Социально эмоциональное развитие ребенка тренинг
Игровой тренинг с родителями
Социально–эмоциональное развитие детей в семье.
Цель: Познакомить родителей с понятиями социально-эмоционального развития ребёнка.
Ход встречи:
Вступительное слово
Сегодня мы живём в очень непростом мире. Современная социальная среда сложна и нестабильна: постоянные катаклизмы в экономике, рост неравенства, безработица и, как следствие, криминогенная обстановка – вот отличительные черты нашего времени. Жизнь ставит нас в сложные критические ситуации, требующие быстрых и адекватных решений во взаимодействиях с людьми. С этим многие не справляются, испытывают страх, раздражение, тревогу, что порождает неуверенность в себе, своих силах и возможностях, неумение вступать в контакты, застенчивость, конфликтность. Однако только уверенный в себе, своих возможностях и взглядах человек, умеющий понимать и считаться с мнениями и чувствами других, может добиться результатов не только в учёбе и работе, но и в дальнейшем и в семейной жизни. Тема нашей сегодняшней встречи: «Социально – эмоциональное развитие ребёнка».
Цитата: Неоценимы для ребёнка в раннем возрасте ласка кормящей его матери и все те условия, которые поддерживают в нём радостную эмоцию и развивают эмоцию привязанности, и любви к матери, отцу и всему окружающему.
В.М. Бехтерев
Эмоциональное развитие ребёнка
Сегодня мы встретились, чтобы поговорить и посоветоваться по вопросам, без анализа которых невозможно правильно построить воспитание ребенка в семье.
Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного переживания значимости действующих на человека явлений и ситуаций. Эмоции проявляются в отношении человека к окружающему миру, в переживаниях по поводу появления, удовлетворения или неудовлетворения потребностей.
«Счастье – это когда тебя понимают». Каждому человеку маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность.
Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому ребенку, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения в естественных потребностях. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оцененный окружающими его людьми, успех; чтобы он мог развиваться и реализоваться и реализовать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.
Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? Прежде всего, он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет. Какая она, эта среда? Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются не лице, в позе, жестах, во всем поведении.
И наша главная задача – формировать у ребенка положительные эмоции, корректировать их недостатки. Стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств ребенка: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Ему будет значительно легче учиться, если вы поможете ему совершенствовать способность управлять своими эмоциями и чувствами.
Упражнение «Поляна настроения». Участникам тренинга раздаются цветы двух цветов красного и серого. Им необходимо продолжить фразу на лепестках этих цветов «Мой ребёнок радуется, когда…», «Мой ребёнок грустит, когда…». Затем предлагается рассказать о том, что они написали и свои цветы приклеить на поляну настроений.
Социальное развитие ребёнка.
1.Воспитание заинтересованности и уважительного отношения к взрослым. Выступать для ребёнка примером для подражания. Всегда отзываться на проявляемую им инициативу в общении. Давать ребёнку возможность встречаться с широким миром взрослых, которые окружают семью.
2.Воспитыватие умения общаться с взрослыми вне семьи. Знакомить детей с нормами поведения в общественных местах. Требовать исполнения правил обращения к старшим. Учить ребёнка этикету беседы по телефону.
3.Формирование представления о жизни взрослых. Рассказывать о своей работе, об отношениях людей. Брать ребёнка с собой в магазин, на почту и т.п.
4.Закладывание основы доброжелательного отношения к сверстникам. Поддерживать желание ребёнка приглашать домой друзей, играть с ними, ходить в гости к другим детям. Говорить с ребёнком о его друзьях, жизни в коллективе сверстников в детском саду (школе).
5.Вырабатывать навыки общения с равным партнёром. Играть с ребёнком в различные игры с правилами (подвижные, спортивные, настольные), воспитывать умение подчиниться общему правилу, контролировать проявление эмоций и поведение. Формировать психологическую устойчивость к неуспеху.
6.Воспитывать бережное отношение к миру природы. Показывать ребёнку образцы экологически ориентированного поведения.
7.Содействовать формированию индивидуальности и основ личности:
— активность и самостоятельность (обеспечить ребёнку уголок его индивидуального жизненного пространства;
— образ себя (способствовать формированию положительной самооценки и образа себя в будущем);
— моральные устои (читать детям сказки, обсуждать с ребёнком этическую сторону поступков персонажей – хорошо или плохо кто-то из них поступил и почему);
— основы гражданственности (показывать приме патриотического отношения к своей стране).
Упражнение «Даже если…» (образ себя)
Участники распределяются на группы по трое. Группы выполняют упражнение по — очереди.
Первый участник произносит фразу: «Даже если…», второй продолжает фразу, называя проблему: «… мне плохо, я невезучий, у меня нет папы…», а третий участник заканчивает: «… я что-нибудь придумаю, но плакать, и грустить не буду, это бесполезно».
Итог: Подводим участников к пониманию того, что нет безвыходных ситуаций, и обо всем, что нас огорчает, можно думать по-другому.
Обсуждение с участниками проблемных ситуаций семейного воспитания:
Ситуация. Мать, посмотрев выполненное дочерью-первоклассницей задание и обнаружив в нем ошибки, стала стыдить ее: «Деточка моя, как ты умудрилась сделать столько ошибок? Ты, наверное, очень старалась, чтобы их было больше». Дочь объяснила это тем, что у нее устала рука. «Я так и подумала, что это рука во всем виновата. Видимо, твоей руке очень хочется сделать еще одну работу над ошибками». В итоге их разговор закончился криками и истерикой дочери.
Вопрос. Что, на ваш взгляд, способствовало конфликту между матерью и дочерью?
Примерный ответ. Мать, говоря с дочерью, использовал юмор, обидный для девочки, что вызвало с ее стороны негативную реакцию.
Ситуация. Сын собирал из деталей конструктора модель экскаватора, Он не знал, как следует крепить колеса, и обратился к отцу за помощью. Тот, увидев, что сын сделал все неправильно, стал упрекать его в бестолковости, неумелости, что он не слушает и не присматривается к тому, что и как делает отец.
Вопрос. Ваша оценка действий отца. Обоснуйте возможные причины такого реагирования отца на неуспехи ребенка.
Ситуация. Во второй половине дня мать обещала дочери поехать с ней в парк. Когда дочь проснулась после дневного сна, мать сказала ей: «Я быстро сбегаю в магазин, а ты пока порисуй.
Вернувшись вскоре домой, она увидела, что четырехлетняя Рита разрисовала цветным мелом двери, кушетку и стулья. «Нам придется сначала очистить двери и мебель от мела, потом мы поедем в парк. Если хочешь, можешь мне помочь». Внимательно посмотрев на мать, Рита взяла тряпку и стала вытирать следы мела, подражая, матери. Шло время, а мать не торопилась, занималась уборкой. Каждые пять минут девочка спрашивала: «Когда же мы поедем в парк?» — «Когда все отчистим», — отвечала мать. Когда все следы мела были, наконец, стерты, мать признала, что ехать в парк уже поздно. Рита ничего на это не сказала.
Вопрос. Ваша оценка действий матери?
Ситуация. Трехлетняя Оля размазала салат по столу. «Вытри клеенку Оля! — сказала мать. Девочка надулась и не двинулась с места. — «Вытирай, Оля! Ты напачкала, ты и убирай».
Мать ждала. Оля сидела надувшись. Тогда мать молча убрала со стола.
Вопрос. Дайте развернутую оценку родительскому поведению.
Матери надо было бы сдержать свое первое побуждение и не высказывать властного требования. Скорее всего, вопрос, обращенный к ребенку — что же нам теперь делать? — вызвал бы у девочки желание предложить матери свою помощь, если бы она этого не пожелала, то мать могла бы проявить гордость: положить в руку дочери тряпку и, ведя ее руку по столу, вытереть клеенку. Если же ребенок начал бы сопротивляться, можно попросить его выйти из-за стола.
Упражнение «Найди нужное». Родители получают карточки, на которых написаны фразы. Одна из них – указание в категоричной негативной форме, другая – высказывание, имеющее позитивный характер
«Не будешь слушаться – заболеешь».
«Не твоего ума дело».
«Если будешь так поступать, с тобой никто не будет дружить».
«Сильные люди не плачут».
«Ты всегда будешь здоров».
