Соотношение интеллекта и личности в развитии ребенка

Соотношение интеллекта и личности в развитии ребенка thumbnail

Интеллектуальные способности позволяют личности успешно решать разноплановые задачи. По теории Дарвина все здоровые люди с рождения наделены примерно одинаковым уровнем интеллекта, но в дальнейшем его развитие зависит от уровня активности индивида, его желания трудиться.

Развитие умственных способностей у детей

Развитие интеллекта у детей крайне важно. Однозначного понимания того, что такое интеллект, нет. В науке существует три подхода, каждый из которых предлагает свое определение этого понятия.

  • Интеллект предоставляет способность личности адаптироваться к окружающей среде.
  • Интеллект определяет индивидуальные показатели усвоения человеком знаний, умений и навыков.
  • Интеллект является показателем возможности использовать абстракции.

Развитие интеллекта и мышления ребенка необходимо. Интеллектуальные способности представляют собой совокупность различных умений. Существует ошибочное мнение, что сформировавшийся интеллект не нуждается в развитии. Однако научно доказано, что человек даже в зрелом возрасте может добиться значительных успехов в развитии интеллекта. Часто дети и подростки не уделяют достаточного внимания совершенствованию умственных способностей. Взрослый человек способен наверстать упущенные возможности, но для этого придется приложить много усилий.

развитие интеллекта у детей

На развитие интеллекта у детей школьного возраста также стоит обратить внимание. Одаренные личности, достигшие успеха в развитии специальных способностей, нередко считают, что развивать остальные индивидуально-психологические особенности необязательно. Это мнение также ошибочно. Развитие способностей лишь в одной сфере жизнедеятельности может привести к затруднениям при решении не связанных с ней задач. Например, людям с математическим складом ума тяжело справляться с заданиями гуманитарной направленности. Гармоничное развитие интеллекта позволяет легче приспосабливаться к изменениям окружающего мира, добиваться успехов в разных областях.

Виды интеллекта и их особенностей у детей

Развитие умственных способностей детей — это важная часть жизни любых родителей. Решение разноплановых задач и выполнение комплексных упражнений помогает всесторонне развивать умственные способности. Важную роль в этом играет дисциплина и методичность. Занятия должны проводиться систематически. Они формируют усидчивость и развивают память.

развитие умственных способностей детей

Развитие социального интеллекта у ребенка

Интеллект характеризуется следующими качествами:

  • Широтой и глубиной мышления. Широта определяет способность личности понимать поставленную задачу, принимать во внимание все факторы и формировать различные варианты ее решения. От глубины мышления зависит возможность расставлять приоритеты, выделять более и менее важные обстоятельства.
  • Любознательность. В основе исследовательской и познавательной деятельности лежит желание изучить предмет со всех сторон.
  • Гибкость и подвижность интеллекта. Представляет собой умение индивида использовать приобретенные навыки и опыт в нестандартных ситуациях.
  • Логика. Определяет способность устанавливать последовательность действий и умозаключений, принимать во внимание все свойства изучаемого объекта, его характеристики.
  • Скорость мышления. Обеспечивает возможность решения задач и принятия решений за минимальное время.
  • Доказательность. Представляет собой способность использовать правильный набор фактов для того, чтоб убедить оппонента в правильности своих умозаключений.
  • Автономность. Способность принимать взвешенные правильные решения в любой ситуации.
  • Критичность. Выражается в навыках трезво оценивать результат размышлений и отказываться от ошибочных решений и выводов.

развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте

Развитие интеллекта у ребенка дошкольного возраста

Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста также требует времени и сил. Ученые не согласны с мнением о том, что возможности интеллекта – природное качество. Врожденной может быть особенность строения головного мозга, которая позволяет эффективно выполнять определенные задачи. Ее называют задатком. Выделяют способности репродуктивного и творческого уровня. Первые позволяют максимально усвоить знания, а вторые – способствуют созданию чего-то инновационного. Два уровня деятельности тесно переплетаются в жизни и всегда дополняют друг друга.

Развитие эмоционального интеллекта у ребенка

Выделяют следующие способности интеллекта:

  • концентрация — выражается в возможности сосредоточиться на определенном действии;
  • аналитические – умения, позволяющие сопоставлять факты и делать выводы;
  • абстрактные – способствуют пониманию обобщенных понятий, сохранению в памяти информации, основанной на сложных концепциях;
  • логические – позволяют думать, проводить анализ по определенной схеме и делать правильные выводы;
  • образного мышления – обеспечивают создание образов на основе полученных разрозненных данных и сведений;
  • дедуктивные – способствуют формированию общей картины на основании разноплановой информации;
  • прогностические – позволяют составлять прогноз событий и варианты развития ситуаций;
  • критические – обеспечивают трезвое оценивание правильности решений и выводов.

Развитие эмоционального интеллекта для детей также соотносится с интеллектом умственным. Оперативная память позволяет сохранять промежуточные результаты действий для поиска конечного решения задачи. Общие сведения об интеллекте и его качествах помогают понять, какая методика развития интеллектуальных способностей подойдет для тренировки конкретных функций.

развитие эмоционального интеллекта у детей

Развитие интеллекта у ребенка школьного возраста

Еще несколько десятков лет назад оценка развития интеллекта проводилась при помощи коэффициента интеллектуальности. Впервые методику его расчета разработал В. Штерн. Коэффициент показывает уровень развития мышления лица, относительно среднестатистических показателей людей того же возраста, занятых подобной деятельностью.

Методика развития интеллекта у детей — отдельная область науки. В современной практике существует множество вариантов диагностики. Они все влияют на развитие социального интеллекта для детей. Самыми популярными считаются:

  1. тест Д. Векслера, который подходит для оценки способностей детей, дошкольников и взрослого населения;
  2. программа проверки для школьников К. Ревича;
  3. тестовые задания АСТУР для учеников старших классов и поступающих в вузы.

После тестирования становится понятно, какие методики развития интеллекта дадут лучший результат в конкретном случае.

Современные родители часто задаются вопросом о необходимости развития детского интеллекта и спешат подобрать для этого лучшие способы. Важно правильно определить способности и склонности малыша.

Ученые выяснили, что интеллектуальные способности наследуются по материнской линии. Однако решающим фактором выступает окружающая среда и психологическая обстановка в семье. Желание исследовать мир приходит к детям после формирования характера. В это время очень важно стимулировать интерес ребенка к познанию, предоставив малышу выбор методов изучения мира.

развитие социального интеллекта у детей

На развитие умственных способностей у детей влияют следующие факторы:

  • сбалансированное питание;
  • условия проживания;
  • взаимоотношения с родителями.
Читайте также:  Игры для развития мелкой моторики ребенку годовалого ребенка

Только обеспечив малышу комфортные условия для развития, можно ожидать хороших результатов от использования различных методик.

Повышение умственных способностей детей достигается следующими методами:

  1. Постановкой четких, простых и посильных для малыша задач.
  2. Проявлением уважения к личности ребенка, похвалой и отсутствием жесткой критики.
  3. Совершением прогулок с ребенком на свежем воздухе.
  4. Введением традиции совместного чтения.

В первые годы жизни не стоит навязывать малышу свое мнение по поводу подходящих игрушек и способов игры. Лучше предоставить на выбор несколько вариантов и дать возможность определить понравившиеся самостоятельно. Прислушиваясь к мнению ребенка, родители стимулируют его желание познавать мир. Чтобы выявить таланты, нужно понять, что интересно малышу, к чему он стремится. Для этого не следует перегружать ребенка занятиями, лучше дать ему возможность развиваться постепенно. Программы совершенствования умственных способностей рекомендованы для дошкольников, но не для детей 2-3 лет. Но развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте также очень важно.

Для комплексного развития интеллекта ребенка нужно уделять достаточно внимания творческим занятиям. Это позволит малышу проявить фантазию и показать склонность к какой-либо деятельности. Доверительные беседы и поддержка со стороны родителей станут дополнительным стимулом для развития способностей.

развитие интеллекта у детей

Методики развития интеллекта для взрослых

Люди старшего поколения также могут развивать интеллектуальные способности. Интересные упражнения позволят увлекательно провести свободное время.

Улучшить умственные способности взрослым людям помогут:

  • решение логических задач;
  • интеллектуальные игры;
  • занятия физикой, химией, математикой;
  • чтение;
  • изучение иностранных языков;
  • игра на музыкальных инструментах, живопись.

Нужно обращать внимание на особенности развития интеллекта детей. На развитии интеллектуальных способностей благоприятно отразится изучение научной литературы и исследований, просмотр научно-популярных каналов. Это поможет человеку стать эрудированным и всесторонне развитым. Узнавая больше, люди расширяют возможности общения, карьерного роста и увеличения доходов.

Источник

  1. Предмет
    и задачи возрастной психологии

Возрастная
психология

— это область психологии, которая изучает
психологические особенности формирования
личности на разных возрастных этапах.
Делится на подразделы: детская,
подростковая психология, психология
юности, взрослости, старости
(геронтопсихология).

Предметом
возрастной психологии

является изучение и представление в
виде научных фактов и соответствующих
теорий основных особенностей психического
развития детей при их переходе из одного
возраста в другой, включая разносторонние
содержательные психологические
особенности детей разного возраста.

Задачи 
возрастной психологии
.
1.
Изучение влияний наследственных
и социальных факторов на развитие;

2.
Влияние стихийного и организованного
обучения и воспитания на развитие детей
(что больше влияет, семья, улица,
школа?);

3. Соотношение и влияние
задатков и способностей;

4. Соотношение 
интеллектуальных и личностных изменений
в психическом развитии ребенка;

5.
Изучение кризисных и стабильных периодов
в развитии;

6. Влияние семьи на
психическое развитие;

7. Проведение
психодиагностической работы;

8.
Разработка рекомендаций для коррекционной
работы.

  1. Принципы
    и методы возрастной психологии

В
психологии существует несколько
методологических принципов, оказывающих
большое влияние на задачи, решаемые ею,
и на способы изучения духовной жизни
людей. Важнейшими из них являются
принципы детерминизма, системности и
развития. Принцип развития – ведущий
для той области психологической науки,
которая описывает генезис психики.
Однако прежде чем обратиться к анализу
роли и способов влияния принципа
развития, необходимо кратко остановиться
на описании двух других методологических
принципов и их места в психологии.

Принцип
детерминизма подразумевает, что все
психические явления связаны по закону
причинно-следственных отношений, т.е.
все, что происходит в нашей душе, имеет
какую-то причину, которая может быть
выявлена и изучена и которая объясняет,
почему возникло именно то, а не иное
следствие. В психологии существовало
несколько подходов к объяснению
возникающих связей.

Принцип
системности описывает и объясняет
основные виды связи между разными
сторонами психики, сферами психического.
Он предполагает, что отдельные психические
явления внутренне связаны между собой,
образуя целостность и приобретая
благодаря этому новые свойства. Однако,
как и в исследовании детерминизма,
изучение психологами этих связей и их
свойств имеет длительную историю.

Перейдем,
наконец, к принципу развития, который
утверждает, что психика постоянно
изменяется, развивается, поэтому наиболее
адекватным способом ее изучения является
исследование закономерностей этого
генезиса, его видов и стадий. Недаром к
одному из наиболее распространенных
психологических методов относится
именно генетический.

Методы
исследования в возрастной психологии.

Комплексный характер методов, используемых
в психологии возрастного развития, их
происхождение из ‘разных психологических
наук. Основные отрасли психологии,
вносящие вклад в методологию возрастной
психологии. Метод наблюдения в работе
с детьми. Использование опроса в
исследованиях детей. Эксперимент в
возрастной психологии. Тесты и тестирование
в психологии возрастного развития.

  1. Развитие
    отечественной и зарубежной детской и
    возрастной психологии

Развитие
отечественной возрастной психологии.

Задолго
до возникновения детской психологии
как самостоятельной науки вопросы
познания психики ребенка, его обучения
и воспитания занимали умы лучших
представителей мировой культуры.

В
истории становления и развития возрастной
и педагогической психологии в России
видное место занимают труды К.Д. Ушинского
(1824-1871), великого русского педагога и
психолога, посвятившего большое
количество исследований психологии
младшего школьника.

В
своих работах К.Д. Ушинский показал,
какое значение в учебной деятельности
имеют память, внимание, речь, мышление,
чувства и другие психические процессы.
Центральной психолого-педагогической
проблемой ученый считал развитие
мышления, от которого, по его мнению,
зависит результат обучения.

Заслуга
К.Д. Ушинского состоит в том, что на
основе научных знаний, которыми
располагали его современники, ученый
сумел сделать не только психолого-педагогические
выводы, но и выдвинул целостную
психологическую концепцию человека.

На
дальнейшее развитие возрастной и
педагогической психологии оказала
решающее влияние Великая Октябрьская
социалистическая революция. На повестку
дня была поставлена задача осуществления
общественного воспитания детей с раннего
возраста.

Читайте также:  Науки изучающие развитие и воспитание ребенка

Большую
роль в развертывании конкретных
исследований по возрастной психологии
и разработке объективных методов
изучения развития личности ребенка
сыграли в этот период П.Ф. Лессафт, А.Ф.
Лазурский, А.П. Нечаев, Н.Н. Рыбников,
Н.А. Сикорский и др.

Зарубежные
психологи

Теория
Ж. Пиаже о развитии детского интеллекта.
Швей­царский психолог Ж. Пиаже
(1896—1980) является создате­лем женевской
школы психологов по изучению
интеллектуального развития ребенка.
Исследование детского интеллекта он
строит на основе наблюдений-и изучения
действий детей.

  1. Сущность
    биогенетического и социогенетического
    подходов к проблеме психического
    развития ребенка.

1)
биогенетический, в центре внимания
которого находятся проблемы развития
человека как индивида, наделенного
определенными антропологическими
свойствами, проходит различные стадии
созревания по мере реализации фило
огенетичнои программы в онтогенезе
(биогенетические теории СХолла,
МГетчинсона, психоаналитический подход
ЗФройда)а);

2)
социогенетический — акцент на изучении
процессов социализации человека,
усвоения им социальных норм и ролей,
приобретения социальных установок и
ценностных ориентаций (теории научения
ДжУотсона, БСкиннера АБандуры), согласно
которым приобретение человеком различных
форм поведения происходит путем
наученияня;

сследуя
психическое развитие ребенка. Холл
пришел к выводу, что в его основе лежит
биогенетический закон, сформулированный
учеником Дарвина Э. Геккелем. Однако
Геккель говорил о том, что зародыши в
своем эмбриональном развитии проходят
те же стадии, что и весь этот род за время
своего существования. Холл же распространил
действие биогенетического закона на
человека, доказывая, что онтогенетическое
развитие психики ребенка есть краткое
повторение всех стадий филогенетического
развития психики человека [3; 10].

Созданная
Холлом теория рекапитуляции утверждала,
что последовательность и содержание
этих этапов заданы генетически и потому
ни уклониться, ни миновать какую-то
стадию своего развития ребенок не может.
Главным законом психологии развития
С. Холл считал биогенетический «закон
рекапитуляции», согласно которому
индивидуальное развитие, онтогенез,
повторяет главные стадии филогенеза.
Младенчество воспроизводит животную
фазу развития. Детство соответствует
эпохе, когда главными занятиями древнего
человека были охота и рыболовства.
Период от 8 до 12 лет, который называют
иногда предподростковым, соответствует
концу дикости началу цивилизации; а
юность, охватывающая период с начала
полового созревания (12 — 13 лет) до
наступления взрослости (22 — 25 лет),
эквивалентна эпохе романтизма. Это
период «бури и натиска», внутренних и
внешних конфликтов, в ходе которых у
человека появляется «чувство
индивидуальности». Хотя Холл свел
воедино большой фактический материал,
что способствовало дальнейшей разработке
возрастной психологии, его теория сразу
же подверглась критике со стороны
психологов, указывавших, что внешнее
сходство детской игры с поведением
животных или первобытных людей не
означает психологической тождественности
их поведения. Поверхностные аналогии,
на которых основан «закон рекапитуляции»,
мешают понять конкретные закономерности
психического развития.

Ученик
Холла Гетчинсон на основании теории
рекапитуляции создал периодизацию
психического развития, критерием в
которой являлся способ добывания пищи.
Он выделил пять основных фаз в психическом
развитии детей (стадия рытья и копания,
охоты, пастушества, земледелия и т.д.),
подчеркивая, что только с семи-восьми
лет ребенок вступает в эру цивилизованного
человека и только с этого возраста его
можно систематически обучать. При этом
он исходил из идеи Холла о том, что
обучение должно надстраиваться над
определенным этапом психического
развития, так как созревание организма
подготавливает для этого основу.

И
Холл, и Гетчинсон были убеждены, что
прохождение каждой стадии обязательно
для нормального развития, а фиксация
на какой-то из них ведет к отклонениям
и аномалиям в психике. Исходя из
необходимости для детей проживания
всех стадий психического развития
человечества. Холл разработал и
представление о механизме, который
помогает переходу с одной стадии на
другую. Так как реально ребенок не может
перенестись в те ситуации, которые
пережило человечество, то переход от
одной стадии к другой осуществляется
в игре, которая и является таким
специфическим механизмом. Так появляются
детские игры в войну, в казаков-разбойников
и т.д. Важно не стеснять ребенка в
проявлении своих инстинктов, которые
таким образом изживаются [3; 10].

В
своей лаборатории Холл исследовал
подростков и юношей, разработав для них
специальные опросники, целью которых
было изучение различных сторон их
психики. Анкеты и опросники для подростков,
учителей и родителей давали возможность
составления комплексной характеристики
детей, анализа их проблем с точки зрения
как взрослых, так и самих подростков.

Созданная
Холлом педология — комплексная наука о
ребенке, основывается на идее педоцентризма.
Ребенок является центром исследовательских
интересов многих профессионалов-психологов,
педагогов, биологов, педиатров,
антропологов, социологов. Из всех этих
областей в педологию входит та часть,
которая имеет отношение клетям. Таким
образом, данная наука объединяет все
отрасли знаний, связанные с исследованием
детского развития.

Хотя
многие положения педологической
концепции Холла были довольно скоро
пересмотрены, но сама педология, созданная
им, очень быстро завоевала популярность
во всем мире и просуществовала почти
до середины XX века. Эта популярность
педологии была связана главным образом
с ее ориентированностью на практику,
т.е. связью с непосредственными нуждами
педагогики и практической психологии.
Действительно, в реальной педагогической
практике учителя и воспитатели
сталкиваются с целым комплексом проблем,
среди которых и здоровье детей, и их
психические качества, и социальный
статус и образование их родителей.
Именно эти задачи и помогала решать
педология, развивая комплексный подход
к исследованию детей.

Таким
образом, С.Холл реализовал носившуюся
в воздухе идею создания экспериментальной
детской психологии, соединив воедино
требования педагогической практики с
достижениями современной ему биологии
и психологии [3; 11].

  1. Важнейшие
    проблемы возрастной психологии. Проблема
    детства
    .

Одним
из основных вопросов, рассматриваемых
в рамках изучения возрастной психологии,
является понятие возраста.

Возраст
— это категория, служащая для обозначения
временных характеристик индивидуального
развития. .

Читайте также:  Оценка состояния ребенка по группам здоровья и развития

Первая
попытка системного анализа возраста
как категории принадлежит Л.С. Выготскому.
В дальнейшем этой проблемой занимались
Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин.

2.2 Закономерности психического развития

Следующей
проблемой возрастной психологии считают
проблему психического развития.

Психическое
развитие — закономерное изменение
психических явлений во времени,
выражающееся в их количественных,
качественных и структурных преобразованиях
(А. В. Петровский).

Развитие
идет при взаимодействии трех факторов:
генетического (наследственного),
социальной среды, обстоятельства жизни.

Существует
несколько подходов к пониманию ведущего
фактора в психическом развитии.

1.
Биогенетическое направление.

2.Социогенетическое
направление

3.
Эпигенетическое направление.

Л.С.
Выготский считал, что развитие зависит
от двух факторов: биологического и
социального.

Психическое
развитие — это процесс качественных
изменений в психике, появление новых
образований, новых механизмов, новых
процессов, новых структур. Психическое
развитие осуществляется одновременно
по линиям:


познавательной сферы (становление
интеллекта, развитие механизмов
познания);


психологической структуры и содержания
деятельности (становление целей, мотивов
и развитие их соотношения, освоение
способов и средств деятельности);


личности (направленности, ценностных
ориентаций, самосознания, самооценки,
взаимодействия с социальной средой и
т.д.).

Развитие
идет непрерывно в течение всей жизни,
и существуют определенные закономерности
возрастного развития.

1.
Психическое развитие определяет
деятельность, т.е. возрастные особенности
определяют характер ведущей деятельности.

2.
Деятельность определяет психическое
развитие т. е. чем активнее деятельность,
тем интенсивнее развитие. Появление
нового связано с активностью самого
человека.

3.
Неравномерность психического развития.
Для каждой психической функции есть
свой период наиболее благоприятного
развития (сенситивный период).

4.
Интеграция — все психические функции
постепенно приобретают все большие
связи друг с другом и все больше влияют
друг на друга.

5.
Акселерация — ускоренное психическое
и физическое развитие.

6.
Компенсация — при отставании какой-либо
психической функции в развитии, ее
начинает замещать другая функция.

7.
Кризис — противоречие, столкновение
между потребностями и возможностями.
Может проявляться в личностной,
интеллектуальной, эмоциональной, волевой
сферах.

2.3 Одной из фундаментальных проблем возрастной психологии является проблема периодизации

Разделить
жизнь на определенные периоды, этапы
предпринимались еще до нашей эры. Научные
разработки по этой проблеме начались
в 30-тые годы ХХ века. Свою периодизацию
предлагали Ж. Пиаже (периодизация
интеллектуального развития), Э. Эриксон,
П.П. Блонский (периодизация в соответствии
с появлением зубов), З. Фрейд (периодизация
в соответствии с психосексуальным
развитием), Л.С. Выготский и другие. В
настоящее время наибольшее распространение
получила периодизация, предложенная
Д. Б. Элькониным. Данная периодизация
опирается на следующие критерии:

1.
новообразования.

2.
ведущая деятельность

3.
характер противоречий (кризис)

1)
проблема органической и средовой
обусловленности психического и
поведенческого развития человека.

2)
проблема относительного влияния
стихийного и организованного обучения
и воспитания на развитие человека.

3)
проблема соотношение задатков и
способностей.

4)
проблема сравнительного влияния на
развитие эволюционных, революционных
и ситуационных изменений в психике и
поведении человека.

5)
проблема соотношения интеллектуальных
и личностных изменений в общем
психологическом развитии человека.

  1. Культурно-историческая
    теория развития (Выготский)

концепция
психического развития человека,
разработанная в 20—30-е годы Л. С. Выготским
при участии его учеников А. Н. Леонтьева
и А. Р. Лурии. Эта теория утверждает
примат в психическом развитии человека
соц. начала над началом натурально-биологическим.
По Выготскому, детерминация онтогенетического
развития человека имеет следующие
этапы: коллективная деятельность и
общение — культура (знания) — присвоение
культуры (обучение и воспитание) —
индивидуальная деятельность — психическое
развитие человека. В разные эпохи и в
разных культурах эта абстрактная
структура наполняется конкретным
содержанием, придающим историческое
своеобразие развитию психики индивида.

  1. Научное
    понимание сущности и закономерностей
    психического развития ребенка

Возрастные
закономерности и механизмы психического
развития растущего человека, периоды
психического развития и психологические
особенности возрастных периодов изучает
отрасль психологической науки –
возрастная психология или психология
развития.

Под
развитием понимается процесс изменения
объекта, характеризующийся возникновением
новообразований — новых процессов,
структур, механизмов.

Существует
множество теорий онтогенетического
развития психики. Они различаются по
трактовке самой структуры психики,
пониманию сущности развития, условий
и факторов психического развития, его
движущих сил, закономерностей, критериев
периодизации развития и др. Одним из
центральных вопросов при этом выступает
вопрос о соотносительной роли задатков
и среды как факторов развития. Первоначально
психическое развитие объяснялось на
основе биогенетического закона или его
вариаций. Так, основатель детской
психологии Ст. Холл полагал, что ребенок
в развитии повторяет фазы развития
человечества. Как вариант использования
биогенетического принципа может быть
рассмотрена концепция К. Бюлера,
выдвинувшего идею трех ступеней детского
развития, соотносимых со ступенями
развития животных.

В
биогенетических концепциях акцент
делается на врожденные, т. е. биологически
обусловленные «программы» развития.
Противоположной крайней позиции
придерживались бихевиористы, в
теоретических построениях которых
развитие отождествлялось с научением,
т. е. приобретением нового опыта в
результате стимуляции и подкрепления.
Третий вариант разрабатывался в так
называемой «теории конвергенции двух
факторов», основоположником которой
был В. Штерн, полагавший, что в психическом
развитии имеет место взаимодействие и
сближение факторов наследственности
и среды, но отдававший приоритет
наследственности.

Теория
конвергенции в различных вариантах
характерна для психоаналитических
концепций, в которых биологическая
предопределенность возникновения
основных периодов индивидуального
психического развития рассматривается
в соотношении с социально обусловленными
способами проживания и новообразованиями
каждого периода. Ярче всего это выражено
в теории Э. Эриксона. Основатель же
психоанализа З. Фрейд придерживался по
большей части биогенетических
представлений.

Теория
конвергенции в различных вариантах
проявляется, например, в теории Жана
Пиаже, в теории социального научения.
В целом, как считает Л. Ф. Обухова, эволюция
зарубежных учений шла в направлении
все большего признания роли общества
в развитии ребенка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник