Социально коммуникативное развитие детей в домах ребенка
Наталия Кулеваа
Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Основной целью данного направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Задача педагогов нашего дошкольного отделения состоит в том, чтобы наши выпускники в будущем, когда они пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества проявляя инициативу и самостоятельность, ,уверен в своих силах,открыт внешнему миру, положительно относится к себе и окружающим, обладает развитым воображением.
Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
Деятельность педагогов в нашем дошкольном учреждение по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развитиядетей включает в себя:
• организацию предметно-пространственной среды;
• создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
• стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
• устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
• мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
• обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
• моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников : групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД, в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.
Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.
Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»реализуется в 4-ех направлениях:
Развитие игровой деятельности, патриотическое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, трудовое воспитание.
Развитие игровой деятельности детей (слайд)
Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Педагоги нашего дошкольного используют широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры.
Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание. (слайд)
• Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
• Воспитывать уважение к труду;
• Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
• Формировать элементарные знания о правах человека;
• Расширять представления о городах России;
• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
• Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи в нашем ДОУ решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (слайд)
Воспитание навыков безопасного поведения у детей осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.
Данная работа проводится через:
• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.
Основным содержанием образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, таких как, «дорожная грамота», «мое здоровье», «безопасность в помещении», «безопасность и природа», «общение с незнакомыми людьми».
Основная цель которых — расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность).
Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.»
Следующим направлением социально-коммуникативного
развития является (слайд)
Трудовое воспитание
Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.
4. Взаимодействие с семьей. (слайд)
Также наш педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.
В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями:
-привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;
-дни открытых дверей для родителей;
-анкетирование родителей;
-консультации для родителей;
-родительские собрания;
-оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.
Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям данной ОО способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
Воспитатели ДОУ работают в тесном взаимодействии со специалистами детского сада: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, учителем-дефектологом, психологом, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально-коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.
Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, из этого следует, что начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.
Источник
Кутерёва Ирина
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в средне-дошкольном возрасте «Кто живет в моем доме?»
Конспект НОД по социально- коммуникативному развитию в средне- дошкольном возрасте на тему: «Кто живет в моем доме?»
Программное содержание: Формировать представление детей о своей семье и взаимоотношении в ней.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»: Формировать у ребенка доброжелательное отношение к родным людям, уважительного и заботливого отношения к ним, и принадлежности к членам своей семьи, развивать эмоциональную отзывчивость.
Образовательная область «Познавательное развитие»: Дать представление детям о семье, членах семьи их отношениях, отвечать на вопросы о своей семье, о семейных событиях, о действиях и поступках взрослых и детей, в которых проявляются доброе отношение и забота о людях и членах семьи, любовь к родным. Воспитывать в детях усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми.
Образовательная область «Речевое развитие»: Развивать речевые навыки у детей, обогащать словарь, умение правильно выстраивать свои высказывания. Познакомить детей с народными высказываниями о семье.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»: Развивать у детей умение рисовать, используя трафарет, развивать творческую инициативу, рисовать аккуратно, не заходя за контуры.
Активизация словаря: добрая, любимая заботливая, сильный, смелый, папенька, мамочка, младенец, ребенок, подросток, семья.
Материал: мольберт, сюжетные картинки о семье, дом, сердечко, цветок «Добрых дел», бабочки, бусы, сумочка, шарфик, галстук, телефон, кепка, семейный альбом, фотоаппарат, волшебный сундучок, ск «Добрые дела», трафарет «цветы», краски, салфетки, кисточки, магнитофон, подборка детских песен о семье.
Предварительная работа: беседа о семье и ее членах, стихи, загадки, рассматривание иллюстраций в книгах о семье, ди «Что такое хорошо и что такое плохо?», составление рассказов о маме и папе, где работают, чем любят заниматься в свободное время.
Ход деятельности:
1Сюрпризный момент: «Волшебный сундучок».
Воспитатель приглашает детей в круг. Ребята, к нам пришло много гостей, поздороваемся.
Воспитатель: У меня на столе волшебный сундучок. Что же в нем находится?
Воспитатель открывает сундучок (в это время тихо звучит детская песенка на тему «Моя семья»). Достает картинки, они красиво перевязаны лентой и бантом. Достает первую картинку — это дом с пустыми окнами (прикрепляет картинку к мольберту).
Воспитатель: Что это? (Дом)
Воспитатель спрашивает: А кто же может жить в этом доме? (люди.)
Воспитатель предлагает послушать загадку:
Целует, обнимает
К сердцу прижимает
Все она умеет
Всех она жалеет
Угадайте- ка друзья! Кто же это?
Ответы детей: (Это мамочка моя).
Воспитатель: Это первая картинка, поставим первую картинку в наш дом.
Воспитатель говорит: Послушайте следующую загадку
— Галстук, шляпа, телефон
Жду друзья от вас ответа.
Кто же это?
— Дети отвечают: Это папа.
— Молодцы! Конечно папа.
— Воспитатель предлагает поставить картинку папы в окно дома.
— А кто же еще может жить в этом доме?
— Угостит всегда вареньем
— Стол накроет с угощеньем,
— Лада, наша ладушка,
— Кто? – родная. (бабушка).
— Воспитатель предлагает поставить картинку бабушки в окно дома.
— Воспитатель говорит детям: «Отгадайте следующую загадку, Кто же еще
живет в доме?»
— Он трудился не от скуки,
— У него в мозолях руки.
— А теперь он стар и сед-
— Мой родной, любимый. (дед).
Ответы детей: дедушка (находим картинку и ставим в окно дома).
— Загадывает воспитатель следующую загадку.
— Кто любит и меня и братца.
— Но больше любит наряжаться!
— Очень модная девчонка-
— Моя старшая… (сестренка).
(Дети ставят картинку в окно дома).
— Воспитатель предлагает следующую загадку:
— Кто веселый карапуз-
— Шустро ползает на пузе?
— Удивительный мальчишка-
— Это младший мой. (братишка).
Дети ставят картинку в окно дома.
— Воспитатель говорит : Вот и заселили мы дом, кто же в нем живет, давайте скажем одним словом.
— Дети говорят: Это семья.
— Воспитатель спрашивает : А как вы думаете, что же такое семья?
— Дети отвечают: Когда живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу.
— Воспитатель говорит: Правильно, дети, семья – это самое дорогое, что есть у человека.
-Воспитатель,обращается к детям и спрашивает: А кто живет в твоей семье?
2. Технология «Цепочка» (Передавая сердечко друг другу, дети называют сколько членов в семье).
Интерактивная технология «Цепочка».Цель: способствовать развитию умения правильно выстраивать высказывания о своей семье.
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей
1.Мотивацкйионный Воспитатель объясняет детям о ходе деятельности: передавать из рук в руки предмет быстро проговорить свой ответ. Дети осознают поставленную цель
2. Организационный Воспитатель организовывает детей, выстраивая их цепочкой, создавая круг, для удобства передачи сердечка по кругу. Дети выстраиваются в цепочку, осознают нормы и правила сотрудничества
3. Деятельностний Придумайте предложение. Дети проговаривают свое предложение, .
4. Заключительний Вы много сказали своих предложений, правильно, называя своих членов семьи. Дети присваивают новые знания.
— Предполагаемые ответы детей : Папа. мама и я( 2-3 ответа)
3.Работа в группах:
Воспитатель предлагает разделится на две группы (на двух столах. На столе стоят указатели (изображение девочки и мальчика).
3.Дидактическая игра: «Цепочка взросления» дети каждый на своем столе раскладывают картинки – младенец девочки, ребенок, подросток, девушка, мама, бабушка, тоже самое на другом столе (младенец — мальчик и т. д.).
Воспитатель: Кто же в вашей семье самый старший?Ответ детей: дедушка, бабушка, папа и т. д.
Воспитатель спрашивает: «А кто же младший?»Ответ детей: Ребенок (если есть младшие – младенец).
4.Физминутка: (включаю музыку — магнитофон)
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два. три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре (ходьба вокруг себя)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши).
Наша Мурка, два котенка (наклоны туловищем влево – вправо).
Мой сверчок, щегол и я (ходьба вокруг себя)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши).
5. Д/И «Скажи ласково»
Воспитатель: Скажите, какая ваша семья?Ответы детей: дружная, большая, спортивная.
Воспитатель: А как вы относитесь в семье друг к другу?Ответы детей: С уважением, любовью, заботой друг о друге.
Воспитатель: В семье называют друг друга ласково и нежно, потому что любят друг друга. Как можно назвать ласково? воспитатель называет первое слово, дети продолжают)
Выкладываем кружочками на карте. Ди «Скажи ласково» (все члены семьи и каждый ребенок, ставит набор кружков, соответствующие каждому слову).
Дочь — доченька, дочурка (предлагает вариант ответа воспитатель).
Затем дети самостоятельно подбирают слова.
Сын – сынок, сыночек; папа – папочка, папенька; дед – дедушка, дедуля;
Мама- мамочка, мамулечка; сестра – сестричка, сестренка; брат- братик. братишка.
Воспитатель: Сколько ласковых слов сказали о своей семье.
Слышится мелодия: Воспитатель привлекает внимание к волшебному сундучку. Давайте посмотрим, что же еще лежит в нем?
6. ДИ «Цветок добрых дел»
Воспитатель: Это волшебный цветок- «Цветок добрых дел». Подумайте, что вы делаете в своей семье? (предварительный ответ детей: помогая вытирать пыль, поливать цветы, убирать игрушки, собирать посуду со стола). Ответить помогут маленькие бабочки.
Дети поочередно подходят к цветку, прикрепляя к нему свою бабочку и рассказывают о том, что делают дома, помогая взрослым.
Воспитатель: Какой красивый цветок получился, много добрых дел вы делаете в семье. Сразу видно, что вы первые помощники в семье.
7. Д. И «Кому что принадлежит?»
Воспитатель:Мы поиграем в игру: «Кому что принадлежит». (символы — девочка и мальчик)
Воспитатель: В семье есть женщины и мужчины, девочки и мальчики. А вы кто? – задает вопрос воспитатель.
— Дети отвечают: Мы — девочки и мальчики
-Вы выберете каждый по одному предмету, который принадлежит только девочкам и только мальчикам.
На столе лежат предметы (для девочек — бусы, сумочки, шарфик, косынка, зеркало,расческа: мальчикам — кепка, фонарик, галстук, шарф-кашпо, барсетка (мужская сумочка).
Воспитатель: Вы правильно, подобрали предметы.
Воспитатель: В каждой семье есть фотографии всех членов семьи. А где же их хранят?Дети: (В альбоме)
Воспитатель: Правильно. В семейном альбоме. А для чего они хранятся?Дети: На память о семье.
8. Фото на память.
— Вот мы свами сейчас достанем фотоаппарат из сундучка и сделаем фотографию на память и вложим ее в наш групповой альбом — это тоже наша семья.
Воспитатель говорит: Ребята каждая, семья замечательная и мы с вами можем ею гордиться, и даже похвалиться ею.
Воспитатель говорит: «- Папа, мама и я – дружная семья!»
-Воспитатель подводит итог сказанному: «И поэтому в семье все хорошо»
— Воспитатель: Когда в семье все хорошо, то какое настроение у всех?
— Дети: хорошее, радостное, веселое
— Воспитатель предлагает выбрать смайлик –эмоцию «Радость».(достаем ее из волшебного сундучка).этот смайлик мы прикрепим к нашему дому, чтобы здесь всегда было радостно.
— Воспитатель обращается к детям : «Ребята, у всех вас замечательные родители, хорошая семья. Хочется чтобы вы всегда ценили своих родителей и не огорчали их, заботились о них, когда будете взрослыми»
11.Творческая самостоятельная работа: «Подарок для семьи».
— Воспитатель: Сейчас мы с вами нарисуем подарок для своей семьи. Предлагаю пройти к столам, где все приготовлено для творческой работы (звучит тихая мелодия, в конце развешиваем на стене творчества рисунки детей, образуя выставку «Кто живет в моем доме?».
СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О СОСТАВЕ СЕМЬИ.
1.Образование 27 семей: Среднее: Среднеспец. Высшее
2 32 20
2.2% 84.3% 13.5%
2.Вид деятельности: рабочие- 30чел- 58.8
Служащие-17чел- 33.3%.
Домох (Б, р).- 2чел. -5.4%
Собственное дело- 1 чел (предпринематель)— 2.5%
3. Возраст родителей: 18-25 25-35 35-45
4 чел 28чел 22чел
7.2% 48.6% 44.2%
4.Состав семьи: Полная – 25 семей- 95%
Неполная — 2 семьи-5%
5. Кто помогает в воспитании ребенка?
Бабушка – 14 семей- 50.5%
Дедушка – 1 семья- 2.7%
Никто — 12 семей – 46.8%
6. Где берут информацию о воспитании ребенка?
Книги – 5 семей- 14%
Телепередачи – 6 семей – 29%
Интернет – 6 семей – 29%
Опыт собственного воспитания – 5 семей- 14%
Обращаются за помощь в воспитании к педагогу д/с — 5семей – 14%
Источник