Содержание педагогики составлял подход к развитию ребенка

Содержание педагогики составлял подход к развитию ребенка thumbnail

Школа молодого родителя

Общие педагогические подходы к воспитанию детей:

1.Системный подход к воспитанию детей: 
Качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе. Крупные недостатки воспитания в прошлом как раз и были следствием изолированного решения задач: нравственное воспитание недостаточно осуществлялось в трудовом и эстетическом, умственное — в физическом и нравственном, трудовое — в умственном и т. д. Теория воспитания состояла из фактически оторванных друг от друга блоков — умственного, нравственного и т. д. воспитания , что уже само по себе создавало прецедент некомплексного решения воспитательных задач, нацеливало практику на упрощенный подход . Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. 
2. Гуманистическая позиция ориентирует воспитание на человека как наивысшую ценность жизни. Как показывает практика, очень сложным является реальное признание человека в качестве цели, а его пестрое окружение — лишь в роли средства. На каждом шагу повседневной жизни и в процессе воспитательном нарушение общего гуманистического принципа совершается потому, что данная ценностная ориентация сама по себе нуждается в разработанной технологии: как это делается? как суметь воплотить принцип гуманизма в повседневной действительности? Деятельностный подход указывает на единственно возможный путь формирования личности — на активную деятельность самого ребенка. 
3. Индивидуальный подход в воспитании – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.), в значительной степени влияющих на поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку. 
4. Личностно-ориентированный подход к воспитанию: 
Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход . Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно ориентированное воспитание . Оно создает новые механизмы моральной саморегуляции воспитанников, постепенно вытесняя сложившиеся стереотипы принудительной педагогики. 
5. Гендерный подход направлен на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно, и справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Цель гендерной педагогики – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида. 
6. Возрастной подход – рассмотрение воспитания в контексте физиологических, психических, социальных особенностей развития личности, а также социально-психологических особенностей образуемых ими общностей, учет и использование этих особенностей в практике воспитания. Возрастной подход – конкретизация принципов природосообразности воспитания. 
Развитие и жизнь человека на каждом возрастном этапе имеют самостоятельное значение с субъективной и педагогической точек зрения. Поэтому нельзя рассматривать возрастные этапы до наступления зрелости только как подготовку к следующему возрастному периоду. Это приводит к игнорированию самоценности личности в каждый данный момент ее существования, к возникновению социальной безответственности, инфантилизму. 
7. Онтологический (бытийственный) подход к пониманию воспитания приводит педагога к тому, что восприятие воспитательной деятельности как предметной оказывается недостаточным. Только лишь предметный ее характер уже не удовлетворяет целям воспитания. В контексте самостановления ребенка деятельность воспитателя воспринимается как ценностно-смысловое взаимодействие с целью решения экзистенциальных проблем воспитанника. Одновременно происходит трансформация представлений и способов деятельности самого воспитателя. 
8. Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий (И.Ф. Исаев). 
9. Аксиологический аспект культурологического подхода обусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т.д.) и способы оценивания. Этот аспект культурологического подхода предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование ценностных ориентаций личности. Последние представляют собой устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования («единицы») морального сознания, основные его идеи, понятия, «ценностные блага», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия и опосредованно — наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы (Т.И. Пороховская). 
10. Синергетический подход (В.И.Аршинов, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова) – рассмотрение воспитания как процесса в значительной степени самоорганизующегося, основанного не на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающего неоднозначно, подвергающегося многим влияниям как изнутри, так и извне: закономерным и случайным, предсказуемым и стихийным, упорядоченным и хаотичным. Чаще синергетика применяется для описания поведения сложноорганизованных систем, к числу которых относятся и воспитательные системы. 
11. Кибернетический подход, при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения (Т.А. Ильина, Л.Н. Ланда и др.).

Список литературы:

1.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с. 
2.Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с 
3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Кпециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с: ил. – (Серия «Практикум по психологии») 
4. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание . — М: Просвещение, 1989г № 5. — с. 10-23 
5. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2002. 
6. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с. 
7. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»). 
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

Источник

Возникновение педагогической науки связывают с именем:

Выберите один ответ:

a. французского учёного Жана Жака Руссо

b. чешского педагога Яна Амоса Коменского 

c. русского учёного П.Ф. Каптерева

Вставьте пропущенные слова: «Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития _____ _____ как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни»:

Выберите один ответ:

a. воспитательного процесса

b. образования и воспитания

c. педагогического процесса 

Выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье:

Выберите один ответ:

a. В.А. Сухомлинский

b. А.С. Макаренко 

c. Ю.К. Бабанский

Идеи свободного воспитания в России пропагандировались:

Выберите один ответ:

a. П.П. Блонским

b. К.Н. Вентцелем 

c. М. Монтессори

К представителям педагогики сотрудничества — движения за обновление и перестройку школы в конце 1980-х гг. в России — относятся известные учёные и творчески работающие учителя:

Выберите один или несколько ответов:

a. Ш.А. Амонашвили 

b. В.А. Караковский

c. И.Я. Лернер

d. Т.А. Ильина

e. В.Ф. Шаталов 

Основателем научной педагогики и народной школы в России является:

Выберите один ответ:

a. К.Д. Ушинский 

b. Л.Н. Толстой

c. А.С. Макаренко

d. В.А. Сухомлинский

Педагогика в дословном переводе означает:

Выберите один ответ:

a. учительство

b. детоводство 

c. сопровождение

d. воспитание

Педагогика как самостоятельная наука возникла:

Выберите один ответ:

a. в первой половине XVI века

b. во второй половине XVII века 

c. в середине XVIII века

Современная педагогика – это:

Выберите один ответ:

a. наука об образовании и воспитании человека 

b. практическая педагогическая деятельность

c. искусство преподавания

Теоретические сведения по вопросам обучения и воспитания первоначально накапливались:

Выберите один ответ:

a. в психологии

b. в социологии

c. в философии 

В качестве объекта педагогики выступает:

Выберите один ответ:

a. образование как социальный феномен 

b. воспитательный процесс

c. образование как целостный педагогический процесс

В качестве предмета педагогики выступает:

Выберите один ответ:

a. воспитание и образование

b. педагогическое явление

c. образование как целостный педагогический процесс 

К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:

Выберите один ответ:

a. выявление закономерностей развития и саморазвития педагогического процесса 

b. выявление и описание возрастных особенностей детей

К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:

Выберите один ответ:

a. проектирование способов работы со школьниками

b. проектирование педагогических теорий и технологий 

К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:

Выберите один ответ:

a. раскрыть основные тенденции в развитии школьников

b. раскрыть основные тенденции и перспективы развития педагогической теории и практики 

К функциям педагогической науки относятся:

Выберите один или несколько ответов:

a. теоретическая

b. практическая 

c. технологическая

d. методическая 

Объективно существующая, устойчивая, инвариантная связь между явлениями – это:

Выберите один ответ:

a. закон

b. закономерность 

c. принцип

Описательный уровень, диагностический уровень, прогностический уровень – это уровни реализации _____ _____ педагогической науки:

Выберите один ответ:

a. теоретической функции 

b. технологической функции

Проективный уровень, преобразовательный уровень, рефлексивно — корректировочный уровень – это уровни реализации _____ _____ педагогической науки:

Выберите один ответ:

a. теоретической функции

b. технологической функции 

В систему педагогических наук входят:

Выберите один или несколько ответов:

a. дефектология 

b. социология

c. военная педагогика 

d. сравнительная педагогика

В систему педагогических наук входят:

Выберите один или несколько ответов:

a. общая педагогика 

b. философия и история образования

c. возрастная педагогика 

d. психология обучения

В систему педагогических наук не входят:

Выберите один или несколько ответов:

a. этнопедагогика

b. социальная работа 

c. психология воспитания

d. социальная педагогика

e. школьная гигиена 

Теоретические и практические основы образования, развития и воспитания взрослых людей разрабатывает:

Выберите один ответ:

a. теория обучения и воспитания

b. андрогогика 

c. социальная педагогика

Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Выявляет закономерности, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания медицинского персонала в учреждениях здравоохранения»:

Выберите один ответ:

a. гендерная педагогика

b. медицинская педагогика 

c. лечебная педагогика

Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Изучает теоретические и практические основы воспитания и образования слепых и слабовидящих людей»:

Выберите один ответ:

a. логопедия

b. тифлопедагогика 

c. сурдопедагогика

Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах»:

Выберите один ответ:

a. социальная педагогика

b. история педагогики и образования

c. сравнительная педагогика 

Активная, целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области, – это:

Выберите один ответ:

a. саморазвитие

b. самовоспитание

c. самообразование 

К собственно педагогическим категориям относятся следующие основные понятия:

Выберите один или несколько ответов:

a. образование 

b. обучение 

c. развитие

d. воспитание 

e. формирование

Мера достижения определённого уровня развития отдельных свойств личности, позволяющая человеку ориентироваться в окружающей общественной среде и обогащать её, самосовершенствоваться и самореализовываться, – это:

Выберите один ответ:

a. образование

b. самообразование

c. образованность 

Наиболее общее и ёмкое понятие, отражающее сущность той или иной науки, её типичные свойства – это:

Выберите один ответ:

a. представление

b. категория 

c. определение

Определите, о каком образовании идёт речь, по следующей характеристике: «Интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от состояния образовательной сферы и возможностей её прогрессивного развития»:

Выберите один ответ:

a. образование как педагогический процесс 

b. образование как социокультурный феномен

c. образование как социальное явление

Определите, о каком образовании идёт речь, по следующей характеристике: «Специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью решения развивающих и образовательных задач, направленных как на удовлетворение потребностей общества в образованных гражданах, так и самой личности в её развитии и саморазвитии»:

Выберите один ответ:

a. образование как результат

b. образование как педагогический процесс 

c. образование как социокультурный феномен

Относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение научными знаниями, нравственными и культурными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, – это:

Выберите один ответ:

a. образование как социокультурный феномен 

b. образование как социальное явление

c. образование как педагогический процесс

Понятия, отражающие наиболее общие связи и свойства действительности, представляют собой:

Выберите один ответ:

a. общенаучные понятия

b. философские понятия 

c. частнонаучные понятия

Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, учебно-воспитательные учреждения, органы правопорядка) с целью формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни – это:

Выберите один ответ:

a. воспитание в широком социальном смысле

b. воспитание в узком социальном смысле 

c. воспитание в педагогическом значении

Организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования – это:

Выберите один ответ:

a. преподавание 

b. обучение

c. учение

Осознанная, целеустремлённая деятельность человека, направленная на самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств, – это:

Выберите один ответ:

a. самовоспитание 

b. самоопределение

c. саморазвитие

Отсутствие общепринятого определения понятия «воспитание» объясняется тем, что воспитание — это:

Выберите один или несколько ответов:

a. сложный и многогранный процесс 

b. многоаспектное явление 

c. процесс, тесно связанный с обучением

Процесс изменения личности как социального существа под воздействием экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических факторов, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности – это:

Выберите один ответ:

a. развитие личности

b. формирование личности 

Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит ,– это:

Выберите один ответ:

a. обучение

b. воспитание

c. социализация 

Специально организованный, целенаправленный, двусторонний процесс, в ходе которого осуществляется усвоение обучающимися научных знаний и способов деятельности, личностное развитие, – это:

Выберите один ответ:

a. образование

b. обучение 

c. педагогический процесс

Целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими общественным опытом, – это:

Выберите один ответ:

a. социализация

b. воспитание 

c. обучение

Целенаправленность, освоение ребенком социального опыта и соответствие социально-культурным ценностям, создание условий для усвоения определённых норм отношений – это общие признаки, характерные для воспитания:

Выберите один ответ:

a. в широком социальном смысле

b. в узком социальном смысле

c. в педагогическом значении 

Множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединённых единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе – это:

Выберите один ответ:

a. педагогическая технология

b. педагогическая система 

c. педагогическая задача

Особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта посредством обучения и воспитания, – это:

