Психическое развития ребенка в современной психологии

Психическое развития ребенка в современной психологии thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 марта 2020;
проверки требуют 4 правки.

Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.

Психология развития включает в себя целый ряд областей, таких как педагогическая психология, детская психопатология[en], судебная психология, психология развития ребёнка, когнитивная психология, экологическая психология и культурная психология[en]. Среди влиятельных психологов развития XX века — Ури Бронфенбреннер, Эрик Эриксон, Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже, Барбара Рогофф и Лев Выготский.

История[править | править код]

В качестве основателей современной психологии развития обычно называются Жан-Жак Руссо и Джон Б. Уотсон[1]. В середине XVIII века Жан-Жак Руссо описал три стадии развития: младенцы (младенчество), пуэр (детство) и юность в книге Эмиль или о Воспитании[en]. В то время идеи Руссо были активно восприняты педагогами.

В 1882 году вышла в свет книга немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии.

В 1920-х годах психология развития оформилась как отрасль психологических знаний, как самостоятельная наука.

Истоки психологии развития как науки:

  1. Развитие философских теорий
  2. Открытия эволюционной биологии в XIX веке
  3. Социально-исторические изменения
  4. Развитие естественных и гуманитарных наук

60-70 гг. XX в. — термин «психология развития» прочно утвердился в мировой науке (синоним генетическая психология).

Предмет, задачи и методы[править | править код]

Предмет психологии развития и возрастной психологии[править | править код]

  1. Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
  2. Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
  3. Развитие различных видов деятельности (активности)
  4. Формирование качеств личности
  5. Возрастные и индивидуальные психологические особенности

Объект психологии развития — сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.

Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём анализа их происхождения, поэтому она входит в область общей психологии[источник не указан 3023 дня]. Это часть общей психологии, которая изучает сходство и различия психологического функционирования человека на протяжении всей его жизни[источник не указан 3023 дня].

Функции психологии развития[править | править код]

  1. Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний
  2. Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.
  3. Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития
  4. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием

Методы исследования[править | править код]

  1. Организационный метод.
    • сравнительный метод — сопоставление различных групп; данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.
    • лонгитюдный метод — длительный, предполагает несколько методик. Метод применяется в различных видах исследования, например, в выборочном или комплексном исследовании.
    • комплексный — сочетание сравнительного и лонгитюдного метода
  2. Эмпирический метод.
    • метод наблюдения
    • экспериментальный метод
    • психологическая диагностика (беседа, тестирование, анкета, опрос)
    • биографический метод
    • обсервационный метод(наблюдение и самонаблюдение)
  3. Интерпретационный метод
    • генетический метод
    • структурный метод

Теории развития[2][править | править код]

  • Ранние теории: преформизм, конформизм Локк и Руссо
  • Теория созревания Гезелла
  • Этологические и эволюционные теории Дарвина, Лоренца и Тинбергена
  • Теории привязанности — Боулби и Эйнсуорт
  • Философия образования Монтессори
  • Теория организма и сравнительная теория Вернера
  • Теория когнитивного развития Пиаже: Швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал, что дети активно учатся и получают знания через практический опыт, он также  выдвинул предположение, что роль взрослого заключается в том, чтобы предоставить ребенку необходимые материалы для осуществления своей практической деятельности.  Жан использовал  в работе с детьми метод Майевтика, созданный Сократом, для того чтобы дети могли задуматься о собственных действиях и могли, тем самым, увидеть противоречия в своих объяснениях. [3] Пиаже считал, что интеллектуальное  развитие детей имеет несколько стадий, которые он изложил в своей теории когнитивного развития. Каждый этап состоит из шагов, которые ребенку необходимо освоить, прежде чем перейти к следующему шагу. Он считал, что каждый этап взаимосвязан друг с другом, например,  каждый новый этап строится на основе предыдущего в непрерывном процессе обучения. Жан предложил несколько  стадий развития интеллекта : период сенсо-моторного интеллекта (0—2 года), период подготовки и организации конкретных операций (2—11 лет), период формальных операций (11—15 лет), которые по его теории проходят строго в определенном возрастном порядке.[4]
  • Стадии нравственного развития по Колбергу
  • Теории научения: Павлов, Уотсон, Скиннер
  • Теория социального научения Бандуры
  • Культурно-историческая теория Выготского и Лурии
  • Психосексуальное развитие Зигмунда Фрейда
  • Теория сепарации-индивидуации Маргарет Малер
  • Восемь стадий жизни Эриксона
  • Теория аутизма Беттельгейма
  • Теория детских переживаний Шахтеля
  • Теория зрелости Юнга
  • Теория развития на основе привязанности Ньюфелда

Примечания[править | править код]

См. также[править | править код]

  • Развитие
  • Когнитивное развитие

Литература[править | править код]

на русском языке

  • Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — М.: «Айрисс-пресс», 2005 г., С.238. ISBN 5-8112-1353-0
  • Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 256 с. ISBN 5-09-001053-6.
  • Тылец Н. Н. Эффект резонанса в психическом развитии школьников: теория и эксперимент. — СПб.: Наука, 2010. — 200 с.

на других языках

  • Bjorklund, D.F.; Pellegrini, A.D. Child Development and Evolutionary Psychology (неопр.) // Child Development (англ.)русск.. — 2000. — Т. 71, № 6. — С. 1687—1708. — doi:10.1111/1467-8624.00258. — PMID 11194266.
  • Bornstein, M.H. & Lamb, M.E. (2005). Developmental science: An advanced textbook. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2005.
  • Johnson-Pynn, J.; Fragaszy, D.M.; Cummins-Sebree, S. Common territories in comparative and developmental psychology: The quest for shared means and meaning in behavioral investigations (англ.) // International Journal of Comparative Psychology : journal. — 2003. — Vol. 16. — P. 1—27. Архивировано 24 мая 2013 года.
  • Lerner, R.M. Concepts and theories of human development. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2002.
  • Reid, V.; Striano, T. & Koops, W. Social Cognition During infancy. Psychology Press. 2007

Ссылки[править | править код]

  • Макогон И. К. Этапы развития и возрастные кризисы.
  • Статьи о детской психологии
  • Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине 19 — начале 20 в.
  • Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
  • Growth and Development
  • Шапарь В. Б. Современный курс практической психологии, или Как добиваться успеха
  • Возрастная психология — Предмет, задачи, и методы возрастной психологии

Источник

Психическое развитие ребенка

Когда малыш появляется на свет, он умеет спать, сосать, глотать, плакать. Но уже буквально через 12 месяцев кроха осваивает ходьбу и произносит первые слова, а через 5-6 лет учится читать и писать. Как происходит психическое развитие ребенка на протяжении всего периода взросления? Как из маленького кричащего комочка он превращается в логично рассуждающего, умного взрослого человека?

Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка

Раскрывая тему психического развития ребенка, мы познакомимся с необходимым минимумом информации о нервной системе и психике. При этом будут рассматриваться важные факторы, влияющие на формирование и развитие психических процессов. Это:

  • биологические и генетические особенности — какие у ребенка заложены особенности нервной системы, физические данные, творческие задатки. Насколько развит головной мозг, сформирован речевой аппарат;
  • влияние окружающей среды — как формируют ребенка семья, группа в детском саду, школьный класс, спортивная секция, драматический кружок, друзья, улица;
  • воспитание — личностные качества, которые ближайшее окружение будет формировать в ребенке как собственным примером, так и специальными воспитательными приемами;
  • обучение —  как развивать память, аналитическое мышление, речь, внимание, воображение, целостное восприятие окружающего мира.
Читайте также:  Тест на развитие памяти ребенка

О психическом развитии — его факторах, видах, диагностике, методиках работы с детьми будем говорить в этой рубрике.

Постараемся также дать родителям предельно полезные советы по проблемному поведению детей, сложностям их психического становления.

Этапы формирования психики ребенка

Формирование психики ребенка начинается еще до рождения малыша. Нервная система включается в работу в первой трети беременности, позволяя малышу двигаться, ворочаться, сосать пальчик.

Развитие психики ребенка включает в себя различные умения и навыки:

  • двигательное развитие и познание собственного тела;
  • эмоциональное развитие;
  • речевое становление;
  • появление и развитие мышления, формирование базы знаний;
  • появление и развитие сложных форм обработки информации, переход с простой стадии на более сложную.

Выделяют несколько стадий развития психики ребенка:

  • 1-я стадия — развитие двигательных функций и зарождение первых психологических реакций. Начинается с момента рождения и длится приблизительно до 12 месяцев;
  • 2-я стадия — развитие сложных двигательных функций, появление речи, зарождение чувственной сферы. Характеризуется  осознанием собственного Я. Продолжается приблизительно до 3-х лет;
  • 3-я стадия — развитие эмоциональной сферы, совершенствование речевого общения, зарождение мыслительных процессов (с 3 до 12 лет);
  • 4-я стадия — созревание мыслительной деятельности, развитие логического мышления, формирование сложных абстрактных понятий ( с 12 лет).

Следует помнить, что каждый малыш индивидуален и развивается с собственной скоростью, но сильное опережение стандартов или задержка развития требует контроля со стороны специалистов.

1-я стадия психического развития

первая стадияПервый год жизни малыша характеризуется интенсивным созреванием нервной системы и активной подготовкой психики ребенка к разностороннему развитию.

В момент рождения нервная система крохи еще очень несовершенна. Все действия мальчиков и девочек обусловлены врожденными безусловными рефлексами, направленными на обеспечение организма питанием, защитой.

В первые недели жизни большинство реакций нервной системы — реакция на внутренние или внешние раздражители (кроха чувствует голод, приближение мамы). На протяжении первых трех месяцев нервная система обрабатывает первичную информацию об окружающем мире, составляет базовое понимание о приятном и неприятном.

В результате процессов, происходящих в нервно-психическом развитии, к 3 месяцам у ребенка появляются новые реакции:

  • улыбка на приятные ощущения;
  • новые звуки;
  • попытки контролировать движения своего тела.

С 3-4 месяцев движения ребенка все больше поддаются условным рефлексам, контролю. В этот период кроха учится управлять ручками, познает свое тело.

К первичным знаниям об окружающих предметах добавляются дополнительные знания о вкусе, о звучании.

К 6 месяцам малыш достаточно хорошо овладевает движениями ручками и ножками, становится физически сильнее, ему уже хочется узнать, что находится дальше доступного для взора.

К году, благодаря развитию двигательных навыков, количество и качество информации, получаемой ребенком от основных органов чувств, многократно возрастает. Головной мозг активно обрабатывает полученные данные, формирует общее представление о предметах и их свойствах.

Параллельно с двигательным развитием на первых месяцах жизни формируются первые эмоции и чувства. Вначале проявляются негативные реакции на голод и боль, выражающиеся плачем и криком. В основном они носят рефлекторный характер.

К 3-м месяцам начинают проявляться условные (связанные с определенными внешними условиями) эмоции:

  • улыбка;
  • возгласы.

Первичные условные позитивные эмоции вызываются знакомыми и приятными для малыша событиями и предметами:

  • приближение мамы;
  • появление перед глазами груди, бутылочки.

Эмоциональная реакция на игрушки появится ближе к 6 месяцам.

Постепенно расширяя познания о предметах, формируя первичную базу знаний, малышу к 9 месяцам доступны новые эмоции:

  • ревность;
  • удивление.

Их появление свидетельствует о:

  • зарождении познавательного отношения к предметам;
  • начальном этапе появления долговременной памяти;
  • развитии возможности сосредотачивать внимание на отдельном предмете.

В этот период память, как основной инструмент психики, еще слабо развита, но для ее развития ребенку нужно находиться в “хороших” условиях, ощущать любовь и теплоту родителей, развивать физические умения.

2-я стадия психического развития ребенка

вторая стадияУсловно 2-я стадия психического развития ребенка начинается с того момента, когда малыш начинает учиться ходить. При этом:

  • усложняются двигательные реакции;
  • формируются новые навыки;
  • открываются новые, неизведанные горизонты.

Умение ходить вносит в жизнь маленьких мальчиков и девочек:

  • множество новых эмоций;
  • развивает возможность общения с людьми;
  • многократно увеличивает объем доступной информации.

С года до 3 лет происходит качественный перелом в восприятии окружающих предметов. Ребенок теперь не просто перемещает игрушки с места на место, а пытается осознанно понять их особенности, возможности, предназначение. От предметной деятельности постепенно переходит к игровой. Теперь карапуз не только стучит погремушкой об пол, он пытается понять, почему она издает шум.

Для 2-й стадии развития психики ребенка характерно активное развитие речи. Если до года ребенок общался преимущественно звуками и интонациями, то в течение последующих 2-х лет речь преображается, становится наполненной большим количеством слов, словосочетаний, предложений.

Для формирования психики ребенка характерно зарождение волевых качеств, проявление настойчивости. Малыш теперь не только хочет получить возможность изучить предмет, он требует этого, применяя доступные методы воздействия на окружающих людей. Через волю, настойчивость, познание своих возможностей у ребенка зарождается осознание собственного Я. Итогом психологического развития на 2-й стадии становится кризис 3-х лет.

Обычно к 2,5 — 3 годам малыш отделяет себя от родителей. Пытаясь соответствовать своему восприятию собственного Я, кроха проявляет повышенное желание контролировать свою жизнь, все делать самому, но двигательного развития для этого пока недостаточно. На фоне этого несоответствия происходят кризисные явления (в основном, истерики, смена настроения, попытка командовать взрослыми).

Если до 3-х лет скорость развития психических функций в большей степени зависела от наследственных и биологических факторов, то с 3-х лет основное влияние имеют:

  • воспитание;
  • обучение;
  • влияние окружающих людей.

С появлением осознанного восприятия собственного Я у ребенка начинают проявляться элементарные эстетические представления, познавательные эмоции. Удивление от увиденного начинает сменяться любознательностью.

3-я стадия психического развития ребенка. От 3 до 12 лет

третья стадияНа третьей стадии психического развития ребенка происходят процессы формирования глубоких, устойчивых эмоциональных реакций. Ребенок начинает испытывать такие важные чувства, как симпатия, привязанность.

С развитием психо-эмоциональной сферы ближе к 6 годам проявляются чуткость и забота, дружба, долг и другие морально-нравственные качества.

Наиболее качественно малыш может понять те нормы морали, которые может прочувствовать и представить. Самый доходчивый способ объяснить сыну или дочке правила поведения — наглядный образ героя, который попадает в сложную ситуацию:

  • сказки и рассказы;
  • мультфильмы;
  • детские фильмы (после 6 лет).

В психике ребенка продолжает накапливаться все больше информации. Постепенно малыш учится не только запоминать предложенный материал, но и применять к нему различные аналитические операции, формировать взаимосвязи, находить аналоги. Все эти операции доступны пока только с применением наглядного примера, умение выполнять их в уме постепенно появляется после 10 лет.

Читайте также:  Что умеет трехмесячный ребенок развитие трехмесячного ребенка

Речь наполняется большим количеством слов, используемых в правильной форме.

С 3 до 12 лет происходит видимое преображение используемых слов, ярко выражено словотворчество. Мальчики и девочки любят поиграть с разными слогами, создавая их

Между 3 и 12 годами продолжают развиваться и усложняться:

  • восприятие;
  • ощущения;
  • память;
  • внимание.

Психическая система ребенка  к 12 годам уже обладает большинством функций, доступных взрослым людям.

4-я стадия психического развития. С 12 лет и старше

4 стадияС 12 до 17 лет психическое развитие ребенка проходит завершающий этап. В этот период происходит завершение формирования мыслительной деятельности.

Дети учатся рассуждать и выстраивать логические цепочки. Опираясь на полученные ранее знания, мальчики и девочки учатся делать умозаключения, формируют собственное отношение ко всему происходящему.

На 4-й стадии ребенку становится доступным абстрактное мышление, оперирование фактами вне наглядных действий.

К 14 годам дети могут рассуждать, как взрослые, принимать осознанные решения, активно участвовать в жизни семьи.

4-й период психического становления ребенка — время отрицания. В этот период мальчики и девочки уже не воспринимают сказанное родителями или учителями на веру, они ищут доказательств. Обостренные эмоции: чувство справедливости, поиск правды, вместе с непонятными для ребенка изменениями, связанными с половым развитием, часто влияют на отношения между родителями и детьми.

“Время бунта” — подростковый возраст позволяет ребенку через кризис прийти к полноценному психологическому становлению.

Психическое развитие ребенка — сложный, многогранный процесс, который происходит в течение всего периода взросления. Для нормального, качественного закрепления всех необходимых знаний, умений, эмоций, детям необходимы нормальные условия, которые позволят учиться на положительных примерах в интеллектуальной и доброжелательной обстановке.

Все статьи по психическому развитию детей

Источник

Психология развития и возрастная психология – это фундаментальная наука, особая область психологического знания, которая изучает психическое развитие человека от момента рождения до его смерти.

Содержание

  • Психология развития, возрастная психология, детская психология
  • Основные стратегии исследования психического развития
  • Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии
  • Основные понятия в психологии развития и возрастной психологии

Психология развития и возрастная психология связана с другими психологическими науками, например, с общей психологией, социальной психологией, психологией личности, педагогической психологией и др.

Объект психологии развития и возрастной психологии: человек от момента рождения до смерти.
Предмет психологии развития и возрастной психологии: источники, движущие силы, условия и закономерности психического развития человека от рождения до смерти.

Задачи психологии развития и возрастной психологии:
1. Исследовать все области психического развития во все возрастные периоды.
2. Исследовать кризисы возрастного развития на всем протяжении жизненного пути человека.
3. Определить сензитивные периоды каждого этапа детства.
Сензитивный период – это период, создающий наиболее благоприятные условия для формирования определенных психологических свойств.

Психология развития, возрастная психология, детская психология

Название дисциплины «Психология развития и возрастная психология» может заставить задуматься о том, в чем, собственно, разница между психологией развития, возрастной психологией и детской психологией. Они, действительно, немного похожи, ведь рассматривают человека в процессе его развития и становления, начиная с самого раннего возраста. Но отличия все же есть.

Психология развития по сравнению с возрастной и детской психологией является более общим теоретическим курсом и представляет своего рода их методологическую основу. В центре внимания этой дисциплины находится не описание определенных возрастных периодов, а поиск общих закономерностей развития психики, анализ движущих сил и механизмов развития, становление отдельных сфер психики в разные возрастные периоды и в разных культурах.

Психология развития анализирует содержание и разные аспекты применения в психологии принципа развития, одного из важнейших методологических принципов всех наук, а новообразования и симптоматика отдельных возрастных периодов становятся тем материалом, на основании анализа которого выводятся общие закономерности становления психики. Получение и анализ этого материала и являются центральной задачей для возрастной и детской психологии.

При этом в детской психологии на первый план выходит симптоматика развития в первые годы жизни, прежде всего в дошкольный период. Этот же фактический материал включается и в курс возрастной психологии, но границы исследования в этом случае значительно расширяются, охватывая всю жизнь человека — от рождения до глубокой старости и смерти.

В детской психологии в первую очередь очень интересны те механизмы и факторы, которые обеспечивают вхождение ребенка в мир взрослых, интериоризацию полученных в общении знаний. Рассматриваются и общие тенденции психического развития, параметры, определяющие его нормальный и анормальный темп и направленность.

Возрастная психология, которая может анализировать все изменения в темпе, содержании, доминирующих факторах, влияющих на процесс развития психики в течение всей жизни, естественно, в большей степени обращает внимание на сравнение закономерностей развития в разные периоды онтогенеза. Именно в этой дисциплине анализируются причины снижения темпа развития, соотношение критических и стабильных периодов, выявляются кризисы, сопровождающие человека не только в юности, но и в зрелом возрасте.

Возрастная психология изучает также механизмы, помогающие как в приобретении нового, в развитии, так и в компенсации плохо развитых или нарушенных психических функций, сохранении приобретенных знаний и умений в период снижения темпа развития, инволюции, в старости.

Основные стратегии исследования психического развития

Организация исследования в рамках данной дисциплины может осуществляться по нескольким стратегиям:
1. Трансверсальная стратегия
2. Лонгитюдная стратегия
3. Формирующая стратегия

Трансверсальная стратегия или метод поперечных срезов применяется в достаточно больших возрастных группа (2-4 тыс. человек). Подбираются относительно однородные группы людей, которые отличаются друг от друга по какому-либо существенному признаку. С помощью конкретных методов изучается определенная область развития, в результате получают данные, характерные для этой возрастной группы.

Делается несколько срезов в различных возрастных группах, далее данные по каждой возрастной группе сравниваются между собой. После делают выводы о том, какие закономерности возрастного развития выявлены, и чем они обусловлены.

Подбирая выборку для поперечных срезов, нужно стремиться сделать её как можно более однородной по существенным показателям: полу, показателям психического и физического здоровья. Индивидуальные различия не принимаются во внимание.

Например, если нам нужно изучить мышление у детей трех, пяти, семи лет, мы используем метод поперечных срезов. Для этого потребуется проанализировать мышление детей выше упомянутых возрастов, т.е. собрать 3 независимые выборки.

Лонгитюдная стратегия или метод продольных срезов — это длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека.

При данном методе изучается одна и та же группа людей в течение времени, за которое эти люди успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Изучение развития психики при лонгитюдной стратегии может быть выборочным, когда изучается какая-то определенная область психического развития, и комплексным, когда исследуется развитие человека в целом.

Читайте также:  Стихи ребенок 4 месяца развитие

Классическим выборочным лонгитюдным исследованием является исследование отечественного лингвиста Александра Николаевича Гвоздева в течение 8 лет изучавшего развитие речи своего сына.

Надежда Николавена Ладыгина-Котс – отечественный психолог, провела сравнительное комплексное исследование психического развития своего сына Рудольфа и обезьяны шимпанзе Иони с 1,5 до 4 лет.

Самые крупные комплексные лонгитюдные исследования осуществлены сотрудниками Калифорнийского университета (г. Беркли, США). Первое из них было предпринято в 1928 году: 248 детей в возрасте от 21 месяца регулярно изучали до 18 лет, затем проводилось однократное обследование в 30 и 40 лет.

Так же, в качестве примера, можно привести масштабное Сиэтлское лонгитюдное исследование старения, продолжительностью более 20 лет. При тестировании измерялись способность выполнять основные арифметические операции и оперирование числами, умение делать логические выводы, зрительно-пространственные отношения, вербальное понимание и гибкость.

Таким образом, при трансверсальной стратегии изучают разных людей в разном возрасте, а при лонгитюдной стратегии изучают тех же самых людей на их различных возрастных этапах.

Формирующая стратегия основана на теоретических положениях Л.С. Выготского.

Она заключается в изучении развития отдельных сторон психики в процессе их формирования, в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Также называется экспериментально генетическим путем исследования психического исследования. Психическая функция не только измеряется и описывается, но и формируется, исходя из гипотезы о закономерностях её развития.

Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии

Наблюдение – это метод психологической диагностики, основанный на регистрации и анализе поведения людей в определенных условиях.

Основным недостатком наблюдения является его субъективный характер. Валидность (точность, достоверность) и надежность наблюдения как диагностического метода относительно невысоки. Факторами, которые могут приводить к искажению результатов наблюдения, являются избирательность, пристрастность, неадекватная интерпретация, присутствие наблюдателя и его вмешательство в наблюдаемую ситуацию.

То есть наблюдение носит субъективный характер. Исследователь (наблюдатель) очень сильно может повлиять на процесс наблюдения и на его результаты. Это может быть связано с настроением наблюдателя, его мировоззрением, отношением к наблюдаемому или к самому процессу наблюдения, избирательностью восприятия, эмоциональной окраской, опытом и многим другим. Влияние может оказывать и присутствие или вмешательство наблюдателя. Например, поведение детей при наблюдении за ними существенно отличается от поведения детей, когда они уверены, что за ними никто не наблюдает. Не исключена возможность неверной интерпретации ситуаций и поведения наблюдателем, поэтому при наблюдении участвуют несколько исследователей.

Сложность данному методу прибавляет и то, что люди очень сложные объекты для исследований. Один и тот же признак у разных людей может проявляться по-разному. Это демонстрирует индивидуальность внешних проявлений одних и тех же психических особенностей. Стоит учитывать и ситуативный характер внешних проявлений.

Эксперимент – это проведение исследований в специальных условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственных связях.

Это метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие. Но и в этом методе исследователь может быть подвержен различным социальным эффектам, что может повлиять на результаты эксперимента и сделать его недостоверным.

Имеются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный. Это означает, что экспериментатор может проводить свой эксперимент в реальных, неизмененных, естественных условиях. Или же он может специально воссоздать определенную ситуацию, чтобы проводить эксперимент в искусственно созданных условиях.

Опрос — это метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. С его помощью можно получить информацию о том, как человек представляет свой внутренний мир, как ощущает себя.

Этот метод является субъективным, ведь полученные в результате опроса данные – это субъективное мнение человека о себе. И, конечно, человек может быть неточным, где-то может соврать или преувеличить, или даже он может просто не заметить или не придать должного значения важным для исследователя моментам. Опрос может проходить в виде беседы, интервью или анкетирования.

Самым эффективным методом социально-психологического исследования малых групп является метод социометрии. Он дает возможность только увидеть состояние дел в коллективе, но не показывает причины его становления.

Так же применяют и другие методы исследования в возрастной психологии и психологии развития. В разных психологических исследованиях с разными направлениями и с разными интересующими исследователей процессами и явлениями, так или иначе, применяются почти все методы, которые доступны психологии и социологии. Это может быть и самонаблюдение, и тестирование, и архивный метод и т.д.

Методы выбираются исходя из целей и задач исследования, а так же возможностей изучения необходимых явлений данными методами. Например, методом самонаблюдения изучить уровень интеллекта не очень удобно, может даже и невозможно, ведь достоверности не будет; а вот тестирование в данном случае подходит лучше.

Основные понятия в психологии развития и возрастной психологии

Существует несколько определений понятия «развитие».

Развитие – это закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени (по А.В. Петровскому и М.Г. Ярошевскому).

Развитие – это последовательные, в целом необратимые количественные и качественные изменения психики, при этом старые структуры входят в новые, претерпевая изменения и реорганизацию (по В.В. Давыдову).

Развитие – это возникновение системных психологических новообразований (по Л.И. Божович).
Новообразования – это новые психические функции, которые возникают на данном возрастном этапе, или новый уровень уже имеющихся психических функций.

Развитие – это последовательная смена моментов становления, эволюции и инволюции, каждое из этих изменений имеет количественную и качественную характеристики (по Б.Г. Ананьеву).
Инволюция – это утрата в процессе эволюции отдельных органов, упрощение их организации и функций, обратное развитие органов.

Таким образом, можно выделить свойства развития:
1. Необратимость (т.е развитие в онтогенезе однонаправлено).
2. Направленность (т.е. последовательность развития).
3. Закономерность (т.е. изменения однотипны у всех в определенном возрасте).

Существуют 2 формы развития:
1. Филогенез – это процесс развития биологического вида в ходе эволюции.
2. Онтогенез – это индивидуальное развитие организма от рождения до смерти.

Области (сферы) развития, которые указывают на то, что именно развивается:
1. Психофизическая область. Внешние (рост, вес) и внутренние (кости, мышцы, органы чувств) особенности человека меняются. Происходят изменения организма.
2. Психосоциальная или личностная сфера. Происходят изменения в эмоционально-волевой и личностной (темперамент, характер, способности) сферах.
3. Когнитивная или познавательная сфера. Происходит развитие всех познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение).

Созревание – это наследственно запрограммированные изменения внешнего вида, функций и организации организма.

Рост – это процесс количественных изменений в ходе совершенствования какой-либо функции.

Обычно о росте и созревании говорят, когда хотят подчеркнуть биологический аспект развития.

Источник