«Твоё мнение всем интересно».
« Как ты относишься к людям, так и они к тебе».
«Поплачь, легче будет».
Подчёркивая значимость социально-эмоциональных факторов, оказывающих влияние на индивидуальное развитие, Лев Семёнович Выготский писал, что жизненный путь личности – это история её переживаний». Социально-эмоциональный опыт современного ребёнка, т.е. опыт его взаимоотношений с окружающими людьми и опыт его переживаний может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально- эмоционального детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности. Преимущественно негативный социально-эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к девиантному, неадекватному социальному поведению.
Заключительная часть.
Упражнение «Три настроения» (Итог). На столе ставятся три стакана с чистой водой. Затем по очереди показывает стаканы, сопровождая показ своим рассказом:
— Когда человек чувствует себя хорошо, у него всё получается, он всем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него «Ясные и «Чистые» (показывает стакан с чистой водой).
— Когда в его голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным. Мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане. (Бросает во второй стакан блёстки, и палочкой их размешивает).
— Но бывает, что его мысли грустны и неприятны, ему или плохо, или обидно. Тогда его мысли похожи на тёмную, мутную воду. (Капает немного краски в стакан).
Мы желаю Вам, чтобы вашу жизнь наполняли в большей степени только чистые мысли. От них настроение становится замечательным. А когда хорошее настроение, хочется любить и творить прекрасное.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 «Дельфиненок» г. Павлово.
Конкурсная работа профессионального мастерства педагогов «Лучшая форма работы с родителями».
Тренинг для родителей
на тему:
«Социально – эмоциональное развитие детей
посредством
игр и игровых упражнений».
Выполнил: воспитатель
Ломакина Е.В.
Павлово 2019год.
Цель: Показать важность эмоциональной готовности детей к общению с окружающим миром.
Задачи:
1. Установить эмоциональный контакт между всеми участниками;
2. Дать определение понятия эмоции, пиктограммы (знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, в схематическом виде).
3.Развивать дружеские взаимоотношения через игру;
4.Корректировать эмоциональные трудности детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка) посредством игр.
ВСТУПЛЕНИЕ:
Приветствие
(Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу):
Для того чтобы отвлечься, взбодриться, я хочу предложить вам поиграть со мной в одну очень интересную игру. В ней вам необходимо выполнять мои команды очень быстро. Итак, начнем. В течение трех секунд, найдите себе партнёра и пожмите ему руку. Сейчас я буду говорить вам, какими частями тела вы будете очень быстро касаться своего партнёра:
— левое колено к левому колену!
— правая ладонь к правой ладони!
— левое плечо к правому плечу!
-щека к щеке!
— нос к носу!
Анализ: Скажите, понравилась ли эта игра? (ответы)
-Какие чувства вы испытали во время игры? (ответы).
-Веселье, азарт, восторг, другими словами, как назвать эти состояния?
(Эмоции).
— Сразу же рождается вопрос: Что же это такое — эмоции? (ответы).
Эмоции — это необыкновенный узорчик чувств, ощущений, переживаний и волнений, благодаря которым ребенок взаимодействует с окружающей действительностью, параллельно понимая и осознавая её. Эмоции являются важнейшей частью психической жизни человека, и прежде всего ребенка.
-Все эмоции подразделяются на два вида.
-На какие? (положительные и отрицательные).
Бывают такие люди, которые сдерживают свои эмоции, как положительные, так и отрицательные. Что происходит с такими людьми? Ответ на этот вопрос издавна известен: такие люди заболевают. Недаром говорится, что невыплаканными слезами рыдают внутренние органы. Подавленный ужас, волнение — основная причина, которая способствует снижению иммунитета не только у детей, но и взрослых.
Мною определены наиболее эффективные методы и приемы моей работы по направлению в области эмоциональной сферы. Это нашло отражение в систематизации игр и игровых упражнений. А вам известно, что игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретать социальный опыт общения друг с другом, не боясь выражать своих эмоций.
Я предлагаю вашему вниманию несколько таких игр и игровых упражнений, которые помогут вам созданию эмоционального контакта с вашем ребенком.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ И РАСПОЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ, НА ИЗУЧЕНИЕ НАСТРОЕНИЙ.
Игра «Найди пару» (с использованием пиктограмм и картинок)
Цель: научить распознавать эмоции с использованием схематических изображений (пиктограмм); развивать логику, быстроту реакции. Совершенствовать у детей умение интерпретировать эмоциональные состояния по схематическим изображениям.
Ход игры.
Одним участникам игры раздаются пиктограммы различных эмоций, другим – картинки с изображением людей и их эмоций в соответствии ситуации (вина, обида, грусть и т.п.) Участники делятся на две колонны (пиктограммы в одной стороне, а участники, у которых картинки в другой стороне); затем становятся друг против друга, дается несколько секунд, чтобы рассмотреть и картинки и пиктограммы, затем под музыку игроки производят хаотичные движения, можно танцевать, бегать, прыгать.
После того, как музыка затихнет, игроки стараются быстро найти свою пару в соответствии с изображением (например, игрок у которого находится картинка, где изображена девочка, разбившая вазу – испытывает чувство вины находит свою пару с соответствующей пиктограммой).
Игры – пантомимы.
Игра: «Покажи, что ты чувствуешь»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики. Развитие координации движения. Развитие и распознание эмоций.
Ход игры:
Покажи, что ты чувствуешь, когда:
— тебе в автобусе наступили на ногу;
— ты пошел с мамой в магазин и потерялся;
— у тебя болит живот;
— яркое солнце светит тебе прямо в глаза.
Игра: «Покажи походку»
(показывают все поочередно).
(Солдата, старика, человеку, которому жмут ботинки; человека, который несет тяжелые сумки; мальчика воображалы; обиженного человека).
Игра: «Покажем, что умеют говорить наши части тела»
(показывают дети по словам взрослого).
— как наши плечи говорят: «Я гордый!»
— как спина говорит: «Я старый человек»
— как наш палец говорит: «Иди ко мне»
— как наш рот говорит: «М-М-М, как вкусно!»
— как наша голова говорит: «Нет-нет-нет»
-как делает наше ушко, чтобы сказать: «Я хочу услышать, как поет птичка»
— как делает нос и рот, когда плохо пахнет;
— как глаза и рот говорят: «мне хочется спать».
2. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ, ЧУВСТВО ЮМОРА.
Игра: «Звериный хор»
Цель: развитие звуковой культуры речи (звукоподражание); формирование сенсорных представлений; развитие слухового восприятия.
Ход игры:
Участники игры подходят к столу, на котором находятся цветные карточки и выбирают их; после того как будет произведен выбор карточек, на которых изображены разные животные; предлагается исполнение песенки: «В лесу родилась елочка» не словами, а звуками животного, которого вы видите у себя на картинке.
Начинают коровы, продолжают котята, а теперь все вместе.
Игра: «Обзывалки»
Цель: Вызывать положительные эмоции при помощи вербальных средств.
Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть название деревьев, фруктов, мебели и т.п.
Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты…». Например: «А ты – морковка!» В заключительном круге играющие могут соседу сказать что- то приятное, например: «А ты – солнышко!»
3. ПОЖВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ.
ИГРА: «Музыкальный стульчик»
Цель: изучить эмоциональное проявление у детей в игре. Развивать быстроту реакции.
Ход игры.
По кругу расставляются стулья, их количество должно быть больше на один стул, чем количество участников игры (напр., 5 стульев – 6 игроков). Затем участники игры под музыку бегают вокруг стульев, по окончании музыки, они занимают свободный стул, кто сесть на него не успел, выходит из игры, забирая с собой стул. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник – победитель.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
На сегодняшнем тренинге я продемонстрировала лишь часть тех игр и игровых упражнений, которые способствуют социально – эмоциональному развитию детей. Надеюсь, вам понравился сегодняшний тренинг и вы будите использовать использовать эти игры в домашних условиях. Спасибо большое, что вы уделили время и пришли к нам поиграть, а сейчас я попрошу оценить данное мероприятие.
Анализ: в конце тренинга участники подходят к столу, на котором лежат смайлики с изображением эмоций (грустные и веселые). Если мероприятие понравилось, то выбирается веселый смайлик, если нет – то грустный.
Источник