Социально педагогический потенциал в развитии ребенка

Социально педагогический потенциал в развитии ребенка thumbnail

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

КАК ИНСТИТУТА СОЦИАЛИЗАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ

В.Н.Смоловская, учитель английского языка, старшая вожатая

МБОУ Сещинская СОШ Дубровского района

Эпиграфом к своему выступлению я выбрала цитату Джона Дьюи «Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно, но ребенок должен быть ещё и подготовлен к жизни». Подготовлен к жизни в обществе — а значит, адаптирован к изменяющимся условиям, способный предпринимать самостоятельные действия, искать пути решения проблем. Подготовлен к взаимодействию с социумом, видящий, анализирующий и действующий в рамках законов общества, в котором он живет.

 Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его. Это слова Виктора Гюго. И с этим нельзя не согласиться, ведь детский возраст – решающий для становления личности, для формирования представления человека о мире и своем месте в социуме. Исследования показывают, что среди приоритетов, выделяемых родителями в образовательно-воспитательном процессе, на первом месте находится подготовка детей к жизни в новых условиях, а глубокие знания — лишь на втором.

Современная тенденция такова, что социальная активность детей возрастает, и далеко не всегда эта активность протекает в мирном русле, а зачастую наоборот, СМИ пестрят фактами об агрессивной активности подростков, а это значит, что буквы когда-то были вырезаны на дереве не те или не так.

В конце 80-х начале 90-х годов Россия пережила социально-экономическую шоковую терапию, результатом которой стало падение нравственных ценностей не одного поколения. Приоритетными стали понятия рыночных отношений, борьбы за свое место под солнцем, обогащения. То, что было ценно в советские годы — патриотизм, нравственность, общность интересов в достижении социально-нравственных результатов безвозвратно отторгнуто.

На современном этапе развития нашего общества происходит тотальная переоценка ценностей, в том числе и в образовании. Результатами стали принятые законодательные акты, которые призваны в корне изменить ситуацию по воспитанию молодого поколения. Это, в первую очередь, Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ. Внедрение ФГОС в плане воспитательной работы образовательного учреждения, несет в себе начало нового этапа в формировании нового компетентного гражданина России, отождествляющего себя со своим Отечеством, несущим ответственность за настоящее и будущее своей страны, уважающего культуру и традиции своего народа. Работа педагога заключается в том, чтобы соединить все направления «социум — традиции — нравственность — патриотизм» и разработать собственный подход для каждого класса.

Общеизвестно, что детское движение обладает значительными возможностями для развития социальной активности детей, поскольку здесь дети наравне с взрослыми выступают полноправными субъектами жизнедеятельности общественного объединения. Без участия в деятельности детских объединений сегодня трудно рассчитывать на развитие в детях и подростках инициативы и предприимчивости, умения работать в коллективе, вести за собой. Поэтому справедливо рассматривать педагогический опыт детского движения как важнейший социально-педагогический ресурс, возможности которого в большой степени еще не раскрыты.

Для начала отметим, что в программе воспитания используются эффективные элементы детского движения: символика и атрибутика, приемы самоорганизации, включение ребят в социально-значимые дела и проекты. Именно в совместной деятельности и общении мальчишки и девчонки получают возможность проигрывать различные социальные роли. В процессе участия они формируют свой характер, свои взгляды, которые во взрослой жизни станут неотъемлемой частью в различных сферах общественной жизни нашей страны.

Всвязи с этим я расскажу более подробно о выборах, которые совсем недавно прошли в нашей школе. Учащиеся путем тайного голосования избирали лидеров ученических коллективов. В дальнейшем эти лидеры стали кандидатами на должность президента школы и готовили предвыборные информационные плакаты и листовки. В назначенный день выборов в актовом зале школы прошло всеобщее голосование. Предвыборные дебаты кандидатов, избирком, биллютени, кабинки и урны для голосования, подсчет голосов – все эти атрибуты должным образом создали атмосферу настоящей предвыборной кампании. Для учащихся начальной школы были организованы экскурсии, на которых рассказывалось о процессе выборов, а также проводилось сравнение с настоящими выборами, в которых все будут участвовать во взрослой жизни. Все учащиеся, принявшие участие в выборах осознали важность участия в голосовании. Явка составила 98 %. Даже те дети, которые в день голосования должны были уезжать на конкурс, пришли раньше в школу, чтобы отдать свой голос. Т.о. в процессе деловой игры учащиеся школы получили возможность примерить на себя роли избирателей, те роли, которые они будут исполнять во взрослой жизни.

Участие в программе детских объединений является добровольным для детей и подростков и учитывает прежде всего их интересы. В нашей школе в настоящее время действуют несколько общественных объединений, каждое из которых имеет свое направление деятельности: объединение юных патриотов, волонтерский отряд, музееведы, экологи, аниматоры и журналисты. В деятельности детского объединения заложены большие возможности для развития социальной активности детей и подростков. Здесь главным фактором развития личности является взаимодействие педагога с ребенком на основе содружества и сотворчества, общение с ним «на равных», что содействует становлению статуса и позиции ребенка как субъекта деятельности и отношений. Здесь не ставят двоек, здесь просто интересно попробовать свои силы в различных мероприятиях. Как правило, если в школе проводится мероприятие, то ответственными организаторами назначается одно из объединений, те, кому профиль наиболее близок. Например, при проведении месячника оборонно-массовой работы подготовкой маршировки и отрядов ДЮП занимаются старожилы «Юных патриотов». Они же входят и в состав жюри и являются организаторами массовых соревнований. Музееведы организовывают исторические чтения и экскурсии в мемориальный уголок школы, занимаются исследовательской работой (в данный момент продолжается поиск информации «Безымянный полк»). Волонтеры помогают престарелым людям, экологи решают проблемы природы, объединение аниматоров готовят развлекательные мероприятия, а журналисты видеорепортажи и публикации о проведенных мероприятиях.

Безусловно, вся работа объединений курируется педагогами, но мальчишки и девчонки — полноправные субъекты содружества. Они активно сотрудничают с педагогом, а не только подчиняются ему. По мере роста их знаний и умений они получают в содружестве все большие права. Дети и подростки не могут быть просто подопечными, за которых все продумывают, или объектами, которыми манипулируют.

Подростковый возраст характеризуется повышенным уровнем активности, самостоятельности, желания сначала вместе с взрослыми принимать участие в разнообразных видах деятельности, а потом занимать их место, брать на себя ответственность, заботы и обязательства перед ними. Поэтому взрослые стремятся увидеть и ощутить полезность действий школьников, привлекать к яркой социально-значимой деятельности, и тем самым формировать поле для самореализации с их правильными жизненными позициями. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют школьникам изменять свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых.

Сегодня мне как руководителю бы хотелось рассказать о деятельности объединения «Green peas», что в переводе с английского означает «Зеленый горошек». Название данной инициативной группы родилось по созвучию со Всемирной организацией «Greenpeace» (Зеленый мир), экологической организацией, защищающей права животного мира. Наше школьное объединение действует уже третий год и, можно сказать, что мы идем методов проб и ошибок, но хочется верить, что эти ошибки приносят положительные результаты нашей деятельности. На сегодняшний день в составе данного объединения 24 ученика. «Green peas» имеет свой девиз, устав, органы управления, выборные должности, направления деятельности. Всякий раз, говоря о названии объединения, я вспоминаю тот день, когда мы с детьми выбирали название и направления деятельности нашего объединения. В памяти стоят те уверенные взгляды детей, когда они стали членами данного объединения, получив зеленый галстук и бэйдж со своим именем. В тот самый момент они почувствовали свою сопричастность к происходящему в школе, нашем районе. Они делали сэлфи кадры и с гордостью говорили, что теперь они члены клуба «Green peas». Именно на том начальном этапе мы стали называть себя коллективом, в котором один за всех и все за одного, а девизом нашего объединения стала фраза «Кто, если не мы?».

В первый год существования объединения «Green peas» приоритетным направлением работы было экологическое, а также мы решали проблемы обустройства школьного пространства. Будучи всего-навсего пятиклассниками, мы решили принять участие в конкурсе социальных проектов «Я – гражданин России». Именно благодаря этому конкурсу и методике социального проектирования детям была дана возможность активного включения в общественную жизнь школы. Здесь всё происходило в первый раз: в первый раз проводились опросы и анкетирование, в ходе которых ученики учились взаимодействовать с другими школьниками, родителями и учителями. Каждый день они сами радовались своим новым достижениям. В первый раз прошло интервью с директором школы и спонсорами проекта, благодаря которым дети почувствовали свою значимость. А первые заработанные собственным трудом 1750 рублей на масленичной ярмарке!!! Это было безусловное достижение. Дети поняли, что оказывается можно не только попросить, но еще и заработать самим. А ведь это чрезвычайно важно, чтобы детская общественная организация повышала социальную значимость детской деятельности, делало их более взрослыми. Достижение воспитательной цели детской общественной организации предполагает не просто обретение необходимых для выполнения социальных функций знаний, а включение школьников детской организации в реальные отношения, которое может строиться на основе понимания цели организации, которые удовлетворяют их разнообразным интересам и возможностям. Именно по такому принципу и происходит социализация личности в общественном объединении: осознал, принял, включился и сделал.

В настоящий момент участники объединения получили возможность взаимодействовать с телерадиокомпанией ГТРК Брянск и вместе с тем открылись новые перспективы для работы. «Green peas» готовит видеорепортажи и публикации о проведенных мероприятиях и встречах в школе. Мы побывали на экскурсии в студии телерадиокомпании и ждем сотрудников телевидения и радио в гости. Они готовы провести мастерклассы по риторике, операторскому искусству и монтажу. Несомненно, деятельность в сфере журналистики войдет в копилку детских знаний и умений как бесценный багаж для жизни. Участники объединения готовы выступить не только в роли субъектов, но самых главных действующих лиц и по их собственным словам участие в такого рода деятельности повышает уверенность в себе, а главное то, что они приобретают необходимые навыки общения, ведь по большому счету дети разучились общаться, т.к. мало времени проводят вместе.

Т.о., участвуя в делах объединения в школе и по месту жительства, реализуя социально-значимые дела и проекты, ребята формируют свои взгляды, поведение и характер. В прошлом году гринписовцы реализовали проект «Лондонград». Они выявили проблему отсутствия благоустроенного кабинета иностранного языка в школе и решили ее путем собственных действий и активизации помощи взрослых и органов управления школы и района. Работа велась по разработанному плану: обоснование актуальности проблемы, привлечение внимания сообщества, заработок собственных средств (был организован сбор макулатуры и удалось выручить 9700 рублей), разработка дизайна и составление сметы расходов, а также обеспечение проекта всеми необходимыми материалами и оборудованием. Данный проект помог раскрыть детское творчество и активность, являющиеся необходимым атрибутом успешности в любом деле.

Помимо того, что занятия в детском коллективе должны строиться таким образом, чтобы, с одной стороны, содействовать реализации актуальных для ребят потребностей и мотивов, а с другой, развивать и формировать новые, необходимо, чтобы их деятельность, получала оценку, то есть деятельность имела бы результаты, и чтобы этими результатами участники были довольны. Только представьте, с каким особым удовольствием участники проекта заходят в кабинет иностранного языка, обустроенный ими самими, или же поднимаются по лестницам, снабженными противоскользящими лентами, что тоже является результатом их собственного труда. И здесь невольно вспоминается сказка о том, как Ванька сам заработал свой первый рубль и полез в печку за ним, когда отец хотел сжечь деньги, проверяя, действительно ли рубль достался сыну кровью и потом. Ведь то, что сделал сам, ценишь особенно высоко. Поэтому, можно смело утверждать, что результаты проектной деятельности подтверждают активную гражданскую позицию участников и приучают детей ценить не только свой труд, но и труд других.

Ребятам нравится участвовать в организации собственной жизни. Перед ними стоят задания, требующие совместной работы со школой, родителями, общественными и государственными организациями и учреждениями. Данные ситуации подталкивают ребят к преодолению трудностей в установлении внешних контактов, учат взаимодействовать с людьми. Овладение практическими умениями и навыками удовлетворяет различные потребности, интересы и увлечения ребят, что имеет большое значение для саморазвития и повышения самооценки «Способен!», «Получилось», «Достиг!», «Чего-то стою!». Овладение навыками способствует общественному признанию со стороны других ребят и взрослых.

Стремление к объединению — естественная потребность детства. В совместной добровольной деятельности ребята реализуют важнейшие в детском и юношеском возрасте потребности общения, самоопределения и самореализации.

Участие ребенка в детском общественном объединении является своеобразной разведкой им своих сил, прав и возможностей, «примерка» себя к миру взрослых, в то же время, в общении со сверстниками ребенок приобретает возможность осознать свою роль в обществе, реализует возможность развиваться, существовать и осуществлять свои права.

Сегодня справедливо рассматривать детские объединения как исток гражданственности, творческого самодеятельного потенциала общества. То есть, без участия детских объединений нельзя иначе содействовать развитию инициативы, предприимчивости, ответственности будущих граждан нашей страны.

Развитие ребенка как субъекта деятельности и отношений, а не как объекта, за которого все решается и которым манипулируют, является главным секретом особой популярности детского движения и его воспитательных успехов. Передача воспитанникам не готовой суммы знаний, а принципов и методов развития личности может являться гарантией их постоянного самосовершенствования в течение всей жизни, главным образом тогда, когда рядом не будет педагога — наставника.

Детские объединения уже сегодня, должны сделать предметом воспитания — самовоспитание, человека воспитываемого — само воспитывающимся. Эта перемена в отношении человека к самому себе, программа творческой работы над самим собой является центральной проблемой, решение которой открывает перед обществом условия дальнейшего позитивного развития.

Поэтому детское движение может рассматриваться как эффективное воспитательное средство, социально-педагогическое открытие XXI века, возможности которого далеко еще не использованы. Реализация этого потенциала сделает возможной создание в обществе новой социокультурной ситуации, когда большая часть населения вместо ожидания перемен начнет реализовывать свой творческий потенциал, свое призвание в выбранном деле.

Важно научить учиться и добывать знания и применять их в жизни. Вот ключевая мысль современного образования, и именно в этом скрыт социально-педагогический потенциал деятельности общественного объединения.

Список литературы:

  1. Бондарь М. А. Детская общественная организация и её воспитательный потенциал // Молодой ученый. — 2013. — №9

  2. Дергунов В.А. Секреты дружного класса: Настольная книга классного руководителя/ В.А.Дергунов.-Казань: Научно-производственный центр ДЕТСТВО РОССИИ, 2015

Источник

Наше быстро развивающееся социальное общество предъявляет высокие и зачастую противоречивые требования к такой области как дополнительное образование, а значит, и к педагогике. Это обуславливает особое значение диалектической гибкости научных понятий, служащих раскрытию изучаемых педагогических явлений.

Среди понятий такого рода находится «социально-педагогический потенциал» — понятие, еще не получившее, своего исчерпывающего анализа.

Несколько слов о самом понятии.

Потенциал — возможности («энергия»), присущие изучаемому объекту, исходя из его внутренних, сущностных характеристик, для реализации своих объективных функций (предназначений), всех или их части, при наличие необходимых (благоприятных для этого) условий. [38]

Потенциал — (от лат. potentia — сила) — источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области.

Под социально-педагогическим потенциалом учреждения дополнительного образования понимаются возможности, присущие УДО как явлению, для реализации своих важнейших функций, и, прежде всего, — воспитания в широком смысле этого понятия и социализации личности подростка.

Эти возможности, коренятся в сущности УДО как социально-педагогического явления. [22]

Среди составляющих сущностной характеристики УДО как социально-педагогического явления выделим следующие:

Во-первых, любое УДО относится к видам социальных движений, в данном случае защищающим интересы и реализующим потребности детей как особой социальной группы населения.

Во-вторых, УДО представляет из себя форму общественной активности детей.

В третьих, оно является важным средством для решения задач развития и социального становления подрастающего поколения юных граждан [31].

Социально-педагогические возможности УДО тесно связаны с конкретно исторически и социально обусловленной системой ценностей, которая лежит в его основе. В этой системе ценностей следует выделить: гуманизм, патриотизм, гражданственность, созидательность, природосообразность, самодеятельность [15].

Социально-педагогические возможности УДО отражаются в таких категориях, как: системы деятельности, основы взаимоотношений и принципы жизнедеятельности.

Образовательный процесс УДО направлен на конкретного ребенка, его интересы, возможности, с опорой на определенную степень развития тех или иных проявлений индивидуальности. Совершенствование содержания дополнительного образования ориентировано на:

— динамичность образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для развертывания и реализации его жизненного пути;

— стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем и удовлетворению духовных потребностей;

— активное и деятельное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях;

— обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение его с исторически сложившейся системой ценностей, самостоятельной оценкой им тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения;

— новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию и овладению специализированными языками наук в малых группах юных исследователей;

— преемственность содержания различных видов образования с учетом эволюции личностного сознания ребят и развития всего многообразия форм их жизнедеятельности. [35]

В этой связи учреждения дополнительного образования обладают несомненным социально-педагогическим потенциалом, так как никогда не теряли традиций рассматривать человека как центр своей воспитательной деятельности. Смыслом воспитания в УДО остается развитие у человека имеющихся задатков, способностей, интересов, духовных потребностей, представляющих социальную ценность.

Воспитывающий эффект внеучебной деятельности в УДО определяется как минимум тремя основополагающими аспектами.

Во-первых, это учет ненасыщаемости духовной потребности школьников во встрече с новым, в мире и в себе. При этом именно УДО имеет возможность расширить поле выбора в многообразии видов деятельности познания, творчества и досуга, чтобы, используя спонтанность, импровизированность, чувство юмора, способность удивляться и осознавать, нацеливать ребят на овладение вертикалью результативности воспитания в деятельности: от общеразвивающей, досуговой, познавательной и творческой до профессионально значимой в процессе самоопределения.

Во-вторых, учет целостности человека, обусловленной гармонией разума, души и тела. В этом смысле воспитание в УДО происходит как достижение идеала человека, умеющего познавать мир (общество, природу, себя), имеющего практику самореализации и управления своими действиями и способностью жить в настоящем, с надеждой смотря в будущее и с благодарностью в прошлое.

В-третьих, учет субъектности человека, его индивидуальности и целевой активности в любом виде деятельности (познавательной, трудовой, художественной, физкультурной, коммуникативной, общественной). При этом УДО не просто организует деятельность для воспитанников, а предоставляет им возможность для действия, взаимодействия, поддерживая их самостоятельность. В результате человек осваивает, усваивает, присваивает социально одобряемые личностно и духовно-значимые жизненные смыслы. [68]

Социально — педагогическая деятельность УДО может включать педагогическую деятельность учреждения в целом, если она решает в масштабах конкретной территории актуальные проблемы социального воспитания детей и социально защиты детства;

массовую культурно-досуговую и рекреативно-оздоровительную работу с детьми и семьей;

комплексные программы работы с детьми, требующими особого педагогического внимания (дети-инвалиды, сироты, дети с асоциальным поведением, дети из неблагополучных семей и пр.);

образовательную деятельность в многообразии её содержания и форм учебных и творческих занятий, если их методическая инструментовка позволяет детям приобретать новый социальный опыт, способствует их профессиональному самоопределению и создает условия для творческого труда. [43]

Составной частью социально-педагогической деятельности является социальная защита детей, которая осуществляется посредством предоставления бесплатных образовательных, культурно-досуговых, оздоровительных и других услуг.

Функционируя в условиях конкретного социума, учреждения дополнительного образования успешно и активно внедряют разнообразные социально-педагогические модели деятельности и образа жизни. Это обусловлено тем, что традиции, стиль и методы их деятельности в сфере свободного времени детей позволяют максимально учитывать особенности социума, следствием чего является накопление детьми опыта гражданского поведения, осознанных выбор профессии, получение квалифицированной помощи в различных аспектах социальной жизни, обеспечение духовного и физического роста.

Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы: гуманизация, демократизация образовательного процесса, индивидуализация, педагогика сотрудничества. Важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор ребенком предмета (вида) деятельности, педагога и объединения по интересам. Оно востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности.

На практике выделяются пять социально-педагогических функций. Педагоги считают, что, во-первых, через дополнительное образование должна реализовываться одна из важнейших целей гуманистического общества — сохранение и передача следующим поколениям важнейших достижений человеческой культуры: речи, письменности, признанных ценностей в искусстве, достижений в отраслях науки и т.п.

Во-вторых, современное общество, будучи заинтересованным, в воспитании полноценного, здорового физически и нравственно поколения, должно передать ему определенное количество навыков и сведений, минимально необходимых для жизнедеятельности в обществе: обучить языку, грамоте, счету, навыкам обращения с распространенными устройствами и механизмами (телефон, транспорт, компьютер и т.д.), традициям общества, его морали.

В-третьих, в структуре содержания дополнительного образования должны присутствовать компоненты, направленные на развитие личностных качеств детей и подростков.

В-четвертых, современное общество должно быть заинтересовано в своем дальнейшем развитии и, следовательно, в том, чтобы дать каждому члену общества возможность продолжать свое образование.

Наконец, одна из важнейших социально-педагогических функций дополнительного образования исследуемого ЦДТ — дать воспитанникам равные стартовые условия для дальнейшего применения своих знаний и навыков. [42]

Можно выделить принципы, которые способствуют реализации социально-педагогического потенциала:

· Принцип вариативности: право на выбор добровольного участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, проводимой системой дополнительного образования;

· Принцип либеральности: право учащихся развивать свои способности в согласии с природой их развития, а не вопреки ей;

· Принцип непрерывности: право на непрерывный творческий рост в системе различных подразделений дополнительного образования;

· Принцип целостности: право приобретения целостного представления о процессах и явлениях, изучаемых дополнительно;

· Принцип социокультурных связей: право на широкое освоение внешней социокультурной среды;

· Принцип успешности: право, гарантирующее возможность каждого на успех;

· Принцип системности: право, гарантирующее получение общей культуры как на уровне федерального, так и на уровнях регионального и школьного образовательного пространства;

· Принцип программности: право, определяющее возможность получать дополнительное образование в соответствии с самым широким спектром познавательных потребностей и интересов учащихся;

· Принцип оптимизации: право использовать потенциал дополнительного образования за счёт углубления, расширения и применения школьных знаний;

· Принцип самоуправляемости: право на самоорганизацию и самопознание, на самореализацию и самоопределение;

· Принцип функциональности: право обеспечивающее возможность ребенку реализовать свои социальные функции;

· Принцип компетентности: право приобретения знаний, помогающих ориентироваться в мире культуры, в мире профессий, в мире аксиологических проблем и т.п.;

· Принцип сотрудничества: право ребенка выступать в качестве субъекта целеполагания, т.е. право решать проблему с двух сторон — и взрослыми, и детьми;

· Принцип инновационности: право на активный инновационный поиск ребенком варианта «Своего» образования и педагога дополнительного образования;

· Принцип комфортности: право развивать свои интересы и способности в максимально комфортных для развития личности условиях;

· Принцип заинтересованности: право на познание ребенком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интенсивной атмосфере;

· Принцип адекватности: право выбирать из предложенного максимального объема информации столько, сколько хочет и может усвоить ребенок;

· Принцип коммуникативности: право расширять круг делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;

· Принцип адаптивности: право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребенка в сложную обстановку нестабильного общества;

· Принцип рекреативности: право ребенка на отдых, игру и развлечения. [66]

Из признаков и ценностей УДО можно выделить следующие социально-педагогические цели-функции:

· Включение членов УДО в общественную жизнь, разнообразную социальную практику как средство гражданского становления личности ребенка;

· Удовлетворение потребностей и интересов детей (в общении, в самоутверждении, в реализации своих способностей на практике);

· Передача специфических знаний (которые трудно формируются и передаются школой, другими социально-педагогическими институтами,), организаторских, связанных с опытом самоуправления и т.п.

· Целенаправленное введение детей в социум и их адаптация;

· Защита прав, достоинства, интересов членов УДО (также от негативных влияний окружающих социальных явлений). [25]

Перечисленное является в общем виде важнейшими социально-педагогическими возможностями (потенциалом) УДО в целом.

Социально-педагогический потенциал, является одной из важных характеристик любого учреждения дополнительного образовании.

Источник