Современные образовательные программы о речевом развитии ребенка

М. В. Дружинина

В последнее время прогрессирует рост числа детей с системными речевыми нарушениями. Несформированными оказываются основные компоненты языковой системы — фонетика, фонематика, лексика, грамматика. Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Р. Е. Левина, Г. А. Никашина, Г. А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия, то есть способности воспринимать и различать звуки речи. Раннее развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального, и притом временного, эффекта. Гарантировать стойкий навык правильного произношения можно только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т.п.

Доктор наук, профессор Р. Е. Левина, стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов. Формирование узловых образований позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта». Таким узловым и ключевым образованием является фонематическое восприятие.

С учетом всего вышесказанного работа по формированию предпосылок фонематических представлений у детей должна вестись в раннем, сенситивном для развития компенсаторных возможностей возрасте по следующим направлениям.

По результатам диагностики (раздел «Развитие речи») воспитателями была выявлена группа детей, имеющих низкий уровень развития по данной области.

Программа занятий по формированию фонематического восприятия построена с учетом следующих дидактических принципов.

Цель — формирование предпосылок фонематических представлений.

Работа по формированию фонематического восприятия делится на три этапа.

Ill этап — развитие ассоциативных связей и сенсомоторики.

Время действия кружка; 1 учебный год, 1 раз в неделю в 15.30.

Возраст детей — 4—5 лет.

Количество детей — 8 человек.

Место проведения: кабинет логопеда.

Критерии мониторинга: после прохождения программы кружка о достаточном уровне развития фонематического восприятия у детей будет свидетельствовать:

Практическая значимость результата кружка Развивая у детей в сенситивном периоде предпосылки к фонематическому восприятию и компенсаторные возможности, к старшему возрасту можно достичь следующих результатов: во-первых, уменьшится число детей с ФФНР, ОНР; во-вторых, дети окажутся подготовленными к элементарным формам звукового анализа и синтеза, обучению грамоте.

Неделя

                                                                    Содержание

Октябрь

1-я неделя

Презентация «Звуки окружающего мира».

Цель: развитие фонематического слуха на материале неречевых звуков.

Игра «Мышка».

Цель: формирование фонематического анализа слова из речевого потока.

Игра «Помоги Незнайке исправить ошибки».

Цель: развитие слухового внимания

2-я неделя

Игра «Угадай, чей голос»

Цель: различение голосов ближайшего окружения.

Игра «Бывает — не бывает». Игра «Покажи, не ошибись».

Цель: развитие слухового внимания

3-я неделя

Игра «Подзорная труба».

Цель: развитие понимания слов и инструкций при выполнении соответствующих действий; организация зрительного

восприятия в заданном пространстве.

Игра «Большой — маленький».

Цель: развитие слухового внимания.

Упражнение на координацию, активизация мышечных ощущений.

Игра «Что можно есть».

Цель: развитие слухового внимания

4-я неделя

Упражнение на координацию, активизация мышечных ощущений.

Цель: закрепление ритмико-интонационной характеристики предложения на основе упражнений на координацию.

Игра «Съедобное — несъедобное».

Загадки-обманки

Ноябрь

1-я неделя

Игра «Два зайца».

Цель: знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса.

Игра «Повтори — не ошибись».

Игра «Громкий — тихий».

Цель: закрепление фонематических представлений о различной интенсивности неречевых звуков

2-я неделя

Игра «Три медведя».

Цель: формирование умения различать на слух высокий и низкий голоса; работа над умением ребенка повышать и

понижать тон голоса в доступных для него пределах.

Игра «У нас в гостях».

Цель: развитие фонематического восприятия на основе упражнений в дифференциации слов-звукоподражаний ау, уа.

Игра «Будь внимательным»

3-я неделя

Игра «Положи спать».

Цель: формирование произвольного, ритмичного произнесения цепочек гласных звуков ([а], [у], [о], [и]).

Игра «Запомни песенки».

Цель: развитие ассоциативных связей на основе упражнений в скоординированной работе речедвигательного и зрительного анализаторов

4-я неделя

Упражнение со счетными палочками.

Цель: обогащение лексического запаса новыми звукоподражаниями би, бом, бай-бай, бо-бо; развитие слухового внимания.

Игра «Кулак — ладонь»

Цель: развитие межанализаторных связей в скоординированной работе речеслухового, двигательного, зрительного

анализаторов.

Игра «Выложи дорожку»

Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи

Декабрь

1-я неделя

Игра «Выложи дорожку».

Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи.

Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма

2-я неделя

Игра «Собачка»

Цель: развитие фонематического восприятия на основе упражнений на узнавание и различение звукоподражательных

слов ав, фу.

Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма

3-я неделя

Упражнение на соотнесение звукоподражания с картинками.

Цель: формирование коммуникативной функции речи на основе развития навыка использования звукоподражаний му, мяу.

Упражнение на развитие тактильного восприятия.

Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма

4-я неделя

Упражнение в уточнении слуховых образов слогов.

Упражнение в фонематическом анализе.

Упражнение в слуховой дифференциации слов «му», «мяу».

Цель: развитие слухового внимания и ритмико-интонационной стороны речи

Неделя

Содержание

Январь

3-я неделя

Упражнение на соотнесение звукоподражания с картинкой.

Упражнение на включение слов-заместителей в стихотворные тексты с адекватным имитирующим движением.

Цель: формирование коммуникативной функции на основе использования звукоподражательных слов on, пи, пу

Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма

4-я неделя

Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма.

 Игра «Выдели громкую песенку»

Цель: формирование понятия об ударном звуке (слоге); выделение ударного звука (слога) на материале звукоподражаний

Февраль

1-я неделя

Игра «Баран и козочка»

Цель: формирование коммуникативной функции речи на основе развития навыка использования звукоподражательных

слов мэ, бэ.

Упражнение на развитие слуховой памяти и внимания.

Цель: развитие фонематического анализа и синтеза на основе упражнений на узнавание и различение звуковых рядов

2-я неделя

Упражнение на развитие слуховой памяти и внимания.

Цель: развитие фонематического анализа и синтеза на основе упражнений на узнавание и различение звуковых рядов.

Упражнение на развитие слухового внимания

Упражнение на соотнесение ритмического рисунка стихов, текста с ритмом движения.

Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений в различении и узнавании слов-звукоподражаний со звуком [т]

3-я неделя

Игра «Забьем гвоздь молотком»

 Игра «Дудочка».

Цель: развитие слухового внимания, умения адекватно использовать лексические единицы (звукообразные слова) со

звуком [д].

Упражнение на развитие чувства ритма

Читайте также:  Книги для развития ребенка 5 лет скачать

Упражнение на закрепление характеристики силы голоса

4-я неделя

Игра «Лошадка».

Упражнение в слуховой дифференциации слогов НО — НА.

Цель: развитие слухового внимания и ассоциативной памяти на основе упражнений на различение и узнавание лексических единиц

Март

1-я неделя

Игра «Ворона, кукушка, курица»

Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений на различение и узнавание лексических единиц со звуком [к] (слов-звукоподражаний кар, ку-ку, ко-ко). Упражнение на закрепление характеристик силы голоса.

 Игра «Дождик».

Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия лексических единиц на основе развития сенсомоторных компонентов чувства ритма

2-я неделя

Игра «Гусь и лошадка»

Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений на различение и узнавание

лексических единиц со звуком [г].

Упражнение на послоговое проговаривание слов из двух одинаковых слогов с ритмическими движениями рук.

Цель: формирование действий слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства.

Игра «Запомни слова».

Цель: формирование действий слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства

3-я неделя

Упражнение в послоговом проговаривании слов из двух открытых различных слогов с ритмическими движениями рук.

Игра «Имена»

Цель: формирование слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства; развитие фонематического

слуха.

Упражнение в послоговом проговаривании трехсложных слов без стечения согласных с ритмическими движениями рук.

Упражнение на использование способностей рисования для воспитания сенсомоторных компонентов чувства ритма

4-я неделя

Упражнение в ритмическом повторении слогового ряда с опорой на схему ритма.

 Игра «Будь внимательным!»

Цель: развитие фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений в ритмическом повторении слогового

ряда (со звуком [ы]) с опорой на зрительное восприятие

Игра «Имена».

Цель: развитие фонематического слуха

Апрель

1-я неделя

Упражнение в ритмическом повторении слогового ряда с опорой на схему ритма.

Игра «Будь внимательным]»

Цель: развитие фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений в ритмическом повторении слогового ряда (со звуком [ы]) с опорой на зрительное восприятие.

Упражнения в повторении слогового ряда.

1.        Как только услышишь, как говорит гусь, положи на полоску бумаги желтый квадрат, услышишь, как скачет конь, — синий.

Затем логопед произносит цепочку слогов (например: га—гоп—га) — ребенок накладывает квадраты соответствующих цветов на полоску бумаги.

2.        Логопед дает ребенку карточку-табличку с цветными квадратами и предлагает самостоятельно воспроизвести звукоподражания (га, гоп), ориентируясь на цвет квадратов

2-я неделя

Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма.

Упражнение в послоговом проговаривании трехсложных слов без стечения согласных с ритмическими движениями рук.

Оборудование: карточки-таблички со схемой ритма; мозаика; магнитофон. Порядок действий

1.        Упражнение в ритмическом повторении. Логопед показывает ребенку карточку-табличку со схемой ритма и просит воспроизвести ритмический рисунок, произнося слог МЫ и соблюдая паузы.

00 00 СЮ — мы-мы мы-мы мы-мы пауза пауза

2.        Игра «Будь внимательным!» Взрослый просит ребенка:

  • положи столько мозаик (геометрических фигур, конфет), сколько раз услышишь слог БЫ: бы-бы-бы;
  • выложи из мозаики ритмический рисунок слоговой цепочки кы-кы кы-кы: 00 00

Вариант. Упражнение на закрепление понятия о схеме ритма. Логопед просит:

  • придумай свой ритмический рисунок и выложи его из деталей мозаики;
  • смотри на свой рисунок и произноси слог ТЫ, нажимая пальцем на каждую из мозаик и соблюдая паузы, а мы тебя запишем на магнитофон.

Упражнение на использование способностей рисования для воспитания сенсомоторных компонентов чувства ритма. Логопед дает ребенку лист бумаги и цветные карандаши (или краски и кисточку) и просит нарисовать столько кружочков, сколько раз он хлопнул, произнося слово «ворона».

Вариант. На листе бумаги, который логопед предлагает ребенку, нарисовано несколько одинаковых фигур (квадраты, треугольники, овалы). Взрослый просит ребенка раскрасить столько фигур, сколько раз он отхлопал. 0 0 0 0 0 0

молоко

0 0 0 0 0 0

корона

3-я неделя

Игра «Угадай слово»

Цель, закрепление понятий о слоговой структуре слова с опорой на восприятие тыльной стороной ладони движений нижней челюсти.

Упражнение на соотнесение количества движений нижней челюсти и количества слогов.

Взрослый просит ребенка тыльной стороной ладони прикоснуться к нижней челюсти и сказать слово, состоящее из прямых слогов («вата»), обращая его внимание на то, что количество движений нижней челюсти соответствует количеству слогов в слове. Затем спрашивает:

  • Сколько раз ты открыл широко рот?
  • Сколько частей в слове «вата»?

Примечание. Вначале это упражнение нужно проводить перед зеркалом.

Упражнение на закрепление понятий о слоговой структуре слова.

Игра «Доскажи словечко»

4-я неделя

Упражнение на соотнесение слогов с геометрическими фигурами.

Логопед дает ребенку коробку с геометрическими фигурами и предлагает: «Клади на полоску цветного картона столько

кружков, сколько услышишь слогов».

Вначале произносятся цепочки одинаковых слогов:

ма-ма;

ма-ма-ма;

ма-ма-ма-ма;

па-па;

па-па-па;

па-па-па-па.

Затем логопед произносит цепочки слогов, различающихся гласным звуком, и предлагает ребенку класть кружок, когда он

услышит слог МА, и класть квадратик, когда прозвучит слог МУ: ма-му-ма-му — квадрат — кружок — квадрат — кружок.

Вариант. Упражнение на дифференциацию слогов.

Логопед дает задания и задает вопросы:

  • Послушай слово, которое я скажу: нога.
  • Сколько ты услышал слогов? Если они разные, клади две разные фигуры.
  • А теперь слушай внимательно слова, которые записаны на магнитофон (4—6 слов), и клади на стол фигуры.
  • Какие слова ты запомнил?

Упражнение на дифференциацию слогов.

Цель: развитие фонематического анализа на основе упражнений в соотнесении и дифференциации.

Игра «Угадай слово»        

Май

1-я неделя

«Рифмовки-перепутанки».

«Подбери картинку, которая звучит похоже».

«Назови слово, которое отличается от остальных»

2-я неделя

Игра «Пирамидки».

Игра «Бусы для куклы».

Цель: развитие навыка фонематического анализа на основе выполнения конструктивных действий.

Игра «Повтори — не ошибись».

Ком — дом — том.

Пакет — макет — букет.

Банан — диван — капкан.

Минута — монета — конфета.

Утка — дудка — будка.

Дата — вата — хата — мята.

Вагон — лимон — батон — бетон.

Отметка — пипетка — конфетка — котлетка

3-я неделя

Итоговая диагностика

4-я неделя

Источник

Юлия Агеева
Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Речевое развитие в соответствии с ФГОС

дошкольного образования

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Изменения коснулись не только образовательной деятельности, но и профессиональной компетентности педагогов, а также финансирования реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей, которые называются образовательными областями. ФГОС определяет 5 образовательных областей:

1) социально — коммуникативное развитие — направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;

Читайте также:  Творческое развитие ребенка до 1 года по месяцам

2) познавательное развитие — предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;

3) речевое развитие — включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

4) художественно — эстетическое развитие — предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;

5) физическое развитие — включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:

1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно — тематическом планировании работы);

3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);

5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения — слушания, книга должна стать спутником детей);

6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте — это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);

7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).

Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.

Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Речевая среда, созданная в определённой группе, — это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. В качестве основных компонентов речевой развивающейсреды выделяют следующие:

— Речь педагога;

— Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

— Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.Речь педагога должна отвечать следующим требованиям:

1) ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

2) ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

3) ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

4) ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

5) ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6) БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство.Но существует и синтаксическое понятие богатства:это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т. д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7) УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы.

Особенности речевого развития первой младшей группы

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.);

3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение);

4. самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи)

Особенности речевого развития второй младшей группы

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);

3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение);

4. организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).

Особенности речевого развития средней группы

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета);

Читайте также:  Пример занятия на развитие ребенка

3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя — акцент на стимулирование познавательного интереса);

4. организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи). организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).

Особенности речевого развития старшей и подготовительной

к школе групп

1. Грамотная речь педагога;

2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);

3. методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);

4. организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением);

5. создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка.

При таких особенностях речевого развитияв каждой возрастной группе:

1. Создаются благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

2. Обеспечивается высокий уровень речевой активности детей;

3. Происходит овладение детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО включает в себя развитие речи и художественную литературу.

Основными направлениями работы по развитию речи являются:

1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя.

4. Развитие связной речи (Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание).

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.

Образовательныеситуации используются:

– в непосредственно организованной образовательной деятельности – в процессе организации различных видов детской деятельности детей, заданных ФГОС. Они направлены на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать выводы, на развитие умений в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественно литературы и фольклора, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной);

– в ходе режимных моментов и направлены на закрепление имеющихся знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Рассмотрим примеры образовательных ситуаций, используемых для речевого развития дошкольников.

1)

О. М. Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.

1. Ситуации — иллюстрации. Подходят для младшего дошкольного возраста. Разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

2. Ситуации — упражнения. Применяются со средней группы. В них ребенок активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

3. Ситуации – проблемы. Применяются со старшего возраста. Участие в ситуациях — проблемах способствует усвоению детьми основных направлений социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. Активно участвуя, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

4. Ситуации – оценки. Применяются в подготовительной группе. Они предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятие решения, оценить его.

2)

А. Г. Арушанова предлагает как форму речевого развития детей — сценарии активизирующего общения — обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.

3)

Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Используя проектную деятельность, дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Главная задача – помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашли и доказали они сами.

Технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи.

4)

Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Бизикова О.А предлагает игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др. ; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие,но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».

5)

Еще один пример формы речевого развития дошкольников предлагают авторы: Кузеванова О. В., Коблова Т. А.: литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры- драматизации, разные виды театров, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, интерактивные речевые стенды, календар?