Социальные условия в психическом развитии ребенка

Социальные условия в психическом развитии ребенка thumbnail

План.

1.Понятие психическое развитие. Показатели
психического развития. Биогенетические
и социогенетические теории развития.

2.Предпосылки психического развития:
наследственные особенности, природные
свойства организма, процессы созревания.

3.Условия психического развития,
социальная среда ( жизнь среди людей),
собственная активность ребенка.

Психическое развитие и деятельность.

Что такое развитие?

Развитие человека- это созревание,
количественные и качественные изменения
врожденных и приобретенных свойств.

В процессе психического развития
происходят существенные изменения в
познавательных, волевых, эмоциональных
процессах, в формировании психических
качеств и черт личности.

От понимания значения термина «психическое
развитие» зависит определение путей
обучения и воспитания, подхода к ребенку,
понимание особенностей его развития.

На психическое развитие ребенка влияют
2 основных фактора: биологический
(природный) и социальный (условия жизни,
окружающая среда).

Л.С. Выготский определил развитие как
«непрерывный процесс самодвижения,
характеризующийся в первую очередь
возникновением и образованием нового,
не бывшего на прежних ступенях».

Поэтому критерием психического развития
он считал возрастные новообразования.
Выготский Л.С. указывал, что детская
жизнь состоит из эпох, характеризующихся
медленным эволюционным развитием,
отдельных друг от друга кризисами.

Кризисы характеризуются следующими
особенностями:

1.Наступает и завершается незаметно, в
середине достигает максимума.

2.Негативными явлениями.

3.Потребности опережают возможности.

Д.Б. Эльконин связал периоды с ведущей
деятельностью.

Теории детского развития.

Психоаналитическая теория появилась
раньше других. Ее предмет- человеческие
эмоции и межличностные отношения.

Когнитивная теория- касается проблем
мышления, процесса усвоения знаний.

Теория поведения- пытается объяснить,
почему, когда и каким образом дети и
взрослые обучаются вести себя так . а
не иначе.

Биологическая теория- акцентирует
внимание на сравнении поведения людей
и животных в естественных условиях и
на определении общего и специфического
в их поведении, а также зависимости его
от этих условий и других факторов.

Гуманистическая теория- рассматривает
ребенка как уникального индивида,
целостную личность, стремящуюся к
полному самоосуществлению (самореализация).

Предпосылки психического развития.

1..Строение и работа головного мозга.

У животных большая часть мозгового
вещества уже занята к моменту рождения.
В нем закреплены механизмы инстинктивных
форм поведения, передаваемых по
наследству. У ребенка часть остается
«чистой», готовой к тому, чтобы закрепить
, что дает жизнь и воспитание. Пр. Может
закрепить и волчьи повадки. В животном
мире достигнутый уровень развития,
поведения передается из поколения в
поколение, так же как и строение организма-
путем биологического наследования, а
у человека все виды деятельности, знания.
Умения, психические качества путем
социального наследования.

2. Природные свойства организма:
способность к прямохождению, ориентировочные
рефлексы, наследственные особенности.

Природные свойства не порождая психических
качеств создают условия для их образования.
Пример: речевой слух дает возможность
различать и узнавать звуки речи. Ни одно
животное им не обладает, так как от
природы ребенок получает строение
слухового аппарата и соответствующих
участков нервной системы.

Условия психического развития.

1.Жизнь среди людей (воспитание и
обучение).

2.Собственная психическая активность
ребенка.

Психическая активность проявляется в
деятельности стать человеком – значит
научиться действовать.

4.Психическое развитие и деятельность.

Стать человеком, значит действовать
так как свойственно человеку, правильно
пользоваться предметами, общаться с
другими людьми, поступать в соответствии
с требованиями морали. В процессе
овладения человеческими действиями и
поведением ребенок приобретает
необходимые человеческие свойства и
качества личности.

Ребенок усваивает разнообразные
действия.

Практические – это получение определенного
результата (внешнего) , вместе с ними
формируются внутренние при помощи
которых рассматривается предмет,
выясняются их свойства, запоминает
картинки.

