Социально личностное развитие ребенка 4 лет

Елена Берсенева
Творческая работа «Социально-личностное развитие детей 3–4 лет»
Актуальность
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, её развития, формирования и социализации.Данная проблема рассматривается многими науками: философией, социологией, психологией, физиологией и другими.
Педагогика и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Социальное развитие связано с психологическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными
(углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.
Человек, появляясь на свет, является существом исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность, как субъект отношений и общественной деятельности. Среда является определяющим фактором формирования личности, человек в процессе жизнедеятельности постепенно социализируется именно под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые составляют его ближайшее окружение. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Изменения в экономике нашей страны повлекли за собой изменения в жизни страны.
Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность
и прочее, имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве, когда
зарождаются основы социально – личностного развития.
Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка. Этот опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей, прочно закрепляется такая позиция «Я и общество».
В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей.
Дошкольное образование вышло на новый уровень. В государственном документе «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»содержится новый раздел: «социализация».
Она направлена на достижение следующих целей:
1. усвоение детьми первоначальных представлений социального характера;
2. включение детей в систему социальных отношений,через решения следующих задач:
развитие игровой деятельности;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам, взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми (в том числе моральных);
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, принадлежности к мировому сообществу.
«Социализация» интегрируется со всеми остальными содержаниями образовательных областей, как известных, привычных,традиционных:
«Физическая культура», «Труд», «Чтение художественной литературы» и т. д., так и новыми,появившимися в последнее время: «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Воспитание призвано корректировать характер влияния среды. В процессе воспитания осуществляется сознательно контролируемая социализация. Воспитание упорядочивает поток идущих на личность влияний и создает условия для ускорения социализации.
В сущности, воспитание в широком плане, как социальная функция, как процесс социокультурного воспроизводства поколения это и есть социализация. А воспитание, как педагогический процесс, направленное воздействие на развитие личности, является функцией одного из агентов социализации образовательного учреждения. В данном случае дошкольное образовательное учреждение, как институт социализации.
Процесс социализации ребёнка происходит на основе его деятельной сущности, а наиболее значимым аспектом социализации в дошкольном учреждении является игровая деятельность.
Наш детский сад работает по государственной документу «Программа воспитания и обучения в детском саду» (Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой).
Ознакомление с социальной действительностью является раздел
«Ребёнок и окружающий мир».Раздел состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. В разделе «Явления общественной жизни»стержневой темой является жизнь и труд людей:
«Семья»
«Детский сад»
«Родная страна»
«Труд взрослых».
Источник
Ольга Шептикина
Социально-личностное развитие дошкольника.
Социально-личностное развитие в условиях ФГОС включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Организация деятельности по социально-личностному развитиюв условиях ДОУ доступна в следующих формах:
— НОД;
— совместная деятельность воспитателя с детьми;
— совместная деятельность детей;
— индивидуальная работа воспитателя с ребенком;
В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности.
Социальное развитие связано с формированием Я-концепции, т. е. осознанием ребенком себя как личности. Задачами социального развития дошкольников,являются следующие:
1. Формирование представлений о социальном мире и о самом себе.
2. Воспитание социальных чувств.
3. Воспитание активной позиции.
4. Формирование представлений о себе, окружающих людях, природе, рукотворном мире.
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Достаточно хорошо известно, что своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению у него эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.
Многие взрослые считают, что ребенок должен делать что-то полезное, а не только играть. Аксиомой является положение о том, что игра — ведущий вид деятельности дошкольников. В процессе игры развитиеребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Все игры могут и должны использоваться для их социального развития, так как игра — это в большинстве случаев коллективная деятельность, предполагающая необходимость общения со сверстниками или взрослыми, определения лидеров, «звезд» и «отверженных».
Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т. е. включения во все моменты образовательного процесса.
Личный опыт ребёнка организуется так, чтобы он естественным путём, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.
Игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра — едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике, а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и обработка норм поведения и человеческого общежития.
Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы научить детей играть, а значит — научить жить.
Педагоги должны владеть обширным игровым материалом, в том числе учитывать классификацию игр, которая позволяет повышать результативность педагогического воздействия.
В дошкольной педагогике существует несколько классификаций игр детей.
Первый класс игр — игры по инициативе детей (самостоятельные сюжетные, с водой и песком, режиссерские, театрализованные).
Второй класс — игры по инициативе взрослых (дидактические, подвижные, игры-забавы, интеллектуальные).
Третий класс — народные игры (обрядовые, тренинговые, досуговые, архаические).
Мы более широко рассматриваем классификацию игр с целью охватить все игры.
1. Творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строительные, театрализованные, игры с песком и водой).
2. Игры с правилами, которые подразделяются на дидактические (с математическим и экологическим содержанием, связанные с развитием речи, изодеятельностью, сенсорикой, музыкальные, подвижные (сюжетные, бессюжетные, аттракционы, элементы спортивных игр и упражнений); интеллектуальные (игры для педагогической коррекции, компьютерные и музыкальные игры, народные игры, игры-забавы).
Использование игровых ситуаций часто помогает разрешить проблему нежелания дошкольников участвовать в новых непривычных, трудных видах работы. Познание, труд, самообслуживание, общественную работу можно организовать, используя отдельные игровые элементы, приемы, или полностью провести в игровой форме.
В процессе участия в таких играх дети учатся общению, пробуют себя в различных ролях и ситуациях. Они учатся быть лидерами и подчиняться решению большинства, становятся рабочими, инженерами, конструкторами, изобретателями, дизайнерами, летчиками-испытателями и космонавтами, проживая и переживая эти роли в ситуациях, которые могут им помочь во взрослой жизни.
Следовательно, обогащение социально-культурного опыта ребенка дошкольного возраста возможно путем специально заданной игровой деятельности. Игра побуждает его сотрудничать и с детьми, и со взрослыми, считаться с потребностями и нуждами окружающих.
Развивающиеся чувства эмпатии, дружеской привязанности обогащаются у ребенка именно в игре, изменяются, являясь основой для возникновения более сложных социальных чувств. Именно в игровом сообществе у него возникают основные психологические новообразования — ориентация на окружающих, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения требований культуры общества; развиваются личностные механизмы культуры поведения — контроль и самоконтроль, самоограничение, оценка и самооценка. Идентифицируя себя со взрослым, ребенок тем самым усваивает культурные образцы и нормы. Разумеется, первые ярко выраженные идентификации происходят с родителями сначала с чисто внешней стороны, затем усваиваются и внутренние черты родителей, их вкусы, социальные отношения, способ поведения, что, естественно, не может не отразиться на выборе сюжета игр. Вот почему в этой связи ответственность несут взрослые, особенно родители.
Таким образом, социализация ребенка — это процесс овладения социальным опытом,где в целостную систему соединяются:
1. деятельность ребенка по освоению социально значимого содержания;
2. общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей;
3. содержание и структура его самосознания.
Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:
1. помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;
2. обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;
3. включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;
4. воспитывает ответственность, аккуратность, рачительность, что развивает способность ребенка к самоорганизации.
Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь, затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение — это и есть процесс воспитания и развития ребенка. А игра – как сложный социально-психологический феномен имеет большое значение не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека и является непременным условием разностороннего развития личности. Социально-коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Вашему вниманию, мы предлагаем приложение с играми на развитие социально-коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:
чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров «Клеевой ручеек», «Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли» и др.
умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты «Вежливые слова», «Волшебный букет цветов», «Подарок для всех» и др.
умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом «Игры- ситуации», «Коврик примирения», «Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся» и др.
развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия «Изобрази пословицу», «Разговор через стекло», «Закорючка», «Разведчики» и др.
создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости «Поймай мышку», «Пресс-конференция», «Пойми меня», «Без маски» и др.
Источник
Инфоурок
›
Дошкольное образование
›Презентации›Психолого-педагогические условия социально-личностного развития детей 4-5 лет
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Выполнила: Рожкова Е.Ю. Педагог-психолог Психолого-педагогические условия социально-личностного развития детей 4-5 лет
2 слайд
Описание слайда:
Понятие «Условие» В психологии «условие» — совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты. Педагогические условия это — совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса (Н.М. Яковлева).
3 слайд
Описание слайда:
Понятие «Социально-личностное развитие» Социально-личностное развитие в дошкольной педагогике рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. (Бабунова Т.М.)
4 слайд
Описание слайда:
Особенности социально-личностного развития детей 4-5 лет Возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения потребностей. Способен заметить эмоциональное состояние другого человека. Формируется потребность в уважении со стороны взрослого Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Проявляется самостоятельность в элементарном выполнении отдельных поручений.
5 слайд
Описание слайда:
Появляются ролевые взаимодействия. Начинают появляться постоянные партнеры по игре. Формируется способность контролировать свои эмоции. Развивается способность проявить сочувствие, сопереживание. В игровой деятельности
6 слайд
Описание слайда:
Психолого-педагогические условия Применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного процесса. Создание специальных художественно-эстетических видов деятельности для диалога взрослых и сверстников. Создание социокультурных ситуаций для общения детей пятого года жизни. Обогащение предметно-пространственной среды в ДОУ, направленной на самостоятельное приобщение детей к ценностям общества.
7 слайд
Описание слайда:
Психолого-педагогические условия Учет социальной ситуации развития ребенка в семье. Учет направлений, позиций родителей к детям (направленность воспитательной деятельности родителей, родительские установки и типы поведения). Учет психологического доверия к родителям. Активизация и обогащение психолого-педагогических знаний и умений родителей.
8 слайд
Описание слайда:
Психолого-педагогические условия Поощрение познавательной активности ребенка. Личностно ориентированное общение взрослого и ребенка в разнообразных видах деятельности. Контроль за освоением знаний детьми под руководством педагога; своевременная коррекция этих знаний.
9 слайд
Описание слайда:
Психолого-педагогические условия Важно! Побуждать детей прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Побуждать ребенка к занятию активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими.
10 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-629699
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник