Современные методы коррекции развития ребенка
Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется от негативных личностных реакций, возникающих в результате эмоциональных нарушений, становится менее агрессивным, возбудимым и мнительным.
Цель коррекции
Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности, самоактуализации. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.
Показания для назначения
Те или иные методы психокоррекции применяют, если в поведении ребенка начинают наблюдаться следующие нарушения:
- гиперактивность, импульсивность;
- неконтролируемая агрессия;
- тревожность, мнительность;
- чрезмерная стеснительность, боязливость;
- неоправданные страхи;
- трудности запоминания;
- неусидчивость;
- нарушения мышления;
- трудности в процессе обучения.
Этапы психологической коррекции
Психологическая коррекция обычно предусматривает соблюдение следующих этапов:
- сбор информации;
- создание программы проведения психокоррекции;
- установочный этап;
- процесс психологической коррекции;
- завершающий этап.
Сбор информации происходит на первой встрече со специалистом, который будет составлять программу последующих занятий. Обычно она проходит без ребенка. Основной задачей предварительной встречи является передача психологу детальной информации о развитии ребенка, особых чертах его поведения. Может оказаться полезным изучение его индивидуальной медицинской карты.
Создание программы происходит с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Она включает в себя определение расписания посещаемых занятий, а также изменений, которые должны произойти в домашней обстановке и поведении родителей для осуществления психокоррекционного процесса.
Установочный этап представляет собой процесс формирования положительной установки на проведение занятий. На этом этапе все действия будут направлены на снижение эмоционального напряжения, активизацию самостоятельной психологической работы, повышение веры в достижение положительных результатов, формирование доверительного контакта специалиста с ребенком и его родителями.
Процесс психологической коррекции подразумевает точное выполнение всех рекомендаций в рамках психокоррекционной программы. Выполнение предписаний, направленных на решение конкретных задач: преодоление кризиса внутри семьи, изменение родительских позиций и установок, устранение дезадаптации в поведении ребенка, расширение сферы социального взаимодействия, формирование адекватного отношения к себе и окружающим.
Завершающий этап представляет собой оценку достигнутых результатов. При этом обычно просматривают отчеты родителей о поведении ребенка на начальном и конечном этапе занятий. Также происходит разбор и анализ поведенческих и эмоциональных реакций ребенка при помощи метода наблюдения. Анализ проделанной работы может выявить необходимость проведения дополнительных занятий.
Основные методы
Программу психологической коррекции специалист составляет индивидуально для каждого пациента, выбирая наиболее подходящие методы.
Самыми популярными методами психокоррекции детей являются игры. Игровые методы бывают направленные и ненаправленные. Направленная игротерапия построена на активном участии психолога в игре ребенка. Ненаправленная игротерапия проходит в свободной форме. Играя, ребенок учится самовыражаться, достигать эмоционального равновесия. К методам директивной игровой коррекции относят сюжетноролевые игры и психодрамы.
Сюжетноролевые игры помогают формированию достаточной самооценки ребенка и положительных отношений с окружающими. В начале игры психолог задает сюжет, выбирает игровой материал, планирует определенные ситуации. Этот метод эффективен в борьбе с межличностными конфликтами и нарушениями поведения.
Игры драматизации хорошо подходят для детей с ограниченным социальным опытом. Такая игра помогает рассмотреть характер межличностных отношений и прожитых ситуаций исходя из сюжетов знакомых сказок. При этом свои эмоции и личностные качества ребенок переносит на игровой образ, наделяя ими персонажей.
Арт-терапия это специализированный метод психотерапии, основанный на изобразительном искусстве, задачей которого является развитие самовыражения и самопознания ребенка. В рисунках детей отражается их уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности. Это своеобразная проекция личности. Анализируя детский рисунок необходимо выражать одобрение. Похвала вызовет гордость у ребенка за выполненное задание. В процессе псикоррекции методом арт-терапии, ребенку могут предложить изготовить маску, фигурку из пластилина, конструкцию из подручных материалов.
Музыкотерапия прекрасно помогает справиться с эмоциональными нарушениями. Основные психологические механизмы музыкотерапии: катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния), эмоциональная экспрессия, повышение социальной активности. Эффективными методами музыкотерапии являются рецептивная методика (восприятие музыки с определенной целью) и активная терапия (коррекционно-направленная, активная музыкальная деятельность).
По завершению курса коррекции психолог обязательно даст рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, с учетом приобретенных навыков и качеств.
Источник
УДК 373.211.24
Современные методы коррекционной работы с дошкольниками по улучшению психоэмоционального состояния в детском саду
© 2016
И. В. Федюнина, старший воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №359» г. о. Самара, Самара (Россия)
Л. А. Пятилетова, заведующий,
МБДОУ «Детский сад №359» г. о. Самара, Самара (Россия)
Аннотация: Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. В статье рассматриваются современные методы коррекционной работы с дошкольниками по улучшению психоэмоционального состояния в детском саду.
Ключевые слова: сказкотерапия; музыкальная терапия; арт-терапия; изотерапия; игровая терапия.
Дошкольники, живущие в современном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки: поток негативной информации из сети Интернет, с телеэкрана; ослабленный иммунитет, вследствие чего частые инфекционные заболевания; быстрый жизненный ритм. Всё это оказывает непосредственное влияние на его эмоциональное самочувствие [1].
Создание условий в детском саду по улучшению психоэмоционального состояния детей, рассматривается из наиболее важных, приоритетных задач в воспитании дошкольников.
Дети, имеющие нарушения эмоциональной сферы, не умеют выражать своё эмоциональное состояние, не всегда могут сдерживать такие эмоциональные проявления, как плач, крик и т.п., затрудняются в понимании состояния других людей. Такие дети затрудняются в общении со сверстниками и взрослыми, часто проявляют агрессию, упрямство, жестокость. Таким образом, без педагогической помощи такие дети оказываются не готовыми психологически к школьной жизни и отношениям в социуме [6].
В детском саду в современных условиях широко применяются методы коррекционной работы с детьми в ДОУ по улучшению психоэмоционального состояния.
Анализ программ, предназначенных для коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников, свидетельствует о том, что большинство из них использует элементы сказкотерапии, игротерапии, музыкотерапии и арттерапии.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром (М.В. Киселёва)[5].
Сказка это тот материал, с помощью которого педагог может решить большое количество проблем по улучшению психоэмоционального состояния детей. Каждая сказка даёт возможность детям мечтать, побывать в волшебном мире. Сказки снимают напряжение у детей, развивают мир фантазии. Проигрывание эпизодов сказки даёт возможность ребёнку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.
С дошкольниками наиболее эффективно использовать народные сказки, авторские сказки, которые проводят коррекцию негативных проявлений в поведении.
Педагоги в нашем ДОУ используют готовые сказки следующих авторов для решения следующих проблем развития и адаптации: Михаила Андрианова, Ирины Гуриной, Ольги Быковой, Наталии Смирновой. Педагогами ДОУ составлен сборник сказок на развитие интеллекта у детей дошкольного возраста.
Игровая терапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающим миром — игра (М.В.Киселёва)[5]. В детском саду мы используем некоторые элементы игровой терапии. Игра является единственным видом детской деятельности, где ребёнок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды. А значит, игра способна справиться с проблемами, возникшими в эмоциональной сфере и поведении ребёнка.
Важно педагогу подобрать игры не только в соответствии с возрастными особенностями детей, но и в соответствии с их проблемами по в психоэмоциональной сфере. Игры можно проводить в режимные моменты, в образовательной деятельности. Включить в игровую терапию можно: игры с правилами, игры соревнования, длительные совместные игры, сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, дидактические игры, подвижные игры.
Таким образом, в процессе игровой коррекции происходит восстановление нарушений способности ребёнка к саморазвитию и коррекция эмоциональной сферы ребёнка. Педагоги МБДОУ «Детский сад №359» г. о. Самара составили картотеку подвижных игр, картотеку дидактических игр. Были приобретены дидактические игры комплекс игр Юлии Борисовны Гиппенрейтер: «Наши чувства», «Эмоциональное лото», «Эмоциональная угадайка», психологическая игра «Что делать, если…» Людмила Петрановская, «Семейка гномс», «Домик настроений», «Скажем по кругу друг другу комплимент», «Путешествие в мир эмоций» и многое другое.
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) — представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами[2].
Арт-терапия включает в себя хромотерапию и изотерапию. Хромотерапия изучает цвета, которые оказывают благотворное или отрицательное влияние на человека. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативное влияние на поведение детей.
Изотерапия – метод коррекционного воздействия на ребёнка с использованием разнообразия изобразительных средств, где дети имеют возможность отразить своё настроение и реализовать свои возможности. При выборе данного метода работы с детьми по улучшению психоэмоционального состояния следует придерживаться некоторых правил: работа должна проходить в доброжелательной атмосфере, можно негромко включить музыку; использовать в данной методике нужно нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционное рисование снимает нервное напряжение, страхи, отвлекает от грустных мыслей, обеспечивает эмоционально-положительное состояние, вызывает радость[4].
Таким образом, арт-терапия позволяет раскрыть внутренние силы ребенка, способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей [2].
В нашем Бюджетном учреждении широко применяются приемы рисования в технике «мокрым по мокрому». Выбор данной техники рисования не случайный — при рисовании на мокром листе вовсе не обязательно обладать какими-то особенными навыками. Ребёнок получает возможность просто повозиться с красками, понаблюдать за их движением и соединением с водой, рассмотреть, что же получилось. Во время рисования акварелью можно наслаждаться сочностью красок, возникновением мягких переходов цвета (палитра не используется, акварельные краски смешиваются прямо на влажном листе бумаги). Спонтанность и свобода техники пробуждают творческие силы.
В процессе проведения данной работы дети стали больше времени уделять свободной изобразительной деятельности в данной технике рисования, больше говорить о своих эмоциях, высказывать добрые пожелания в адрес других детей. На основании продуктивной деятельности появились новые истории и сказки, где дети отражают свои чувства и учатся определять чувства другого человека.
Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний [5]. Музыкальная терапия — это способность использования музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка [4].
Музыкальная терапия очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникшего у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условие для эмоционального диалога, часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость. Варьирование слушания знакомых и незнакомых произведений, их громкости, скорости даёт возможность направленной работы с разными детьми [3].
При применении музыкальной терапии в коррекционной работе с детьми можно использовать для прослушивания только те произведения, которое нравится всем детям; выбирать знакомые детям пьесы; продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия; подбирать музыкальные инструменты в зависимости от вида коррекционной терапии[4].
В музыкальный руководитель нашего Бюджетного учреждения составила картотеку музыкальных произведений, в котором все произведения разделены на блоки: «Музыка для встречи детей и их свободной деятельности», «Музыка для приятного погружения в дневной сон», «Музыка для пробуждения после дневного сна», «Музыка для релаксации». На дисках представлены классические произведения и детские песни.
Таким образом, педагоги проводят целенаправленную и последовательную работу по развитию и коррекции эмоциональной сферы дошкольников, активизировать эмоции детей через разные виды детской деятельности, подбирать подходящие методы и приёмы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности эмоционального развития детей, что помогает развивать все компоненты эмоционального интеллекта дошкольников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В мире детских эмоций: пособие для практики работников ДОУ/Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
2. Верещагина, С. Арт-терапия лечения искусством [Электронный ресурс] / С. Верещагина: статья – 2008. – URL: https://www.inmoment.ru/beauty/health/art_therapy.html/(Дата обращения: 19.10.2015).
3. Ворожцова, О.А. Музыка и игра в детской психотерапии / О.А. Ворожцова – М.: Издательство Института психотерапии, 2004
4. Вылегжанина, Е.Н. Аукцион педагогических идей [Текст] / Е.Н. Вылегжанина, Е.Н. Садырина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. — №10. – С. 59.
5. Киселёва, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселёва – Санкт–Петербург: Речь, 2006.
6. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников: учеб.пособие/ М.Э. Вайнер – М.: Педагогическое общество России, 2006.
Modern methods of correctional work with preschool children on improvement of a psychoemotional state in kindergarten
2016©
L. A. Pyatiletova, manager kindergarten
MBDOU «Kindergarten No. 359» c. d. Samara, Samara (Russia)
I. V. Fedyunina, senior kindergarten teacher
MBDOU «Kindergarten No. 359» c. d. Samara, Samara (Russia)
Annotation: The problem of emotional health of children in a family and preschool institution is one of the most actual as the positive emotional state is among the most important conditions of development of the personality. In article modern methods of correctional work with preschool children on improvement of a psychoemotional state in kindergarten are considered.
Keywords: skazkoterapiya; musical therapy; art therapy; isotherapy; game therapy.
Источник
Владимирова Ирина Михайловна
педагог-психолог ГБУ ЦДК
кандидат психологических наук
Современные методы психологической коррекции проявлений СДВГ у детей и подростков
В настоящее время постоянно идет поиск новых средств и методов, которые позволили бы детям с СДВГ успешнее адаптроваться в образовательной и социальной среде. Анализ практической работы с детьми данной группы позволил выделить два наиболее перспективных направления. Одно из них предполагает использование нейропсихологических подходов, другое основано на привлечении методов арт-терапии.
Программы нейропсихологической коррекции детей с СДВГ
По мнению психологов, традиционные методы коррекции и развития перестают соответствовать характеру онтогенеза современных детей. С учетом специфики детской популяции, в основной своей массе имеющей те или иные признаки неврологической патологии, необходимо внедрять в повседневную практику современные технологии нейропсихологической коррекции, использующие процесс формирующего обучения.
Такими известными авторами, как Семенович А.В., Сиротюк А.Л., Пылаева Н.М., Ахутина Т.В, предложенметод замещающего онтогенеза [1, 9, 10, 11]. Метод направлен на активацию подкорковых образований головного мозга, развитие подкорково-корковых интеграций, меж- и внутри-полушарных связей, формирование оптимального функционального статуса лобных отделов мозга как основы произвольной регуляции ребенка. Используя различные средства психологического воздействия специалисты влияют на мозговую организацию психических процессов. Предполагается активация трех функциональных блоков мозга (теория Лурия А.Р): блока регуляции тонуса и бодрствования («я хочу»); блока приема, переработки и хранения информации («я могу»); блока программирования, регуляции и контроля (лобные отделы мозга, «я должен»).
Ярким примером реализации данного направления в практической работе является программа А.Л. Сиротюк, включающая комплекс упражнений, направленных на улучшение деятельности нарушенных у детей с СДВГ зон мозга [10]. Среди них следующие группы.
Растяжки – система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. У ребенка должно появляться ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Выполняются сидя, стоя, лежа. Упражнения могут быть направлены на расширение диапазона движений по параметрам: быстрые-медленные, мягкие-жесткие, сильные-слабые, тяжелые-легкие, непрерывные-отрывистые, свободные–с сопротивлением. Целью данного комплекса является преодоление патологических ригидных телесных установок, блоков и зажимов, развитие рефлексии как основы произвольного внимания. Сосредоточенность на ощущениях, попытка их изменять являются способом повышения произвольности поведения, основой развития волевых качеств. Кроме того, стимулируется вся сенсомоторная система ребенка, включая и речь.
ПРИМЕР: «Половинки», «Лучики», «Травинка на ветру».
Дыхательные упражнения развивают концентрацию внимания, создают основу для произвольной регуляции. Ритм дыхания – единственный из всех телесных ритмов, подвластный сознательному и активному управлению со стороны человека. Важно обучить ребенка полному дыханию, включающему грудной и брюшной типы, которые выполняются в положениях лежа, сидя и стоя. Дыхание может сочетаться с движениями, воображением (визуализацией). Движения выполняются на фазе вдоха и выдоха, во время пауз происходит удержание позы.
ПРИМЕР: Визуализация цвета (надувание разноцветных шариков в животе). Дыхание только через левую и правую ноздрю.
Упражнения для глаз и языка полезны для системы зрения и органов артикуляции, активизируют кровоснабжения головного мозга. Кроме того, сочетания однонаправленных и разнонаправленных движений глаз и языка налаживают сенсомоторные взаимодействия, важные для формирования навыков письма, чтения и счета. При выполнении упражнений голова фиксирована. Слежение глазами идет за предметом, расположенным: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя, на уровне переносицы, в положениях лежа, сидя, стоя, с фиксацией в крайних положениях. Удержание взгляда должно быть равным по длительности предшествующему движению.
ПРИМЕР: слежение по четырем осям и диагоналям, рисование в воздухе знака бесконечности (центр – напротив переносицы).
Коррекционные движения тела и пальцев развивают взаимодействие полушарий, снимают синкинезии (добавочные/ошибочные движения) и мышечные зажимы. Центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.
ПРИМЕР: «Лезгинка», «Колечки», «Написание букв на спине, на ладонях».
Реципрокные (перекрестные движения) активизируют образование и миелинизацию нервных путей, связывающих полушария мозга, улучшают деятельность вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. Целью данного комплекса является формирование одновременных и реципрокных координаций на основе взаимодействия рук или ног, движений правой и левой половины тела. Упражнения позволяют формировать у ребенка осевые (телесные, органные, оптико-пространственные) вертикальные и горизонтальные сенсомоторные взаимодействия. Среди них наиболее важны следующие: язык – глаза, руки – ноги – дыхательная система, суставно –мышечно – дыхательная система. Согласованные движения глаз, рук, ног, язык позволяют сформировать единый сенсомоторный базис, активирующий (тормозящий) структуры речи, памяти, мышления, рисунок, письмо. Ползание, ходьба – отражение такой системной организации полушарных и межполушарных взаимодействий. У современных детей эти системы часто работают вразнобой.
ПРИМЕР: упражнение «Руки-ноги». Детям предлагается стоя прыгать на одном месте с одновременными движениями руками и ногами. Цикл повторяется несколько раз.
«Ноги вместе – руки врозь,
Ноги врозь – руки вместе.
Ноги вместе – руки вместе,
Ноги врозь – руки врозь»
Упражнения, предполагающие работу с различными ритмами. Специалист предлагает ребенку прослушать и отстучать, отхлопать ритм, повторить двигательный ритм на рисунке.
Визуализация представляет собой репрезентацию в уме несуществующего объекта, явления или события. Образы бывают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные. Выполнение упражнения обеспечивается деятельностью обоих полушарий головного мозга (что согласовывает их деятельность), задействует образные представления и воображение детей.
ПРИМЕР: визуализация цвета, геометрических фигур, картин природы.
Релаксация развивает самоконтроль и самосознание.
Функциональные упражнения используются для целенаправленной коррекции дефицитарных функций. Они включают в себя упражнения для развития внимания, произвольности и самоконтроля, элиминации гиперактивности и импульсивности.
Коммуникативные упражнения позволяют развивать навыки общения. Индивидуальные упражнения направлены на углубление контакта с собственным телом, выражение состояний и отношений. Парныеупражнения способствуют расширению способности чувствовать, понимать и принимать партнера. Групповыеупражнения через организацию совместной деятельности развивают навыки взаимодействия в коллективе.
Большое внимание уделяется групповым правилам и ритуалам, поскольку они формируют внутренний контроль.
Программы нейропсихологической коррекции СДВГ эффективны, но имеют ряд ограничений. Они подходят для детей в возрасте до 10 лет. В них относительно мало внимания уделяется раскрытию творческого потенциала детей, повышению их самооценки. Вместе с тем, творчество рассматривается специалистами как одно из основных средств психологической поддержки детей с СДВГ. В этой связи хотелось бы акцентировать внимание на возможностях арт-терапии.
Использование арт-терапии в работе с детьми (подростками) с СДВГ.
Арт-терапия в широком контексте является методом, использующим творческую деятельность для решения различных психологических задач (5, 8). К настоящему времени накоплен большой опыт применения арт-терапии в работе с детьми, имеющими эмоциональные и поведенческие проблемы. Установлено, что творческая деятельность помогает детям с СДВГ развивать навыки общения и способности к контролю над сильными чувствами. Им обычно сложно описать свое состояние словами, рисунки заменяют язык и являются инструментом восприятия, переработки и передачи разных представлений.
Достоинства арт-терапии:
- предоставляет возможность участвовать каждому независимо от возраста и способностей;
- позволяет активизировать внутренние механизмы регуляции, самопомощи и исцеления;
- дает возможность выражать себя в атмосфере доверия, внимания к внутреннему миру человека;
- позволяет испытывать позитивные эмоции, формировать более активную жизненную позицию;
- задействует общение на невербальном уровне;
- является не только средством коррекции, но и развития ребенка (приведения его к состоянию большей зрелости, гармоничности и жизнестойкости), в том числе познавательных и творческих способностей;
- продукты творчества могут использоваться для исследования настроения, состояний, а также для оценки эффективности коррекционных программ;
- показана высокая эффективность использования арт-терапевтических методов для диагностики и коррекции агрессивности детей и подростков;
- существуют стандартизированные методы (графические тесты Р. Сильвер).
В арт-терапии используются следующие формы творческого самовыражения и изобразительные средства: графика, живопись, лепка, коллаж, фотография, средства музыкальной и драматической экспрессии, элементы литературного творчества, движения, танца. Арт-терапия может проводиться в индивидуальном и групповом вариантах.
Арт-терапевтическая работа с проявлениями агрессии.
Методы арт-терапии имеют проективно-символическое содержание. Изобразительные средства позволяют ребенку безопасно выражать и объективировать свои чувства в создаваемой им продукции. Это помогает чувства осознавать и контролировать. Для достижения коррекционного эффекта важна психологическая проработка чувств. Ребенка следует научить переходить от грубых, хаотичных форм экспрессии к символическим, метафорическим формам изодеятельности. Если в жизни ребенок не может выплеснуть агрессию, ему помогут специальные игры и упражнения.
Упражнения, направленные на отреагирование агрессии.
- Манипуляции с глиной: удары кулаком, разминание крупного куска глины, деструкция ранее созданных образов.
- Техника рисования каракулей (ребенок в течение длительного времени, пока гнев «не остынет», а сам он не устанет) чиркает с закрытыми или открытыми глазами по бумаге круговыми движениями или рисует вихри.
- «Живопись тела» — ребенок создает на бумаге мазки или отпечатки краски с помощью частей своего тела (ладоней, стоп). Достигается катарсис.
- Элементы телесно-двигательной и музыкальной терапии.
- Когда аффект удается «сбить», ребенка стимулируют к вербальному выражению чувств в видеметафорических и поэтических высказываний, ролевых монологов (диалогов), создания катарсического письмас использованием набора эмоционально заряженных слов (фраз), графическому оформлению плаката.
- Ребенку полезно выразить чувства, фантазии в метафорической визуальной, музыкальной или кинестетической форме (создать цикл рисунков, музыкальную композицию на тему «природные стихии», изобразить огонь в разных, в том числе деструктивных проявлениях).
- Следует использовать формы активности ребенка, позволяющие ему конструктивно выражать чувства, удовлетворять потребность в признании и самоутверждении вне занятий (спорт).
- При работе с проявлениями агрессивности важно помочь ребенку овладеть более эффективными механизмами психологической защиты и копинга (замещение, сублимация, фантазирование).
- Для повышения сниженной у агрессоров самооценки следует выделять позитивные качества личности, моменты успеха в прошлом, настоящем, внешние ресурсы. Техники: «Автопортрет» (абстрактный, реалистический, метафорический), тематические рисунки («Дорогой для меня человек», «Любимый уголок природы», «Приятное сновидение/фантазия»).
- 10. Целесообразно постепенно вовлекать агрессивных детей в групповую работу, привлекать к созданию совместных арт-проектов.
Использование фотографии при работе с подростками с СДВГ.
Практические психологи знают, как трудно вовлечь подростков в какие-либо занятия. Работа с фотографиями привлекательна для подростков и может использоваться как инструмент оказания психологической помощи.
Коррекционные эффекты фотографии связаны с ее «проективной» природой: выбирая объект для съемки, человек неосознанно «переносит» на него свои потребности и переживания. Использование готовых фотографий позволяет исследовать жизненный опыт. Самостоятельное создание фотографий, которые затемобсуждаются в группе, помогает осознать свои потребности. Применение фотографии стимулирует подростков к словесному описанию своих чувств. Фотоснимки обеспечивают наглядность биографического материала, конкретизируют обстоятельства жизни подростка, его отношения с окружающими.
При создании фотографий участники сами выбирают тему, либо ее предлагает ведущий. Темы: «Прекрасное и безобразное», «Мир взрослых и мир детей», «Любимые уголки города».
Можно организовать съемку в той среде, которая выступает в качестве значимого внешнего ресурса (жанр пейзажной съемки). Жанровая съемка предполагает фотографирование различных моментов городской жизни и ситуаций, связанных с социальным взаимодействием. Другой вариант —постановочная фотография (в том числе портретный жанр, фотографирование участниками друг друга). Натюрморт связан с выбором неодушевленных объектов, а также построением из них композиций. Изготовление снимков сочетается ссозданием фотоколлажей, плакатов, иллюстрированной фотографиями книжки, рамки для снимка. Можно попросить подростков дома подобрать к ним текст из художественной литературы, поэтических сборников, сочинить историю, «мини-сценарий».
Оба подхода реализуются в настоящее время в ГБУ Центре диагностики и консультирования при организации работы с детьми, страдающими СДВГ.
Список литературы
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: «Питер», 2008. – 320 с.
- Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: «Изд-во Института Психотерапии», 2001. – 96 с.
- Досани С. 52 способа преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей. Лечить или воспитывать? / Пер. с англ. – М.: «Центрполиграф», 2010. – 221 с.
- Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: «Школа-Пресс», 2001. – 128 с.
- Копытин А.И. , Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-центр», 2014. – 197 с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с.
- Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. – Екатеринбург: «У-Фактория», 2004. – 176 с.
- Мэрфи Д., Пейсли Д., Пардоу Л. Арт-терапевтическая группа для импульсивных детей. В сб. Арт-терапия – новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. – М.: «Когито-центр», 2006. – 336 с.
- Сиротюк А.А. Обучение с учетом психофизиологии. Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: «ТЦ Сфера», 2001.- 128 с.
- Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: «ТЦ Сфера», 2002. – 128 с.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: «Генезис», 2008. – 474 с.
- Фесенко Е.В., Фесенко Ю.А. Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей. – СПб.: «Наука и Техника», 2010. – 384 с.
- Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: «Речь», 2003. – 384 с.
Источник