Содержание методы математического развития ребенка дошкольного возраста

Содержание методы математического развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Малыши
постигают то содержание математической
направленности, которое в современной
методике развития математических
представлений детей дошкольного возраста
именуется предматематикой.
Это содержание обеспечивает развитие
мышления, освоение логико-математических
представлений и способов познания.

Содержание
предматематики

направлено на развитие важнейших
составляющих личности ребенка — его
интеллекта и интеллектуально-творческих
способностей.

Результатами
освоения предматематики являются не
только знания, представления и элементарные
понятия, но и общее развитие познавательных
процессов. Способности к абстрагированию,
анализу, сравнению, обобщению, сериации
и классификации, умение сравнивать
предметы и явления, выяснять закономерности,
обобщать, конкретизировать и упорядочивать
являются важнейшей составляющей
логико-математического опыта ребенка,
который дает ему возможность самостоятельно
познавать мир.

Освоенные
математические представления,
логико-математические средства и способы
познания (эталоны, модели, речь, сравнение
и др.) составляют первоначальный
логико-математический опыт ребенка.
Этот опыт является началом познания
окружающей действительности, первым
вхождением в мир математики.

Целью
и результатом педагогического содействия
математическому развитию детей

дошкольного возраста является развитие
интеллектуально-творческих способностей
детей через освоение ими логико-математических
представлений и способов познания.

Задачи
математического развития в дошкольном
детстве

определены с учетом закономерностей
развития познавательных процессов и
способностей детей дошкольного возраста,
особенностей становления познавательной
деятельности и развития личности ребенка
в дошкольном детстве. Выполнение этих
задач должно обеспечивать реализацию
принципа преемственности в развитии и
воспитании ребенка на дошкольной и
начальной школьной ступенях образования.

Основными
задачами математического развития
детей дошкольного возраста

являются:

— развитие у детей
логико-математических представлений
(представлений о математических свойствах
и отношениях предметов, конкретных
величинах, числах, геометрических
фигурах, зависимостях и закономерностях);

— развитие сенсорных
(предметно-действенных) способов познания
математических свойств и отношений:
обследование, сопоставление, группировка,
упорядочение, разбиение;

— освоение детьми
экспериментально-исследовательских
способов познания математического
содержания (воссоздание, экспериментирование,
моделирование, трансформация);

— развитие у детей
логических способов познания математических
свойств и отношений (анализ, абстрагирование,
отрицание, сравнение, обобщение,
классификация, сериация)’;

— овладение детьми
математическими способами познания
действительности: счет, измерение,
простейшие вычисления;

— развитие
интеллектуально-творческих проявлений
детей: находчивости, смекалки, догадки,
сообразительности, стремления к поиску
нестандартных решений задач;

— развитие точной,
аргументированной и доказательной
речи, обогащение словаря ребенка;

— развитие активности
и инициативности детей;

— воспитание
готовности к обучению в школе: развитие
самостоятельности, ответственности,
настойчивости в преодолении трудностей,
координации движений глаз и мелкой
моторики рук, умений самоконтроля и
самооценки.

Содержание
математического развития детей
дошкольного возраста

определяется, наряду с целями и задачами,
следующими важными
факторами
.

Личностно-развивающая
направленность

содержания математического развития
дошкольников должна являться эффективным
средством
развития
интеллектуально-творческих способностей
ребенка и содействовать
развитию важнейшего личностного качества
самостоятельности
в решении интеллектуальных задач.

Направленность
математического содержания
,
которое осваивает ребенок в дошкольном
возрасте, является социализирующей.
Накопленный логико-математический опыт
ребенка обязательно станет его значимым
личностным приобретением, если обеспечит
ситуацию успеха в разных видах
деятельности, требующих проявления
интеллектуально-творческих способностей.

Содержание
математического развития

дошкольников пропедевтично.
Осваиваемое ребенком содержание должно
позволить ему на чувственном, а затем
и логическом уровне познать некоторые
стороны действительности и развить те
структуры мышления, на основе которых
впоследствии будут формироваться
основные математические понятия.

Осваиваемое
содержание

должно соответствовать
возрастным и индивидуальным возможностям

дошкольников, быть ориентированным на
зону их ближайшего развития.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Разные
науки используют понятие метода в связи
со своей спецификой. Так, философская
наука трактует метод
(греч.
metodos
буквально «путь к чему-то») в самом общем
значении как способ достижения цели,
определенным обра­зом упорядоченная
деятельность.

Метод
есть
способ
воспро­изведения, средство познания
изучаемого предмета
.
В основе методов лежат объективные
законы действительности. Метод неразрывно
связан с теорией.

В
педагогике

метод
характеризуется как целенаправлен­ная
система действий воспитателя и детей
,
соответствую­щих целям обучения,
содержанию учебного материала, са­мой
сущности предмета, уровню умственного
развития ре­бенка.

В
теории и методике математического
развития

детей термин «метод»
употребляется в
двух смыслах
:
широком и узком. Метод может обозначать
исторически сложившийся подход к
математической подготовке детей в
детском саду (монографический,
вычислительный и метод взаимно-об­ратных
действий).

В
педагогике

существует концепция,
которая базируется на использовании
одного
метода (монометода).

К такой кон­цепции относится теория
поэтапного формирования умст­венной
деятельности (П. Я. Гальперин, Н. Ф.
Талызина). Процесс формирования
деятельности рассматривается авто­рами
как процесс передачи социального опыта.
Это проис­ходит не исключительно
путем взаимодействия учителя с учащимися,
а скорее через интериоризацию
соответствую­щей деятельности,
формирование ее сначала во внешней
ма­териальной форме, а затем
преобразование во внутреннюю психическую
деятельность.

Однако
форсирование какого-либо одного метода
обуче­ния не получило должного
подтверждения на практике. Наиболее
рациональным
,
как показывает опыт, является со­четание
разнообразных методов
.

При
выборе методов учитываются
:

  • цели,
    задачи обучения;

  • содержание
    формируемых знаний на данном этапе;

  • возрастные
    и индивидуальные особенности детей;

  • наличие
    необходимых дидактических средств;

  • личное
    отношение воспитателя к тем или иным
    методам;

  • конкретные
    условия, в которых протекает процесс
    обуче­ния и др.

Теория
и практика обучения накопила определенный
опыт
использования разных методов обучения
в работе с деть­ми дошкольного возраста.
При
этом классификация методов используется
с опорой на средства обучения.

В
начале XX в
.
классификация
методов

в основном осуществлялась по
источнику получения знаний

— это были словесные,
на­глядные, практические методы
.

Практические
методы
(упражнения,
опыты, продуктивная деятельность)
наиболее соответствуют возрастным
особен­ностям и уровню развития
мышления дошкольников. Сущ­ностью
этих методов является выполнение детьми
действий, которые состоят из рада
операций. Например, счет предметов:
называть числительные по порядку,
соотносить каждое числи­тельное с
отдельным предметом, показывая на него
пальцем или останавливая взгляд на нем,
последнее числительное соот­носить
со всем количеством, запоминать итоговое
число.

Однако
излишнее использование практических
методов, задержка на уровне практических
действий может отрицатель­но сказываться
на развитии ребенка.

Практические
методы характеризуются прежде всего
са­мостоятельным выполнением действий,
применением ди­дактического материала.
На базе практических действий у ребенка
возникают первые представления о
формируемых знаниях. Практические
методы обеспечивают выработку умений
и навыков, позволяют широко использовать
приоб­ретенные умения в других видах
деятельности.

Наглядные
и словесные методы
в
обучении математике не яв­ляются
самостоятельными. Они сопутствуют
практическим и игровым методам. Но это
отнюдь не умаляет их значения в
ма­тематическом развитии детей.

К
наглядным методам обучения

относятся: демонстра­ция объектов и
иллюстраций, наблюдение, показ,
рассмат­ривание таблиц, моделей.

К
словесным методам

относятся: рассказывание, беседа,
объяснение, пояснения, словесные
дидактические игры. Часто на одном
занятии используются разные методы в
разном их сочетании.

Составные
части метода

называются методическими
приемами
.

Основными
из них, используемыми на занятиях по
математике
,
являются: накладывание, прикладывание,
дидактичекие игры, сравнение, указания,
вопросы к детям, обследование и т.
д.

