Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе

Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе thumbnail

Проблема развития творческих способностей дошкольников сейчас чрезвычайно актуальна. Быстрые темпы развития современного общества, динамичность всех сфер жизни: производства, культуры, искусства, требуют быстрой реакции, гибкого мышления, творческого подхода к решению жизненно важных проблем. В процессе решения творческих задач, поиска нестандартных способов их решения дошкольники вырабатывают умение критически относиться к окружающему миру, учатся дискутировать. Если ребенок получит и усвоит разнообразные знания, то сможет развиваться как творческая личность, что очень важно при подготовке к школе.

При подготовке детей к школе очень важно развивать:

  • творческие способности, фантазию, внимание, память;
  • формировать способность оценке пространственных различий; (право-лево, вверх-низ, ближе-дальше, около-внутрь, под-над);
  • готовить руку к письму задолго до поступления в школу, начиная с раннего возраста, (ребенок должен к 3-ем годам научиться правильно держать карандаш).

В настоящее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чём причины задержки речи?

Раньше считалось, что главное, от чего зависит речь, — это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребёнком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

В настоящее время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Развивая мелкую моторику, мы таким образом стимулируем речевой центр, развиваем речь. Тренировка движений пальцев и всей кисти рук способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.

В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому перед педагогами стоит необходимость  продумать день таким образом, чтобы каждый из них способствовал развитию мелкой моторики.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук можно проводить в течение всего дня, как утром,  так и после дневного сна.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, шнуровка; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрёшками); строительный материал; застёгивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках; «пальчиковый бассейн».

Эти и многие другие специальные игры и упражнения, которые помогают укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук и дифференцированные движения пальцев рук, могут проводиться:

  • в качестве разминок на занятиях;
  • в перерывах между занятиями, во время режимных моментов;
  • во время игр в помещении или на прогулке.

А с теми детьми, у которых возникают наибольшие трудности при выполнении заданий, нужно проводить индивидуальную работу.

Особое место в работе по развитию творческих способностей занимают дидактические игры. Например, «Составь рассказ» — детям предлагаются отдельные слова, например: солнце, река, ветер, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова; игра «Если бы …»-
детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я стал невидимым»; «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (о чем они могут рассказать?); дидактическая игра «Хорошо-плохо»- дети находят положительные и отрицательные стороны в каком либо предмете или явлении; игра «Клякса» — детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист, бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что оно похоже; игры «Дорисуй предмет», «На что похоже», «Нарисуй по образцу» и т.д.

На таких занятиях, как рисование, создается  возможность выбора художественного материала, где будет жить образ, созданный воображением ребенка. Нужно помочь ему понять, что такое цвет, линия, пространство и при помощи этих понятий выразить свое настроение, свои мысли, чувства по отношению к какому – либо предмету или явлению в окружающем нас мире.

Главное заключается в том, чтобы помочь дошкольнику в нахождении подхода к выполнению работы, сохраняя любовь детей к рисованию.

Творческий характер деятельности требует творческой, непринужденный обстановки.

Доброе, внимательное, заинтересованное отношение к детям способствует дальнейшему развитию творческих способностей. Тем, кто затрудняется, не знает, как продолжить работу, следует помочь не только словами, но карандашом или краской — сделать рисунки – наброски на листах – пробниках.

Развитием творческих способностей у детей могут заниматься и родители. Задача педагогов – научить родителей простейшим приемам развития моторики рук, убедить их, что это благоприятно повлияет на развитие речи их детей.

Предлагаю  родителям выполнять графические упражнения (штриховка, обвод контуров, проведения различных линий, раскрашивание предметов и др.); строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, приносить им и себе радость; учить навыкам самообслуживания. Советую родителям привлекать детей к процессу приготовления еды (перебирать крупу, лепить пельмени, растирать, размешивать, взбалтывать и др.).

Читайте также:  Линии развития личности ребенка на уроке

Предлагаю читать детям художественную литературу, чтоб были иллюстрации;  приобретать книжки-раскраски, в которых использовался штриховой рисунок; вместе с детьми рассматривать рисунки В. Сутеева и тех художников, которые в книжках-раскрасках довольно часто предлагают приемы рисовании птиц, рыб, зверей и т.д.

Красивые образы, запечатленные в душе, в раннем детстве, способствуют возникновению красивых мыслей, а красивые мысли помогают построить красивую жизнь, как считал великий Платон. Это особенно необходимо всем нам сегодня, когда дети так редко видят что-то прекрасное, благородное в окружающем его мире.

Источник

Консультация для воспитателей «Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе»

Известно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин и др.

При подготовки детей к школе очень важно: развивать творческие способности, фантазию, внимание, память;

  • готовить руку к письму задолго до поступления в школу, начиная с раннего возраста, (ребенок должен к 3-ем годам научиться правильно держать карандаш),

  • формировать способность оценке пространственных различий; (право-лево, вверх-низ, ближе-дальше, около-внутрь, под-над).

В результате специализированного изучения было установлено, что в настоящее время в большинстве семей не созданы условия для полного развития детей в изобразительной деятельности. Кроме того, многие родители считают, что для развития ребенка – дошкольника вполне достаточно занятий продуктивными видами деятельности в условиях детского сада, а дома рисовать, конструировать и мастерить вовсе необязательно. Но это неверная точка зрения, потому что в дошкольном учреждении, решаются одни задачи, а в семье — другие.

В семье ребенок может сам себя занять полезным и интересным делом, что способствует его личному развитию и особо для него значительным является понимание и поощрение его усилий именно со стороны родителей.

Не все родители охотно посещают с ребенком выставки, исторические памятники, музей, коллекционирование репродукций произведений изобразительного искусства.

Надо как можно раньше приобщать ребенка к красоте, или, как считал великий российский педагог В. Сухомлинский: «Через красивое к человечному – такова закономерность воспитания. Если ребенок вырастил розу (нарисовал, вылепил, сделал аппликацию) для того, чтобы любоваться ее красотой…, — он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность». Очень важно с детьми систематически проводить игры для психического развития детей, пальчиковые разминки, самомассажи, как «мощное средство повышение работоспособности головного мозга». Советуем родителям уделять играм во дворе, во время выездов на природу и др. Все это поможет детям с самого раннего возраста держать карандаш и ручку, выполнять графические упражнения (штриховка, обвод контуров, проведения различных линий, раскрашивание предметов и др.) самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки. Строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, приносить им и себе радость.

Если будут развиты пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в 1 классе, но и в дальнейшем.

Все это важно для воспитания творческой личности при подготовке к школе для воспитания нравственного культурного человека.

В работе с детьми принципы развития определяют исходную позицию по отношению к ребенку:

  • опираюсь, на имеющийся природный потенциал;

  • ищу и раскрываю его дарования;

  • стимулирую внутренние духовные силы.

Главная цель этой работы создавать условия и подготавливать детей к непрерывному саморазвитию.

Особое место в работе занимают дидактические игры, способствующие развитию творческого воображения, прежде всего игры, направленные на усвоение детьми таких операций, как замещение, моделирование и экспериментирование. Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Если дидактическая игра включена в процессе изобразительного творчества, то она:

  • способствует его развитию и совершенствованию (более глубокие представления о свойствах предметов, позволяют детям передавать в процессе рисования, лепки, изготовления аппликаций их характерные черты и детали);

  • увеличивает его привлекательность для детей;

  • совершенствует детское творчество (знания об общих свойствах сходных предметов позволяют овладеть обобщенными способами изображения этих предметов, а значит, самостоятельно изображать больше предметов и явлений действительности, чем это предусмотрено программой).

Игры с чтение загадок, потешек, стихов помогают детям эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы. Понимать их эстетический характер, способствуют развитию образного мышления, воображения.

Наблюдения, подкрепленные поэтическими строками, умение созерцать, наслаждаться в окружающем мире важный фундамент развития детского творчества.

Необычные сказочные герои побуждают детей в практической деятельности реализовать понимание эмоциональных категорий, эмоционального состояния человека (радость, грусть, гнев, печаль, страх, удивление, злость, доброта и т.п.)

Все это поможет детям эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствовать развитию познавательных процессов, иметь необходимый уровень развития мелкой моторики, связанной речью, научатся логически рассуждать, делать простейшие выводы и обобщения и др.

Читайте также:  Игры на сенсомоторное развитие ребенка

Если ребенок получит и усвоит разнообразные знания, то сможет развиваться как творческая личность, что очень важно при подготовке к школе.

Задачи:

  • развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста;

  • помочь развить у детей мелкую моторику руки, преодолевая трудности при овладении навыком письма в школе.

Для успешного выполнения в работе поставила задачи:

  • развитие творческих способностей посредством изобразительной, игровой, театральной, музыкальной деятельности, познавательной активности;

  • овладеть композиционными умениями построения сюжетных рисунков;

  • воспитывать культуру деятельности;

  • формировать умение оценивать результаты своей работы в соответствии с поставленными задачами.

Творческие силы ребенка «сосредоточиваются на рисовании не случайно, но потому что именно рисование предоставляет ребенку этого возраста наиболее легко выразить то, что им владеет» (Л.С. Высотский)

В процессе рисования создаю возможность выбора художественного материала, где будет жить образ, созданный воображением ребенка. Не ставлю перед ребенком задачу научить рисовать что-либо. А помогаю ему понять, почувствовать что такое цвет, линия, пространство и при помощи этих понятий выразить свое настроение свои мысли, чувства по отношению к какому – либо предмету или явлению в окружающем нас мире.

Главное заключается в том, чтобы помочь дошкольнику в нахождении подхода к выполнению работы, сохраняя любовь детей к рисованию.

Творческий характер деятельности, требует творческой, непринужденный обстановки.

Доброе, внимательное, заинтересованное отношение к детям способствует дальнейшему развитию творческих способностей. Тем кто затрудняется, не знает, как продолжить работу, помогаю не только словами – карандашом или краской делаю рисунки – наброски на листах – пробниках. Дети неохотно возвращаются к доработке своих рисунков-эскизов. Но если систематически приучать ребенка к мысли, что за один раз невозможно сделать хороший рисунок (краске надо дать высохнуть, а руке отдохнуть), а тем более, превратить его в картину в рамке (как у настоящих художников) да еще полюбоваться законченной работой, то в итоге все дети будут доводить свои работы до конца.

Изобразительная деятельность с точки зрения японских педагогов – это средство всестороннего развития личности, подготовки к жизни.

Положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь в результате согласованных действий воспитателя и семьи, развития интереса родителей к вопросам воспитания. Предлагаю родителям приобрести ручки с гранями, так как грани способствуют развитию мышц пальцев. Прошу родителей читать детям художественную литературу, чтоб были иллюстрации, приобретать книжки-раскраски, в которых использовался штриховой рисунок, вместе с детьми рассматривать рисунки В. Сутеева и тех художников, которые в книжках -раскрасках довольно часто предлагают приемы рисовании птиц, рыб, зверей и т.д.

Советую родителям привлекать детей к процессу приготовления еды (перебирать крупу, лепить пельмени, растирать, размешивать, взбалтывать и др.), учить навыкам самообслуживания.

Сотрудничая с семьей по воспитанию творческой личности, использую формы взаимодействия: конкурсы с участием взрослых и детей «Поделки из природного материала», «игрушки-самоделки», драматизация сказок, придумывание спектаклей детьми и показ их в младших группах, на праздниках, развлечениях; домашний театр с активным участием родителей; организация экскурсий в музее поэта, нашего земляка С.Д. Дрожжина; в оформлении выставки детских рисунков. Многие семьи являются нашими надежными партнерами, заинтересованными в развитии духовности, нравственности собственных детей.

Среди главных составляющих понятие «готовность к школе – развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.

Все это очень важно для воспитания творческой личности при подготовке к школе.

Красивые образы, запечатленные в душе, в раннем детстве, способствуют возникновению красивых мыслей, а красивые мысли помогают построить красивую жизнь, как считал великий Платон. Это особенно необходимо всем нам сегодня, когда дети так редко видят что-то прекрасное, благородное в окружающем его мире.

Источник

Консультация для воспитателей: «Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе».

Воспитатель логопедической группы:

Ващенко Нина Евгеньевна

       Известно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин и др.

      При подготовке детей к школе очень важно развивать:

   — творческие способности, фантазию, внимание, память;

   — готовить руку к письму задолго до поступления в школу, начиная с раннего возраста, (ребенок должен к 3-ем годам научиться правильно держать карандаш);

   — формировать способность оценке пространственных различий; (право-лево, вверх-низ, ближе-дальше, около-внутрь, под-над).

Читайте также:  Отнесение картины развития ребенка к определенной категории это скрининг

      В настоящее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чём причины задержки речи?

      Раньше считалось, что главное, от чего зависит речь, — это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребёнком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

      Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи, так как в головном мозге речевой центр находится рядом с центром, отвечающим за моторику. Развивая мелкую моторику, то есть тонкие движения пальцев рук,  мы таким образом стимулируем речевой центр, развиваем речь. Тренировка движений пальцев и всей кисти рук способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга.

      В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому перед педагогами стоит необходимость  продумать день таким образом, чтобы каждый из них способствовал развитию мелкой моторики.

      Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук можно проводить во время эмоционально-стимулирующей гимнастики, как утром,  так и после дневного сна.

      Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, шнуровка; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрёшками); строительный материал; застёгивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках; «пальчиковый бассейн».

      Эти и многие другие специальные игры и упражнения, которые помогают укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук и дифференцированные движения пальцев рук, могут проводиться:

    — в качестве разминок на занятиях;

      — в перерывах между занятиями, во время режимных моментов;

        — во время игр в помещении или на прогулке.

      А с теми детьми, у которых возникают наибольшие трудности при выполнении заданий, можно проводить индивидуальную работу.

     На таких занятиях, как рисование, создаю возможность выбора художественного материала, где будет жить образ, созданный воображением ребенка. Не ставлю перед ребенком задачу научить рисовать что-либо, а помогаю ему понять, почувствовать что такое цвет, линия, пространство и при помощи этих понятий выразить свое настроение свои мысли, чувства по отношению к какому – либо предмету или явлению в окружающем нас мире.

      Главное заключается в том, чтобы помочь дошкольнику в нахождении подхода к выполнению работы, сохраняя любовь детей к рисованию.

     Творческий характер деятельности, требует творческой, непринужденный обстановки.

     Доброе, внимательное, заинтересованное отношение к детям способствует дальнейшему развитию творческих способностей. Тем, кто затрудняется, не знает, как продолжить работу, помогаю не только словами – карандашом или краской делаю рисунки – наброски на листах – пробниках. Дети неохотно возвращаются к доработке своих рисунков-эскизов. Но, если систематически приучать ребенка к мысли, что за один раз невозможно сделать хороший рисунок (краске надо дать высохнуть, а руке отдохнуть), а тем более, превратить его в картину в рамке (как у настоящих художников) да еще полюбоваться законченной работой, то в итоге все дети будут доводить свои работы до конца.

      Изобразительная деятельность с точки зрения японских педагогов – это средство всестороннего развития личности, подготовки к жизни.

     Формированием мелкой моторики у детей могут заниматься и родители. Задача педагогов – научить родителей простейшим приемам развития моторики рук, убедить их, что это благоприятно повлияет на развитие речи их детей.

     Предлагаю родителям приобрести ручки с гранями, так как грани способствуют развитию мышц пальцев. Прошу родителей читать детям художественную литературу, чтоб были иллюстрации, приобретать книжки-раскраски, в которых использовался штриховой рисунок, вместе с детьми рассматривать рисунки В. Сутеева и тех художников, которые в книжках -раскрасках довольно часто предлагают приемы рисовании птиц, рыб, зверей и т.д.

     Советую родителям привлекать детей к процессу приготовления еды (перебирать крупу, лепить пельмени, растирать, размешивать, взбалтывать и др.), учить навыкам самообслуживания.

     Среди главных составляющих понятие «готовность к школе – развитие любознательности и познавательной активности ребенка, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.

     Все это очень важно для воспитания творческой личности при подготовке к школе.

Источник