Совместная творческая деятельность в развитии ребенка

Совместная творческая деятельность в развитии ребенка thumbnail

Светлана Сморчкова
Консультация для воспитателей. Совместная творческая деятельность детей и родителей.

«Занятия в четыре руки»

«… Разве можно достичь изобилья,

что-то новое изобрести,

если светлые мысли

и сильные крылья

перестанут расти…»

(Ю. Мориц)

Совместная творческая деятельность детей и родителей это очень широкая тема. Освещать все стороны этого процесса можно весь год. Предлагаю осветить одну из форм работы с родителями: организация семейных конкурсов поделок из различных материалов.

На что в первую очередь обращают внимание родители в раздевалке? На детские работы. Рисование. Конструирование. Лепка. Им это очень интересно, потому, что дома мало кто позволяет рисовать красками, клеить и лепить. Хотя некоторые родители знают, что такого рода деятельность развивает мелкую моторику, развивает творчество и воображение, но считают, что детсадовских занятий достаточно. Откровенно признаются, что пластилин, если дашь,то потом обнаруживаешь его в самых неподходящих местах: в ковре, на полированной мебели и т. д. Ножницы стригут,что угодно: волосы, шторы, одежду и пр., только не бумагу, да и опасный это предмет. И идут по самому простому пути — запрету. Либо наказывают за беспорядок. «Не успел Цыплёнок вылупиться, как тотчас получил замечание за то, что разбил яйцо…» (Ф. Кривин «Полусказки»)

Вам следует убедить родителей в необходимости развивать в ребенке творческую личность. Информировать их о том, что занятия творческого плана:

Развивают не только мелкую моторику, но и связанные с ней речевые структуры отделов головного мозга, «умелые руки – это развитый мозг», — писали Никитины

Стимулируют развитие эмоциональной сферы (радость от сделанного своими руками, умение порадоваться чужому успеху, сочувствие и помощь и т. д.)

Оказывают мощное воздействие на познавательную, эстетическую сферу развития ребенка, сопровождая ее положительными эмоциями

Становятся предметом совместной деятельности родителей и детей, ещё одним аспектом общения, обмена эмоциями, информацией; увеличивает совместное времяпрепровождение ребенка и родителей, когда появляется общее увлечение, общее дело, способствующее сплоченности

Развивают художественный вкус, логику в последовательности действий

Способствуют развитию произвольности, усидчивости

Легко вписываются в игровую деятельность, которая отвечает возрастным задачам воспитанников детского сада

Чтобы выяснить уровень знаний семей воспитанников по данному вопросу, целесообразно сначала провести среди родителей анонимную (без указания фамилии родители более откровенны) анкету «Ребенок в семье»с такого рода вопросами: —

Я разрешаю (не разрешаю) дома пользоваться красками, потому что…

Я разрешаю (не разрешаю) дома пользоваться пластилином, потому что…

Я разрешаю (не разрешаю) дома пользоваться ножницами, потому что…

Я разрешаю (не разрешаю) дома пользоваться клеем, потому что…

По результатам нашего анкетирования выяснилось:

Если рисовать красками разрешают почти 100% родителей, то пластилином уже 50%, ножницами 5% родителей, а вот клей даже не покупается, чтоб меньше проблем было с уборкой, стиркой.

В результате, в школе на первом уроке труда новенький костюм будет «украшен» клеем ПВА, потому, что у ребенка недостаточный навык работы с жидким клеем. Клей-карандаш не дает навыков работы с кисточкой, невозможно научится контролировать излишек или недостаток нанесенного клея, «просчитать» аккуратность выполненной работы в зависимости от свойств используемого материала.

Из 60 анкет родителей средней, старшей и подготовительной группы только одна мама написала, что разрешаю пользоваться всем только вместе со мной, оставляю одного, только полностью убедившись, что ребенок уверенно владеет навыками работы с клеем, ножницами, красками. Обязательно берите таких родителей в помощники. Пусть они поделятся своим семейным опытом на собрании. Их полезный опыт воспитания прозвучит авторитетнее, чем лекция педагога. Многие родители разрешают всё, лишь бы ребенок не мешал — по принципу «чем бы дитя не тешилось…», наиболее частый ответ «тишина — и не пристает ко мне» Такие родители не понимают важности общения, думают, материал купил и достаточно.

А ведь нужно чуть-чуть. Проявить интерес к рисунку, поделке, конструкции.

…Представьте рисунок вашего ребенка. «Мам, смотри, кого я нарисовал!» Как бы Вы проявили интерес к данному творчеству?

Не просто сказать «молодец» и иди дальше занимайся, а попросить рассказать о его «произведении искусства», предложить доделать какие-нибудь детали, помочь, если ребенок затрудняется. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска» (В. Шаталов)

Читайте также:  Роль игры и игрушки в развитии ребенка дошкольного возраста

Не огорчать ребенка невниманием, замечаниями его неумелости, критикой. Если ребенок видит в своих каракулях коня, то постарайтесь увидеть коня, а не так, как в стихотворении Е. Серовой «Похвалили»

Полдня рисовал я красавца коня

Консультация для воспитателей. Совместная творческая деятельность детей и родителей.

И все за рисунок хвалили меня.

Сначала мне мама сказала словечко:

Чудесная, Мишенька, вышла овечка!

Но с тем же рисунком я к папе пришел,

И папа сказал мне: — Отличный козёл!

Потом похвалила малышка-сестренка:

Ты очень хорошего сделал котенка!

И братец мой старший меня похвалил –

Зевнул и сказал: — Неплохой крокодил!

Ваша задача убедить родителей в полезности совместного творчества, что их общение с детьми раскрывает внутренний потенциал ребенка. Подскажите родителям с чего начать?Оформите для них памятку-подсказку:

• Заинтересовать. Заинтриговать. «А помнишь, мы видели…»

• Из чего можем сделать? (поиск материала для реализации плана) Важно, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно выбрать изобразительный материал. Поэтому продумайте его хранение и размещение

• Рассматривание подходящих к замыслу картинок, фотографий и пр.

•Подробно рассказывайте: что Вы делаете и зачем

• Закончив работу – помечтайте (как зовут, где живет, что любит на обед, с кем дружит и пр.)

• Если Вы почувствовали интерес к совместному творчеству, гордитесь своими успехами, а ребенок с удовольствием играет (рассказывает другим) вашей поделкой, если Вы поняли, как дороги вашему малышу такого рода минуты общения, как он благодарен Вам за внимание и неторопливость, можно сделать что-то ещё!

Это прекрасная возможность порадовать малыша, занять его, обогатить новыми сведениями и научить мастерить. Что это в их интересах воспитать творческую личность, потому, что умение находить новые, нестандартные решения задач – это важное качество весьма актуально в условиях современного мира. Дать рекомендации родителям не только как организовать свободное время ребенка, но и помочь развить его способности. Как создать условия для творческого развития в доме и вне его? Принимать ли активное участие в создании «шедевра»? Как стимулировать творческую активность ребенка? Как научиться отличать деятельность «творил» от «натворил»?

Предложите родителям информацию, чтобы они разобрались, чем они могут помочь своему ребенку на этом возрастном уровне на пути к превращению в творческую личность.

Создание условий для творческого развития ребенка в доме

Приобретение книг, игрушек, игр, которые полезны для развития ребенка

Обеспечение материалами для творчества

Организация места для творчества

Позволение ребенку использовать старые, ненужные вещи для создания различных конструкций

Позволение изменять привычный порядок в доме (по- своему убирать кровать и т. п.)

Предоставление возможностей ребенку для размышления, работы в одиночестве

Приглашение специалистов для индивидуальных занятий

Активное участие родителей в творческом развитии ребенка

-занятия с ребенком дома

-обсуждение с ним разных проблем

-чтение ребенку книг

-разгадывание вместе с ним загадок, ребусов, кроссвордов

-рисование, лепка, конструирование, вырезание ножницами

-просмотр детских передач и обсуждение увиденного

-прослушивание музыки, организация выставки работ

-составление различных коллекций в соответствии с его интересами

-приобщение ребенка с тем видом занятий, которые интересны Вам (коллекционирование, рукоделие, резьба по дереву и т. д.

— запись идей, высказываний, сочинений ребенка

Совместный досуг вне дома

-отдых в выходные дни в парке, за городом

-отдых вместе с детьми

-занятия спортом

совместное посещение театров, музеев, выставок и т. д.

Стимуляция творческой активности

-поощрение его творческой деятельности

-поощрение стремления ребенка исследовать окружающий мир

-помощь в поиске интеллектуальных партнеров среди ровесников и взрослых

-поощрения активного учения ребенка, помощь в приобретении знаний, навыков

— умение ценить его достижения, его самого как личность

Хорошей проверкой совместной деятельности детей с родителямиявляются организации в детском саду различных конкурсов поделок из различных материалов: бумаги, природного материала, овощей, бросового материала, соленого теста и т. д. Безусловно, будут участвовать не все семьи, но в ваших силах привлечь большинство родителей к творческому процессу:

1. Объявление о проведении конкурса вывешивается не менее, чем за месяц

2. Четко обозначены критерии оценки, с точной датой проведения выставки

3. Подобраны иллюстрации подобных поделок

4. Предложена литература по изготовлению

Читайте также:  Влияние наследственности на развитие личности ребенка

5. Первая поделка семьи сотрудника детского сада или воспитателей

6. Рассказ ребенка о процессе изготовления своей поделки другим ребятам (чья идея, кто, что, из чего делал)

7. Каждый раз представлять всем родителям новый экспонат пополняющейся коллекции

8. Хвала умелым рукам каждого нового и потенциального участника.

9. Обязательное награждение всех участников. Удобно дипломы по номинациям. Лучшие работы выбираются тайным голосованием всех, пришедших на выставку. Обязательно приглашаем родителей детей ясельных групп, чтобы они имели представление, чем им предстоит в будущем заниматься.

Важно!Внимательное отношение ко всем работам: качественным и не очень!

Что же дает совместное творчество детей и родителей?

Дети видят, как работают взрослые, видят их отношение к работе, а ведь этого лишены практически все дети. Они видят родителей дома отдыхающими у телевизора или с книгой. О том, что взрослые работают, дети слышали, но что такое папина или мамина работа – мало кто из них представляет.

Дети и родители окунаются в особую атмосферу творчества и сотрудничества: творческие способности развиваются как у детей, так и у их родителей.

Расширяется граница познания, дети работают в зоне ближайшего развития

Идет взаимное обучение и взаимопознание детей и родителей.

Происходит самоутверждение детей.

Происходит утверждение родителей в образе «хороших родителей»

Родители учатся друг у друга, у своих и чужих детей

Дети занимаются в атмосфере отсутствия критики, доброжелательности, веры в успех каждого, что помогает раскрыться индивидуальным особенностям, поверить в свои силы

Дети не боятся взрослых, не боятся допустить ошибку, легко идут на контакт с ними

Улучшается микроклимат в семье (меньше ссор, общие темы разговора, общие игры)

Если семья решится участвовать в конкурсе, то, разумеется, выберет для себя наиболее предпочтительный материал, рассчитывая на свои умения. Таким образом, можно отследить без помощи анкет «Чем Вы можете помочь детскому саду?» кто может помочь сшить, прибить, сплести, оформить и т. д.

Организуя семейные конкурсы «Игрушки своими руками», «Озорная осень»,

«Ну и деревяшечка!», «Елочное украшение», «Парад шляп», «Рябиновая ярмарка», «Волшебное тесто» и др. мы отметили, что с каждым разом участников становится больше, одна семья изготавливает несколько качественных поделок, оригинальное решение использованных материалов, творческий подход, трудоемкость исполнения. Радует увлеченность детей и родителей, бабушек и дедушек. Родители стали гораздо дружелюбнее и сговорчивее, исчезает напряженность в общении их с воспитателями. Сначала поделки были на уровне изготовления детей, а затем все более добротнее и эстетичнее. Дети и родители уже ждут нового конкурса, предлагают свои идеи, помогают со сбором материала.Удивляются: оказывается это очень интересно и увлекательно – вместе изобретать и творить чудеса!

Источник

Совместная творческая деятельность ребенка, родителей и педагога.

«Дети – это счастье, созданное нашим трудом.

Занятия, встречи с детьми, конечно требуют

душевных сил, времени, труда.

Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы

наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

В.А. Сухомлинский.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Отношения семьи и дошкольного учреждения определяются понятиями «Сотрудничество» и «Взаимодействие». Поэтому, именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (детей, педагогов, родителей) возникло желание проявить себя в какой-либо деятельности.

Связующим звеном семьи и дошкольного учреждения может стать творческая деятельность. Ведь малыши предпочитают продуктивную деятельность другим видам детской деятельности. Ведь у каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Именно через творчество человек раскрывается как личность. Однако, наталкиваясь на сопротивление среды и ближайшего окружения, творческие способности остаются нереализованными.

Психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и взрослых (детей и родителей, детей и педагогов) формирует доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребенка, так как дети очень любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Совершенствуются моторные навыки, развивается воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого, совместная творческая деятельность интересное и увлекательное времяпрепровождение. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, снимает давление авторитета родителей, позволяет ребенку ощутить свою значимость (особенно если в доме есть небольшой «уголок славы»). Совместное творчество детей и родителей создает в доме теплую атмосферу, вызывает положительные эмоции.

Читайте также:  Центр развития ребенка в караганде

Поэтому особую популярность приобретает такая форма работы с родителями как организация конкурсов детского творчества, по результатам которых проводятся выставки.  Конкурсы могут быть приурочены к праздникам, временам года, тематическим неделям и т.п.  данная форма работы позволяет вовлекать родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада, дает родителям и детям продемонстрировать свои творческие способности. Ребенок в ходе создания работы узнает много интересного о мире, который его окружает, учится ценить и понимать природу, развивает творческие способности, наблюдательность и мелкую моторику. В результате ребенок начинает мыслить креативно. При виде обычных предметов у него начинают возникать творческие ассоциации. Уже потом, в школе, он удивит нестандартным подходом к решению задач.

Работа с родителями должна иметь наглядные формы. Родители воспитанников должны своевременно в письменной форме получать:

  • информацию о всех мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении;
  • приглашения к участию в конкурсах детского творчества, тематических проектах, праздниках, собраниях;
  • стенгазеты, тематические альбомы, консультации, выставки детского творчества.

Педагоги должны вовлекать родителей в участие в досугах и праздниках, в соответствии тематическим планированием, где дети увидят родителей в необычной для них ситуации (участие в подвижных играх, сценках, исполнение песен, стихов и танцев). Пример близких людей поможет малышам раскрепоститься. Родители же изнутри видят проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, получают возможность попробовать разные подходы, обменяться опытом. Взрослые лучше понимают состояние своих же детей, которые выступают перед ними. Важна помощь родителей в изготовлении атрибутов праздника, костюмов.

Невозможно представить и проектную деятельность дошкольного учреждения без участия родителей воспитанников. Ведь составить рассказ о семье, отдыхе, интересах и традициях семьи без участия взрослых невозможно. А тем более провести презентацию своего проекта в группе. В результате, разговорчивыми становятся даже «молчуны», дети более ярко проявляют свои эмоции.

В оценке творческих достижений детей и их родителей не должно быть проигравших. Обязательное условие – поощрение всех участников (грамоты, мелкие сувениры, сладости и т.п.). Такая позиция педагога воспитывает у дошкольника гордость за результат своего творчества и творчества всей семьи, побуждает к творческой активности, учит уважительно относиться к творчеству других людей. Родители начинают проявлять искренний интерес к жизни детского сада, учатся эмоционально поддерживать детей и выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности.

Использование различных форм работы в результате превратит родителей из «зрителей» и «наблюдателей» в активных участников и помощников воспитателя. Атмосфера в группе станет более доброжелательной. Кто-то сумеет увидеть в себе таланты, о которых и не подозревал, пока не начал участвовать в совместных проектах семьи и дошкольного учреждения.

К творческой деятельности следует отнести экскурсии в музеи и посещение памятных мест вместе с родителями, так как это способствует обогащению духовного мира ребенка, последующему обогащению словаря  и навыков передачи информации.

Творчество детей – это волшебный мир, в котором интересно всем: и самим детям и взрослым. Однако, в организации взаимодействия с семьей нет готовых рецептов. Успех определяется инициативностью и терпением педагогов. Формы работы постоянно меняются. Цель – диалог воспитателя, воспитанника и родителей.

От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения, педагоги, взаимодействуя с родителями, больше узнают о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Увеличивается влияние педагога на родителей – приходит понимание того, что ребенка нужно не только накормить и одеть, но и общаться с ним, учить думать. А дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее. В результате они лучше занимаются и меньше конфликтуют со сверстниками и взрослыми.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена. Каждый, по — своему,  дает ребенку социальный опыт, а в сочетании — создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Источник