Содержание индивидуальной программы развития ребенка

Содержание индивидуальной программы развития ребенка thumbnail

Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно- развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Совместные комплексные коррекционно-развивающие занятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:

1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;

2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.

Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:

1.«Сказкотерапия». Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.

1 «Учим общению».

Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.

Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.

Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.

Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитии строится по следующей схеме:

• выявление таких детей;

• обсуждение на ПМПк;

• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.

Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.

Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.

Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование. Оно может являться:

— одним из этапов подготовки к педсовету;

— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.

Анкета для воспитателей

Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.

1. В чём заключаются ваши трудности?

а) в общении с детьми;

б) в общении с родителями;

в) в общении с коллегами;

г) в организации педагогического процесса;

д) другое…;

2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?

3. По какой причине возникают затруднения в планирование?

а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?

б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?

— по педагогике;

— по психологии;

— по другим наукам (указать каким) (раздел).

4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?

Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?

5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи. При построении занятий соблюдаются основные требования:

— последовательность;

— повторяемость;

— доступность;

создание единых игровых ситуаций.

Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.

Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.

В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.

Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала, что она имеет несколько положительных сторон:

позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.

Индивидуальная коррекционно- развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы. При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Индивидуальная программа развития ребенка

На 200_ – 200_ учебный год

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ дата заполнения

ИПР (название)_или направление развития ___

Состояние здоровья___

___

Выписка из заключения ПМПК ___

Организационно-педагогические условия реализации ИПР:

• Образовательная программа ___

• Инновационные методы и средства ___

• Здоровьесберегающие технологии ___

• Формы контроля и учета достижений ребенка ___

Источник

Индивидуальная
программа развития ребенка в условиях
специальной (коррекционной) школы должна
решать задачи следующего характера:

  • психолого-педагогического
    и медико-социального сопровождения
    обучающихся;

  • адаптации
    ребенка к новым условиям обучения;

  • профилактики
    отставания и нежелательных тенденций
    в личностном развитии, обусловленных
    психической депривацией; предупреждения
    социальной дезадаптации, поведенческих
    нарушений и др.;

  • коррекции
    отклонений в развитии, поведении, учебе
    на основе создания оптимальных условий
    для развития личностного потенциала
    ребенка.

При
составлении индивидуальной программы
развития ребенка используются следующие
методы и приемы
:

  • изучение
    документов, личных дел;

  • знакомство
    с медицинским обследованием, выделение
    неблагополучных этапов в развитии
    ребенка;

  • изучение
    социума (внешкольных связей) ребенка;

  • диагностические
    исследования.

Этапы
составления индивидуальной программы
развития ребенка

Цель
предварительного этапа работы
 –
сбор информации о ребенке.
Цель
диагностического этапа
:
— изучение эмоционально-личностных
особенностей ребенка, определяется его
статус, зоны актуального и ближайшего
развития.
Цель
коррекционно-развивающего этапа:
 —
улучшение психического состояния
обучающихся, коррекция эмоционально-волевой
и познавательной сфер, получение помощи
в социализации и профориентации,
своевременная организация
лечебно-оздоровительных мероприятий.
Цель
заключительного этапа
 –
анализ результатов эффективности
психолого-педагогического и
медико-социального сопровождения
обучающихся в школе-интернате, адаптации
ребенка, коррекционно-развивающей
работы и др.

Динамика
работы

1.
Выявление актуальных проблем ребенка.
2.
Разработка путей поддержки и коррекции. 
3.
Составление индивидуальной программы
сопровождения (адаптации, профилактики
и др.). 
4. Реализация намеченной
программы.

Программа
индивидуального развития 
для
воспитанника специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы-интерната
утверждается на педсовете школы-интерната
(возможно, на заседании школьного ПМПк).
Она состоит из пояснительной записки,
в которой указываются актуальные
проблемы ребенка, цель, задачи, принципы,
желаемые результаты программы развития
обучающегося.

Составление
индивидуальной программы развития
(психолого-педагогического и
медико-социального сопровождения,
адаптационной, профилактической или
коррекционно-развивающей) поможет
логопеду, педагогу-психологу, социальному
педагогу и воспитателю эффективно
реализовать программное содержание.
В Приложении
1 мы
предлагаем один из вариантов Индивидуальной
программы развития учащихся.

Индивидуальная
программа психолого-педагогического
и медико-социального сопровождения

Индивидуальная
программа психолого-педагогического
и медико-социального сопровождения
включает следующие блоки: психологическое
сопровождение, логопедическое
сопровождение, педагогическое
сопровождение, социально-правовое
сопровождение, лечебно-оздоровительное,
а также воспитательное сопровождение.
Цель
психологического сопровождения
 предполагает
коррекцию и психопрофилактику личностной
(эмоциональной, познавательной,
поведенческой) сферы ребенка.
Цель
логопедического сопровождения
 предполагает
коррекцию и развитие речи ребенка с
проблемами в развитии.
Цель
педагогического сопровождения 

обеспечение обучения детей навыкам
выполнения учебных заданий, получения
знаний, организации времени, социальной
адаптации.
Цель
социально-правового сопровождения 
состоит
в ознакомлении обучающихся с правами
и основными свободами человека и развитии
навыков социальной компетенции и
правового поведения.
Цель
лечебно-оздоровительного
сопровождения 
включает
формирование привычек здорового образа
жизни, оздоровление обучающихся,
профилактика соматических заболеваний,
развитие способности справляться со
стрессами и болезнями.
Цель
воспитательного сопровождения
 обусловливает
формирование привычки к постоянному
труду через применение в учебных и
бытовых ситуациях навыков самообслуживания,
соблюдения личной гигиены, соблюдения
правил безопасности жизни и культуры
поведения в общественных местах.

Индивидуальная
адаптационная программа

Индивидуальная
адаптационная программа необходима
вновь прибывшим в интернат детям. Поэтому
в течение первых полутора-двух месяцев
с этими детьми должны проводиться
занятия, направленные в первую очередь
на установление эмоционального контакта
со взрослым.

Индивидуальная
адаптационная программа необходима
детям, поступающим в первый класс.
Первоклассникам трудно переносить
разлуку, они могут отказываться от
контактов со взрослыми и детьми.

В
этом случае целью адаптационной программы
будет создание психолого-педагогических
условий для подготовки ученика к общению,
установление доверительной связи между
взрослым и ребенком, поддержание
радостного настроения, удовлетворение
потребности ребенка в безопасности,
любви и доброжелательном внимании.

Только
тогда, когда между взрослым и ребенком
установятся доверительные отношения,
можно приступить к коррекционно-развивающим
занятиям.

В
качестве примера мы приведем выписку
из истории развития Валерии Б., 1991 г.
рождения.

Девочка
поступила в школу-интернат из семьи
07.12.1998 г. в возрасте 7 лет с диагнозом
детской поликлиники: «Перинатальная
энцефалопатия гипоксического генеза,
синдром нервно-рефлекторной возбудимости,
синдром двигательных нарушений». 
Мать
ребенка
 –
не работает, брак не зарегистрирован.
Данные
анамнеза.
 Ребенок
от первой беременности, первых родов.
Беременность протекала с явлениями
токсикоза и угрозой прерывания. Роды
без особенностей. Масса при рождении —
2900 г, длина — 49 см, оценка по шкале Апгар
7/8 баллов. 
До поступления в школу
девочка не болела. Валерия Б. не посещала
ДОУ, воспитывалась матерью и бабушкой.
Данные
психолого-педагогического обследования
в возрасте 7 лет.
 Девочка
очень тяжело переживает разлуку с
матерью: постоянно плачет, плохо
успокаивается. На уговоры не реагирует.
С одноклассниками контакт затруднен.
От занятий отказывается, не хочет
покидать спальный корпус. 
Заключение
Выраженные отклонения в поведении
ребенка в связи с нарушенными
аффективно-личностными связями с
матерью.

Индивидуальная
адаптационная программа

Ф.И.О.
Валерия Б. 09.04.1991 г.р.
Клинический
диагноз: 
«Перинатальная
энцефалопатия гипоксического генеза,
синдром нервно-рефлекторной возбудимости,
синдром двигательных
нарушений».
Психолого-педагогическое
заключение
:
Выраженные отклонения в поведении
ребенка в связи с нарушенными
аффективно-личностными связями с
матерью. 
Актуальные
проблемы ребенка: 
Девочка
очень тяжело переживает разлуку с
матерью: постоянно плачет, плохо
успокаивается. На уговоры не реагирует.
С одноклассниками контакт затруднен.
От занятий отказывается, не хочет
покидать спальный корпус. 
Цель
программы
:
Повышение эффективности процесса
социально-психологической адаптации
в новых условиях обучения, способствование
в повышении самооценки, самореализации
личности.

Содержание
программы (направления и формы работы):

  1. Намеченные
    пути поддержки и коррекции выявленной
    проблемы:

  • нормализация
    эмоционального поведения: создание
    атмосферы безопасности;

  • стимулирование
    положительных эмоций; актуализация
    эмоционального общения с учителем и
    воспитателями;

  • знакомство
    с обстановкой класса, группы, спального
    корпуса;

  • знакомство
    с воспитателями, работающими в группе;

  • вовлечение
    ребенка в самую простую и доступную
    игру; привлечение внимания девочки к
    интересным и красочным пособиям,
    игрушкам; стимулирование желания
    поиграть вместе со взрослым;

  • установление
    доверительных отношений со взрослыми,
    в результате чего должна сформироваться
    заместительная привязанность;

  • вовлечение
    девочки в игровую ситуацию с участием
    других детей в целях нормализации
    эмоционального поведения и развития
    первых контактов между учениками.

  • Укрепление
    нервной системы

    • Наблюдение
      у психиатра, совместный осмотр психолога
      и психиатра (2 раза в год.).

    • Совместный
      контроль и наблюдение психолога, врача
      и воспитателя за состоянием, изменениями
      настроения в период медикаментозного
      лечения.

    • Релаксационные
      методы (аутогенная тренировка, обучение
      навыкам самоконтроля).

    • Осуществление
      комплексного подхода в укреплении
      н.с. (контроль учебной нагрузки,
      медикаментозного лечения, реализация
      релаксационных методов и единого
      педагогического подхода).

    • Оздоровительный
      психофизический тренинг (1 мес.).

  • Укрепление
    эмоционально — личностной сферы

    • Оздоровительный
      психофизический тренинг (1 мес.).

    • Диагностика
      эмоционально- личностной сферы (2 раза
      в год).

    • Овладение
      навыками самоконтроля.

    • Система
      групповых и индивидуальных занятий.

  • Развитие
    познавательной сферы
    :

    • Индивидуальные
      коррекционно — развивающие занятия
      (когнитивные тренировки).

    • Диагностика
      познавательной сферы (2 раза в год).

  • Формирование
    устойчивой адекватной самооценки:

    • Организация
      единого психологического пространства,
      единство требований и отношений (всеми
      специалистами).

    • Индивидуальные
      беседы учителя, воспитателя, психолога,
      социального педагога.

    • Диагностика
      уровня самооценки, знакомство с
      результатами диагностики.

    • Тренинг
      коммуникативного общения (4мес.).

    ПрогнозУчитывая
    особенности циклоидного типа акцентуации,
    успешность адаптации будет зависеть
    от фаз. При грамотном педагогическом
    подходе возможно позитивное взаимодействие
    с Валерией Б.

    Действительно,
    уже к концу учебного года у Валерии
    прекратились приступы плача, она нашла
    друзей, были налажены контакты с учителем
    и воспитателями.

    Индивидуальная
    профилактическая программа
     инаправлена
    на предупреждение развития у ребенка
    негативных привычек, нежелательного
    поведения, нервно-психического утомления,
    срывов и т.д. В ней предусматривается
    формирование и выработка позитивного
    поведения, положтельных привычек.

    Индивидуальная
    коррекционно-развивающая программа 
    должна
    содержать такие задачи, решение которых
    доступно ребенку в ближайшее время, а
    также указание на методы и приемы,
    которые позволят ему добиться
    успеха. 
    Содержание каждой программы
    должно быть предметом обсуждения
    специалистов школьного ПМПк, учителей
    и воспитателей группы. При этом необходимо
    решить следующие вопросы: какие задачи
    программы будут реализованы на занятиях
    логопеда, психолога, а какие — на учебных
    занятиях и занятиях воспитателей группы;
    как будут осуществляться закрепление
    и перенос усвоенных умений в иную
    ситуацию.
    Составление индивидуальной
    программы развития ребенка – процесс
    всегда творческий, довольно сложный,
    но, уже начиная разрабатывать программу,
    мы открываем перед ребенком новые
    возможности его развития.

  • Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник