Современные технологии как фактор развития ребенка

МГУ им. М.В. Ломоносова
Факультет журналистики

«Влияние новых технологий на детей и их развитие.»

Студентки V курса д/о
507 группы
Лукирской С.А.

Москва, 2014

Сегодня двухлетние дети уже могут
Разблокировать телефон и войти в Интернет.
А что я делал в их возрасте? Я ел песок…
(Шутка…Народная. Найдена на бескрайних просторах интернета)

Свою статью я начну с нашего знакомства. Меня зовут София, я мать
трёхлетнего ребёнка, мальчика по имени Гоша. Мнение, изложенное в статье,
будет опираться на мой личный опыт материнства.
Современный мир и его развитие основано на компьютерных
технологиях. Нас окружают многочисленные гаджеты, которые делают нашу
жизнь и проще и сложнее одновременно. Проще в том, что для нас стали
доступны вещи, ранее просто невозможные, а сложнее тем, что все
современные люди «гаджетозависимы» и нужно обладать определенным
набором знаний и навыков, чтобы этими гаджетами умело пользоваться.
Однако когда смотришь на современных детей, появляется ощущение, что
они уже рождаются с набором определенных навыков. Отчего это
происходит? Видимо от того, что ребенок знакомится с плодами развития
цивилизации еще в утробе матери. Первые селфики с ним мама делает, когда
ребенок находится еще в ее животике и «вывешивает» его еще не
родившегося в Инстраграмм. Только родившись, ребенок немедленно
сталкивается с использованием электронной техники: айфонов, айпэдов и
прочих гаджетов. Ведь, что делает мама, только что родившая ребенка?
Правильно! Фотографирует малыша на свой мобильный телефон. Первое
фото для папы… Вот и первое знакомство ребенка с айфоном или иным
устройством.

Конечно, этот момент ребёнок вряд ли запомнит. Но ведь

дальнейшее взросление ребёнка мама пошагово также фиксирует на свой
телефон: фотографии с новыми достижениями ( тут малыш научился держать
головку, а вот на этой фотографии мы впервые в зоопарке, а тут на

аттракционах и т.п.); в заметки большинство мам записывают интересные
высказывания своих детей, первые слова; записывают видео, как ребёнок
поёт, гуляет, играет в песочнице и тп. Таким образом, ребёнок привыкает к
тому, что у мамы

в руках постоянно находится

мобильный телефон.

Малыш не стесняется фотографироваться, более того позирует, учится
рассказывать стихотворения, которые записываются на видео, потому что
для ребенка — это обычная неотъемлемая часть его жизни с момента самого
рождения. В дальнейшем происходит и обучение навыкам, т.е. ребёнок, видя,
как его мама обращается с тем же телефоном, начинает повторять движения,
копировать их. Знания об устройстве он, конечно, пока не приобретает, но
навыки приобретает, безусловно. Ребенок копирует движения взрослых,
которые пользуются своими устройствами в его присутствии. Память у
малышей цепкая, они моментально запоминаю «нужные» движения и
безошибочно воспроизводят их, когда в их ручки попадает электронное
устройство. Это я заметила впервые, когда мой ребенок подошел ко мне, взял
айфон и, недолго думая, целенаправленно провел пальцем, разблокировав
его. Со временем Гоша так же запомнил код доступа, вернее не запомнил сам
код, а выучил те «места», куда надо нажать, чтобы телефон заработал. Хотя
читать он ещё не умеет и просто запоминает все «необходимые» движения
пальцев. Позже Гоша научился просматривать сделанные на телефон
фотографии, и это вскоре стало его любимым развлечением в московских
пробках. Позднее он «научился» видеть фото на экране, и если звонившие
это: папа, бабушка или дедушка, то с легкостью нажимал «ответить», чтобы
поговорить. Сейчас Гоша осваивает цифры и буквы, даже боюсь
предположить, что ждет родительские гаджеты в скором будущем…
Конечно, каждое новое поколение намного техничнее предыдущего.
Вспоминается, как мы совсем недавно лихо вставляли видеокассету с
любимым мультиком в плеер, удивляя своих бабушек и дедушек, которые
охали: «где он мог этому научиться и он в этом понимает?». Современные
дети также включают своим бабушкам и дедушкам видео на youtube, ловко

пользуясь планшетами. Например, мой старенький первый планшет фирмы
Apple перешёл по наследству моему сыну. Пользуется он им пока только
одним способом: заходит в приложение youtube и ищет себе мультфильмы по
вкусу. Пока Гоша не умеет писать и читать, поэтому просто заходит в
избранные, сохранённые мной мультфильмы, и включает их.
высвечивается

Справа

ряд мультфильмов определенной тематики. В этом ряду

Гоша выбирает тот мультфильм, что ему нравится и включает его, ловко
пользуясь кнопками воспроизведения, паузы, регулировки громкости. Если
вдруг видео начинает «тормозить», то ребёнок ругается, воспроизводит
фразы взрослых про плохой интернет, озвучивает предположения о «плохом
вайфае». Конечно, Гоша не знает что такое INTERNET и WI-FI, до конца он
не понимает значение сказанных им слов. Но эти выражения он слышал от
взрослых и инстинктивно понимает, что какой-то «вайфай» даёт ему
возможность смотреть мультик. А если экран планшета этот мультфильм не
показывает, значит, что-то случилось. Ещё одно любимое развлечение Гоши:
разглядывание фотографий в планшете. И их комментирование, ведь так
делают взрослые!
Гоша еще очень маленький, поэтому компьютер он пока не освоил, и я
не тороплю этот момент, но есть одна кнопка в компьютере, которую он уже
освоил блестяще. Это кнопка выключения. Когда мой сын требует к себе
немедленного внимания, а я занята какими-то учебными или рабочими
делами, Гоша использует волшебный прием привлечения моего внимания к
нему, он подкрадывается ко мне и быстро нажимает ту самую кнопку! Это
прием научил меня всегда сохранять документы в процессе их написания.
Безусловно, гаджеты служат не только для развлечения ребенка, они
непосредственно участвуют и в его развитии. Планшеты удобны для
просмотра развивающих мультфильмов, сейчас существует множество
приложений, с помощью которых можно учить цифры, буквы, отгадывать
загадки, слушать аудио сказки, колыбельные. Многим детям ставят

планшеты во время еды, с помощью такого маневра дети отвлекаются и сами
не замечают, что едят полезную, а не вкусную пищу, хотя до включения
мультфильма, кричали, что есть они не будут ни при каких обстоятельствах.
Правда, врачи-диетологи говорят, что это очень вредно, проводя аналогии с
тем же, что взрослым людям вредно есть под телевизор. Но моё мнение
таково: нет ничего страшного, если ребёнок съест свой положенный ему на
обед полезный суп под контролем мамы и завесой мультиков. Это же не
чипсы или ведро попкорна под сериал «трескать». Хотя, безусловно, во всем
нужна мера.
Для занятых мам, например, работающих дома, планшет — настоящая
находка. Можно усадить ребенка с планшетом и какое-то, конечно недолгое,
время заниматься своими рабочими делами.
Однако не следует переоценивать роль наших электронных «нянек».
Представляется,

что

длительное

использование

подобной

техники

нежелательно и просто опасно для ребенка. Начиная от падения зрения и
гиподинамии и заканчивая жуткой нервной возбудимостью и нарушением
осанки. Как утверждают специалисты-офтальмологи, у детей в раннем
возрасте очень быстро в течение считанных месяцев снижается зрение, а
восстанавливается долго и не всегда. Наш семейный врач утверждает, что
просмотр мультфильмов перед сном — огромное зло для ребенка, что за два
часа до сна ребёнку ни в коем случае нельзя смотреть мультфильмы, потому
что его сознание возбуждается, он перестаёт хотеть спать и уложить без слез
и скандала ребёнка становится невозможно. Для детской нервной системы
это очень плохо. Хотя на вид ребёнок может быть абсолютно спокоен: ведь
он тихо сидит, не бегает и не кричит. Поэтому не надо забывать, что ребенок
в любое, даже очень техничное современное время, остается, прежде всего,
ребенком и в первую очередь ему полезно здоровое гулянье с подвижными
играми на свежем воздухе и сон, а все современные «игрушки» не должны
замещать привычные детские радости, которые складывались веками.

Пока мой сын еще маленький и он никогда не играл в компьютерные
игры. Но я хотела бы затронуть эту тему, очень боюсь, что мой ребёнок
начнёт играть в компьютерные игры, как большинство современных
мальчишек, и увлечется ими без меры. Я — категорический противник всех
этих виртуальных жизней, игр с несколькими жизнями, виртуальными
друзьями.. Психологи давно бьют тревогу: огромное количество случаев,
когда подростки уходили в виртуальную реальность, общались только с
кибер друзьями, переставали выходить во двор, играть в футбол и т.п. И в
конечном итоге растрачивали коммуникативные навыки в обычной жизни.
Конечно, оградить своего ребенка совсем от компьютерных развлечений
невозможно. Ведь, если, к примеру, всем мальчишкам в классе купили
популярный sony playstation, и ваш ребёнок единственный у кого этой
игрушки нет, это ненормальная ситуация. Сложно так отказать мальчику,
чтобы ему не навредить, он в любом случае будет чувствовать себя
ущемленным. Почему у всех есть, а у него нет? Единственное, что здесь
остаётся посоветовать родителям, так это показывать своему ребёнку, что
мир намного многограннее, чем все эти виртуальные игры. Ограничивать
время данного развлечения. Пытаться заинтересовать ребёнка чем-то
реальным, что ему может быть намного интереснее. Спорт, искусство,
туризм. У моего Гоши есть сводная сестра, ей 11 лет. Когда она приходит к
нам в гости, она играет, используя планшет, показывает различные
компьютерные игры Гоше, он тоже пытается участвовать в игре. Это может
длиться достаточно долго. Но стоит занять детей каким-то совместным
трудом, рукоделием, поехать в парк, так они с радостью мгновенно забывают
про свои планшеты.
Подводя итого вышесказанному: так что же все-таки гаджеты для
современных детей — добро или зло?! Наверное, добрая сотня диссертаций
была написана на эту тему различного рода специалистами от врачей до
психологов. И каждый убедительно доказывает свою точку зрения,
основываясь на научно доказанных фактах. Но истина, как обычно, лежит

где-то посредине. Гаджеты, безусловно, огромный положительный прорыв
общества, который нужно и должно умело использовать для всестороннего
развития ребенка, формирования его как полноценной и образованной
личности. Однако нельзя подменять техническими новшествами обычное
человеческое общение. Всему должно быть своё время, и ни в коем случае
гаджеты и компьютерные игры не должны заменять ребенку реальность и
живое общение с родителями, сверстниками и социумом в целом. Нужно
всегда помнить о том, что уйти в виртуальную реальность ребенок сможет
легко, а вот вернуть его оттуда иногда просто невозможно…

Источник

Екатерина Нестеренко
Мастер-класс «Использование современных образовательных технологий как фактор повышения качества образования»

Мастер-класс по теме «Использование современных образовательных технологий, как фактор повышения качества образования».

Слайд № 1

Мастер-класс по теме «Использование современных образовательных технологий, как фактор повышения качества образования».

Старший воспитатель МКДОУ детский сад № 26

Е. А. Нестеренко

Слайд № 2

Уважаемые педагоги, здравствуйте.

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу и говорит о качестве дошкольного образования.

А что же это такое?

Качество дошкольного образования — это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный

уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Слайд № 3

Поэтому сегодня мы с вами освежим наши знания о современных образовательных технологиях, определим, какие современные образовательные технологии вы применяете в своей деятельности; выберем современные образовательные технологии, который можем добавить в свой арсенал в ближайшем будущем.

Упражнение «Найди похожих»

цель: преодоление неловкости, создание веселой непринужденной обстановки, сплоченности.

Ход: ведущий говорит фразы-утверждения, к кому они подходят, те выходят в круг.

Фразы:

-кто пришел в брюках?

— у кого есть часы?

-кто не замужем?

-кто вовремя сдает всю документацию?

-у кого есть сотовый?

— кто пришел в юбке?

-кто участвует в профессиональных конкурсах?

Слайд № 4.

Упражнение «Определи дистанцию». В центре зала лежит на полу обруч, в середине которого надпись «Современные образовательные технологии.

Уважаемые коллеги, прежде чем начать активную работу предлагаю Вам определить Ваше отношение к сегодняшней проблеме. Современные образовательные технологии и Вы – в каких вы находитесь отношениях. Для этого, предлагаю всем участникам выйти в центр зала и определить свое место по отношению к обручу с современными образовательными технологиями. (Участники находят место, которое соответствует их отношению к современным образовательным технологиям, поясняют выбор своего положения – чем ближе к обручу – тем уверенней педагог ориентируется и применяет их в своей деятельности). Затем все делятся на 3 команды.

Слайд № 5

Уважаемые коллеги, для продолжения нашего мероприятия, прежде всего, давайте определимся, что такое педагогическая технология. Каждая команда получает набор определений, из которых необходимо выбрать одно или несколько, которое и является определением «педагогической технологии»

a. Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

b. Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств;она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

c. Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

d. Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).

e. Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).

f. Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

g. Педагогическая технология — системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).

Правильность выполнения задания проверяется на слайдовой презентации.

Слайд № 6

4. Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям — критериям технологичности, которые я предлагаю вам освежить в вашей памяти.

Итак, методологические требования, которые предъявляются к педагогической технологии:

1) концептуальность;

2) системность;

3) управляемость;

4) эффективность;

5) воспроизводимость.

Слайд № 7

Ну вот мы немного разобрались с технологиями и я хочу представить вам три технологии, которые я советую использовать в образовательном процессе детского сада.

Слайд № 8

Первая технология «Календарь образовательных событий»

Слайд № 9

Технология «Путешествие по реке времени»

Слайд № 10.

Технология использования ментальных карт.

Слайд № 11

Команды пробуют технологию. Представляют ее.

Слайд № 12.

Итак, уважаемые коллеги, мы с вами освежили знания о современных образовательных технологиях, определили, что является структурой любой технологии, отметили, характерные признаки — критерии образовательной технологии. Наше общение подошло к завершению. И я приглашаю Вас снова выйти в центр зала и определить своё отношение к теме сегодняшней встречи. В центре зала лежит на полу обруч, в середине которого надпись «Современные образовательные технологии. Участники находят место, которое соответствует их отношению к современным образовательным технологиям, поясняют выбор своего положения – чем ближе к обручу – тем уверенней педагог ориентируется и применяет их в своей деятельности.

Изменилось ли Ваше местоположение по сравнению с началом мероприятия? Как вы думаете, почему так произошло? Что нужно сделать, для того, чтобы Вы стали ещё ближе к обручу? Что Вы можете сделать самостоятельно?

Слайд № 13

Голосование кюар-код

Слайд № 14

Спасибо за внимание.

Источник