Между
методами и методическими приемами
,
как изве­стно, возможны взаимопереходы.
Так, дидактическая игра может быть
использована как метод, особенно в
работе с младшими детьми, если воспитатель
с помощью игры фор­мирует знания и
умения, но может — и как дидактический
прием, когда игра используется, например,
с целью повыше­ния активности детей
(«Кто быстрее?», «Наведи порядок»).

Широко
распространенным

является методический
прием — показ
.
Этот прием является демонстрацией, он
может характеризоваться как
наглядно-практически-дей­ственный.

К
показу

предъявляются определенные
требова­ния
:
четкость и расчлененность; согласованность
действия и слова; точность, краткость,
выразительность речи.

Одним
из существенных словесных
приемов

в обучении детей математике является
инструкция,
отражающая суть той деятельности,
которую предстоит выполнить детям. В
стар­шей группе инструкция носит
целостный характер, дается до выполнения
задания. В младшей группе инструкция
должна быть короткой, нередко дается
по ходу выполнения действий.

Особое
место в методике обучения математике
занимают вопросы
к детям
.
Они могут быть репродуктивно-мнемические,
репродуктивно-познавательные,
продуктивно-позна­вательные
.
При этом вопросы должны быть точными,
конк­ретными, лаконичными. Для них
характерна логическая по­следовательность
и разнообразие формулировок. В процессе
обучения должно быть оптимальное
сочетание репродуктив­ных и продуктивных
вопросов в зависимости от возраста
де­тей, изучаемого материала. Вопросы
ценны тем, что они обеспечивают развитие
мышления. Следует избегать под­сказывающих
и альтернативных вопросов.

Система
вопросов и ответов детей

в педагогике называется беседой.
В ходе беседы воспитатель следит за
правильным ис­пользованием детьми
математической терминологии, гра­мотностью
речи. Это сопровождается различными
пояснени­ями. Благодаря пояснениям
уточняются непосредственные восприятия
детей. Например, воспитатель учит детей
обсле­довать геометрическую фигуру
и при этом поясняет: «Возьми­те фигуру
в левую руку — вот так, указательным
пальцем пра­вой руки обведите, покажите
стороны квадрата (прямоуголь­ника,
треугольника), они одинаковы. У квадрата
есть углы. Покажите углы». Или другой
пример. Воспитатель учит детей измерению,
показ практических действий сопровождает
по­яснениями, как следует наложить
меру, обозначить ее конец, снять ее,
снова наложить. Потом показывает и
рассказывает, как подсчитываются меры.

Чем
старше дети
,
тем большее
значение

в их обучении имеют проблемные
вопросы

и проблемные
ситуации
.

Проб­лемные
ситуации

возникают тогда, когда:

  • связь
    между фактом и результатом раскрывается
    не сразу, а постепенно. При этом возникает
    вопрос: что это такое? (опускаем разные
    предметы в воду: одни тонут, а другие —
    нет);

  • после
    изложения некоторой части материала
    ребенку необходимо сделать предположение
    (эксперимент с теп­лой водой, таянием
    льда, решение задач);

  • использование
    слов «иногда», «некоторые», «только в
    от­дельных случаях» служит своеобразными
    опознаватель­ными признаками или
    сигналами фактов или результатов (игры
    с обручами);

  • для
    понятия факта необходимо сопоставить
    его с другими фактами, создать систему
    рассуждений, т.
    е. выполнить некоторые умственные
    операции (измерение разными мерами,
    счет группами и др.).

Многочисленные
экспериментальные исследования
дока­зали, что при
выборе метода важным

является учет
содержания формируемых знаний
.
Так, при формировании пространствен­ных
и временных представлений ведущими
методами явля­ются дидактические
игры и упражнения (Т.
Д. Рихтерман, О. А. Фунтикова и др.). При
ознакомлении детей с формой и величиной
наряду с различными игровыми методами
и прие­мами используются наглядные
и практические.

Место
игрового
метода
в
процессе обучения оценивается
по-разному
.
В последние годы разработана идея
простейшей логической подготовки
дошкольников, введения их в область
логико-математических представлений
(свойства, операции с множествами) на
основе использования специальной серии
«обучающих» игр (А. А. Столяр). Эти игры
ценны тем, что они актуализируют скрытые
интеллектуальные возможности де­тей,
развивают их (Б. П. Никитин).

Обеспечить
всестороннюю математическую подготовку
детей

все-таки удается при
умелом сочетании игровых мето­дов и
методов прямого обучения
.
Хотя понятно, что игра увлекает детей,
не перегружает их умственно и физически.
Постепенный переход от интереса детей
к игре к интересу к учению совершенно
естествен.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Математическое
развитие детей дошкольного возраста
осу­ществляется как в результате
приобретения ребенком зна­ний в
повседневной жизни (прежде всего в
результате обще­ния со взрослым),так
и путем целенаправленного обучения на
занятиях по формированию элементарных
математичес­ких знаний. Именно
элементарные математические знания и
умения детей следует рассматривать как
главное средство математического
развития .

Г.С.Костюк доказал,
что в процессе обучения у детей развивается
способность точнее и полнее воспринимать
ок­ружающий мир, выделять признаки
предметов и явлений, раскрывать их
связи, замечать
свойства,интерпретироватьнаблюдаемое;формируются
мыслительные действия, при­емы
умственной деятельности,создаются
внутренние усло­вия для перехода к
новым формам памяти, мышления и
воображения.

Психологические
экспериментальные исследования и
пе­дагогический опыт свидетельствуют
о том, что благодарясистематическому
обучению дошкольников математике у них
формируются
сенсорные,перцептивные,мыслительные,вербальные,мнемические
и другие компоненты общих и специальных
способностей.В исследованиях
В.В.Давыдова,Л.В.Занкова и других
доказано,что задатки индивида пре­вращаются
в конкретные способности посредством
учения. Разница в уровнях развития
детей, как показывает опыт, выражается
главным образом в том, какими темпами
и скакими успехами они овладевают
знаниями.

Однако при всем
важном значении обучения в психичес­ком
развитии личности последнее нельзя
сводить к учению. Развитие не исчерпывается
теми изменениями личности, которые
являются прямым следствием
обучения(Г.С.Кос­тюк).Оно характеризуется
теми «умственными поворотами»,которые
происходят в голове ребенка,когда он
научаетсяискусству говорить,
читать,считать, усваивает
социальныйопыт,передаваемый ему
взрослым(И.И.Сеченов).

Как показывают
исследования(А.В.Запорожец,Д.Б.Эль-конин,В.В.Давыдов
и др.), развитие идет далее того, что
усваивается в тот или иной момент
обучения.В процессе обу­чения и под
влиянием обучения происходит
целостное,про­грессирующее изменение
личности, ее взглядов,
чувств,спо­собностей.Благодаря
обучению расширяются возможности

67

дальнейшего усвоения
нового,более сложного материала,создаются
новые резервы обучения.

Между обучением и
развитием существует взаимная
связь.Обучение активно содействует
развитию ребенка,но и само значительно
опирается на его уровень развития . В
этом про­цессе многое зависит от того,
насколько обучение нацелено на развитие
.

Обучение может
по-разному развивать ребенка в зависи­мости
от его содержания и методов. Именно
содержание и его структура являются
гарантами математического развития
ребенка.

В методике вопрос«чему
учить?»всегда был и остается одним из
основных вопросов. Давать ли детям
основы науч­ных знаний, вооружать ли
их только набором конкретныхумений,при
помощи которых они имели бы некоторую
прак­тическую ориентировку,— это
важная проблема дидактикидетского
сада.

Содержание
математического развития отражено в
Про­грамме обучения детей математике,и
условно можно его разделить на три
направления:представления и
понятия;за­висимости и
отношения;математические действия.

Отобрать познавательный
материал для изучения с уче­том его
значимости и в соответствии с возможностями
де­тей— дело весьма непростое.Содержание
обучения, т. е .про­грамма по формированию
элементов математики,отрабаты­валось
на протяжении многих лет, В последние
50лет этот процесс осуществлялся на базе
экспериментальных
исследо­ваний(А.МЛеушина,В.В.Даншгова,Т.В.Тарунтаева,РЛ.Бе-резина,Г.А.Корнеева,Н.И.Непомнящаяидр.).

Подсодержаниемобучения
понимаются объем и характер знаний,
умений и навыков, которыми должны
овладеть дети в процессе организации
разных видов дея­тельности.

Анализ
различных(вариативных)программ по
математи­ке в детском саду позволяет
заключить, что основным в ихсодержании
является достаточно разнообразный круг
пред­ставлений и понятий:количество,число,
множество,под­множество,величина,
мера,форма предмета и геометричес­кие
фигуры; представления и понятия о
пространстве(на­правление,расстояние,взаимное
расположение предметов впространстве)и
времени (единицы измерения времени,
не­которые его особенности).

При этом важно
подчеркнуть,что каждое математичес­кое
понятие формируется постепенно,поэтапно,
по линей-

68

но-концентрическому
принципу. Разные математические по­нятия
тесно связаны между собой.Так, в работе
с детьми четвертого года жизни основное
внимание уделяется форми­рованию
знаний о множестве.Дети учатся
сравнивать«кон­трастные» и
«смежные»множества(много
и один;больше
(меньше)
на
один). В дальнейшем,в группах
пятого,шесто­го,седьмого годов жизни,
знания о множестве углубляют­ся:дети
сравнивают множество элементов по
количеству со­ставляющих,делят
множество на подмножества,устанавли­вая
зависимости между целым и его частями,
и т.п.

На основе представлений
о множестве у детей формиру­ются
представления и понятия о числах и
величинах и т.д. Усваивая понятия о
числах,ребенок учится абстрагироватьколичественные
отношения от всех других особенностей
эле­ментов множества(величина,
цвет,форма). Это требует от ребенка
умения выделять отдельные свойства
предметов,срав­нивать,обобщать, делать
выводы.

Формирование понятий
о величине тесно связано с раз­витием
у детей числовых представлений.Сформированностьоценок
величины, знаний о числе позитивно
влияет на фор­мирование знаний о форме
предметов (у квадрата 4 сторо­ны,все
стороны равны, а у прямоугольника—
только про­тивоположные и т.д.).

В
дошкольном возрасте основные математические
поня­тия вводятся описательно.Так,
при ознакомлении с числом дети упражняются
в счете конкретных предметов,реальных
и нарисованных(считают девочек и
мальчиков,зайчиков и лисичек,круги и
квадраты),попутно знакомятся с про­стейшими
геометрическими фигурами, без всяких
определе­ний и даже описаний этих
понятий.Точно так же дети усва­ивают
понятия: больше,меньше;
один,два, три; первый,вто­рой,последний
и
т.д.

Каждое понятие
вводится наглядно, путем созерцанияконкретных
предметов или практического оперирования
ими.

В период дошкольного
детства, как отмечают Н.Н.Поддья-ков,А.А.Столяр
и другие, имеется достаточно обширная
об­ласть«предпонятийных»,«житейских»понятий.
Содержание«житейских»понятий очень
расплывчато,диффузно, оно ох­ватывает
самые различные формы, предшествующие
настоя­щим понятиям. Тем не менее
«житейские понятия» важныдля
математического развития ребенка.

Специфическая
особенность«житейских понятий»
тако­ва,что они построены на основе
обобщения признаков пред­метов,существенных
с точки зрения каких-либо нужд че-

69

ловека,выполнения
им различных видов практической
дея­тельности.

Интересные данные
в этом плане были получены
З.М.Бо­гуславской(1955), изучавшей
особенности формированияобобщений у
детей различных дошкольных возрастов
в про­цессе дидактической игры. У
младших дошкольников позна­вательная
деятельность была подчинена решению
той или иной конкретной игровой задаче
и обслуживала ее. Дети ус­ваивали лишь
те сообщаемые им сведения,которые
былинеобходимы для достижения
определенного практическогоэффекта в
игре. Усвоение знаний носило утилитарный
ха­рактер.Приобретаемые знания тут
же применялись для вы­полнения заданной
группировки картинок.

У старших дошкольников
познавательная деятельность в процессе
дидактических игр выходила за рамки
лишь не­посредственного обслуживания
практических задач, теряя сугубо
эмпирический характер, и выступала уже
в форме развернутой содержательной
деятельности с характернымиспецифическими
способами осуществления.В результате
фор­мируемые у детей представления
и понятия достаточно полно и адекватно
отражали определенный круг явлений.

