Содержание методы математического развития ребенка дошкольного возраста
Малыши
постигают то содержание математической
направленности, которое в современной
методике развития математических
представлений детей дошкольного возраста
именуется предматематикой.
Это содержание обеспечивает развитие
мышления, освоение логико-математических
представлений и способов познания.
Содержание
предматематики
направлено на развитие важнейших
составляющих личности ребенка — его
интеллекта и интеллектуально-творческих
способностей.
Результатами
освоения предматематики являются не
только знания, представления и элементарные
понятия, но и общее развитие познавательных
процессов. Способности к абстрагированию,
анализу, сравнению, обобщению, сериации
и классификации, умение сравнивать
предметы и явления, выяснять закономерности,
обобщать, конкретизировать и упорядочивать
являются важнейшей составляющей
логико-математического опыта ребенка,
который дает ему возможность самостоятельно
познавать мир.
Освоенные
математические представления,
логико-математические средства и способы
познания (эталоны, модели, речь, сравнение
и др.) составляют первоначальный
логико-математический опыт ребенка.
Этот опыт является началом познания
окружающей действительности, первым
вхождением в мир математики.
Целью
и результатом педагогического содействия
математическому развитию детей
дошкольного возраста является развитие
интеллектуально-творческих способностей
детей через освоение ими логико-математических
представлений и способов познания.
Задачи
математического развития в дошкольном
детстве
определены с учетом закономерностей
развития познавательных процессов и
способностей детей дошкольного возраста,
особенностей становления познавательной
деятельности и развития личности ребенка
в дошкольном детстве. Выполнение этих
задач должно обеспечивать реализацию
принципа преемственности в развитии и
воспитании ребенка на дошкольной и
начальной школьной ступенях образования.
Основными
задачами математического развития
детей дошкольного возраста
являются:
— развитие у детей
логико-математических представлений
(представлений о математических свойствах
и отношениях предметов, конкретных
величинах, числах, геометрических
фигурах, зависимостях и закономерностях);
— развитие сенсорных
(предметно-действенных) способов познания
математических свойств и отношений:
обследование, сопоставление, группировка,
упорядочение, разбиение;
— освоение детьми
экспериментально-исследовательских
способов познания математического
содержания (воссоздание, экспериментирование,
моделирование, трансформация);
— развитие у детей
логических способов познания математических
свойств и отношений (анализ, абстрагирование,
отрицание, сравнение, обобщение,
классификация, сериация)’;
— овладение детьми
математическими способами познания
действительности: счет, измерение,
простейшие вычисления;
— развитие
интеллектуально-творческих проявлений
детей: находчивости, смекалки, догадки,
сообразительности, стремления к поиску
нестандартных решений задач;
— развитие точной,
аргументированной и доказательной
речи, обогащение словаря ребенка;
— развитие активности
и инициативности детей;
— воспитание
готовности к обучению в школе: развитие
самостоятельности, ответственности,
настойчивости в преодолении трудностей,
координации движений глаз и мелкой
моторики рук, умений самоконтроля и
самооценки.
Содержание
математического развития детей
дошкольного возраста
определяется, наряду с целями и задачами,
следующими важными
факторами.
Личностно-развивающая
направленность
содержания математического развития
дошкольников должна являться эффективным
средством развития
интеллектуально-творческих способностей
ребенка и содействовать
развитию важнейшего личностного качества
— самостоятельности
в решении интеллектуальных задач.
Направленность
математического содержания,
которое осваивает ребенок в дошкольном
возрасте, является социализирующей.
Накопленный логико-математический опыт
ребенка обязательно станет его значимым
личностным приобретением, если обеспечит
ситуацию успеха в разных видах
деятельности, требующих проявления
интеллектуально-творческих способностей.
Содержание
математического развития
дошкольников пропедевтично.
Осваиваемое ребенком содержание должно
позволить ему на чувственном, а затем
и логическом уровне познать некоторые
стороны действительности и развить те
структуры мышления, на основе которых
впоследствии будут формироваться
основные математические понятия.
Осваиваемое
содержание
должно соответствовать
возрастным и индивидуальным возможностям
дошкольников, быть ориентированным на
зону их ближайшего развития.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Разные
науки используют понятие метода в связи
со своей спецификой. Так, философская
наука трактует метод
(греч.
metodos—
буквально «путь к чему-то») в самом общем
значении как способ достижения цели,
определенным образом упорядоченная
деятельность.
Метод
есть
способ
воспроизведения, средство познания
изучаемого предмета.
В основе методов лежат объективные
законы действительности. Метод неразрывно
связан с теорией.
В
педагогике
метод
характеризуется как целенаправленная
система действий воспитателя и детей,
соответствующих целям обучения,
содержанию учебного материала, самой
сущности предмета, уровню умственного
развития ребенка.
В
теории и методике математического
развития
детей термин «метод»
употребляется в
двух смыслах:
широком и узком. Метод может обозначать
исторически сложившийся подход к
математической подготовке детей в
детском саду (монографический,
вычислительный и метод взаимно-обратных
действий).
В
педагогике
существует концепция,
которая базируется на использовании
одного
метода (монометода).
К такой концепции относится теория
поэтапного формирования умственной
деятельности (П. Я. Гальперин, Н. Ф.
Талызина). Процесс формирования
деятельности рассматривается авторами
как процесс передачи социального опыта.
Это происходит не исключительно
путем взаимодействия учителя с учащимися,
а скорее через интериоризацию
соответствующей деятельности,
формирование ее сначала во внешней
материальной форме, а затем
преобразование во внутреннюю психическую
деятельность.
Однако
форсирование какого-либо одного метода
обучения не получило должного
подтверждения на практике. Наиболее
рациональным,
как показывает опыт, является сочетание
разнообразных методов.
При
выборе методов учитываются:
цели,
задачи обучения;содержание
формируемых знаний на данном этапе;возрастные
и индивидуальные особенности детей;наличие
необходимых дидактических средств;личное
отношение воспитателя к тем или иным
методам;конкретные
условия, в которых протекает процесс
обучения и др.
Теория
и практика обучения накопила определенный
опыт
использования разных методов обучения
в работе с детьми дошкольного возраста.
При
этом классификация методов используется
с опорой на средства обучения.
В
начале XX в.
классификация
методов
в основном осуществлялась по
источнику получения знаний
— это были словесные,
наглядные, практические методы.
Практические
методы(упражнения,
опыты, продуктивная деятельность)
наиболее соответствуют возрастным
особенностям и уровню развития
мышления дошкольников. Сущностью
этих методов является выполнение детьми
действий, которые состоят из рада
операций. Например, счет предметов:
называть числительные по порядку,
соотносить каждое числительное с
отдельным предметом, показывая на него
пальцем или останавливая взгляд на нем,
последнее числительное соотносить
со всем количеством, запоминать итоговое
число.
Однако
излишнее использование практических
методов, задержка на уровне практических
действий может отрицательно сказываться
на развитии ребенка.
Практические
методы характеризуются прежде всего
самостоятельным выполнением действий,
применением дидактического материала.
На базе практических действий у ребенка
возникают первые представления о
формируемых знаниях. Практические
методы обеспечивают выработку умений
и навыков, позволяют широко использовать
приобретенные умения в других видах
деятельности.
Наглядные
и словесные методыв
обучении математике не являются
самостоятельными. Они сопутствуют
практическим и игровым методам. Но это
отнюдь не умаляет их значения в
математическом развитии детей.
К
наглядным методам обучения
относятся: демонстрация объектов и
иллюстраций, наблюдение, показ,
рассматривание таблиц, моделей.
К
словесным методам
относятся: рассказывание, беседа,
объяснение, пояснения, словесные
дидактические игры. Часто на одном
занятии используются разные методы в
разном их сочетании.
Составные
части метода
называются методическими
приемами.
Основными
из них, используемыми на занятиях по
математике,
являются: накладывание, прикладывание,
дидактичекие игры, сравнение, указания,
вопросы к детям, обследование и т.
д.
Между
методами и методическими приемами,
как известно, возможны взаимопереходы.
Так, дидактическая игра может быть
использована как метод, особенно в
работе с младшими детьми, если воспитатель
с помощью игры формирует знания и
умения, но может — и как дидактический
прием, когда игра используется, например,
с целью повышения активности детей
(«Кто быстрее?», «Наведи порядок»).
Широко
распространенным
является методический
прием — показ.
Этот прием является демонстрацией, он
может характеризоваться как
наглядно-практически-действенный.
К
показу
предъявляются определенные
требования:
четкость и расчлененность; согласованность
действия и слова; точность, краткость,
выразительность речи.
Одним
из существенных словесных
приемов
в обучении детей математике является
инструкция,
отражающая суть той деятельности,
которую предстоит выполнить детям. В
старшей группе инструкция носит
целостный характер, дается до выполнения
задания. В младшей группе инструкция
должна быть короткой, нередко дается
по ходу выполнения действий.
Особое
место в методике обучения математике
занимают вопросы
к детям.
Они могут быть репродуктивно-мнемические,
репродуктивно-познавательные,
продуктивно-познавательные.
При этом вопросы должны быть точными,
конкретными, лаконичными. Для них
характерна логическая последовательность
и разнообразие формулировок. В процессе
обучения должно быть оптимальное
сочетание репродуктивных и продуктивных
вопросов в зависимости от возраста
детей, изучаемого материала. Вопросы
ценны тем, что они обеспечивают развитие
мышления. Следует избегать подсказывающих
и альтернативных вопросов.
Система
вопросов и ответов детей
в педагогике называется беседой.
В ходе беседы воспитатель следит за
правильным использованием детьми
математической терминологии, грамотностью
речи. Это сопровождается различными
пояснениями. Благодаря пояснениям
уточняются непосредственные восприятия
детей. Например, воспитатель учит детей
обследовать геометрическую фигуру
и при этом поясняет: «Возьмите фигуру
в левую руку — вот так, указательным
пальцем правой руки обведите, покажите
стороны квадрата (прямоугольника,
треугольника), они одинаковы. У квадрата
есть углы. Покажите углы». Или другой
пример. Воспитатель учит детей измерению,
показ практических действий сопровождает
пояснениями, как следует наложить
меру, обозначить ее конец, снять ее,
снова наложить. Потом показывает и
рассказывает, как подсчитываются меры.
Чем
старше дети,
тем большее
значение
в их обучении имеют проблемные
вопросы
и проблемные
ситуации.
Проблемные
ситуации
возникают тогда, когда:
связь
между фактом и результатом раскрывается
не сразу, а постепенно. При этом возникает
вопрос: что это такое? (опускаем разные
предметы в воду: одни тонут, а другие —
нет);после
изложения некоторой части материала
ребенку необходимо сделать предположение
(эксперимент с теплой водой, таянием
льда, решение задач);использование
слов «иногда», «некоторые», «только в
отдельных случаях» служит своеобразными
опознавательными признаками или
сигналами фактов или результатов (игры
с обручами);для
понятия факта необходимо сопоставить
его с другими фактами, создать систему
рассуждений, т.
е. выполнить некоторые умственные
операции (измерение разными мерами,
счет группами и др.).
Многочисленные
экспериментальные исследования
доказали, что при
выборе метода важным
является учет
содержания формируемых знаний.
Так, при формировании пространственных
и временных представлений ведущими
методами являются дидактические
игры и упражнения (Т.
Д. Рихтерман, О. А. Фунтикова и др.). При
ознакомлении детей с формой и величиной
наряду с различными игровыми методами
и приемами используются наглядные
и практические.
Место
игрового
методав
процессе обучения оценивается
по-разному.
В последние годы разработана идея
простейшей логической подготовки
дошкольников, введения их в область
логико-математических представлений
(свойства, операции с множествами) на
основе использования специальной серии
«обучающих» игр (А. А. Столяр). Эти игры
ценны тем, что они актуализируют скрытые
интеллектуальные возможности детей,
развивают их (Б. П. Никитин).
Обеспечить
всестороннюю математическую подготовку
детей
все-таки удается при
умелом сочетании игровых методов и
методов прямого обучения.
Хотя понятно, что игра увлекает детей,
не перегружает их умственно и физически.
Постепенный переход от интереса детей
к игре к интересу к учению совершенно
естествен.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Математическое
развитие детей дошкольного возраста
осуществляется как в результате
приобретения ребенком знаний в
повседневной жизни (прежде всего в
результате общения со взрослым),так
и путем целенаправленного обучения на
занятиях по формированию элементарных
математических знаний. Именно
элементарные математические знания и
умения детей следует рассматривать как
главное средство математического
развития .
Г.С.Костюк доказал,
что в процессе обучения у детей развивается
способность точнее и полнее воспринимать
окружающий мир, выделять признаки
предметов и явлений, раскрывать их
связи, замечать
свойства,интерпретироватьнаблюдаемое;формируются
мыслительные действия, приемы
умственной деятельности,создаются
внутренние условия для перехода к
новым формам памяти, мышления и
воображения.
Психологические
экспериментальные исследования и
педагогический опыт свидетельствуют
о том, что благодарясистематическому
обучению дошкольников математике у них
формируются
сенсорные,перцептивные,мыслительные,вербальные,мнемические
и другие компоненты общих и специальных
способностей.В исследованиях
В.В.Давыдова,Л.В.Занкова и других
доказано,что задатки индивида превращаются
в конкретные способности посредством
учения. Разница в уровнях развития
детей, как показывает опыт, выражается
главным образом в том, какими темпами
и скакими успехами они овладевают
знаниями.
Однако при всем
важном значении обучения в психическом
развитии личности последнее нельзя
сводить к учению. Развитие не исчерпывается
теми изменениями личности, которые
являются прямым следствием
обучения(Г.С.Костюк).Оно характеризуется
теми «умственными поворотами»,которые
происходят в голове ребенка,когда он
научаетсяискусству говорить,
читать,считать, усваивает
социальныйопыт,передаваемый ему
взрослым(И.И.Сеченов).
Как показывают
исследования(А.В.Запорожец,Д.Б.Эль-конин,В.В.Давыдов
и др.), развитие идет далее того, что
усваивается в тот или иной момент
обучения.В процессе обучения и под
влиянием обучения происходит
целостное,прогрессирующее изменение
личности, ее взглядов,
чувств,способностей.Благодаря
обучению расширяются возможности
67
дальнейшего усвоения
нового,более сложного материала,создаются
новые резервы обучения.
Между обучением и
развитием существует взаимная
связь.Обучение активно содействует
развитию ребенка,но и само значительно
опирается на его уровень развития . В
этом процессе многое зависит от того,
насколько обучение нацелено на развитие
.
Обучение может
по-разному развивать ребенка в зависимости
от его содержания и методов. Именно
содержание и его структура являются
гарантами математического развития
ребенка.
В методике вопрос«чему
учить?»всегда был и остается одним из
основных вопросов. Давать ли детям
основы научных знаний, вооружать ли
их только набором конкретныхумений,при
помощи которых они имели бы некоторую
практическую ориентировку,— это
важная проблема дидактикидетского
сада.
Содержание
математического развития отражено в
Программе обучения детей математике,и
условно можно его разделить на три
направления:представления и
понятия;зависимости и
отношения;математические действия.
Отобрать познавательный
материал для изучения с учетом его
значимости и в соответствии с возможностями
детей— дело весьма непростое.Содержание
обучения, т. е .программа по формированию
элементов математики,отрабатывалось
на протяжении многих лет, В последние
50лет этот процесс осуществлялся на базе
экспериментальных
исследований(А.МЛеушина,В.В.Даншгова,Т.В.Тарунтаева,РЛ.Бе-резина,Г.А.Корнеева,Н.И.Непомнящаяидр.).
Подсодержаниемобучения
понимаются объем и характер знаний,
умений и навыков, которыми должны
овладеть дети в процессе организации
разных видов деятельности.
Анализ
различных(вариативных)программ по
математике в детском саду позволяет
заключить, что основным в ихсодержании
является достаточно разнообразный круг
представлений и понятий:количество,число,
множество,подмножество,величина,
мера,форма предмета и геометрические
фигуры; представления и понятия о
пространстве(направление,расстояние,взаимное
расположение предметов впространстве)и
времени (единицы измерения времени,
некоторые его особенности).
При этом важно
подчеркнуть,что каждое математическое
понятие формируется постепенно,поэтапно,
по линей-
68
но-концентрическому
принципу. Разные математические понятия
тесно связаны между собой.Так, в работе
с детьми четвертого года жизни основное
внимание уделяется формированию
знаний о множестве.Дети учатся
сравнивать«контрастные» и
«смежные»множества(много
и один;больше
(меньше)на
один). В дальнейшем,в группах
пятого,шестого,седьмого годов жизни,
знания о множестве углубляются:дети
сравнивают множество элементов по
количеству составляющих,делят
множество на подмножества,устанавливая
зависимости между целым и его частями,
и т.п.
На основе представлений
о множестве у детей формируются
представления и понятия о числах и
величинах и т.д. Усваивая понятия о
числах,ребенок учится абстрагироватьколичественные
отношения от всех других особенностей
элементов множества(величина,
цвет,форма). Это требует от ребенка
умения выделять отдельные свойства
предметов,сравнивать,обобщать, делать
выводы.
Формирование понятий
о величине тесно связано с развитием
у детей числовых представлений.Сформированностьоценок
величины, знаний о числе позитивно
влияет на формирование знаний о форме
предметов (у квадрата 4 стороны,все
стороны равны, а у прямоугольника—
только противоположные и т.д.).
В
дошкольном возрасте основные математические
понятия вводятся описательно.Так,
при ознакомлении с числом дети упражняются
в счете конкретных предметов,реальных
и нарисованных(считают девочек и
мальчиков,зайчиков и лисичек,круги и
квадраты),попутно знакомятся с простейшими
геометрическими фигурами, без всяких
определений и даже описаний этих
понятий.Точно так же дети усваивают
понятия: больше,меньше;
один,два, три; первый,второй,последний
и
т.д.
Каждое понятие
вводится наглядно, путем созерцанияконкретных
предметов или практического оперирования
ими.
В период дошкольного
детства, как отмечают Н.Н.Поддья-ков,А.А.Столяр
и другие, имеется достаточно обширная
область«предпонятийных»,«житейских»понятий.
Содержание«житейских»понятий очень
расплывчато,диффузно, оно охватывает
самые различные формы, предшествующие
настоящим понятиям. Тем не менее
«житейские понятия» важныдля
математического развития ребенка.
Специфическая
особенность«житейских понятий»
такова,что они построены на основе
обобщения признаков предметов,существенных
с точки зрения каких-либо нужд че-
69
ловека,выполнения
им различных видов практической
деятельности.
Интересные данные
в этом плане были получены
З.М.Богуславской(1955), изучавшей
особенности формированияобобщений у
детей различных дошкольных возрастов
в процессе дидактической игры. У
младших дошкольников познавательная
деятельность была подчинена решению
той или иной конкретной игровой задаче
и обслуживала ее. Дети усваивали лишь
те сообщаемые им сведения,которые
былинеобходимы для достижения
определенного практическогоэффекта в
игре. Усвоение знаний носило утилитарный
характер.Приобретаемые знания тут
же применялись для выполнения заданной
группировки картинок.
У старших дошкольников
познавательная деятельность в процессе
дидактических игр выходила за рамки
лишь непосредственного обслуживания
практических задач, теряя сугубо
эмпирический характер, и выступала уже
в форме развернутой содержательной
деятельности с характернымиспецифическими
способами осуществления.В результате
формируемые у детей представления
и понятия достаточно полно и адекватно
отражали определенный круг явлений.
Другим направлением
в обучении дошкольников математике
является ознакомление их с рядом
математических зависимостей и
отношений.Например, дети осознают
некоторые отношения между предметными
множествами(равно-численность—
неравночисленность),отношение порядка
в натуральном ряду, временные
отношения;зависимости между свойствами
геометрических фигур, между величиной,мерой
и результатом измерения и др.
Особо следует
выделить требования к формированию у
детей определенных математических
действий:накладывание,прикладывание,пересчитывание,отсчитывание,измерение
и т.д. Именно овладение действиями
оказывает наибольшее влияние на
развитие .
В методике выделяются
две группы математических действий:
основные:счет,
измерение,вычисления;
дополнительные:пропедевтические,сконструированные
в дидактических целях; практическое
сравнение,наложение,приложение(А.М.Леушина);уравнивание
и комплектование;сопоставление(В.ВДавыдов,Н.
И .Непомнящая).
Как видим,
содержание«предматематической»подготовкив
детском саду имеет свои особенности.Они
объясняются:спецификой математических
понятий;
70
традициями в обучении
дошкольников ;требованиями современной
школы к математическому развитию
детей(А.А.Столяр).
Учебный материал
запрограммирован так, чтобы на основе
уже усвоенных более простых знаний и
способов деятельности у детей
формировались новые, которые в свою
очередь будут выступать предпосылкой
становления сложных знаний и умений,и
т.д.
В процессе обучения
наряду с формированием у детей
практических действий формируются
также познавательные(умственные)действия,
которыми без помощи взрослых ребенок
овладеть не может. Именно умственным
действиям принадлежит ведущая
роль,так как объектом познания вматематике
являются скрытые количественные
отношения,алгоритмы,взаимосвязи.
Весь процесс
формирования элементов математики
непосредственно связан с усвоением
специальной терминологии.Слово
делает понятие осмысленным,подводит к
обобщениям,к абстрагированию.
Особое место в
реализации содержания обучения(программных
задач) занимает планирование
учебно-воспитательной работы на
занятиях и вне их в форме перспективного
и календарного плана. Значительную
помощь в работе воспитателя могут
оказать ориентировочные перспективные
планы;планы-конспекты занятий по
математике.Эти планы иконспекты
воспитатель должен использовать именно
какориентировочные,при этом следует
постоянно сопоставлятьих содержание
с уровнем математического развития
детейданной группы.
План-конспект занятий
по математике включает следующие
структурные компоненты:тема
занятия;программныезадачи(цели);
активизация словаря детей;дидактическийматериал;ход
занятия(методические приемы, использование
их в разных частях занятия),итог.
Воспитатель проводит
занятия в соответствии с планом. Каждое
занятие независимо от его длительности
и формы проведения— это организационно,логически
и психологически завершенное целое.
Организационная целостность и
завершенность занятия заключаются в
том, что оно начинается и заканчивается
в четко отведенное для этого время.
Логическая целостность
заключается в содержании занятия,в
логических переходах от одной части
занятия к другой.
71
Психологическая
целостность характеризуется достижением
цели, чувством удовлетворения,желанием
продолжать работу дальше.
Упражнения
для самопроверки
математике
интеллектуальное
В
процессе обучения детей… осуществляется
их … , в частности математическое ,
развитие .
математических
познавательные
математического
средство
базу
математике
развития
государственный
В
дошкольный период дети овладеваютдостаточно
большим объемом… понятий, приобретают
практические и … умения.
Содержание
обучения рассматривается в методике
… развития детей прежде всего как …,
ведущее к накоплению знаний,умений
и к тем внутренним изменениям,которые
составляют… , основу развития .В
выборе конкретного содержания обучения
…воспитатель должен ориентироваться
на Программу… и воспитание детей,
отражающую… стандарт знаний дошкольников
и действительный уровень их в данной
группе.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
19.05.20156.22 Mб33Э. Гидденс sociology.pdf
- #
- #
- #
- #
Источник