Содержание педагогики составлял подход к развитию ребенка
Школа молодого родителя
Общие педагогические подходы к воспитанию детей:
1.Системный подход к воспитанию детей:
Качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе. Крупные недостатки воспитания в прошлом как раз и были следствием изолированного решения задач: нравственное воспитание недостаточно осуществлялось в трудовом и эстетическом, умственное — в физическом и нравственном, трудовое — в умственном и т. д. Теория воспитания состояла из фактически оторванных друг от друга блоков — умственного, нравственного и т. д. воспитания , что уже само по себе создавало прецедент некомплексного решения воспитательных задач, нацеливало практику на упрощенный подход . Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им.
2. Гуманистическая позиция ориентирует воспитание на человека как наивысшую ценность жизни. Как показывает практика, очень сложным является реальное признание человека в качестве цели, а его пестрое окружение — лишь в роли средства. На каждом шагу повседневной жизни и в процессе воспитательном нарушение общего гуманистического принципа совершается потому, что данная ценностная ориентация сама по себе нуждается в разработанной технологии: как это делается? как суметь воплотить принцип гуманизма в повседневной действительности? Деятельностный подход указывает на единственно возможный путь формирования личности — на активную деятельность самого ребенка.
3. Индивидуальный подход в воспитании – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.), в значительной степени влияющих на поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.
4. Личностно-ориентированный подход к воспитанию:
Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход . Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно ориентированное воспитание . Оно создает новые механизмы моральной саморегуляции воспитанников, постепенно вытесняя сложившиеся стереотипы принудительной педагогики.
5. Гендерный подход направлен на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно, и справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Цель гендерной педагогики – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида.
6. Возрастной подход – рассмотрение воспитания в контексте физиологических, психических, социальных особенностей развития личности, а также социально-психологических особенностей образуемых ими общностей, учет и использование этих особенностей в практике воспитания. Возрастной подход – конкретизация принципов природосообразности воспитания.
Развитие и жизнь человека на каждом возрастном этапе имеют самостоятельное значение с субъективной и педагогической точек зрения. Поэтому нельзя рассматривать возрастные этапы до наступления зрелости только как подготовку к следующему возрастному периоду. Это приводит к игнорированию самоценности личности в каждый данный момент ее существования, к возникновению социальной безответственности, инфантилизму.
7. Онтологический (бытийственный) подход к пониманию воспитания приводит педагога к тому, что восприятие воспитательной деятельности как предметной оказывается недостаточным. Только лишь предметный ее характер уже не удовлетворяет целям воспитания. В контексте самостановления ребенка деятельность воспитателя воспринимается как ценностно-смысловое взаимодействие с целью решения экзистенциальных проблем воспитанника. Одновременно происходит трансформация представлений и способов деятельности самого воспитателя.
8. Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий (И.Ф. Исаев).
9. Аксиологический аспект культурологического подхода обусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т.д.) и способы оценивания. Этот аспект культурологического подхода предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование ценностных ориентаций личности. Последние представляют собой устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования («единицы») морального сознания, основные его идеи, понятия, «ценностные блага», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия и опосредованно — наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы (Т.И. Пороховская).
10. Синергетический подход (В.И.Аршинов, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова) – рассмотрение воспитания как процесса в значительной степени самоорганизующегося, основанного не на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающего неоднозначно, подвергающегося многим влияниям как изнутри, так и извне: закономерным и случайным, предсказуемым и стихийным, упорядоченным и хаотичным. Чаще синергетика применяется для описания поведения сложноорганизованных систем, к числу которых относятся и воспитательные системы.
11. Кибернетический подход, при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения (Т.А. Ильина, Л.Н. Ланда и др.).
Список литературы:
1.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
2.Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с
3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Кпециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)
4. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание . — М: Просвещение, 1989г № 5. — с. 10-23
5. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
6. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
7. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
Источник
Возникновение педагогической науки связывают с именем:
Выберите один ответ:
a. французского учёного Жана Жака Руссо
b. чешского педагога Яна Амоса Коменского
c. русского учёного П.Ф. Каптерева
Вставьте пропущенные слова: «Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития _____ _____ как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни»:
Выберите один ответ:
a. воспитательного процесса
b. образования и воспитания
c. педагогического процесса
Выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье:
Выберите один ответ:
a. В.А. Сухомлинский
b. А.С. Макаренко
c. Ю.К. Бабанский
Идеи свободного воспитания в России пропагандировались:
Выберите один ответ:
a. П.П. Блонским
b. К.Н. Вентцелем
c. М. Монтессори
К представителям педагогики сотрудничества — движения за обновление и перестройку школы в конце 1980-х гг. в России — относятся известные учёные и творчески работающие учителя:
Выберите один или несколько ответов:
a. Ш.А. Амонашвили
b. В.А. Караковский
c. И.Я. Лернер
d. Т.А. Ильина
e. В.Ф. Шаталов
Основателем научной педагогики и народной школы в России является:
Выберите один ответ:
a. К.Д. Ушинский
b. Л.Н. Толстой
c. А.С. Макаренко
d. В.А. Сухомлинский
Педагогика в дословном переводе означает:
Выберите один ответ:
a. учительство
b. детоводство
c. сопровождение
d. воспитание
Педагогика как самостоятельная наука возникла:
Выберите один ответ:
a. в первой половине XVI века
b. во второй половине XVII века
c. в середине XVIII века
Современная педагогика – это:
Выберите один ответ:
a. наука об образовании и воспитании человека
b. практическая педагогическая деятельность
c. искусство преподавания
Теоретические сведения по вопросам обучения и воспитания первоначально накапливались:
Выберите один ответ:
a. в психологии
b. в социологии
c. в философии
В качестве объекта педагогики выступает:
Выберите один ответ:
a. образование как социальный феномен
b. воспитательный процесс
c. образование как целостный педагогический процесс
В качестве предмета педагогики выступает:
Выберите один ответ:
a. воспитание и образование
b. педагогическое явление
c. образование как целостный педагогический процесс
К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:
Выберите один ответ:
a. выявление закономерностей развития и саморазвития педагогического процесса
b. выявление и описание возрастных особенностей детей
К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:
Выберите один ответ:
a. проектирование способов работы со школьниками
b. проектирование педагогических теорий и технологий
К задачам современной педагогической науки относится такая группа задач, как:
Выберите один ответ:
a. раскрыть основные тенденции в развитии школьников
b. раскрыть основные тенденции и перспективы развития педагогической теории и практики
К функциям педагогической науки относятся:
Выберите один или несколько ответов:
a. теоретическая
b. практическая
c. технологическая
d. методическая
Объективно существующая, устойчивая, инвариантная связь между явлениями – это:
Выберите один ответ:
a. закон
b. закономерность
c. принцип
Описательный уровень, диагностический уровень, прогностический уровень – это уровни реализации _____ _____ педагогической науки:
Выберите один ответ:
a. теоретической функции
b. технологической функции
Проективный уровень, преобразовательный уровень, рефлексивно — корректировочный уровень – это уровни реализации _____ _____ педагогической науки:
Выберите один ответ:
a. теоретической функции
b. технологической функции
В систему педагогических наук входят:
Выберите один или несколько ответов:
a. дефектология
b. социология
c. военная педагогика
d. сравнительная педагогика
В систему педагогических наук входят:
Выберите один или несколько ответов:
a. общая педагогика
b. философия и история образования
c. возрастная педагогика
d. психология обучения
В систему педагогических наук не входят:
Выберите один или несколько ответов:
a. этнопедагогика
b. социальная работа
c. психология воспитания
d. социальная педагогика
e. школьная гигиена
Теоретические и практические основы образования, развития и воспитания взрослых людей разрабатывает:
Выберите один ответ:
a. теория обучения и воспитания
b. андрогогика
c. социальная педагогика
Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Выявляет закономерности, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания медицинского персонала в учреждениях здравоохранения»:
Выберите один ответ:
a. гендерная педагогика
b. медицинская педагогика
c. лечебная педагогика
Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Изучает теоретические и практические основы воспитания и образования слепых и слабовидящих людей»:
Выберите один ответ:
a. логопедия
b. тифлопедагогика
c. сурдопедагогика
Установите отрасль педагогики по следующей характеристике: «Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах»:
Выберите один ответ:
a. социальная педагогика
b. история педагогики и образования
c. сравнительная педагогика
Активная, целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области, – это:
Выберите один ответ:
a. саморазвитие
b. самовоспитание
c. самообразование
К собственно педагогическим категориям относятся следующие основные понятия:
Выберите один или несколько ответов:
a. образование
b. обучение
c. развитие
d. воспитание
e. формирование
Мера достижения определённого уровня развития отдельных свойств личности, позволяющая человеку ориентироваться в окружающей общественной среде и обогащать её, самосовершенствоваться и самореализовываться, – это:
Выберите один ответ:
a. образование
b. самообразование
c. образованность
Наиболее общее и ёмкое понятие, отражающее сущность той или иной науки, её типичные свойства – это:
Выберите один ответ:
a. представление
b. категория
c. определение
Определите, о каком образовании идёт речь, по следующей характеристике: «Интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от состояния образовательной сферы и возможностей её прогрессивного развития»:
Выберите один ответ:
a. образование как педагогический процесс
b. образование как социокультурный феномен
c. образование как социальное явление
Определите, о каком образовании идёт речь, по следующей характеристике: «Специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью решения развивающих и образовательных задач, направленных как на удовлетворение потребностей общества в образованных гражданах, так и самой личности в её развитии и саморазвитии»:
Выберите один ответ:
a. образование как результат
b. образование как педагогический процесс
c. образование как социокультурный феномен
Относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение научными знаниями, нравственными и культурными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, – это:
Выберите один ответ:
a. образование как социокультурный феномен
b. образование как социальное явление
c. образование как педагогический процесс
Понятия, отражающие наиболее общие связи и свойства действительности, представляют собой:
Выберите один ответ:
a. общенаучные понятия
b. философские понятия
c. частнонаучные понятия
Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, учебно-воспитательные учреждения, органы правопорядка) с целью формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни – это:
Выберите один ответ:
a. воспитание в широком социальном смысле
b. воспитание в узком социальном смысле
c. воспитание в педагогическом значении
Организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования – это:
Выберите один ответ:
a. преподавание
b. обучение
c. учение
Осознанная, целеустремлённая деятельность человека, направленная на самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств, – это:
Выберите один ответ:
a. самовоспитание
b. самоопределение
c. саморазвитие
Отсутствие общепринятого определения понятия «воспитание» объясняется тем, что воспитание — это:
Выберите один или несколько ответов:
a. сложный и многогранный процесс
b. многоаспектное явление
c. процесс, тесно связанный с обучением
Процесс изменения личности как социального существа под воздействием экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических факторов, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности – это:
Выберите один ответ:
a. развитие личности
b. формирование личности
Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит ,– это:
Выберите один ответ:
a. обучение
b. воспитание
c. социализация
Специально организованный, целенаправленный, двусторонний процесс, в ходе которого осуществляется усвоение обучающимися научных знаний и способов деятельности, личностное развитие, – это:
Выберите один ответ:
a. образование
b. обучение
c. педагогический процесс
Целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими общественным опытом, – это:
Выберите один ответ:
a. социализация
b. воспитание
c. обучение
Целенаправленность, освоение ребенком социального опыта и соответствие социально-культурным ценностям, создание условий для усвоения определённых норм отношений – это общие признаки, характерные для воспитания:
Выберите один ответ:
a. в широком социальном смысле
b. в узком социальном смысле
c. в педагогическом значении
Множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединённых единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе – это:
Выберите один ответ:
a. педагогическая технология
b. педагогическая система
c. педагогическая задача
Особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта посредством обучения и воспитания, – это:
Выберите один ответ:
a. педагогическое взаимодействие
b. педагогическая деятельность
Преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях, – это:
Выберите один ответ:
a. педагогическое взаимодействие
b. педагогическая деятельность
Целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемых, – это:
Выберите один ответ:
a. педагогическая деятельность
b. педагогический процесс
Взаимосвязи педагогики с …… сделали возможным возникновение коррекционной педагогики:
Выберите один ответ:
a. возрастной физиологией
b. медициной
c. школьной гигиеной
Взаимосвязь философии и педагогики имеет ____ характер:
Выберите один ответ:
a. Односторонний
b. двойственный
c. многосторонний
Психологические, биологические и социологизаторские подходы к развитию ребёнка составляют содержание следующей науки:
Выберите один ответ:
a. биология
b. социология
c. педология
Специфическая сфера педагогического знания, которая изучает образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии, – это:
Выберите один ответ:
a. антропология
b. коррекционная педагогика
c. педология
Теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций является:
Выберите один ответ:
a. философия
b. психология
c. физиология
Укажите науку, о взаимосвязи педагогики с которой говорится в следующем высказывании: «Определяет естественно-научную основу процессов обучения и воспитания, раскрывает картину материально-энергетического развития ребёнка»:
Выберите один ответ:
a. психология
b. медицина
c. физиология
Укажите науку, о взаимосвязи педагогики с которой говорится в следующем высказывании: «Основные аспекты взаимодействия проявляются в предмете этих наук, показателях и критериях обученности и воспитанности личности, в методах исследований»:
Выберите один ответ:
a. школьная гигиена
b. антропология
c. психология
Начало формы
Большой практический научный информационный материал с целью эффективного применения выводов научных исследований для организации процессов обучения и воспитания предлагает педагогической науке:
Выберите один ответ:
a. этстетика
b. социология
c. кибернетика
К формам взаимосвязи педагогики с другими науками относятся:
Выберите один или несколько ответов:
a. использование основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов
b. перенос категориального аппарата этих наук
c. использование конкретных результатов исследований
d. участие в комплексных исследованиях человека
Педагогика тесно связана со следующими науками:
Выберите один или несколько ответов:
a. анатомия и физиология
b. история
c. экономика
d. философия
e. литература
Педагогика тесно связана со следующими науками:
Выберите один или несколько ответов:
a. обществоведение
b. психология
c. география
d. этика
e. политология
Педагогика, выстраивая направления воспитания и разрабатывая его методы, опирается на моральные нормы, выведенные:
Выберите один ответ:
a. эстетикой
b. этикой
c. этнологией
Педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом, используя данные:
Выберите один ответ:
a. информатики
b. статистики
c. кибернетики
Укажите науку, о взаимосвязи педагогики с которой говорится в следующем высказывании: «Во многом определяет структуру содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, способы развития мышления в рамках образовательного процесса»:
Выберите один ответ:
a. политология
b. логика
c. этика
Конец формы
Закончить обзор
Аксиологический подход органически присущ _____ педагогике:
Выберите один ответ:
a. гуманистической
b. схоластической
c. догматической
Определите тип ценностей по следующей характеристике: «Выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей»:
Выберите один ответ:
a. ценности-знания
b. ценности-средства
c. ценности-цели
d. ценности-отношения
Определите тип ценностей по следующей характеристике: «Формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога»:
Выберите один ответ:
a. ценности-средства
b. ценности-цели
Определите тип ценностей по следующей характеристике: «Ценности, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям»:
Выберите один ответ:
a. инструментальные ценности
b. самодостаточные ценности
Специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества – это:
Выберите один ответ:
a. оценки
b. ценности
c. знания
Ценности-средства включают следующие три взаимосвязанные подсистемы:
Выберите один или несколько ответов:
a. собственно педагогические действия
b. действия, отражающие субъектную сущность педагога
c. гностические действия
d. коммуникативные действия
e. рефлексивные действия
Источник