Другим направлением
в обучении дошкольников матема­тике
является ознакомление их с рядом
математических за­висимостей и
отношений.Например, дети осознают
некото­рые отношения между предметными
множествами(равно-численность—
неравночисленность),отношение порядка
в натуральном ряду, временные
отношения;зависимости меж­ду свойствами
геометрических фигур, между величиной,ме­рой
и результатом измерения и др.

Особо следует
выделить требования к формированию у
детей определенных математических
действий:накладыва­ние,прикладывание,пересчитывание,отсчитывание,изме­рение
и т.д. Именно овладение действиями
оказывает наи­большее влияние на
развитие .

В методике выделяются
две группы математических дей­ствий:

основные:счет,
измерение,вычисления;

дополнительные:пропедевтические,сконструиро­ванные
в дидактических целях; практическое
сравнение,на­ложение,приложение(А.М.Леушина);уравнивание
и комп­лектование;сопоставление(В.ВДавыдов,Н.
И .Непомнящая).

Как видим,
содержание«предматематической»подготовкив
детском саду имеет свои особенности.Они
объясняются:спецификой математических
понятий;

70

традициями в обучении
дошкольников ;требованиями современной
школы к ма­тематическому развитию
детей(А.А.Столяр).

Учебный материал
запрограммирован так, чтобы на ос­нове
уже усвоенных более простых знаний и
способов дея­тельности у детей
формировались новые, которые в свою
очередь будут выступать предпосылкой
становления слож­ных знаний и умений,и
т.д.

В процессе обучения
наряду с формированием у детей
прак­тических действий формируются
также познавательные(ум­ственные)действия,
которыми без помощи взрослых ребе­нок
овладеть не может. Именно умственным
действиям при­надлежит ведущая
роль,так как объектом познания вматематике
являются скрытые количественные
отношения,алгоритмы,взаимосвязи.

Весь процесс
формирования элементов математики
не­посредственно связан с усвоением
специальной терминоло­гии.Слово
делает понятие осмысленным,подводит к
обоб­щениям,к абстрагированию.

Особое место в
реализации содержания обучения(про­граммных
задач) занимает планирование
учебно-воспитатель­ной работы на
занятиях и вне их в форме перспективного
и календарного плана. Значительную
помощь в работе воспи­тателя могут
оказать ориентировочные перспективные
пла­ны;планы-конспекты занятий по
математике.Эти планы иконспекты
воспитатель должен использовать именно
какориентировочные,при этом следует
постоянно сопоставлятьих содержание
с уровнем математического развития
детейданной группы.

План-конспект занятий
по математике включает следую­щие
структурные компоненты:тема
занятия;программныезадачи(цели);
активизация словаря детей;дидактическийматериал;ход
занятия(методические приемы, использова­ние
их в разных частях занятия),итог.

Воспитатель проводит
занятия в соответствии с планом. Каждое
занятие независимо от его длительности
и формы проведения— это организационно,логически
и психоло­гически завершенное целое.
Организационная целостность и
завершенность занятия заключаются в
том, что оно на­чинается и заканчивается
в четко отведенное для этого время.

Логическая целостность
заключается в содержании за­нятия,в
логических переходах от одной части
занятия к другой.

71

Психологическая
целостность характеризуется достижени­ем
цели, чувством удовлетворения,желанием
продолжать ра­боту дальше.

Упражнения
для самопроверки

математике
интеллектуальное

В
процессе обучения детей… осуще­ствляется
их … , в частности математи­ческое ,
развитие .

математических
познавательные

математического
средство

базу

математике

развития
государственный

В
дошкольный период дети овладеваютдостаточно
большим объемом… понятий, приобретают
практические и … умения.

Содержание
обучения рассматривает­ся в методике
… развития детей прежде всего как …,
ведущее к накоплению зна­ний,умений
и к тем внутренним измене­ниям,которые
составляют… , основу раз­вития .В
выборе конкретного содержания обучения
…воспитатель должен ориенти­роваться
на Программу… и воспитание де­тей,
отражающую… стандарт знаний дош­кольников
и действительный уровень их в данной
группе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    19.05.20156.22 Mб33Э. Гидденс sociology.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник