Социально нравственное развитие ребенка посредством игровой деятельности
Валерия Морозова
Социально-нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр
Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. Ведущим видом деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. В игре ребенок не обучается жить, а живёт своей истинной, самостоятельной жизнью. В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время. Игра в придуманной ситуации освобождает от ситуативной связи. В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл.
Содержание игр вводит ребенка в широкую сферу моральных отношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и т. д. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные правила, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. В силу этого сюжетно-ролевая игра выступает и как средство формирование культуры общения.
В игре происходит развитие важных особенностей мотивационной сферы личности ребенка: во-первых, формируется соподчинение мотивов — подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким; во-вторых, формируются сами общественно-значимые мотивы (например, ребенок принимает на себя малоинтересную для него роль для того, чтобы игра состоялась, не распалась); в третьих, в игре возникает новая психологическая форма мотивов — обобщенных и в известной степени осознанных мотивов. Наличие в игре внутренних правил, которые ребенок выполняет добровольно, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые черты характера.
Необходимо управлять формированием реальных отношений, организуя детей с учетом их интересов и возрастных возможностей. Так, ребенка, который играет индивидуально, можно постараться привлечь к совместной игре со взрослыми или сверстниками, предложив ему игровые ситуации, учитывающие гендерный подход к организации игрового взаимодействия детей. Например:
— можно обратиться к девочке, наряжающей куклу: «У твоей дочки день рождения? А вы будете приглашать гостей? Они будут очень рады вашему приглашению!»;
— мальчику, который один «едет на машине», предложить: «Лена собирается куда-то идти с маленькой дочкой. Спроси её, куда она пойдет. Может быть, ее надо подвезти?»
— ребенку, «ремонтирующему машину», можно сказать: «Кажется, у твоей машины серьезная поломка – может быть шофер Алеша поможет тебе отремонтировать её?» и т. д.
Организация такого рода ситуаций педагогического воздействия на игры детей может быть как частью игрового занятия-тренинга, так и ситуативным психолого-педагогическим сопровождением самостоятельной детской игры. При этом особенное внимание нужно обращать на поддержку интереса к действиям сверстника и установление правил поведения по отношению к нему.
В совместных играх особого внимания требует регулирование взаимоотношений детей. Необходимо специальное обучение детей способам общения в игре через беседы о содержании общения при распределении ролей и игрушек, обсуждении игрового замысла и т. д. У дошкольников можно сформировать четкое представление о социальной субординации и добиться его воплощения в игре посредством обучения моделированию отношений, возникающих между людьми.
Для формирования сюжетно-ролевой игры на каждом возрастном этапе необходим единый комплекс обязательных педагогических мероприятий. Тогда игра способна выступать как механизм социально-личностного развития ребенка и формирования социально-нравственных отношений в группе. Для этого необходимо следующее:
1. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. Среда должна содержать элементы проблематизации, т. е. провоцировать детей на формулирование и решение проблемных ситуаций.
2. Планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей. Педагогу важно учитывать, что реальная жизнь – основной источник возникновения игры и ее обогащения. Поэтому нужно обращать внимание детей на те лили иные компоненты социальной действительности, сферы человеческих взаимоотношений.
3. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу дошкольникам игрового опыта традиционной культуры игры. Во-первых, детей нужно научить «входить» в воображаемую ситуацию, понимая ее условность, используя слова «а что, если?», и «как будто». Во-вторых, детей нужно научить осуществлять цепочку игровых действий и объединять их в один процесс, идентифицируя его как содержание игры.
Таким образом, важными условиями всестороннего воспитания личности ребенка является: целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми; обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием. Задача педагога состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Источник
Ольга Харченко
«Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством игровой деятельности» (из опыта работы)
В современном мире острой проблемой остаётся воспитание человека, который умеет жить в гармонии с окружающим миром, способного познавать и совершенствовать этот мир на основе принципа «Не навреди!». Игру с давних пор педагоги считали мощным средством воспитания ребенка, в том числе нравственного и духовного развития личности дошкольника, который живёт чувствами и с их помощью познаёт и воспринимает окружающий мир.
Актуальной задачей нашего времени является воспитание у дошкольников нравственных качеств: гуманных отношений (отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства коллективизма. Формирование нравственной культуры — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан ребёнок в нравственном отношении, зависит и становление его жизненной позиции.
Игра для малыша – это не только забава. Играя, ребёнок приобретает знания, умения, навыки, культивирует удовольствие и радость. Это целый мир, в котором он живёт, формирует способности, даже не догадываясь об этом. Б. Никитин в книге «Интеллектуальные игры» писал: «Именно в игре проявляются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность! Что бы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как по вашим представлениям, «купается» в нём ваш ребёнок. И надо сделать это быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь». [2]
Посредством игры можно воспитать жестокого, равнодушного человека, а можно – человека отзывчивого, нужного обществу. Отсюда возникает проблема: какие игры будут формировать развитие нравственных качеств ребенка, и при каких условиях становление нравственных качеств дошкольника в игре будет проходить эффективнее? Решение данной проблемы осуществляем путем создания условий для формирования в детях нравственных качеств, через игровую деятельность.
Считаем, что новизна данного педагогического опыта заключается в обогащении содержания воспитательно-образовательной работы, в создании системы методов и приемов, нацеленных на обучение нравственным нормам поведения дошкольников в игровой деятельности.
Цель работы автора педагогического опыта состоит в формировании и развитии у детей дошкольного возраста социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, коллективных взаимоотношений; в создании условий для воспитания доброты, сочувствия, отзывчивости, заботы через различные виды детских игр.
Для получения положительных результатов при решении поставленных задач, мы применяем практические, словесные и наглядные методы и приёмы.
Переходя из одной возрастной группы в другую, дошкольники должны иметь элементарные представления об этических нормах поведения, осознавать понятия «можно — нельзя», «хорошо — плохо». Исходя из этого, мы работу по данной теме ведём с младшей группы. Воспитание таких качеств личности как: забота, сочувствие, сопереживание формируем у детей через простейшие игры с куклами. Например: «Кукла Таня заболела». Дети младшей группы, опираясь на пример педагога, его показ действий, его слово, овладевают нормами поведения. После игры обязательно подводим итог: одобряем заботливое обращение малышей с куклой или обращаем внимание на грубое обращение с ней, порицаем жестокость. Сначала дети проявляют сочувствие к кукле по инициативе и образцу взрослого. Но мы уверены, что систематическая воспитательная работа по формированию нравственных качеств, приводит к положительным результатам.
В игровой форме с ребятами активно используем естественные жизненные обстоятельства, которые помогают накоплению у детей положительного опыта социальных отношений. Например: вышли с детьми на прогулку, а на дорожке лежит жучок, который не может встать и уползти. Обращаем внимание детей: «Жучка могут растоптать дети, взрослые». Создаем проблему: «Можем ли мы ему чем-нибудь помочь?» или «Что мы можем сделать для жучка?», которую дети решают через игру.
Работу по знакомству детей с правилами поведения в обществе проводим в форме мини-бесед, содержание которых опирается на литературные произведения. Приведем пример: после чтения сказки «Теремок» проводим беседу о дружном поведении героев (в ходе беседы применяем показ иллюстраций или настольный театр, который помогает ребятам представить персонажей сказки). Далее задаём вопросы по тексту. А с помощью вопроса: «Что было потом, о чём в сказке не говорится?» — дети домысливают, что могло быть дальше, где они стали жить, как дружно строили новый теремок.
По окончании беседы делаем вывод: «Хорошо, когда все живут дружно. Давайте и мы будем жить дружно!»
В младшем возрасте дети уже знают некоторые вежливые слова. Расширить их знания мы предлагаем с помощью игры «Вежливый Волк». Для игры используем дидактическую игрушку — Волчок. Дети становятся в круг, передают игрушку Волка друг другу, здороваются с ним, спрашивают о его здоровье, его делах, настроении. Автор опыта подсказывает ребятам, как можно по-разному спросить Волка о его делах, здоровье — «Как поживаешь?», «Как ты себя чувствуешь?», «У тебя всё в порядке?» и т. д. Волк, в свою очередь, благодарит детей тоже по-разному (в роли волка — воспитатель). Таким образом, с помощью игрового персонажа, дети сами начинают понимать важность чуткого отношения к ближнему, совершать положительные поступки, имеющие огромное значение в нравственном развитии дошкольника.
