Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация thumbnail

Слайд 1

ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ

Слайд 2

Виды отклонений: Сенсорные Интеллектуальные Физические Речевые Психические Соматические

Слайд 3

Сенсорные отклонения Сенсорная система — часть нервной системы, ответственная за восприятие. Это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорная система состоит из рецепторов, нервов и ответственных за обработку полученных сигналов отделов головного мозга. Многие сенсорные системы (анализаторы) — двигательная, вестибулярная, слуховая, зрительная, тактильная — информируют центральную нервную систему ребенка об особенностях движения, создают комплексное представление о положении тела.

Слайд 4

Причины: Нарушение в нервной системе Травмы Инфекционные и вирусные заболевания Патология при беременности и родах Недоношенность

Слайд 5

Лечение: Специальный массаж каждые 2-3 часа Метод изменения порогов чувствительности состоит в постепенном приучивании ребенка к стимулу касания при помощи ежедневных упражнений Физические упражнения (прыжки со скакалкой, кувырки и тд ) Развитие мелкой моторики (пластилин, игры с песком и тд ) Работа по дому (вытирание пыли, уход за животными, поливка цветов)

Слайд 6

Интеллектуальные отклонения Нарушение интеллекта у детей (умственная отсталость) – особое состояние интеллекта ребенка, которое характеризуется ограничением развития интеллектуальных способностей на фоне ограниченного функционирования нервной системы. Таким образом, можно сказать, что это функциональное нарушение нервной системы. Нарушения интеллектуального развития является острой проблемой в современной детской психиатрии и клинической генетике. Умственная отсталость включает в себя разнородные явления с клинической точки зрения. Задержки психического развития характеризируется нарушением познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга. Нарушения интеллектуального развития с вязаны с нарушениями адаптивного поведения. Термин «умственная отсталость» включает в себя все клинические и патогенетические варианты возникшего в раннем возрасте интеллектуального дефекта.

Слайд 7

Причины : Экзогенные: Наследственные: травмы родовые травмы, асфиксия нейроинфекции алкоголизм родителей эпилепсия болезнь Дауна шизофрения инфекционные заболевания в органические положения период беременности матери головного мозга патология наследственности

Слайд 8

Недоразвитие развивается в первые годы жизни, когда еще не полностью сформированы мозговые системы. Повреждение мозговых систем происходит в результате травм плода в период внутриутробного развития. Недоразвитие характеризуется пассивностью психофизиологических процессов, концентрацией на простейших ассоциативных связях. При данной форме дизонтогенеза в различной степени наблюдаются нарушения речи, слуха, памяти. Задержанное развитие развивается при медленном формировании познавательной деятельности, характерен в младшей возрастной группе. Факторы, способствующие задержке развития: генетическая предрасположенность; соматические заболевания; неблагоприятная среда воспитания; инфекции, полученные в период развития в утробе матери. При поврежденном развитии заболевание проявляется в более позднем возрасте. Примером поврежденного развития служит положительная деменция. При ее возникновении наблюдается нарушение уже сформировавшихся психофизиологических функций и недоразвитие лобных систем. При одном и том же заболевании, обусловленном нарушением психики, могут наблюдаться различные формы дизонтогенеза . Следовательно, типы нарушений интеллекта можно рассматривать как взаимосвязанные аномалии.

Слайд 9

Выделяют несколько степеней олигофрении : Дебильность – легкая степень умственной отсталости. Нарушения интеллекта выражены не явно, у деток присутствует механическая память, что дает им возможность обучиться чтению, письму и уходу за собой. Дети могут обучаться и достаточно хорошо усваивают информацию, предусмотренную специальной программой в школе. При своевременном выявлении и правильной реабилитации таких деток они могут хорошо адаптироваться к социальной жизни, как в детском, подростковом, так и в зрелом возрасте. Имбецильность – более тяжелое изменение в умственной сфере ребенка. Таким деткам гораздо сложнее даются процессы запоминания и воспроизведения информации, читают они просто механически, не понимая смысла прочитанного. Деятельность малышей характеризуется полным отсутствием инициативности и сводится к выполнению простых команд. В случае такой патологии обучаемость ребенка значительно затруднена, но все же возможна адаптация его к выполнению элементарных действий. Идиотия – наиболее тяжелая степень олигофрении. Изменения интеллекта столь значительны, что практически полностью отсутствует восприятие, мышление, осознание собственной личности. Малыши с такой патологией являются инвалидами и нуждаются в постоянном уходе взрослых и наблюдении специалистов.

Слайд 10

Лечение Если умственная отсталость сопровождается соматическими заболеваниями, как в случае с тяжелыми формами олигофрении, то лечение будет проводиться в условиях стационара. Коррекция проблем интеллектуальной сферы проходят с использованием медикаментозной терапии, также будет проводиться специальное обучение, в ходе которого осуществляется адаптация ребенка к социальной сфере и реабилитация.

Слайд 11

Профилактика: Профилактика рождения детей с умственной отсталостью начинается с серьезного отношения к своему здоровью будущих родителей. Планируя беременность, родителям рекомендуется обследоваться у специалистов на предмет хронических заболеваний, проконсультироваться у генетиков. Беременная женщина должна вести здоровый образ жизни. Употребление психотропных веществ и алкоголя категорически запрещены не только во время беременности, но и до неё! После рождения ребенку нужен постоянный контроль у педиатра. Только в таком случае, при обнаружении отклонений на ранних стадиях, возможно успешное лечение и коррекция проблем. В нашей стране родители не привыкли обращаться к психиатрам и психоневрологам, не понимая, что таким образом могут пропустить момент формирования множества серьезных заболеваний. Родителям важно помнить, что умственная отсталость поддается лечению. Правильный подход и грамотно разработанная коррекция обеспечит высокий шанс социализации ребенка. Он может научиться самостоятельности, получить образование, устроиться на работу, соответствующую его способностям.

Читайте также:  Нормы психомоторного развития ребенка до года таблица

Слайд 12

Физические отклонения: Основные признаки, по которым оценивают физическое развитие детей , это: рост; масса тела; окружность головы; окружность грудной клетки.

Слайд 13

Причины: НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ( различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации)

Слайд 14

Речевые отклонения: Между работой головного мозга и развитием речи ребенка существует теснейшая взаимосвязь. Причинами отставания детей в речевом развитии могут быть: внутриутробная гипоксия плода; поражение слухового аппарата; заболевания нервной системы; отставание в психическом развитии, аутизм . Очень часто причиной задержки развития речи является нарушение слуха ребенка.

Слайд 15

Выделяют следующие типы нарушений речевой функции у детей: Расстройства, причиной которых являются органические заболевания ЦНС: афазия (изменение, как восприятия, так и воспроизведения речи); алалия (недоразвитие речи); дизартрия (нарушение произношения). Функциональные расстройства нервной системы: заикание; сурдомутизм (глухонемота); мутизм (немота). Нарушения речи, связанные с изменениями речевого аппарата.

Слайд 16

Для диагностики причин нарушения речевой функции малыша необходимо проверить его слух и состояние нервной системы, т.е. найти органическую или функциональную причину данного состояния. Лечение проводится комплексно и включает в себя терапию основного заболевания, спровоцировавшего данное изменение и занятия с логопедом и психологом, которые помогут нормализовать речь или адаптировать ребенка и научить его общаться с окружающим миром другими способами.

Слайд 17

Психические отклонения: Виды: Умственная отсталость Задержки развития Аутизм раннего детского возраста Синдром дефицита внимания

Слайд 18

Причины: Психологические Социопсихологические Биологические

Слайд 19

Симптомы: Тревожные расстройства, страхи Тики, синдром навязчивости Агрессивность, девиантное поведение Детская шизофрения Снижение интереса к активным играм Замедленные и необычные телодвижения Нарушение мышления Часто меняющееся настроение

Слайд 20

Лечение: За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении.

Слайд 21

Соматические отклонения Соматическими болезнями называют телесные заболевания, в противоположность психическим патологиям. В эту группу входят патологии, которые вызываются нарушениями работы внутренних систем и органов или внешними воздействиями, не касающимися психической деятельности человека .

Слайд 22

К распространенным соматическим патологиям относят следующие заболевания: Язва желудка и двенадцатиперстной кишки . Основная причина этой болезни – повышенная нервозность. Перенапряжение вызывает повышение кислотности и, как результат, появление язвы. Нейродермит (болезнь кожи) – появляется из-за депрессии, болезнь сопровождается кожными недостатками, нервозностью, сильным зудом. Бронхиальная астма – может быть вызвана сильными переживаниями. Влияя на сердце, стресс вызывает приступ удушья. Язвенный колит – нервные расстройства и стрессы относятся к частым причинам болезни. Ревматоидный артрит – чаще всего появляется из-за нарушений психики, нервного перенапряжения, в результате чего и возникают симптомы болезни суставов. Эссенциальная (хроническая) гипертензия – появляется из-за перегрузки нервной деятельности. Реже соматические заболевания способствуют развитию: Сахарного диабета. Ишемической болезни миокарда. Соматоформных расстройств поведения.

Слайд 23

Причины: Основой соматических расстройств личности является реакция организма на стрессовые ситуации, которые провоцируют нарушения работы внутренних органов. Причиной развития подобных состояний является эмоциональное напряжение, вызванное: конфликтами; повышенной нервозностью; гневом; недовольством; тревогой; страхом.

Слайд 24

Симптомы и лечение Нарушение сна Нарушение аппетита Болевой синдром Лечение соматических болезней проводится как амбулаторно , так и в условиях стационара. Пребывание в стационарных условиях показано на этапе острого проявления психоматоза , после чего наступает период восстановления. Важное значение отводится работе с больным, которая облегчит психоневрологические факторы развития заболевания. Из лекарственных препаратов предпочтение отдается тем, которые нужны для лечения появившегося заболевания. Параллельно с приемом лекарств производится психотерапевтическая терапия с целью воздействовать на механизм развития болезни и провоцирующие ее факторы. Для успокоения назначаются антидепрессанты или транквилизаторы.

Источник

В презентации рассматриваются вопросы, касающиеся детей и взрослых с ОВР. Дается понятие «Ограниченные возможности развития»,показаны нарушения в развитии детей и взрослых. Выделены основные группы лиц с ограниченными возможностями развития. Представлены причины приобретенных и врожденных нарушений в развитии. Подробно изучаются экзогенные и эндогенные причины развития. Показано комплексное изучение детей с ОВЗ.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие что должен уметь ребенок в 3 года

Содержание слайдов

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 1

Понятие о детях с отклонениями в развитии. Основные категории детей с ОВЗ. Преподаватель ЧПОУ «Московский городской открытый колледж» Давыдова Л.С.

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 2

К лицам с ограниченными возможностями здоровья относятся люди, у которых в силу того или иного физического или психического дефекта нарушен нормальный ход общего развития

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 3

Понятие «ограниченные возможности в развитии» предполагает наличие стойких и выраженных (тяжелых) отклонений в развитии (вызванных патогенными болезнетворными влияниями) и ведущих к необходимости создания специальных условий для обучения и воспитания таких детей

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 4

«Выраженные» нарушения нарушения в развитии, не требующие для своей идентификации и классификации проведения специального психолого-педагогического и клинического обследования

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 5

К «стойким нарушениям» относятся такие отклонения в развитии, которые не преодолеваются ни в ходе развития, ни в результате применения мер обычного психолого-педагогического воздействия

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 6

Специальные образовательные условия компонентами СОУ являются обучение и воспитание по специальным образовательным программам и использование специальных (коррекционно-педагогических и коррекционно-психологических) технологий

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 7

В основе аномального развития лежат органические или функциональные нарушения центральной нервной системы (включая центральный и проводниковый отделы ведущих анализаторов — слухового, зрительного, общедвигательного) или периферические нарушения определенного анализатора.

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 8

Органические нарушения нарушения развития, при которых наличествуют структурные нарушения (нарушения строения) того или иного поврежденного органа (системы органов) человеческого организма.

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 9

Функциональные такие недостатки развития, при которых выраженных нарушений структуры не отмечается.

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 10

Основные группы лиц (детей и взрослых) с ограниченными возможностями развития -дети с выраженными и стойкими нарушениями слуховой функции (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие); -с глубокими нарушениями зрения (слепые, слабовидящие, лети с косоглазием и амблиопией); -со стойкими нарушениями интеллектуального развития на почве органиче­ского поражения ЦНС (умственно отсталые дети); -с задержкой психического развития; -с тяжелыми речевыми нарушениями.

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 11

Основные группы лиц (детей и взрослых) с ограниченными возможностями развития —дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; -дети с нарушениями развития эмоционально-волевой сферы; -с комплексными нарушениями ряда функций (слепоглухие; дети, у которых нарушения слуха или зрения сочетаются с умственной отсталостью и др.).

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 12

Причины возникновения нарушений развития В зависимости от причины, вызвавшей данную аномалию развития, все детские нарушения подразделяются на врожденные и приобретенные.

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 13

Врожденные нарушения возникают при воздействии вредоносных факторов во внутриутробном периоде развития организма (воздействия на зародыш и развивающийся плод). инфекции и интоксикации (воздействие токсинов), травмы, нарушения питания (трофики плода), хроническая внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание).

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 14

Приобретенные нарушения вызываются различными вредными факторами, влияющими на организм во время родов и в последующие периоды развития ребенка.

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 15

Частыми причинами приобретенных нарушений являются -механические повреждения плода (природовые травмы), связанные с неправильным положением плода, затяжными или стремительные роды, -природовая асфиксия (остановка дыхания), приводящая к нарушению мозгового кровообращения, кровоизлияниям в мозг и другим нарушениям.

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 16

Две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития: -эндогенные (генетические); -экзогенные (факторы среды).

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 17

К эндогенным причинам относятся — наследственные заболевания (например, аплазия — недоразвитие внутреннего уха, которое приводит к глухоте; микрофтальм — грубое структурное изменение глаза, характеризующееся уменьшением размеров одного или обоих глаз, что приводит к понижению остроты зрения; миопатия — нарушение обмена веществ в мышечной ткани, характеризующееся мышечной слабостью, и т. п.); -заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом.

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 18

Экзогенные причины вызывают отклонения в развитии, которые могут негативно влиять на общий ход развития в различные периоды онтогенеза: -в пренатальный (внутриутробный) период (хронические заболевания родителей, особенно матери; инфекционные болезни, интоксикация (отравление) матери; недостаток питания матери во время беременности, особенно недостаток белков, микроэлементов; витаминов; резус-конфликт; травмы; влияние лучевой энергии и т. п.);

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 19

Читайте также:  Физическое развитие ребенка ниже среднего что это значит

Экзогенные причины -в натальный (родовой) период (родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия — удушье плода); -в постнатальный период (после рождения) причинами могут быть остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний; различные травмы; интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые и т.п.); несоблюдение санитарно-гигиенических норм (например, несоблюдение гигиены зрения может привести к близорукости) и т.п.

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 20

Особенности развития ребенка с ограниченными возможностями рассматриваются как результат сложного процесса развития, протекающего при наличии первичного дефекта (нарушение слуха, зрения, нарушения двигательной сферы, высших нервных процессов). В ходе аномального (нарушенного) развития возникают те или иные вторичные отклонения, опосредованные первичным дефектом.

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 21

Комплексное изучение детей с ОВЗ проводится с участием специалистов различных областей — педагогов, психологов, врачей разного профиля, генетиков.

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 22

Комплексное изучение детей с ОВЗ включает: генеалогическое исследование (выявление наличия и степени влияния генетических факторов нарушений развития); клинико-физиологическое изучение (установление причин возникновения того или иного нарушения развития, клинических проявлений дефекта, особенностей психофизического развития ребенка и др., психолого-педагогическое изучение

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 23

Особенности и организация обучения детей с ограниченными возможностями развития. Под воздействием специально организованного обучения и лечебных мероприятий осуществляется преодоление, коррекция и компенсация имеющихся нарушений физического и умственного развитие.

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 24

Отрасли специальной педагогики и психологии: сурдопедагогика и сурдопсихология (науки, изучающие особенности развития, обучения и воспитания детей с нарушениями слуховой функции ); -олигофренопедагогика и олигофренопсихология, изучающие особенности развития, обучения и воспитания умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития;

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 25

Отрасли специальной педагогики и психологии: тифлопедагогикаи тифлопсихология, которые изучают специфику развития и учебно-воспитательной работы с детьми, имевшими глубокие нарушения зрения; -логопедия и логопсихология, изучающие нарушения и недостатки речи, ме­оды их предупреждения и преодоления, специфику обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 26

Выделяются специальные отрасли связанные с решением социальных задач развития, обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, детей с эмоционально-волевыми расстройствами и нарушениями поведения, а также детей с комплексными нарушениями развития (слепота и глухота и др.)

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 27

Обучение и воспитание в условиях специальных (коррекционных) учреждений строится на основе специальных для каждого типа школ и дошкольных учреждений учебных планов и программ.

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 28

Учебные планы предусматривают специфические виды работы, обусловленные характером имеющихся у детей нарушений (например, обучение глухих и слабослышащих включает: обучение чтению с губ, формирование правильного звукопроизношения, занятия по развитию остаточного слухового восприятия, занятия специальной ритмикой и др).

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 29

Особые формы организации учебной работы использование, наряду с уроком или фронтальными занятиями (как ведущей формой учебного процесса), малогрупповых и индивидуальных занятий. специальные учебники и учебные пособия, составленные с учетом особенностей нарушений развития

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 30

Категория детей с минимальными, либо парциальными нарушениями -дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косоглазием и амблиопией; дети с нарушениями речи (дислалия, стертая форма дизартрии, закрытая ринолалия, дисфония, нарушения темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера; нарушения фонематического восприятия); -дети с легкой задержкой психического развития (соматогенная, психогенная);

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 31

Категория детей с минимальными, либо парциальными нарушениями -дети-носители негативных психических состояний (психическая напряженность, тревожность, фрустрация, нарушения сна и др.) соматогенной или церебрально-органической природы (часто болеющие дети, — посттравматики, аллергики, дети с компенсированной и субкомпенсированной гидроцефалией, цереброэндокринными состояниями);

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 32

Категория детей с минимальными, либо парциальными нарушениями -дети и подростки с психопатоподобными формами поведения (по типу аффективной возбудимости, истероидной психопатии, психастении и др.); -дети с девиантным поведением органического генеза (синдром гиперактивности, синдром дефицита внимания);

Понятие о ребенке с отклонениями в развитии презентация

Номер слайда 33

Категория детей с минимальными, либо парциальными нарушениями дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы; -дети, у которых наблюдается асинхрония созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их функционального или органического генеза (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции) и др.

Информация о публикации

Загружено: 26 января

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

Людмила Давыдова


Коррекционная школа, СУЗ, Презентации

Источник