общения родителей, детей и воспитателей. Это совместные выходы, в выходные дни, в музеи нашего города. Необходимость такой работы возникла после того, как выяснилось, что очень многие родители хотят, чтобы их дети знали, любили и ценили свою малую Родину.

Первый совместный поход родителей, детей и воспитателей — экскурсия в «музей истории Томска». С сотрудниками музея заранее был продуман маршрут и время пребывания детей в стенах музея. Родителям предварительно была дана информация в какой день, в какое время и в какое место все должны были прийти. Был составлен предварительный список желающих принять участие в экскурсии. На первую экскурсию пришли 24 человека из группы (списочный 26). Это очень радует меня как воспитателя.

После посещения музея родители не пошли сразу по домам, они продолжили гулять по территории музея на открытом воздухе. Дети играли, гуляли, а родители общались между собой и с нами (воспитателями, это также является большим плюсом для объединения и нахождения контактов между детьми-родителями-воспитателями.

Я хочу отметить, что входе сотрудничества с родителями активность их выросла, а также выросло желание участвовать в педагогическом процессе, появилась заинтересованность, инициативность, ответственность.

Свое выступление хочу закончить словами В. А.Сухомлинского: «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

Источник

Создание единого пространства для обеспечения умственного и физического развития ребенка в условиях ДОУ и семьи. 

Семья- поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье,
Она для нас основа всех начал!
Е.А. Мухачева

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья как первый институт социализации оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности,  в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции.

 Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без помощи специалистов. Анализ ученых исследований показывает, что возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдаются социально- психологическая тревожность семьи, ухудшение состояние здоровья детей (физического и психического). Данные тенденции в жизни общества нельзя оставить без внимания. Изменения социокультурной ситуации требует совершенствования содержания, форм и методов работы с семьей, которые могли бы удовлетворить запросы родителей как в информационном, так и в организационном плане.

Детский сад– один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодалении негативных поступков и проявлений в поведении.

 Для решения перечисленных проблем необходима разработка такой модели функционирования детского сада как открытой системы, которая была бы направлена на снижение риска и пропедевтику семейного неблагополучия и социальной изоляции, включения семей в развивающее образовательное пространство, проектное и конкурсное движение. Корме того, в систему дошкольного образования могут быть внедрены циклы занятий в рамках проведения тренинга успешности родителей, клубных заседаний и др. в целом это положительно повлияет на развитие системы дошкольного образования, в частности, на удовлетворенность родителей результатами взаимодействия и партнерских взаимоотношений с педагогами  и специалистами детского сада.

   В последние годы практически в каждом нормативно-правовом или методическом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьей, психолого- педагогического просвещения родителей. В связи с обогащением науки новыми знаниями о развитии ребенка, о роли семьи в его личностном становлении, о феномене родительства и психологии его формирования и сопровождения проблема повышения психолого-педагогической культуры приобрела новое звучание и требует более глубокой комплексной разработки. Исследования показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг  друга.

Анализ работы  воспитателей с родителями показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества имеются и существенные недостатки: воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы; содержание мероприятий недостаточно дифференцированно; воспитатели при выборе форм сотрудничества не учитывают возможности, условия жизни конкретных семей и их интересы. Проблема существующих форм взаимодействия состоит в их чрезмерной регламентированности со стороны ДОУ. Поэтому пересмотр информационной политики ДОУ должен происходить в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усиления субъектной позиции родителей в управлении этим процессом.

Дошкольное учреждение обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, поэтому педагоги, при условии грамотного построения работы, могут оказать компетентную помощь родителям в воспитании детей. Интенсивное развитие наук и технологий, расширение образовательных запросов социума большое число неблагополучных семей требуют от современного воспитателя огромного багажа психолого-педагогических знаний, умения быть советчиком, консультантом помощником каждой конкретной семье. Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально- педагогической системы детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка. К сожалению, неоправданно продолжает сохранятся тенденция одностороннего взаимодействия педагогов с семьей. Недооценка ресурсов семьи, неумение ими грамотно «распорядиться «сдерживает переход как общественного, так и семейного воспитания из одного качественного состояния в другое.

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной , гармонической личности.

 Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно- правовых документов, в т.ч. в «Концепции дошкольного воспитания»,  «Положения о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и других.

Так, в Законе  «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

 В соответствии с этим меняется и позиции дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи и воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения- не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

О необходимости создания крепкого союза школы и семьи писал в свое время В.А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей возможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества».

 «Вопрос о работе с родителями — это большой и важный вопрос. Тут надо заботится об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детских садах, привлечении их к этой работе» (Н.К. Крупская). Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала Н.К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет…на домашнее воспитание», по этому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «… В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности- огромная сила». Вместе с тем она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

В 50-70 г.г. изучались условия нравственного воспитания детей в семье (Л.Г. Загик, Т.А. Маркова, Л.К. Пелипенко, В..Я.  Титаренко), которые выявили зависимость уровня коллективисткой направленности поведения со сверстниками от его положения в семейном коллективе.

Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчеркивая необходимость связи  ДОУ с семьей и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы и ее задачи.

В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. Сколь-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей , которая является частью общей культуры.

 Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность , развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого- педагогических, физиолого- гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.

В конце 90-х – начале 2000 года меняется позиция родителей: они становятся активными участниками процесса воспитания детей.  «Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей, родителей  в процессе развития детей.

Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:

1. Изучение семей детей;

2.Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;

3.Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

4. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Основным противоречием, возникающим, на наш взгляд, при реализации задач сотрудничества детского сада и семьи, является недостаточное «разведение» сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. (Речь идет не о полном отказе от традиционных форм работы с родителями, а об адаптации их к современным условиям).

КАТЕГОРИИ СЕМЕЙ

     Из существенного множества типологий семей, мы выделяем четыре  категории, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: «замещающие профессиональные семьи» (модели: усыновление, приемная семья (опека и попечительство),  патронатное воспитание); семьи, находящиеся в социально- опасном положении; семьи « группы риска» (многодетные, малообеспеченные, неполные); молодая семья.

Патронатные семьи- эта форма устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданная при учреждении. Передача ребенка на воспитание в патронатную семью производится на основании договора. В договоре устанавливается срок, на который ребенок передаются в патронатную семью, права обязанности участников договора.

Приемные семье- как форма семейного устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые на федеральном уровне получила официальное законодательное оформление в 1996 г. Отношения между взрослыми

(приемными родителями) и ребенком-сиротой оформляются в виде официального договора в органах опеки. В приемные семьи передаются дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не состоящие в отношениях родства с приемными родителями.

Опекаемые семьи-  при опеке и усыновлении необходимо выполнение формальных критериев, подтвержденных документально

Семьи, в которых находятся опекаемые дети

-выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей;

-участие в обследовании условий жизни и воспитания детей;

-контроль за здоровьем и оздоровлением детей;

-поддержка семьи опекунов;

-защита интересов опекаемых;

-законодательное просвещение.

Малообеспеченные семьи — семья, среднедушевой доход который ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующим субъекте Российской Федерации, считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.

Многодетные семьи —  под многодетной семьей принято понимать семье, имеющую тех и более детей.

-содействие   родителям   в   повышении   качества   выполнения   ими воспитательных функций;

-организация благотворительной помощи;

-рекомендации по организации семейного досуга;

-законодательное просвещение.

Неполные семьи-  семьи, в которых отсутствует один из родителей. В большинстве случаев образуется в результате развода родителей и рождения женщиной детей вне брака.

-оказание необходимой помощи в получении пособий;

-психолого-педагогическое консультирование;

-профилактика асоциально-аморального поведения;

-организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций;

-законодательное просвещение.

Семьи, находящиеся в социально-опасном положении –  семьи, имеющие официальный статус СОП по решению  специальной комиссии.

Семьи, с признаками социально-опасного положения —  семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. Семьи, в которых родители замечены в аморальном, противоправном образе жизни, воспитанием детей, как правило никто не занимается.

-изучение динамики развития проблемы семьи;

-общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;

-законодательное просвещение;

-разносторонняя помощь и поддержка детей в случае обострения проблемы;

-участие в рейдах по обследованию жилищно-бытовых условий семьи;

-экстренное привлечение органов охраны порядка и прав граждан в случае асоциально-аморального поведения родителей

Молодая семья-  возраст родителей до 30 лет или возраст семьи до 5 лет.

Источник