Сопровождение развития ребенка с нарушением зрения

Лариса Леонидовна Часовитина
Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения

Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения в условиях дошкольного и начального образования.

Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу в последнее время называют кризисным. Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают большие трудности в адаптационный период, который связан с привыканием к режиму, новыми системами требований, новыми социальными контактами, стилем общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.).

К условиям организации инклюзивной образовательной среды мы относим преемственность дошкольного и школьного образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений. Совместная деятельность специалистов детского сада и школы должна осуществляться на основе сотрудничества по выработке совместных решений в сфере создания педагогических условий инклюзии в следующих формах: совместное проведение педагогических советов и совещаний, родительских собраний, воспитательных мероприятий, занятий в школе будущего первоклассника; комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса: педагог (научный руководитель, администрация, обучение детей (дефектолог, психолог, родители) и социализация детей (психолог, родители).

Все особые дети нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, однако каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель образования. Следовательно, главной целью является самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения. Это достижимо, если в ближайшие годы строить учебно-воспитательный процесс на основе всестороннего изучения личности школьника путем активизации деятельности социальной и психолого-педагогической службы в школе, научно обоснованного диагностирования, анализа динамики развития каждого ребенка, создания соответствующих условий для удовлетворения его растущих потребностей и активного участия в жизни социума.

Сопровождение участников образовательного процесса реализуется посредством следующих инновационных технологий: технология адаптации ребенка к новому образовательному уровню; технология сопровождения педагога; технология помощи ребенку в процессе обучения; технология взаимодействия с семьей; технология воспитания личности.

На уровне начального общего образования предусматривается больше уделять внимания сенсорному развитию ребенка, отработке двигательных навыков, пространственной ориентировке, развитию коммуникативных качеств личности, мышления, навыков культурного поведения, укреплению физического и психического здоровья, продолжается работа с учетом индивидуальных особенностей детей и под контролем медико-психологической и социально-педагогической служб вводится вариативность обучения.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает три взаимосвязанных компонента:

• изучение личности учащегося;

• создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;

• непосредственную психолого-педагогическую помощь ребенку.

Исходя из этого, мы предлагаем разработанную нами модель психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения (см. рисунок 1).

Рисунок 1

Модель психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения

Субъекты системы сопровождения:

СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННЫЙ РЕБЁНОК

Целью работы по психологическому сопровождению является создание психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

Задачами для достижения данной цели являются следующие действия:

• систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

• формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

• повышение уровня психологической готовности: детей к обучению, познавательному развитию, общению и учителей к работе с новым контингентом детей;

• создание благоприятного эмоционально-психологического климата в школе, обеспечивающего проживание возрастного кризиса и кризиса, обусловленного резкими изменениями педагогических условий, без стрессов и негативных явлений;

• установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями;

• выработка единых и последовательных требований;

• адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям первоклассников с ОВЗ;

• формирование и сплочение классного коллектива.

Очевидно, что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности всех организаторов образовательного процесса: педагогов, администрации школы, психологов, специалистов школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы:

1. Психологическая диагностика адаптационного периода.

2. Исследование мотивационной сферы: школьная мотивация.

3. Исследование эмоционально-волевой сферы: самооценка, эмоционально-психологическое состояние, школьная тревожность, произвольность деятельности и саморегуляции.

4. Аналитическая работа.

5. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса – проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

6. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.

7. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

8. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения младшего школьного возраста при поступлении ребенка в школу начинается в ноябре-декабре месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Она направлена на выявление причин низких результатов.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

4. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1,2 классе.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

Система работы педагогов с детьми с ОВЗ младшего школьного возраста представлена по следующим направлениям:

1. Диагностико-коррекционная (развивающая) работа — выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

• изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);

• формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

• разработка рекомендаций, программы психо-коррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

2. Психопрофилактическая работа — обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

• разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

• выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

• предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

3. Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

В основу модели психолого-педагогического сопровождения положены следующие принципы:

1. Гуманизации – предполагающего веру в возможности ребенка и его силы.

2. Системного подхода – основанного на понимании человека как целостной системы.

3. Комплексного подхода к сопровождению развития ребенка.

4. Целостность сопровождения ребенка в процессе жизнедеятельности, а именно преемственность и последовательность сопровождения.

Обозначенные принципы имеют следующее практическое выражение:

— квалифицированная комплексная диагностика возможностей и способностей ребенка;

— составление и реализация программ сопровождения, участие специалистов в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям воспитанников;

— реабилитация психического и физического здоровья.

Конкретные ожидаемые результаты и механизм оценки результатов:

В результате работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с нарушением зрения младшего школьного возраста предполагается сформировать психически здорового, личностно-развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Планируемыми результатами программы будут являться:

• создание банка данных учащихся образовательного учреждения, имеющих трудности в общении и эмоционально-волевой сферы;

• нормализация детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей, имеющих страхи и эмоционально-волевые нарушения;

• выработка умения контролировать своё поведение в новой незнакомой обстановке;

• снижение психо-эмоционального напряжения;

• формирование способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё.

Эта практическая помощь в конечном итоге обеспечивает защиту личности учеников, психологическую и физическую безопасность, педагогическую поддержку и содействие ребенку в решении проблемных ситуаций.

Источник

вера Торгунакова
Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения

Научная статья.

Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения

Аннотация

Статья посвящена апробации модели сопровождения восприятия детей с нарушением зрения в условиях ДОУ.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста с нарушением зрения, восприятие, сопровождение восприятия детей, личностно – ориентированное взаимодействие в детском саду.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования. Одной из задач стандарта является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).» Признание ребенка главной действующей фигурой образовательного процесса, признание уникальности его субъектного опыта — это направление личностно – ориентированного подхода, которое обосновывалась и развивалась: Ананьевым Б. Г., Выготским Б. Г., Леонтьевым А. Н., Бодалевым А. А., Давыдовым В. В., Божович Л. И., Занковым Л. В., Зинченко В. П. В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого — педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения

Впервые термин «сопровождение» появился в работе Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой (1993) в сочетании со словом «развитие»«сопровождение развития». В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее определение: «Сопровождение — следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь».

На сегодняшний день осуществление психолого — педагогического сопровождения детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является одной из актуальных задач.

Проблемы психолого — педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях М. Р. Битянова, Б. С. Братусь, Е. В. Бурмистрова, О. С. Газман, И. В. Дубровина, Е. И. Исаев, Е. И. Казакова, А. И. Красило, В. Е. Летунова, Н. Н. Михайлова, А. В. Мудрик, С. Д. Поляков, М. И. Роговцева, К. Роджерс, Н. Ю. Синягина, В. И. Слободчиков, Ф. М. Фрумин, А. Т. Цукерман, Л. М. Шипицына, И. С. Якиманская и др. Они отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественных реакций, процессов и состояний личности.

Таким образом, в каждом дошкольном учреждении необходимо выстроить правильную траекторию психолога – педагогического сопровождения, направленную на развитие дошкольников.

Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

• Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.

Сопровождение опирается на те, психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.

• Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

Цель сопровождения в ДОУ — создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Задачи психолого – педагогического сопровождения:

— охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

— формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

— обеспечение психолого — педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основная структура психолого – педагогического сопровождения ДО:

— диагностический;

— уточнение выявленных затруднений или одаренности ребенка;

— коррекционной – развивающей;

— анализ промежуточных результатов сопровождения развития ребенка.

Для детей с нарушениями зрения характерно большое отставание в сроках развития восприятия. Поэтому первой специальной, коррекционной задачей является обеспечение как можно более раннего начала развития восприятия.

Наряду с поздними сроками начала развития у детей с нарушениями зрения наблюдается замедленный темп развития восприятия. Следовательно, второй задачей будет ускорение темпа развития восприятия, его интенсификация.

Аномальное развитие характеризуется не только отставанием, но и наличием отклонений. Следовательно, третья задача — преодоление имеющихся отклонений, в одних случаях — коррекция, в других — компенсация.

Проблема психолого — педагогического сопровождения восприятия детей с нарушением зрения в условиях ДОУ остается не только малоизученной, но даже не поставленной.

1. Гипотеза исследования: Специально организованное психолого — педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения создает условия для коррекции и развития процесса зрительного восприятия. А именно: регулярное ношение очков, соблюдение требований к предъявляемому на занятиях наглядному материалу, коррекционно-развивающие упражнения в течение дня.

2. Гипотеза исследования: предполагает, что развивается не только зрительное восприятие, но и другие его модальности и свойства. В целом развиваются познавательные процессы (внимание, память, мышление, изменяется игровая деятельность ребенка.

Зрение — это самый важный сенсорный канал для получения информации об окружающем. При неправильном функционировании зрения или его отсутствии ребенок знакомится с миром и получает информацию, опираясь на слух, осязание, движения, обоняние и вкус. Такая информация не формируют целостного образа. Развитие ребенка с нарушением зрения отличается от развития других детей, что позволяет говорить о том, что такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны близких и специалистов. Данным вопросом занимались такие специалисты, как Савина Е. А., Плаксина Л. И., Максименко О. В., Ремезова Л. А., Курицина О. В., Семаго М. М., Семаго Н. Я и др. Многолетний опыт работы с такими детьми позволяет говорить о том, что чем раньше ребенок будет получать специализированную помощь, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке. Развитие незрячего ребенка, безусловно, отличается от развития других детей, но это означает только то, что такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны родителей и специалистов в области детского развития. Опыт работы показывает, что чем раньше ребенок будет получать специализированную помощь, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке. Первым этапом в организации комплексного сопровождения ребенка с нарушениями зрения является комплексная диагностика особенностей его развития. Диагностика осуществляется командой специалистов, работающих в составе психолого — медико — педагогических комиссий различного уровня (региональных и муниципальных).

Восприятие у таких детей характеризуется замедленностью, малым разнообразием образов, отсутствием цельности. У них отмечаются трудности формирования образного мышления.

Работа по комплексному психолого — педагогическому сопровождению начинается с первых дней пребывания ребенка с нарушением зрения в ДОУ. Успешность работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, зависит от обеспечения комплексной диагностики, лечения, профилактической и коррекционно — педагогической помощи.

Важной задачей, стоящей перед специалистами, является научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, так, чтобы ребенок с нарушением зрения не считал себя лишним, а стал полноценным членом детского коллектива. Необходимо учить детей относиться к ребенку с нарушениями зрения как равному, только нуждающемуся в помощи. Большая роль в организации обучения детей с нарушением зрения отводится музыкальному работнику. Разнообразный мир звуков помогает знакомить детей с окружающим миром. На занятиях дети знакомятся с музыкальными инструментами, овладевают возможностями собственного голоса. При работе с детьми с ОВЗ необходимо уделить особое внимание разнообразной предметной среде в группе. Ребенку необходимо предоставить возможность исследовать и взаимодействовать с различными материалами с целью получения разнообразных сенсорных ощущений и выработки представлений об окружающем мире. Необходимо обеспечить ребенку безопасное пространство, чтобы он мог научиться передвигаться самостоятельно. Игрушки, созданные из разнообразных материалов, музыкальные игрушки, сенсорный уголок, аудиокниги и многое другое является неотъемлемой частью организации образовательного процесса для детей с нарушением зрения. Особое значение для успешного инклюзивного обучения детей с нарушением зрения имеет взаимодействие с семьей ребенка. Сопровождение семьи, имеющей ребенка с нарушением зрения, становится одним из важнейших направлений комплексной психолого — педагогической и медико — социальной помощи. В рамках сопровождения организуются индивидуальные консультации для родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития, а также совместные детско — родительские занятия, мастер — классы, способствующие освоению родителями методов и приемов воспитания. Опыт работы показывает, что специально организованные занятия для детей с проблемами в развитии и их родителей дают хорошие результаты, способствуют гармоничному развитию воспитанников и положительно влияют на сопровождение детей с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования.

Литература

1. Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990.

2. Савина Е. А., Максименко О. В. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. — В.: ВЛАДОС, 2008.

3. Малофеев Н. Н. Образование как институт социализации лиц с ОВЗ в современном обществе. — М.

4. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. — М., 1998.

5. Ремезова Л. А., Курицина О. В. Инклюзивное дошкольное образование детей с нарушением зрения // Инклюзивное образование: методология, практика,технологии.

6. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования /Под общ. ред. М,М, Семаго, Н. Я. Семаго. – М.: АРКТИ, 2014.

Источник