Социальные факторы развития ребенка с овз

Социальные факторы развития ребенка с овз thumbnail

Статьи

Психология и педагогика

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обесечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни.
Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзогдами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.

10 сентября 2018

Важность социализации детей с ОВЗ

Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.

Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

  • Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
  • Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
  • Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
  • Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
  • Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.

Механизмом социализации особых детей является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта. В том числе:

  1. Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
  2. Предметно-практическая деятельность.
  • Самообслуживающий труд.
  • Использование бытовых устройств.
  • Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
  • Художественно-прикладной труд.
  • Творческая деятельность.
  • Спорт.
  • Если с ребенком трудно

    Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными. Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

    Купить

    Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ

    Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:

    • Разработать специальные программы социальной адаптации.
    • Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
    • Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
    • Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
    • Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
    • Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
    • Обеспечить педагогическое сопровождение
    • Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.

    Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

    Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.

    1. Естественно-культурные:

    • Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
    • Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
    • Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.

    2. Социально-культурные:

    • Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
    • Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
    • Научить оценивать свои навыки и способности.
    • Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
    • Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.

    Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание. Новое дополненное издание

    Второе дополненное издание бестселлера Лариса Сурковой! Новые главы, вопросы, которые вас всегда интересовали, тексты, добавленные по просьбе читателей, — и как всегда удобный формат «вопрос-ответ»! Ваш малыш в возрасте от 3 до 7 лет — самый непоседливый, самый любознательный, самый активный и коммуникабельный. Каждый день дарит ему новые впечатления, знания и важные уроки. Как раз в это время закладывается характер малыша, его будущее, поэтому именно жизнь ребенка до 7 лет — тот момент, когда от родителей требуется максимальная выдержка, внимание, мудрость и терпение! В новом дополненном издании книги Лариса Суркова поднимает важные вопросы, связанные с таким непростым периодом жизни малыша: — как реагировать на детские фантазии и истерики; — как хвалить и поощрять ребенка; — как выбрать детский сад и школу; — как развить усидчивость и научить ребенка проигрывать; — как решить проблему нарушения пищевого поведения; — как помочь ребенку адаптироваться в школе; — как не «перегрузить» ребенка кружками и пр. Научитесь прислушиваться к вашим детям, не считайте их взрослыми, все знающими и умеющими! В этот период жизни им так важны ваша любовь и поддержка!

    Купить

    В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.

    3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.

    • Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
    • Воспитать толерантное отношение к социуму.
    • Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
    • Сформировать адекватную жизненую позицию.
    • Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.

    Читайте также:

    • Методы обучения детей-аутистов
    • Физкультура для детей с ОВЗ
    • Внеклассная работа с детьми с ОВЗ
    • Тренинг для родителей детей с ОВЗ
    • Дошкольники с ОВЗ в современном образовательном пространстве

    4. Социально-психологические.

    • Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
    • Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
    • Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
    • Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
    • Сформировать положительную реальную Я-концепцию.
    Читайте также:  Подвижная игра как средство эмоционального развития ребенка

    Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.

    Самая важная книга для родителей

    В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» — книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, — и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, — научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.

    Купить

    Источник

    «Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»

    Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. В современном российском обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодёжи, что становится ощутимым ограничением экономического развития страны. Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать дальнейшему развитию экономики страны и её стабильному функционированию.

    Социализация– развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит вовзаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [1, с. 9].В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.

    Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб. Ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

    Ребёнок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социализации и индивидуального развития.

    На современном этапе специальные школы и интернаты признаются сегрегационными, что носит дискриминационный характер и выражает «навешивание социального ярлыка». В этой связи развивается система образования для детей с особыми потребностями по типу интеграции.

    Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов [3].:

    полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образовательных учреждений;

    психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.

    Учёт этих факторов необходим для социальной интеграции и создания комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной peaбилитации. Одним из направлений решения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является определение социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей.

    Определить структуру системы специального образования, пути, способы, организационные формы и психолого-педагогические условия их реализации в современных социально-экономических и нравственно-психологических условиях общества – это значит помочь детям с ограниченными возможностями здоровья включиться в социальные отношения общества.

    Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в целенаправленной педагогической поддержке детей, раскрытии их реабилитационного потенциала в различных формах деятельности. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки окружающих (детей, взрослых) к принятию детей с особенностями в развитии (организация движения детского милосердия, школы помощника социального педагога и др.).

    Социально-педагогическая деятельность по развитию социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его успешную социализацию, включает [2]:

    развитие духовных и физических способностей детей;

    поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;

    облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни;

    содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;

    обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим навыкам;

    установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.

    Особо значимой социальной проблемой детей с ограниченными возможностями, по мнению Филонова Г. Н., является отсутствие специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления, должностных лиц учреждений и организаций за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья, социальную реабилитацию и независимое существование.

    Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реабилитации.

    При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.

    Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от действия универсальных психологических и социально-психологических механизмов, от особенностей восприятия обществом человека с ограниченными возможностями здоровья и характера взаимодействия человека с ограниченными возможностями здоровья с другими людьми.

    Список использованной литературы:

    1. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 172 с.;

    2. Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. – М. : ЦСП РАО, 1995.;

    3. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 2001.

    Источник

                                ГБС(К)ОУ с. Малый Толкай.

    Читайте также:  Схема индивидуального маршрута развития ребенка

     Сообщение на семинаре «Совместная работа классных руководителей и воспитателей по социализации детей с ОВЗ».

    Тема сообщения : « Особенности социализации детей с ОВЗ».

                                         Сообщение подготовила Ширшова Н.И.

                                              2014 год.

                       Особенности социализации детей с ОВЗ.

    Исторически, длительное время процесс формирования человека шел независимо от того, насколько сам человек мог его осмыслить. Со временем акцент сместился на ребенка, которому в разное время жилось по-разному. История детства — это история становления личности ребенка в семье. Рождение больного ребенка ставило семью в особое положение, когда особенно остро вставала проблема обучения, воспитания такого ребенка. На современном этапе изменилось видение проблемы обучения и воспитания детей с различными нарушениями.

    В области специального образования с конца 80-х годов XX века обозначается понятие «социализация». Профессор Н.М. Назарова в своих исследованиях дает определение социализации как «процесса и результата освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, выработки общепринятых стереотипов поведения, освоения ценностных ориентации, принятых в обществе, которые позволяют полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия». Н.М. Назарова отмечает, что в нашей стране издавна существовала покровительская позиция общества и государства по отношению к детям с проблемами развитии. Такая позиция нарушает нормальные взаимоотношения человека и окружающей среды, вырабатывает иждивенческие установки у людей с ограниченными возможностями. Современная концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями справедливо предполагает предоставление для всех людей равных возможностей полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности. Основными компонентами независимого образа жизни.

    Процесс социализации сложен для детей с различными проблемами развития. Здесь на первый план выдвигается проблема подготовки этих детей к самостоятельной жизни и работе, т.е. интеграция их в окружающий социум, в сообщество обычных детей, что может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения и воспитания. Интеграция детей с проблемами в общество предполагает:

    —         воздействие общества и социальной среды на личность ребенка;

    —         активное участие в этом процессе самого ребенка;

    —         совершенствование самого общества.

    В свое время, специальное исследование Б.И. Пинского выявило, что у некоторых детей обнаруживается пониженная и хрупкая самооценка; эти дети очень зависимы от внешней оценки. У других, более глубоко отсталых, самооценка повышена; такие дети мало реагируют на внешнюю оценку. Следует учесть наличие кажущейся независимости от внешней оценки. Это явление может возникнуть даже у ранимых и низко оценивающих себя детей, но привыкших к неудачам и создавшим себе своего рода защитный барьер от внешней оценки.

    Физиологической основой эмоций и чувств является взаимодействие связей, образующихся в коре больших полушарий и в подкорковой области. Ослабление деятельности всей высшей нервной системы и снижение уровня и темпа психического развития ребенка с ОВЗ его эмоциональным процессам ряд специфических особенностей.

    Ребенка с ОВЗ часто характеризует слабость и неустойчивость намерений, которые проявляются в том, что ребенок не испытывает желания активно действовать, а склонен к короткой и близкой мотивации. Ослабление силы волевых действий, связанное с недостатком стойких побуждений, обусловлено снижением функциональной активности мозга и ослаблением тонуса эмоциональной сферы. Отсюда значительное понижение того оптимального уровня импульсивности, без которого волевой акт состоятся не может. Ребенок с ОВЗ зачастую не доводит до конца задуманное и начатое дело, забывает о нем.

    Известно, что эмоциональное самочувствие воспитанников в коллективе в значительной мере зависит от его взаимоотношений с одноклассниками. В специальной школе деловые и личные отношения между учениками часто совпадают. В исследованиях И.Г. Еременко проанализированы особенности личных взаимоотношений между детьми с ОВЗ: недостаточная и часто ошибочная мотивация выбора товарища, индифферентное отношение к своему положению в коллективе, лабильность в отношениях. Причину этих особенностей автор объясняет низким уровнем самосознания ученика, недоразвитием его общественной направленности, ограниченностью мотивационной основы его деятельности и сложностью формирования характера.

    Говоря об уровне социальной адаптации школьников, необходимо изучить вопрос об особенностях делового общения. Наиболее полная информация по этому вопросу получена в исследованиях Е.И. Разуван. Автор отмечает, что дети с ОВЗ испытывают затруднения при общении с окружающими. У них недостаточно развита инициатива в общении. Они легче вступают в контакт со знакомыми людьми, с большим трудом — с незнакомыми. Школьники всегда испытывают смущение, страх, что в непривычной обстановке может привести к прекращению общения. Кроме того, дети обнаруживают недостаточно развитое умение анализировать полученную информацию и применять полученные знания на практике.

    Одним из решающих факторов, определяющих возникновение вторичных дефектов в личности ребенка с ОВЗ, являются нарушения их социальных связей с окружающими, неудовлетворенная потребность в общении. Исследованиями доказано, что поступление в специальную школу создает такому ребенку оптимальный режим общения, который обеспечивает в значительной мере его правильную социализацию, воспитывает необходимые навыки обращения с окружающими, формирует коллективные отношения.

    Н.П. Долгобородова в своих исследованиях по формированию коллектива и межличностных отношений в специальной школе подчеркивает, что основой всего является специфика состава учащихся. Особенности психики и слабость развития высших психических процессов и свойств личности ребенка с ОВЗ сужают круг его отношений и связей, сферы и масштаб их действия более ограниченны, более элементарны и просты, менее интимны и разнообразны, отличаются прямым, непосредственным характером. Образующиеся внутриколлективные отношения и связи носят индивидуальный, неосознанный и малообобщенный характер, часто эти связи находятся на уровне переживаний. Эти отношения менее гибки, менее устойчивы, часто обусловлены чисто ситуационно.

    Проблемой формирования положительных черт личности при подведении к выбору профессии учащихся специальных школ достаточно серьезно занималась М.И. Кузьмицкая. На основании полученных данных она констатирует, что относительно благополучные по своему интеллектуальному развитию подростки ко времени выпуска их из школы приобретают некоторый реальный уровень притязаний, интересы учащихся к будущей трудовой деятельности неуклонно развиваются, углубляется и мотивация деятельности вообще, самооценка при выборе профессии становится правильнее. Но автор отмечает, что мотивы, которыми руководствуются выпускники специальных школ при выборе профессии, в большинстве случаев являются подражательными. Ученики часто не понимают действительного содержания той или иной профессии, основной критерий для них — привлекательная и непривлекательная профессия. К седьмому — восьмому классу у подростков появляется потребность обсуждать вопросы будущего в доступной им сфере конкретно-практической деятельности.

    Читайте также:  Задания для успешного развития ребенка 4 года

    Таким образом, исследователи отмечают динамику профессиональной направленности личности подростка с ОВЗ, которая является следствием личностного роста в результате целенаправленной коррекционно-воспитательной работы.

    Исследования учащихся 8-9-х классов специальных коррекционных школ показали низкую степень готовности к самостоятельной жизни выпускников по большинству адаптационных факторов. Так, А.Н. Гамаюнова отмечает следующие факторы: чрезвычайно беден круг познавательных интересов детей, у воспитанников специальных интернатов преобладают установки на ближайшее будущее, слабо сформирована оценка себя как личности, почти отсутствует стремление к самопознанию. Представления о готовности к самостоятельной жизни показывают, что зачастую основная часть детей с ОВЗ считают себя полностью подготовленными к жизни, что может быть обусловлено как их завышенной самооценкой, так и недостатком развития контактов с окружающей действительностью, они не проявляют беспокойства о своей будущей жизни.  

    Полноценная социальная адаптация детей с ОВЗ невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и ценностных ориентации. Своеобразие ценностных ориентации у детей с ОВЗ рассматривается в исследованиях В.В. Воронковой, Н.П. Долгобородовой, С.Л. Мирского, А.Н. Смирновой, Ж.И. Шиф и др.

    В частности, В.В. Воронкова отмечает, что наличие интеллектуального дефекта затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности; нарушения познавательного развития затрудняют формирование убеждений, регулирующих поведение. Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и его результатом является истинной причиной нарушения поведения умственно отсталых детей. Незрелость эмоций, личностная направленность детей на удовлетворение примитивных потребностей, снижение критичности и самокритичности, наличие повышенной внушаемости, нарушения в развитии воли — все это является факторами, значительно затрудняющими воспитание учащихся коррекционной школы. Сниженная самостоятельность, моторная неумелость приводит к тому, что учащийся становится объектом насмешек со стороны окружающих, исполнителем социальных ролей, унижающих его достоинство. Своеобразие развития умственно отсталого ребенка затрудняет процесс воспитания их социально-нормативного поведения.

    И.Г. Еременко отмечает слабое развитие у детей с невысоким интеллектом эстетического восприятия и вкусов. Дети зачастую не различают прекрасное и уродливое, красивое и некрасивое. У них несколько приглушен живой интерес к красивой игрушке, мелодии колыбельной песни, свойственный нормально развивающемуся ребенку. Переживания своего отношения к эстетическому у них поверхностны, нечетки, слабо дифференцированы. Улыбка, радость, удовольствие редко проявляется после соприкосновении с прекрасным. Чаще всего они получают удовольствие от яркого, блестящего. При этом проникновение в содержание того, что вызвало эти эмоции, не происходит даже в более позднем возрасте. С большим опозданием и не всегда адекватно формируются у детей эстетические оценки, которые ограничиваются суждениями: нравится — не нравится, красивое — некрасивое и т. п. Эстетическое развитие умственно ослабленных детей в значительной мере осложняется наличием у них серьезных нарушений эмоциональной сферы, обусловленных патологическим преобладанием процессов торможения или возбуждения.

    Авторы отмечают, что выявленные недостатки эстетического развития
    детей с ОВЗ не представляют собой какого-то стабильного состояния. Под влиянием воспитания и коррекции удается добиться значительного продвижения детей вперед в этом направлении. «Благодаря таким изменениям личность аномального ребенка поднимается на более высокий уровень духовного развития, открываются новые возможности преодоления отрицательного воздействия патологической возбудимости и заторможенности на эмоциональное развитие, переживания своей неполноценности сглаживаются, вытесняясь оптимистическим настроением, происходит процесс обновления и психического оздоровления личности, ее гуманизация». Каждый ученик коррекционной школы имеет свою личную жизнь, которая реализуется им в свободном времени. Многолетние наблюдения за жизнью детей с ОВЗ показывают, что они обычно безболезненно включаются в производительный труд по данной им специальности и относительно легко и успешно адаптируются в трудовых коллективах. Основные трудности возникают в иной сфере, не связанной с собственно профессионально-практической деятельностью, в сфере использования свободного времени и в адекватном определении своего места в непроизводственном коллективе. Свободное время может быть организовано разнообразно, но, прежде всего, необходимо предусмотреть такие занятия, реализация которых способствовала бы подростков с ОВЗ в самостоятельную жизнь, повысила бы уровень сформированности их социального опыта. К ним относится организация разнообразных мероприятий, ставящих задачи всестороннего физического и эстетического воспитания, углубления и совершенствования трудовых умений и навыков, а также формирования определенных психических качеств личности. Среди видов деятельности, обычно используемых подростками в свободное время, можно назвать следующие: танцы, пение, музыка, общение и товарищеские игры, спорт, туризм, посещение кинотеатра, цирка, встречи с людьми культуры и искусства, изобразительное искусство, посещение выставок, музеев. Правильно организованное свободное время имеет огромное влияние на нравственное и физическое развитие подростков; в этой работе важно обеспечить единство требований к подросткам со стороны педагогов, родителей, молодежных организаций и производственных коллективов.

     В личности ребенка с ОВЗ исследователями выделяются такие особенности, которые будут препятствовать его социальному становлению. Предложенный в работах Андросовой Г.Л. вариант изучения этих особенностей условно делит их на три группы: «Я как самоценность», «Я и ты», «Я и мир» — позволяет систематизировать их и акцентировать свое внимание на природе и структуре содержания этих особенностей.

    Для первой проекции характерны такие особенности, как неадекватность самооценки, отсутствие устойчивой иерархии мотивов, ведущего вида деятельности и неспособность к целеустремленным действиям.

    Во второй проекции эти особенности просматриваются через межличностное и деловое общение, через особенности поведения. В этом плане отмечается импульсивность, необдуманность поступков, недостаточная возможность критически их осмыслить. В межличностных отношениях отмечается лабильность, индифферентное отношение к своему положению в коллективе. Для делового общения характерна затрудненность при общении, неудовлетворенная потребность в общении.

    В третьей проекции выделены особенности склонностей личности и ее профессиональной направленности, своеобразие представлений об окружающем мире, понятия о ценностных ориентациях. Отмечается незрелость профессиональных интересов, их недостаточная осознанность и устойчивость, представления об окружающем мире фрагментарны и неточны, не отражают существующих взаимоотношений.

    Несмотря на наличие этих особенностей, все исследователи отмечают имеющиеся возможности личностного развития детей, т.е. можно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ.

    Источник