Мы убеждены, что нужным и важным условием для проведения игр, является предметно-игровая среда, которая создается в соответствии с возрастом детей. Так, в младшей группе оформили дидактическое пособие «Цветик-семицветик», которое дети очень полюбили, прикрепляя к цветку лепесточки, дети рассказывают о положительных моментах в играх, о добрых поступках в течение дня.
Как не печально об этом говорить, но всё чаще мы наблюдаем примеры детской агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям. Богатые возможности в воспитании уважительного отношения к близким, доброжелательности дают сюжетно-ролевые игры, в них отражаются социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка. Дети очень любят играть в «Дочки-матери». Именно в семье ребенок с ранних лет усваивает всё разнообразие нравственных норм поведения. Роли в игру вводим только тогда, когда дети освоят навык выполнения ряда игровых правил.
В работе по формированию нравственных навыков поведения с малышами имеют место дидактические игры. Играя, ребенок учится проявлять добрые чувства к партнерам по игре, стремление оказать элементарную помощь. Так, при проведении дидактической игры «Едим в гости», малыши с удовольствием побывали в гостях у бабушки и дедушки, оказывали им помощь, не забывали говорить «волшебные слова».
Активно применяем в работе по воспитанию чувства коллективизма, доброжелательных и заботливых отношений друг к другу — малоподвижные игры. Например: игры «Я буду твоим другом», «Ласковая цепочка». Мы создаем такие условия, которые побуждают детей переходить от действия в одиночку к совместным действиям. Например: после неоднократного чтения сказки «Три медведя», решили с детьми смастерить шапочки героев сказки — такая совместная деятельность сближает детей.
Также, учим детей придумывать собственные сказки, в которых они проявляют заботу, внимание, Например: вместе с детьми придумали сказку, которую назвали «Вежливая страна».
Для формирования коллективистских чувств используем музыкальные хороводные игры, в которых дети дружно выполняют действия с хлопками, притопыванием, проговариванием, такие игры, как «Водят пчёлы хоровод», «Именины», «Вьюн» и другие.
Таким образом, мы видим, что воспитательные возможности для формирования нравственных качеств личности дошкольников посредством различных видов игр безграничны. Участие детей в играх помогает им найти общий язык, облегчает сближение друг с другом, формирует навык этического поведения в обществе. Это позволяет сделать вывод — игры, проводимые нами с детьми младшей группы, имеют воспитательно-образовательную направленность.
Литература
1. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду. — М., 2006.
2. Никитин Б. Н. Интеллектуальные игры. — М., 1990.
3. Кукушкина Е. Ю. Играем и учимся дружить. — М. 2013.
4. Жуковская Р. И. Воспитание ребёнка в игре. — М., 1963.
Источник
Екатерина Карцева
Организация образовательной работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Нравственному воспитанию дошкольников всегда уделялось особое внимание. На современном этапе во ФГОС ДО одной из задач является формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных и нравственных качеств в частности. Так же в документе указано что, основой образовательного процесса являются духовно-нравственные, социокультурные ценности и принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества.
Так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, что доказано психологами и педагогами, такими как Ф. Фребель, К. Д. Ушинский, А. П. Усова, М. Пиаже, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и А. В. Запорожец. Мы в своей практике при нравственном воспитании детей используем данный вид детской деятельности как основной.
Свою работу в данном направлении мы начинаем с создания в группе условий в соответствии с возрастом детей, для развития и воспитания их морально- нравственных качеств, которые предполагают: эмоциональное благополучие, поддержку индивидуальности и инициативы, овладение культурными средствами деятельности.
Игровую развивающую предметно-пространственную среду мы организуем таким образом, чтобы у детей был свободный выбор игр и участников совместной деятельности. У нас выделены зоны сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр. Игровая среда может меняться в соответствии с тематическим планом, а так же мы ее постоянно пополняем, в чем активно принимают участие родители.
