Социальный статус и социальное развитие ребенка с ограниченными возможностями

Социальный статус и социальное развитие ребенка с ограниченными возможностями thumbnail

Терехова Вера
Особенности социализации детей с ОВЗ и с сохранным развитием

Своеобразие и особенности социализации детей с ОВЗ.

Социализация — процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе.

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, вид взаимодействия личности с социальной средой.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в настоящее время остается одним из приоритетных направлений специальной педагогики и психологии. Актуальность проблемы возрастает в связи с увеличением числа таких детей. Количество детей с отклонениями в развитии, с инвалидностью в России за последние пять лет выросло на 9,2%[10]. Согласно данным министерства здравоохранения Саратовской области на 01.01.2015г. численность детей с ограниченными возможностями здоровья составляет 6374 ребенка.

Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб. Ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

Процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека в деятельности, в общении и самосознании и представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит систему знаний, норм и ценностей, которые позволяют ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.

Социализация для детей с различными проблемами в развитии вызывает очень большие трудности. Вопрос о подготовке этих детей к самостоятельной жизни, учебе и будущей работе вызывает дискуссии. Связь детей с ограниченными возможностями с окружающим социумом может достигаться лишь специальными мероприятиями, направленными на психолого-педагогическое сопровождение таких детей в ходе обучения и воспитания. Интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в социум можно понять, как «самосовершенствование данного социума, его воздействие на формирующуюся личность ребенка и участие в данном процессе интеграции непосредственно самого ребенка».

Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в целенаправленной педагогической поддержке детей, раскрытии их реабилитационного потенциала в различных формах деятельности. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки окружающих (детей, взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии (организация движения детского милосердия, школы помощника социального педагога и др.).

Особо значимой социальной проблемой детей с ограниченными возможностями, по мнению Филонова Г. Н., является отсутствие специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления, должностных лиц учреждений и организаций за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья, социальную реабилитацию и независимое существование.

Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реабилитации.

Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от действия универсальных психологических и социально-психологических механизмов, от особенностей восприятия обществом человека с ограниченными возможностями здоровья и характера взаимодействия человека с ограниченными возможностями здоровья с другими людьми.

Сущность и своеобразие социализации детей с сохранным развитием в неполной семье.

Социализация — процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе.

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, вид взаимодействия личности с социальной средой.

Воспитание ребенка в неполной семье может повлечь за собой ряд сложностей: отсутствие одного из родителей затрудняет для ребенка знакомство с семейными отношениями, характерными для полной семьи, осложняется уход за ребенком и воспитательный процесс, из-за отсутствия образа полового поведения ребенок иногда лишен возможности получить необходимые мужские или женские черты поведения. Ребенок, который вырос в неполной семье, часто повторяет негативный родительский опыт в собственной семье.

Читайте также:  Сайт развитие ребенка английская буква i

По мнению специалистов, структура семьи является решающим условием полноценного развития личности ребенка. Присутствие в семье обоих родителей создает возможность для ребенка наблюдать модели женской и мужской половых ролей, взаимоотношения между супругами, дифференцированные воспитательные меры отца и матери по отношению к ребенку. То есть, неполная семья сталкивается, прежде всего, с проблемой формирования полоролевой модели поведения детей, с отсутствием образца супружеских отношений.Данная группа включает в себя: семьи, потерявшие кормильца, одиноких матерей, разведенных, находящихся под следствием и осужденных родителей, а также семьи прародителей с внуками. В каждом типе семей возникают свои специфические проблемы, создаются различные условия и предпосылки для воспитания. Результаты исследований сведены в таблицу.

Существует мнение, что издержки воспитания в неполной семье связаны с ограниченными материальными ресурсами. Исследование Закирова В. М «Как подростки из полных и неполных семей ощущают свою жизнь в семье» показало, что подростки из неполных семей остро ощущают отсутствие одного из родителей (отца) в семье, но в меньшей степени, чем подростки из полных семей, желают жить в другой стране. При этом дети из неполных семей чаще торопятся домой, и их наказывают значительно реже. Дети в этих семьях реже употребляют алкогольные напитки, имеют гораздо меньший сексуальный опыт, но чаще курят. Среди них никто не отметил опыт потребления наркотиков, а среди близкого окружения нет наркоманов. При этом необходимо отметить, что те дети, которые недоедают или не всегда сыты — эти дети из неполных семей.

Следует отметить, что действительно неполная семья характеризуется более низким экономическим статусом.Этот тип семьи в большей своей части относится к низкодоходной группе: по данным исследований, проведенных Н. М. Римашевской, неполные семьи «по доле бедных опережают все другие типы семей».

В результате низкого экономического статуса неполных семей обнаружены следующие отрицательные последствия для воспитательного процесса: материальные трудности неполной семьи повышают конфликтность во взаимоотношениях родителя и детей; дети из неполных семей испытывают дефицит внимания со стороны родителя; ограниченные материальные возможности неполной семьи формируют у детей завышенные материальные требования к будущей работе. Можно сделать вывод, что издержки социализации в неполной семье в значительной степени связаны с ее ограниченными материальными ресурсами.

Таким образом, среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Уже по преобладающим структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе, и государстве в целом. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень нравственного развития и культурный уровень данного народа и народности.

В этой связи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния неполной семьи на воспитание ребенка. Поэтому проблема неполной семьи как объекта социально-педагогической деятельности в условиях общеобразовательного учреждения в последние годы приобретает все большую и большую актуальность в педагогике, социологии и психологии.

Источник

Савченко М. Г.

г. Куйбышев, ГБОУ НСО ОЦДК

Социальный педагог первой квалификационной категории

Изучение социальной ситуации развития ребенка с ОВЗ

Аннотация. Статья ставит своей целью ознакомить специалистов сопровождения образовательных организаций с возможностью углубленного изучения социальной ситуации развития ребенка с ОВЗ в рамках психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Ключевые слова: социализация, социальная ситуация развития, сопровождение.

Известно, что одним из основных направлений в развитии ребенка с ОВЗ является его успешная социализация, которая предполагает: развитие духовно-нравственных и творческих способностей, расширение культурного кругозора, обогащение сферы межличностного взаимодействия, умение ориентироваться в окружающем мире, решать социальные проблемы. В отношении детей с ОВЗ, социализация – это набор определенных стратегий, помогающих ребенку устанавливать, укреплять и поддерживать положительное взаимодействие с окружающей действительностью. Получить такой социальный опыт, собрать «жизненную копилку», научиться применять определенную стратегию поведения, выработать модель поведения, ребенок может лишь непосредственно общаясь со сверстниками и взрослыми. Так, на каждом возрастном этапе для ребенка наступает новая ступень социального развития, ступень новых умений и новых возможностей, приобретая которые, ребенок учится жить. Но это при идеально сложившейся социальной ситуации развития ребенка. На самом деле, социализация ребенка с ОВЗ – это сложнейший процесс, который в реальной жизни развивается по своему индивидуальному сценарию.

Читайте также:  Моцарт для развития речи ребенка слушать

Из опыта работы можно отметить, что существует множество проблем связанных с социализацией ребенка, имеющего те или иные проблемы в развитии, и все они обусловлены особенной социальной ситуацией, в которой находится ребенок.

Основные факторы, препятствующие своевременной и успешной социализации это:

  • несформированность системы раннего выявления детей с проблемами в развитии – соответственно отсрочен период оказания медицинской и специальной педагогической помощи на ранних этапах развития;

  • неорганизованность детей с ОВЗ – минимизирован опыт общения со сверстниками и взрослыми; семейное воспитание не соответствует современным требованиям развития ребенка дошкольного возраста;

  • неполные семьи – отсутствие образца мужчины, отца; воспитанием детей занимаются лица, не имеющие статуса законного представителя (бабушки, дедушки) – искажение понятия семьи;

  • ограниченность ресурса семьи в вопросах воспитания и развития ребенка с ОВЗ – родительская позиция сводится к следующим формам взаимодействия с ребенком: чрезмерный уровень опеки; недостаточность требований и отсутствие запретов; вседозволенность; завышенные требования, не соответствующие индивидуальным возможностям ребенка; бессистемность воспитательных воздействий родителями и т.д.

В результате, лишь на этапе подготовки ребенка к школьному обучению, большинство родителей отмечают те или иные проблемы в развитии детей (речевые нарушения, проблемы в поведении, сложности в общении со сверстниками и взрослыми), которые будут мешать ребенку в обучении. Именно этот факт является тревожным и одновременно мотивирующим, направляющим родителей на определенные действия, на решение существующих проблем. Таким образом, при поступлении в школу, имеющиеся трудности ребенка с ОВЗ нарастают в результате социальной адаптации к новым условиям. Поэтому, адаптируя детей с ОВЗ к школьной жизни, специалистам сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, медицинский работник, тьютер) в рамках ППМС – сопровождения необходимо изучить и знать реальную социальную ситуацию развития ребенка, имеющего проблемы в развитии.

Само понятие «социальная ситуация развития» как известно, было введено Л.С. Выготским. Социальная ситуация развития (далее ССР) к началу каждого возрастного периода – это «…совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» [1, с. 903].

В своей практической деятельности наше изучение ССР базируется на проработке нескольких систем, а именно:

  • система отношений с взрослыми и сверстниками;

  • статус – систему прав ребенка;

  • система социальных требований (норм);

  • система ролей, которые проживает ребёнок;

  • внутренняя позиция – система отношений ребёнка к себе, другим людям.

Изучая социальную ситуацию развития, важно понять, что не так в отношениях между ребенком, средой его жизни и обучения?

Система отношений с взрослыми и сверстниками –отношения, складывающиеся у ребенка с окружающими его людьми в соответствии тому или иному возрасту. Данная система отношений не выбирается ни ребенком, ни окружающими его взрослыми, а принимается ими такой, какая есть на самом деле. Однако, в каждом отдельном случае, она имеет свою специфику, зависящую от микросоциума, внутрисемейных отношений, конкретных жизненных обстоятельств и т.п.

Отношения со взрослыми.

Организуемая практика общения взрослого с ребенком играет огромную роль в его развитии, воздействие взрослого на ребенка значимо и необходимо. Очевидно, что живой процесс общения с взрослыми способствует развитию социального поведения ребенка, таким образом, он получает первый опыт, образец для копирования и подражания. Существуют разные формы общения детей с взрослыми на каждом возрастном этапе, и каждая из них вносит свой неоценимый вклад в развитие ребенка. Изучая отношения ребенка с взрослым, важно понять следующее:

  • на ранних этапах развития малыша – удовлетворялись ли возрастные потребности, обеспечивалось ли своевременное физическое и психологическое развитие;

  • в младшем дошкольном возрасте интерес представляет, как развивалось практическое взаимодействие ребенка и взрослого, как удовлетворялась потребность в сотрудничестве, соучастие взрослых в действии с предметами; в развитии речи;

  • в старшем дошкольном возрасте — как удовлетворялась потребность ребенка в развитии познавательной деятельности, потребность в признании со стороны взрослого, какие ребенку привиты нормы морали и нравственности; насколько расширено представление о мире и т.д.;

  • в младшем школьном возрасте нас интересует влияние взрослого на развитие коммуникативных качеств ребенка, как расширяется круг значимых взрослых, какова внутренняя позиция школьника. Важно определить среди значимых взрослых того, кто для ребенка является определенным авторитетом, кому он доверяет, к кому он может обратиться и получить помощь; какой ряд требований предъявляют ему взрослые и соответствуют ли они индивидуальным возможностям ребенка?

Читайте также:  Развитие ребенка первые три месяца

Отношения со сверстниками.

Отношения со сверстниками значительно отличаются от отношений с взрослыми, они более насыщены эмоциями, громким криком, смехом, активными движениями и т.д. В общении со сверстниками дети проявляют большую инициативу, в этих отношениях рождаются «лидеры», «тихони» и, так называемые, «непринятые дети». Детская среда способствует демонстрации собственного поведения и тех умений, которые ребенок приобрел в тот или иной период своего развития.

В отношениях со сверстниками нас интересуют следующие моменты: потребность в сотрудничестве и общении; умение управлять действиями партнера; совместная игра; оценка конкретных поведенческих актов; инициативность; успешность в игровой ситуации; успешность в конструктивной деятельности; способность к самовыражению; потребность ребенка в признании со стороны сверстников; стремление ребенка овладеть коммуникативными приемами; включенность в группу сверстников; умение оценивать свое собственное поведение, оценивать поведение других.

Статус – система прав ребенка —актуализация проблем, принятие решений, расширение уровня ответственности за их реализацию. Права, которые имеет или не имеет ребенок из положенных ему по возрасту: право на уважения взрослого, право на самостоятельность, на выбор, право на любовь, право на общение, право на защиту, право на специальные образовательные условия. Нас интересует, какие права есть у ребенка, что он вправе делать, а что ему запрещено, чего он лишен?

Система социальных требований (норм)это те социальные требования, которые окружают ребенка в повседневном общении в бытовой деятельности, определённые общие правила поведения, нормы, которые сформированы, но не закреплены законодательно (этикет, традиции, особенности региона, национальные особенности, особенности семьи). Изучая систему социальных требований, важно установить, что от ребенка требуется, какие нормы и правила он должен соблюдать, и что он на самом деле соблюдает, а что склонен в виду обстоятельств нарушать?

Система ролей, которые проживает ребёнок – это социальные роли, которые ребенок проживает в семье, в детском коллективе.

Роль в семье:в системе семейных отношений роль ребенка может быть различной, нередко она устанавливается самими взрослыми. Родительская позиция воспитания ребенка в семье оказывает значительное влияние на то, как складываются отношения ребенка с окружающей социальной реальностью.

Роль в детском коллективе:в межличностном взаимодействии детей рождается опыт общения. Оказавшись в кругу сверстников или разновозрастной группы детей, ребенок вынужден адаптироваться в ситуации и от того, как он это сделает, будет определена его роль в детском коллективе.

Внутренняя позиция – система отношений ребёнка к себе, другим людям

Активно действующая позиция ребенка по отношению к социальной действительности: реальное ролевое поведение ребенка; на что мотивирован ребенок, на какую деятельность; как включается в игровую или учебную деятельность; наличие у ребенка познавательной потребности.

Образно можно сказать, что социальная ситуация развития – это единый механизм, проблема в одной системе приводит к изменению в другой. Зная, в какой системе произошел «сбой», где именно нужна помощь и поддержка специалистов сопровождения, мы сможем восстановить работу всего механизма.

Таким образом, изучая социальную ситуацию развития ребенка с ОВЗ, наша задача определить его фактическое место в общественных условиях, его отношение к ним, характер деятельности в них, общий характер отношения ребенка к социальной действительности.

На современном этапе сопровождения ребенка в образовательной организации нам важно не только создать для него специальные образовательные условия, но и определить уклад жизни, средства развития, социализации и самореализации. Наша задача – успешность каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, если мы говорим о качественном ППМС – сопровождении.

Спасибо за внимание.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.

  2. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб. — метод. Пособие. — СПб.: Речь, 2011. — 432 с.

  3. Смирнова Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебно пособие. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 191с.

6

Источник