Социальное развитие ребенка через сюжетно ролевую игру

Социальное развитие ребенка через сюжетно ролевую игру thumbnail

Наталья Зенцова
Социально-личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры

Социально-личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры.

Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

(В. А. Сухомлинский)

Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым.

Свободная сюжетная игра — самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом.

Но кроме этого сиюминутного субъективного ощущения «все возможности», эмоционального комфорта,сюжетная игра в силу своей специфики имеет большое значение для психического развития ребенка, так сказать долговременный эффект. Прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками,заменяющими настоящие вещи, а затем — изобразительные, речевые и воображаемые действия.

Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние игра оказывает и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во — вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.

Сюжетно ролевая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Углубленно работаю по проблеме: «Социально личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры». Опыт моей работы показывает, что именно в игре происходят становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Игра это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Однако сегодня, во многом сложилась такая ситуация, что игра стала сдавать свои позиции обучению. С одной стороны родителям свойственно желание как можно лучше подготовить своих детей к обучению в школе, а с другой – у них отсутствует понимание, что не доигравший ребенок будет испытывать серьезные трудности в учебе. Они считают, что единственной формой подготовки ребенка к школе – занятия. Однако если ребенок будет заниматься одним видом деятельности – учебой, у него возникает переутомление, пропадает интерес к учебе в школе.

Анкетирование показало, что родители не знают игр дошкольного возраста. В основном называют: лото, пазлы, прятки, догонялки, футбол, дочки-матери.

В какие игры любит играть их ребенок, называют подвижные, спортивные, компьютерные. Родители мало знают игр и не умеют их организовать. Особенно это касается сюжетно-ролевых игр.

Поэтому я выбрала тему по самообразования:

«Социально-личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры»

Были определены задачи:

1. Изучить методическую и теоретическую литературу по проблеме «Социально-личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры»

2. 2. Познакомиться с опытом работы педагогов- практикумов по проблеме Социально-личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры

3. Отобразить требования к подбору литературы

4. Провести педагогическую диагностику социально-личностного развитие детей через сюжетно-ролевые игры (эмоциональной отзывчивости, любознательности и активности детей в сюжетно – ролевых играх)

Актуальность.

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Новизна

Новизна состоит в разработке систем мероприятий по социально личностному развитию ребенка в сюжетно ролевой игре.

Для достижения результатов выстроила работу в разных направлениях:

-Взаимодействие с детьми.

-Сотрудничество с родителями.

-Сотрудничество с педагогами ДОУ.

Взаимодействие с детьми.

Цель:

• формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет

Задачи:

• учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;

• формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;

• учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;

• воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре.

• Обогащение словаря детей.

• Поставленные цели и задачи соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, примерной образовательной программе «Радуга».

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста психология

В ходе игры дети смогут повысить свою познавательную активность, пополнить свои знания о профессиях.

Дети получат положительный опыт игрового коллективного взаимодействия, научатся устанавливать партнерские, дружеские отношения друг с другом в своих игровых микрогруппах, научатся договариваться, выслушивать ответы товарищей, решать спорные вопросы, находить общие решения.

Каждый ребенок сможет проявить инициативу, предложив свой личный вариант игры.

Участвуя в игре, дети приобретут опыт саморегуляции и взаимоконтроля.

Работая над обогащением жизненного и игрового опыта детей:

а) чтение художественной литературы, загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о труде, профессиях, о дружбе;

б) рассматривание иллюстраций, картин;

в) дидактическая игра «Профессии»;

г) беседы с детьми на тему «Кем я хочу стать, когда выросту?»

д) использовать различные методы и приемы такие как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре.

Сотрудничество с родителями:

• родительское собрание: «Какие сюжетно-ролевые игры нужны детям

• индивидуальные консультации для родителей по социализации личности ребенка через сюжетно-ролевую игру.

• оформление папок передвижек по теме;

• день открытых дверей.

• становление тесных связей между родителями, воспитателями и детьми;

• активное участие родителей в жизни детского сада.

Сотрудничество с педагогами

• консультация для педагогов «сюжетно- ролевые игры в жизни ребенка»

• беседы с воспитателями по социализации личности ребёнка через сюжетно-ролевую игру.

• обмен опытом между педагогами по данной теме;

• укрепление собственной мотивации и мотивации коллег на плодотворное сотрудничество в вопросах сюжетно- ролевых игр в социализации личности ребенка для улучшения качества работы с детьми.

В ходе своей работы делаю Выводы.

Формирование основ социально-личностного развития с помощью сюжетно – ролевых игр ведет к более гармоничному развитию личности, оказывает положительное влияние на всю последующую деятельность человека в обществе.

Через игру ребенок проникает в мир взрослых, вступает с ними во взаимодействие. Социальные отношения являются основой в развитии интеллекта, речи и мышления, так как деятельность и слово помогают развитию мышления.

Играя, ребенок как бы переходит в развитой мир высших форм человеческой деятельности, в мир правил человеческих взаимоотношений. Значение игры трудно переоценить в том, что нормы, которые лежат в основе человеческих взаимоотношений, через игру развивают мораль самого ребенка.

По своей теме предполагаю получить результат

Расширение представлений детей и родителей о сюжетно ролевой игре.

Воспитание творческой самостоятельной личности.

Воспитание эмоционально ценностного отношения к окружающему миру.

Перспектива

• Создать методический сборник дидактических игр по «Социально-личностному развитию детей через сюжетно-ролевые игры»

• Планирую работать над данной темой, сотрудничать с педагогами и родителями, повышать уровень самообразования.

Педагогическая диагностика работы над темой

Список используемой литературы:

-Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я -ты -мы», автор О. Л. Князева;

-Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников: практическое пособие /Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова – М.: Айрис-пресс, 2008 – 128с

-Солнцева О. В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

Творческий отчёт

«Социально личностное развитие детей через сюжетно ролевые игры».

Воспитатель: Зенцова Наталья Александровна

г. Советский

Источник

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский.

Общеизвестно, что детство — это уникальный, особенный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Социальный же опыт, полноценное социальное развитие дошкольнику необходимы, прежде всего, для того, чтобы успешно перейти от дошкольного периода к школьному.

Психологи говорят о том, что к поступлению в первый класс бывшему дошкольнику необходимо прежде всего умение строить отношения со сверстниками, при необходимости подчиняться требованиям взрослых, самое главное — научиться учиться, а не получать конкретные знания и умения. Именно это является залогом будущего успеха в учебной деятельности.

Что же значит социальное развитие? Социальное развитие дошкольников подразумевает процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Таким образом, у ребенка формируется базовая первоначальная культура.

Я обратилась к проблеме социального развития детей после того, как мы провели мониторинг для определения уровня социального развития дошкольника который, позволил выявить те сферы социализации, в которых у детей наблюдаются трудности, и определить, насколько продвинулось их социальное развитие за тот или иной период пребывания в детском саду. Методом педагогической оценки являлось наблюдение за поведением ребенка в естественных условиях его жизни в детском саду.

На основе анализа был сделан вывод, что дети в социальном плане не достаточно готовы к обучению в школе. Дети не всегда могут назвать полностью свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество своих родителей, их профессию, не могут осуществить верный нравственный выбор в решении проблемной ситуации. Социальная запущенность детей проявляется не только через диагностирование. Мы воспитатели наблюдаем, а так же и родители отмечают повышенную агрессивность, жесткость детей в кругу сверстников. Психологи называют такое состояние детей повышенной тревожностью, ведущей к заболеваниям нервно — психического характера.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 год и 4 месяца как помочь говорить

Таким образом, одна из основных составляющих социального развития ребенка, а именно развития общения, установления отношений, формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками требует более пристального внимания со стороны педагогов и родителей.

Чем же можно объяснить социальную некомпетентность дошкольников? Можно назвать много причин. Но все они сводятся к одному знаменателю — взрослые (родители и педагоги) не обеспечивают детей полноценным, познавательным общением. Большинство родителей считают, если ребенок посещает детский сад, то там его всему научат, все что можно «разовьют». Но в детском саду жизнь детей настолько заорганизована, что остаются небольшие отрезки времени для свободного, содержательного общения с воспитателями, для творческих игр детей. Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше — читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника — игровая. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного «игрового” периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.

Особенность социального развития детей заключается в усвоении социального опыта через взаимодействие ребенок — взрослый, в котором каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и поучения (а тем более занятия). Как уже отмечалось выше основной вид деятельности дошкольников — игра. В дошкольном возрасте моделирование происходит в виде сюжетно — ролевой игры. В ней через роль взрослого, которую берет на себя ребенок, происходит освоение отношений между людьми. Коллективная игра не возможна без общения детей друг с другом. Контактируя со сверстниками во время игры, дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело, они стараются согласовать свои действия для достижения общей цели.

А. В. Запорожец отмечал: «Детская игра — это подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируется общественные качества и моральное сознание детской личности».

Поэтому, качественное развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте является непременным условием полноценного социального развития личности дошкольника. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача — создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

В педагогическом процессе воспитатели большое внимание уделяют организации учебной деятельности, а сюжетно-ролевой игре (как самостоятельному виду творческой деятельности) отводится не значительное временное пространство в режиме дня (по остаточному принципу). Игра заполняет паузы между режимными моментами.

Учитывая важность данной проблемы, мы в своей группе работу по развитию игровой деятельности осуществляем в двух направлениях:

1.                 Создание необходимой предметно –развивающей среды для сюжетно- ролевых игр

2.                 Непосредственное руководство играми детей.

Большую помощь в создании игровой среды нам оказали родители. Только в сотрудничестве с родителями можно добиться высоких результатов

Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Нашей задачей было направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. Мы выявили, что у большинства детей недостаточно знаний об окружающем мире и социальной действительности.

Поэтому мы используем следующие методы по обогащению детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.

1.                 наблюдения; экскурсии; встречи с людьми разных профессий;

2.                 беседа-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его;

3.                 рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране;

4.                 составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни;

5.                 индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; этические беседы

6.                 эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседы;

7.                 инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра

Так же используем методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности.

1.                 Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: выполнение ведущей или второстепенной роли.

2.                 учет индивидуальных особенностей детей.

3.                 Кроме того, широко использовали оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем напоминаний, советов, предложений, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.

4.                 В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры использовались также — поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий

5.                 Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому, хорошо изучив характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогая детям лучше узнать друг друга, обращали их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка.

Большую помощь в работе оказывают методы связанные с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек для игр.

Читайте также:  Развитие ребенка в три месяца что должен уметь

1.                 обучение детей конструированию из строительного материала;

2.                 обучение детей умению делать игрушки из бумаги, бросового материала;

3.                 рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; совместное выполнение воспитателем и детьми построек, поделок;

4.                 использование фотографий детских построек, схем, таблиц;

5.                 использование тематических заданий типа «Построим наш детский сад», «Построим кафе» и д.р

6.                 подбор материала для обыгрывания построек.

Описание: D:детский садP1010324.JPG

Также хочу отметить то, что современные дети отдают предпочтение сюжетным играм, отображающим современную жизнь. Поэтому в перспективный план сюжетно-ролевых игр мы включили игры: «Макдональдс», «Кинотеатр 3D», «Компьютерный салон», «Супермаркет» и т. д.

В подготовке к играм и изготовлению атрибутов нам помогают родители наших воспитанников.

Планомерная работа в данном направлении дает свои результаты, сюжеты игр стали более разнообразными, дети стали более инициативными, игры насыщеннее по содержанию, дети стали приглашать воспитателя в качестве равноправного партнера.

Опыт игрового взаимодействия детей обогащается в условиях специально созданной игровой среды.

Дети стали используют знания, полученные при восприятии окружающего мира. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре. В результате совместного придумывания развиваются и возможности речевого развития ребенка — умение учитывать в общении другого человека, связно, понятно для другого рассказывать о каком-либо событии, происшествии и т. д. Игры оказали положительное влияние на развитие памяти, воображения, мышления, речи детей.

В заключении предлагаю вашему вниманию план-конспект сюжетно-ролевой игры «Детское кафе» для детей старшей группы, в которую очень любят играть наши дети.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Детское кафе» для детей старшей группы

Цель. Закреплять знания детей о труде повара, официанта. Закреплять умение правильно сервировать стол, правила этикета. Побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания об окружающей жизни. Формировать положительные взаимоотношения между детьми. Обучать реализации игрового замысла. Развивать коммуникативные и творческие способности у детей, интерес к сюжетно- ролевой игре. Учить правильно, строить диалоги, взаимодействовать со сверстниками и чередовать разные виды деятельности.

Задачи: помогать детям, налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

Игровое оборудование:

Колпак и фартук повара, форма официанта, посуда, подносы, столы, стульчики, меню, муляжи продуктов питания, фруктов, овощей.

Описание: P1010286

Роли: Повар — готовит блюда по заказу клиентов

Официант — приносит меню посетителям кафе, принимает заказ от посетителей кафе, передает заказ повару, приносит готовые блюда клиентам.

Посетители кафе (семья мама, папа, дочка; друзья) — изучают меню, делают заказ, пробуют блюда.

Аниматор — проводит с детьми игры, конкурсы.

Администратор встречает посетителей и рассаживает за столики.

Предварительная работа: Посещение детских кафе с родителями в выходные, беседы о работе поваров, официантов, о правилах этикета, сервировке стола. Рассматривание иллюстраций.

Ход игры:

Организационный момент:

Ребята, какие детские кафе вы посещали с родителями?

«Джунгли», «Лакомка», «Макдональдс» …….

Для чего люди посещают кафе?

Питаются, проводят праздники, встречи с друзьями, отдыхают с семьей……

Я предлагаю вам сегодня отправиться в детское кафе «Красная шапочка». Вы хотите посетить это кафе?

Да.

Но сначала нам нужно построить кафе и распределить роли

Что нужно для кафе?

Столики, стулья, посуда, скатерти, салфетки, меню, подносы, плита, форма повара и официантов…..

Вот наше кафе «Красная шапочка» готово

Выбираем поваров, официантов, аниматора, администратора, остальные дети выполняют роли посетителей кафе.

Развитие игры:

Кафе открывается.

Администратор: Здравствуйте, мы рады видеть вас в нашем кафе, проходите, присаживайтесь

Официанты: Посмотрите, пожалуйста, меню (подают меню)

В кафе пришла семья (мама, папа и двое детей), они празднуют день рождения дочки

Бабушка и дедушка с внуками, друзья…

Официанты: Вы готовы сделать заказ?

Папа: будьте добры нам, пожалуйста, салат «Оливье», пиццу, сок яблочный, пирожные «Корзинка»

Официанты принимают заказы у каждого столика

И относят их поварам

Официанты: первый столик: 4 салата «Оливье», 4 пиццы, 4 сока, 4 пирожных «Корзинка».

Второй столик…………….

Третий столик …………..

Пока посетители ждут заказ, аниматор проводит с детьми игры

Описание: P1010373

Аниматор: Дети давайте с вами поиграем в игру «Кот и мыши». Выбираем ведущего по считалочке.

Ягодка-Малинка,

Медок-Сахарок.

Вышел Иванушка- Сам Королек.

А сейчас проведем викторину загадок. Загадывает детям загадки. Всем участникам вручает призы.

Официант приносит готовые блюда, напитки. Подает блюда.

Официант: Приятного аппетита

Гости кафе пробуют блюда, беседуют, поздравляют именинника…….

Уходя из кафе, посетители благодарят официанта, повара.

Администратор провожает гостей: Приходите к нам еще

Подведение итогов игры:

Воспитатель: Вам понравилась игра? Как вы считаете, все справились со своими ролями? Все соблюдали правила? А как может продолжится наша игра? Какие роли мы можем еще добавить в нашу игру?

Игра может усложняться с помощью соединения с другими сюжетно-ролевыми играми (семья, автобус и т.д)

Литература:

1.         «Игра в дошкольном возрасте» Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьева Издательский дом «Воспитание дошкольника»- 2002 год

2.         «Растем, играя» В. А. Недоспасова. Издательство «Просвещение»

3.         «Развитие игровой деятельности дошкольников» А. В. Калинченко, Ю. В. Микляева, В. Н. Сидоренко АЙРИС ПРЕСС Москва 2004 г

4.         «Организация сюжетной игры в детском саду» Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова «НОУ Учебный центр им. Л. А. Венгера «Развитие» Москва 2001 г

Основные термины (генерируются автоматически): Ребенок, игра, детский сад, официант, сюжетно-ролевая игра, кафа, игровой материал, дошкольный возраст, ребенок стали, обучение детей.

Источник