В процессе формирования нравственных навыков в своей работе мы составили картотеку и используем следующие виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные игры, дидактические игры, подвижные.
Следующим шагом в нашей работе является составление перспективного планирования игровой деятельности в соответствии с тематическим планом и планом по курсу «Этическая грамматика». Например: тема недели «Транспорт», тема по «Этической грамматике» «Правила поведения в общественном транспорте» подобраны следующие игры: сюжетно-ролевые «Путешествие», «В гости к бабушке», «Поезд дружбы»; подвижная игра «Пешеходы и водители»; дидактические игры «Азбука пешехода», «Билетик за вежливое слово».
Эффективность использования игр заключается в том, что мы можем организовать их в разные режимные моменты. Так же подобранные нами игры, мы используем на занятиях. Например, часть занятия «Моя семья» по «Этической грамматике», построено в форме сюжетно-ролевой игры «Встречаем гостей», в этом же занятии используем подвижную игру «Поможем бабушке распутать клубок», дидактические игры «Угадай настроение», «Собери цветок».
Для формирования морально-этических качеств, доброжелательных, дружеских отношений между сверстниками; привития навыков культурного взаимодействия; воспитания уважительного отношения к окружающим; с целью знакомства с правилами поведения в общественных местах и транспорте, мы организуем сюжетно-ролевые игры: «В кафе», «За покупками в магазин», «Экскурсия в музей», «В театр» и т. д.
Нашим детям очень нравится участвовать в театрализованных играх, мы подобрали серию драматизаций по сказкам, которые позволяют прочувствовать ситуацию вникнуть в состояние героя: сказки «Под грибом», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» развивает у детей умение быть дружными, трудолюбивыми; в сказке «Стойкий оловянный солдатик» дается представление детям о стойкостии и мужестве, любви и верности; через проигрывание сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Красная шапочка», «Снегурочка», формируются такие понятия, как послушание-непослушание, терпение, взаимная любовь, внимательность, заботливость к другим людям, уважение к старшим, дети понимают, что должны быть послушными, чтоб не было беды; а такие сказки как «Хаврошечка», «Золушка» у детей вызывает желание заботиться о родных и близких вызывают чувства внимательности.
Для закрепления и расширения представлений детей о правилах этического поведения и общения мы используем разнообразные дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Правила этикета», «Зоопарк настроений», «Учимся понимать друг друга», «Азбука хорошего поведения», «Что будет, если?», «В театре», «У меня зазвонил телефон», «Каждой вещи своё место» и др.
Например, в словесной игре «Вежливые слова» ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, в игре «Цветок красивых слов» дети вставляют свои лепестки, произнося доброе пожелание своим родным или друзьям, в игре «Река вежливости» дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, произнося волшебное слово, выбирает себе пару и др.
В подвижных играх развиваются такие качества как взаимовыручка, взаимопомощь, чувство коллективизма. Например, в игре «Не намочи ноги» основная задача – развитие равновесия, ребенок должен идти только по дощечкам и не «упасть в болото». Усложнение правил в этой игре дает детям возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку. Когда дети подойдут к середине «болота», взрослым создается ситуация, будто у одного из них сломалась дощечка и уплыла. Совместно дети решают, как перебраться втроем с помощью всего только двух дощечек?
Мы используем подвижные игры, через которые можно формировать нравственные качества, например, «Найди друга» (где детям одной группы завязывают глаза платочками, и они вслепую ищут себе друга из другой группы); «Друг без друга нам нельзя» (повернувшись лицом, друг к другу, соприкасаются ладошками и таким образом преодолевают препятствия, «Ловишки вдвоем», «Помоги котенку» и др.
Для установления эффективности использования игр в процессе нравственного воспитания детей в конце учебного года мы проводим диагностику в виде наблюдений, бесед и игр.
Мониторинг педагогической работы в данном направлении за два года показывает положительную динамику в духовно-нравственном развитии детей дошкольного возраста. Игра является незаменимым средством, которое способствует формированию: положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе, умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. В игре ребенок учится адекватно проявлять свои чувства, решать конфликты, договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам сверстников.
Источник