Сообщение роль семьи в развитий одаренного ребенка

Сообщение роль семьи в развитий одаренного ребенка thumbnail

Краткое описание документа:

Роль семьи в развитии одаренности ребенка

Ключевые слова: одаренность,
способности, задатки, семейное воспитание.

Одаренность интересует как психологов, так и общество
в целом, так как достижения одаренных людей вносят большой вклад в человеческую
культуру, а одаренные дети – это будущее, потенциал общественного развития. В
настоящее время существует повышенный интерес к проблеме одаренности, к
проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к
проблемам их семейного воспитания.

Многие родители считают своего ребенка одаренным,
потому что он раньше других начал говорить или опережает, по их мнению, в
развитии своих сверстников, но часто они ошибаются, не понимая значения этого слова.
Одаренность – это наличие у человека хороших задатков к развитию способностей,
позволяющих ему быстро развивать у себя эти способности, успешно осваивать и
справляться с видами деятельности, связанными с соответствующими способностями
[3; с.254].

Одаренность – это сложное психофизиологическое
явление, и оно определяется взаимодействием следующих факторов: доминирующей
ролью познавательной мотивации, интеллектуальным развитием, творческой активностью,
развитием специальных способностей, личностными проявлениями.

Существует классификация одаренности:

– дети с высокими показателями по специальным тестам
интеллекта (интеллектуальная одаренность);

– дети с высоким уровнем творческих способностей
(творческая одаренность);

– дети, достигшие успехов в каких-либо областях
деятельности (музыканты, художники, математики) – талантливые дети;

– дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая
одаренность).

Каждая из этих категорий отражает определенное
отношение к пониманию одаренности как психического явления. [5; с.15-16]

Целенаправленное обучение и имеет большое влияние на
развитие одаренности ребенка, но влияние семьи является неоспоримым фактом наиболее
эффективного развития одаренности. Только родители, как постоянные наблюдатели
развития своего чада с самого первого дня жизни, способны заметить
первоначальные признаки одаренности у своего ребенка, поэтому от их действий и
отношения к этому зависит дальнейшее будущее человека. Процесс раскрытия
таланта в ходе познания и творчества доставляет удовольствие не только ребенку,
но и его родителям.

   Одаренность –
это задатки самой природы, которые не исчезают со временем и непременно
проявятся в дальнейшей жизни, но с условием постоянного развития этих задатков,
в котором большую роль играет семья.

Одаренность «определяет возможность достижения
успеха, а этим определяется, в какой мере будут развиты способности».[6;с.
592]

Иногда неблагоприятные условия развития, такие как
плохие бытовые условия, недостаточное материальное обеспечение, неполный состав
семьи не влияют на развитие одаренности, в то время как любовь родителей, внимание,
поддержка и уверенность в силах ребенка является обязательным условием развития
одаренности. Ведь если не придавать таланту значение, не понимать своей роли в
его развитии, то раскрытие творческого потенциала у ребенка невозможно. Часто
особо одаренные дети встречаются в семьях, имеющих одного ребенка или в семьях,
где родителями являются пожилые люди, так как большое внимание уделяется только
этому ребенку.

В семьях с одаренными детьми нередко сами родители
имеют непосредственное отношение к интеллектуальным профессиям либо имеют увлечения
в этой сфере. Ценность образования в таких семьях особо высока.

Одаренность ребенка зависит от одаренности самих
родителей, а также от способов, которыми родители будут развивать задатки
природы. Ребенок сначала бессознательно подражает родителям, а позже вполне
осознанно перенимает манеры поведения и отношение к окружающим людям, вещам, событиям.
Именно семья создает условия для творческого развития ребенка: индивидуальные
занятия со специалистом, организация посещения специальных кружков и секций,
организация рабочего места, обеспечение необходимым материалом.Родители включаются в познавательную деятельность
вместе с детьми – общий досуг, игры, занятия, совместное обсуждение и решение познавательных
проблем и задач. Это приводит к объединению интересов и к возникновению
дружеских отношений между родителями и ребенком.Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том,
что развитие детской одаренности в семье возможно только при владении
родителями информацией о проблемах и признаках одаренных детей, а так же при психологически
благоприятной атмосфере в детско-родительских отношениях, что обусловливает
необходимость разработки программы специальной психолого-педагогической помощи
родителям по проблемам семейного воспитания и развития детей.

Источник

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы, учреждения дополнительного образования) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) оказываются относительно безразличны для развития способностей. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка прежде всего повышенное внимание родителей.

Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.

Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, т.е. тесному переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. Хотя такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей. Часто родителями таких одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок — единственный смысл жизни. Еще чаще одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший уже вырос и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребенка. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных или каких-либо других интересов ребенка.

Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать. Данное обстоятельство иногда имеет и отрицательные стороны: родители нередко вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами.

Развитию одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.

От родителей зависит многое. В семье закладывается личность ребёнка, она же играет и большую роль в её формировании. Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

  • Уверенность, которая основывается на сознании самоценности
  • Понимание достоинств и недостатков в себе самом
  • Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску
  • Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию
  • Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки
  • Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми.

Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счёте, зависят от того, как эта личность разовьётся.

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»

Роль семьи

в воспитании одарённого ребёнка

Подготовила учитель начальных классов:

Иванова Т.А.

г. Муром, 2017г.

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. При всем разнообразии ценностей, отношений в семьях наиболее благоприятные условия для развития таланта складываются при соответствующем духовном уровне семьи: признание ценности и поддержка образования и самосовершенствования личности, интерес и уважение к той сфере деятельности, где проявляются высокие способности ребенка, любовь к детям, вера в их большие возможности.

В семье формируется отношение родителей к неординарности, одаренности и талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту.

К сожалению, популярная фраза «Талант себя проявит» не соответствует действительности. Наблюдения показывают, что в раннем детстве дети часто скрывают свои способности, если значимые для них взрослые не ценят их должным образом. Такие дети быстро приучаются вести себя «как все», ибо за это их хвалят. Даже когда взрослые понимают, что своеобразие ребенка носит абсолютно позитивный характер, нет никакой уверенности в том, что будут учитываться индивидуальные особенности и созданы необходимые условия для развития одаренных детей.

Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением и если они увидят, что для их ребенка характерно:

  • высокий энергетический уровень;

  • моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных потребностей;

  • зрение нестабильно;

  • отличная память, раннее языковое развитие, которые помогают накапливать большой объем информации и активно использовать ее в общении;

  • большой словарный запас, к тому же ребенок любит и может изобретать собственные слова;

  • ребенок остро чувствует все происходящее в окружающем мире и чрезвычайно любопытен в отношении того, как устроен тот или иной предмет;

  • ребенок способен воспринимать связи между предметами и явлениями и делать собственные выводы;

  • ребенок может следить за несколькими предметами одновременно и склонен активно исследовать все окружающее;

  • ребенок предпочитает сам долго искать ответ на интересующий его вопрос и не всегда воспринимает уже готовое родительское решение;

  • у ребенка повышенные математические способности в сфере вычисления и логики;

  • ребенок может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным или наскучило;

  • опережающее развитие восприятие обнаруживает в ребенке обостренное чувство справедливости, он остро реагирует на несправедливость и предъявляет высокие требования к себе и окружающим;

  • он обладает богатой фантазией и воображением, придумывает себе образы братьев и сестер, друзей и врагов;

  • ребенка отличает чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может до слез смешить других, гримасничая и подражая взрослым;

  • ему недостает энергетического баланса, он нетерпелив;

  • для него характерны порой бесшабашная смелость или, наоборот, преувеличенные страхи и повышенная чувствительность к неречевым сигналам окружающих;

  • нередко негативное самовосприятие способствует возникновению у ребенка трудностей в общении со сверстниками и т.д.

все это подтверждает наличие одаренности у ребенка. И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.

С самого раннего детства (от самого рождения) ребенка нужно носить на руках, гладить, тискать, целовать. Это немаловажно для развития его психочувствительности и интеллекта. При поглаживании возникает особый (тактильный) контакт с кожей. Он необходим всему живому, поскольку благотворно воздействует на определенные группы мышц и нервов, на весь организм в целом. Поглаживания, прикосновения – важнейший фактор формирования отзывчивости человека и становления духовной одаренности.

И.П. Павлов писал, что «дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику человеческой речи. Ласковый разговор в сочетании с добрыми прикосновениями часто вызывает улыбку. Ласка, доброжелательно реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития заложенных в нем возможностей, присущей ему от рождения исследовательской активности. А еще родителям нужно чаще и с любовью смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в это зеркало, то и в ответ можно будет увидеть любовь.

Родители могут передавать детям отношение к музыке, живописи. Дети быстро улавливают родительское нетерпение, радость, ожидание от прослушивания музыки. И этот настрой имеет огромное значение. Душа одаренного ребенка очень чувствительна к песенной интонации. Маленькие музыканты начинают петь в 2 – 3 года. Сначала поют так, как слышат, но индивидуальность к трем годам уже проявляется. Формируются чувства, вкус. Раннее пение развивает музыкальность, готовит ребенка к восприятию более сложной музыки. Однако родителям не следует давать ребенку слишком много произведений .Обилие новых впечатлений притупляет музыкальную отзывчивость ребенка, вызывает притупление.

Первые музыкальные впечатления связаны с пением матери. Задушевные песни раннего детства – это формирование доброты, милосердия, ласки, чувствительности ребенка. Родители должны помнить, что совместное прослушивание музыки Баха, Бетховена, Чайковского, Мусоргского, Вивальди, Шопена способствуют активному развитию слуха, памяти и в целом интеллекта одаренного ребенка.

Психологами разных стран проводилось много исследований о влиянии среды на развитие детского интеллекта. Хорошо, если эта среда красочна, насыщена разными оттенками цветов, много ярких игрушек, привлекательная мебель – ведь именно такое окружение стимулирует интеллект всех детей, а одаренных в особенности. Конечно, во всем нужна мера, гибкое чередование, благоприятное сочетание. Здесь необходимы хороший вкус, этичность и творческие импульсы родителей. Здесь нужны источники благотворного влияния. Ведь главная задача в семье – пробудить у ребенка живой интерес.

А чтобы вызвать этот интерес, важно создать необходимые условия. Например, для того, чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточное количество красок, бумаги, карандашей. Конечно, интерес со временем к чему-то одному быстро пропадает. Перевешивает любопытство. Оно безгранично. И здесь нужна вдумчивая коррекция, исследовательская манера и заботливое долготерпение родителей.

Ученые выделяют два основных способа воздействия семьи на развитие способностей ребенка:

а) помощь и стимулирование ребенка в получении, приобретении специальных знаний и навыков;

б) привитие ребенку своих ценностей и своего отношения к тем способностям и достижениям, которые зависят от обучения и практики.

Поэтому воспитание одаренного ребенка должно начинаться с самообучения родителей.

В повседневной жизни родителям несложно наблюдать, направлять и обучать детей, принимая в счет большинство «почему», «отчего». Гораздо труднее сохранить равновесие между проявлением заботы родителей и предупреждением чрезмерного повышенного внимания ребенка (чаще неосознанного) к какой-то одной области, в которой он особенно преуспевает , стараясь выразить себя. Поэтому, родителям необходимо с самого раннего детства уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность. Родителям не стоит переносить на ребенка собственный набор увлечений, интересов и пристрастий. Каждому родителю целесообразно очертить заповедный круг тех детских дел, забот и интересов, куда нельзя вторгаться, поскольку полновластным хозяином там должен быть ребенок, там его суверенное владение, куда вход старшим запрещен.

Одним из доминирующих личностных качеств одаренного ребенка является любопытство. Швейцарский педагог Жан Пиаже писал, что задача активного интеллекта заключается в быстрой обработке информации и аналогична задаче организма задаче организма по переработке пищи. Поэтому структурирование информации проистекает от взрослых. Надо найти верный момент, правильные слова. Но слова – это еще не главный канал для детей. Надо вести себя так, чтобы укреплять в ребенке систему ценностей, понимание того, чего от него ждут, и развивать здоровую систему самовосприятия. Родителям необходимо быть правдивыми с детьми, ведь дети очень чувствительны ко лжи. При удовлетворении любопытства одаренного ребенка надо придерживаться такого правила: не давать ребенку готового ответа, а дать ему возможность самому дойти до сущности.

С возрастом любопытство у ребенка приобретает новые качества. Все, что в поле зрения, рождает вопросы, которые становятся все более «технологическими». Это сочетается с богатым воображением ребенка. Он делает свои собственные выводы из случайных фактов, при этом все связывает с собой. Он не очень пока разбирается, где кончается реальное и начинается нереальное. Он общителен, весь в фантастических приключениях и действиях. Ему очень нравится, когда родители с ним занимаются, по-дружески беседуют. Но родителям необходимо создавать условия для свободного общения одаренного ребенка и с детьми более старшего возраста, и с другими взрослыми, так как растущий интерес ребенка может быть удовлетворен более сильным источником информации.

Одаренные дети, имеющие яркое воображение, боятся темноты. Здесь убеждения должны быть не словесными, а поведенческими. Родителям не надо смеяться ребенком, проявлять нетерпение. Сначала надо его выслушать, дать почувствовать, что они хотят его понять и абсолютно убеждены, что ребенку ничего не угрожает. С ним надо быть в это время поласковее и напоминать ему, что его любят и смогут защитить. Необходимо обеспечить ребенку насыщенную, интересную жизнь и ежедневное общение с другими детьми. Чем больше ребенок поглощен играми и планами на будущее, тем меньше он будет думать о своих внутренних страхах. Дверь в его комнату должна быть приоткрытой, нужна обстановка полумрака, которая постоянно бы расковывала ребенка от ощущения страха перед темнотой. Все это родители должны подкреплять созданием таких ситуаций, которые глубоко захватили бы ребенка, заставили бы работать его мысль, напрячь память, тренировать волю, поступать смело (подвижные игры, настольные и т.д.). Очень помогает в этом направлении занятие спортом (бег, прогулки, упражнения и т.д.).

Преодоление препятствий дает ребенку ощущение радости, снимает страх перед неизвестным, закаляет волю.

Иногда ребенок попадает в щекотливое положение, из которого проще и тактичнее выйти при помощи небольшой лжи. Он не рождается лжецом, а условия, окружающий фон иногда провоцируют его на это. Когда ему что-то не удается, он обманывает. Значит, не нашел общих интересов со сверстниками, что-то вымазал, разбил, испортил и т.д.

Родители должны понять, что его беспокоит, мучает, мешает сосредоточиться. Необходимо найти источник этого беспокойства. Не надо делать вид, что ребенку удалось всех провести. Желательно мягко сказать : «Тебе незачем лгать. Скажи, что тебя беспокоит и мы вместе подумаем, как поступить».

Для родителей очень важно сохранить в ребенке эмоциональную стабильность и уверенность в своих силах. Необходимо создать безопасную и прочную психологическую базу в его творческих полетах, которая помогла бы справляться с разочарованиями и сомнениями, связанными с неудачами и ошибками. Мягко подбадривать ребенка, когда он загрустил или потерял веру в свои возможности. Нужно найти слова поддержки в его новых творческих начинаниях, стараться избегать критиковать первые опыты, какими бы неудачными они не были. Родители должны понимать, что теплота и ласка, которыми окружен ребенок, лежат в основе привязанности ребенка к родителям, поэтому не стоит скупиться на эти чувства.

Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения в конечном счете зависят от того, как эта личность разовьется. Родители- главная опора одаренных детей. Задача их трудна, но благородна. Успех придет, если родители постараются создать ребенку все возможности для образования, оказать необходимую помощь и эмоциональную поддержку.

В заключение, хотелось бы процитировать Н. Роджерса, который предлагает родителям, воспитывающим одаренных детей, настроиться следующим образом.

  1. Я буду внимательно слушать тебя: твои чувства и мысли. Я услышу твою боль, твои мучения, твой гнев, печаль, радость.

  2. Я буду уважать тебя и твои решения, которые ты принимаешь по отношению к себе.

  3. Я могу не соглашаться с тобой, но я буду всегда уважать тебя и твою правду (найденную тобой).

  4. Я буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты пробовал новое, но я никогда не буду подталкивать тебя силой.

Я учусь у тебя и открыт новому опыту, который я познаю в общении с тобой; временами я совершаю ошибки, поступаю так, как бы мне не хотелось, временами я заблуждаюсь. В таких случаях я об этом скажу тебе прямо, скажу

«прости».

Список литературы:

Лосева А. Работа психолога с родителями одаренных детей дошкольного возраста // Прикладная психология, 1998.- №1.

Иванов А. Одаренные дети: как их понимать и развивать// Частная школа, 1995. — №6.

Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. –М., 1997.

Одаренные дети. Общ. ред Г.М. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М., 1991.

Психология одаренности детей и подростков // Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.,2000.

Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004.- 144с.

Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.- 136с.

Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе.- М.: Академия,2000.- 232с.

Источник