Гармоничное развитие ребенка через сказку

Роль сказки в гармоничном развитии ребенка дошкольного возраста

      Особенности развития речевого творчества ребенка в дошкольном возрасте, основные способы приобщения детей к сказке.
Сказки входят в жизнь ребенка в раннем детстве, когда взрослый читает их у кроватки малыша. Со временем они приобретают большое значение в жизни ребенка. Это объясняется тем, что сказки облегчают смену идентификации в зависимости от проблемы, которая в данный момент волнует ребенка. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая информацию о взаимоотношения х людей в обществе. В сказке все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатии ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения собственных сложных и амбивалентных чувств ребенка. Ребенок отождествляет себя с положительными героями сказки Ребенок с чрезвычайной легкостью входит в различные сказочные роли, примеряя их на себя, но, тем не менее, не забывает, что этого не было на самом деле, хотя могло и случиться. Таким образом, проявляется двойственность детских литературных переживаний: ощущение обыденного в волшебном и сказочного реальном. Дети хотят подражать смелым, умным и ловким взрослым людям, но иногда это им не удается. А в сказке можно сделать абсолютно все.

       Маленький ребенок запросто становится победителем и находит выход из разных затруднительных ситуаций. Некоторые сказки обладают лечебным эффектом, помогают побороть детские страхи. Очень часто дети просят прочитать им сказку много — много раз подряд. Каждый раз ребенок переживает сюжет, ставит себя на место разных героев, каждый раз проживает частичку жизни за персонажей. Так он готовит себя к решению проблем, которые могут встать на пути ребенка в дальнейшей жизни.

       Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. Большие и маленькие детские мечты находят свое отражение в сказках, то есть малыш как бы самореализуется по средствам сказочных сюжетов. Всякая сказка – это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в мир таких отношений, которые в реальной жизни ребенок может и не замечать.
      Сказка с животными в главной роли очень близка ребенку эмоционально, по мироощущению, так как ребенок ближе к миру животных и природы, а не к цивилизованному миру людей. «Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят». Эти сказки знакомы детям с младенчества, они воспринимаются детьми, как истории из реальной жизни, хотя почти все персонажи этих сказок – животные. В сказке «Заюшкина избушка» ребенок легко представляет себя на месте смелого петушка, который вроде бы и меньше собаки, медведя и быка, но смелее его, он герой, способный выгнать злодея – лису и помочь слабому зайчику. Для ребенка это реальная история героя. Героя, которому хочется подражать.

      Но было бы ошибкой считать, что все народные сказки можно читать маленьким детям. Народ сочинял сказки не только для обучения детей устоям жизни, но и для развлечения взрослых. Длинными зимними вечерами люди рассказывали друг другу истории для развлечения. Не всегда это были безобидные сказки о колобке. Сказка во многом вобрала в себя взрослый опыт человечества. А в мире есть злые силы, злые существа , свирепые и беспощадные, всегда готовые навредить человеку. И впервые с ними ребенок встречается в сказках. «Баба Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит». В сказках о Бабе Яге много сюжетов, которые могут глубоко ранить детскую психику. Многие сказки не стоит читать даже взрослым людям с неустойчивой психикой. Поэтому, очень важна роль взрослого, выбирающего сказки для детей.

Кроме этого нужно понимать, что не все даже отобранные для детей сказки можно читать детям в любое время суток. Так сказки с ярким сюжетом и множеством приключений хорошо читать в первую половину дня, когда ребенок наиболее активен и способен к большему восприятию, чем в вечернее время.
      Сказка на ночь – это своего рода пожелание спокойной ночи. Сказка на ночь – это общение с малышом на волшебном понятном ему языке, это маленькие уроки жизни. Однако сказка на ночь насыщенная действиями и эмоциями может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить почитать еще.

Читайте также:  Педагог его роль в развитии и воспитании ребенка

Зато динамические сказки прочитанные днем, поселят в малыше интерес к книгам и чтению: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше, какие еще приключения ждут героев дальше. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку.       Книжка с картинками может отвлекать малыша, он будет тянуться разглядывать картинки , переворачивать листы вместо того, чтобы спокойно засыпать. Книжки с картинками — это больше подходит для дневного чтения. Вечернюю сказку лучше рассказывать, а не читать. Прислушайтесь, как звучит сказка, прочитанная вашей бабушкой. Она прочитана тихо и ровно, она успокаивает и убаюкивает малыша. В этот момент для ребенка существует только этот убаюкивающий голос. Это голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ребенок зависит от того, что он услышит и прочувствует перед тем как заснуть.

