Современные технологии эстетического развития ребенка
Кыргыс Милана Маадыр-ооловна
Инновационные педагогические технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аян» с. Самагалтай Тес-Хемского кожуунаРТ.
ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитатель: Кыргыс Милана
Мдыр-ооловна
с. Самаалтай
ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Актуальность. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Современное эстетическое образование, чтобы стать действительно современным, нуждается в обновлении своего содержания, в коренном пересмотре своих основ. Без изменения педагогической технологии, без переориентации ее на эстетическое и духовное развитие ребенка любые усилия останутся бесплодными.
Цель: создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Задачи:
• Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
• Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
• Пропагандирование и демонстрация педагогических технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.
Дети очень творческие, эмоциональные, им нравится рисовать, лепить, делать поделки, самостоятельно музицировать, разыгрывать сказки.
Творческая деятельность детей является источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Задачи эстетического воспитания дошкольниковможно представить двумя группами:
1. Формирование эстетического отношения детей к окружающему.Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
2. Формирование художественныхумений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструирование; пение, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Перечисленные выше группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.
Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Дети в дошкольноми даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке: музыки, поэзии, предметах изобразительного искусства, природе; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изначально от своей природы они – творцы и наша задача – помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности.
Поддержать творческое начало ребенка очень важно, ведь при этом происходит развитие личности, формируются его нравственно-волевые качества, эстетические чувства, отношение к труду. Главное сделать это не навязчиво, осторожно, чтобы не спугнуть зародившееся желание творить.
В дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию используются как традиционные педагогические технологии (н-р: игра, так и высокоэффективные инновационные дидактические системы на основе теории проблемного обучения, теории сотрудничества, теории диалога культур, применения изобретательских задач.
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников направленно на развитие способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспитании художественного вкуса. Учить ребенка радостно, без принуждения возможно, если в своей работе использовать инновационные технологии.
Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
В настоящее время существует значительное количество разнообразных образовательных технологий
• Игровая технология.
• Технология уровневой дифференциации.
• Проектная технология.
• Компьютерная технология.
Для дошкольников характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная. Технология уровневой дифференциации предполагает разделение (расслоение) целого на части, формы, ступени.
Один из способов организации самостоятельной деятельности дошкольников по достижению определенного результата – метод проектов. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию дошкольника, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе решения им той или иной интересующей его проблемы.
Основные виды инновационных технологий,применяемых в работе:
1. Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, пальчиковая, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультурные занятия.
2.Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
3. Развивающие технологии: При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
4. Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения детей.Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.
5. Информационные технологии: использование мультимедийных проекторов и компьютеров на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Их использование позволяет вызвать у детей активный познавательный интерес к изучаемым явлениям.
Вывод. Таким образом, инновационные педагогические технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников дают возможность повысить уровень профессионализма, обеспечить благоприятные условия для развития личности ребенка, выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем, с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.
Инновационные технологии помогают дошкольникам активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике. В то же время эти технологии стимулируют у детей процесс познания нового, формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений, порождают стремление к самостоятельной деятельности, формируют устойчивое внимание к предмету.
Литература
1. Востокова Е. В. Интеграция урочных и внеурочных форм обучения. — «Интеграция образования», 2004, № 2. — с. 77-86.
2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. — М.: Сфера, 2005.
3. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития. — М.: Владос. 2000.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — «Вестник образования», № 3. 2002.
5. Красный Ю. Пространство педагогики. — «Искусство в школе», 2003, № 5. — с. 26-28.
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: «Народное образование», 1998.
7. Терентьева Н. А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. — М. ,: МГУ, 1990.-184 с.
8. Школяр Л. Музыкальное образование культуросообразное и развивающее. — журнал «Искусство в школе», 2004, № 3. — 3-10 с.
Источник
Махляйдт Юлия
Из опыта работы «Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Из опыта работы
«Использование современных технологий в художественно — эстетическом развитии дошкольников».
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.
Наш детский сад работает по основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.
Задачи по изобразительной деятельности:
Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Для реализации задач по изобразительной деятельности нужны педагогические технологии.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
К числу современных педагогических технологий и методов для развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста можно отнести:
игровая технология
наблюдение
экскурсия (реальная и/или виртуальная)
технология исследовательской деятельности (экспериментирование)
эвристическая беседа
информационно-коммуникационные технологии;
технология «ТРИЗ» (решение изобразительных задач)
технологии проектной деятельности
Дети с удовольствием занимаются рисованием, особенно если у них это хорошо получается. Даже рисование с помощью таких традиционных техник как рисование красками и карандашами требует определённых навыков. Если навыки отсутствуют – то рисунок может не получиться так, как задумывал маленький художник, вследствие чего ребёнок может огорчиться и больше не захотеть рисовать.
В развитии изобразительного творчества у детей, выразительность образа во многом зависит от используемых детьми художественных техник, которые можно разделить на классические и неклассические.
Сначала ребенок осваивает классические техники, которые определены в соответствии с используемым материалом (гуашь, акварель, пастель, сангина, уголь, соус, карандаш, фломастер). А затем уже неклассические техники (рисование пальчиками, ватными палочками, ладошками, штамповка, набрызг, кляксография и др.).
В основе неклассических техник лежит эксперимент с материалами. Неклассические техники дают возможность детям на разных этапах творческого развития создавать доступными, простыми средствами интересные по содержанию образы.
Во всех представленных педагогических технологиях применяются, и дополняют друг друга классические и неклассические художественные техники.
Педагоги нашего детского сада активно используют технолигии:
Игровая технология реализует ряд принципов игрового, активного обучения и отличается наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.
В дидактических играх по изобразительному творчеству дети приобретают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий восприятие и представление детей об окружающем. У детей развивается интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение, уверенность в собственных способностях
Наблюдение лежит в основе всех видов детского изобразительного творчества, так как в процессе наблюдения дети активно изучают предметы, объекты и явления окружающей действительности. Наблюдение способствует расширению познавательного опыта детей, который, в свою очередь, влияет на изобразительный опыт. Наблюдение выступает как механизм взаимодействия имеющегося у детей опыта и нового, приобретаемого в образовательной деятельности.
Экскурсии – условно делятся — по степени включенности детей в образовательное пространство музейной экспозиции — на два вида: реальные и виртуальные.
Экскурсии в музей позволяют разнообразить зрительный ряд образов, созданных в рамках различных видов искусств, расширить представление о видах и жанрах искусства. Сложность экскурсии заключается в том, чтобы дети за многообразием и эмоционально-эстетической насыщенностью не упустили основной темы, которой посвящена экскурсия. Поэтому экскурсии в музей рекомендуется проводить с детьми старшего дошкольного возраста.
Виртуальные экскурсии, с их помощью можно не только познакомить дошкольников с самыми редкими произведениями мирового искусства, но и сделать возможным глубокий детальный анализ художественных произведений. Благодаря виртуальным экскурсиям процесс ознакомления с произведениями искусства становится эмоционально насыщенным и познавательно значимым.
Виртуальная экскурсия дает возможность прикоснуться к прекрасному — пройтись по залам музея, не выходя из детского сада.
Так же в детском саду проводятся выставки направленные на воспитание интереса к современному и народному искусству; развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольника, формирование ценностных эстетических ориентиров.
Технология исследовательской деятельности. Творческое развитие начинается с эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества, как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям, способность к логичным рассуждениям и т. д.
Эксперимент выполняет еще одну важную функцию – он позволяет детям избавиться от страха перед неудачей в своих изобразительных поисках.
Игры с цветом:
Получение новых оттенков путем смешивания красок.
Использование разных изобразительных материалов и техник изображения.
Овладение разными изобразительными инструментами.
Создание разных изобразительных материалов.
Эвристическая беседа помогает педагогу стимулировать творческую активность детей в процессе создания ими художественного образа. Задавая вопросы, педагог побуждает детей задуматься, рассуждать, выбирать, и тогда происходит обмен мнениями и опытом, дети становятся активными соучастниками, а не пассивными слушателями.
Эвристическая беседа используется в процессе приобщения детей к произведениям изобразительного и монументально-декоративного искусства. Дети открывают для себя новые стороны художественного образа. Изучают специфику того или иного вида, жанра искусства, сравнивают произведения, чтобы понять их основные выразительные средства.
В своей работе, я активно использую технологию ТРИЗ в обучении дошкольников.
Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Главная задача данной методики — научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
Информационно-коммуникационные технологии
Способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компонентов.
Положительная сторона данной технологии в том, что позволяет увеличить количество иллюстрационного материала, обеспечивает наглядность, что позволяет лучше запоминать материал. Но также есть и минусы данной технологии — это трудности экономического характера, не хватает средств и технического оснащения, а так же остается актуальной проблема профессиональной компетентности педагогов. Необходимо уметь не только пользоваться современной техников, но и создавать собственные образовательные ресурсы. Для решения данной проблемы педагоги проходят курсы по повышению профессионального мастерства.
Технология проектной деятельности способствует развитию и обогащению социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Активное использование проектной технологии в воспитании и обучении дошкольников и организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Проектная деятельность детей предполагает выполнение детьми коллективных, подгрупповых или индивидуальных проектов совместно с педагогом или родителями. Проектная деятельность позволяет объединить различные виды творчества, когда комбинируются различные художественные материалы и техники
Решение изобразительных задач позволяет рассмотреть одну и ту же тему с разных сторон, учитывая различный исходный уровень восприятия детей и их индивидуальные возможности. Проблемные задачи плавно включаются в процесс создания выразительного образа с помощью художественных средств.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим (Чарльз Диккенс).
Источник