Социальное развитие ребенка с рас

Социальное развитие ребенка с рас thumbnail

Заостровская Евгения Николаевна

ГОУ ВО МО «Государственный социально-

гуманитарный университет» г.о.Коломна

wetch-1@yandex.ru

Социализация детей с расстройством аутистического спектра

Аннотация: В статье систематизировано представление об особенностях социального развития детей с расстройством аутистического спектра, выступающих основанием для нарушений процессов социализации. Приводится типология детей с расстройством аутистического спектра по критерию «особенности социального взаимодействия». Делается вывод о необходимости сопровождения процесса социализации детей с расстройством аутистического спектра.

Ключевые слова: дети с расстройством аутистического спектра, типология детей с расстройством аутистического спектра, социализация, социальное развитие, сопровождение социализации

Влияние нарушения здоровья на психическое развитие ребенка многоаспектно. Беря во внимание рассуждение Л.С. Выготского [1] о первичных и вторичных эффектах, мы хотим рассмотреть проблему социального развития детей с ограниченными возможностями. Практически все дети указанной категории имеют существенные трудности в социализации, что и составляет, по своей сути, вторичный дефект: трудности социального развития не вытекают прямо из нарушения здоровья, но обусловлены им. Особое внимание в этой связи уделяется детям с расстройством аутистического спектра (далее – РАС), которым трудно взаимодействовать с окружающими людьми, трудно выражать свои мысли и эмоции. Диагноз «аутизм» определяется на основании присутствия у ребенка триады нарушений: нарушение коммуникации, нарушение социального взаимодействия, повторяющиеся или стереотипные формы поведения – т.е. в двух указанных нарушениях, типичных для РАС, отмечается трудность социализации.

Под социализацией в общем смысле понимается процесс усвоения опыта общественной жизни. Дети с РАС, обладая качественной спецификой социального развития, имеют и соответствующие ограничения в социализации. Проблема социального развития в целом и социализации детей с РАС в частности исследовалась Р.М. Айсиной, В.В. Лебединским, А.А. Нестеровой, О.С. Никольской, Т.Ф. Сусловой и др.

Социальное развитие детей с РАС, как мы отмечали выше, имеет выраженную специфичность. Ситуации взаимодействия детям с РАС даются крайне сложно. Как отмечает А.А. Нестерова с соавторами: «… дети с РАС в ситуации организованной совместной деятельности с другими детьми «включаются» в непосредственный контакт всего лишь в течение 6 % времени всего взаимодействия…» [2, с. 30]. Таким детям намного более привычно одиночество, что составляет существенную трудность для их социального развития. Социальные навыки детей с РАС находятся на низком уровне развития: им крайне сложно инициировать ситуацию общения, разобраться в ее контексте и выстроить общение адекватно этой ситуации – понимание неудачи в общении может вызывать у них негативные чувства (агрессия, беспокойство). Дети с РАС не склонны к проявлению эмпатии, к пониманию чувств другого человека. Далека от совершенства и система вербальных и невербальных средств коммуникации детей с РАС: дети с трудом выражают свои мысли, практически не используют интонирование речи (их речь, как правило, монотонна), не распознают и не понимают мимики, жестов собеседника, прочих проявлений невербального общения, иносказательности его речи и пр. Внешне, кажется, будто дети с РАС не нуждаются в общении, однако это не так: они всего лишь не умеют выстроить коммуникацию привычным для нормально развивающихся сверстников способом [2].

Безусловно, группа детей с РАС разнородна, и особенности социального взаимодействия у разных детей будут разными. Попытку типологизации детей с РАС по особенностям социального взаимодействия предприняли В.В. Лебединский, О.С. Никольская и пр.: ими выделены четыре группы таких детей [3]:

  • 1 группу составляют дети с наиболее тяжелыми проявлениями аутизма, характеризующиеся отсутствием потребности в контактах, отсутствием навыков социального поведения – их социализация максимально нарушена: дети могут освоить элементарные навыки самообслуживания, но трудности социальной адаптации будут распространяться даже на домашние условий;

  • 2 группу составляют дети, активно отвергающие окружающий мир, характеризующиеся тщательной избирательностью в контактах с внешним миром (как правило, это родители), сильным аффективным реагированием на нарушение привычного ритма жизни (могут проявлять страх, агрессию), речевыми и двигательными стереотипиями и пр. – их социализация также затруднена, но они более адаптированы для жизни, чем дети первой группы;

  • 3 группу составляют дети с аутистическими интересами (стереотипного, циклического характера), более сложными формами аффективной защиты, недостаточностью эмоциональных связей с близкими, низкой способностью к сопереживанию – возможности их социализации таковы, что при коррекционном воздействии они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе;

  • 4 группу составляют дети с трудностями во взаимодействии с окружающей средой, с повышенной ранимостью, уязвимостью, чувствительностью; они достаточно активно усваивают поведенческие штампы, стараются быть «хорошими», выполнять требования близких и пр. – безусловно, эта группа детей наиболее успешна в социализации.

Выше мы описали трудности социального развития детей с РАС, являющиеся следствием нарушения их психического здоровья, однако существуют и внешние факторы. Так, трудности социализации детей с РАС обусловлены отчасти и теоретико-методическим несовершенством исследования проблемы: несмотря на возрастающее внимание теоретиков и практиков к данной проблеме обнаруживается огромное количество пробелов – нет единого понимания причин возникновения нарушения, классификации аутистических нарушений, отсутствуют сертифицированные методики абилитации и коррекции детей с аутизмом, специалисты, способные эффективно работать с ними [4]. Следствием отмеченного выше отсутствия полноценного методического обеспечения коррекционной работы с детьми с РАС является неспособность и неготовность педагогов и смежных специалистов к общению с ними, к помощи во включение во взаимодействие со сверстниками [2].

Вышесказанное направляет нас обратить внимание на проблему сопровождения социализации ребенка с РАС. А.А. Нестерова с соавторами на основании зарубежных исследований высказывает мнение о том, что социальное развитие ребенка с РАС не может произойти самостоятельно – необходима помощь взрослого в обучении навыкам вступления в коммуникацию, в развитии социальных навыков, в организации ситуаций коммуникативного взаимодействия и пр. [2, с. 30]. Психологи и педагоги предлагают собственное видение коррекционных воздействий на социальное развитие ребенка: организованные игры, упражнения, игры с четкими инструкциями и пр. [5], однако не все учитывают особенности сопровождения процессов социализации детей с РАС:

1. Необходимо учить детей с РАС не принципам организации взаимодействия, а гибкости коммуникативного поведения, его спонтанности.

2. Предлагаемая деятельность детям с РАС должна быть интересной и при этом проблемной для них – т.е. решение такой проблемы требовало бы от ребенка проявления коммуникативных навыков.

Вопрос о средствах, методах, технологиях сопровождения социализации детей с РАС на сегодняшний день является открытым, однако очень актуальным и значимым: в данном направлении необходимы фундаментальные исследования и поиски.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

  1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5: Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

  2. Нестерова, А.А. Сопровождение позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра: практическое руководство для педагогов / А.А. Нестерова, Р.М. Айсина, Т.Ф. Суслова. – М. : РИТМ, 2016. – 192 с.

  3. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др. – М. : Изд. моск, ун-та, 1990. – 197 с.

  4. Виневская, А. Развитие ребенка с аутизмом : Коррекционно-развивающая программа «Птичка-невеличка» и материалы к ней : методическое пособие / А. Виневская. – б.м. : Издательские решения, 2016. – 278 с.

  5. Мурзина, Н.Н. Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе посредством мульттерапии / Н.Н. Мурзина // Актуальные проблемы психолого-педагогического образования. – 2019. – С. 512-519.

Источник



В статье раскрываются особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, коммуникация, социальное взаимодействие, мутизм, стереотипное поведение.

С каждым годом во всем мире растет число детей с расстройствами аутистического спектра. По данным Министерства здравоохранения, в России в 2017 году число детей, зарегистрированных с диагнозом «аутизм» в возрасте 18 лет, существенно выросло по сравнению с 2016 годом: в 2016 году было зарегистрировано 17,7 тысяч случаев, а в 2017 году — уже более 22 тысяч [2].

Сочетание высокой частоты встречаемости с разнообразием клинической картины, значительным процентом тяжелых и осложненных форм, сложностью коррекционной работы делают расстройство аутистического спектра не только сугубо медицинской, но и серьезной социальной проблемой. Расстройство аутистического спектра (РАС) — это отклонение в психическом развитии личности, главным проявлением которого являются нарушение процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми [1, с. 9].

У детей с РАС наблюдаются следующие особенности развития:

‒ состояние одиночества (недостаток социального взаимодействия);

‒ нарушения в развитии коммуникативной сферы;

‒ повторяющийся репертуар поведения (стереотипные движения и действия);

‒ нарушения в формировании эмоционально-волевой сферы;

‒ неравномерность развития познавательных процессов.

Состояние одиночества — критическое снижение способности к установлению контакта с социумом. Как известно, потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Общение — это главное условие и основной способ жизни человека: только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Дети с РАС предпочитают находиться в своем собственном мире, в котором они чувствуют себя в безопасности.

Для детей с РАС характерно:

‒ непонимание того, что язык используется как средство общения и отсутствие удовольствия от использования языка при общении;

‒ непонимание того, что язык — это средство передачи информации другим людям. Они в состоянии попросить о чем-либо для удовлетворения своих нужд, но испытывают большие трудности в передаче своих чувств, мыслей, и в понимании эмоций, чувств, убеждений других людей;

‒ слабое понимание информации, содержащейся в жестах, мимике, выражении лица, интонации голоса и т. д.;

‒ неспособность использовать жесты, мимику, выражение лица, интонацию голоса, позу тела для передачи информации (некоторые дети могут использовать жесты, но они оказываются странными и неподходящими к ситуации);

‒ дети, у которых хороший словарный запас, понимают и используют слова педантично, конкретно, проявляют идиосинкразию и помпезность в выборе слов и фраз, и ограниченное содержание речи; некоторые вербальные аутисты зачарованы словами, но не используют их для социального взаимодействия и коммуникации [3, с. 143].

Нарушения в развитии коммуникативной сферы является одним из основных признаков раннего детского аутизма. Данный признак проявляется в самом раннем возрасте: при комплексе оживления, который может проявляется позднее чем у сверстников, отмечается отсутствие фиксации взгляда на лице близкого взрослого, ответных реакций ребенка на улыбку, обращенную речь и жесты. При взрослении слабость контактов с ближайшим окружением продолжает нарастать. У детей нет стремления к близкому тактильному, эмоциональному контакту с родителями. Более того, может проявляться страх, агрессивное поведение по отношению к ним (или одному из них). Отмечается незаинтересованность в совместной деятельности со стороны детей с расстройствами аутистического спектра: дети не задают вопросов, не просят почитать или рассказать сказку, не зовут родителей для разрешения проблемных ситуаций. У детей с РАС отсутствует стремление к общению со сверстниками — наблюдается игнорирование или активное (иногда агрессивное) отвержение попыток вступить в контакт. В своих социальных контактах ребенок данной категории крайне избирателен. Холодность, погруженность во внутренние переживания, низкий уровень коммуникативных способностей отталкивают сверстников, ограничивая круг общения. Это в свою очередь затрудняет его личностное развитие, усвоение правил поведения в обществе и нравственных категорий.

Отклонения в речевом развитии, прежде всего, ее коммуникативной функции — один из основных признаков расстройства аутистического спектра у детей. Проявления речевых нарушений чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения.

По мнению К. С. Лебединской и О. С. Никольской уже начальные проявления речевой деятельности в раннем возрастном периоде свидетельствуют о некотором неблагополучии речевого развития. Первые активные речевые реакции в виде гуления у аутичных детей могут существенно запаздывать. То же самое относится к лепету у 11 % — фаза лепета отсутствовала, у 24 % — была выражена слабо, у 31 % — отсутствовала лепетная реакция на взрослого. Первые слова обычно появляются рано, у 63 % — слова «мама, папа, деда», но 51 % — использовались без соотнесения с присутствующим взрослым. У детей отмечается неспособность правильно использовать личные местоимения при построении фразы: как правило, дети пользуются безличными высказываниями или используют местоимения «ты», «он» для обозначения собственной личности. Дети-аутисты слабо (зачастую никак) реагируют на обращенную речь взрослого. У них отсутствует стремление повторить фразу по подражанию. Они редко задают вопросы, если таковые появляются, то носят повторяющийся неосмысленный характер. Речевые нарушения проявляются и в более широком контексте: практически не используются мимика и жесты. Помимо перечисленного отмечаются необычное интонирование и темп речи [4, с. 87].

Все вышесказанное позволяет выделить следующие особенности, характерные для речевого развития детей с РАС:

‒ мутизм — это психопатологическое состояние, которое характеризуется полным отсутствием речи при сохранении функций речедвигательного аппарата, слуха и участков коры головного мозга, отвечающих за речь;

‒ эхолалии — повторение слов и фраз, сказанных другим лицом (часто отставленные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время);

‒ слова-штампы и фразы штампы, фонографичность («попугайность») речи;

‒ автономность речи;

‒ отсутствие в речи личных местоимений, их неправильное употребление;

‒ отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге;

‒ нарушение семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное (до буквальности) сужение толкований значений слов);

‒ неологизмы — придуманное ребенком новое слово;

‒ нарушения грамматического строя речи:

‒ нарушения звукопроизношения;

‒ нарушения просодических компонентов речи.

Таким образом, речь детей дошкольного возраста с РАС характеризуется, как специфическими особенностями (автономность речи, отсутствие личных местоимений, эхолалии, слова-штампы), так и особенностями, характерными для задержки речевого развития (недоразвитие фонетико-фонематического, лексико-грамматического строя речи). Кроме того, дети с РАС нарушено понимание обращенной речи — страдает не только экспрессивная сторона речи, но и импрессивная сторона речи.

Действие общения включает в себя средства общения (т. е. операции, с помощью которых осуществляется действие общения). Среди них можно выделить три основные категории:

‒ экспрессивно-мимические средства общения (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);

‒ предметно-действенные средства общения (локо­моторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; к этой категории средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта, или наоборот);

‒ речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики).

Для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра характерна бедность использования невербальных средств коммуникации (экспрессивно-мимических и предметно-действенных).

Стереотипы и стереотипное поведение — выраженное стремление сохранить привычные условия жизнедеятельности, активное сопротивление малейшим изменениям, завороженность однообразными действиями.

Моторный стереотип — это повторяющееся движение одной или нескольких частей тела человека. У детей с типичной формой аутизма уже на первом году жизни отмечаются моторные стереотипы. Наиболее частым проявлением моторной стереотипии являются взмахи руками (размахивание, вращательные движения, легкие удары пальцами, хлопки и т. д.), иногда дети могут прикрывать лицо (глаза) рукой и смотреть сквозь пальцы.

Среди других проявлений моторной стереотипии наиболее часто встречаются следующие: раскачивание всем телом, потряхивание головой или вращение ею, подскоки на двух ногах, хождение на носочках и др. Некоторые навязчивые движения постепенно могут трансформироваться в проявления аутоагрессии (сначала накручивание волос на палец, а затем вырывание волос, сначала прикрывание рта рукой, а затем кусание рук). У детей с сохранным уровнем интеллектуального развития моторные стереотипии заменяются на вербальные. Они могут вне зависимости от ситуации издавать одни и те же звуки (междометья) или задавать один и тот же вопрос, не ожидая на него ответа.

Яркие признаки объектов (звук, цвет) могут завораживать детей с расстройствами аутистического спектра. Данные предметы и манипуляции с ними служат для зрительной, слуховой и моторной стимуляции. Как правило, проявления моторной стереотипии наблюдаются в раннем и дошкольном возрасте, а затем постепенно идут на спад [3, с. 56].

Нарушения в формировании эмоционально-волевой сферы. Страхи являются одной из наиболее ярких эмоций у детей с аутизмом. Эти эмоции вызывают как самые рядовые бытовые явления и звуки, так и новые незнакомые предметы, люди, помещения. Так же у детей с расстройствами аутистического спектра отмечается снижение чувства самосохранения, с элементами аутоагрессии. Они могут наносить себе травмы (царапаться, кусать и бить себя). Более того у них плохо осознается и закрепляется чувство опасности: такие дети могут выйти на проезжую часть, шагнуть без страховки с высоты и т. д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что расстройство аутистического спектра — особое расстройство психики, при котором выражена неспособность вступать в контакт с окружающими, используя вербальные (речь) и невербальные (мимика, жесты, позы) средства коммуникации, что, в свою очередь, резко искажает весь ход психического развития, страдают все стороны психической деятельности, направленные на овладение социальными отношениями.

Литература:

  1. Азова О. И. К вопросу об аутизме / О. И. Азова // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: сборник. — 2016. — № 1. — С. 7–20.
  2. Думчива Е. В. Неизвестный аутизм. В России за год число детей-аутистов выросло на 25 % — URL: https://life.ru (дата обращения: 10.11.2018).
  3. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, 22–24 наября 2017 г., Москва / Под общ. ред. А. В. Хаустова. — М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. — 456 с.
  4. Хаустов А. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом / А. В. Хаустов. М.: ВЛАДОС, 2005. — 176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, спектр, нарушение, РАСА, моторная стереотипия, речевое развитие, социальное взаимодействие, расстройство, коммуникативная сфера.

Источник