Если сказка закончилась, а малыш не уснул, можно сразу без перерыва начать петь колыбельную. Скорей всего ребенок даже не заметит перехода. Поэтому сказки лучше выбирать рифмованные. Есть такие сказки у Пушкина и Ершова, есть и народные напевные сказки. Сказки или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми , чтобы успокоить ребенка. А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме.

 Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для малыша вы можете решить вместе с им. Постарайтесь, чтобы это была сказка с хорошим концом и учила тем же ценностям, что и вы сами.

Модель работы со сказкой: 

1. название сказки
2. чтение сказки
3. речевая зарядка
4. беседа по содержанию
5. пересказ сказки (с опорой на наглядность)
6. рассматривание иллюстраций
7. работа с обучающими презентациями
8. создание сказки (продуктивная деятельность)
9. сказка и познание.

Образовательный процесс осуществляется: 
• в ходе непосредственно образовательной деятельности,
• в ходе режимных моментов,
• в процессе совместной деятельности педагога с детьми,
• при организации самостоятельной детской деятельности.
Внутри образовательного  процесса сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса.

• Читаем, рассказываем сказки. При подборе сказок, учитывается возраст детей и особенности их психического развития
• Вовлекаем детей в игры – беседы с куклами-персонажами сказок.. Внесение кукол способствует ведению диалога, проявлению речевой инициативы детьми, творчества.

• В другом варианте, сначала рассказываем сказку, а затем предлагаем ребятам самим попробовать «оживить» её. Вместе с детьми мы рисовали сказку, используя различные техники, лепили из пластилина, солёного теста, делали аппликации из бумаги, ткани, различных нитей. Использовался приём раскрашивания эпизодов сказки с применением цветного песка, подкрашенной манки.

• От рассматривания иллюстраций, когда дети «схватывают» внешний признак героев, постепенно переходим к простейшему моделированию. Для плавного перехода используем дидактические игры «Кого я загадала?», «Назови, какой?». Кроме того, ведём работу с мнемотаблицами.

• Работу такого рода часто сопровождаем показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам.

• Играя в сказку, используем различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью пальчиков. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.

• Образовательный процесс выстраиваем, используя принцип интеграции образовательных областей

• Для развития памяти, логического мышления, внимания, воображения предлагаем детям различные творческие задания и дидактические игры, пазлы, кубики со сказочными сюжетами.

• Широко используем сказки при формировании целостной картины мира. Из сказок народных и авторских дети узнают почему и как зимой спит медведь, кто живёт в лесу и т.д.

• Уже стало традицией включать сюжеты сказок в различные режимные моменты: умываемся, одеваемся, засыпаем, просыпаемся вместе со сказкой. Динамические паузы, упражнения на релаксацию подбираются с учётом сказочного материала в рамках комплексно-тематического планирования.

     Сказка важна не только для познания окружающего мира, но и как воспитательный момент. В сказках есть предостережения, поучительная мораль, демонстрация положительного стиля поведения.

Читайте также:  Методика развития ребенка в возрасте

 Например, в «Сказке про сестрицу Аленушку и братца Иванушку»:

 1. Слушайся старших.

2. Воду из незнакомых водоемов пить нельзя. Сказки «Морозко» и Крошечка-хаврошечка» указывают на ценность вежливости, доброго отношения к людям, трудолюбия, уважения к старшим.

     Способность наделять предметы и явления сверхъестественными качествами, полностью верить в одушевленность неживой природы является характерной чертой детской психики. Для ребенка значимые предметы и природные явления — живые, т.е. существа, наделенные душой и способностью понимать. Таким ребенок воспринимает этот мир, познает его особенности, живет в нем.
На протяжении всей жизни мы склонны верить, что добро побеждает зло, а несправедливость будет наказана. Эту надежду мы впитали еще в детстве, когда слушали сказки. Ведь этот принцип является их основным постулатом.
Сказка ложь, да в ней намек — добру молодцу урок», — актуальны и справедливы эти слова Пушкина.

     Действительно в каждой сказке есть жизненный урок для ребенка. Тем более, что сказка иносказательна и метафорична, полна чудес и неожиданностей, а это так близко мироощущению ребенка. Поэтому именно через сказки дети быстрее и с большим интересом усваивают нормы, правила и традиции.

Левашова Ирина Владимировна

ГБДОУ №9 комбинированного вида

Пушкинского района

г Санкт-Петербурга

2015г.

Выступление на семинаре

по теме:

Роль сказки в гармоничном развитии ребенка

 дошкольного возраста

Воспитатель:

Левашова Ирина Владимировна

ГБДОУ №9 комбинированного вида

Пушкинского района

г Санкт-Петербург

2015

Источник

Управление образования

Департамента по социальной политике

Администрации городского округа Саранск

 МУ «Информационно- методический центр»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 68

Консультация для воспитателей

«Гармоничное развитие личности

дошкольника через сказкотерапию»

                                                         Подготовила: воспитатель

                                                              Высшей  квалификационной  

                                                        категории Пьянзина Е.П.

Саранск

Сказочный мир, наполненный чудесами и тайнами, всегда привлекает детей. Дети очень любят сказки, потому что в них – «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь» (А. Менегетти). Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказку ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра и справедливости.

В общей основе развития личности человека  лежит его умение  владеть  речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка, в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность. Дети, чаще испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от сверстников, склонных к положительным переживаниям. Высокий уровень развития речи у взрослого человека, отражает его высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого-либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом. Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому психологу, воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

Мы, в нашем детском саду, в объеме программы «Социально-личностное развитие дошкольника» используем цикл  занятий сказкотерапии. Особенность  его состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. В предлагаемых «сказочных»  занятиях мало видимой работы над словом. Но есть работа невидимая, незаметная на первый взгляд. Именно она готовит почву для развития речи, в том числе и последующей коррекционной работы речевых расстройств. Логопедам известно, как трудно работать с возбудимым,  двигательно расторможенным ребенком или например когда мышцы тела ребенка  невероятно закрепощены…

Читайте также:  Наглядные материалы для развития ребенка

В  предлагаемых на занятиях – «сказках»,  присутствуют игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность. Чередование состояний активности и пассивности, что повышает гибкость и подвижность нервных процессов, развивает моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.

Сказкотерапия —  деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, в другом — рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.

Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. С учетом индивидуальных особенностей детей следует начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности.

 Занятия по сказкотерапии, в объеме программы «Социально-личностное развитие дошкольника» в нашем детском саду мы проводим один раз в неделю. Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи детей. Временные рамки занятий, в отдельных  случаях  могут изменяться,  когда игра эмоционально захватывает детей. Здесь  можно отвести больше времени  на упражнения в напряжении и расслаблении под музыку. Если у дошкольников возникает утомление, следует  прекратить сказкотерапию  и плавно переключить внимание на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки и т.д.

На занятиях, после  двигательной активности, наступает  усталость,  после многократного выполнения  психогимнастических  этюдов. Что приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения. Лишь небольшую часть времени ребята располагаются на стульчиках: при рассказывании сказки взрослым, фантазировании по музыкальной композиции, роли зрителей в игре-драматизации по отдельным эпизодам сказки.

В играх поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, взрослый  просит  детей  рассказать о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно. Между занятиями следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым детям целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера. Дети склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, изображают отрицательные черты характера ,составляют комментарии, истории о таких персонажах. В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи детей.

На занятиях по сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников осуществляется по таким направлениям как активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, произвольность, связная речь. Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе. Они представляют собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.

Многоаспектное  проявлении личности в речи и речи в личности  является целью игр и занятий,  основанных на методе сказкотерапии и вариативном обучении детей перессказыванию,  а также придумыванию собственных сказок. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, сбрасывая спрятанный глубоко в подсознании страх, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть. Подобный подход представляется перспективным, благоприятствующим становлению ребенка как языковой личности, представляющей собой системность его качеств, объективированных в речи, связанных с развитием  коммуникативно-потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении.

Литература.

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. М., 1996.
  2. Вачков И. В  Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапи и. СПб. , 1998.
  4. Манеров В. Х. Психология личности по голосу и речи. СПб. ,  1999.

Источник