Современный психоанализ о развитии ребенка

Современный психоанализ о развитии ребенка thumbnail

Познание детской
психики с помощью психоанализа и игровой
тех ники расширило представления об
эмоциональной жизни маленьких детей,
углубило понимание самых ранних стадий
развития и их долговременного вклада
в нормальное или патологическое развитие
психики во взрослые периоды жизни.

Детский
психоаналитик Дж. Боулби рассматривал
прежде всего эмоциональное развитие
детей2.
Его теория
привязанности
основана
на синтезе современных биологических
(этологических) и психологических данных
и традиционных психоаналитических
представлений о развитии.

Ключевая
идея теории Боулби состоит в том, что
мать важна не только потому, что она
удовлетворяет первичные органические
поттребности ребенка, в частности
утоляет голод, но главное — она создает
ребенку первое чувство привязанности3.
В первые месяцы жизни крики и улыбки
ребенка гарантируют ему материнскую
заботу, внешнюю безопасность и
защищенность. Эмоционально защищенный
ребенок более эффективен в своем
исследовательском поведении, ему открыты
пути здорового психического развития.
Разнообразные нарушения первичной
эмоциональной связи между матерью и
ребенком, «расстройства привязанности»
создают риск возникновения личностных
проблем и психических заболеваний
(например, депрессивных состояний).

Идеи
Боулби сразу нашли применение и начиная
с 1950-х гт привели к практической
реорганизации системы больничного
режима
для маленьких детей, позволившей не
отрывать ребенка oт
матери.

Р. Шпиц
подчеркивает, что взаимоотношения между
ребенком и матерью в самом раннем
возрасте оказывают влияние на формирование
его личности в последующем4.
Очень показательными для психоаналитического
подхода к исследованию и коррекции
развития в детском возрасте являются
такие понятия, как «привязанность»
«безопасность», установление близких
взаимоотношений детей и взрослых,
создание условий для налаживания
взаимодействия детей и родителей в
первые часы после рождения.

Широкую
известность получила позиция Э. Фромма
по вопросу о роли матери и отца в
воспитании детей, об особенностях
материн­ской и отцовской любви5.

Материнская
любовь безусловна:
ребенок
любим просто за то, что он есть. Сама
мать должна иметь веру в жизнь, не быть
тревож­ной, только тогда она сможет
передать ребенку ощущение безопас­ности.
«В идеальном случае материнская любовь
не пытается поме­шать ребенку взрослеть,
не пытается назначить награду за
беспомощность»6.
Отцовская любовь — по большей части
это обу­словленная
любовь,
ее
нужно и, что важно, можно
заслужить
— достижениями, выполнением обязанностей,
порядком в делах, соответствием ожиданиям,
дисциплиной. Зрелый человек строит
об­разы родителей внутри себя: «В этом
развитии от матерински -центрированной
к отцовски-центрированной привязанности
и их окончательном синтезе состоит
основа духовного здоровья и зрело­сти»7.

Представитель
психоаналитической педагогики К. Бютнер
обращает внимание на то, что традиционная
для психоанализа сфера семейного
воспитания дополняется и даже вступает
в кон­курентные, противоречивые
отношения с системой институцио­нального,
внесемейного воспитания. Влияние
видеофильмов, мультфильмов, игр, индустрии
игрушек на внутренний мир де­тей
постоянно растет, и часто оно может быть
оценено резко негативно8.

Представительница
Парижской школы фрейдизма Ф. Дольто
рассматривает прохождение детьми
символических этапов станов­ления
личности1.
В своих книгах «На стороне ребенка»,
«На сторо­не подростка» она анализирует
с психоаналитической точки зрения
многочисленные проблемы: характер
воспоминаний детства, само­чувствие
ребенка в детском саду и школе, отношение
к деньгам и наказаниям, воспитание в
неполной семье, норма и патология
родительско-детских отношений, зачатие
в пробирке.

Детский
психоанализ оказал немалое влияние на
организацию работы с детьми в
образовательной и социальной сферах,
на работу с родителями. На его основе
созданы многочисленные программы
раннего вмешательства, варианты терапии
взаимоотношений «ро­дители — ребенок»,
«отец — мать — ребенок» для родителей
и детей «групп риска»2.
В настоящее время существует немало
центро-психоаналитической терапии
детей. Однако, по словам одного и видных
представителей этого направления С.
Лебовичи, «и по сей день нелегко с
точностью определить, что именно
представляет собой психоанализ у
ребенка»3.
Цели современной длительной
психоаналитической терапии ребенка
формулируются в весьма широко диапазоне:
от устранения невротических симптомов,
облегчение бремени тревоги, улучшения
поведения до изменений в организации
умственной деятельности или возобновления
динамичной эволюции психических
процессов развития.

ВОПРОСЫ ДЛЯ
САМОПРОВЕРКИ:

1. Назовите мотивы,
лежащие в основе человеческого поведения
по мнению 3. Фрейда.

2. Опишите структуру
личности и ее развитие в процессе
онтогенеза. В чем состоят предпосылки
возникновения внутреннего конфликта
человека?

3.. Почему подход
психоанализа к пониманию психического
развития может быть охарактеризован
как преформистский?

4.
Используя фрейдовскую модель
психосексуального развития, попробуйте
объяснить поведение чрезмерно
пунктуального и опрятного человека
склонного к сквернословию и бахвальству;
человека, постоянно стремящегося вызвать
сочувствие и жалость к себе.

5. Как трансформировался
психоаналитический подход в детском
психоанализе (цели, методы, способы
коррекции)?

ЗАДАНИЕ 1

Прочитайте
отрывок из работы 3. Фрейда «О психоанализе»,
выделите тексте специфические для
психоанализа понятия,
ключевые
положения
характерные
для этого подхода, обращая внимание на
их формулировки.

«Отношение ребенка к своим
родителям далеко не свободно от
сексуального возбуждения, как это
показывают непосредственные наблюдения
над детьми и позднейшие психоаналитические
изыскания у взрослых. Ребенок рассматривает
обоих родителей, особенно одного из
них, как объект своих эротических
желаний. Обычно ребенок следует в данном
случае побуждению со стороны родителей,
нежность которых имеет очень ясные,
хотя и сдерживаемые в отношении своей
цели проявления сексуального чувства.
Отец, как правило, предпочитает дочь,
мать—сына; ребенок реагирует на это,
желая быть на месте отца, если это
мальчик, и на месте матери, если это
девочка. Чувствования, возникающие при
этом между родителями и детьми, а также
в зависимости от этих последних между
братьями и сестрами, бывают не только
положительные, нежные, но и отрицательные,
враждебные. Возникающий на этом oc-новании
комплекс предопределен к скорому
вытеснению, но тем не менее он производит
со стороны бессознательного очень
важное и длительное действие. Мы можем
высказать предположение, что этот
комплекс с его производными является
основным комплексом всякого невроза,
и мы должны быть готовы встретить его
не менее дей­ствительным и в других
областях душевной жизни. Миф о царе
Эдипе, который уби­вает своего отца
и женится на своей матери, представляет
собой мало измененное проявление
инфантильного желания, против которого
впоследствии возникает идея инцеста.
В основе создания Шекспиром Гамлета
лежит тот же комплекс инцеста, только
лучше скрытый.

Читайте также:  Упражнения для развития внимания ребенок 2 года

В то время, когда ребенком владеет еще
не вытесненный основной комплекс,
значительная часть его умственных
интересов посвящена сексуальным
вопросам. Он начинает раздумывать,
откуда являются дети, и узнает по
доступным ему признакам о действительных
фактах больше, чем думают родители.
Обыкновенно интерес к во­просам
деторождения проявляется вследствие
рождения братца или сестрицы. Инте­рес
этот зависит исключительно от боязни
материального ущерба, так как ребенок
видит в новорожденном только конкурента.
Под влиянием тех парциальных влече­ний,
которыми отличается ребенок, он создает
несколько инфантильных сексуальных
теорий, в которых обоим полам приписываются
одинаковые половые органы, зачатие
происходит вследствие приема пищи, а
рождение — опорожнением через конец
ки­шечника; совокупление ребенок
рассматривает как своего рода враждебный
акт, как насилие. Но как раз незаконченность
его собственной сексуальной конституции
и пробел в его сведениях, который
заключается в незнании о существовании
женского полового канала, заставляет
ребенка-исследователя прекратить свою
безуспешную работу. Самый факт этого
детского исследования, равно как создание
различных тео­рий, оставляет свой
след в образовании характера ребенка
и дает содержание его бу­дущему
неврозному заболеванию.

Совершенно неизбежно и
вполне нормально, что ребенок избирает
объектом своего первого любовного
выбора своих родителей. Но его libido
не должно фиксиро­ваться на этих
первых объектах, но должно, взяв эти
первые объекты за образец, пе­рейти
во время окончательного выбора объекта
на других лиц. Отщепление ребенка от
родителей должно быть неизбежной задачей
для того, чтобы социальному положе­нию
ребенка не угрожала опасность. В то
время, когда вытеснение ведет к выбору
среди парциальных влечений, и впоследствии,
когда влияние родителей должно
уменьшиться, большие задачи предстоят
делу воспитания. Это воспитание,
несо­мненно, ведется в настоящее время
не всегда так, как следует.

Не думайте, что этим разбором
сексуальной жизни и психосексуального
разви­тия ребенка мы удалились от
психоанализа и от лечения неврозных
расстройств. Если. хотите, психоаналитическое
лечение можно определить как продолжение
воспитания в смысле устранения остатков
детства» (Фрейд 3. О
психоанализе // Психология бессознательного:
Сб. произв. / Сост. М.Г. Ярошевский. М.,
1990. С. 375).

ЗАДАНИЕ 2

Просмотрите книги,
периодические издания по психологии
последних лет, выберите работу зарубежного
или отечественного психолога, автор
кото­рой — приверженец психоаналитического
подхода.

— Прочитайте,
обращая внимание на понятийный аппарат.

— Выделите основные
исходные установки автора.

— Какие аспекты
психического и личностного развития
автор считает главными?

— Обозначьте те
практические проблемы психического
развития, обра­зования и воспитания,
которые предлагается решить в контексте
психоана­литической теории.

— Приведите свой
собственный пример актуальной практической
си-туации подобного типа.

— Что считаете
ценным из прочитанного, что показалось
новым, что сомнительным или непонятным?

— Подготовьте
тезисное сообщение.

Дополнительная
литература:

Зейгарник
Б.В.
Теории
личности в зарубежной психологии. М.,
1982. С. 6—12

30-37.
Обухов
Я.Л.
Значение
первого года жизни для последующего
развития ребенка

(Обзор концепции
Д. Винникотта ) // Школа здоровья. 1997. Т.
4. №1

С. 24-39.

Фромм
Э.
Психоанализ
и этика. М., 1993. Ярошевский
М.Г.
История
психологии. М., 1985. С. 329-345, 377-397.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Познание детской психики с помощью психоанализа и игровой техники расширило представления об эмоциональной жизни маленьких детей, углубило понимание самых ранних стадий развития и их долговременного вклада в нормальное или патологическое развитие психики во взрослые периоды жизни.

Детский психоаналитик Дж. Боулби рассматривал прежде всего эмоциональное развитие детей. Его теория привязанности основана на синтезе современных биологических (этологических) и психологических данных и традиционных психоаналитических представлений о развитии.

Ключевая идея теории Боулби состоит в том, что мать важна не только потому, что она удовлетворяет первичные органические потребности ребенка, в частности утоляет голод, но главное — она создает ребенку первое чувство привязанности. В первые месяцы жизни крики и улыбки ребенка гарантируют ему материнскую заботу, внешнюю безопасность и защищенность. Эмоционально защищенный ребенок более эффективен в своем исследовательском поведении, ему открыты пути здорового психического развития. Разнообразные нарушения первичной эмоциональной связи между матерью и ребенком, «расстройства привязанности» создают риск возникновения личностных проблем и психических заболеваний (например, депрессивных состояний).

Читайте также:  Дети с задержкой в психическом развитии ребенка

Идеи Боулби сразу нашли применение и начиная с 1950-х гг. привели к практической реорганизации системы больничного режима для маленьких детей, позволившей не отрывать ребенка от матери.

Р. Шпиц подчеркивает, что взаимоотношения между ребенком и матерью в самом раннем возрасте оказывают влияние на формирование его личности в последующем. Очень показательными для психоаналитического подхода к исследованию и коррекции развития в детском возрасте являются такие понятия, как «привязанность», «безопасность», установление близких взаимоотношений детей и взрослых, создание условий для налаживания взаимодействия детей и родителей в первые часы после рождения.

Широкую известность получила позиция Э. Фромма по вопросу о роли матери и отца в воспитании детей, об особенностях материнской и отцовской любви.

Материнская безусловна: ребенок любим просто за то, что он есть. Сама мать должна иметь веру в жизнь, не быть тревожной, только тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности. «В идеальном случае материнская любовь не пытается помешать ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность». Отцовская любовь — по большей части это обусловленная любовь, ее нужно и, что важно, можно заслужить — достижениями, выполнением обязанностей, порядком в делах, соответствием ожиданиям, дисциплиной. Зрелый человек строит образы родителей внутри себя: «В этом развитии от матерински — центрированной к отцовски — центрированной привязанности и их окончательном синтезе состоит основа духовного здоровья и зрелости».

Представитель психоаналитической педагогики К. Бютнер обращает внимание на то, что традиционная для психоанализа сфера семейного воспитания дополняется и даже вступает в конкурентные, противоречивые отношения с системой институционального, внесемейного воспитания. Влияние видеофильмов, мультфильмов, игр, индустрии игрушек на внутренний мир детей постоянно растет, и часто оно может быть оценено резко негативно.

Представительница Парижской школы фрейдизма Ф. Дольто рассматривает прохождение детьми символических этапов становления личности. В своих книгах «На стороне ребенка», «На стороне подростка» она анализирует с психоаналитической точки зрения многочисленные проблемы: характер воспоминаний детства, самочувствие ребенка в детском саду и школе, отношение к деньгам и наказаниям, воспитание в неполной семье, норма и патология родительско — детских отношений, зачатие в пробирке.

Детский психоанализ оказал немалое влияние на организацию работы с детьми в образовательной и социальной сферах, на работу с родителями. На его основе созданы многочисленные программы раннего вмешательства, варианты терапии взаимоотношений «родители — ребенок», «отец — мать — ребенок» для родителей и детей «групп риска». В настоящее время существует немало центров психоаналитической терапии детей. Однако, по словам одного из видных представителей этого направления С. Лебовичи, «и по сей день нелегко с точностью определить, что именно представляет собой психоанализ у ребенка». Цели современной длительной психоаналитической терапии ребенка формулируются в весьма широком диапазоне: от устранения невротических симптомов, облегчения бремени тревоги, улучшения поведения до изменений в организации умственной деятельности или возобновления динамичной эволюции психических процессов развития.

Источник: Шаповаленко И.В. Возрастная психология

Просмотров: 9340

Все материалы из данного источника: Шаповаленко И.В. ->

Понравился проект и хотите отблагодарить?
Просто поделитесь с друзьями, кликнув по кнопкам социальных сетей!

Вам также может быть интересно:

Современный психоанализ о развитии ребенка

Будьте в курсе. Присоединяйтесь к нашему сообществу!

Источник

Благодаря Русскому психоаналитическому обществу, столицу посетил президент Швейцарской ассоциации психоанализа детей и подростков (ASUPEA) Бердж Папазян. Семинар пришелся на дни траура по трагическим событиям в Керчи, поэтому разговор об этиологических факторах психопатологических проявлений в детско-подростковом возрасте был особенно значимым. Послушать яркого представителя швейцарской психоаналитической школы с 30-тилетним стажем терапевтической работы собрались психологи, психоаналитики, готовые встретиться лицом к лицу с историями детской травмы.

В европейских странах психоанализ детства и подросткового возраста насчитывает более сотни лет: «смелое» начало данного направления психоанализа было положено описанием случая «Маленького Ганса» в работе «Анализ фобии пятилетнего мальчика» в 1909 году. В России детский психоанализ и детская психоаналитическая психотерапия (а это все же разные способы взаимодействия с маленькими клиентами, и об этом господин Папазян тоже упомянул) также достаточно развиты. Ведь в каждом из нас живет ребенок, который влияет на нашу взрослую жизнь.

В начале семинара Бердж Папазян остановился на истории зарождения и развития психоанализа детей и подростков, обратив внимание на такие важные явления, как инцестуозные связи и перенос. Ранний детский психоанализ развивался в «атмосфере инцеста»: Анна Фрейд была пациенткой собственного отца, Мелани Кляйн занималась психоанализом своего сына, Гермина Хуг-Хельмут, анализировавшая родного племянника, взятого на попечение, была через 4 года им же задушена. Отчасти благодаря такой глубокой предыстории, современное психотерапевтическое сообщество хорошо знает, что специалист никогда не берет в аналитическую, терапевтическую работу близких и родных людей. Истинный инцест уже сотни лет находится под запретом, но никакие запреты и догмы не распространяются на фантазии ребенка, заглянуть в которые и является одной из задач детского психоаналитика!

Читайте также:  Интеграция в обществе ребенка с отклонениями в развитии

Анна Фрейд, развивая теоретические положения своего отца, считала, что Супер-Эго (один из трех компонентов психики, отвечающий за моральные и ценностные установки человека) формируется у ребенка не сразу, а проходит свое становление в процессе развития. Это было основой положения о том, что маленькие дети не способны к такому психическому явлению, как перенос. Мелани Кляйн же, напротив, занимаясь самыми ранними стадиями развития детей, считала, что младенец способен к переносу, в том числе к негативному. Дальнейшее развитие детского психоанализа также имело некоторые расхождения в теоретических положениях, например, относительно формирования Эдипова комплекса и др. Однако же, представляя на семинаре клинический анализ индивидуального случая из собственной практики, на вопрос одного из участников Бердж Папазян дал четкий ответ: «Когда я работаю с человеком, я не думаю, исходя из каких теоретических положений я его анализирую. Значительно важнее то, что происходит в данный момент между нами! Если внутри самого аналитика не происходит определенных изменений, их не будет и у пациента!».

Современное теоретическое состояние психоанализа детства и подросткового возраста уделяет много внимания изучению таких понятий, как контрперенос, отрицание, ревери, биперсональное поле, что, по мнению господина Папазяна, идет в ущерб исследованию сексуальности ребенка, которая играет очень важную роль. Какова же теоретическая и клиническая разница между сексуальностью в общечеловеческом смысле, а именно сексуальностью, связанной со взрослой сексуальной функцией и с полиморфной сексуальностью ребенка так, как ее описал З.Фрейд, и, наконец, сексуальным, которое наполняет нас жизненной силой? Основная гипотеза Берджа заключается в том, что сексуальное у детей — это как раз то основополагающее, что определяет все аспекты данной проблемы (во французском психоанализе это одно из наиболее концептуальных понятий). Бессознательное имеет детскую и сексуальную природу, независимо от возраста человека (З. Фрейд «Заметки об одном случае невроза навязчивости», случай «Человек с крысами», 1909 г.). 

Бердж Папазян, Виктория СавенкоРазвитие человека — это целый путь, который имеет определенный смысл, где качество превращается в количество, и если в физическом плане он необратим, то в психическом плане это обратимый процесс. Путь развития и роста человека имеет психосексуальный характер изначально, начиная с самых примитивных ситуаций, и этап за этапом все глубоко переживаемые явления постоянно возвращают человека к сексуальным переживаниям. С раннего детства ребенок начинает задаваться вопросами о развитии своего тела, о различных культурных аспектах жизни, и, конечно, задумывается о смерти. В своих размышлениях любой человек неизбежно приходит к вопросам о том, откуда мы пришли, о нашем происхождении, и затем эти мысли приводят его к размышлениям о происхождении человечества и всего мира. Французский психоанализ понимает сексуальное у детей как модель интерактивного эпигенеза, который включает в себя одновременно телесный аспект, роль объекта и также сексуальное у взрослых. Человек является существом, обладающим психикой, которая должна быть структурирована, которая обладает определенной динамикой и полем развития, и, безусловно, должны быть границы психического развития. Триангуляция, понимаемая как психическое пространство, которое регулирует обмен между Ид, Эго и Супер-Эго, является продуктом как раз сексуального у детей. Сексуальное у детей — это то самое психическое пространство, в котором возникают все влечения: удовольствия чувственного характера, удовольствие в воображаемом плане, которое меньше всего похоже с половой функцией у животных, а скорее связано с творческим удовлетворением. 

Таким образом, сексуальное у детей не подчиняется детской сексуальности, но может быть связано с травмами и проявляться в элементах сексуальности. Сексуальность подростка психически может сформироваться только тогда, когда сексуальное у ребенка готово принять эту подростковую сексуальность. Латентный период развития психики как раз и нужен для того, чтобы подготовить ребенка к чисто физическим изменениям, связанным с половым созреванием. Поэтому современное общество, основанное в большей степени на картинке, на изображении, нежели на букве и слове, часто пагубно влияет на неокрепшую детскую душу, которая становится жертвой животных инстинктов, к которым она еще не готова.

Завершая общение с гостем, я поинтересовалась, какие наиболее актуальные и распространенные проблемы у детей и подростков существуют в современном мире, существует ли какая-то динамика детских фантазмов за последнее десятилетие. Точно так же, как Дональд Винникотт (британский детский психоаналитик, один из важнейших представителей теории объектных отношений) в свое время сказал, что ребенок не существует сам по себе, а развивается в своем окружении, Бердж ответил, что психоанализ не существует сам по себе, он существует в конкретном обществе, которое и определяет эволюцию детских и подростковых фантазмов. Прежде всего, большую роль сейчас играет технологический прогресс, открывающий детям доступ к фото- и видеоматериалам с таким содержанием, которое детская незрелая психика еще не способна правильно осмыслить. 

Фотографы Ekaterina Basova-Gonzalez, Владимир Осиченко

Источник