Сопровождение индивидуального развития ребенка это

Сопровождение индивидуального развития ребенка это thumbnail

В последнее десятилетие в российской системе образования сложилась особая культура помощи и поддержки ребенка в учебно-воспитательном процессе, называемая психолого-педагогическим сопровождением развития. Необходимую работу с детьми проводит классный руководитель, методист, детский психолог, учитель и т. д. На базе образовательного учреждения могут быть созданы специальные центры сопровождения. Целью комплексной работы является определение и создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения детей в ситуациях школьного взаимодействия. Сопровождение развития ребенка включает проведение профилактических работ, групповой и индивидуальной диагностики, развивающей и коррекционной работы.

Назад к статьям

Сопровождение развития ребенка

Содержание

  • Виды
  • Принципы

Задачи сопровождения

  • Предупреждение появления проблем развития ребенка.
  • Содействие (помощь) в решении актуальных задач обучения и социализации: учебных трудностей; проблем эмоционально-волевой сферы; трудностей выбора профессии; проблем взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками.
  • Наблюдение развития ученика в процессе обучения (мониторинг психологического статуса).
  • Развитие психологической культуры (психолого-педагогической компетенции) учеников, родителей, преподавателей.
  • Психологическая поддержка учащегося.

Сопровождение индивидуального развития ребенка это

Виды

Индивидуальное

В рамках индивидуального сопровождения в образовательном учреждении выявляется потенциальная и реальная «группа риска», то есть дети, которые находятся под воздействием одного либо нескольких факторов риска. В данном случае гарантированная помощь предоставляется тому ребенку, который в ней нуждается. Данный принцип работы противоположен так называемому заявительному сопровождению, при котором специалисты работают только с теми детьми, родители которых либо педагоги заявили об этой необходимости. В этом случае зачастую из внимания взрослых выпадают именно те дети, которые более всего нуждаются в помощи и поддержке. Индивидуальное же сопровождение развития исключает подобные ситуации.

Системное

Системное сопровождение представляет собой комплекс работ, направленных на коррекцию и профилактику проблемы, связанной не с одним ребенком, а с системой в целом. Педагоги, методисты, детские психологи разрабатывают и реализуют программы развития образовательной системы с учетом создания более благоприятных условий для детского развития. Кроме этого, разрабатываются профилактико-коррекционные программы, которые направлены на решение актуальных проблем сегодняшнего времени, например, «Борьба с наркотиками», «Толерантное отношение к мигрантам» и т.д. При создании данных программ учитывается специфика современного понимания проблемы и путей ее разрешения.

Принципы

Рекомендательный характер советов

Советы, которые получают родители или ребенок, должны носить рекомендательный характер. Основная идея сопровождения – это развитие в ребенке самостоятельности при решении актуальных проблем. Сопровождающий может дать совет, как выйти из сложившейся ситуации, но не имеет права обязывать детей поступать определенным образом. Ответственность за принятое решение лежит на родителях и ребенке.

Первостепенная важность детских интересов

На развитие проблемной ситуации влияет не только социальное окружение ребенка, но и особенность его личности. Другими словами, при решении проблемы дети часто оказываются неправыми. Справедливость требует объективного разрешения ситуации, однако сопровождающий не должен забывать, что на стороне взрослого его жизненный опыт, возможность обратиться в различные социальные организации и структуры. На стороне ребенка, как правило, только он сам. В этом случае сопровождающий должен стараться разрешить проблему с максимальной пользой для своего подопечного и отстоять его интересы.

Непрерывность сопровождения

Сопровождающий должен оказывать гарантированную помощь на каждом этапе решения проблемы. Специалист прекращает поддерживать ребенка только в том случае, когда проблема будет полностью решена либо подход к решению станет очевиден. Также этот принцип означает, что детям, находящимся в «группе риска», например, детям-сиротам, гарантируется профессиональная помощь в течение всего периода становления.

Мультидисциплинарность сопровождения

Педагог, детский психолог, родители и т.д. должны работать в команде, используя единые методы и опираясь на общую систему ценностей. Работа сопровождающих должна быть согласована, только в этом случае можно добиться желаемого результата и эффективного разрешения детской проблемы.

Показатели качественного сопровождения

  • Стартовые возможности для развития индивидуальности и формирования личности каждого ребенка созданы в полной мере.
  • Динамика заболеваемости снижается, отмечается улучшение общего состояния здоровья, ребенок быстрее выздоравливает при простудах.
  • Ребенок ведет активный образ жизни, подвижен, занимается спортом, имеет хобби и увлечения.
  • Ребенок обладает ключевыми компетенциями: информационной, социально-коммуникативной, технологической.
  • Ребенок эмоционально отзывчив и доброжелателен в общении с окружающими: родителями, педагогами, сверстниками.

Тенотен Детский – выбор родителей, заботящихся о спокойствии своего ребенка

Источник

Гузель Садретдинова
Сопровождение индивидуального развития ребенка в вариативной образовательной среде

В современном обществе все более утверждается центральная роль индивида. Человек выбирает по своему усмотрению социальный коллектив, самостоятельно определяет свои действия, несет личную ответственность за свои поступки. Это актуализирует необходимость содержательно технологических изменений о образовании, среди которых наиболее оптимальной является как раз процесс индивидуализации. И коснулись эти изменения дошкольного образования.

Сегодня перед педагогом дошкольного учреждения возник серьезная проблема «Что нужно сделать для того, чтобы образовательный процесс стал ориентированным на конкретного ребенка с его особенностями, потребностями, способностями, интересами. Или другими словами, как реализовать принцип индивидуализации, на которое нас ориентирует гост дошкольного образования.

Что же следует понимать под индивидуализацией образования. Индивидуализация образования – это особая форма организации образовательного процесса, направленное на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей, способностей и потребностей каждого ребенка в рамках общих задач и содержания образования.

Педагоги часто отожествляют понятие индивидуализация и индивидуальный подход. Давайте попробуем развести эти 2 понятия. В чем же все таки основные понятия этих отличий.

Компоненты Индивидуализация Индивидуальный подход.

Цель: Содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности. Организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии.

Способы общения Признание права выбор; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности. Прямое обучение в соответствии с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата.

Тактика Сотрудничество и партнерские отношения. Диктат и опека

Убеждение Ребенок учиться самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта. Ребенок учиться лучше и научиться большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития.

«Хороший ребенок» Инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий. Следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действий.

• И чтобы реализовать этот принцип индивидуализации можно применить практику индивидуализации «Сопровождение индивидуального развития ребенка в вариативной образовательной среде». Цель практики – развитие социально успешной личности старшего дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей, интересов в условиях вариативной образовательной среды.

Реализация прнципа индивидуализации в образовании возможна тоько при наличии у ребенка культуры выбора.

А как формировать у ребенка эту культуру выбора.

Для того, чтобы ребенок мог сделать осознанный выбор в группе предполагается средовая работа, когда организуется определенная среда и все дети погружаются в нее. Место, где ребенок может быть активным называется центром активности. Дети включаются в центры активности делая выбор центра самостоятельно. Задача воспитателя максимально насытить центры развивающими материалами, инструментами, которые помогают детям организовать свою самостоятельную деятельность. Это могут быть схемы, пошаговые алгоритмы деятельности, пиктограммы вариативного использования оборудования.

В групповых помещениях можно сделать доски выбора, где обозначается, какие центры сегодня открыты. Их может быть открыто от 3 до 5 одномоментно. И на этих же досках обозначается, сколько детей могут заниматься в одном центре вместе.

Основным образовательным событием является самостоятельные занятия по выбору детей, которая проводиться во второй половине дня во время отведенной для совместной самостоятельной деятельности детей. Занятия имеют определенную структуру.

• Круг общения или мотивационный круг.

• Самостоятельная работа в развивающих центрах

• Презентация

• Рефлексия.

На первом этапе педагог увлекает воспитанников, мотивирует детей на практическую деятельность. Так может возникнуть какая-то проблема, с которым к детям обращается сказочный персонаж или воспитатель другой группы, либо это проблема, которая возникла у самих детей. (Пример: на праздник день матери нужны подарки).

Старшие дошкольники принимают активное участие в выборе темы, в планировании, сами принимают решения, в каком центре они сегодня будут работать. Что именно в этом центре предполагается сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде.

После выбора центра активности и планирования работы, приходит время собственного выполнения плана, т. е. работа в центрах. Задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог пережит чувство успеха. С какими-то заданиями дети могут справиться сами, а где-то выполняют работу при участии педагога.

Во время работы детей воспитатель может переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям или может работать в одном из центров. Воспитатель наблюдает за способами решения возникающих затруднений, конфликтов, за распределением обязанностей между всеми членами команды. Педагог также может просто наблюдать за конкретным ребенком. Спланированная работа может быть незакончена за день. В этом случае ребенок может продолжать работу в последующие дни.

Завершения занятия может быть разнообразным. Дети переходят от одного центра к другому и рассказывают, чем они занимались, что удалось а что не получилось и почему. Что им понравилось, а что бы они хотели изменить. А можно обсудить эти вопросы и представить получившиеся продукты вернувшись в круг. Это способствует тому, что ребята учатся анализировать свою работу, делать выводы и давать оценки себе и своим товарищам. А главное в развивающей среде, где воспитатель побуждает детей следовать своим интересам,у детей возникает сильное чувство собственной значимости, развивается самоинициативность, что побуждает их к самостоятельному добыванию знаний. Это является особенно актуальным для реализации потенциальных возможностей, способностей, потребностей каждого ребенка в рамках общих задач и содержания.

Еще одно из форм релаксации, которое можно использовать во время занятий является «индивидуальные дневнички», где дети фиксируют, в каких центрах они сегодня занимались, а цветом обозначают свои эмоции, ощущения, отношения к тому, что они делали. Воспитатель в свою очередь фиксирует выбор детей в общей карте наблюдения, что позволяет ему своевременно проектировать, корректировать предметно-пространственную среду группы на развитие интереса и потребности детей.

Еще одно направление –это работа с родителями. Очень большую значимость имеет совместная деятельность родителя и ребенка, а воспитатель это грамотно организует. Важно привлекать родителей к организации предметно-пространственной среды. Воспитатель организует детей для создания совместных дидактических игр, привлекая к этой деятельности и родителей.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывной, четко организованный процесс.

Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю воспитательную и образовательную систему; в режимных моментах, во время прогулки, в самостоятельной деятельности, ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. К сожалению, педагоги чаще всего замечают тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами или на тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные дети остаются в стороне. Воспитывая интерес к чему – либо следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Источник

Прасковья Симакина
Индивидуальное сопровождение воспитанников

В настоящее время забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие должна стать неотъемлемой целью деятельности любого учреждения, любой образовательной системы. Само понятие качества воспитания тесно связано с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, коррекция и компенсация. Современные тенденции воспитания диктуют настоятельную необходимость в развитии системы сопровождения ребенка в воспитательном процессе.

Сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития каждого ребенка в процессе взаимодействия в воспитательной среде.

Исходя из определения, можно обозначить цель сопровождения — создание оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.

Нами была предпринята попытка осмыслить, разграничить и выстроить модель сопровождения. В этой модели нашли отражения принципы, которыми мы руководствуемся в своей работе: систематичности, поэтапности, постепенности, профессионализма.

Индивидуальное сопровождение детей предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Таким образом, помощь каждому ребенку предоставляется с опорой на внутренний потенциал и поддержку его окружения.

Система индивидуального сопровождения дает возможность на реализацию права каждого ребенка на образование в соответствии с его способностями и возможностями.

Сопровождение – это не только непосредственное участие в образовательном маршруте, это путь вместе с ребенком, рядом с ним. Если у ребенка возникают психологические, учебные, социальные трудности, рядом с ним найдется соответствующий специалист высокого класса, который поможет решить возникшую проблему. Сопровождение – это особый способ помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития. Особенность способа заключается в том, что ребенку помогают принять решение, но за ним остаются и сам выбор, и ответственность за него. Смысл сопровождения состоит в том, чтобы научить решать свои проблемы самостоятельно.

Ребенок – целостное существо, поэтому сопровождение должно быть комплексной работой многих специалистов. Важно именно помогать решать проблемы, а не просто диагностировать их и давать отдельные советы. Поэтому сопровождение должно быть непрерывным. И, наконец, самое главное – это приоритет интересов ребенка. Мы всегда на его стороне, даже если он сам источник своих бед. Мы не разбираемся, кто виноват, ребенок должен иметь гарантию своей защищенности в любом случае.

Сопровождение – это постоянная работа, целью которой является социальная адаптация ребенка. Мы сопровождаем его к взрослой жизни, где он будет самостоятельным.

Работа на каждом этапе жизни воспитанника строится по одной и той же цикличной схеме: ДиагностикаПроектированиеРеализацияРефлексия.

При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:

• изучение документов, личных дел;

• знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;

• изучение социума (внешкольных связей) ребенка;

• диагностические исследования.

В папке по личностному сопровождению воспитанника ведётся учёт со всех сторон жизни ребёнка. Такой подход требует, прежде всего, бережного отношения к личности, разумно оптимистического подхода к ее перспективам, что дает возможность найти стратегию индивидуальной работы с ребенком, которая будет способствовать пробуждению в нем уважения к себе и уверенности в свои возможности.

Два раза в год мы проводим отслеживание результативности воспитательной работы. Это: развитие воли, воспитанности, сформированность трудовых навыков. Мониторинги отображены в папках по индивидуальному сопровождению воспитанников. Также отслеживаем эффективность деятельности по реализации программ. Заполняем карту личностного развития воспитанника. Анализируя мониторинги отслеживания, карту личностного развития воспитанника, составляем план индивидуальной работы. Мониторинг творческой активности и листов успешности, карта занятости воспитанника позволяют проследить круг интересов ребёнка, занятость его в кружках, участие в мероприятиях.

Показатели комфортности воспитательной среды – блок анкет, тестов, социометрия и социальная компетентность воспитанника.

В связи с тем, что сейчас у нас дети прибыли …. То возникла необходимость определить уровень сформированности общеучебных навыков. Получились четыре блока: организованность в учении, учебная деятельность, реализация способностей, уровень учебной мотивации. Отслеживаем уровень сформированности общеучебных навыков в конце каждого месяца. На основе отслеживания составлен индивидуальный план работы по повышению уровня сформированности общеучебных навыков в конце марта проанализируем мероприятия, которые проводились.

В планировании индивидуальной работы с каждым ребёнком, мы учитываем комплексный подход всех служб сопровождения дома.

Можно выстроить модель сопровождения, изобразив её в виде пирамиды. Величина колец пирамиды указывает на то, какая именно задача на данном этапе является основополагающей. Колец может быть разное количество. Пирамида собирается постепенно, точно так же, как мы поэтапно отслеживаем динамику развития ребенка. Пирамида собрана не до конца, осталось место, поскольку в ходе работы, при необходимости, возможна корректировка.

• Стержневой основой является индивидуальная программа развития ребенка.

• В основу пирамиды положена комплексная диагностика.

• Вершиной пирамиды является то, к чему мы стремимся — к успешной социальной интеграции и адаптация детей.

Источник