Скачать малыш начинает говорить развитие речи ребенка от рождения до четырех лет

ЗРР: Литература для родителей

Я давно изучаю информацию по ЗРР, но сейчас в качестве базиса использую две книги: О. А. Реуцкая «Развитие речи у плохо говорящих детей» и Е. Янушко «Развитие речи детей 1,5-3 лет. Помогите малышу заговорить!»Также в этой сфере оказался интересным блог ЛогомамикиВпечатления о книгах сейчас писать не буду. Решила, что просто начну рассказывать о наших занятиях и заодно по ходу буду вставлять комментарии из книг. Скажу только одно — обе книжки интересные и будут полезны не только родителям детей с ЗРР…

Читать далее →

Развитие речевого подражания.

Развитие речевого подражания — естественный период в развитии детской речи. Нельзя «перескочить» этот период и начать разучивать правильно произносимые слова или начинать с постановки звуков.

Читать далее →

Развитие речи

Нажимайте на ссылку и скачивайте
Альбом для развития речи от 1,5 — 3 лет
Янушко Е. Помоги малышу заговоритьГовори, ты это можешь!Большая книга развития речиЮрченко. Игры и сказки для р.речи 1-3 года.Умные дорожки Саша и МашаКнига мечта про зайкуГерасимова «Малыш учится говорить от агу до монолога»

Читать далее →

Раннее развитие

Обсудите вашу тему в сообществе, узнайте мнение активных пользователей
Бэбиблога

Перейти в сообщество

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА: ПОЛЕЗНЫЕ КНИГИ

Чтобы родители могли эффективно осуществлять развитие речи ребенка, нужны информативные книги и пособия. Предлагаем список наиболее популярных:• Е. Косинова. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких• Н. С. Жукова. Учимся говорить правильно• Т.А. Ткаченко. Логопедическая энциклопедия• Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет

Читать далее →

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА: ПОЛЕЗНЫЕ КНИГИ

Чтобы родители могли эффективно осуществлять развитие речи ребенка, нужны информативные книги и пособия. Предлагаем список наиболее популярных:• Е. Косинова. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких• Н. С. Жукова. Учимся говорить правильно• Т.А. Ткаченко. Логопедическая энциклопедия• Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет • Е. Янушко. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет• Т. Б. Филичева, А.В. Соболева. Развитие речи дошкольника. Методическое пособие с иллюстрациями• Т…

Читать далее →

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА: ПОЛЕЗНЫЕ КНИГИ

Из недр Вконтакте:Чтобы родители могли
эффективно осуществлять развитие речи ребенка, нужны информативные книги
и пособия. Предлагаем список наиболее популярных:• Е. Косинова. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких• Н. С. Жукова. Учимся говорить правильно• Т.А. Ткаченко. Логопедическая энциклопедия• Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет• Е. Янушко. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет• Т. Б. Филичева, А.В. Соболева. Развитие речи дошкольника. Методическое пособие с иллюстрациями•…

Читать далее →

Топ-5 книг для развития речи

На развитие
речи ребенка
позитивно будут влиять как развивающие занятия в детских центрах,
профессиональные консультации логопедов, так и домашние логопедические
занятия. Чтобы родители могли знать нормы развития речи, как их достигать, что
означают отклонения от них, и когда уже необходим специалист обязательно,
полезно читать специализированные книги о развитии речи. Предлагаем вашему
вниманию несколько из них.

Читать далее →

Книги по развитию речи (для мам)

Как то давно меня попросили рассказать о книгах по развитию речи малышей, которые понравились/оказались полезными мне. И вот только сейчас наконец написался пост.Сразу скажу!! Все нижеперечисленные книги НЕ являются уникальными пособиями, из каждой можно вынести буквально 10-15 умных мыслей среди сотен страниц воды. Увы, но я пока не нашла одной-единственной гениальной книги, способной просто и доступно описать процессы речестановления, варианты определения границ нормы и патологии, и, разумеется, способов преодоления различных затруднений у малыша. А потому, очень прошу вас, девочки, поделиться…

Читать далее →

Отрывки из книги

Е. Янушко «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет»1)  Развитие эмоционального общения со  взрослым(Игры  на подобие «По кочкам, по кочкам»)2)  Развитие общего подражания  (Игры на подобие «Ножками потопаем, ручками похлопаем»)3)  Развитие делового общения  (Обучение ребенка выражать свои мысли любым доступным ему способом). Для этого используют методы побуждения к разговору: предлагать выбрать из нескольких вариантов, задавать наводящие вопросы, поддерживать инициативу малыша)полезно использовать в речи естественные общеупотребительные жесты:на  (предложение) — протягивать раскрытую ладонь;дай  (просьба) — сжать пальцы раскрытой ладони в кулак (можно повторить движение несколько раз);да …

Читать далее →

Развитие речи детей 1,5-3 лет

Е. Янушко «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет»
Девочки хочу порекомендовать эту книжку. Там даны конкретные игры с ребенком для развития его речи. Мне они очень помогают, жалею, что не прочла книгу раньше. Многие игры можно использовать уже с года.
Выкладываю кратенький обзор книги, из которого понятно ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, чтобы малыш заговорил.

1) Развитие эмоционального общения со взрослым(Игры на подобие «По кочкам, по кочкам»)

2)Развитие общего подражания (Игры на подобие «Ножками потопаем, ручками похлопаем»)

3) Развитие делового…

Читать далее →

Книги для детей до 4-х лет:

Первые шаги к интеллекту. Развивающие задания для детей 2-3 лет
Учебное пособие включает игровые задания для развития познавательных способностей малышей: внимания, восприятия, памяти, воображения, логического и пространственного мышления. Задания удачно дополняют материал, пройденный на занятиях в детском саду.Пособие адресовано…

книги для малышей до 4 лет комментариев нет автор: Авт.-сост. Белошистая А.В. 8

0

Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет
Книга посвящена актуальной теме — речевому развитию ребенка 1,5-3 лет. Чтобы заговорить, ребенку необходима помощь взрослого. Начальный этап состоит…

Читать далее →

Источник

«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.

Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.

У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.

С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.

Моя мама — педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых — то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов — мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.

Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:

????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.

????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.

????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения

????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы

????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.

????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.

????Игры на развитие мелкой моторики.

????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.

И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:

  • Режим радио «Что вижу, то пою» — нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
  • Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
  • До определенного времени упрощать некоторые слова: машина — би-би, котик — мяу, собака — ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
  • Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
  • К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.

И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.

Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.

И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.

Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.

К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.

Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).

Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.

В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок — молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.

Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.

Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.

А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:

  • Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
  • О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
  • Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.

Мой вывод один — пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.

По теме:

Статья с примерами подражательных потешек

Обзор книги «Без паники! Мой ребенок не говорит»

Источник

Наталья Савельева
Развивайте своего малыша. Консультация для родителей детей от трёх месяцев до четырех лет

Я логопед со стажем более 30 лет. Работаю в детском саду. В этом году по воле случая попала в группу детей 1,5 – 2 лет (группу кратковременного пребывания).

И, оказалось, что из 30 детей группы только 4 говорят слова и, крайне редко, фразы из 2-х слов. А остальные либо совсем молчат, либо используют звукоподражания.

И это при том, что словарный запас ребенка 1,5 – 2 лет должен быть примерно равен 40 – 100 словам. А при хороших обстоятельствах развития — и 300 словам. Главное, чтоб малыш мог сочетать эти слова по смыслу, улавливать смысл сказанного. То есть, в 2 года должно интенсивно развиваться понимание речи.

Речь – сложная функциональная система. Её материальной базой являются клетки коры головного мозга. Возникнув изначально на сохранной материальной базе, речь сразу же начинает оказывать существенное влияние на ее дальнейшее развитие.

Процессы развития речи изучали очень многие психологи и лингвисты. Исследуя этапы психического развития, Вильям Штерн подчеркнул, что наиболее важным из них является этап, связанный с открытием детьми значения слова, того, что каждый предмет имеет свое название.

Слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие, которое, однако он использует гораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрасте выступает как орудие, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребенок практически за два – три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде и двумя.

Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д. Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.)

Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, показали, что все психические процессы у ребенка (мышление, восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи.

В своей работе «Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста» В. С.Мухина подчеркивает: «Формирование активной речи служит основой для всего психического развития ребенка».

Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует.

Данные последних исследований говорят, что у нынешних дошкольников речь развита значительно хуже, чем 20 лет назад. Каковы же причины этого?Их достаточно много: родовые травмы, наследственность, экология. Но основной считают то, что родители мало общаются с детьми, уделяют им мало времени. Родители и дети охотнее общаются с компьютером, чем друг с другом. Взрослые не делают малышам массаж пальчиков ручек, не поют с ними песни, не учат потешки, стихи. Не «пестуют» малышей с самого раннего детства, как это было.

Да, сейчас время больших скоростей и интернета. Но телевизор и компьютер не вызывают желания говорить, и далеко не лучшие друзья для детей. Ребенок не слышит речи, молча играет в наблюдателя. Отсюда и проблемы.

Итак, одно из главных решений проблемы — внимание родителей к своим детям. Когда родители постоянно общаются с ребенком, отвечают на все его «почемучки», замечают внутренние изменения, то и проблем с психикой и речью нет.

Это особенно актуально для детей раннего возраста, так как в этот период ребенок постоянно находится дома, в семье.

Начинайте развивать своего малыша с самого рождения. А помогут вам в этом две замечательные книги (я не отвергаю любые другие).

Первую книгу уже можно использовать спустя несколько месяцев после рождения ребенка. Ее написали логопед-методист Смирнова Л. Н., врач-педиатр Овчинников С. Н. при участии психолога И. В. Писаревой. Эта увлекательная и полезная книга явилась результатом сотрудничества данных авторов. Она называется «Малыш начинает говорить». Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет (см. слайд 2). В книге представлена поэтапная программа работы с ребенком. Например, программа первого полугодия называется «Готовимся заговорить»и включает в себя:

озвучивание режимных моментов;

физкультуру для речевых мышц;

массаж лица и кистей рук;

звучащие игрушки, музыку, аудиосказки;

речевые игры с малышом

Обязательным условием является речевое сопровождение каждого приема рифмованными миниатюрами и короткими фразами (см. слайд 3).Не правда ли: это похоже на песенки – пестушки наших бабушек (а возможно и пра-прабабушек?

Программу второго полугодия авторы называют «Речевой старт». Для накопления предметного словаря предлагают игры в ванной, на кухне, в быту, на прогулке, с частями тела. Рекомендуют методику, которую называют интерактивным чтением (см. слайд 4). Эта методика должна вызывать у маленького слушателя речевую инициативу. Такое совместное чтение представляет собой комплекс приемов, стимулирующих речевое и мыслительное развитие:

— эмоциональные возгласы

— жесты и мимика

— взгляд в глаза ребенка и нежные прикосновения к нему

— прикосновение пальчиками малыша к предметам на картинке

— опорные картинки-помощники

— пауза перед словом

— побуждающие вопросы

— восхищение и похвала.

Не буду подробно излагать содержание всей книги. Она насыщена преимущественно практическими упражнениями для малышей. Разнообразный речевой материал подается в забавной игровой форме. Также приводится много полезных высказываний педагогов, психологов, философов, логопедов. Занимаясь с вашим ребенком по этой книге, вы не только обогатите его словарный запас, научите правильно изменять слова, пользоваться предложно-падежными формами, говорить фразой, но прежде всего, будете развивать его мышление, внимание, память, формировать любознательность, интерес к занятиям в будущем.

Второй такой же замечательной книгой для развития малыша полутора – трех лет является «Альбом по развитию речи для самых маленьких», авторами которого являются С. В. Батяева и Е. В. Савостьянова.

Здесь очень компактно представлены упражнения

а) на развитие общей моторики (см. слайд 5)

б) пальчиковые игры (см. слайд 6)

в) дыхательные упражнения

г) артикуляционные

д) звуки и звукоподражания и кто как голос подает (см. слайд 7)

Далее даются картинки предметов с постепенно усложняющейся звуко-слоговой структурой. Это очень полезный материал, так как звуко-слоговой анализ у многих малышей формируется с задержкой по причине запоздалого созревания клеток речевой зоны коры головного мозга. Сначала предлагаются двухсложные слова с двумя открытыми слогами типа «баба», «коса»; далее односложные с закрытым слогом типа «дом».И далее постоянно усложняющиеся слова: майка, диван, бублик, колобок, конфета, ботинки и т. д.Параллельно дается материал для их закрепления: чистоговорки, предложения, небольшие рассказы, стихи, сказки.

В книге также помещен материал на закрепление основных цветов (красного, зеленого, желтого и синего)

Приведенные примеры образцов заданий данного альбома уже продемонстрировали Вам, дорогие родители, их простоту и увлекательность.

Буду очень рада, если Вы воспользуетесь моими советами, и они окажутся полезными для вас.

Используемые пособия и литература:

1. Батяева С. В., Савостьянова Е. В. «Альбом по развитию речи для самых маленьких» М., РОСМЭН, 2012;

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений в шести томах. М., «Педагогика»

3. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. «Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет» М.,АСТ: Астрель, 2012

4. Эльконин Д. Б. «Некоторые вопросы диагностики психического развития детей» в сборнике «Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей», М., 1981

Источник