Современное представление об отклоняющемся развитии ребенка

Современное представление об отклоняющемся развитии ребенка thumbnail

Определение
«степени нормальности» человека —
сложная междисциплинарная проблема.
Когда речь заходит об отклонениях в
развитии человека, необходимо уяснить
понятие «норма». В самом общем смысле
понятие
нормы восходит к латинскому
«правило», «образец».

Норма
предполагает
такое сочетание личности и социума,
когда она бесконфликтно и Продуктивно
выполняет ведущую деятельность,
удовлетворяет свои основные потребности,
отвечая при этом требованиям социума
со-
Ответственно ее возрасту, полу,
психосоциальному развитию.

Ориентация
на норму важна на-этапе выявления
недостатков в развитии с целью определения
специальной помощи,
Актуальны
несколько значений этого понятия.

Среднесmаmuсmu.ческая.
норма

уровень
психосоциального развития человека,
который соответствует средним
качественно-количественным показателям,
полученным при обследовании группы
популяции людей того же Возраста, пола,
культуры и т.д, Попадание в зону средней
статистической нормы означает уровень
развития, свойственный не менее чем 68
% лиц
дан- ной возрастной категории, пола и
т.д, Ориентация на статистическую норму
важна прежде всего на этапе выявления
недостатков в развитии и определения
меры их патологичности, требующей
специальной психологопедагогической,
а в некоторых случаях и медицинской
помощи.

Функциональная
норма

индивидуальная
норма развития. В
основе
концепции функциональной нормы лежит
представление о неповторимости пути
развития каждого человека, а также о
том, что любое отклонение можно считать
отклонением только в сопоставлении с
индивидуальной тенденциеи развития
каждого человека. Другими словами,
функциональная норма — это своего рода
индивидуная норма развития, которая
является отправной точкой и одновременно
целью
реабилитационной работы с человеком,
независимо от характера имеюшихся у
него нарушений. Достигнутое состояние
только тогда можно

считать
нормой, когда в процессе самостоятельного
развития или в результате специальной
коррекционно-педагогической работы
наблюдается такое сочетание взаимоотношений
личности и социума, при котором личность
продуктивно выполняет свою ведущую
деятельность, удовлетворяет свои
основные потребности и при этом в полной
мере отвечает тем требованиям, которые
предъявляет к ней социум в зависимости
от возраста, пола, уровня психосоциального
развития. Это своего рода гармоничный
баланс между возможностями, желаниями
и умениями,с одной стороны и требованиями
со стороны социума — с другой.Именно
обретение ребенком такого баланса,
несмотря на различные первичные
нарушения, и является основным критерием
эффективности оказываемой ребенку
помощи. Идеальная норма — некое оптимальное
развитие личности в оптимальных для
нее социальных условиях. Можно сказать,
что это высший уровень нормы
функциональной.Идеальные нормы возникали
в виде обобщения положительных качеств
выдаюшихся представителей человечества,
обеспечивавших его прогрессивное
развитие, и фиксиревались в так называемых
нормативных науках, например, педагогике,
политике, праве и др. Идеалы, несмотря
на кажущуюся отдаленность от реальности,
играют чрезвычайно важную роль в
регуляции поведения человека и жизни
общества. .

В
психологии идеальные нормы представлены
в гуманистических моделях к.Роджерса,
А. Маслоу и др. Это направление характеризуют
как «психологию эталонов», поскольку
психологи-гуманисты создавали идеальные
и возвышенные образы здоровой личности,
далекой от деструктивных проявлений
психопатологии. Именно идеальные нормы
заложены в определении Всемирной
организации здравоохранения здоровья
человека как состояние полного
физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствие
болезней или физических дефектов. П.Б.
Ганнушкин, отечественный психиатр с
мировым именем, называл гармонические
натуры по большей части плодом воображения
и утверждал, что у каждого человека
можно найти психопатические черты.
Человек здоров настолько, насколько он
не позволяет патологическим чертам
разрастись больше положенного. Проблема
«норма — патология» — это одна из острейших
проблем современного человекознания,
по своему содержанию выходящая далеко
за пределы медицины. Острый дискуссионный
характер данной проблемы проявляется
в многочисленных вариантах ее решения,
каждый из которых имеет как свои
достоинства, так и явные недостатки.Одним
из распространенных вариантов в решении
проблемы «норма­ патология»считается
частотный или статистический подход.
Сущность его состоит в том, что критерием
нормальности объявляется показатель
распространенности, или частотности
того или иного явления: чем большее
распространение оно получает, тем выше
вероятность его отнесения к категории
нормы и наоборот. Однако критерий
частотности не всегда может содержательно
надежным. Многие явления не являются
распространеным но это не превращает
их ненормальные (например, леворукость).
Часто исследователи используют так
называемый адаптационный Его основная
идея состоит в том, что критерием
нормальности выступать способность
человека к адаптации, то есть способность
долгой приспособляемости к физическим
и социальным изменениям. Быстро однако
вряд ли можно назвать аномальным активное
нежелание человека приспосабливаться
к аморальным и антигуманным условиям
жизни, в которыe он попал помимо своеи
воли. роме того, неясны критерии
адаптивности: как долго человек должен
проявлять признаки дезадаптации, чтобы
это состояние было квалифицировано как
отклонение от нормы? Само понятие
«приспособленность» в ряде исследований
признается неподходяшим для описания
здорового или нормального существования.
Так, польский психолог и клиницист К.
Домбровский считал, что способность
всегда приспосабливаться к новым
условиям и на любом уровне свидетельствует
о моральной и эмоциональной неразвитости.
За этой способностью скрываются
отсутствие иерархии ценностей и жизненная
позиция, не содержащая в себе элементов,
необходимых для позитивного развития
личности и творчества. Социальные
психологи считают, что адаптация может
быть добровольной и принудительной.
Принудительная адаптация наносит ущерб
человеку ­ деформирует его интеллектуальные
и моральные качества, приводит к
эмоциональным нарушениям. В рамках
культурно-релятивного подхода проблема
нормы и патологии решается в контексте
культуры и исторического времени.
Согласно этой точке зрения, одно и то
же явление в одной и той же культуре, но
в разное время может оцениваться
по-разному (то как нормальное, то как
патологическое). Равно как в разных
культурах в одно и то же время оценки
одного и того же явления могут быть
диаметрально противоположными: то, что
нормально в одной культуре, не нормально
в другой. Понятие «нарушенное развитие»
не является чем-то самоочевидным и
нуждается в серьезном теоретическом
анализе. Это понятие довольно относительное.
Всякая трактовка отклоняющегося развития
подразумевает наличие некой точки
отсчета, более или менее определенного
представления о том, каков должен быть
процесс нормального развития или
развития вообще как такового. Но в
современной психологии не существует
единого понимания природы, механизмов,
условий и сущности онтогенеза психики.
А различные взгляды на процесс развития
способствуют многогранному видению и
его нарушений. Разными авторами делались
попытки выделения существенных
характеристик феномена нарушенного
развития. Авторы учебного пособия
«Основы специальной психологии»
раскрывая сущность отклоняющегося
развития, Отмечают, что оно представляет
собой класс «особых состояний,
возникающих преимушественно в детском
и подростковом возрасте под влиянием
различчных групп факторов (органической
или функциональной приропы) и проявляющихся
в замедлении или выраженном своеобразии
психосоциальго развития ребенка,
затрудняющих его социально-психологическую
адаптацию, включение в образовательное
пространство и дальнейшее профессиональное
самоопределение.

Читайте также:  Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста состояния здоровья и развития ребенка

С
точки зрения Семаго «любое отклонение
отдельной функции или системы психических
функций или системы психических функций
от программы развития вне зависимости
от знака измения + или -, выходящее за
пределы социально-психологического
норматива, определяемого для данной
образовательной, социокультурной или
этнической ситуации и данного возраста
следует рассматривать как отклоняющее
развитие данной функции или системы
психических функций. Ребенок,
демонстрирующий подобные феномены,
должен быть отнесен к категории с
отклонениями в развитии

Сорокин
предлагает следующее определение этого
явления: и отклоняющее развитие следует
понимать как обычное развитие, протекающее
в необычных условиях, патогенная сила
которых переходит компенсаторные
возможности индивида, не нарушая при
этом целостности психики, модифицируя
лишь уровень ее опосредованности.
Вследствие этого относительно устойчиво
изменяются параметры и стороны
микрогенеза, что приводит к трансформациям
в процессе возрастного развития. Это
прежде всего проявляется в замедлении
процесса социализации, то есть в усвоении
культурно-иторического опыта. Именно
поэтому дети с признаками нарушенного
развития нуждаются в специальной
медико-социальной и психолого-педагогической
помощи

В
последние два десятилетия в науке
отчетливо доминирует воззрение о том,
что норма и патология – это две крайние
точки, между которыми не существует
четкой границы. Именно поэтому их так
трудно дифференцировать и найти четкие
критерии их различения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

1.     Введение  3
2.     Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии  3
3.     Виды отклоняющегося развития (дизонтогении)6
4.     Общие закономерности отклоняющегося развития  8
5.     Заключение  9

  1. Список литературы   10

Введение

Неуклонный рост числа сочетанных отклонений в развитии, увеличение количества детей с психогенными нарушениями, проявляющимися в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искажениях процессов социализации, существенно затрудняют и осложняют решение коррекционно-образовательных задач как в общем, так и в специальном образовании.

Фактически в специальной психологической помощи нуждаются не только дети, посещающие специальные образовательные учреждения, но и значительное количество детей, находящихся в дошкольных образовательных учреждениях общеразвиваюшего вида, а также учащиеся школ общего назначения. Следует признать, что в настоящее время в связи с усилением интеграционных процессов в образовании, имеющих часто характер стихийности, в одном классе или дошкольной группе могут находиться самые разные категории детей, которые в свое время Л.С Выготским были отнесены к разряду «трудных». Это и дети «биологического риска», у которых отклонения в поведении и различных видах деятельности возникают вследствие какого-либо органического дефекта или длительных хронических заболевании, и дети «социального риска», к которым кроме несовершеннолетних правонарушителей, детей и подростков с нарушениями поведения в настоящее время правомерно отнести детей из детских домов и приютов, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев. Последние, находясь в тяжелых социальных условиях, зачастую, будучи психосоматически ослабленными, оказываются в образовательном учреждении еще и в полной психологической изоляции по причине предубеждений этнического порядка, имеющих место как у детей и родителей, так иногда и у работников образования.

Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии

Определение «степени нормальности» человека — сложная и ответственная междисциплинарная проблема. Личностно ориентированный подход, являющийся в настоящее время основной стратегией как отечественной, так и мировой системы образования на всех его уровнях, требует от любого педагога владения необходимыми знаниями и навыками, позволяющими ему обеспечить «индивидуальную траекторию развития» не только так называемого среднестатистического ребенка, но ребенка, отличающегося яркой индивидуальностью и неповторимостью.

В связи с этим «норма» по отношению к уровню психосоциального развития человека все больше «размывается» и рассматривается в различных значениях.

Статистическая норма — это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.

Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности.

Обычно статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т. п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения.

Попадание в эту зону собственно средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68% лиц данной возрастной категории, пола и т.д. Имеющиеся качественно-количественные нормативы возрастного развития, обеспеченные соответствующей системой диагностических методов, позволяют квалифицировать с большей или меньшей точностью наблюдаемые особенности детского развития как индивидуальные варианты нормативного развития или как «отклонения» (так называемая кривая Гаусса). Чем дальше какая-либо характеристика развития человека от зоны средних величин, тем с большим основанием можно квалифицировать данный случай как отклонение (рис. 1).

Рис. 1. Процентное распределение случаев под кривой нормального распределения Гаусса

Ориентация на статистическую норму важна, прежде всего, на этапе выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности, требующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.

Функциональная норма. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом развития каждого человека. Другими словами, это своего рода индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него нарушений.

Читайте также:  Разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка

В данном контексте следует признать, что достигнутое состояние только тогда можно считать нормой, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития.

Это своего рода гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума — с другой.

Именно обретение ребенком такого баланса, несмотря на различные первичные нарушения, и является основным критерием эффективности оказываемой ребенку помощи.

Именно данное состояние можно рассматривать в качестве основного показателя душевного здоровья человека и рассматривать его в качестве критерия оптимального уровня социально-психологической адаптированности. Мы считаем ребенка нормальным:

а) когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;

б) когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим трендом, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;

в) когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.

Указанные три критерия нормальности необходимо учитывать при оценке нормальности или анормальности детей и подростков». Идеальная норма — это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы функциональной.

Виды отклоняющегося развития (дизонтогении)

Термин «дизонтогения» был введен представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости.

В большинстве своем это так называемые непрогредиентные болезненные состояния, своего рода пороки развития, подчиняющиеся тем же законам, что и нормальное развитие, но представляющие собой его патологическую модификацию, затрудняющую полноценное психосоциальное развитие ребенка без соответствующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.

По имеющимся данным, первым термин «дизонтогения» употребил в 1927 г. Швальбе для обозначения отклонений в формировании структур организма в период внутриутробного развития. Соответственно в отечественной дефектологии, а ныне — специальной педагогике — нарастающий характер нарушений при каком-либо заболевании Непрогредиентный характер нарушений означает отсутствие усугубления первичного дефекта, лежащего в основе психического недоразвития)и специальной психологии долгое время был принят термин «аномалии развития». В период возникновения дефектологии использовался термин «дефективные дети». В настоящее время в связи с переходом от субъект-объектной педагогики к субъект-субъектной, ориентирующейся прежде всего на индивидуальный тренд развития ребенка, во всем мире идет поиск наиболее гуманной терминологии по отношению к детям, имеющим те или иные недостатки в развитии.

Это широко распространившиеся, но очень неопределенные термины: «дети группы риска» (child at risk), «дети с особыми нуждами» (children with special needs), «дети со специфическими образовательными потребностями» (children with special educational needs), «плохо адаптирующиеся дети» (maladjusted children), «дети, имеющие особые права» (children with special rights) — и начинающий использоваться в отечественных официальных документах термин «дети с ограниченными возможностями здоровья». Кроме того, как в отечественных, так и международных документах, направленных прежде всего на создание равных возможностей для развития и образования детей с различными отклонениями, используется термин «инвалиды» (disabled children) (СНОСКА: Инвалидность — это любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять ту или иную деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека; дефект — любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции или отклонение от нее; нетрудоспособность —ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов» (Международная классификация дефектов, инвалидности и нетрудоспособности (МСДИН), Всемирная организация здравоохранения).

В соответствии с представлениями клиницистов Г.Е.Сухаревой и М. С. Певзнер, а также современными исследованиями в области нейропсихологии (В.В.Лебединский, Э.Г. Симерницкая, А.В.Семенович и др.) целесообразно рассмотреть следующие факторы, влияющие на тип возникшей у ребенка дизонтогении (так называемые параметры дизонтогенеза):

1) время и длительность воздействия повреждающих агентов (возрастная обусловленность дизонтогении),

2) их этиологию,

3) распространенность болезненного процесса — локальность или системность патогенного воздействия,

4) степень нарушения межфункциональных связей.

Возрастная обусловленность дизонтогении. В ходе индивидуального развития ребенка постоянно идет борьба между незрелостью его структур и фондом роста или развития. В зависимости от преобладания первого или второго фактора при одних и тех же условиях в одних случаях можно ожидать более устойчивые патологические изменения, а в других — более легкие и поддающиеся коррекционно-педагогическому воздействию (Л.С. Выготский, Г.Е.Сухарева, Г. Гельниц). Наиболее уязвимыми периодами детства является период «первичной незрелости» организма в период до трех лет, а также период перестройки организма в период пубертата, когда уже гармонически сформировавшиеся системы детского организма вновь утрачивают состояние равновесия, перестраиваясь на «взрослое» функционирование.

Согласно клинико-психологическим материалам, наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т.е. на ранних этапах эмбриогенеза, в первой трети беременности.

Читайте также:  Задания для развития познавательной сферы ребенка

В период дошкольного и младшего школьного возраста (3 — 11 лет) детский организм представляет собой систему, более устойчивую к стойким необратимым отклонениям.

Каждый возраст накладывает свой отпечаток на характер реагирования в случае патогенного воздействия. Это так называемые уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные патогенные воздействия:

  • сомато-вегетативный (от 0 до 3 лет) — на фоне незрелости всех систем организм в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом сомато-вегетативных реакций, таких, как общая и вегетативная возбудимость, повышение температуры тела, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства;
  • психомоторный (4—7 лет) — интенсивное формирование корковых отделов двигательного анализатора, и в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему предрасположенной к гипердинамическим расстройствам различного генеза (психомоторная возбудимость, тики, заикание, страхи). Возрастает роль психогенных факторов — неблагоприятных травмирующих отношений в семье, реакций на привыкание к детским образовательным учреждениям, неблагоприятных межличностных отношений;
  • аффективный (7—12 лет) — на любую вредность ребенок реагирует с заметным аффективным компонентом — от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с явлениями негативизма, агрессии, невротическими реакциями;
  • эмоционально-идеаторный (12 — 16 лет) — ведущий в препубертатном и пубертатном возрасте. Характеризуется патологическим фантазированием, сверхценными увлечениями, сверхценными ипохондрическими идеями, такими, как идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анорексия), психогенными реакциями протеста, оппозиции, эмансипации.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает симптомов предыдущих уровней, но отводит им менее заметное место в картине дизонтогении. Перечисленные выше реакции являются обостренной формой нормального возрастного реагирования на ту или иную вредность.

Общие закономерности отклоняющегося развития

Вопрос об общих и специфических закономерностях отклоняющегося развития был поставлен Л. С. Выготским в начале XX в. в связи с формированием дефектологии как комплексной науки о человеке, включающей разностороннее изучение причин и механизмов отклоняющегося развития, понимание которых является условием разработки научно обоснованных медико-психолого-педагогических коррекционных воздействий.

Междисциплинарная направленность сравнительного изучения вариантов индивидуального развития в норме и при патологии развития в значительной степени способствует выявлению общих и специфических закономерностей и механизмов, лежащих в основе многообразия их проявлений. На протяжении 70 —90-х гг. XX столетия накоплен большой объем клинико-физиологических материалов, раскрывающих этиологию, патогенез и нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе нарушений психических функций при разных формах отклоняющегося развития. Начиная с 70-х гг. все большее распространение получает нейропсихологический анализ отклоняющегося развития.

В начале века немецкий психиатр К. Бонгеффер на примере сравнительного изучения психических расстройств различной этиологии пришел к выводу, что ответных реакций со стороны психики человека гораздо меньше, чем патогенных факторов, поэтому всегда при любом типе нарушения можно наблюдать значительное количество общих реакций. Данный феномен был назван К. Бон-геффером «экзогенным типом реакции».

В конце XIX в. Дж. Джексоном, английским невропатологом, было разработано учение о послойном строении психической деятельности, в котором, в частности, была высказана идея о том, что любое психическое расстройство сопровождается так называемыми негативными «минус-симптомами», которые являются симптомами ущерба, изъяна, недостаточности психической деятельности на всех ее уровнях. В них в той или иной степени отражается специфика нарушения. Вторая группа симптомов — продуктивные, представляющие собой менее специфическую реакцию организма на патогенное воздействие. Клинические исследования позволяют говорить о том, что и продуктивные и негативные симптомы скорее относятся к группе расстройств, имеющих общую этиологию и патогенез. Например, для психических расстройств органической природы обязательными негативными симптомами будут повышенная истощаемость, склонность к взрывным эмоциональным реакциям, повышенной агрессивности. При нарушениях психогенной природы — это снижение энергетического потенциала и регрессивное развитие личности. Продуктивные, или позитивные, симптомы обусловлены повышенной активностью сохранных уровней психики с целью преодоления патологического состояния. Это могут быть истерические реакции, страхи, повышенное двигательное беспокойство и т.п. Одним из первых общие закономерности отклоняющегося развития применительно к различным видам психического дизонтогенеза были сформулированы В. И. Лубовским.

Заключение

Человек с недостатком в функции какого-либо органа, страдающий умственным недоразвитием, имеющий физические уродства, издавна привлекал к себе не только праздное любопытство обывателей, но и научный и человеческий интерес служителей церкви, анатомов, философов, педагогов и писателей. Даже сейчас, когда известны причины возникновения большинства отклонений в психофизическом развитии, на восприятие людей с теми или иными проблемами в развитии оказывает влияние феномен «веры в справедливый мир» — у человека есть своего рода защитная реакция на несчастья: если они с кем-то случаются, то он этого заслуживает. В специальных экспериментах (М. Лернер) было показано, что чем сильнее страдает жертва, тем большую антипатию она вызывает и тем больше испытуемые склонны оправдывать ее мучения. Но если человек не является безучастным наблюдателем, а может реально помочь другому, демонстрируя свою силу, компетентность, ответственность, в этом случае уровень позитивного восприятия человека, имеющего аномалии, повышается.

Отношение к детям, имеющим различные отклонения в развитии, несет на себе печать длительной истории эгоизма и себялюбия общества, особенно явно проявлявшихся в годы инфантицида.

Список литературы

  1. 1.     Зимняя И.А. Педагогическая психология: Уч. пособие. М. Логос.2004 г. 384 с.
  2. 2.     Мягков И. Ф., Боков С. Н., Чаева С.И. Медицинская психология: пропедевтический курс. – М., 2003. – 320 с.
  3. 3.     Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. —М.: Издательский центр «Академия», 2002—480 с.
  4. 4.     Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. — СПб.: Питер, 2003. — 652 с:
  5. 5.     Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.

Источник