Содержание индивидуальной программы развития ребенка
Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка
Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно- развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.
Совместные комплексные коррекционно-развивающие занятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:
1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;
2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).
Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.
Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.
Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:
1.«Сказкотерапия». Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.
1 «Учим общению».
Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.
Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.
Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.
Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитии строится по следующей схеме:
• выявление таких детей;
• обсуждение на ПМПк;
• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);
• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.
Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.
Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.
Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.
Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование. Оно может являться:
— одним из этапов подготовки к педсовету;
— завершающим этапом семинара-практикума и т. д.
Анкета для воспитателей
Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.
1. В чём заключаются ваши трудности?
а) в общении с детьми;
б) в общении с родителями;
в) в общении с коллегами;
г) в организации педагогического процесса;
д) другое…;
2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?
3. По какой причине возникают затруднения в планирование?
а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?
б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?
— по педагогике;
— по психологии;
— по другим наукам (указать каким) (раздел).
4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?
Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?
5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?
Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.
Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.
Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи. При построении занятий соблюдаются основные требования:
— последовательность;
— повторяемость;
— доступность;
— создание единых игровых ситуаций.
Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.
Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.
Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.
В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.
Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала, что она имеет несколько положительных сторон:
позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;
повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;
приближает результаты детей к возрастным показателям развития;
такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.
Индивидуальная коррекционно- развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы. При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
Индивидуальная программа развития ребенка
На 200_ – 200_ учебный год
Фамилия, имя ребенка___
Дата рождения___ дата заполнения
ИПР (название)_или направление развития ___
Состояние здоровья___
___
Выписка из заключения ПМПК ___
Организационно-педагогические условия реализации ИПР:
• Образовательная программа ___
• Инновационные методы и средства ___
• Здоровьесберегающие технологии ___
• Формы контроля и учета достижений ребенка ___
Источник
Индивидуальная
программа развития ребенка в условиях
специальной (коррекционной) школы должна
решать задачи следующего характера:
психолого-педагогического
и медико-социального сопровождения
обучающихся;адаптации
ребенка к новым условиям обучения;профилактики
отставания и нежелательных тенденций
в личностном развитии, обусловленных
психической депривацией; предупреждения
социальной дезадаптации, поведенческих
нарушений и др.;коррекции
отклонений в развитии, поведении, учебе
на основе создания оптимальных условий
для развития личностного потенциала
ребенка.
При
составлении индивидуальной программы
развития ребенка используются следующие
методы и приемы:
изучение
документов, личных дел;знакомство
с медицинским обследованием, выделение
неблагополучных этапов в развитии
ребенка;изучение
социума (внешкольных связей) ребенка;диагностические
исследования.
Этапы
составления индивидуальной программы
развития ребенка
Цель
предварительного этапа работы –
сбор информации о ребенке.
Цель
диагностического этапа:
— изучение эмоционально-личностных
особенностей ребенка, определяется его
статус, зоны актуального и ближайшего
развития.
Цель
коррекционно-развивающего этапа: —
улучшение психического состояния
обучающихся, коррекция эмоционально-волевой
и познавательной сфер, получение помощи
в социализации и профориентации,
своевременная организация
лечебно-оздоровительных мероприятий.
Цель
заключительного этапа –
анализ результатов эффективности
психолого-педагогического и
медико-социального сопровождения
обучающихся в школе-интернате, адаптации
ребенка, коррекционно-развивающей
работы и др.
Динамика
работы
1.
Выявление актуальных проблем ребенка.
2.
Разработка путей поддержки и коррекции.
3.
Составление индивидуальной программы
сопровождения (адаптации, профилактики
и др.).
4. Реализация намеченной
программы.
Программа
индивидуального развития для
воспитанника специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы-интерната
утверждается на педсовете школы-интерната
(возможно, на заседании школьного ПМПк).
Она состоит из пояснительной записки,
в которой указываются актуальные
проблемы ребенка, цель, задачи, принципы,
желаемые результаты программы развития
обучающегося.
Составление
индивидуальной программы развития
(психолого-педагогического и
медико-социального сопровождения,
адаптационной, профилактической или
коррекционно-развивающей) поможет
логопеду, педагогу-психологу, социальному
педагогу и воспитателю эффективно
реализовать программное содержание.
В Приложении
1 мы
предлагаем один из вариантов Индивидуальной
программы развития учащихся.
Индивидуальная
программа психолого-педагогического
и медико-социального сопровождения
Индивидуальная
программа психолого-педагогического
и медико-социального сопровождения
включает следующие блоки: психологическое
сопровождение, логопедическое
сопровождение, педагогическое
сопровождение, социально-правовое
сопровождение, лечебно-оздоровительное,
а также воспитательное сопровождение.
Цель
психологического сопровождения предполагает
коррекцию и психопрофилактику личностной
(эмоциональной, познавательной,
поведенческой) сферы ребенка.
Цель
логопедического сопровождения предполагает
коррекцию и развитие речи ребенка с
проблемами в развитии.
Цель
педагогического сопровождения —
обеспечение обучения детей навыкам
выполнения учебных заданий, получения
знаний, организации времени, социальной
адаптации.
Цель
социально-правового сопровождения состоит
в ознакомлении обучающихся с правами
и основными свободами человека и развитии
навыков социальной компетенции и
правового поведения.
Цель
лечебно-оздоровительного
сопровождения включает
формирование привычек здорового образа
жизни, оздоровление обучающихся,
профилактика соматических заболеваний,
развитие способности справляться со
стрессами и болезнями.
Цель
воспитательного сопровождения обусловливает
формирование привычки к постоянному
труду через применение в учебных и
бытовых ситуациях навыков самообслуживания,
соблюдения личной гигиены, соблюдения
правил безопасности жизни и культуры
поведения в общественных местах.
Индивидуальная
адаптационная программа
Индивидуальная
адаптационная программа необходима
вновь прибывшим в интернат детям. Поэтому
в течение первых полутора-двух месяцев
с этими детьми должны проводиться
занятия, направленные в первую очередь
на установление эмоционального контакта
со взрослым.
Индивидуальная
адаптационная программа необходима
детям, поступающим в первый класс.
Первоклассникам трудно переносить
разлуку, они могут отказываться от
контактов со взрослыми и детьми.
В
этом случае целью адаптационной программы
будет создание психолого-педагогических
условий для подготовки ученика к общению,
установление доверительной связи между
взрослым и ребенком, поддержание
радостного настроения, удовлетворение
потребности ребенка в безопасности,
любви и доброжелательном внимании.
Только
тогда, когда между взрослым и ребенком
установятся доверительные отношения,
можно приступить к коррекционно-развивающим
занятиям.
В
качестве примера мы приведем выписку
из истории развития Валерии Б., 1991 г.
рождения.
Девочка
поступила в школу-интернат из семьи
07.12.1998 г. в возрасте 7 лет с диагнозом
детской поликлиники: «Перинатальная
энцефалопатия гипоксического генеза,
синдром нервно-рефлекторной возбудимости,
синдром двигательных нарушений».
Мать
ребенка –
не работает, брак не зарегистрирован.
Данные
анамнеза. Ребенок
от первой беременности, первых родов.
Беременность протекала с явлениями
токсикоза и угрозой прерывания. Роды
без особенностей. Масса при рождении —
2900 г, длина — 49 см, оценка по шкале Апгар
7/8 баллов.
До поступления в школу
девочка не болела. Валерия Б. не посещала
ДОУ, воспитывалась матерью и бабушкой.
Данные
психолого-педагогического обследования
в возрасте 7 лет. Девочка
очень тяжело переживает разлуку с
матерью: постоянно плачет, плохо
успокаивается. На уговоры не реагирует.
С одноклассниками контакт затруднен.
От занятий отказывается, не хочет
покидать спальный корпус.
Заключение
Выраженные отклонения в поведении
ребенка в связи с нарушенными
аффективно-личностными связями с
матерью.
Индивидуальная
адаптационная программа
Ф.И.О.
Валерия Б. 09.04.1991 г.р.
Клинический
диагноз: «Перинатальная
энцефалопатия гипоксического генеза,
синдром нервно-рефлекторной возбудимости,
синдром двигательных
нарушений».
Психолого-педагогическое
заключение:
Выраженные отклонения в поведении
ребенка в связи с нарушенными
аффективно-личностными связями с
матерью.
Актуальные
проблемы ребенка: Девочка
очень тяжело переживает разлуку с
матерью: постоянно плачет, плохо
успокаивается. На уговоры не реагирует.
С одноклассниками контакт затруднен.
От занятий отказывается, не хочет
покидать спальный корпус.
Цель
программы:
Повышение эффективности процесса
социально-психологической адаптации
в новых условиях обучения, способствование
в повышении самооценки, самореализации
личности.
Содержание
программы (направления и формы работы):
Намеченные
пути поддержки и коррекции выявленной
проблемы:
нормализация
эмоционального поведения: создание
атмосферы безопасности;стимулирование
положительных эмоций; актуализация
эмоционального общения с учителем и
воспитателями;знакомство
с обстановкой класса, группы, спального
корпуса;знакомство
с воспитателями, работающими в группе;вовлечение
ребенка в самую простую и доступную
игру; привлечение внимания девочки к
интересным и красочным пособиям,
игрушкам; стимулирование желания
поиграть вместе со взрослым;установление
доверительных отношений со взрослыми,
в результате чего должна сформироваться
заместительная привязанность;вовлечение
девочки в игровую ситуацию с участием
других детей в целях нормализации
эмоционального поведения и развития
первых контактов между учениками.
Укрепление
нервной системы
Наблюдение
у психиатра, совместный осмотр психолога
и психиатра (2 раза в год.).Совместный
контроль и наблюдение психолога, врача
и воспитателя за состоянием, изменениями
настроения в период медикаментозного
лечения.Релаксационные
методы (аутогенная тренировка, обучение
навыкам самоконтроля).Осуществление
комплексного подхода в укреплении
н.с. (контроль учебной нагрузки,
медикаментозного лечения, реализация
релаксационных методов и единого
педагогического подхода).Оздоровительный
психофизический тренинг (1 мес.).
Укрепление
эмоционально — личностной сферы
Оздоровительный
психофизический тренинг (1 мес.).Диагностика
эмоционально- личностной сферы (2 раза
в год).Овладение
навыками самоконтроля.Система
групповых и индивидуальных занятий.
Развитие
познавательной сферы:
Индивидуальные
коррекционно — развивающие занятия
(когнитивные тренировки).Диагностика
познавательной сферы (2 раза в год).
Формирование
устойчивой адекватной самооценки:
Организация
единого психологического пространства,
единство требований и отношений (всеми
специалистами).Индивидуальные
беседы учителя, воспитателя, психолога,
социального педагога.Диагностика
уровня самооценки, знакомство с
результатами диагностики.Тренинг
коммуникативного общения (4мес.).
Прогноз: Учитывая
особенности циклоидного типа акцентуации,
успешность адаптации будет зависеть
от фаз. При грамотном педагогическом
подходе возможно позитивное взаимодействие
с Валерией Б.
Действительно,
уже к концу учебного года у Валерии
прекратились приступы плача, она нашла
друзей, были налажены контакты с учителем
и воспитателями.
Индивидуальная
профилактическая программа инаправлена
на предупреждение развития у ребенка
негативных привычек, нежелательного
поведения, нервно-психического утомления,
срывов и т.д. В ней предусматривается
формирование и выработка позитивного
поведения, положтельных привычек.
Индивидуальная
коррекционно-развивающая программа должна
содержать такие задачи, решение которых
доступно ребенку в ближайшее время, а
также указание на методы и приемы,
которые позволят ему добиться
успеха.
Содержание каждой программы
должно быть предметом обсуждения
специалистов школьного ПМПк, учителей
и воспитателей группы. При этом необходимо
решить следующие вопросы: какие задачи
программы будут реализованы на занятиях
логопеда, психолога, а какие — на учебных
занятиях и занятиях воспитателей группы;
как будут осуществляться закрепление
и перенос усвоенных умений в иную
ситуацию.
Составление индивидуальной
программы развития ребенка – процесс
всегда творческий, довольно сложный,
но, уже начиная разрабатывать программу,
мы открываем перед ребенком новые
возможности его развития.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник