Сопровождение ребенка составление индивидуальных программ развития
Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка
Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно-развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.
Совместные комплексные коррекционно-развивающиезанятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:
1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;
2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).
Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.
Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.
Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:
1.«Сказкотерапия».Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитиепознавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.
1 «Учим общению».
Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.
Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.
Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.
Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитиистроится по следующей схеме:
• выявление таких детей;
• обсуждение на ПМПк;
• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);
• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.
Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.
Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.
Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.
Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование.Оно может являться:
— одним из этапов подготовки к педсовету;
— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.
Анкета для воспитателей
Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.
1. В чём заключаются ваши трудности?
а) в общении с детьми;
б) в общении с родителями;
в) в общении с коллегами;
г) в организации педагогического процесса;
д) другое…;
2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?
3. По какой причине возникают затруднения в планирование?
а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?
б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?
— по педагогике;
— по психологии;
— по другим наукам (указать каким) (раздел).
4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?
Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?
5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?
Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.
Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.
Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи.При построении занятий соблюдаются основные требования:
— последовательность;
— повторяемость;
— доступность;
— создание единых игровых ситуаций.
Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.
Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.
Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.
В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.
Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала,что она имеет несколько положительных сторон:
позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;
повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;
приближает результаты детей к возрастным показателям развития;
такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы.При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
Индивидуальная программа развития ребенка
На 200_ – 200_ учебный год
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___ дата заполнения
ИПР (название)_или направление развития ___
Состояние здоровья___
___
Выписка из заключения ПМПК ___
Организационно-педагогические условия реализации ИПР:
• Образовательная программа ___
• Инновационные методы и средства ___
• Здоровьесберегающие технологии ___
• Формы контроля и учета достижений ребенка ___
Источник
Прасковья Симакина
Индивидуальное сопровождение воспитанников
В настоящее время забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие должна стать неотъемлемой целью деятельности любого учреждения, любой образовательной системы. Само понятие качества воспитания тесно связано с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, коррекция и компенсация. Современные тенденции воспитания диктуют настоятельную необходимость в развитии системы сопровождения ребенка в воспитательном процессе.
Сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития каждого ребенка в процессе взаимодействия в воспитательной среде.
Исходя из определения, можно обозначить цель сопровождения — создание оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.
Нами была предпринята попытка осмыслить, разграничить и выстроить модель сопровождения. В этой модели нашли отражения принципы,которыми мы руководствуемся в своей работе: систематичности, поэтапности, постепенности, профессионализма.
Индивидуальное сопровождение детей предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Таким образом, помощь каждому ребенку предоставляется с опорой на внутренний потенциал и поддержку его окружения.
Система индивидуального сопровождения дает возможность на реализацию права каждого ребенка на образование в соответствии с его способностями и возможностями.
Сопровождение – это не только непосредственное участие в образовательном маршруте, это путь вместе с ребенком, рядом с ним. Если у ребенка возникают психологические, учебные, социальные трудности, рядом с ним найдется соответствующий специалист высокого класса, который поможет решить возникшую проблему. Сопровождение – это особый способ помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития. Особенность способа заключается в том, что ребенку помогают принять решение, но за ним остаются и сам выбор, и ответственность за него. Смысл сопровождения состоит в том, чтобы научить решать свои проблемы самостоятельно.
Ребенок – целостное существо, поэтому сопровождение должно быть комплексной работой многих специалистов. Важно именно помогать решать проблемы, а не просто диагностировать их и давать отдельные советы. Поэтому сопровождение должно быть непрерывным. И, наконец, самое главное – это приоритет интересов ребенка. Мы всегда на его стороне, даже если он сам источник своих бед. Мы не разбираемся, кто виноват, ребенок должен иметь гарантию своей защищенности в любом случае.
Сопровождение – это постоянная работа, целью которой является социальная адаптация ребенка. Мы сопровождаем его к взрослой жизни, где он будет самостоятельным.
Работа на каждом этапе жизни воспитанникастроится по одной и той же цикличной схеме: ДиагностикаПроектированиеРеализацияРефлексия.
При составлении индивидуальнойпрограммы развития ребенка используются следующие методы и приемы:
• изучение документов, личных дел;
• знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
• изучение социума (внешкольных связей) ребенка;
• диагностические исследования.
В папке по личностному сопровождению воспитанника ведётся учёт со всех сторон жизни ребёнка. Такой подход требует, прежде всего, бережного отношения к личности, разумно оптимистического подхода к ее перспективам, что дает возможность найти стратегию индивидуальной работы с ребенком, которая будет способствовать пробуждению в нем уважения к себе и уверенности в свои возможности.
Два раза в год мы проводим отслеживание результативности воспитательной работы.Это: развитие воли, воспитанности, сформированность трудовых навыков. Мониторинги отображены в папках по индивидуальному сопровождению воспитанников. Также отслеживаем эффективность деятельности по реализации программ. Заполняем карту личностного развития воспитанника. Анализируя мониторинги отслеживания, карту личностного развития воспитанника, составляем план индивидуальной работы. Мониторинг творческой активности и листов успешности, карта занятости воспитанника позволяют проследить круг интересов ребёнка, занятость его в кружках, участие в мероприятиях.
Показатели комфортности воспитательной среды – блок анкет, тестов, социометрия и социальная компетентность воспитанника.
В связи с тем, что сейчас у нас дети прибыли …. То возникла необходимость определить уровень сформированности общеучебных навыков.Получились четыре блока: организованность в учении, учебная деятельность, реализация способностей, уровень учебной мотивации. Отслеживаем уровень сформированности общеучебных навыков в конце каждого месяца. На основе отслеживания составлен индивидуальный план работы по повышению уровня сформированности общеучебных навыков в конце марта проанализируем мероприятия, которые проводились.
В планировании индивидуальной работы с каждым ребёнком, мы учитываем комплексный подход всех служб сопровождения дома.
Можно выстроить модель сопровождения, изобразив её в виде пирамиды. Величина колец пирамиды указывает на то, какая именно задача на данном этапе является основополагающей. Колец может быть разное количество. Пирамида собирается постепенно, точно так же, как мы поэтапно отслеживаем динамику развития ребенка. Пирамида собрана не до конца, осталось место, поскольку в ходе работы, при необходимости, возможна корректировка.
• Стержневой основой является индивидуальная программа развития ребенка.
• В основу пирамиды положена комплексная диагностика.
• Вершиной пирамиды является то, к чему мы стремимся — к успешной социальной интеграции и адаптация детей.
Источник
Остановимся на содержании программы, «Что включает в себя содержание индивидуальной программы?»
Содержание программы базируется на основе взаимодействия логопеда, воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников и может состоять из 4 основных блоков: медицинский, логопедический, психологический и педагогический. В каждом блоке выделяются направления деятельности: диагностико-аналитическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее.
Способы взаимодействия специалистов и педагогов при реализации индивидуальной программы.
Способы изучения результативности программы.
Ф.И. ребенка: И. Саша Заключение ПМПК_______ОНР-III уровень., стертая форма дизартрии.
Возраст (на момент обследования): 5 лет Дата составления ИПР_ сентябрь 2013 г.___
Дата обследования сентябрь 2013 г Срок реализации ИПР: 1- период обучения (сентябрь-декабрь)
Специа-листы
Выявленные нарушения
Задачи коррекционной работы
Игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений
Рекомендации для родителей
Результат
С
К
Учитель-логопед
Коррекция произносительной стороны речи:
Затрудняется в переключении с одной артикуляционной позы на другую.
Слабая подвижность губ, Лицевая мускулатура гипомимична.
Искажает звук «С», заменяет «Ш» на «С», «Ж» на «З», «Щ» на «СЬ».
Звуки «Л», «Р», «РЬ» — отсутствуют.
Развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Затрудняется в подборе прилагательных к существительным.
Затрудняется в назывании действий людей разных профессий,
Не образовывает правильно притяжательные прилагательные.
Допускает ошибки в образовании уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.
Частые ошибки в употреблении формы Р.п мн. числа
Не согласует числительные «2», «5» с существительными.
Употребляет односложные предложения, простые фразы.
Развитие самостоятельной связной речи.
Рассказ-описание составляет в вопросно-ответной форме. Самостоятельный рассказ не составляет.
При пересказе пропускает и искажает смысловые звенья, пересказ перечислительного характера.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза.
Подготовка к обучению грамоте.
Не дифференцирует звуки по твердости и мягкости, звонкости глухости «Ш-С», «Ж-З», «С-З-Ц».
Не определяет количество и порядок слов в предложении;
Не сформированы: слоговой анализ и синтез (стол, кошка, стакан, капуста);
звукобуквенный анализ и синтез (ам, ма, мак).
Развивать артикуляционную моторику при помощи артикуляционных упражнений для свистящих и шипящих звуков.
Развивать мимическую мускулатуру с помощью массажа лица – повысить тонус мышц.
Уточнить звукопроизношение звука «С» и закрепить его в речи.
Вызвать шипящие звуки «Ш», «Ж», «Щ» изолированно в речи, закрепить их правильное произношение в речи.
Развивать умение подбирать прилагательные к существительным.
Обогащать и активизировать представления детей о действиях людей разных профессий. Активизировать глагольный словарь.
Развивать умение образовывать правильную форму образования притяжательных прилагательных.
Развивать умение образовывать правильную форму уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.
Развивать умение употреблять правильную падежную форму Р.п. мн. числа.
Развивать умение употреблять правильную форму образования числительных с существительными.
Формировать умение отвечать на вопрос развернутой фразой, составлять предложение по картинке из 3-4 слов.
Составлять небольшой пересказ знакомой сказки, передавая содержание и смысл текста.
Составлять небольшой пересказ, передавая содержание и смысл текста, сохраняя логическую последовательность
Упражнять в дифференциации звуков (раннего онтогенеза) на слух по твердости-мягкости, звонкости-глухости в текстах, фразах, словосочетаниях, словах, слогах.
«Сказка о Весёлом Язычке», Гимнастика для язычка.
«Послушай-повтори», «Звуковая дорожка»
«Повтори звуки», «Эхо», «Найди звук», «Подарок Звуковичку», «Тим и Том»,
«Громко-тихо»
«Назови ласково»,
«Четвёртый лишний», «Магазин»,
«Чего много
в корзине?», «Что с чем рядом?», «Чего не хватает?», «Исправь ошибку», «Чей хвост . чья морда?»
«Один-много», «Какой лист, какая ветка?»,
«Почемучки», «Продолжи предложение», «Что было, что будет?», «Чудесный
мешочек», «Сосчитай»,
«Что приготовим?», «Кто, чем питается?», «Кто кем будет?», «Сравни животных», игра «Как улетают птицы?»
«1, 2, 3 рассказываешь ты», «В гостях у сказки».
«Построй предложение»,
«Подбери слово», ««Добавь слог», «Слоговой поезд», «Прошагай слово», «Слово в домик»
«Построй предложение», «Подбери слово», «Цепочка слов», «Сложи букву»,
«Подружи буквы» Цепочка слов
Закрепление
поставленных звуков;
развитие внимания и памяти.
контроль произношения;
выполнение домашних заданий по закреплению речевого материала;
грамматиче-ского строя речи,
связной речи;
выполнение домашних рекомендаций по развитию лексико-грамматического строя,
связной речи;
развитие словесно-логического мышления.
совместные игры на развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
Воспита-
тели
Не имеет представления о пространственных понятиях «лево-право», «верх-низ», «впереди-сзади», не понимает зеркальное отображение.
2.Не знает цифры.
3.Не владеет счётом в пределах 5.
4.Не знает геометрические фигуры.
5.Не умеет сравнивать предметы, устанавливать сходство и различие.
6.Не умеет классифицировать предметы по одному признаку.
7.Небрежно закрашивает, выходит за линии. Использует 1 цвет.
8.Не умеет вырезать из бумаги.
9.Не владеет элементарными приёмами лепки.
10.Не умеет рисовать кистью и красками.
11.Самостоятельно одежду не складывает, не поправляет и не заправляет.
Формировать пространственные понятия «влево-вправо», «вверх-вниз», «впереди-сзади».
2.Формировать представления о числах от 1 до 5.
3.Формировать навык прямого счёта в пределах 5.
4.Формировать представления о геометрических фигурах.
5.Формировать умение сравнивать предметы, устанавливая сходство и различие.
6.Формировать умение классифицировать предметы.
7.Развивать умение закрашивать аккуратно, не выходя за линии, используя разнообразие цветов и умеренный нажим на карандаш.
8.Формировать умение пользоваться ножницами при вырезывании простых геометрических фигур, полосок.
9.Развивать мелкую моторику пальцев рук.
10.Формировать умение рисовать кистью и красками.
11.Продолжать развивать навыки самообслуживания: умение складывать одежду, следить за своим внешним видом.
«Муха», «Высоко-низко, далеко-близко», «Иди туда, куда скажу», «Зеркало».
«Считай дальше», «Какая цифра спряталась», «Назови соседей».
«Считай дальше», «Сосчитай матрёшек», «Сколько зверей в теремке».
«Назови фигуру», «Какая форма».
«Сравни предметы», «На что похоже», «Чем похоже», «Чем отличается»
«Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Мебель», «Птицы».
«Трафареты», «Раскраски».
«Фрукты», «Овощи», «Грибы».
«Морковь», «Мишка», «Козлёнок».
«Закрась платочек», «Морские волны», «Цветок», «Ветка рябины».
«Сложи красиво кофту», «Сверни колбаской колготки», «Помоги товарищу».
Закреплять понятия «лево-право», «верх-низ», «впереди-сзади».
Закреплять представления о числах от 1 до 5.
Закреплять навык прямого счёта в пределах 5.
Закреплять знания о геометрических фигурах.
Закреплять умение сравнивать предметы.
Закреплять умение классифицировать предметы по одному признаку.
Закреплять умение аккуратно закрашивать, не выходя за контур, правильно пользоваться ножницами, развивать мелкую моторику рук.
Поощрять аккуратность, стремление помочь.
Закреплять умение рисовать кистью и красками.
Закреплять навыки самообслуживания.
Педагог-психолог
Неустойчивое, рассеянное, концентрация внимания недостаточная – часто отвлекается.
Недостаточный объем зрительной и слуховой памяти
Возникают трудности при выполнении мыслительных операций
Нарушения в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы (неустойчивое настроение – меняется от незначительных причин, плаксив, обидчив, часто непослушен, на замечания реагирует неадекватно, управлять поведением не умеет).
Развивать способность концентрировать произвольное внимание
Повышать объем произвольной памяти
Развивать способность выполнять операции мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения)
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы
Формировать умение контролировать себя при помощи усвоенного правила и умение действовать по правилам.
«Найди отличия», лабиринты, зрительные диктанты, «Корректурные пробы»
«Где ошибка?»;
«Как пройти к зайке?»;
«Небылицы»;
«Съедобное — несъедобное»
«Пары слов»;
«Мы ходили в зоопарк»
«Посмотри и запомни»;
«Послушай и запомни»
«Живое – не живое»
«Отгадай предмет по описанию»;
«Да, нет»;
«Чей домик?»
«Четвертый лишний»;
«Что сначала, что потом?»
«Загадки»
релаксационные упражнения, ролевые игры, элементы арттерапии, сказкатерапии
Закреплять навык при помощи игр: «Съедобное — несъедобное», «Найди отличия», лабиринты
Закреплять навык при помощи игр:
«Посмотри и запомни»;
«Послушай и запомни»
Закреплять навык при помощи игр: «Да, нет»;
«Загадки»; «Отгадай предмет по описанию»
Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком
Инструктор по Физ.
Разновидность плоскостопия (косолапие), ярко выражена сколиотическая осанка, мышечная недостаточность.
Затрудняется в прыжках на месте на двух на ногах (чаще прыгает на 1ой ноге).
В беге на скорость — шаг короткий, неравномерный, руки малоактивны.
Укреплять свод стопы, выполняя корригирующие упражнения для стоп.
Развивать мышцы спины, пресса, выполняя специальный комплекс упражнений для коррекции сколиотической осанки.
Формировать умение отталкиваться двумя ногами и прыгать на месте на обеих ногах.
Формировать умение бегать легко и ритмично, с хорошей координацией в движении ног и рук, энергично отталкиваясь от опоры;
Музыкальный руководитель
Не устойчиво внимание при прослушивании музыкальных произведений, нет заинтересованности.
Развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.
Знакомить с разными музыкальными произведениями (марш, танец, песня).
«Где ты, Осень?», «Французский аккордеон»,
«Зимушка-зима»,
«Песня осенних листочков»
«Сами саночки бегут», «Детский сад»,
Слушать дома спокойную классическую музыку
муз. руководитель___________/ФИО/
задания с помощью.
задания самостоятельно, правильно
Литература.
Источник