Совместная работа с семьей по речевому развитию ребенка

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей

 (из опыта работы)

Выполнила

Романовская Марина Викторовна,

                                                                     воспитатель СП  ГБОУ СОШ №5

                                         г.о. Сызрань

2014г.

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей

     Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, поэтому с  введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется  взаимодействию дошкольного учреждения с родителями.
    Важной социальной задачей, стоящей перед детским садом  является оказание помощи семье в воспитании ребенка. В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».
    В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними       наблюдателями.
    Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.
    Я поставила целью своей работы: повышение уровня речевого развития детей  дошкольного возраста через организацию взаимодействия детского сада и семьи.

Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методики развития речи.

Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Задачи совместной работы:

  • создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;
  • обеспечение эффективной общей и речевой подготовки к школе;
  • повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье;
  • выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;
  • определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи;
  • целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;
  • учитывать пожелания родителей, их предложения;
  • познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.

          Для повышения уровня речевого развития детей в работе с семьей я использую традиционные и нетрадиционные формы и методы:

  • групповые собрания;
  • индивидуальные беседы;
  • консультации;
  • анкетирование;
  • наглядная агитация (папки-передвижки, памятки, методическая литература);
  • открытые занятия с детьми;
  • День открытых дверей;
  • приглашение родителей на речевые театрализованные праздники;
  • совместные мероприятия: организация игротеки с родителями, создание речевого альбома «Копилка слов», проведение викторины «В гости сказка к нам пришла»;
  • тренинги игрового взаимодействия;
  • интерактивные выставки;
  • викторины, конкурсы;
  • проектная деятельность;
  • презентации;

     На консультации «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» я познакомила родителей с тем, какие речевые навыки наиболее характерны для старших дошкольников, а также, какие основные ошибки встречаются в речи детей. Подготовила  индивидуальные рекомендации для родителей. Довела до их сведения, как развивается речь их ребенка, указала, какой раздел ребенок не усвоил, или усвоил слабо и в каких дополнительных занятиях нуждается. Также родителям был предложен список литературы по заинтересовавшим их вопросам.

     Была организована игротека с родителями. Её цель — демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале. Родителей я познакомила с различными речевыми играми (игры на развитие грамматического строя, игры на развитие слоговой культуры, игры на развитие речевой культуры и т.п.). Причём родители принимали активное участие в игре с детьми.

    Проводилась

викторина «В гостях у сказки» целью, которой было развитие у детей слухового внимания, творческого воображения, интонационной выразительности речи в драматизациях. В викторине принимали участие команда детей и команда родителей. Им предстояло справиться с различными заданиями (отгадывание сказок; решение сказочного кроссворда; сочинение сказки; проигрывание сказочного сюжета и т.п.)

     Родители активно участвовали в создании речевого альбома «Копилка слов». Данная форма работы с семьей направлена на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка и объяснения лексического значения слов. Дети с родителями должны были придумать красивые (осенние, сладкие, острые и т. п.) слова, подобрать картинку с интересным предметом, показать его всем детям и назвать. По результатам этой работы в группе создавались альбомы, книжки.

    Также  вниманию родителей была представлена папка-передвижка «Я дарю тебе словечко» целью, которой было обратить внимание родителей на то, что эффективнее знания у детей усваиваются в бытовых ситуациях и в игре. Также в папке была представлена подборка игр способствующих речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

    По моей рекомендации родители вводят в жизнь семьи игру «Я дарю тебе словечко», цель — расширить словарь детей. Дети приносят в группу подаренные слова и знакомят с ними своих друзей. Родители участвуют в создании домашней игротеки. Данный вид работы не требует специальных материалов и пособий.

Учитывая большую загруженность родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость, я предлагаю «Игры на кухне». 

Игровые упражнения для развития мелкой моторики. «Золушка». Вы готовите обед. Предложите ребёнку перебрать горох, рис, гречу. «Волшебные палочки». Дать ребёнку зубочистки. Ребёнок должен выложить простые геометрические фигуры, предметы, узоры.

 Игры на обогащение словаря. «Волшебные слова». Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? «Угадай-ка». Давайте вспомним вкусные (сладкие, кислые, солёные, горькие) слова и угостим ими друг друга. Ребёнок называет вкусное слово и «кладёт» вам в ладошку. Затем вы ему. «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок её заканчивает: — Ворона каркает, а воробей…

Читайте также:  Центр развития ребенка дошкольное образование пермь

Игры на развитие грамматического строя. «Поварята». Приготовим сок из яблок (яблочный), пирог из рыбы (рыбный), варенье из малины (малиновое) и т. д. «Упрямые слова». На свете есть упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, пианино, какао, пальто, метро…). Задавайте ребёнку вопросы и следите, чтобы он не изменял слово.

 Игры на развитие слоговой структуры. «Путаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги и т. д.).

Подвижные игры.

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга…»

«Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

 Такие игры не отнимут у родителей много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка, и покажут ребёнку заинтересованность родителей его проблемами и ещё больше укрепит их взаимоотношения.

     Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию — это речевой театрализованный праздник. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми дома: инсценировка стихотворения, сказки, рассказа. Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить. Основным моментом творческой театрализованной игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. Родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а значит, не помогают им усваивать правильную речь. Я считаю, что следует показывать родителям в совместной деятельности с детьми, как правильно формировать речь детей, разъяснить им необходимость закрепления достигнутого и как важны партнерские отношения родителей со своими детьми.

     Эффективной формой взаимодействия «педагог-родитель-ребенок» стала проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем. Темы и содержание проектов определяются  совместно с детьми и родителями на основе определения актуальных задач развития детей конкретной группы, детских интересов. Так, в проекте «Сказка в нашей семье» создавался альбом с любимыми сказками, рисунками, фотографиями, статьями о том, как книги помогают в воспитании детей, какие интересные слова и выражения в них встречаются. Проект «Чудо пальчики» позволил родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включится в изготовление пособий для тренировки рук из подручного материала, проявляя свое творчество.

     Обязательным условием реализации всех проектов является активизация речевой деятельности детей, совместное речевое творчество. Проекты рассчитаны на значительный отрезок времени. Завершается проект презентацией, которая предполагает выпуск газет, альбомов, организацию выставок, праздник. Взрослые и дети демонстрируют результат своей деятельности, радуются достижениям друг друга.

     В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

Литература:

1) Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. №2. с. 44-47.

2) Доронова Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание. 2004. №1. с. 60-68.

3) Дубровина В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: учебное пособие, Минск, 1991.-620с.

4) Зверева О. Л., Ганичева А. Н. семейная педагогика и домашнее воспитания. М. : Academia, 2000. – 340с.

Анкета для родителей

1. Задумывались ли вы о том, как говорит ваш ребенок?

2. Слушаете ли вы, что говорит ваш ребенок?

3. Все ли вам нравится в речи ребенка?

4. Поправляете ли вы речь вашего ребенка?

5. Делает ли ваш ребенок грамматические ошибки? Какие  (подчеркните   нужное)?

  • согласование слова в роде, числе, падеже;
  • согласование слов;
  • употребление предлогов;
  • употребление существительных множественного числа;
  • употребление несклоняемых существительных;
  • употребление сравнительной степени прилагательных.

6. Как вы реагируете,  если ребенок ошибается?

7. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи

    есть у вас дома?

8. Компетентны ли вы в вопросах формирования у детей дошкольного

    возраста грамматически правильной речи или вам необходима помощь

    наших педагогов?

9. Какая форма методической помощи вас бы устроила:

    обзорная консультация специалиста;

    практикум-семинар по данной проблеме;

    индивидуальная консультация.                                          

Анкета для родителей      

Уважаемые родители!

Просим вас принять участие в опросе по теме: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Пожалуйста, отметьте вариант ответа, совпадающие с вашей точки зрения.

1. Интересует ли Вас тема опроса?

  • считаю важной;
  • считаю второстепенной;
  • не интересует совсем.
Читайте также:  Значение дошкольного образования в развитии личности ребенка

2. Какую проблему развития звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребенка?

  • правильное речевое высказывание;
  • выразительное и правильное интонирование речи;
  • правильное произношение  звуков родного языка;
  • владение культурой речи;
  • звуковая культура речи не является проблемой для моего ребенка.

3. Есть ли у вашего ребенка нарушение в речевом развитии?

  • да;
  • нет;
  • не обращал(а) внимания.

4. Если у ребенка есть нарушения в развитии звуковой стороны речи, что, по Вашему мнению, целесообразнее делать?

  • обратиться за советом к воспитателю;
  • заниматься с  ребенком самостоятельно;
  • проконсультироваться у логопеда;
  • регулярно заниматься с логопедом;
  • не обращать внимания;
  • другое ______________________________________________________

5. Как вы думаете, повлияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребенка в настоящем и будущем?

  • нет;
  • затруднит в общении со сверстниками в детском саду;
  • помешает полноценному общению с людьми в будущем;
  • послужит причиной будущих грамматических ошибок при обучении в школе.

6. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над звуковой культурой речи?

  • достаточно занятий с воспитателем и логопедом;
  • родители иногда должны заниматься с детьми;
  • родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов.

7. Какую дополнительную помощь в работе с Вашим ребенком Вы хотели бы получить от специалистов детского сада?_______________________________

План  работы с родителями

сроки

виды  работ

ответственные

Сентябрь

Январь

май

Собрания

Тема: «Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы».

