Социально коммуникативное развитие детей в домах ребенка

Наталия Кулеваа
Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Основной целью данного направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Задача педагогов нашего дошкольного отделения состоит в том, чтобы наши выпускники в будущем, когда они пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества проявляя инициативу и самостоятельность, ,уверен в своих силах,открыт внешнему миру, положительно относится к себе и окружающим, обладает развитым воображением.

Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

Деятельность педагогов в нашем дошкольном учреждение по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развитиядетей включает в себя:

• организацию предметно-пространственной среды;

• создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;

• стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;

• устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;

• мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;

• обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;

• моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.

Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников : групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД, в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.

Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.

Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»реализуется в 4-ех направлениях:

Развитие игровой деятельности, патриотическое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, трудовое воспитание.

Развитие игровой деятельности детей (слайд)

Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Педагоги нашего дошкольного используют широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры.

Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание. (слайд)

• Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

• Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

• Воспитывать уважение к труду;

Развивать интерес к русским традициям и промыслам;

• Формировать элементарные знания о правах человека;

• Расширять представления о городах России;

• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;

• Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи в нашем ДОУ решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Читайте также:  Четвертый месяц ребенку развитие и режим дня

Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (слайд)

Воспитание навыков безопасного поведения у детей осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Данная работа проводится через:

• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Основным содержанием образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, таких как, «дорожная грамота», «мое здоровье», «безопасность в помещении», «безопасность и природа», «общение с незнакомыми людьми».

Основная цель которых — расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность).

Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.»

Следующим направлением социально-коммуникативного

развития является (слайд)

Трудовое воспитание

Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

4. Взаимодействие с семьей. (слайд)

Также наш педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.

В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями:

-привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;

-дни открытых дверей для родителей;

-анкетирование родителей;

-консультации для родителей;

-родительские собрания;

-оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.

Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям данной ОО способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Воспитатели ДОУ работают в тесном взаимодействии со специалистами детского сада: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, учителем-дефектологом, психологом, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально-коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, из этого следует, что начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.

Источник

Кутерёва Ирина
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в средне-дошкольном возрасте «Кто живет в моем доме?»

Конспект НОД по социально- коммуникативному развитию в средне- дошкольном возрасте на тему: «Кто живет в моем доме

Программное содержание: Формировать представление детей о своей семье и взаимоотношении в ней.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»: Формировать у ребенка доброжелательное отношение к родным людям, уважительного и заботливого отношения к ним, и принадлежности к членам своей семьи, развивать эмоциональную отзывчивость.

Образовательная область «Познавательное развитие»: Дать представление детям о семье, членах семьи их отношениях, отвечать на вопросы о своей семье, о семейных событиях, о действиях и поступках взрослых и детей, в которых проявляются доброе отношение и забота о людях и членах семьи, любовь к родным. Воспитывать в детях усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми.

Образовательная область «Речевое развитие»: Развивать речевые навыки у детей, обогащать словарь, умение правильно выстраивать свои высказывания. Познакомить детей с народными высказываниями о семье.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»: Развивать у детей умение рисовать, используя трафарет, развивать творческую инициативу, рисовать аккуратно, не заходя за контуры.

Читайте также:  Ребенок первого месяца жизни игры и развитие

Активизация словаря: добрая, любимая заботливая, сильный, смелый, папенька, мамочка, младенец, ребенок, подросток, семья.

Материал: мольберт, сюжетные картинки о семье, дом, сердечко, цветок «Добрых дел», бабочки, бусы, сумочка, шарфик, галстук, телефон, кепка, семейный альбом, фотоаппарат, волшебный сундучок, ск «Добрые дела», трафарет «цветы», краски, салфетки, кисточки, магнитофон, подборка детских песен о семье.

Предварительная работа: беседа о семье и ее членах, стихи, загадки, рассматривание иллюстраций в книгах о семье, ди «Что такое хорошо и что такое плохо?», составление рассказов о маме и папе, где работают, чем любят заниматься в свободное время.

Ход деятельности:

1Сюрпризный момент: «Волшебный сундучок».

Воспитатель приглашает детей в круг. Ребята, к нам пришло много гостей, поздороваемся.

Воспитатель: У меня на столе волшебный сундучок. Что же в нем находится?

Воспитатель открывает сундучок (в это время тихо звучит детская песенка на тему «Моя семья»). Достает картинки, они красиво перевязаны лентой и бантом. Достает первую картинку — это дом с пустыми окнами (прикрепляет картинку к мольберту).

Воспитатель: Что это? (Дом)

Воспитатель спрашивает: А кто же может жить в этом доме? (люди.)

Воспитатель предлагает послушать загадку:

Целует, обнимает

К сердцу прижимает

Все она умеет

Всех она жалеет

Угадайте- ка друзья! Кто же это?

Ответы детей: (Это мамочка моя).

Воспитатель: Это первая картинка, поставим первую картинку в наш дом.

Воспитатель говорит: Послушайте следующую загадку

— Галстук, шляпа, телефон

Жду друзья от вас ответа.

Кто же это?

— Дети отвечают: Это папа.

— Молодцы! Конечно папа.

— Воспитатель предлагает поставить картинку папы в окно дома.

— А кто же еще может жить в этом доме?

— Угостит всегда вареньем

— Стол накроет с угощеньем,

— Лада, наша ладушка,

— Кто? – родная. (бабушка).

— Воспитатель предлагает поставить картинку бабушки в окно дома.

— Воспитатель говорит детям: «Отгадайте следующую загадку, Кто же еще

живет в доме

— Он трудился не от скуки,

— У него в мозолях руки.

— А теперь он стар и сед-

— Мой родной, любимый. (дед).

Ответы детей: дедушка (находим картинку и ставим в окно дома).

— Загадывает воспитатель следующую загадку.

— Кто любит и меня и братца.

— Но больше любит наряжаться!

— Очень модная девчонка-

— Моя старшая… (сестренка).

(Дети ставят картинку в окно дома).

— Воспитатель предлагает следующую загадку:

— Кто веселый карапуз-

— Шустро ползает на пузе?

— Удивительный мальчишка-

— Это младший мой. (братишка).

Дети ставят картинку в окно дома.

— Воспитатель говорит : Вот и заселили мы дом, кто же в нем живет, давайте скажем одним словом.

— Дети говорят: Это семья.

— Воспитатель спрашивает : А как вы думаете, что же такое семья?

— Дети отвечают: Когда живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу.

— Воспитатель говорит: Правильно, дети, семья – это самое дорогое, что есть у человека.

-Воспитатель,обращается к детям и спрашивает: А кто живет в твоей семье?

2. Технология «Цепочка» (Передавая сердечко друг другу, дети называют сколько членов в семье).

Интерактивная технология «Цепочка».Цель: способствовать развитию умения правильно выстраивать высказывания о своей семье.

Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей

1.Мотивацкйионный Воспитатель объясняет детям о ходе деятельности: передавать из рук в руки предмет быстро проговорить свой ответ. Дети осознают поставленную цель

2. Организационный Воспитатель организовывает детей, выстраивая их цепочкой, создавая круг, для удобства передачи сердечка по кругу. Дети выстраиваются в цепочку, осознают нормы и правила сотрудничества

3. Деятельностний Придумайте предложение. Дети проговаривают свое предложение, .

4. Заключительний Вы много сказали своих предложений, правильно, называя своих членов семьи. Дети присваивают новые знания.

— Предполагаемые ответы детей : Папа. мама и я( 2-3 ответа)

3.Работа в группах:

Воспитатель предлагает разделится на две группы (на двух столах. На столе стоят указатели (изображение девочки и мальчика).

3.Дидактическая игра: «Цепочка взросления» дети каждый на своем столе раскладывают картинки – младенец девочки, ребенок, подросток, девушка, мама, бабушка, тоже самое на другом столе (младенец — мальчик и т. д.).

Воспитатель: Кто же в вашей семье самый старший?Ответ детей: дедушка, бабушка, папа и т. д.

Воспитатель спрашивает: «А кто же младший?»Ответ детей: Ребенок (если есть младшие – младенец).

4.Физминутка: (включаю музыку — магнитофон)

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два. три, четыре (хлопаем в ладоши)

Читайте также:  Ведущие виды деятельности в соответствии с логикой развития ребенка

Кто живет у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре (ходьба вокруг себя)

Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши).

Наша Мурка, два котенка (наклоны туловищем влево – вправо).

Мой сверчок, щегол и я (ходьба вокруг себя)

Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши).

5. Д/И «Скажи ласково»

Воспитатель: Скажите, какая ваша семья?Ответы детей: дружная, большая, спортивная.

Воспитатель: А как вы относитесь в семье друг к другу?Ответы детей: С уважением, любовью, заботой друг о друге.

Воспитатель: В семье называют друг друга ласково и нежно, потому что любят друг друга. Как можно назвать ласково? воспитатель называет первое слово, дети продолжают)

Выкладываем кружочками на карте. Ди «Скажи ласково» (все члены семьи и каждый ребенок, ставит набор кружков, соответствующие каждому слову).

Дочь — доченька, дочурка (предлагает вариант ответа воспитатель).

Затем дети самостоятельно подбирают слова.

Сын – сынок, сыночек; папа – папочка, папенька; дед – дедушка, дедуля;

Мама- мамочка, мамулечка; сестра – сестричка, сестренка; брат- братик. братишка.

Воспитатель: Сколько ласковых слов сказали о своей семье.

Слышится мелодия: Воспитатель привлекает внимание к волшебному сундучку. Давайте посмотрим, что же еще лежит в нем?

6. ДИ «Цветок добрых дел»

Воспитатель: Это волшебный цветок- «Цветок добрых дел». Подумайте, что вы делаете в своей семье? (предварительный ответ детей: помогая вытирать пыль, поливать цветы, убирать игрушки, собирать посуду со стола). Ответить помогут маленькие бабочки.

Дети поочередно подходят к цветку, прикрепляя к нему свою бабочку и рассказывают о том, что делают дома, помогая взрослым.

Воспитатель: Какой красивый цветок получился, много добрых дел вы делаете в семье. Сразу видно, что вы первые помощники в семье.

7. Д. И «Кому что принадлежит?»

Воспитатель:Мы поиграем в игру: «Кому что принадлежит». (символы — девочка и мальчик)

Воспитатель: В семье есть женщины и мужчины, девочки и мальчики. А вы кто? – задает вопрос воспитатель.

— Дети отвечают: Мы — девочки и мальчики

-Вы выберете каждый по одному предмету, который принадлежит только девочкам и только мальчикам.

На столе лежат предметы (для девочек — бусы, сумочки, шарфик, косынка, зеркало,расческа: мальчикам — кепка, фонарик, галстук, шарф-кашпо, барсетка (мужская сумочка).

Воспитатель: Вы правильно, подобрали предметы.

Воспитатель: В каждой семье есть фотографии всех членов семьи. А где же их хранят?Дети: (В альбоме)

Воспитатель: Правильно. В семейном альбоме. А для чего они хранятся?Дети: На память о семье.

8. Фото на память.

— Вот мы свами сейчас достанем фотоаппарат из сундучка и сделаем фотографию на память и вложим ее в наш групповой альбом — это тоже наша семья.

Воспитатель говорит: Ребята каждая, семья замечательная и мы с вами можем ею гордиться, и даже похвалиться ею.

Воспитатель говорит: «- Папа, мама и я – дружная семья!»

-Воспитатель подводит итог сказанному: «И поэтому в семье все хорошо»

— Воспитатель: Когда в семье все хорошо, то какое настроение у всех?

— Дети: хорошее, радостное, веселое

— Воспитатель предлагает выбрать смайлик –эмоцию «Радость».(достаем ее из волшебного сундучка).этот смайлик мы прикрепим к нашему дому, чтобы здесь всегда было радостно.

— Воспитатель обращается к детям : «Ребята, у всех вас замечательные родители, хорошая семья. Хочется чтобы вы всегда ценили своих родителей и не огорчали их, заботились о них, когда будете взрослыми»

11.Творческая самостоятельная работа: «Подарок для семьи».

— Воспитатель: Сейчас мы с вами нарисуем подарок для своей семьи. Предлагаю пройти к столам, где все приготовлено для творческой работы (звучит тихая мелодия, в конце развешиваем на стене творчества рисунки детей, образуя выставку «Кто живет в моем доме.

СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О СОСТАВЕ СЕМЬИ.

1.Образование 27 семей: Среднее: Среднеспец. Высшее

2 32 20

2.2% 84.3% 13.5%

2.Вид деятельности: рабочие- 30чел- 58.8

Служащие-17чел- 33.3%.

Домох (Б, р).- 2чел. -5.4%

Собственное дело- 1 чел (предпринематель)— 2.5%

3. Возраст родителей: 18-25 25-35 35-45

4 чел 28чел 22чел

7.2% 48.6% 44.2%

4.Состав семьи: Полная – 25 семей- 95%

Неполная — 2 семьи-5%

5. Кто помогает в воспитании ребенка?

Бабушка – 14 семей- 50.5%

Дедушка – 1 семья- 2.7%

Никто — 12 семей – 46.8%

6. Где берут информацию о воспитании ребенка?

Книги – 5 семей- 14%

Телепередачи – 6 семей – 29%

Интернет – 6 семей – 29%

Опыт собственного воспитания – 5 семей- 14%

Обращаются за помощь в воспитании к педагогу д/с — 5семей – 14%

Источник