Социальное развитие ребенка средствами патриотического воспитания

Социальное развитие ребенка средствами патриотического воспитания thumbnail

Юлия Бохан
Социально-коммуникативное развитие через патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС ДО более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-ех направлениях:

развитие игровой деятельности детей с цель усвоения различных социальных ролей;

• трудовое воспитание;

патриотическое воспитание детей дошкольного возраста;

• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа.

Задачи патриотического воспитания.

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

• Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

Воспитывать уважение к труду;

• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Компоненты патриотического воспитания:

Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)

• О природе родного края и страны и деятельности человека в природе;

• Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;

• О символике родного города и страны (герб, гимн, флаг).

Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру)

• Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;

• Интерес к жизни родного города и страны;

• Любовь к родной природе, к родному языку;

• Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.

Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)

• Труд;

• Игра;

• Продуктивная деятельность;

• Музыкальная деятельность;

• Познавательная деятельность.

В своей работе по патриотическому воспитанию детей использую различные технологии:

— игровые,

— информационные,

-коммуникативные,

— проблемные,

развивающего обучения,

-консультативные,

— визуальные,

— проектные,

-ИКТ.

В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отвожу произведениям детской художественной литературе, народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.

Система и последовательность работы выстроена следующим образом-

Тематические блоки:

Блок – «Семь Я», «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые».

Не менее важным условием является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели ОД «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех».

Блок — «Я и Родина».

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников

— формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;

— формирование духовно-нравственных отношений;

Ознакомление с явлениями общественной жизни.

Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;

— Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

— Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

Ознакомление с природой.

Воспитание любви к природе родного края;

Воспитание бережного отношения к родной природе;

Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Формы работы по патриотическому воспитанию

— создание развивающей среды по гражданско– патриотическому воспитанию;

— тематические занятия;

-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;

— взаимодействие с родителями;

— взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал) .

Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.

Семья Детский сад Родной город Родная страна Наша Армия

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Знакомство дошкольников с родным городом, республикой и родной страной – процесс длительный и сложный. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.

Блок — «Этих дней не смолкнет слава».

Мы приглашаем на занятия, утренники, праздничные концерты ветеранов ВОВ и Боевой Славы, солдат Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской армии.

Блок – «Вижу чудное раздолье…»

Традиционным стало в зимнее время забота о птицах нашего села (участка). Во время зимних прогулок дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями.

Блок – «Педагогическое сопровождение семьи».

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Читайте также:  Центр развития ребенка на ботанике

В работе с родителями используем разнообразные формы:

семинары – практикумы,

посиделки,

конкурсы,

выставки.

Наши родители принимают активное участие в жизни ДОУ.

Показателем уровня знаний детей по вопросам патриотического воспитания являются участие наших воспитанников в разного рода конкурсах.

Источник

Галина Крашенинникова
Развитие социально-личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание

Развитие социально- личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

За время моей работы с детьми и семьями воспитанников, наблюдая за отношениями в семье, методом бесед, анкетирования родителей пришла к выводу, что воспитывать нравственно — патриотические чувства надо начинать с родителей. Приобщать их к совместной работе, включать в процесс воспитания нравственно патриотических чувств.

Исследования показали, что в семье почти не уделяют внимания социально- личностным качествам ребенка и нравственно патриотическому воспитанию. Начиная с самого малого: дети не знают имя отчество своих самых близких людей, не говоря уже о старших членах семьи (бабушек и дедушек); не знают место работы и профессии родителей; не знают истории своей семьи, традиций, истории родного посёлка.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре, государству. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей должно осуществляется ежедневно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Любить Родину — значит знать ее, прежде всего свою малую Родину. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.

Реализация инновационных подходов к нравственно патриотическому воспитанию дает более наглядный результат.

Изучив проблему и новые методы, я наметила следующие приоритеты:

1. С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь и уважение к близким, тому месту, где он родился и живет, развивать красоту окружающей природы, желание узнать больше об истории родного края, формировать стремление оказать посильную помощь людям, живущим рядом.

2. Для сохранения фольклорного наследия в диалоге поколений нужно возвращение и сбережение вековых нравственных ценностей, в первую очередь народного творчества, которое, обеспечивая преемственность в постижении имеющихся материальных богатств, поможет предотвратить деградацию нашего Отечества.

3. Эффективным педагогическим средством являются сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал. Слушание и обсуждение сказки с последующей её драматизацией дает детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни.

Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки мы воспитываем у детей социально- личностные качества: ВОЛЮ – сложное и многогранное качество личности. ВЕРУ В СЕБЯ – умение противостоять неудачам. СМЕЛОСТЬ – самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях. ТРУДОЛЮБИЕ – нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду. НАСТОЙЧИВОСТЬ – терпение и выдержку при достижении цели. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ – умение держать слово. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ – умение определять цель и настойчиво добиваться её. ДОБРОТУ И ЧЕСНОСТЬ.

4. В нравственно – патриотическом воспитании, особенно на современном этапе огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старейших членов семьи (участников ВОВ, тружеников тыла, детей войны) необходимо прививать такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагам»,» трудовой подвиг» и т. д.

Цель: Развить у ребенка старшего дошкольного возраста социально-личностные качества: сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому; — воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— продолжать знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Читайте также:  Развитие ребенка поделки из круп

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Неве, в прошлое города и т. д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что «. воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого отношения, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего народа. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то что может вызвать у детей чувства восторга и гордости.

Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим городом.

«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитателя».

К. Д. Ушинский.

Формы работы с детьми

1. Целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам, носящим имена героев Великой Отечественной войны;

2. Экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдение ритуальных моментов (возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны).

Такую же экскурсию проводят и с участием родителей. Им предлагается «Маршрут выходного дня» с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендации по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.

Читайте также:  Восточные единоборства и развитие ребенка

3. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества. Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми районных библиотек.

4. Использование аудио-и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.

5. Рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, содержащих исторические факты и события из окружающей жизни.

6. Встречи с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами труда, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День победы» и др.

7. Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны и труда.

8. Создание мини-музеев боевой и трудовой славы, защитников отечества, театра русского Костюма.

9. Проведение акций: «Покормите птиц зимой», «Зеленый патруль, «Озеленение территории детского сада».

10. Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада: изготовление атрибутов для игр «Пограничники», «Моряки», «Космонавты», и т. д. изготовление атрибутики государственных символов России, города; оформление альбомов: «Достопримечательности нашего города», «Моя семья», «Хорошо у нас в саду» и т. д.

11. Создание газеты: «Дедушка и папа – защитники отечества», «Мамочка – мой ангел».

План работы на сентябрь – май 2018-2019 гг.

Сентябрь.

1. Работа с методической литературой: а) 1. Зацепина М. Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников«. 2. Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью«. 3. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека«. б) Изучение методик и технологий педагогов в Интернете: Интернет – ресурсы.

2. Разработка плана работы по данной теме в условиях ФГОС.

3. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по патриотическому воспитанию дошкольников.

4. Подбор практического материала по теме самообразования.

Октябрь.

1. Оформление зоны в группе детского сада «Патриотический воспитание».

2. Экскурсии по родному посёлку (Презентация)

3. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

4. Ознакомление с символикой России, родного поселка области.

5. «Собери флаг России», «Собери герб России»

Ноябрь.

1. Беседа по теме «Улица, на которой я живу».

2. Экскурсия в поселковую библиотеку.

3. Выставка рисунков на тему «Мой любимый дом»

4. Консультация для родителей на тему «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье»

5 Цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

6. Благотворительная акция » Конфетка доброты»

Декабрь.

1. Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. (Беседа)

2. Ознакомление с традиционными блюдами России. (Беседа)

3. Консультация для родителей «Семья – малая Родина»

4. «Герб моей семьи» (выставка)

Январь.

1. Ознакомление с русскими народными сказками (Беседа, чтение сказок, рисунки на эту тему)

2. Ознакомление с русскими традиционными народными играми

3. Создание традиционной русской игры

4. Экскурсия в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством.

Февраль.

1. Беседы на тему «День защитника отечества» (история появления праздника)

2. Подготовка и проведение праздника «День защитника отечества»

3. Приготовить подарки для пап своими руками.

4. Знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма.

Март.

1. Беседа на тему «Родина мать», «Моя малая Родина», «Моя мама»

2. Работа с родителями. Выставка детских работ на тему «Мамочка – мой ангел»

3. Открытки к празднику своими руками для любимой мамы

4. Экскурсия на почту. (познакомить с работой почтальона)

5. Беседа: » Что такое дружба» — чтение стихов о дружбе.

Апрель.

1. Презентация на тему: » Этот загадочный космос!»

2. Беседа о великих русских космонавтах и летчиках

3. Выставка творческих работ на тему «Космос»

4. Праздник «Пасха» (презентация, поделки)

5. Экскурсия в школьный музей.

Май.

1. Беседа на тему «День Победы» (история возникновения праздника)

2. Презентация на тему «День Победы»

3. Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы.

4. Изготовление стенгазеты «Растим маленьких патриотов»

5. Экскурсии на природу.

5. Работа с родителями. Творческая выставка на тему «День победы»

6. Подведение итогов самообразования.

Выход из темы.

Фотоотчет (презентация) по теме самообразования «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

Литература.

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.

2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. — СПб.: Питер,2000. — 340с.

3. Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р. А. Зобова, А. А. Козлова. — СПб.: Атлант, 2003. — 258с.

4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель — дети. — М.: 1985. — 204с.

5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. — М.: 1999. — 215с.

6. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. — М.: Аргос, 1990. — 213с.

7. Знакомим детей с малой Родиной. (Презентация)

8. Маханева М. Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. — М. ;ТЦ Сфера,2009.-96с. — (Синяя птица).

Развитие социально-личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание

9. Зацепина М. Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников«.

10. Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью«.

11. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека«

Социальное развитие ребенка средствами патриотического воспитанияСоциальное развитие ребенка средствами патриотического воспитанияСоциальное развитие ребенка средствами патриотического воспитанияСоциальное развитие ребенка средствами патриотического воспитанияСоциальное развитие ребенка средствами патриотического воспитанияСоциальное развитие ребенка средствами патриотического воспитанияСоциальное развитие ребенка средствами патриотического воспитанияСоциальное развитие ребенка средствами патриотического воспитанияСоциальное развитие ребенка средствами патриотического воспитанияСоциальное развитие ребенка средствами патриотического воспитанияСоциальное развитие ребенка средствами патриотического воспитания

Источник