Состояние ребенка в период развития

Состояние ребенка в период развития thumbnail

Развитие ребенка. Периоды развития новорожденного ребенка

Новорожденным обычно считается малыш до 28 дней жизни от даты рождения. Различают ранний период новорожденности — 1-7 дней после рождения и поздний период 7-28 день от даты рождения. А грудничковый возраст ребенка педиатры делят по кварталам: 3 месяца, 6 месяцев, 9 и 12 месяцев жизни ребенка.

Ранний период развития новорожденного ребенка. Все дети рождаются с не законченным развитием всех внутренних органов и тканей, которые совершенствуются уже после рождения. Педиатры в этот период часто посещают ребенка дома. При первых посещениях они состояние ребенка оценивают, исходя из таких показателей, как режим и объем питания, развитие двигательных функций, функционирование кишечника, спокойствие сна, наличие инфекции, чистота кожи, реакция на мать и отца, или других членов семьи.

Чтобы определить достаточно ли ребенок питается, они ориентируются на вес ребенка. За первые 3-4 дня с дня рождения ребенок должен терять в весе. Причинами уменьшения веса новорожденного является «послеродовый стресс», не достаточное количество молока у матери и отхождения первородного кала и мочи. Обычно, потеря массы тела ребенка составляет 5-6% от первоначального веса. А уже с пятого дня жизни, малыш должен снова начинать набирать вес и к десятому дню жизни его вес должен быть примерно равен весу при рождении.

Стул младенца становится более водянистым с небольшим количеством слизи, он имеет равномерный цвет без выделений с зеленоватым оттенком. Количество их тоже учащается до 5-8 раз в день, а мочиться малыш до 10-15 раз в сутки. Обычно между 3-8 днями жизни у новорожденных наблюдается гормональный криз — набухают молочные железы, а кроме этого у девочек из влагалища иногда может выделяться мутная жидкость белого цвета.

Выдавливать содержимое из грудных желез нельзя. Гормональный криз, это результат влияния материнских гормонов, он не требует лечения и проходит самостоятельно. Массу переживаний и беспокойств у родителей в ранний период новорожденности вызывает физиологическая желтуха. Кожа ребенка рожденного с физиологической желтухой имеет желтоватый оттенок. Это считается нормальным состоянием организма, вызванное распадом красных кровяных телец эритроцитов и увеличением билирубина, жёлтых пигментов. Физиологическая желтуха у многих детей не требует какого-либо специального лечения и проходит через 1-2 недели после рождения. Иногда желтуха может быть причиной серьёзного заболевания — гемолитической болезни, результата несовместимости крови матери и плода.

Спит малыш в ранний период новорожденности обычно много, 16-18 часов в сутки. Будить малыша и кормить по графику не надо, лучше самим подстраиваться под биоритмы малыша. Многие маленькие дети любят днем спать больше, а ночью бодрствовать и кушать. Маме необходимо планировать кормления, пеленания и кормить малыша по первому требованию, даже ночью. Количество грудного молока у мамы, высасываемое за одно кормление, начинает чуть-чуть увеличиваться.

Важным фактором нормального развития малыша является его положение на кроватке. Лучшее положение для сна новорожденного ребенка на боку, поэтому необходимо периодически менять положение левый бок с правым, что поможет избежать деформации головки. Также, нужно помнить, что для правильного формирования позвоночника малыша не стоит класть под его подушку.

Поздний период развития новорожденного ребенка. Начиная со второй недели, малыш потихоньку начинает привыкать к новой жизни, он уже больше бодрствует и засыпает только через десять минут после кормления. Он начинает поворачивать головку не рефлекторно, а по направлению к услышанному голосу или звуку. Малыш подолгу может рассматривать крупные яркие погремушки, висячие над его кроваткой. Форма головки у него приобретает обычные круглые очертания.

Малыша начинают купать к концу второй недели, когда у него отпадает пуповина. Хоть и пупочная ранка к этому времени обычно заживает, но пока ее нужно регулярно обрабатывать.

В этот период малыш начинает испытывать дискомфорт, если у него мокро, ему холодно или больно, он плачет. А если его взять в это время на руки, то он успокаивается. Количество издаваемых звуков увеличивается, привлекая внимание, малыш может сопеть. Малыш активно сосет молоко, хватается за мамины пальцы, растопыривает пальчики ног, двигает ножками, выгибает позвоночник, если проводят пальцами по его позвоночнику.

Он уже может делать кое-какие движения осознанно, а не рефлекторно. Личико малыша уже не напряженное, во сне появляется бессознательная улыбка.

Новорожденный ребенок в конце этого периода умеет поворачивать и приподнимать головку, лежа на животике, а лежа на спине, поворачивает голову в сторону, откуда доносится знакомый голос или звук. Он уже рассматривает окружающих осмысленным взглядом.

Очень важно для гармоничного развития новорожденного малыша прогулки на свежем воздухе. Родители должны организовать дневной сон ребенка на улице, еще лучше — в парке или в лесу. Если по каким-то причинам этого сделать невозможно, комнату, где спит ребенок, надо хорошо проветривать, а также необходимо устранить источники раздражения — телевизор, компьютер, радио и т.д.

Малыш уже проявляет радость и недовольство: он плачет, кряхтит или сопит, когда ему что-то не нравится, и радостно улыбается, когда ему комфортно и спокойно, издает разные звуки при общении с мамой.

Темпы развития у всех новорожденных разные, и не стоит огорчаться, заметив какие-либо незначительные отставания. Если родители будут тщательно заботиться о своем ребенке, малыш быстро все наверстает. Очень полезно в этот период малышу делать массаж и гимнастические упражнения для укрепления мышц.

— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»

Автор: Искандер Милевски

Источник

Весь процесс взросления ребенка можно разделить на несколько больших периодов. От самого зачатия и до 16-18 лет происходят колоссальные возрастные этапы развития ребенкаизменения. Каждый из этапов содержит свои ключевые моменты и важные детали.

Родители должны понимать, что часто поведение ребенка на той или иной стадии развития обусловлено внутренними изменениями. Человек растет, меняется физически и психологически. Все возрастные этапы развития ребенка приносят в его жизнь глобальные перемены. Меняются возможности, интересы и увлечения, а также и потребности ребенка. Родители должны помочь своему малышу пройти весь путь взросления.

Возрастные этапы

Развитие ребенка начинается сразу после момента зачатия. Клетки начали делиться — началась жизнь и развитие крохи. Выделяется 7 больших этапов в жизни каждого человека. Стоит отметить, что чем старше мы становимся, тем медленнее протекают все процессы. Например, интенсивность развития в первый период самая высокая. Встречаются две крошечные клетки, а через 5-6 дней уже получается зародыш. За этот период произошел колоссальный рост и усложнение организма.

А всего за 9 месяцев возрастные этапы развития ребенкаиз крошечного неоформленного зародыша получается ребенок. Все его внутренние органы готовы сразу же начать функционировать. Пройдет еще 2 года — ребенок уже может ходить, бегать, говорит простыми фразами, понимает речь взрослых. Он испытывает эмоции, обладает способностью общаться, умеет что-то делать самостоятельно.

В самом начале для перехода на новый этап развития требовались всего лишь часы и дни. Далее этапы физического и психического развития занимают месяцы, годы. Чем старше ребенок, тем медленнее проходят изменения. Считается, что основное взросление идет до 16-18 лет. Затем настает уже взрослая жизнь.

Внутриутробный период

Занимает в среднем 280 дней. От момента зачатия и до самого конца — родов. Этот первый этап является чрезвычайно значимым. От того, как протекает беременность, зависит вся дальнейшая жизнь человека. Здесь важно все:

  • наследственность;возрастные этапы развития ребенка
  • состояние здоровья матери;
  • течение беременности (был ли сильный токсикоз, травмы, кровотечения);
  • питание матери;
  • как прошли роды.

Как только кроха появляется на свет, начинается совершенно новый возрастной этап.

Неонатальный этап

Возможно, этот возрастной период самый трудный. Сейчас очень важно, чтобы первый месяц за малышом был правильный уход. Это те самые 4 недели после рождения. Обязательно важно соблюдать режим питания. Кроха кушает каждые 2-3 часа и днем, и ночью. Сейчас он лишь спит, ест, плачет. Организм набирается сил, получает максимум питательных веществ из маминого молока.

Это незаметно, возрастные этапы развития ребенкано идет активное психическое развитие. Кроха впервые видит предметы, людей, цвета. Он ощущает запахи, слышит голоса, привыкает к ним. Все это анализируется и усваивается во сне. Сейчас нужно обеспечить для крохи комфортные условия:

  • оптимальная температура в комнате +22 С;
  • часто проветривайте помещение;
  • свет в комнате крохи должен быть неярким;
  • 2 раза в день (утром и вечером) нужно купать кроху в проточной теплой воде;
  • следите за состоянием кожи (нет ли покраснений, сыпи, опрелости).

К вам будет приходить врач или медсестра для проверки состояния малыша. В этот период лучше всего, если рядом с крохой будут находиться только родители и ближайшие родственники. Его иммунная система пока очень слабая – даже легкая простуда может стать серьезной угрозой для него.

Грудничковый период

Проходит с начала 5 недели (30-го дня) и до 1 года. Сейчас ваш ребенок стремительно меняется. Он растет каждый месяц на 2-3 сантиметра, прибавляет в весе. Происходит изменение его тела: вытягиваются ручки и ножки, увеличиваются внутренние органы. Пальчики становятся подвижными и ловкими. К 3-4 месяцу начинают резаться зубки.

Кроха возрастные этапы развития ребенкасам себя тренирует. Все вокруг такое интересное – нужно скорее научиться держать головку. Сначала всего на пару секунд, затем 2-3 минуты. Шейка крепнет. Затем малыш делает попытки сесть. Так изучать мир гораздо проще. Далее – ползание. Уже к 1 году многие малыши могут легко вставать на ножки, ходить, держась за ручку мамы.

Происходят изменения в его эмоциональном развитии. К 3-4 месяцу кроха уже будет одаривать маму с папой своей улыбкой. Его лепет становится все более эмоциональным, разнообразным. Малыш узнает родных и знакомых людей. Он любит играть, у него появляются любимые игрушки, с которыми не хочется расставаться.

Ясельный период

От 1 года до 3 лет. Главная задача этого периода — подготовить малыша к походу в садик. Конечно, не все пойдут в него, но суть в том, чтобы сделать ребенка чуть-чуть самостоятельнее. Сейчас он уже может кушать более взрослые блюда. Меняется внешний вид крохи: уходит детский жирок, тело принимает более взрослые очертания.

Повышаетсявозрастные этапы развития ребенка сопротивляемость организма к инфекциям. К 3 годам все основные прививки уже сделаны. Это значит, что иммунная система работает гораздо эффективнее. Дети становятся очень активными, подвижными. Они проводят за играми практически все время. Чем старше кроха, тем более сложными становятся игры.

Меняется представление ребенка о себе. Теперь формируются многие личностные качества. Вы уже можете понять, какой характер будет у вашего крохи: может ли он идти на компромисс, станет ли отстаивать свое мнение. Потихоньку дети становятся все более самостоятельными. Главное — появляется желание научиться чему-то, действовать без помощи мамы. Все это очень пригодится ему в садике, а потом и в школе.

Стремительно развивается речь ребенка. Чтобы она была правильной, нужно чаще разговаривать с ним, читать сказки, книжки. От вас он перенимает произношение, артикуляцию. Важно следить за тем, что и как вы говорите. Кроха быстро учит новые слова.

Дошкольный период

Длится с 3 до 7 лет. Если кроха идет в садик, значит, для него уже началась «взрослая» жизнь. Это еще не школа, но тут можно многому научиться. В возрастные этапы развития ребенкапервую очередь, общаться с другими детьми и взрослыми. Дома ваш ребенок может диктовать некоторые правила:

  • кушает то, что ему нравится;
  • придумывает правила игры;
  • всегда выбирает для себя те игровые роли, которые ему нравятся;
  • почти всегда с ним соглашаются.

В садике ситуация другая. Там раскрывается социальная составляющая личности крохи. Сумеет ли он найти общий язык со всеми или же будет дружить только с определенными детьми? Станет лидером или будет следовать чужим правилам?

Общение, совместные игры стимулируют развитие мышления. Необходимо принимать решения, основываясь на своем опыте. Так происходит быстрое интеллектуальное развитие. Конечно, родители и воспитатели помогают, но основной прогресс дети делают самостоятельно. Сейчас очень важно поддерживать в них познавательный интерес ко всему.

Данный этапвозрастные этапы развития ребенка развития подготавливает ребенка к следующему: близится 1 класс и школа. Тут уже нужно быть полностью уверенным в своих силах. Ходит кроха в садик или нет, его необходимо приучать к самостоятельности. Ребенок должен:

  • кушать сам;
  • знать правила личной гигиены (как мыть руки, чистить зубы);
  • знать, как правильно обращаться к взрослым;
  • следовать правилам поведения.

Это все важно, особенно для правильного психического развития малыша. Если ограждать его от всех обязанностей, следовать лишь его желаниям, то вы получите инфантильного и эгоистичного ребенка. Это серьезно тормозит правильное интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Младший школьный возраст

Время с 7 до 13 лет. Укрепляются кости, меняются зубы. Сейчас ребенку необходимо потреблять достаточно возрастные этапы развития ребенкакальция, фосфора, витаминов. Их можно получить через:

  • фрукты: бананы, яблоки;
  • мясо: говядина, нежирная свинина;
  • молочные продукты: молоко, йогурты, творог, ряженка;
  • крупы и орехи: гречка, геркулес, рис, фундук.

Ребенок заметно прибавляет в росте, вытягивается. Бывают потери веса, но это обычно связано с активной жизнью, постоянным движением.

Поход в первый класс — всегда стрессовая ситуация. Тут все новое, да еще появляется много обязанностей, уроков. Сейчас лучше не нагружать ребенка большим количеством дополнительных занятий. Чаще бывайте на свежем воздухе.

Период младшего школьного возраста связан с активным психическим развитием:возрастные этапы развития ребенка

  • совершенствуется память;
  • появляются разносторонние интересы;
  • улучшается внимание;
  • повышается концентрация (ребенок может удерживать внимание на одной теме 30-40 минут).

Кроме того, малыш начинает смотреть на себя с социальной точки зрения. Какой он? Чем может заинтересовать других, чем понравиться? Дети в этом возрасте самокритичны, но их мнение часто меняется.

Старший школьный возраст

Этот этап очень важен. С 12-13 до 16-18 лет идет активное изменение организма. Пубертатный период приносит в жизнь ребенка радости и проблемы. Изменяется тело. Подросток может быстро похудеть или набрать вес. Тело становится немного непропорциональным. Сейчас время для активной работы эндокринной системы: надпочечники, гипофиз начинают выделять все больше гормонов. Какие-то вещества только-только поступают в кровь. Ребенок меняется, его организм становится все более взрослым. Из-за гормональных перепадов может сильно «скакать» настроение.

Сейчас возрастные этапы развития ребенкаорганизм переживает стресс – «гормональный бум». Ему нужна поддержка: витамины, правильное питание. Лучше всего исключить жирные и острые продукты, снизить потребление мучного. Включите в рацион больше свежих овощей и фруктов.

Очень важно то, что человек меняется психологически. Ребенок осознает свое место в мире, у него появляются долгосрочные планы. Теперь он начинает оценивать свое поведение со стороны, изменяются его ценности. Это говорит о том, что произошел качественный скачок интеллектуального и психического развития. Конечно, в 16-17 лет подростки еще не всегда готовы к самостоятельной жизни. Но они уже прошли огромный путь развития. Этот возрастной этап считается заключительным. Дальше — взрослая жизнь.

Источник

Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности

1. Физическое развитие новорожденного.

2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

1. Физическое развитие новорожденного

Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.

Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.

Кризис новорожденности ‑ промежуточный период  между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.

Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.

Таблица —  Рефлексы новорожденного

Название рефлекса

Описание

Время исчезновения

Рефлекс Моро

Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.

Обычно после 4 го месяца.

Шейно-тонический рефлекс

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика.

После

4-го месяца.

Рефлекс шагания

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.

После

2 -го

или 3- го месяца

Рефлекс опоры

Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.

После

2 -го

месяца.

Хватательный рефлекс кисти.

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче.

После

5 -го

месяца.

Рефлекс Бабкина

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.

После 4-го

 месяца

Хватательный рефлекс стопы.

Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.

После 9 го гомесяца

Рефлекс Бабинс

кого

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.

После 6 го

месяца.

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.

После 3 го или 4 –го месяца

Сосате

льный рефлекс

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения.

Плавательный рефлекс

Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз.

После 6-го

месяца.

Рефлекс «с глаз на шею»

Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

После 5-го месяца

Зрачко

вый рефлекс

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.

Сохраняется в течение жизни

Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.

Таблица — Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы

Раздражители

Рефлексы

1. Действие яркого света

2. Шлепок по переносице

3. Хлопок руками возле головы ребенка

4. Поворот головы ребенка направо  

5. Разведение локтей в сторону

6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка

7. Нажатие пальцем на подошву ребенка

8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

9. Укол булавкой подошвы

10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

1. Глаза закрываются

2. Глаза закрываются

3. Глаза закрываются

4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

5. Руки быстро сгибаются

6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

7. Пальцы ног сжимаются

8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

9. Колено и стопа сгибаются

10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги.

Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.

Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.

Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.

Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов — роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.

Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.

Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.

Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще  нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.

Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.

Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

     1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первый месяц жизни // Вопросы психологии. – 1993. ‑ №3. ‑ С.17.

  2. Кушнеренко Е.В., Батуев А.С., Быстрова П.С. Реакции новорожденного на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. ‑ № 5. ‑ С. 89

2. Законспектируйте материалы современных исследований.

3. Дайте ответы на следующие вопросы:

     1. Следует ли приучать ребенка к соске?

     2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.

Список рекомендуемой литературы

1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. ‑ М.: Знание, 1991.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ‑ М.: Педагогика, 1990.

3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собр. соч.: Т.6. ‑ М.: Педагогика, 1984.

4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. ‑ Минск: , 1997.

5. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996.

8. Бауер Т. Психическое развитие младенца. ‑ М., 1979.

9. Мухина В.С. Детская психология. ‑ М., 1998.

Источник

Читайте также:  Психоневрологическое развитие ребенка с учетом возраста