Социальное и эмоциональное развитие ребенка

Социальное и эмоциональное развитие ребенка thumbnail

Анастасия Водопьянова
Социально-эмоциональное развитие дошкольников

Социально-эмоциональное развитие дошкольников.

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.

Этой цели не достичь без социально-эмоционального развития дошкольников.

Социально-эмоциональное развитие:

-умение справляться со своими эмоциями, чувствами;

-эффективное общение;

-отношения с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьёй, с обществом.

Социально-эмоциональное развитие некоторые авторы ещё называют развитием

сердца.

Зачем необходимо развиваться социально-эмоционально? Чем раньше ребёнок научится

понимать состояние окружающих, чем легче будет он осваиваться в любом коллективе, находить общий язык со сверстниками и взрослыми.

Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребёнка является одной наиболее важных и сложных проблем педагогики.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения

содержанием, но и обязательно становление самооценки и образа «Я», а также достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

С поступлением ребёнка в детский сад начинается новый этап его эмоционального развития. Мощным побудителем проявления эмоций становится детский коллектив, а также организованные воспитателем различные виды совместной со сверстниками деятельности (игры, образовательная деятельность, прогулки, где ребёнок приобретает эмоциональный опыт в общении с другими людьми и вырабатывает определённое отношение к самому себе.

Знания и представления о нормах поведения, дополненные эмоциональным отношением к этим нормам, превращаются в убеждения и становятся внутренними побудителями

детской деятельности и поведения.

Основная цель социально-эмоционального развития:

ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определённые моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребёнок сможет создать свой собственный эмоциональный фонд, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают. Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния.

Социально-эмоциональное развитие-процесс передачи и дальнейшего развития социокультурного опыта, накопленного человечеством. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимосвязи четырёх компонентов: культурных навыков, специфических знаний, ролевого поведения (поведение в конкретной ситуации, социальная компетентность) и социальных качеств (сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность)

Все эти компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Изменения в одном из них неизбежно влекут за собой изменения и остальных трёх. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднением в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения: негативным ярким эмоциональным реакциям (тревожность проявляется агрессивностью) и устойчивым негативным отношением к общению (сдержанная реакция, обособленность, избегание общения)

Поясняющая схема

Трудности общения—враждебность—конфликтность

Тревожность чувство недоверие к себе

Неполноценности

Социально-личностное развитие (социально-эмоциональное)

В этой сфере происходит развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности, уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в игре, еде, одежде и др.).

Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям, воспитывают уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков). Взрослые помогают понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления доброжелательного внимания, сочувствие, сопереживание. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.

Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. В процессе постановки спектакля, сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и взрослыми художественного панно и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.

Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих — радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др. ; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания. Для этого взрослые вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравственного поведения.

Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.). Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес и т. п.).

Важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру, ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т. п.

Предлагаю Вашему вниманию материалы для оформления стенда для родителей

Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья

Уважаемые папы и мамы,

дедушки и бабушки!

Вы — первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа — ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни.

Малыш всему учиться в общении со взрослым, ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать.

«Годы чудес»— так называют учёные первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всём дальнейшем поведении и образе мысли человека.

Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие среди нас умеют по – настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими

И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребёнка можете во многом помочь ему

в этом нелёгком труде, если начнёте прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.

В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него появляется представление

о самом себе.

Рекомендации для родителей:

Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами

1. нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

2. следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на приобщение ребёнка к жизни общества является решающим.

3. старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка

в любви и разнообразии впечатлений.

Для ознакомления с эмоциями человека рекомендуется:

1. рассматривать сюжетные картинки с изображением людей, животных в различных эмоциональных состояниях, спросить

например, у ребёнка: «Как ты думаешь, весело или грустно этому

мальчику?

Как ты догадался, что ему весело?

Давай улыбнёмся также, нам тоже весело.

2. попросить ребёнка нарисовать портрет мальчика или девочки в спокойном состоянии, затем нарисовать портреты детей в других эмоциональных состояниях (радостных, грустных, удивлённых, злых, печальных)

3. Инсценировать прочитанные вами сказки, стихотворения, рассказы

Социально-эмоциональное развитие

Умение справляться со своими эмоциями, чувствами Эффективное общение

Отношение с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьей, с обществом

Педагог – психолог

Водопьянова Анастасия Сергеевна

Зачем необходимо развивать социально-эмоциональную сферу?

• Ребенок легко будет осваиваться в любом коллективе

• Ребенок научиться понимать состояние окружающих

• Ребенок легко научиться находить общий язык со сверстниками и взрослыми

• Становление самооценки и образа «Я»

Развитие социальной ориентации и нравственной позиции

Основная цель социально-эмоционального развития:

• ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций

• помочь прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

• ребёнок сможет создать свой собственный эмоциональный фонд, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают.

Источник

Библиографическое описание:


Попова С. В., Назарова С. Н. Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского сада // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 260-263. — URL https://moluch.ru/archive/184/47303/ (дата обращения: 25.02.2020).



Важность проблемы социально-эмоционального развития дошкольников очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим. Успех социализации ребенка во многом зависит от уровня развития его эмоционально-нравственной сферы. Именно эмоции регулируют познавательные процессы, характер действий.

Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом.

В детском саду и в семье дети испытывают эмоциональные перегрузки, которые могут негативно влиять на психические состояния и создавать дисгармонии в эмоционально — психическом развитии. Нарушение любого из механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка.

Исследованием социально-эмоциональной сферы занимались такие исследователи, как Н. Н. Авдеева, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Г. Х. Мазитова, С. Ю. Мещерякова, Р. Ж. Мухамедрахимов, М. В. Лаврентьева и др.

В группе детского сада мы создали такую обстановку, чтобы у ребёнка возникало положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. Педагоги старались не скупиться на ласку при общении с детьми. Дети должны иметь возможность доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых. Это создаёт у них ощущение эмоционального благополучия, комфорта и способствует свободному самовыражению. При скупости эмоциональных проявлений взрослых у детей наблюдается безразличие к тому, что происходит вокруг них, формируется холодность и замкнутость.

Мы считаем, очень важно проявление воспитателем равного отношения ко всем детям. Нельзя противопоставлять одних детей другим, сравнивать их между собой. Необходимо привлекать внимание к отверженным, замкнутым детям, поощрять успехи детей, видеть их способности и качества человечности, с пониманием относиться к проблемам детей. Только в атмосфере равенства, взаимного принятия и уважения взрослый приобщает ребёнка к духовным ценностям, открывает перед ним мир человеческих переживаний, учит не только соучастию, но и содействию в жизни других людей.

Создавая эмоционально комфортную психологическую среду, взаимодействуя и сотрудничая с ребёнком, мы соблюдали ряд важных правил:

‒ если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

‒ если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности;

‒ если ребёнка высмеивают он становится замкнутым;

‒ если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным;

‒ если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;

‒ если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других;

‒ если ребёнка подбадривают, он учится ценить себя;

‒ если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей;

‒ если ребёнок живёт в понимание и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти правила определяют стратегию взаимодействия педагога с ребёнком.

Согласно пункт 2.7. ФГОС ДО — Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Игра является сквозным механизмом развития ребёнка. Для социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, игра является важной и неотъемлемой частью. Исходя из этого мы разработали систему игр по циклам:

1-й цикл: «Это Я». Цель: снижение уровня тревожности, повышение активности, самооценки ребенка.

Социальное и эмоциональное развитие ребенка

2-й цикл: «Это я и мои друзья». Цель: снижение тревожности в процессе межличностных взаимоотношений, через овладение способами установления отношений с другими детьми.

3-й цикл: «Я и мои чувства». Цель: различие и определение собственных чувств.

Создали наглядное пособие «Альбом настроения». Цель пособия: распознание и закрепление эмоций человека.

Социальное и эмоциональное развитие ребенка

В особенности детям нравятся настольно-печатные игры, такие как «Расколдуй тропинку», дети с удовольствием определяют эмоциональное состояние героев. Дети «примеряют» на себя эмоциональные состояния, которые можно увидеть на их лицах, с удовольствием и интересом решают проблемные ситуации, предложенные в условиях игры.

Цели:

  1. Учить детей распознавать эмоциональные состояния, понимать настроение детей;
  2. Развивать умение решать проблемные ситуации на нравственную тему, учить моделировать свое поведение в конкретных жизненных ситуациях
  3. Развитие речи, воображения

Правила игры

  1. Дети задумывают сюжет игры, выбирают героев (фишки);
  2. Кидают кубик;
  3. Попадая на пиктограмму должны выбрать конверт с подходящим настроением (если не находят, то возвращаются на 3 шага назад);
  4. В конверте проблемная ситуация которую нужно решить (если ребенок не решает — пропускает ход).

Правильность ответа обсуждается всеми игроками.

Социальное и эмоциональное развитие ребенка

Работа по социально-эмоциональному развитию не может проходить без контакта с родителями детей и педагогами дошкольного учреждения. Поэтому всю работу мы проводим в тесном контакте с родителями детей. Рассказываем, какие игры, упражнения, занятия для детей будут проводиться в этом месяце, на что нужно обратить внимание в домашних условиях.

В уголке для родителей обновляем подборку литературы по данной теме, папки-передвижки, статьи из журналов. Также родители обмениваются собственной информацией по теме и выставляют материалы в уголок для родителей. Проводим консультации в групповой, подгрупповой и индивидуальной формах. Родители участвуют в совместных праздниках, мероприятиях, устанавливается контакт между родителями и педагогами.

С целью взаимодействия педагогов и специалистов в ДОУ мы создали творческую группу, в рамках которой ведется работа по теме: «Социально-эмоциональное развитии детей в дошкольном возрасте».

Литература:

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 189 с.
  3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. — СПб., 2001. — 208 с.
  4. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г. В. Фадина [и др.]. — Балашов, 2004. — 64 с.
  5. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин. — М., 1991. — 160 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, детский сад, игра, родитель, родитель детей.

Источник

Библиографическое описание:

Плотникова К. М. Социально-эмоциональное развитие дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №2. — С. 17-20. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/115/3889/ (дата обращения: 25.02.2020).



Социализация личности — данная проблема в истории отечественной педагогики была актуальной всегда, это отраженно в исследовательских работах известных педагогов, таких, как В. С. Мухина. Она рассматривала в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, А. П. Петровский, изучавший закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе становления личности.

Задача развития детей в первые годы их жизни состоит в том, чтобы приобрести навыки, которые позволят им стать независимыми и способными действовать в социальных отношениях и соответствующим образом реагировать на свои чувства и чувства других. Эти задачи развития, могут решаться только детьми в стабильной социально-эмоциональной среде.

Мир ребенка красочен и разнообразен, полон захватывающих и определяющих переживаний. Ежедневные новые впечатления приносят с собой широкий спектр эмоций, с которыми ребенок обычно сталкивается неподготовленными. В эти моменты мы часто с удивлением обнаруживаем, насколько сильно ребенок испытывает эмоции, и как трудно нам чувствовать его. С первых дней жизни у ребенка возникают определенные эмоции от внешнего мира, особенно от его родителей. Эти ранние улыбки, смех, радость в глазах родителей еще больше определяют здоровое развитие малыша. Положительные эмоции помогают развивать память, язык и движение. В ответ вы видите, что ребенок улыбается или плачет, зная, что именно так ваш ребенок общается с вами. Очень важно способствовать проявлению положительных эмоций, нормальному развитию ребенка.

Эмоции — постоянный компаньон человека, влияющий на все его мысли и действия. Эмоции имеют первостепенное значение для воспитания человека по социально значимым признакам: человечность и отзывчивость.

В дошкольном возрасте, эмоции играют весомую роль в развитии ребенка. Они помогают понимать действительность и откликаться на нее. Проявляясь в поведении, они сообщают взрослым, о том, что ребёнку нравится, что радует или наоборот расстраивает и печалит. По мере того, как ребенок развивается и растет, его эмоциональный мир становится все более разнообразным и богатым. Из ведущих эмоций (страх, радость) он переходит к наиболее сложному спектру чувств. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше вникает в учебно-познавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности (Ежкова Н. С.).

На этапе дошкольного детства, развитие происходит быстрее, чем когда-либо. Маленький ребенок не имеет возможности держать под контролем свои собственные эмоции. Его эмоции быстро появляются и так же быстро исчезают. Через эмоциональное развитие в дошкольном возрасте эмоции становятся более здравыми и подчиняются мышлению. Но это случается, когда ребенок учит моральные нормы и соотносит с ними свои действия и поступки.

Не менее важно развитее эмоциональной грамотности.

Эмоциональная грамотность — это способность детей писать и рассказывать о своих эмоциях или чувствах, а также о эмоциях и чувствах окружающих его людей. Это значимый компонент социально-эмоционального становления, так как он может помочь детям понять их собственные эмоциональные переживания и в то же время помогает им понимать и принимать эмоциональные переживания других людей. Эмоциональная грамотность может помочь детям решать проблемы и регулировать свои эмоции; эти навыки важны для успеха в дошкольных учреждениях и за его пределами.

Социально развитые дети обладают способностью развивать отношения с сверстниками и взрослыми, необходимые для успеха. Многие факторы могут повлиять на то, как дети выражают свои социальные навыки или эмоциональную компетентность или скорость, с которой дети приобретают социальные навыки или эмоциональную компетентность. К таким факторам относятся: факторы риска для окружающей среды, такие как проживание в небезопасном обществе, получение помощи в условиях некачественного ухода за детьми, факторы семейного риска, такие как депрессия матери или психическое заболевание в семье, злоупотребление наркотическими веществами, насилие в семье, бедность и факторы риска, связанные с ребенком, такие как суетливый темперамент, задержки и серьезных проблем со здоровьем. Все эти факторы необходимо принимать во внимание при сборе информации для полного понимания и поддержки социального и эмоционального здоровья детей.

В этом смысле социально-эмоциональная развитие может, рассматривается как важный защитный фактор для маленьких детей, буферизируя их от стрессов и помогая предотвратить развитие серьезных эмоциональных и поведенческих трудностей в более поздней жизни.

Неправильная дошкольная среда может нанести ущерб развитию социальных навыков, в результате чего дети подвергаются стрессу чрезмерным, слишком сложным взаимодействием со сверстниками.

Фактически, ровесники одинакового возраста, не являются хорошими учителями. Как говорит биологический антрополог Гвен Дьюар: «Вам нужны люди, чтобы изучать навыки людей». Дошкольники должны учиться эмпатии, терпению, эмоциональному самоконтролю, социальному этикету и оптимистичному, конструктивному отношению к решению социальных проблем.

Эти уроки не могут быть изучены через одноранговый контакт. Дошкольные учреждения населены импульсивными, социально некомпетентными маленькими людьми, которые склонны к внезапным припадкам гнева или отчаяния. Да, дошкольники могут предлагать друг другу важный социальный опыт. Но их статус развития делает их ненадежными, как социальные наставники. Ребенок, который копирует других детей, может забрать хорошие привычки, но она также может забрать плохие.

Вот почему, необходимо помогать ребенку развивать социальные навыки в дошкольных учреждениях, к ним нужно подходить так тщательно и сознательно, как преподавать ему чтение или математику.

Одна из важнейших функций детского сада — научить детей тому, как социально взаимодействовать с другими. Дети, которые продолжают выражать гнев и разочарование, ударяясь, кричат и бросают предметы, не только затруднят время, чтобы их потребности были поняты, но и могли бы также изолировать себя. Зная, что есть более продуктивные способы выразить себя и что то, что они говорят и делают, затрагивает других людей, играет ключевую роль в том, чтобы подружиться и стать частью детского коллектива. Так же приходит понимание, как быть вежливым, ребенок начинает по очереди, делиться, разговаривать и играть с другими детьми без необходимости напоминания и использования вежливого языка. Однако освоение этого навыка — это непрерывный процесс, и дети просто изучают его. Это может занять некоторое время, прежде чем дошкольник сможет поделиться и быть вежливым.

Дети должны иметь возможность самостоятельно работать без постоянного перенаправления, так как по мере развития детского сада возрастают групповые и независимые рабочие времена. Мало того, что это готовит ребенка к будущему обучению, но также помогает построить чувство выполненного долга и понимание того, что он человек, способный делать все сам по себе.

Развитие сильных социальных навыков означает осознание ценности, которую другие люди привносят в нашу жизнь, справедливо оценивая сверстников и взрослых развивая навыки вежливости, необходимые для зрелого взаимодействия, и развивая базовое доброжелательное отношение к людям.

Для развития эмоциональных навыков, дети нуждаются в поддержке своих родителей. Вот несколько советов о том, как способствовать конструктивному повышению эмоционального интеллекта вашего ребенка:

– Объяснять собственные чувства

Объясните своему ребенку, как вы себя чувствуете в конкретной ситуации, например: «Сейчас я действительно раздражен, потому что не могу найти свои очки». Говоря о ваших чувствах, ребенок может научиться говорить эмоционально, по-другому. В то же время он начинает понимать причины, по которым у кого-то возникают определенные чувства, а также попросить других членов семьи поделиться своими чувствами и их происхождением.

– Говорить о чувствах других

Помогите ребенку следить за эмоциями окружающих его людей, персонажами книги или фильма, журналами или фотографиями. Вы могли бы сказать: «Смотри, девушка, которая покупает мороженое! У нее такая большая улыбка, я думаю, она с нетерпением ждет своего мороженого!» Или:«Ты видишь фотографию мальчика, который выглядит таким злым?»Может быть, его мама сказала ему, что он не получит шоколадку». Распознавание чувств, других помогает вашему ребенку понять их и развить сострадание.

– Признавать чувства вашего ребенка

Ответьте, если ваш ребенок проявляет чувство разочарования, например, от домашней работы. Вы можете сказать: «Ты выглядишь разочарованным. Иногда домашняя работа действительно тяжелая». Распознавание и описание чувств вашего ребенка даст ему больше возможностей выражать свои чувства в дальнейшем.

– Использовать более сложные термины чувств

Как только ваш ребенок поймет основные эмоциональные термины, такие как «счастливый», «грустный» и «злой», вы должны перейти к более сложным терминам, чтобы неуклонно расширять его словарный запас. Вот несколько примеров:

– гневный

– возбужденный

– расстроенный

– разочарованный

– Воссоздавать чувства, через игру

Воспроизведите эмоции, которые должен угадать ваш ребенок, а затем поменяйтесь ролями. Спойте одну и ту же песню с изменяющимся эмоциональным тоном, таким как усталый или возбужденный голос. Играйте сцены из книг или создавайте свои собственные истории и указывайте на настроение людей. Например: «Девушка на фотографии выглядит напуганной, поэтому я говорю тихо и робким голосом».

Литература:

  1. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1: учеб.-метод. пособие: в 2 ч. / Н. С. Ежкова. — М.: Гуманитар, 2010.
  2. Запорожец А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. Я. З. Неверович. — М.: Знание, 2005.
  3. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. — М.: Педагогика, 1974
  4. Мещерякова С. Ю. К вопросу о природе комплекса оживления // Экспериментальные исследования по проблемам общей и пед. психологии. — М., 1975.
  5. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В. В. Лебединского и др. — М., 1990.
  6. Якобсон, С. Г. Моральное воспитание в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей детских садов /С. Г. Якобсон. — М.: «Воспитание дошкольника», 2003. — 112 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ваш ребенок, эмоция, чувство, эмоциональная грамотность, навык, домашняя работа, детский сад, время, эмоциональная компетентность.

Похожие статьи

Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников…

Сделать вывод об эмоциональной компетентности детей с нарушением речи и детей с

В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной группы МБДОУ «Детский сад

При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в…

Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического…

Если ребенок приходит в детский сад не в духе или же у него портится настроение в течение дня, необходимо исправить эту ситуацию. Для этого можно создавать игрушки для отреагирования отрицательных эмоций детей: различные молоточки, волшебные палочки.

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского

В детском саду и в семье дети испытывают эмоциональные перегрузки, которые могут

В группе детского сада мы создали такую обстановку, чтобы у ребёнка возникало

Цель пособия: распознание и закрепление эмоций человека. В особенности детям нравятся…

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Цель: формировать у детей экспрессивные эталоны, способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно…

Воспитание оптимизма у ребенка-дошкольника

Жизнь детей наполнена разнообразными эмоциями, чувствами и требует от ребенка их правильного понимания и соответствующего реагирования на них. Дети часто находятся под влиянием переполняющих их чувств и не всегда способны управлять своими эмоциями.

Эмоциональное развитие дошкольника | Статья в журнале…

Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей, очень

Ведь ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих

В психолого-педагогической литературе отмечено, что эмоции и чувства не существуют вне…

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников…

Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо

Эмоции — это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе

Работа по развитию эмоциональной отзывчивости у детей посредством восприятия художественной…

Способы развития эмоционального интеллекта у детей

В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания и эмоции. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии…

Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста

Умение искренне радоваться, понимать чувства и эмоциональные состояния людей, четко выражать свои желания и общаться с людьми — все это зависит от того, как развита эмоциональная сфера ребенка. Эмоции — это основа благополучного душевного состояния…

Источник