Сопровождение семьи в вопросах развития ребенка
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Формы и методы оказания психологической помощи и поддержке семье…………………………………………………………………4
Этапы и задачи психологического сопровождения семьи и работников ДОУ…………………………………………………………………………6
Заключение………………………………………………………………..9
Список использованной литературы……………………………………10
Введение
Детские годы играют важнейшую роль в интеллектуальном и личностном развитии и составляют критический период, от которого зависит все будущее человека. Именно в первые годы жизни ребенок учиться тому, что будет использовать в течение всей своей дальнейшей жизни.
Роль родителей в психическом развитии ребенка первых лет жизни уникальна. Ребенок не может хорошо развиваться сам по себе, без активного и грамотного вмешательства взрослого. Даже относительно здоровый ребенок будет со временем или отставать в развитии, или оно будет негармоничным, если уход и общение с ним будет неправильным. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного позитивного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.
Поэтому необходимо уделять особое внимание повышению уровня информационно-профилактической работы с родителями, формированию у родителей навыков позитивного общения с ребенком раннего возраста.
Формы и методы оказания психологической помощи и поддержке семье
Под психологическим сопровождением семьи подразумевается комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях создания оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка раннего возраста в семье.
Формы и методы оказания психологической помощи и поддержке семье:
1. Психологическое консультирование (психологическая помощь родителям в понимании особенностей поведения ребенка (непослушание, капризы, агрессивность, сложности в контакте с детьми или взрослыми, страхи, нарушение сна и аппетита и т.д.; обучение родителей созданию наиболее благоприятных условий для развития ребенка, навыкам и приемам правильного позитивного взаимодействия с малышом).
2. Активное социальное обучение: тренинг, психологические игры, анализ ситуаций и т.д. (формирование знаний, социальных установок, умений и навыков самопознания и саморегуляции, общения и межличностного взаимодействия).
3. Обучающие занятия (обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей, способствующей психическому развитию, ознакомление их с развивающими, дидактическими играми).
Модели работы психолога с семьей
В зависимости от характера причин, вызывающих проблему и этапа сопровождения семьи используются различные модели помощи семье:
1. Педагогическая модель. Данная модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей, дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Психолог вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер.
2. Психотерапевтическая модель. Используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных отношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.
3. Диагностическая модель. Основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке. Объект диагностики – психическое развитие ребенка. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.
Этапы и задачи психологического сопровождения семьи и работников ДОУ
Каждому этапу сопровождения соответствует свои задачи.
Диагностический (ориентировочный) этап 1. Установление контакта с родителями ребенка. Диагностика семьи: выявление трудностей, возникающих у родителей при общении и воспитании ребенка.
2. Психологическое обследование ребенка. Выявление проблем развития ребенка.
Этап планирования Разработка индивидуальной программы психологического сопровождения ребенка и семьи. Определение объема и вида необходимой психологической помощи родителям ребенка.
Этап оказания помощи 1. Оказание необходимой обучающей помощи родителям ребенка в создании условий, необходимых ребенку для полноценного психического развития.
2. Оказание необходимой психологической помощи родителям с целью гармонизации межличностных отношений с ребенком, оптимизации воспитательного процесса.
Отслеживающий этап Отслеживание эффективности оказания обучающей и психологической помощи.
Психологическая диагностика семьи проводится в ходе собеседования с родителями путем оценки анализа жизни семьи, отношений в семье и работы с опросниками “АВС”, “PARI”, “ОРО”, выявляющими стиль воспитания в семье, тип отношения к ребенку.
Для общей бальной оценки результатов обследования семьи используется определенная схема оценки. Результаты обследования семьи позволяют определить степень нуждаемости родителей в психологической помощи.
По результатам психологической диагностики семьи последующая психологическая помощь родителям оказывается по следующим направлениях:
— ознакомление родителей с закономерностями психического развития, психологическими особенностями ребенка, растущего в условиях дефицита возможностей здоровья;
— обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности ребенка, способствующей психическому развитию, ознакомление их с развивающими, дидактическими играми;
— оптимизация системы внутрисемейных отношений с целью повышения степени их позитивного влияния на развитие ребенка;
— расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах в социальном аспектах с целью формирования у них адекватной и конструктивной позиции в отношении будущего ребенка.
Основными педагогическими формами и методами формирования и сохранения психологического здоровья детей являются:
1. проведение специально разработанных психологических занятий с детьми;
2. упражнения;
3. психологические игры;
4. этюды;
5. решение проблемно-практических ситуаций;
6. элементы арттерапии;
7. игры-драматизации;
8. подвижные игры;
9. чтение и анализ сказок.
10. беседы и др.
Работа с педагогическим коллективом – одно из необходимых условий целенаправленной работы по сохранению психологического здоровья воспитанников. Мы выделили следующие направления в работе с воспитателями:
1. Диагностика личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов.
2. Снятие психоэмоционального напряжения и улучшение личного самочувствия воспитателей:
— снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;
— ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний;
— формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции.
Заключение
Проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста является центральной в разработке научных основ детской практической психологии. Безусловно, такая реальность, как психологическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития.
В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных.
Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей, создания системы психологического сопровождения ребенка в детском саду. Система работы по сохранению психологического здоровья воспитанников должна быть комплексной. Так, необходима работа как с самими воспитанниками, их родителями и значимыми близкими, так и с педагогическим коллективом ДОУ.
Список использованной литературы
1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Издательство “Речь”, 2005.
2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М., 2000.
3. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – Спб., 1999.
4. Токарева Ю.А. Психологическое сопровождение семьи при реабилитации: Учебное пособие. – Екатеринбург: УрГИ, 2007.
5. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущих: практическое пособие. – М., 1999.
Источник
Ольга Шелудякова
Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС
Выстраивая общую концепцию программы взаимодействия педагогов, родителей и детей мы исходили из того, что психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС — это целостная, системно — организованная деятельность психолога и педагогического коллектива, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребёнка в дошкольной среде. С введением ФГОС происходит процесс слияния дошкольной психологической работы с учебно-воспитательной системой, превращение их в единую систему сопровождения детей в нашем ДОУ.
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание социально-педагогической среды для максимального личностного развития и успешного обучения ребёнка.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие воспитателей по вопросу психолого-педагогического сопровождения дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает формирование развивающего образа жизни дошкольников, их индивидуальности. Исходя, из актуальности проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения возникли противоречия между необходимостью психологической помощи детям и не готовности родителей участвовать в этом процессе; между дошкольным учреждением, которое стремится создать условия и не заинтересованностью родителей по данной проблеме.
Ведущая цель психолого-педагогического сопровождения семьи в нашем дошкольном учреждении — донести до родителей, что совместная деятельность родителей и детского сада может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, понять индивидуальные особенности, развить способности, сформировать ценностные жизненные ориентиры.
Совместную работу с семьёй можно условноразделить на 3 этапа:
• организационно- диагностический,
• совместный,
• этап совершенствования.
На основании анкетных данных становится возможным создание банк данных семей, о неорганизованных детях и будущих воспитанников. Затем корректируем план работы службы с семьёй, намечаем новые задачи, цели.
Из опыта общения с родителями, выясняется, что самый доступный вариант получения информации о ребёнке это – беседа, т. к. заполнение анкет у многих родителей вызывает негативную реакцию, и часто анкеты остаются незаполненными. В ходе беседы мы собираем банк данных о развитии ребёнка с самого рождения, о его характере, привычке, о поведении, интересах, выясняем условия, в которых рос ребенок, т. к. это имеет большое значение для понимания особенностей его индивидуального развития и выработки рекомендаций по коррекции отклонений. Кроме того, можно сделать вывод, касающийся личностных особенностей родителей и стиля воспитания в семье. Специалисты выделяют разнообразные трудности и ошибки семейного воспитания. При этом многие воспитатели говорят, что убедить родителей изменить свои методы бывает довольно сложно, а порой и вовсе нереально. А вот возможность увидеть своего ребенка в условиях детского коллектива поможет им призадуматься. Беседы, проводимые после наблюдений, оказываются более эффективными,убедительными: ведь аргументами становятся факты, которые родители сами видели.
Чтобы заинтересовать родителей в развитии и воспитании ребёнка, мы приглашаем их на открытые мероприятия ДОУ. Многие родители даже не имеют понятия, как можно завлечь своего ребёнка, какую игру провести. Педагоги смогли заинтересовать родителей в важности их участия в развитии детей. У родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней.И порой родителей ожидают открытия: домашний «тихоня» может оказаться «заводилой-атаманом» в группе, или, наоборот, активный и подвижный ребенок – спокойным и даже застенчивым. Конечно, подобные метаморфозы можно наблюдать не так часто, тем не менее, любопытные особенности в поведении детей любой заинтересованный родитель сможет увидеть.
Детский сад – один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Поэтому необходимо всячески привлекать внимание родителям к вопросам деятельности ДОУ и помогать выстраивать правильную систему двухсторонних взаимоотношений. В этой связи, наглядно-информационные формы, прежде всего, решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, способствуют преодолению у родителей поверхностного суждения о роли детского сада, пересмотру методов и приемов домашнего воспитания. Они помогают объективно увидеть деятельность службы, оказывают практическую помощь семье.
Условноих можно разделить на две подгруппы:
• информационно-ознакомительные;
• информационно-просветительские.
Основные требования к оформлению информационных стендов: актуальность материалов, эстетичность, постоянная обновляемость материалов (не реже 1 раза в месяц).
Заключение
Роль семьи в формировании личности ребенка является исходной, определяющей. Одним из основных направлений деятельности нашего ДОУ является психолого-педагогическое сопровождение семьи в решении вопросов взаимодействия и развития ребенка,создание единого образовательного пространства: детский сад — семья.При этом решаются следующие задачи:
• повышение психолого-педагогической культуры родителей;
• приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
Совместную работу с семьёй мы разделили на 3 этапа:
• организационно – диагностический;
• совместный;
• этап совершенствования.
На первом этапе работы с родителями мы изучали социальный статус семьи, что помогло составить представление об адекватности родительских установок на воспитание и обучение, характере родительско — детских отношений.
Задача данного этапа были направлены на установление контакта с родителями. Совместно педагогами проводили родительские собрания в каждой группе, на которых подчеркивали роль всех членов семьи в процессе взаимодействия с детским садом.
Узнать, каким образом можно вовлечь всех членов семьи в педагогический процесс,с родителями мы проводим беседу такого характера:
— Кто проводит с ребёнком основное время? В соответствии с этим планируем, с кем из взрослых необходимо проводить основную работу, с кем — можно ограничиться рекомендациями.
— Указать, в какое время дня, и в каких случаях каждый член семьи может общаться с ребёнком. Главное, чтобы не один член семьи занимался с ребёнком, но чтобы каждый по своим силам и возможностям сумел внести лепту в воспитание ребёнка.
На совместном этапе, изучив запрос родителей, их компетентность в вопросах развития своего ребенка, а так же возможности коллектива, мы выбрали приемлемые формы работы.Формы работы мы поделили на три группы:
-информационно-ознакомительные;
-информационно – аналитические формы;
— познавательные;
Несмотря на то, что сегодня родители часто считают, что именно специалисты ответственны за воспитание, развитие и обучение их ребенка, нам все же удалось донести до родителей важность их участия в воспитании и развитии ребёнка.
Источник