Выберите один ответ:

a. педагогическое взаимодействие

b. педагогическая деятельность 

Преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях, – это:

Выберите один ответ:

a. педагогическое взаимодействие 

b. педагогическая деятельность

Целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемых, – это:

Выберите один ответ:

a. педагогическая деятельность

b. педагогический процесс 

Взаимосвязи педагогики с …… сделали возможным возникновение коррекционной педагогики:

Выберите один ответ:

a. возрастной физиологией

b. медициной 

c. школьной гигиеной

Взаимосвязь философии и педагогики имеет ____ характер:

Выберите один ответ:

a. Односторонний

b. двойственный 

c. многосторонний

Психологические, биологические и социологизаторские подходы к развитию ребёнка составляют содержание следующей науки:

Выберите один ответ:

a. биология

b. социология

c. педология 

Специфическая сфера педагогического знания, которая изучает образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии, – это:

Выберите один ответ:

a. антропология

b. коррекционная педагогика 

c. педология

Теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций является:

Выберите один ответ:

a. философия 

b. психология

c. физиология

Укажите науку, о взаимосвязи педагогики с которой говорится в следующем высказывании: «Определяет естественно-научную основу процессов обучения и воспитания, раскрывает картину материально-энергетического развития ребёнка»:

Выберите один ответ:

a. психология

b. медицина

c. физиология 

Укажите науку, о взаимосвязи педагогики с которой говорится в следующем высказывании: «Основные аспекты взаимодействия проявляются в предмете этих наук, показателях и критериях обученности и воспитанности личности, в методах исследований»:

Выберите один ответ:

a. школьная гигиена

b. антропология

c. психология 

Начало формы

Большой практический научный информационный материал с целью эффективного применения выводов научных исследований для организации процессов обучения и воспитания предлагает педагогической науке:

Выберите один ответ:

a. этстетика

b. социология 

c. кибернетика

К формам взаимосвязи педагогики с другими науками относятся:

Выберите один или несколько ответов:

a. использование основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов 

b. перенос категориального аппарата этих наук

c. использование конкретных результатов исследований 

d. участие в комплексных исследованиях человека 

Педагогика тесно связана со следующими науками:

Выберите один или несколько ответов:

a. анатомия и физиология 

b. история

c. экономика 

d. философия 

e. литература

Педагогика тесно связана со следующими науками:

Выберите один или несколько ответов:

a. обществоведение

b. психология 

c. география

d. этика 

e. политология 

Педагогика, выстраивая направления воспитания и разрабатывая его методы, опирается на моральные нормы, выведенные:

Выберите один ответ:

a. эстетикой

b. этикой 

c. этнологией

Педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом, используя данные:

Выберите один ответ:

a. информатики

b. статистики

c. кибернетики 

Укажите науку, о взаимосвязи педагогики с которой говорится в следующем высказывании: «Во многом определяет структуру содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, способы развития мышления в рамках образовательного процесса»:

Выберите один ответ:

a. политология

b. логика 

c. этика

Конец формы

Закончить обзор

Аксиологический подход органически присущ _____ педагогике:

Выберите один ответ:

a. гуманистической 

b. схоластической

c. догматической

Определите тип ценностей по следующей характеристике: «Выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей»:

Выберите один ответ:

a. ценности-знания

b. ценности-средства

c. ценности-цели 

d. ценности-отношения

Определите тип ценностей по следующей характеристике: «Формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога»:

Выберите один ответ:

a. ценности-средства 

b. ценности-цели

Определите тип ценностей по следующей характеристике: «Ценности, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям»:

Выберите один ответ:

a. инструментальные ценности

b. самодостаточные ценности 

Специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества – это:

Выберите один ответ:

a. оценки

b. ценности 

c. знания

Ценности-средства включают следующие три взаимосвязанные подсистемы:

Выберите один или несколько ответов:

a. собственно педагогические действия 

b. действия, отражающие субъектную сущность педагога 

c. гностические действия 

d. коммуникативные действия 

e. рефлексивные действия 

Источник