Создание благоприятных условий для развития ребенка в школе

Создание благоприятных условий для развития ребенка в школе thumbnail

Анна Тортумашева
Создание благоприятных условий для развития детей посредством дополнительного образования

«Источники способностей

и дарований детей

– на кончиках их пальцев»

В. А. Сухомлинский/

По данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. По наблюдениям педагогов и психологов дети с ОВЗ испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде, к условиям дошкольного учреждения.

Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием. У многих детейотмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность. Отмечается также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными.

У кого-то моторика развита в соответствии с возрастом, а кто-то вообще с трудом шевелит пальцами, особенно дети имеющие родовые травмы и определенные диагнозы. В младшем дошкольном возрасте еще нельзя выявить детей с ОВЗ, но есть те, у кого уже имеется тот или иной диагноз.

Степень развитиямелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение.

Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, реализуемые через кружковую работу, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мы стараемся создать условия для равных стартовых возможностей каждого ребёнка.

Предметно — пространтвенная среда детского сада обогащается засчёт поделок детей и родителей, через совместное участие в групповых конкурсах, а так же участие детей и родителей в проектах.

Кружковая работа проводится 1 раз в неделю, мы привлекаем родителей. которые помогают нам приобрести необходимый материал для поделок. Ведь ребёнку интересно, возвращаясь из детского сада, пройтись с мамой или папой по парку, собрать для поделок осенние листья, шишки, или дома вместе с бабушкой раскрасить гуашью опилки, макароны и т. д

Целенаправленная и систематическая работа нашего кружка «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики у детей младшего возраста и способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Мы мастерим поделки из крупы, зернобобовых, семечек; используем различные виды бумаги для аппликации и конструирования, яичную скорлупу, вату, бросовый материал и т. д.

Практические навыки, полученные в ходе выполнения кружковой работы, позволят детям почувствовать свою успешность. Ведь перед глазами родителей и детей в приёмной всегда оформлена выставка с результатами детского творчества.

Организация проектов: «Пластилиновые фантазии», «Народная игрушка» — Матрёшка, «Новогодняя маска», «Осень в Абазе» позволили привлечь к изготовлению различных поделок родителей и детей. Работы были использованы для выставки в приёмной, а затем и выставке на лестничных пролётах детского сада для всех детей и родителей. Большинство семей нашей группы проявили самое активное участие в данных проектах, с удовольствием занимаясь с детьми дома. Воспитатели подсказывали, как лучше сделать поделки, устраивая для родителей мини — мастер — классы прямо в приёмной вечером. На стендах вывешивали памятки и консультации, как заниматься с детьми дома, о развитии мелкой моторики у детей, о пользе работы с пластилином и т. д.

Таким образом, подводя итог работы кружка за отчетный период, можно утверждать, что благодаря кружковой работе, у детейсформировались такие качества как:

* точность

* согласованность движений кистей рук,

* ловкость движений пальцев,

* аккуратность, внимательность, творчество, мышление.

Изготовление различных поделок стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания;

* активизируются мыслительные процессы.

Дети получили дипломы за участие, никто не остался незамеченным!

Читайте также:  Развитие личности ребенка от года до трех лет купить

Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика в конце года показала, что пальцы детей стали более подвижными и послушными, а также выявлена положительная динамика в речевом развитии детей. Интерес детей к продуктивной деятельности увеличился, они с желанием бегут на занятия кружка «Умелые ручки». И родители тоже проявляют свою заинтересованность.

Кружковая работа положительно сказалась на формировании взаимоотношений между детьми, они научились помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляло им радость, было полезно и увлекательно для дошкольников.

Литература

1. И. А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей»;

2. А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»;

3. Журнал «Дошкольное воспитание».

Источник

Обоснование актуальности программы.

«Человек становится человеком благодаря человеческой общности … не вырастает в одиночестве, не вырастает и просто один рядом с другими, в приблизительно одинаковых условиях, но каждый – под многосторонними влияниями друг друга, непрестанно реагируя на эти влияния».
Натороп П.Н.

На социализацию ребёнка влияют:

  • Семья (родители, братья и сёстры, родственники);
  • Группы сверстников;
  • Микросоциум (соседи …);
  • Организации (детский сад, школа, профессиональные, общественные).

Особое место среди них отводится педагогическим влияниям, то есть тем, которые целенаправленны и предполагают создание комплекса условий, обеспечивающих успешность социализации.

Актуальность данной программы обусловлена значительными преобразованиями системы образования и воспитания, осознанием педагогическим коллективом необходимости внесения существенных изменений в практику взаимодействия школы и семьи, их стремлением достигнуть максимальной эффективности в образовании школьников.

Социальный портрет современной семьи в стране характеризуется следующими устойчивыми тенденциями:

  • Ухудшаются социально-бытовые и экономические условия жизни семьи;
  • Семья испытывает значительные трудности в трудоустройстве, обеспечении жильём;
  • Наблюдается недостаток общей культуры и образования родителей;
  • Неуклонно снижается морально-нравственный уровень семейных людей и молодёжи.

В связи с этим утрачивается период полноценной и оптимальной семейной социализации, ослабляется роль родительского авторитета, нарушаются ценности устойчивой полной семьи как социальной нормы. В целом, это приводит к тому, что семья утрачивает свой социализирующий потенциал по воспитанию детей и социальная динамика современной семьи характеризуется увеличением деструктивных семей, дезадаптированных детей.

Данные социально-психологической службы МОУ свидетельствуют об увеличении числа неполных и опекунских семей, ухудшении материального положения полных семей, недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников.

Работа педагогического коллектива школы показывает, что в своей практической деятельности каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники. На протяжении всех лет в школе идут поиски активных форм сотрудничества с семьёй и местным социумом. Сегодня назрел вопрос о разработке и создании общешкольной программы «Создание благоприятных условий для успешного обучения и воспитания школьников через модернизацию работы социально-психолого-педагогической службы».

Паспорт программы
Наименование программы«Создание благоприятных условий для успешного обучения и воспитания школьников через модернизацию работы социально-психоло-педагогической службы»
Нормативно-правовые основания для разработки программыКонституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Семейный кодекс РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г., Указ президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14.05.1996 г. №712, Устав МОУ Изыхская СОШ, Решение МО классных руководителей от 15.10.2007 г., Решение Методического Совета от 19.10.2007 г. об утверждении программы
Разработчик программыМОУ Изыхская СОШ: Сергиенко М.А. – социальный пед.
Проблемы1. Отсутствие школьной мотивации.
2. Несформированность навыков публичного выступления на уровне района, республики.
3. Ежегодное уменьшение кол-ва детей со средним уровнем общеучебных навыков.
4. Повышение уровня тревожности у учащихся старших классов.
5. Высокий уровень курящих школьников.
6. Отсутствие достаточного кол-ва спортивных секций.
7. Отсутствие транспорта.
8. Повышение агрессивности и гиперактивности у учащихся старших классов.
9. Низкая посещаемость родительских собраний.
10. Снижение общей культуры общения у родителей детей группы риска.
11. Недостаточность взаимодействия семьи и школы, в связи с перекладыванием функций воспитания на школу.
12. Недостаточная скоординированность работы школы с сельским клубом, сельской библиотекой и администрацией села.
Глобальная проблемаНедостаточная скоординированность работы школы с родителями и местным социумом для создания благоприятных условий успешного развития личности.
Цельпрограммы Социальная адаптация: (активное приспособлениеучащихся к новым условиямобучения и среды, в которойони живут).
Социальная автономизация личности:
(реализация совокупности установок на себя, устойчивостьв поведении и отношениях, котораясоответствует представлению личности о себе и самооценка).
Социальная активность:
(реализуемая готовность к действиям, котораяпроявляется в сферах социальных отношений учащегося).
Повышение воспитательного потенциала семьи при активном взаимодействии семьи, школы и местного социума в образовательном пространстве.
Задачи1. Организовать работу НОУ, конкурса ораторского мастерства. Внедрить в работу метод проектов, тренинги выступления на аудиторию, агитбригады, театрализацию. Пересмотреть работу учителя начальной школы (формы работы учителя на уроке).
2. Производить раннюю диагностику, выявлять учащихся с пониженным уровнем школьной мотивации. Оптимизировать учебную и воспитательную работу школы.
3. Активизировать работу органов самоуправления школьников через актив и современные методы работы.
4. Улучшить взаимодействие школы с сотрудниками РОВД (участковый, инспекторы ИДН, ГИБДД и т.д.). Профилактика и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних борьба за их физическое и духовное здоровье.
5. Приобрести транспорт для организации походов, экскурсий, поисковой деятельности, туризма.
6. Рационализировать досуговую деятельность школьников.
7. Повысить взаимодействие педагогов и родителей, вовлечь их в воспитательный и образовательный процесс.
8. Скоординировать работу школы с администрацией села, сельским клубом и сельской библиотекой.
ОбъектПрограмма предусматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это значит, что целенаправленное влияние на учащихся и их родителей предполагает их активную позицию. Важным здесь является социальное самоопределение, которое зависит от двух важнейших условий:
1. Включение учащихся в реальные социальные отношения.
2. Самореализация детей в процессе социального взаимодействия.
3. Семейное воспитание.
ПредметОбразовательные связи и комплексное взаимодействие школа – семья – социум.
Прогнозируемый результат1. Осознание детьми системы общественных ценностей и развитие своих способностей и умений.
2. Овладение способами взаимодействия с людьми, развитие и (или) корректировка у подростков личностных качеств и их использование в процессе общения, взаимодействия в коллективе.
3. Овладение приёмами рефлексии и элементами самопознания.
4. Определение подростками себя в актуальной жизни, определение своих перспектив.
5. Выработка активной жизненной позиции, ответственного поведения и умения сопротивляться негативным социальным влияниям.
6. Участие родителей в школьной жизни детей.
7. Целенаправленная и совместная деятельность социума в рамках реализации программы социализации школьников.
Сроки реализацииСентябрь 2007 г. – май 2010 г.
 Условия реализации программы:
1. Педагогическое обеспечение:Педагоги, психолог, социальный педагог, медик, администрация школы.
Максимальное включение детей в различные формы деятельности.
Участие детей во всех делах строго добровольно.
Возрастной подход к разработке занятий.
Систематическая корректировка проекта программы отностительно практического развития событий.
2. Научно-методическое обеспечение:Наличие банка современных форм и методов работы с семьёй.
Учебно-методическая литература по проблемам реализации программы.
Нормативно-правовая документация.
Оформление тематических папок: «В помощь кл. руководителю по работе с семьёй», «Работа с асоциальной семьёй», «Интерактивные формы и методы работы, обобщение опыта по работе с семьёй».
Повышение квалификации (курсовая переподготовка, психолого-педагогические семинары).
3. Мотивационное:Организация семинаров, дискуссий, круглых столов по вопросам реализации программы;
Обмен опытом (достижениями, неудачами);
Система поощрений участников реализации программы.
4. Организационное:Распределение функциональных обязанностей между всеми участниками реализации программы;
При необходимости – привлечение новых структур и субъектов управления.
5. Диагностическое:Выявление основных проблем в воспитании, обучении и развитии личности ребёнка. (анкетирование, тестирование).
6. Правовое:Решение МО классных руководителей от 15.10.2007 г., Методического Совета от 19.10.2007 г. об утверждении программы социализации школьников в современных условиях обучения.
Устав, Положения МОУ Изыхская СОШ, регулирующие и регламентирующие деятельность всех участников реализации программы.
7. Финансовое:Приобретение методической литературы – 8000 руб.
Стимулирование и поощрение участников реализации программы – 10000 рублей.
Организация экскурсий, походов, поисковой деятельности – 15000 рублей.
Читайте также:  Особенности развития ребенка с умственной отсталостью умеренной степени

Направления реализации программы:

Начальные классы:

  1. Я – ученик! (школа. Правила школьника, вещи для школы, режим дня).
  2. Мой класс. (грубые слова, школьные конфликты, день рождения).
  3. Я, ты, он, она — вместе дружная страна.

Средние классы:

  1. Будешь друг, да не вдруг (взаимоотношения с одноклассниками).
  2. Мыслю, следовательно существую. (взаимоотношения со взрослыми).
  3. Цель имеешь – путь найдёшь. (своя учёба).
  4. 4. Активизация процесса самопознания, самовоспитания и саморазвития. (развитие чувства собственного достоинства). Формирование развитой Я – концепции у подростков.

Старшие классы:

  1. Помочь учащимся осмыслить свой собственный статус, связанные с ним роли в обществе.
  2. Развивать и реализовывать коммуникативные способности учащихся.
  3. «Все работы хороши, выбирай на вкус» (в мире профессий). «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». (Сенека)

Наша школа ведёт работу по данной программе уже 3 года. Большое внимание мы уделяем работе с родителями и местным социумом, вовлекаем их в образовательный и воспитательный процесс. Родители активно участвуют в подготовке и проведении классных часов, внеклассных мероприятий.

В 2007-2008 учебном году в школе создан Совет Отцов, с целью активизации участия родительской общественности в организации работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, для организации профилактической работы с семьями, состоящими на учёте. Но наши папы участвуют не только в профилактической работе с трудными и их семьями, но и организуют спортивные соревнования (отцы и дети), создают фотовыставки – «Моя малая Родина», компьютерные презентации – «Совместный семейный отдых» и «Странички семейного альбома»; участвуют в конкурсах – «Мой папа самый лучший», помогают в организации Дней здоровья, походов на природу.

В 2008-2009 учебном году начал свою работу клуб – «Семейная академия». Клуб работает по разным направлениям – 1 класс; 2-4 классы; 5-8 классы; 9-11 классы. Собрания для родителей проводятся в форме круглого стола, диспута, тренинга, деловой игры, с участием психолога и социального педагога. Посещаемость родителями таких собраний возросла. Школа работает в тесной связи с сельским клубом и сельской библиотекой. Ежегодно проводятся совместные мероприятия не только для школьников, но и календарные праздники для жителей села. Родители помогают в постановке номеров и изготовлении костюмов и декораций.

Читайте также:  Формы и методы работы с книгой для развития и образования ребенка

Ребята, с помощью педагогов и родителей, охотно участвуют не только в школьных и сельских библиотечных мероприятиях, но и являются призёрами Республиканских и Районных конкурсов ( Герасимова А. и Корчикова Р.)

Герасимова Алёна – 1 место в Республиканском конкурсе, посвящённом 300-летию присоединения Хакасии к России. Получила грамоту и подарок.

За участие в республиканском конкурсе «По книжным тропинкам лета» – Алёна заняла 2 место и получила путёвку в ВДЦ «Орлёнок» в г. Туапсе и грамоту.

Корчикова Рита – 2 место в Республиканском конкурсе, посвящённом 300-летию присоединения Хакасии к России. Получила грамоту и подарок.

Некрасова Таня – 2 место в Республиканском конкурсе рисунков «Нет пожарам», проводившемся по линии МЧС. Девочка награждена грамотой и памятным подарком(MP 3 плейер).

Конечно это только начальный этап работы по программе. Надеемся, что наше дальнейшее сотрудничество с родителями и социумом будет продолжаться.

Приложения.

Источник