Современные формы музыкального развития ребенка

ирина бирюкова
Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Королев МО детский сад №39 общеразвивающего вида

«Солнечный город»

«Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ. «

Муз. рук. Бирюкова И. А.

г. о. Королев 2015 г.

Содержание:

Введение

Содержание работы

Выводы

Перечень литературных источников

Приложение

Введение.

Занимаясь методикой музыкального развития детей дошкольного возраста, я обнаружила, что ребенок и музыка необыкновенно схожи, пространства детства и музыки неразрывно связаны с понятием игры. Этот вывод стал для меня исходной точкой, определив сущность педагогических технологий музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Путь, который совершает малыш, открывая для себя мир музыки, а с её помощью самого себя и окружающий мир, чрезвычайно важен для него. Это очень интересный и необыкновенный маршрут, помогает ребенку в его музыкальных достижениях и художественном поиске, в свершении многочисленных и разнообразных открытий.

Идя в ногу с современными образовательными процессами, педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Использование современных технологий в музыкальном развитии дошкольника требуют новых подходов к музыкальному воспитанию.

Музыка и игра – источник детской радости. Применяя на музыкальных занятиях различные игровые методы, я решаю важную задачу раннего музыкального воспитания детей – развиваю эмоциональную отзывчивость на музыку. В своей работе, я использую новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.

Содержание работы.

Использование информационно – коммуникативной технологии на музыкальных занятиях позволяет мне, как педагогу значительно оживить совместные образовательные отношения с детьми, расширяя возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала. Занятия с применением ИКТ активизируют внимание дошкольника, усиливают познавательный интерес к музыке. Занятия становится более содержательным и гармоничным.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально — ритмических движений, музыкально — дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности:

В разделе «Слушание музыки» — используются компьютерные презентации позволяющие обогатить процесс эмоционально – образного познания ребенка, вызывая желание неоднократно слушать музыкальное произведение.

В разделе «Пение» — певческие навыки усваиваются в процессе разучивания песен (игра со звуками своего голоса, интонациями речи). Показ компьютерной презентации к песне помогает заинтересовать детей провести беседу, отвечающей тематике песни.

В разделе «Музыкально — ритмические упражнения» — процесс разучивания танцев с использованием учебных видеороликов становится увлекательным и интересным для ребенка.

В разделе «Музыкально – дидактические игры» — применение озвученных презентаций («Добрый мастер», «Лесной оркестр», «Чей домик», «Угадай мелодию и настроение», «Яблонька» и т. д.) помогают ребенку сначала узнать задание, а потом проверить правильность выполнения его.

Использование ИКТ позволяет педагогу ярко и понятно донести до ребенка информацию о разных видах искусства, такие, как театр, балет, опера

Формированию основам музыкальной культуры дошкольников, накопление опыта музыкального восприятия способствует технология развития восприятия музыки О. П. Радыновой. Алгоритм применения технологиив практической деятельности:

Этапы:

1й этап: установка на слушание (беседа о муз. произведении, знакомство с автором, названием);

2й этап: исполнение музыкального произведения педагогом или слушание в аудиозаписи;

3й этап: определение эмоционально – образного содержания музыки («Какие чувства передает музыка);

4й этап: выделение черт программности и изобразительности при их наличии («О чем рассказывает музыка)

5й этап: определение выразительных средств, с помощью которых создан музыкальный образ («Как рассказывает музыка);

Причём эти этапы могут наслаиваться друг на друга на каждом последующем занятии. Первый этап является стержневым.

6й этап: Сочетание восприятия музыки с практическими и творческими действиями, помогающими дошкольнику выразить во внешних проявлениях свои переживания, глубже прочувствовать характер музыки, активно переживать свои впечатления.

Использование на занятиях технологию формирования двигательных умений А. И. Бурениной предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребёнка и взрослого и включает следующие этапы:

1-й этап: подражание детей образцу исполнения движений педагогом («вовлекающий показ»)

2-й этап: развитие умения самостоятельно исполнять отдельные движения, упражнения и целые композиции. (Используются приёмы: показ исполнения ребёнком, показ условными жестами и мимикой, словесные указания, «провокации», т. е. специальные ошибки педагога для активизации внимания детей).

3-й этап: творческое самовыражение.

(Формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные).

Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой позволяет сохранять и развивать природную музыкальность дошкольников на основе равноправного, межличностного, творческого, совместного игрового взаимодействия, безоценочного музыкального процесса.

Этапы:

1-й этап: обучение простейшим элементам игры на музыкальных инструментах и умению их практически применять;

2-й этап: творческое музицирование – импровизационное обращение со знакомым материалом, умение его использовать по — своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя;

3-й этап: концертное музицирование – исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической, детской и фольклорной музыки.

Использование технологии развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности (А. С. Буренина, М. Родина, М. Д. Маханёва, Э. Г. Чурилова) на музыкальных занятиях помогает приобщать детей к театральной культуре, пробуждает интерес к театрально — игровой деятельности.

Этапы:

1-й этап:Расширение и систематизация знаний детей о театре по темам:

Особенности театрального искусства,

Виды театрального искусства,

Рождение спектакля,

Театр снаружи и изнутри,

Культура поведения в театре.

Читайте также:  Развитие эмбриона ребенка по дням

2-й этап: «Театрализованная игра» — направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных ситуациях.Включает:

Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии

Игры с импровизированными шумовыми инструментами;

Пальчиковый игротренинг;

Игры на развитие восприятия характера и содержания муз. произведения

Игры на развитие зрительного внимания

Игры с предметами быта и игрушками

Упражнения с атрибутами на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения

Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий

Упражнения по формированию выразительности исполнения (развитию мимики, пантомимики)

Игры-этюды на развитие эмоций

Игры-этюды на развитие творческого воображения

Игры-этюды на общение

Упражнения и игры на развитие культуры и техники речи (дыхательные и артикулярные упражнения)

Скороговорки

Упражнения на развитие интонационной выразительности

Творческие игры со словом

Инсценирование стихотворений

Подготовка и разыгрывание разнообразных мини-диалогов, потешек, песенок, стихов, разнообразных сказок и инсценировок

3-й этап: Работа над спектаклем (девять основных шагов):

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5.Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными, с музыкальным оформлением.

8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми, подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.

Выводы

Применение современных образовательных технологий на ОД по музыкальному воспитанию решают задачу общего развития детей средствами музыки, обогащают внутренний и духовный мир ребенка, развивают эмоциональную отзывчивость, формируют элементарное представление о видах искусства, национальных традициях и праздниках. Применение этих технологий соответствуют ФГОС ДО в воспитательно-образовательном процессе.

Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формирует гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях, сочиняя музыкальные истории, сказки воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры — придумки, игры – фантазии. Таким образом, современнее игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Вывод: Использование современных образовательных технологий, несомненно, дали положительный результат. У детей появилось желание заниматься музыкальной деятельностью, причем не только петь, танцевать, но и слушать музыкальные произведения. Они достаточно умело высказываются о характере, жанре произведения, знают и используют в речи специальную музыкальную терминологию (в пределах своего возраста). Дети самостоятельно следят за осанкой во время занятий, соблюдают охрану голоса, активны во время игр, упражнений.

Музыкальное развлечение

«Путешествие в «Играй – город»

(для детей средней группы)

Цель: побуждать детей к активному участию во всех видах деятельности.

Задачи:

Развивающие: развивать умение выполнять движения в соответствии с характером музыки; петь выразительно, передавая характер песни.

Образовательные: закреплять умение выполнять простейший ритмический рисунок хлопками; играть на музыкальных инструментах; продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, вместе начинать и заканчивать песню, слышать вступление; выполнять танцевальные движения вместе по показу взрослого.

Воспитательные: воспитывать интерес к музыке.

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок»; поэтапное разучивание с детьми по ролям сказки; слушание музыкальных произведений, разного характера; изготовление карточек «Эмоции».

Оборудование: музыкальные инструменты, карточки с эмоциями, мультимедийное оборудование, музыкальный центр, театр кукол, «сундучок заданий».

Ход образовательной деятельности:

Дети свободно входят в зал вместе с воспитателем.

Муз рук: здравствуйте, ребята!

Дети: здравствуйте!

Муз.рук: я рада вас видеть! Сегодня у нас на занятии гости, давайте поздороваемся со всеми.

Дети: с добрым утром!

С добрым днем!

Вот как славно мы живем! Здравствуйте!

Муз.рук: ребята, мне бы хотелось узнать, любите ли вы играть?

(Ответы детей)

Муз.рук: а в какие игры вы любите играть?

(Ответы детей)

Муз.рук: спросила я вас про игры не случайно. Сегодня утром я получила письмо от своего друга музыканта, который живет в волшебном «Играй городе». Его жители очень любят играть, петь и веселиться. Самая веселая их них – принцесса Игруля. Но в последнее время она загрустила, не с кем не играет, а только плачет. Жители города расстроились из – за этого и тоже загрустили. Мой друг просит нас помочь, развеселить принцессу и вернуть в город смех и радость. Поможем жителям «Играй – города»? Но смогут это сделать только дружные и добрые ребята. Как вы думаете, справитесь вы с этой задачей? Почему вы так считаете?

(Ответы детей)

Муз.рук: тогда можно отправляться в путь. Я знаю дорогу и поведу вас. К сожалению, в «Играй — город» могут попасть только дети, поэтому вам ребята, нужно прохлопать (схема ритмослогов) и произнести волшебные слоги, чтобы я превратилась в ребенка. И так готовы.

Схема ритмослогов (Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой)

Дети: (прохлопывают)

(муз. рук. надевает бантик)

Муз.рук: ну вот, я готова! Отправимся сейчас мы в город, в котором главный гость – ИГРА! Пошли…

Читайте также:  Карта развития ребенка психолога в доу по фгос

Танец – разминка «Что такое доброта» (Технология формирования двигательных умений А. И. Бурениной)

Муз.рук: ребята, посмотрите, а вот и ворота «Играй – города». Ворота закрыты. Мой друг музыкант предупреждал, что на воротах замок, а рядом должен быть «Сундучок заданий». Замок откроется, если вы выполнить задание.

Находят сундучок,в нём муз. инструменты и куклы. Открывают и выполняют задания.

1 задание:

Рассказать сказку с помощью этих музыкальных инструментов, а куклы вам в помощь (сказка «Теремок)

(Технология развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности А. С. Буренина, М. Родина, М. Д. Маханёва, Э. Г. Чурилова)

Муз. рук.: молодцы! Ворота открыты, можно входить в город. А вот и «Переулок Эмоций». Здесь живут жители «Играй — города» и выглядывают в окошки, а настроение у них разное. Давайте определим вместе, какое у кого настроение, в этом нам поможет музыка. Давайте послушаем 1 мелодию и выберем нужную карточку.

Дети слушают музыку Д. Кабалевского «Резвушка»

Слушаем 2 мелодию и выберем нужную карточку.

Дети слушают музыку Д. Кабалевского «Плакса»

Слушаем 3 мелодию и выберем нужную карточку.

Дети слушают музыку Д. Кабалевского «Злюка»

(Технология развития восприятия музыки О. П. Радыновой)

Муз рук: молодцы, мы угадали настроение жителей «Играй — города». А чтобы настроение у всех жителей было радостное, давайте научим их игре «Мышка и мышата»

Игра «Мышка и мышата» (ритмическая игра)

Муз рук.: продолжаем наш путь. А вот и площадь «Радости» и «Дворец Счастья». И сама принцесса Игруля. Но посмотрите, она грустная. Давайте ее развеселим и потанцуем «Полечку».

Танец «Полька»

(Технология формирования двигательных умений А. И. Бурениной)

Муз рук: смотрите, наша принцесса заулыбалась и жители «Играй – города» тоже радуются! Хлопают вам! Давайте возьмем музыкальные инструменты и вместе все порадуемся, поиграем на них.

Оркестр

(Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой)

Муз.рук: ребята, мы развеселили принцессу Игрулю, и теперь в «Играй – городе» опять все веселятся. А нам пора возвращаться в детский сад, задержались мы с вами. А поможет нам в этом осенняя песенка. Мы ее споем и окажемся в детском садике.

Песня «Осень»

Муз.рук: вот мы и дома. Ой, ребята, а про меня забыли, мне нужно превратиться во взрослого. Скорее превращайте меня, где наши музыкальные схемы, нужно прохлопать и произнести волшебные слоги. Готовы?

(схема ритмослогов)

Муз. рук. снимает бантик.

Муз.рук: спасибо. Скажите, где мы сегодня с вами побывали? Что хорошего сделали?

Молодцы, ребята. Наше путешествие подошло к концу. Давайте скажем до свидания нашим гостям. До свидания, ребята!

Перечень литературы

1. Мерзлякова, С. И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» //«Музыкальный руководитель» 2010.- № 2.- с. 2

2. Радынова, О. П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с. 3

3. Радынова О. П. «Дошкольный возраст — задачи музыкального воспитания» // Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 — 30

4. Скопинцева, О. А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О. А. — Волгоград, 2010

5. Тарасова, К. В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г. — №1. – с. 10

6. Тютюнникова,Т. Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с. 4

7. А. И. Буренина «Ритмическая мозаика» 2012г. «Музыкальная палитра» Санкт – Петербург.

Источник

космач елена
Формы музыкального воспитания в детском саду

Музыкальное развитие детей начинается с первых лет жизни ребёнка. Сначала это звук погремушек, колыбельные в мамином исполнении, звуковые детские игрушки.

В детских учреждениях в основном используются две формы организации музыкальной деятельности детей: образовательная деятельность и музыкальное сопровождение в повседневной жизни ребенка в детском саду. Еще одной немаловажной формой музыкального воспитания детей является музыкальное воспитание в семье.

Рассмотрим подробнее каждую из приведенных форм организации музыкальной деятельности детей.

1) Образовательная деятельность в детском саду (занятия).

Занятие – это форма организации деятельности, которая используется при обучении детей для формирования и развития их индивидуальных способностей.

При образовательной деятельности осуществляется активное взаимодействие детей друг с другом и с воспитателем.

Цель проведения музыкальных занятий – выявление у детей интереса к музыке. Добиваясь данной цели, педагог способствует развитию у детей музыкальных способностей обогащению их эмоций.

На занятиях дети обучаются необходимым умениям и навыкам, которые затем они могут применить самостоятельно в повседневной жизни. Разумеется, сам педагог должен владеть необходимыми качествами, профессиональными навыками, чтобы привлечь внимание ребёнка к обучению.

Воспитатель должен подбирать репертуар, соответствующий тематике и целям проводимого занятия. При этом может использоваться комплексно-тематический подход (проект «Лошади» — песенки про лошадку; проект «Времена года»музыка «Времена года» Антонио Вивальди и др.). Используемые произведения должны звучать ярко, красочно и четко, чтобы они были доступны и понятны каждому дошкольнику.

Во время проведения занятий при знакомстве с новой композицией воспитатель должен объяснять её смысл и эмоциональное содержание. При звучании музыки можно показывать детям картинки, характеризующие её. Воспитатель также должен воспроизводить контрастную музыку, то есть сначала грустную, затем более весёлую, чтобы ребёнок смог находить в них разницу.

Образовательная деятельность должна усложняться по мере проведения для достижения развития детей. Например, при последующем воспроизведении звуков дети могут показывать различные картинки или высказывать свои чувства, которые вызывает у них музыка.

Читайте также:  Упражнения для развития физических качеств ребенка

Также музыка может быть медленной или, наоборот, ритмичной. В этом случае дети реагируют на характер изменения музыки сменой своих движений.

При проведении музыкальных занятий перед детьми полезно ставить задачи,требующие их непосредственного участия: выбрать из представленных инструментов соответствующий по тембру, показать движения, характерные данной музыке.

Обратим внимание на то, что музыкальная образовательная деятельность должна отвечать творческой деятельности ребёнка, поэтому «натаскивание» детей, заучивание репертуара неприемлемо.

Следует отметить, что воспитателю необходимо следить за внешними эмоциональными проявлениями детей, за громкостью музыки, чтобы дети не переутомлялись и не перевозбуждались.

В активной деятельности детей происходит развитие музыкальных способностей. Эмоциональное поведение ребёнка во время проведения занятия должно быть в центре внимания воспитателя.

Пение, игра на музыкальных инструментах формируют у детей высокочастотный слух, чувство ритма.

Тем не менее, уровень развития музыкальных способностей у дошкольников неодинаков, поэтому следует использовать индивидуальный подход при работе с детьми.

Также воспитатель должен вселить каждому дошкольнику веру в себя, в свои силы, чтобы достичь положительного результата в развитии ребёнка.

При проведении индивидуальных, коллективных или групповых занятий важно учитывать уровень каждого воспитанника.Все задания должны быть разграничены по уровню сложности: более развитым детям – задания посложнее, менее развитым – более доступные им, но развивающие его способности. Если задания будут разграничены между детьми правильно, то у каждого ребёнка будет все получаться, следовательно, он не потеряет веру в себя и не замкнется в себе.

Также стоит не забывать об одобрении и поощрении детей, чтобы поддерживать их интерес к знаниям. Полезно побуждать их к самостоятельному обучению, взаимопомощи при игре на музыкальных инструментах, во время танцевальных занятий, в следствие чего дети будут больше взаимодействовать друг с другом. Это воспитывает в детях доброжелательность, отзывчивость и внимательность к собеседникам.

Обучение дошкольников на занятиях должно подкрепляться их впечатлениями от музыкальных произведений, получаемых в других формах деятельности.

Стоит всегда помнить, что эффективность музыкального развития зависит не только от усилий музыкального работника, но и от поддержки родителей.

2) Музыкальное сопровождение в повседневной жизни детей в детском саду.

Музыка в повседневной жизни включает в себя проигрывание аудиозаписей, игровую деятельность, инсценирование музыки, физические упражнения под музыку, а также развлечения и праздничные утренники.

При такой форме организации музыкальной деятельности дети могут как воспринимать музыку, так и не воспринимать её. В основном музыка используется для задания ритма (на гимнастике) или создания более ярких и увлекательных развлечений.

Образовательная деятельность не всегда позволяет полно охватить всю изучаемую тему, поэтому музыкальные развлечения, проводимые в повседневной жизни ребёнка, позволяют подробнее развернуть беседы о музыке. Например, воспитатель может рассказать об эволюции музыкальных стилей, сопровождая беседу показом картин, музыкальных инструментов, относящихся к той или иной эпохе.

Вызвать интерес у детей к классической музыке можно с помощью проведения бесед-концертов. Они могут быть посвящены творчеству различных композиторов, например, Л. Бетховена. Здесь можно рассказать детям о жизни композитора,его нелегкой судьбе: глухота, непризнание таланта, унизительное положение в обществе. Необычные и новые формы представления музыки обогащают детей, формируют у них музыкально-эстетическое сознание, заставляют ценить музыкальные произведения.

Особое внимание стоит уделить проведению праздничных утренников в детском саду. Обычно музыкальны утренники нацелены на заучивание текста, отработки поведения, пародирования, что носит чисто развлекательный характер, а не творческий. Поэтому при такой форме музыкальной деятельности должны использоваться произведения, любимые детьми и эмоционально привлекательные. Можно использовать не только стихи, танцы, песни, но и свободное воспроизведение музыки, чтобы дети получили удовольствие от музыки в праздничной обстановке.

Особо привлекательными для детей считаются музыкальные игры-сказки. В игре-сказке каждому ребёнку принадлежит своя роль, в которую он вживается, импровизирует, работает над словом и интонацией. Также дети могут принимать участие в подготовке декорация для праздника. Импровизируя, в свободной обстановке дети раскрывают свои творческие способности. Ведь именно творчество способствует развитию у детей интереса к музыке, формирует у них основы вкуса.

3) Приведенные выше формы организации музыкальной деятельности детей тесно связаны с музыкальным воспитанием в семье.

Благодаря праздничным утренникам родители часто замечают творческий потенциал своих детей, видят, какая музыка нравится их малышам, как они развиваются. Видя, с каким увлечением, восторгом их дети импровизируют, слушая музыку, которую сами взрослые не привыкли считать для себя интересной, родители начинают интересоваться, кто написал то или иное произведение, как оно называется. В результате воспитание детей в семье обогащается звучанием произведений, которые дети слушают вместе с родителями.

На родительских собраниях воспитатель дает советы родителям, какие телепередачи можно смотреть с детьми, какие аудиозаписи слушать, как развивать творческий потенциал ребёнка.

Главная проблема музыкального воспитания в семье – качество музыкальных произведений, ведь отношение родителей к музыке часто передается детям. Ребёнка нужно разносторонне развивать в музыкальном смысле, а не приучать к простой скучной музыке.

Таким образом, благодаря работе с воспитателем, ребёнок приобретает певческие, музыкальные и ритмичные навыки, учится играть на музыкальных инструментах. Воспитатель стремится вызвать интерес детей к музыке, обучить их самостоятельным способам творческих действий, умений и навыков, которые они будут применять в жизни. А чтобы разнообразить музыкальные впечатления детей, необходимо использовать все преимущества каждой формы организации музыкальной деятельности как в дошкольных учреждениях, так и в семье.

Источник