Тема: «Динамика речевого продвижения ребенка»

Тема: «Итоги коррекционной работы за год. Рекомендации на летний период».

воспитатель

В течение учебного года

Индивидуальные беседы

воспитатель

В течение учебного года

Консультации

«Речевое общение с ребенком в семье. Семейное чтение».

«Семья, имеющая ребенка с речевыми нарушениями».

«Влияние на здоровье и речевое развитие ребенка теле, видео и компьютерной информации».

воспитатель

Раз в квартал

Наглядная агитация

Папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика»

«Развитие мелкой моторики»

«Развитие речевого дыхания у детей»

Газета «Роль детской книги в речевом развитии детей»

«Знание речевых игр в развитии малыша»

Октябрь

декабрь

Тренинги

«Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

Занятие-тренинг «Давайте поиграем»

воспитатель

май

июнь

Утренник

«Праздник красивой речи»

«Лето красное»

Муз. рук-ль,

воспитатели

Источник

Алеся Ганжурова
Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Семья и дошкольное образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Выдающиеся ученые прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка являются родители. Но для того, чтобы они правильно воспитывали своего ребенка, педагоги должны предоставить в их распоряжение специальные пособия и дидактические материалы.

С развитием системы общественного дошкольного воспитания вопросы работы с семьей органично вписались в орбиту деятельности педагогов детского сада и были представлены самостоятельным разделом в «Руководстве для воспитателей детского сада». Благодаря усилиям ученых и практиков (Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, С. К. Калиев, В. К. Котырло, Т. А. Маркова, А. К. Менжанова, О. Н. Урбанская и другие) были разработаны содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.

Этим же проблемам посвятила свои исследования Л. Ф. Островская, которая традиционные формы работы детского сада с семьей дополнила разработкой и использованием деловых игр.

Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загрик и другие извесные педагоги-ученые настаивали на разнообразии форм и методов работы детского сада с семьей.

В настоящее время данная проблема изучается Т. А. Дороновой, Т. А. Данилиной и другими исследователями.

По исследованиям Т. А. Данилиной большинство родителей хотели бы получить помощь воспитателей в сфере связанной с развитием ребенка, вопросами его обучения и подготовки к школе.

Современная школа требует от ребенка высокого уровня речевого развития. Чем образнее и правильнее речь, тем ребенок лучше воспринимает и понимает изучаемое, точнее выражает свои мысли. В связи с этим особенно необходимо взаимодействие детского сада и семьи по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Разработкой теории и методики речевого развития детей занимались Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Е. И Тихеева, Е. А. Флерина и другие.

Анализ литературы показал, что недостаточно разработано материалов о возможностях взаимодействия ДОУ и семьи, в частности по речевому развитию детей дошкольного возраста, а также, к сожалению, редко используется практический материал по работе с родителями с целью повышения речевого развития их детей.

В педагогической литературе встречаются общие рекомендации по организации взаимодействия с родителями в области речевого развития детей.

Вопрос о взаимодействии детского сада и семьи по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста является актуальным, но в тоже время наименее разработанным. Воспитатели в работе с родителями делают акцент на воспитание ребенка, а речевому развитию детей не уделяется должного внимания.

Среди разнообразных форм сотрудничества дошкольного учреждения и семьи по речевому развитию детейможно выделить следующие:

Посещение семьи ребенка, беседы с родителями как индивидуальные, так и групповые, консультации, семинары-практикумы, Родительские собрания, родительские конференции, педагогические советы с участием родителей, день открытых дверей.

Для приобщения родителей к педагогической литературе целесообразно создавать библиотечки-передвижки, подбирая в специальные папки статьи на определенную тему. Следует помнить, что нужно побеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить, что можно позаимствовать для воспитания ребенка.

В групповом родительском уголке рекомендуется помещать на стенде материалы о состоянии развития речи детей. Здесь должны быть отражены задачи развития речи, основные виды занятий в данной группе, на примере показан уровень речевых умений ребенка данного возраста (запись разговоров или рассказов, трудные по значению слова, грамматические формы, которыми он должен овладеть).

Необходимо составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора детей, усвоению основных правил вежливой речи.

Читайте также:  Самообразование воспитателя тема роль игры в развитии ребенка

На стенде можно представить примеры детского словотворчества (собранные воспитателем, взятые из литературы). Желательно организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дама.

На общем стенде педагогической пропаганды (для всего детского сада) вывешивается таблица «Культура речи», объявления о новинках детской литературы.

В настоящее время практические работники ищут новые нетрадиционные формы сотрудничества с семьей. Они построены по типу развлекательных игр или телепрограмм и направлены на привлечение внимания родителей к детскому саду, на установление неформальных контактов.

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей необходимо отметить проектную деятельность, вечера отдыха с участием педагогов, и родителей, детей; собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга». В целом такие формы сотрудничества с семьей весьма эффективны, но иногда воспитатели чрезмерно увлекаются воспитательной стороной мероприятия. Не уделяют должного внимания его педагогическому содержанию. Смысл нетрадиционной работы педагогов с родителями – не только в установлении контактов с ними, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают, становятся более откровенными, открытыми для помощи».

При всем многообразии форм сотрудничества детского сада с семьей по вопросам речевого развития старших дошкольников, педагогам нужно найти свои, те которые эффективны именно в данной группе. Поскольку родители заинтересованы, прежде всего, в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни детского сада предпочтительно через осознание этого для развития их детей.

Педагогическое образование дошкольных работников, научно-обоснованные программы, по которым работает детский сад, позволяют задавать нужное направление речевому развитию детей, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Тонкое понимание ребенка родителями, их умение улавливать даже незначительные изменения в его настроении обогащает видение детей воспитателями. На этой основе строится дифференцированный и индивидуальный подход к детям, изыскиваются оптимальные средства взаимодействия.

Отсюда следует вывод, что мероприятия организованные педагогами дошкольного учреждения. Направленные на взаимодействие с семьями воспитанников, должны совмещать в себе развлекательные и образовательные цели, содержание и методы.

Учитывая все выше изложенное,мы определили цель нашего исследования: теоретическое и практическое подтверждение значимости взаимодействия ДОУ и семьи в повышении речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Опытно-экспериментальная часть исследования проводилась на базе МАДОУ «Детский сад №84» г. Березники. Контингент испытуемых – 10 детей подготовительной группы № 11 и 10 детей подготовительной группы №9.

В ходе эксперимента мы выявили уровень речевого развития дошкольников, используя методику А. Декедр. «Название противоположных по значению слов» и методику Г. А. Урунтаевой «Придумай сказку».

Было выявлено, что 40% подготовительной группы №1 имеют высокий уровень речевого развития; 60% — средний, низкий уровень не выявлен, в подготовительной группе №2 60% детей имеют высокий уровень речевого развития, 40 % — средний, низкий уровень также не выявлен. Следовательно, уровень речевого развития старших дошкольников из подготовительной группы №2 выше (на 10%, чем у детей подготовительной группы №1. В соответствии с этими показателями определилась экспериментальная группа №1 и контрольная группа №2. Из всего выше сказанного следует вывод, что уровень речевого развития подготовительной группы №1 ниже, поэтому формирующая работа проводилась в этой группе.

Далее был проведен формирующий эксперимент с целью повышения у детей уровня речевого развития. Он включал в себя две консультации для родителей, КВН по речевому развитию, выставку дидактических пособий, совместные игры для детей и родителей

Сначала была проведена консультация для родителей «речевое развитие детей старшего дошкольного возраста». В ходе нее родители пополнили свои знания об особенностях речевого развития у старших дошкольников. Также родителям был предложен список литературы по заинтересовавшим их вопросам.

Далее были проведены совместные для детей и родителей игры, которые охватывают все разделы методики развития речи дошкольников (игры для развития фонематического слуха, связной речи, детского словотворчества и т. д.).

Затем вниманию родителей была представлена папка передвижка целью, которой было обратить внимание родителей на самоценность дошкольного периода, рассказать о том, что эффективнее знания усваиваются в бытовых ситуациях и в игре. Также в папке была представлена подборка игр способствующих речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Целью КВНа «О дружбе и рыцарстве», проведенного в ходе формирующего эксперимента являлось Развитие речевых умений, воспитание дружеских взаимоотношений. Формирование у детей понятие «друг», «Дружба», «рыцарь», «рыцарский поступок», умение видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

Контрольный эксперимент, проводился по методикам А. Декедр и Г. А. Урунтаевой, как в экспериментальной, так и в контрольной группах и показал, что в экспериментальной группе 60% детей имеют высокий уровень речевого развития и 40% — средний. В контрольной группе 70% детей с высоким уровнем речевого развития и 30% детей со средним.

Уровень речевого развития повысился не только у детей экспериментальной группы, с родителями которых проводилась целенаправленная и систематическая работа в течение трех месяцев, но и у детей контрольной группы.

Таким образом, можно сделать вывод, что взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам речевого развития детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если учитываются педагогические условия рационального подбора форм работы с родителями, а также, если данная работа проводится систематически и целенаправленно.

Литература.

1) Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. №2. с. 44-47.

2) Доронова Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание. 2004. №1. с. 60-68.

3) Дубровина В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: учебное пособие, Минск, 1991.-620с.

4) Зверева О. Л., Ганичева А. Н. семейная педагогика и домашнее воспитания. М.: Academia, 2000. – 340с.

Источник