2. Формирование внутренних действий
составляет основное содержание
психического развития ребенка. Это
действия восприятия, мышления, воображения,
памяти, т.е. психические действия.

С возрастом внешние действия переходят
во внутренние (складывает в уме).

Процесс перехода внешних действий во
внутренние называется интериоризацией.

В дошкольном возрасте существует 3
основных вида деятельности: эмоциональное
общение, предметная деятельность и
игра.

Психическое развитие и обучение.

С раннего возраста ребенок начинает
учиться у взрослых. Обучение будет
успешным если оно приспосабливается к
уровню психического развития. Обучение
учитывает достигнутый уровень развития,
но не для того чтобы на нем остановиться,
а для того чтобы сделать следующий шаг.

Обучение опережает психическое развитие.

Разница между тем, что ребенок может
сделать сам совместно со взрослым и тем
что может сделать самостоятельно
называется зоной ближайшего развития.

ВОПРОСЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ.

Понятие обучения. Значение обучения в
развитии ребенка.

Понятие «зоны ближайшего развития».

Установить логическую связь: развитие-
деятельность- обучение.

На любом примере показать «зону
ближайшего развития» по развитию
речи, математике, формирование культурно-
гигиенических навыков.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ.

Развитие каждой психической функции,
каждой формы поведения, подчиняется
своим закономерностям. Они проявляются
во всех сферах психики и сохраняются
на протяжении всего онтогенеза. Это не
случайные факты, а главные, существенные
тенденции.

1. Неравномерность и гетерохронность.

Каждая функция идет своим особым темпом
и ритмом становления. Что впереди, что-
то отстает, затем функции, которые
отстали, становятся приоритетными в
развитии и создают основу для дальнейшего
усложнения психической деятельности.

Первые месяцы наиболее активно
развиваются органы чувств, позднее на
их основе формируются предметные
действия, затем речь, наглядно- действенное
мышление.

Периоды наиболее благоприятные для
развития той или иной стороны психики,
когда обострена чувствительность
называются СЕНЗИТИВНЫМИ.

Функции развиваются наиболее успешно
и благоприятно.

2. Стадиальность.

Психическое развитие происходит
стадиально, имея сложную организацию
во времени. Каждая возрастная стадия
обладает своим темпом и ритмом времени
и изменяющимся в разные годы жизни. Год
младенчества не равен году в отрочестве.
Стадии следуют одна за другой, подчиняясь
своей внутренней логике, их последовательность
нельзя перестроить или изменить по
желанию.

Каждая стадия имеет собственную ценность.
Поэтому как подчеркивал А.В. Запорожец
«важно не ускорять психическое
развитие, а обогащать, расширять
возможности ребенка в присущих данному
возрасту видах жизнедеятельности»

Это обеспечивает переход к новой стадии
развития.

Характеристиками стадий психического
развития выступают:

Социальная ситуация развития.

Ведущая деятельность.

Основные новообразования.

Под социальной ситуацией развития
Л.С.Выготский понимал соотношение
внешних и внутренних условий развития
психики. Она определяет отношение
ребенка к другим людям, предметам, вещам,
самому себе.

Возрастные новообразования. Выступает
новый тип строения личности, психические
изменения, позитивные приобретения,
которые позволяют перейти к новой стадии
развития.

Ведущая деятельность. А.Н. Леонтьев,
говорил, что эта деятельность обеспечивает
кардинальные линии психического развития
именно в этот период. В этой деятельности
формируются основные личностные
новообразования, происходит перестройка
психических процессов и возникновение
новых видов деятельности.

Согласно А. Н. Леонтьеву, ведущая
деятельность обусловливает главнейшие
изменения особенностей ребенка в том
или ином периоде развития. Ее характеризуют
следующие признаки: 1) от нее ближайшим
образом зависят основные психические
измене­ния ребенка в данный возрастной
период, 2) в ней возникают и дифференцируются
другие виды деятельности, 3) в ней
форми­руются и перестраиваются частные
психические процессы (1981, с. 514—515).

Несмотря на то что каждому возрастному
периоду свойствен­на определенная
ведущая деятельность, это не значит,
что в дан­ном возрасте отсутствуют
или ущемлены» другие виды деятель­ности.
Например, известно, что для дошкольника
ведущая дея­тельность — игра. Но в
дошкольный период в жизни детей мож­но
наблюдать элементы учения и труда.
Однако они не опреде­ляют характера
основных психических изменений в данном
воз­расте — их особенности в наибольшей
мере зависят именно от игры. Хотя игровая
деятельность свойственна детям и других
возрастных периодов, однако ведущим и
определяющим типом деятельности в этих
периодах она не является (так, для младших
школьников ведущей будет уже учебная
деятельность).

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ,

Рассмотрим периодизацию детства, которая
была разработана Д. Б. Элькониным на
основе трудов Л. С. Выготского и А. Н.
Леонтьева. Эта периодизация соответствует,
на наш взгляд, тому общему характеру
психического развития детей. В основу
данной периодизации положено представление
о том, что каждому воз­расту как
своеобразному и качественно специфическому
периоду жизни человека соответствует
определенный тип ведущей дея­тельности;
его изменение характеризует смену
возрастных перио­дов. В каждой ведущей
деятельности возникают и формируются
соответствующие психические
новообразования, преемственность
которых создает единство психического
развития ребенка’.

Приведем указанную периодизацию.

Непосредственно эмоциональное общение
присуще ребенку от рождения до года.
Внутри него у ребенка формируется
потреб­ность в общении с другими
людьми, эмоциональное отношение

к ним, хватание как основа человеческих
действий с вещами, ряд перцептивных
действий.

2. Предметно-маннпулятнвная деятельность
является ведущей ^для ребенка от 1 года
до 3 лет. Осуществляя эту деятельность
(первоначально в сотрудничестве со
взрослыми), ребенок воспро­изводит
общественно выработанные способы
действия с вещами;

у него возникает речь, смысловое
обозначение вещей, обобщенно-категориальное
восприятие предметного мира и
наглядно-дей­ственное мышление.
Центральным новообразованием этого
воз­раста является возникновение у
ребенка сознания, выступаю­щего для
других в виде собственного детского
<я».

3. Игровая деятельность наиболее
доминирует у ребенка от 3 до 6 лет. В
процессе ее осуществления у него
формируются воображение и символическая
функция, ориентация на общий смысл
человеческих отношений и действий;
происходит выделе­ние в них моментов
соподчинения и управления, а также
складываются обобщенные переживания
и осмысленная ори­ентация в них.

4. Учебная деятельность формируется у
детей от 6 до 10 лет. На ее основе у младших
школьников возникает теоретическое
сознание и мышление, развиваются
соответствующие им способ­ности
(рефлексия, анализ, мысленное планирование);
в этом возрасте у детей происходит также
становление потребности и мотивов
учения.

5. Целостная общественно полезная
деятельность в качестве ведущей присуща
детям от 10 до 15 лет. Она включает в себя
такие виды, как трудовая, учебная,
общественно-организаторская, спортивная
и художественная деятельности. В процессе
осуще­ствления этих видов деятельности
у подростков возникает стрем­ление
участвовать в любой общественно
необходимой работе, умение строить
общение в различных коллективах с учетом
при­нятых в них норм взаимоотношений,
появляется рефлексия на собственное
поведение, умение оценивать возможности
своего <я», т. е. самосознание.

6. Учебно-профессиональная деятельность
характерна для старшеклассников и
учащихся СПТУ в возрасте от 15 до 17— 18
лет. Благодаря ей у них формируются
потребность в труде, профессиональное
самоопределение, а также познавательные
интересы и элементы исследовательских
умений, способность стро­ить свои
жизненные планы, идейно-нравственные
и гражданские качества личности,
устойчивое мировоззрение.

Отдельные типы ведущей деятельности
нельзя сформировать у ребенка в
произвольной последовательности.

Подлинным содержанием психического
развития является борьба внутренних
противоречий, борьба между отживающими
формами психики и новыми нарождающимися
(Выготский, Леонтьев, Рубенштейн).

Внутренние противоречия выступают
движущими силами психического развития.
Не соответствие между ХОЧУ и МОГУ.

4. Дифференциация и интеграция процессов,
свойств и качеств.

Дифференциация состоит в том, что они
отделяясь друг от друга превращаются
в самостоятельные формы или деятельность
(память выделяется из восприятия).

Интеграция обеспечивает установление
взаимосвязи между отдельными сторонами
психики. Так познавательные процессы
пройдя дифференциацию устанавливают
взаимосвязи друг с другом на более
высоком качественном уровне. Так память,
речь, мышление обеспечивают
интеллектуализацию.

Кумуляция.

Накопление отдельных показателей,
подготавливающих качественные изменения
в разных областях психики.

5. Смена детерминант (причин).

Меняется взаимосвязь биологических и
социальных детерминант. Становится
иным и соотношение социальных детерминант.
Складываются особые отношения со
сверстниками и взрослыми.

6. Психика отличается пластичностью.

Это способствует усвоению опыта.
Родившейся ребенок может овладеть любым
языком. Одно из проявлений пластичности
состоит в компенсации психических или
физических функций (зрения, слуха,
двигательной функции).

Другое проявление пластичности-
подражание. В последнее время оно
рассматривается как своеобразная форма
ориентировки ребенка в мире специфически
человеческих видов деятельности,
способов общения и личных качеств путем
уподобления, моделирования их в собственно
деятельность (Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко).

Вопросы для студентов:

Различные точки зрения на процесс
развития ребенка в целом.

Подходы к представлению о периодизации
психического развития (стихийный,
нормативный).

Эмпирическая периодизация по Д.Б.
Эльконину.

Периоды, характеристика периодов (по
параметрам).

Возрастные кризисы, поведение взрослых
в кризисные

Литература.

1.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.
М. Академ 1997 г.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Ребенок овладевает
социальным опытом при помощи взрос­лого,
в процессе общения с окружающими,
обучения.

На психическое
развитие ребенка раннего детского
возраста (1-3 года) значительное влияние
оказывает овладение прямой походкой.
Способность к передвижению вызывает
ряд психоло­гических последствий,
связанных с вступлением ребенка в
сво­бодное, самостоятельное общение
с внешним миром, с развитием способности
ориентировки в пространстве.

Ведущей деятельностью
ребенка в раннем детстве становится
предметная, манипулятивная деятельность
(усвоение общественно выработанных
способов действия с предметами), которая
сменяет непосредственно-эмоциональное
общение со взрослым, являющее­ся
основным видом деятельности в период
младенчества (0-1 год). Ребенок научается
ориентироваться на постоянное значение
пред­метов, закрепленное в человеческой
деятельности. В составе пред­метной
деятельности наиболее важное значение
приобретает появ­ление первых
целеполаганий и собственно орудийных
действий.

Ранний возраст
является сензитивным для овладения
речью, в это время наиболее эффективно
происходит ее развитие. К концу 2-го года
жизни ребенок употребляет около 300 слов,
к концу 3-его года — 1500 слов. С 2-х до 3-х
лет речь приобретает связный характер.

Показ взрослым
предметных действий вместе с речевыми
указаниями ставят ребенка и взрослого
в ситуацию общения.

В 3 года происходит
смена ведущей деятельности и переход
в следующий возрастной период —
дошкольный возраст (3 -7 лет). Предметная
деятельность сменяется игрой и
продуктивной деятельностью, которые
становятся ведущими. В ходе игры идет
воспроизводство системы отношений
взрослых, социальных от­ношений, в
продуктивной — овладение рисованием,
лепкой, конструированием.

Новые задачи,
стоящие перед ребенком, приводят к
совер­шенствованию работы анализаторных
систем. Так, в дошколь­ном возрасте
отмечается значительное снижение
порогов зри­тельной, слуховой, кожной
и двигательной чувствительности.
Возрастают острота зрения, тонкость
различения цветов и их от­тенков,
развиваются фонематический и неречевой
слух.

Развитие восприятия
стимулируется усвоением детьми сен­сорных
эталонов, служащих своеобразными
мерками, позволяющ оценить особенности
обследуемых объектов.

На следующем этапе
развития ведущей становится учебная
деятельность детей, наступающая в
возрасте 7 лет и длящаяся до 10 лет (младший
школьный возраст). Основное новообразование
этого возраста — появление отвлеченного
словесно-логического и рассуждающего
мышления, возникновение которого
перестраивает другие познавательные
процессы, а также умение произвольно
регулировать свое поведение и управлять
им.

Затем наступает
время подросткового возраста и юности,
ко­гда наиболее значимым становится
поиск новых видов занятий вместе со
сверстниками и, наконец, социальная
активность, на­правленная на поиск
перспективы жизненного пути.

Краткий обзор
периодизации детского развития
показывает, что на каждом этапе его
развития ребенок является объектом
со­циального воздействия. Предмет, с
которым взаимодействует ре­бенок,
социален по своим функциям и происхождению,
а чело­век, с которым он общается,
является носителем определенных способов
употребления вещей и определенных
смыслов челове­ческой деятельности.
Специфичность воздействия на ребенка
на каждом этапе определяется его
возрастными возможностями.

Л.С. Выготский
рассматривал этапность психического
раз­вития с точки зрения «кризисов»,
переломных периодов в жиз­ни ребенка
(кризис новорожденности, одного года,
трех, семи, тринадцати лет), во время
которых происходят основные, зна­чимые
перестройки, открывающие путь качественно
новым этапам развития.

В физиологии
развития такие периоды рассматриваются
как наиболее чувствительные к
«неадекватным» раздражителям, ко­торые
могут «повредить» организм.

Многие ученые
отмечают трудность исследования
изменений, которые возникают в мозге
человека в результате стимулирую­щего
влияния среды. Тем не менее, они приводят
примеры пси­хологических исследований,
которые показывают, что стимули­рующая
среда не только способствует
интеллектуальному разви­тию, но и
может компенсировать физиологический
ущерб, при­чиненный в раннем детстве.

Так, в исследованиях,
проведенных в Великобритании,
осуществлялось обследование всех детей,
появившихся на свет при неблагополучных
условиях: преж­девременные роды,
маленький вес или кислородная
недостаточ­ность при родах и др.,
которые расценивались как факторы,
по­вышающие риск повреждения головного
мозга.

Повторные
исследования детей, проведенные в
возрасте 7-ми и 10-ти лет показали, что
лишь незначительная часть детей име­ла
отклонения в психическом развитии,
которые можно было связать с родовыми
осложнениями.

Основная часть
детей с отклонениями психического
разви­тия из группы риска относилась»
к тем, кто жил в плохих услови­ях. К
плохим условиям относились недоедание,
отсутствие меди­цинской помощи, дурное
обращение с детьми и невнимание к их
физическим нуждам (ребенок плохо одет,
неопрятен, никто не заботится о его
безопасности), психологическая
запущенность (родители не разговаривают
с ребенком, не проявляют к нему теплых
чувств, не стимулируют его развитие).

Так, если в надлежащее
время не произошло овладение речью,
которое действует как пусковой механизм
для становления корковых функций, то
кортикальная ткань, в норме предназначенная
для речи и связанных с ней способностей
может подвергнуться функциональной
атрофии. Как заключает Ф. Блум: «нервная
система человека должна развиваться в
условиях человеческой жизни, чтобы
порождать «че­ловеческое поведение».

Известный
американский генетик Ш. Ауэрбах пишет:
«Каждый признак, нормальный или
отклоняющийся от нормы, — результат
процесса развития и определяется как
генами, так и средой. Хотя относительное
участие наследственности и среды у
от­дельных признаков сильно варьируется,
лишь немногие признаки полностью
определяются наследственностью, а
признаков, опре­деляемых только
средой, и того меньше» (Ш. Ауэрбах,
1969. с.131). И дальше: «Мы начинаем жизнь,
имея на руках гены, как игрок начинает
партию, имея на руках карты. …Чаще всего
успех зависит от умения и опыта игрока.
…Хороший игрок с плохими картами может
достигнуть большего успеха, чем плохой
с хорошими» (Там же. с.138).

Таким образом,
необходимо учитывать, что процесс
психиче­ского развития ребенка должен
опираться на гармоничное соот­ветствие
между нейрофизиологическими возможностями
ребенка и требованиями, предъявляемыми
социальным окружением.

Соседние файлы в папке OsnKorPed

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник