Развитие и коррекция общения взрослого с ребенком

Мария Таскаева
План индивидуальной коррекционной работы с ребенком по формированию навыков общения

Цель:Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.

В соответствии с этой целью формируются задачи программы:

— Развитие внутренней активности ребенка.

Формирование социального доверия.

— Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

Формирование адекватной самооценки.

— Развитие социальных эмоций.

— Развитие коммуникативных навыков.

Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера ребенка среднего дошкольного возраста.

Средства коррекции: детские игры, направленные на развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации.

Основные этапы деятельности:

1 этап: формирование социальной активности и внимания к взрослым и сверстникам.

2 этап: осознание себя как субъекта взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

3 этап: осознание себя как субъекта взаимоотношений.

Содержание деятельности:

Диагностическая

— наблюдение за ребёнком во всех видах деятельности в игровой, продуктивной, свободной, бытовой;

— беседы и работа с родителями по развитию и воспитанию ребёнка в семье;

— обсуждение проблемы со специалистами ДОУ (обсуждение, нахождение путей решения).

Коррекционная индивидуально – ориентированная:

— подход к ребёнку во время проведения всех видов деятельности педагогами и специалистами ДОУ;

— подбор игровых ситуаций, включающий ребёнка в педагогический процесс;

— встречи, беседы и консультации с родителями по воспитанию и развитию ребёнка педагогами и специалистами ДОУ (психолог, дефектолог, логопед).

План мероприятий на декабрь, январь, февраль.

Процедура совместных предметных действий с взрослыми и сверстниками.

Цель: создание целостной ситуации, знакомой ребёнку по общению с взрослым. Сам ребёнок берёт на себя функцию взрослого и осуществляет взаимодействие с партнёром, действуя, как конкретный взрослый. Включение в структуру общения более «сильных» и «слабых» детей.

Дидактическое упражнение: «Кукла», «Дочки — матери», «Детский сад»

Цель: демонстрация игровых сюжетов, подражание действиям взрослого с куклой речью, выражать эмоциональное отношение к событиям.

Игровая деятельность: «Весёлые лица»

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания на основе адекватной установки состояния другого человека. Развивать правильную речь, умения вступать в диалог с взрослым и сверстниками, «работать в команде».

Драматизация художественной литературы.

Цель: способствовать сопереживанию героев, обсуждать поступки, проблемные ситуации, эмоциональное состояние и драматизировать (привлечение к второстепенным ролям, затем к исполнению главной роли).

Проведение опыта: «Какой я?»

Цель: осознание себя, собственного эмоционального состояния и настроения. Дать понять, что человек может быть лучше и на основе этого произвольно менять своё поведение.

Драматизация сказок: («Заюшкина избушка») или др.

Цель: формирование понятия о противопоставлении героев – антагонистов, разыгрывание ситуаций, сравнение различных черт характера, желание быть похожим на героев положительных. Обыгрывание персонажей, развитие коммуникативных навыков (как ролевого, так и партнёрского). Осознание своей позиции в мире взрослых и детей.

Работа с родителями.

Цель: создание альбома «Моя семья» «Моя мамочка», «Моя любимая бабушка» и т. п. Налаживание микроклимата в семье и группе сверстников, рассказывая о своих близких людях.

Совместные игры «Рядом» «Забавные обезьянки», «Продолжи историю»

Цель: формирование микроклимата в группе сверстников, навыки правильного поведения эмоционального сплочения, речевого взаимодействия, овладение позицией диалога (спроси, скажи, попроси и т. п.).

Беседа: «Каким бывает друг»

Цель: создание условий для переноса сформированных умений и навыков в реальную жизненную ситуацию.

Создание доверительных отношений с ребёнком сверстников (приём симпатии, включение ребёнка в совместную трудовую, продуктивную деятельность и т. п.

Цель: формирование личностных компонентов познавательной деятельности, которая реализует общую совместную цель. Учить правильному адекватному поведению, общению, восприятию, одобрения взрослого и окружающих детей.

Ожидаемые результаты

В конце 1 этапа:

— ребёнок осознаёт границы между Я и не – Я, дифференцирует себя и других;

— проявляет интерес к сверстникам, общается с взрослыми;

формируется эмоциональный отклик.

В конце 2 этапа:

формируются новые мотивы поведения и нового рода эмоциональные переживания, в связи с этим действие ребёнка постоянно получает положительное социальное «подкрепление». Ребёнок постепенно усваивает нормы поведения, общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

В конце 3 этапа:

формируются коммуникативные навыки сотрудничества в общении с окружающими людьми.

Этапы работы с родителями.

Этапы работы Задачи Содержание деятельности

1.

Предварительный Обоснование необходимости проведения игровой коррекции и организация условий для принятия родителями решения об участии ребенка в коррекционной работе по программе игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста. 1. Информированность родителей об особенностях развития ребенка.

2. Прогноз на ближайшую перспективу развития ребенка.

3. Выработка конкретных рекомендаций по преодолению трудностей в развитии и принятие решения об участии ребенка в коррекционной программе.

4. Знакомство родителей с целями и задачами программы игровой психокоррекции трудностей общения ребенка среднего дошкольного возраста, методами ее реализации, ожидаемыми результатами.

Читайте также:  Речь как показатель уровня развития и особенностей развития ребенка

5. Информированность о динамике особенностей поведения ребенка, которые будут сопутствовать коррекционной работе.

6. Характер и мера участия родителей в программе игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста, о продолжительности коррекционных занятий.

7. Сформировать адекватные ожидания в отношении результатов коррекционной программы.

2.

Реконструктивный Выработка в процессе совместного обсуждения оптимальной тактики взаимодействия и общения ребенка в семье. 1. Организация встреч с родителями, где их информируют о динамике коррекционной работе, особенностях поведения ребенка на занятиях, достижениях и успехах ребенка. Получение от родителей обратной связи – поведение ребенка дома, его эмоциональное состояние, об особенностях общения и взаимодействия с родителями. Выработка тактики взаимодействия и корректив в проведение занятий. (Периодичность встреч не менее одного-двух раз в месяц).

2. Индивидуальные консультации с родителями для выработки индивидуального маршрута коррекционной работы с ребенком.

3. Проведение практикума для родителей «Играйте вместе с детьми».

4. Проведение совместного семинара-практикума родителей и детей «Игры, в которые играют…» с целью расширения знаний и навыков родителей в вопросах игрового общения с детьми дошкольного возраста».

5. Анкетирование родителей «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку

6. Совместное проведение коррекционных занятий.

3.

Закрепляющий Подведение итогов программы игровой психокоррекции трудностей общения у ребенка среднего дошкольного возраста. Оценка эффективности коррекции.

1. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения, планируемых целей.

2. Составление педагогических рекомендаций по воспитанию и обучению ребенка, направленных на закрепление и упрочнение положительных результатов коррекционной работы.

3. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями.

Источник

Боцулко Оксана
Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками»

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. А. М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. При организуемых педагогом воспитательно-образовательных мероприятиях поведение, вопросы и ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей. Понятно, что культура общения их в таких процессах формируется быстрее и легче. Но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности. С другой стороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Общение — основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направление на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М. И. Лисина). С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослыми (по классификации М. И. Лисиной):

•ситуативно-личностное;

•ситуативно-деловое;

•внеситуативно-познавательное;

•внеситуативно-личностное.

Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе — коммуникативный. Ребенок избирательно относится к взрослым,постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они с нему относятся и что от него ждут,как он к ним относится: что от них ожидает. Нормы поведения, усвоенные ребенком семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью.

Читайте также:  Особенности начального периода развития мышления у ребенка

Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения.

Педагогические условия воспитания культуры общения:

•оценка педагогом эмоциональных проявлений ребенка: с каким настроением он чаще всего приходит в группу, насколько комфортно он чувствует себя в детском саду;

общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми: умение вступать в контакт, учитывать эмоциональное состояние партнера по общению, соблюдать правила культуры общения, освоение игровых и коммуникативных умений;

•личностные черты поведения: доброжелательность, дружелюбие, активность;

•умение воспитателя правильно оценить индивидуальные особенности каждого ребенка для выбора адекватной тактики в воспитании культуры общения и поведения.

Группа детского сада — это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения — дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего, нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребенка. Вследствие этого существует единая система формирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности.

Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Игра — педагогическая азбука общения. Она имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. Психологическое воздействие игры — это развитие основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности. В игре формируются начальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. В игре происходит развитие различных средств общения: движений, жестов, мимики, пантомимики, эмоций, сенсорики, внимания, памяти, мышления и речи.

Цель игры,два аспекта цели: познавательный (обучение способам действия с предметами, воспитательный (обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми).В игре существуют игровые правила: правила действия и правила общения. Воспитатель должен осуществлять правильный подбор игр в соответствии с возрастом ребенка, их проведение и анализ результатов. Он должен использовать такие виды психоразвивающих игр для детей дошкольного возраста как, игры-забавы, сюжетно-ролевые игры, игры-задачи, игры-соревнования, индивидуальные и совместные игры.

Педагогическое воздействие воспитателя в ходе общения с ребенком: прямое (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др., косвенное (через других лиц, игру, сказку, песню, музыку). Должны использоваться эмоционально-положительные формы общения. Выразительные движения (мимика, пантомимика, вокальная мимика) — моторный компонент выражения различных эмоциональных реакций, эмоциональных состояний, играют важную роль в процессе общения.

Должны использоваться методикиобучения выразительным движениям: проигрывание этюдов с последовательным изучением поз, походки и др. ; инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний; узнавание детьми эмоций, их анализ и сравнение; методика использования вспомогательных средств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиления отдельных видов неречевого общения: мимика в рисунках, пантомимика в рисунках, свободное и тематическое рисование, музыкальное сопровождение.

Все это развивает культуру общения детей как со взрослыми, так и со своими сверстниками.

Источник

Юлия Пажбекова
Рекомендация по коррекции организации общения с детьми

Статья адресована родителям. Часто родители просто-напросто не умеют разговаривать со своими детьми. Некоторых родителей воспитывали строгости, и они до сих пор считают, что детей должно быть видно, но не слышно, а другие боятся конфликтов. Последствия отсутствия общения могут быть просто разрушительны для развития нормальных отношений между родителями и детьми. Дети могут почувствовать себя в изоляции, что может заставить их замкнуться, стать раздражительными или перестать справляться с проблемами. Говоря с вашими детьми на разные темы, вы не только развиваете отношения между вами – вы делаете и их, и вас чуточку счастливее и снимаете излишнюю напряженность. Хороший путь к началу эффективного общения – удостоверится, что ребенок любого возраста не будет колебаться, прежде чем решиться поговорить с вами на любую тему.

Читайте также:  Роль игровых технологий в развитии личности ребенка

Слушайте. Смотреть телевизор или читать газету, пока ваш ребенок пытается с вами поговорить – это не означает слушать и слышать. Если вы действительно не можете выделить хотя бы несколько минут на что, чтобы ответить на подростковые вопросы о сексе или выслушать историю о том, как плохо с ним поступил его друг,скажите что-то вроде: «Как я понимаю, это для тебя очень важно. Ты не против, если мы обсудим это чуть позже, когда я освобожусь?» После этого непременно договоритесь на определенное время, чтобы ребенок не посчитал, что вы уходите от разговора.

Выделите время для серьезных разговоров. Если вы собираетесь обсудить серьезный вопрос – к примеру, переезд, развод, установление «комендантского часа» или распределение обязанностей по дому – соберите семейный совет, на котором каждому члену семьи будет дана возможность высказаться. Подобные собрания можно проводить как по животрепещущим темам, так и просто раз в неделю или в месяц – так вы сможете регулярно обсуждать все, что происходит в вашей семье.

Поймите, почему они молчат. Дети не всегда желают общаться на определенные темы – если подобное случилось и с вашим ребенком, не настаивайте на продолжении разговора и дайте ему понять, что вы его выслушаете, как только он будет готов.

Следите за своими жестами. Сложенные на груди руки, злой или нетерпеливый вид – не лучший способ добиться от детей откровенного разговора. Если они сидят на полу, присядьте рядом, чтобы вы оказались на том же уровне, а во время разговора старайтесь смотреть им прямо в глаза, чтобы показать, что вы их слушаете.

Используйте вопросы. Если у вас с трудом получается завязать с ребенком разговор, и вы постоянно подбираете не то время и место, подождите, пока он сам вас о чем-нибудь не спросит. В ответ задавайте ему свои вопросы так, чтобы они не могли продолжить разговор, не дав на них ответа.

Выберите должное время. Не обсуждайте серьезные проблемы сразу поле того, как ваш ребенок придет из школы, или, к примеру, после того, как вы вернетесь с не самого удачного рабочего дня. Чтобы ясно и четко донести до него то, что вы хотите сказать, вы оба должны находиться в правильном расположении духа.

ХОРОШЕЕ И ПЛОХОЕ ОБЩЕНИЕ.

ПРАВИЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ очень важно, чтобы дети могли поделиться с вами своими взглядами, приобщиться к вашим, и вместе с вами решить свои проблемы.

НЕ СУДИТЕ СТРОГО И НЕ НАВЕШИВАЙТЕ ЯРЛЫКИ. Если родитель перебивает ребенка во время разговора репликами вида «Что ты такое говоришь, это же просто чушь», неудивительно, что он может посчитать, что над его мнением смеются и надолго замолчать.

НАПАДАЙТЕ НА ПРОБЛЕМУ, А НЕ НА РЕБЕНКА. Вместо «Превратился в лентяя» лучше сказать «Мне не нравится, что ты забываешь покормить собаку». Не говорите подросткам, что они безответственны потому, что курят. Вместо этого расспросите, как и почему они начали курить. Постарайтесь завоевать их доверие – так им будет легче поделиться с вами своими мыслями, а вам – постараться общими усилиями выработать решение их проблем.

НАЗОЙЛИВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ИЛИ ОТЧИТЫВАНИЕ может заставить детей или вовсе перестать вас слушать, или начать спорить, а то и уйти в глухое отрицание. НЕ ПЕРЕБИВАЙТЕ. Всегда дайте вашим детям время договорить, и только после этого начинайте отвечать. Если дети считают, что им не дают высказать свое мнение, они могут вовсе перестать с вами разговаривать. НЕ УНИЖАЙТЕ ДЕТЕЙ. Не кричите на них, не обзывайте, не подшучивайте и не обвиняйте почем зря. НЕ ЛГИТЕ. Возможно, говорить с подростками о сексе и не вполне удобно, если вести себя с ними честно и открыто, они ответят вам тем же. НЕ ОТМАХИВАЙТЕСЬ ОТ ЧУВСТВ. Если ребенку грустно из-за проигранного матча, не говорите ему, что это всего лишь мелочи жизни, ведь в следующий раз он может и не поделиться с вами своими чувствами. Лучше скажите что-то на подобие «Я знаю, как ты хотел победить. Иногда проигрывать особенно тяжело».

Источник