Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .
Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (Архангельск, 23-25 мая 2000 г.) — Международная науч.-практ. конф. по проблеме развития региональной системы комплексной помощи детям — издание: 2000
Международная науч.-практ. конф. по проблеме развития региональной системы комплексной помощи детям
Международная науч.-практ. конф. по проблеме развития региональной системы комплексной помощи детям
Доступна только бумажная версия документа
514, 1 с.
Количество страниц
Архангельск
Место издания
О произведении
ББК
Р731я431(0), Р733.645.95я431(0), Р11(0)442я431(0), Ч430.1
Примечание содержания
Текст докл. на рус. и англ. яз.
Еще
Общее примечание
Текст докл. на рус. и англ. яз.
Еще
Библиотека
Российская национальная библиотека (РНБ)
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Источник
Марина Мачехина
Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в России
Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом. Особенности и проблемы данной семьи определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий.
Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России, так и во всем мире является ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.
Ранняя комплексная помощь — это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.
Ранняя комплексная помощь формируется как часть системы, специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей а также детей, чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска.
От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.
Особенности развития ребенка в раннем возрасте пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.
Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля.
Она представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения,образования и социальной защиты населения:
1. Обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи.
2. Определение уровня развития ребенка’ и проектирование индивидуальных программ раннего образования.
3. Обучение и консультирование семьи.
4. Оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца (группы развития).
5. Целевая работа по развитию сенсомоторной сферы ребенка.
6. Психологическая и правовая поддержка семьи.
7. Ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция.
8. Координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенка в рамках индивидуальной программы развития.
Создание системы профилактики, ранней диагностике и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, сделанных Россией на этом пути в настоящее время.
Важность предоставление качественных услуг на самых ранних этапах развития ребенка с особыми потребностями на сегодняшний день не оставляет сомнения и является неотъемлемым правом детей, а тех семей, в которых они воспитываются. Это право закреплено как в международных конвенциях, так и в национальных законах уже в целом ряде стран. Как подчеркивают рассмотренные страны, реализация этого права и создание системы Раннего вмешательства стало возможным не только благодаря усилиям профессионалов и специалистов, непосредственно предоставляющих услуги Раннего вмешательства, но и государственных и общественных деятелей, представителей различных ведомств как на местном, так и на региональном и национальном уровнях. Важно отметить, что не смотря на различный исторический, культурный и экономический контекст, формирование и развитие систем Раннего вмешательства имеет в рассмотренных странах ряд общих черт,а именно:
— переход от медицинской к социальной модели инвалидности;
— создание общих концептуальных рамок Раннего вмешательства на стыке различных дисциплин;
— налаживание взаимодействия между различными ведомствами, создание межведомственных комиссий на различных уровнях для развития и координации услуг Раннего вмешательства;
— создание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность служб раннего вмешательства, а также принятие соответствующих законов на национальном или федеральном уровнях (хотя в Российской Федерации закон о Раннем вмешательстве еще не принят, в настоящее время идет его обсуждение);
— обеспечение механизмов финансирования Раннего вмешательства, как правило из различных источников, с вовлечением различных министерств;
— широкое информирование общественности, политических деятелей и специалистов о важности Раннего вмешательства и основных механизмах функционирования системы Раннего вмешательства;
— внедрение протоколов раннего выявления и диагностики с максимальным использованием уже существующих ресурсов;
— создание сети служб Раннего вмешательства, отвечающих принципам доступности (финансовой и географической, междисциплинарности, семейно-центрированности, работы в естественной среде развития ребенка, а также научности и доказательности;
— создание профессиональных ассоциаций, определение критериев и стандартов качества услуг Раннего вмешательства;
— развитие системы подготовки кадров как в высших учебных заведениях так и на рабочих местах, разработка тренингов и курсов повышения квалификации.
Рассмотренные нами примеры развития и организации системы Раннего вмешательства в различных странах подтверждают, что на сегодняшний день Раннее вмешательство в силу своих значительных преимуществ является важной социально- экономической стратегией развития общества и таким образом неотъемлемой частью государственной политики.
Литература
1. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). —Уфа: Лето, 2012.
2. Емелина О. И. Становление системы помощи детям раннего возраста за 2. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.
3. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.
4. Малофеев Н. Н., Разенкова Ю. А., Урядницкая Н. А. О развитии службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам в Российской Федерации [Текст] // Дефектология. 2007. No 6. С. 6068.
5. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста, Дефектология №3, 1998, с 49 — 57.
6. Назарова Н. М. — Том 3. Педагогические системы специального образования — файл n1.doc
7. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002. с 11-13.
8. Разенкова Ю. А. Региональная политика в области ранней помощи: проблемы и перспективы // Дефектология. 2003. No 4. С. 7278.
Интернет ресурсы:
1.https://www.downsyndrome.ru/files/oogo/File/n4_website.pdfhttp:
2. https://www.autism.ru/read.asp?id=24&vol=0 Чистович Л. А., Кожевникова Е. В. Возможный российский вариант программ раннего вмешательства
3. https://gigabaza.ru/doc/69754-p13.html
4. https://www.studfiles.ru/preview/1722967/
5. https://studopedia.ru/8_113636_programmi-ranney-pomoshchi.html
6. ttps://www.unicef.org/ukraine/ukr/Early_Intervention_Concept_RUS.pdf
Источник
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 4, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 4»
«Развитие системы ранней помощи в РФ»
Учитель-логопед «Екатеринбургской школы № 4»
Сумина Е. Г.
Екатеринбург
2018г
Развитие системы ранней помощи в Российской Федерации
Постановлением Правительства России от 1 декабря 2015 года № 1297 утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года. Концепция будет реализована в рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011–2020 годы.
В России, как и во всем мире, побудительными причинами для создания ранней помощи детям и семьям стали следующие факторы:
— рост числа детей, имеющих нарушения развития уже при рождении;
— рост числа социально неблагополучных семей;
— увеличение количества социальных сирот из числа детей с проблемами здоровья и нарушения развития.
Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи предполагает активное взаимодействие в абилитационном процессе всех его участников (специалистов, членов семьи, самого ребенка).
Одной из важнейших задач на современном этапе развития общества является достраивание начальной ступени в образовании – системы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям от рождения до 3-х лет, имеющим нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также их семьям.
Создание системы ранней помощи в Российской Федерации соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.
Цель и задачи Службы ранней помощи.
Цель – минимизация отклонений в состоянии здоровья детей самого раннего возраста на основе комплексной межведомственной и квалифицированной помощи ребенку и его семье.
Задачи:
1. Максимально раннее выявление детей с проблемами развития на территории муниципального образования.
2. Междисциплинарная комплексная оценка состояния здоровья и развития ребенка, психолого-педагогических способностей и возможностей родителей, других членов семьи.
3. Определение потребностей ребенка и семьи на основе выявленных диагностических показателей, разработка индивидуальной программы их коррекции.
4. Организация процесса оказания ранней помощи ребенку и всесторонней поддержки членов семьи.
5. Обеспечение преемственности между СРП и учреждениями здравоохранения и образования.
Актуальность создания системы ранней помощи обусловлена:
1. расширением инклюзивных тенденций в дошкольном образовании и неготовностью детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к интеграции в дошкольные образовательные организации;
2. наличием существенных региональных различий в положении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и их семей и отсутствием вариативных моделей организации и функционирования ранней помощи, учитывающей разнообразие региональных возможностей;
3.потребностями детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточной эффективностью использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей;
4. значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, и отсутствием целостной модели их комплексного сопровождения.
Правильно организованная и своевременная ранняя комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в развитии способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию потенциала развития ребенка, обеспечить возможность включения в общий образовательный поток на раннем этапе возрастного развития.
Под ранней помощью понимается комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых нуждающимся в них детям и их семьям в рамках индивидуальных программ ранней помощи для каждого ребёнка. К ранней помощи относится помощь, оказываемая детям от рождения до трёх лет, имеющим ограничения жизнедеятельности, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, детям с генетическими отклонениями, а также детям с риском развития таких ограничений, детям из группы социального риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в соответствующих организациях, и детей из семей, находящихся в социально опасном положении.
Целями создания системы ранней помощи (СРП) являются:
— раннее выявление риска развития нарушений здоровья и нарушений здоровья у детей от 0 до 3-х лет;
— создание единой системы медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, основанных на внутри- и межведомственном взаимодействии, обеспечивающих возможно более полную компенсацию нарушений здоровья;
— обеспечение услугами по развитию таких детей во избежание возникновения нарушения развития здоровья или коррекции для уменьшения уже возникших нарушений;
— формирование и развитие способностей таких детей для их оптимальной адаптации и интеграции в общество;
— предоставление помощи родителям в создании оптимальных условий для развития и обучения ребенка в условиях семьи, повышения уровня компетентности родителей и других членов семьи для расширения их возможностей по созданию условий для выстраивания маршрута роста и развития такого ребенка, планирования жизни ребенка в будущем;
— содействие социальной интеграции семьи и ребенка;
— развитие системы мероприятий по профилактике инвалидности и нарушений здоровья у детей;
-обеспечение подготовки, перехода ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в дошкольную образовательную организацию.
В России применяются несколько методик для изучения психофизического развития детей раннего возраста: шкала развития Гезела, Денверовская скрининговая методика (DDST), Мюнхенская функциональная диагностика, программа «Маленькие ступеньки» и методические разработки отечественных ученых (Л.Т.Журбы, Е.М.Мастюковой, Г.В.Пантюхиной и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Разработки служат основой для практического применения в психолого-медико социальных (ПМС) центрах, психолого-медико-педагогических (ПМП) консультациях и службах. Работы Л.С.Выготского являются теоретической базой для данных программ и положены в основу методического обеспечения работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Важнейшим направлением НИИ РАН является поиск оптимальных путей реформирования системы специального образования, ее реструктуризации за счет достраивания отсутствующего ныне структурного элемента — системы раннего выявления и ранней комплексной помощи. Институтом коррекционной педагогики РАО разработана программа создания единой государственной системы раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии. Программа включает в себя несколько этапов.
Этап 1 — анализ состояния проблемы раннего выявления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии.
Этап 2 — разработка научно-методологических основ построения общей модели единой системы раннего выявления и специальной помощи детям с различными отклонениями в развитии.
Этап 3 — проектирование общей базовой модели единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с различными отклонениями в развитии.
Этап 4 — научно-методическое и технологическое обеспечение спроектированных моделей единой системы.
Этап 5 — экспериментальная апробация разработанных моделей единой системы раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии.
Этап 6 — совершенствование моделей единой системы на основе результатов экспериментальной апробации.
Апробация различных моделей ранней помощи осуществляется через систему медико-психолого-педагогического патронажа в психолого- медико-социальных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, в некоторых учреждениях дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, консультативные пункты), в дошкольных образовательных учреждениях системы здравоохранения и в негосударственных организациях и службах.
Базисные структуры моделей ранней помощи представлены следующими блоками:
1. Организация ранней диагностики и ранней медико-психолого-педагогической помощи на базе действующих дошкольных учреждений.
2. Создание условий для пребывания детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях.
В основе моделей ранней помощи лежат междисциплинарный межведомственный подход к организации практической деятельности специалистов, поэтапность реализации процесса сопровождения семьи и системность формирования развивающей среды в условиях как образовательного учреждения, так и семьи.
Организация ранней помощи ребенку младенческого и раннего возраста в рамках семейно-центрированного подхода базируется на комплексе мероприятий, направленных на абилитацию ребенка с момента его рождения и поддержку семьи и ближайшего окружения. Комплексное пролонгированное обследование ребенка является первоначальным этапом работы. В его процессе мы выявляем наличие факторов медицинского, генетического и социального риска, происходит функциональная идентификация, определяется фактический уровень психофизического развития ребенка.
Систематизированное диагностическое обследование с упорядоченной фиксацией результатов служит базисом для организации командной работы специалистов. Координация работы специалистов различных профилей происходит с учетом индивидуальных специфических нарушений у ребенка, дает возможность системно прогнозировать дальнейший план действий, становится основой для определения содержания, форм и методов раннего обучения.
Разведение в структуре дефекта симптомов болезни и проявлений дизонтогенеза имеет большое значение для дифференциации методов медикаментозной коррекции и психолого-педагогических мероприятий, направленных на профилактику вторичного дефекта, «социального вывиха» (Л.С.Выготский), возникающего вследствие взаимодействия ребенка с неадекватной средой. Поэтому важнейшее значение в ранней комплексной диагностике приобретает социальный блок, а также медицинский блок.В процессе медицинской диагностики выявляются структура ведущего нарушения и осложняющих его расстройств, специфика течения патологического процесса, устанавливается клинический диагноз с учетом этиологии, патогенеза, преимущественной локализации поражения или задержки созревания центральной нервной системы. Определяются психоневрологический, соматический статусы ребенка, прогнозируются сроки и методы медицинской коррекции. Психолого – педагогический блок, составляющий компетенцию специалистов из области специальной педагогики и психологии, представляет собой диагностику актуального уровня развития ребенка по основным функциональным областям.
Анализ результатов комплексного диагностического обследования позволяет определить основные принципы работы СРП.
Основные принципы работы службы ранней помощи (СРП):
1.Семейно-ориентированная деятельность — профессиональная направленность сотрудников службы на взаимодействие с ребенком, с родителями и другими членами семьи, с ближайшим окружением.
2.Междисциплинарный подход — совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду.
3.Партнерство — установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения.
4.Добровольность — решение об обращении в СРП включить ребенка и семью в программу обслуживания исходит от родителей или заменяющих их людей.
5.Открытость — СРП отвечает на запрос любой семьи или лиц, заменяющих их , обеспокоенных состоянием или развитием ребенка.
6.Конфиденциальность — информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам СРП, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ.
7.Уважение к личности — сотрудники СРП уважительно относятся к ребенку,
принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями; уважая личность родителей или заменяющих их лиц, сотрудники СРП принимают их мнение о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения.
Главные условия эффективного функционирования СРП:
максимальное приближение СРП к месту жительства ребенка раннего возраста с ОВЗ, ребенка-инвалида, ребенка группы риска;
функционирование на основе междисциплинарного взаимодействия специалистов;
семейно-центрированный характер деятельности.
Источник