Социально эмоциональное развитие ребенка факторы

Социально эмоциональное развитие ребенка факторы thumbnail

Анастасия Водопьянова
Социально-эмоциональное развитие дошкольников

Социально-эмоциональное развитие дошкольников.

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.

Этой цели не достичь без социально-эмоционального развития дошкольников.

Социально-эмоциональное развитие:

-умение справляться со своими эмоциями, чувствами;

-эффективное общение;

-отношения с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьёй, с обществом.

Социально-эмоциональное развитие некоторые авторы ещё называют развитием

сердца.

Зачем необходимо развиваться социально-эмоционально? Чем раньше ребёнок научится

понимать состояние окружающих, чем легче будет он осваиваться в любом коллективе, находить общий язык со сверстниками и взрослыми.

Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребёнка является одной наиболее важных и сложных проблем педагогики.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения

содержанием, но и обязательно становление самооценки и образа «Я», а также достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

С поступлением ребёнка в детский сад начинается новый этап его эмоционального развития. Мощным побудителем проявления эмоций становится детский коллектив, а также организованные воспитателем различные виды совместной со сверстниками деятельности (игры, образовательная деятельность, прогулки, где ребёнок приобретает эмоциональный опыт в общении с другими людьми и вырабатывает определённое отношение к самому себе.

Знания и представления о нормах поведения, дополненные эмоциональным отношением к этим нормам, превращаются в убеждения и становятся внутренними побудителями

детской деятельности и поведения.

Основная цель социально-эмоционального развития:

ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определённые моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребёнок сможет создать свой собственный эмоциональный фонд, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают. Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния.

Социально-эмоциональное развитие-процесс передачи и дальнейшего развития социокультурного опыта, накопленного человечеством. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимосвязи четырёх компонентов: культурных навыков, специфических знаний, ролевого поведения (поведение в конкретной ситуации, социальная компетентность) и социальных качеств (сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность)

Все эти компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Изменения в одном из них неизбежно влекут за собой изменения и остальных трёх. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднением в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения: негативным ярким эмоциональным реакциям (тревожность проявляется агрессивностью) и устойчивым негативным отношением к общению (сдержанная реакция, обособленность, избегание общения)

Поясняющая схема

Трудности общения—враждебность—конфликтность

Тревожность чувство недоверие к себе

Неполноценности

Социально-личностное развитие (социально-эмоциональное)

В этой сфере происходит развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности, уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в игре, еде, одежде и др.).

Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям, воспитывают уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков). Взрослые помогают понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления доброжелательного внимания, сочувствие, сопереживание. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.

Читайте также:  Пятилетний ребенок особенности развития и воспитания

Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. В процессе постановки спектакля, сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и взрослыми художественного панно и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.

Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих — радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др. ; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания. Для этого взрослые вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравственного поведения.

Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.). Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес и т. п.).

Важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру, ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т. п.

Предлагаю Вашему вниманию материалы для оформления стенда для родителей

Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья

Уважаемые папы и мамы,

дедушки и бабушки!

Вы — первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа — ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни.

Малыш всему учиться в общении со взрослым, ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать.

«Годы чудес»— так называют учёные первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всём дальнейшем поведении и образе мысли человека.

Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие среди нас умеют по – настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими

И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребёнка можете во многом помочь ему

в этом нелёгком труде, если начнёте прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.

В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него появляется представление

о самом себе.

Рекомендации для родителей:

Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами

1. нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

Читайте также:  Как заниматься с ребенком дома для развития

2. следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на приобщение ребёнка к жизни общества является решающим.

3. старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка

в любви и разнообразии впечатлений.

Для ознакомления с эмоциями человека рекомендуется:

1. рассматривать сюжетные картинки с изображением людей, животных в различных эмоциональных состояниях, спросить

например, у ребёнка: «Как ты думаешь, весело или грустно этому

мальчику?

Как ты догадался, что ему весело?

Давай улыбнёмся также, нам тоже весело.

2. попросить ребёнка нарисовать портрет мальчика или девочки в спокойном состоянии, затем нарисовать портреты детей в других эмоциональных состояниях (радостных, грустных, удивлённых, злых, печальных)

3. Инсценировать прочитанные вами сказки, стихотворения, рассказы

Социально-эмоциональное развитие

Умение справляться со своими эмоциями, чувствами Эффективное общение

Отношение с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьей, с обществом

Педагог – психолог

Водопьянова Анастасия Сергеевна

Зачем необходимо развивать социально-эмоциональную сферу?

• Ребенок легко будет осваиваться в любом коллективе

• Ребенок научиться понимать состояние окружающих

• Ребенок легко научиться находить общий язык со сверстниками и взрослыми

• Становление самооценки и образа «Я»

Развитие социальной ориентации и нравственной позиции

Основная цель социально-эмоционального развития:

• ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций

• помочь прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

• ребёнок сможет создать свой собственный эмоциональный фонд, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают.

Источник

. Факторы, влияющие на социальное развитие ребёнка.

Что же влияет на социальное развитие ребёнка? На социализацию ребёнка дошкольного возраста оказывают влияние три важных социальных фактора-

1.) влияние воспитателей и педагогов (если ребёнок посещает ДОУ)

2.) влияние семьи

3.) влияние сверстников.

Рассмотрим каждый из этих факторов социализации дошкольника.1) В тех случаях, когда ребёнок большую часть проводит в детском саду, в процесс его социализации включаются воспитатели и другие сотрудники ДОУ. В одних случаях речь взрослых, в других — их пример оказывают влияние на формирование личности ребёнка, стиль его мышления и поведения. Таким образом, ребёнок, приспосабливается к жизни в обществе, усваивает навыки взаимодействия и общения с другими людьми. Этот процесс происходит, с одной стороны в форме прямых инструкций, которые взрослые дают детям, с другой — в форме контроля за их поведением, который они часто осуществляют с помощью запретов и наказаний. Различие общении с детьми воспитателей с авторитарным и демократическими тенденциями проявляются в формах предъявления требований, в модальность оценок. Педагоги авторитарного типа склонны к использованию приказов, распоряжений, категорических указаний, у них негативные оценки преобладают над позитивными. Воспитатели демократического типа чаще прибегают к мягким формам руководства (совет, предложение, просьба), у них большее число позитивных оценок. Результаты исследований показывают в группах «демократических» педагогов создаются оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микро климата группы. Авторитарные воспитатели способствуют конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для социально правильного развития дошкольников, формирования гуманных взаимоотношений. Таким образом, усвоение социального опыта происходит через взаимодействие ребёнок-взрослый, в котором каждый оказывает влияние друг на друга и модифицирует поведение другого. Ребёнок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения поведения и деятельность окружающих его взрослых. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребёнка, чем словесные инструкции и поучения.

Чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины их появления. Довольно часто причиной являются неблагополучные отношения в семье, в группе сверстников. В такой ситуации сами родители и воспитатели должны понять и проанализировать своё поведение, свою тактику воспитания. Именно от них требуется особое внимание к ребёнку, а также психолого-педагогическая грамотность, внутренняя культура и такт.

2) Наиболее важнейшими факторами, влияющими на социальное развитие ребёнка, является атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта ребёнка с родителями, позиция ребёнка в структуре семьи, стиль воспитания. То, как происходит общение родителей с детьми, во многом зависит от стиля воспитания. Он в свою очередь определяется ценностями, которые приняты в семье и которые родители стремятся передать детям. Например, в одних семьях ценится комфортное «приспособительное» поведение, в других — самостоятельность ребёнка. Зарубежные психологи, основываясь на изучении социальных характеристик из семей с различными стилями воспитания, группируют их следующим образом: стили авторитарный, разрешительно-попустительский и построенный на авторитете родителей. Рассмотрим все стили: 1.) Авторитарные родители исповедуют послушание, силовые методы воздействия, подчинение, ограничение свободы и автономии. Они во всём контролируют ребёнка, используют суровые дисциплинарные меры. Дети таких родителей, как правило, чувствуют себя отверженными, испытывают тревогу и страх. Они практически лишены независимости, не умеют отстаивать свои интересы, подвержены быстрой смене настроения, часто агрессивны. 2.) Разрешительно-попустительский тип родителей. Характеризуется тем, что они не сдерживают своих детей ни в каких их проявлениях и действиях, не пытаются ограничить их поведение. Некоторые родители, относящиеся к этой группе, очень любят своих детей и именно поэтому ни в чём не могут им отказать. Другие позволяют детям делать всё что угодно, тем самым, снимая с себя ответственность за них. Дети у таких родителей настоящие «разбойники», они избалованы сверх меры, импульсивны, агрессивны, их поведение порой абсурдно. Минимум дисциплины в семье часто ведёт к социальной агрессии, что в свою очередь приводит к отвержению сверстниками. 3.) Стиль воспитания, построенный на авторитете родителей, характеризуется тем, что родители направляют и контролируют деятельность своих детей в рациональной манере, используя обсуждения, убеждения и подкрепления. Они также используют жёсткие меры контроля в случае неповиновения или плохого поведения ребёнка, тем не менее, не слишком ограничивая его. Такие родители знают потребности и интересы ребёнка и включают их в собственную схему воспитания. Детей этих родителей можно назвать хорошо социально адаптированными. Они уверены в себе, могут контролировать своё поведение, социально компетентны.

Читайте также:  Игрушки для раннего развития ребенка интернет магазин

3) Третьим фактором, влияющим на социальное развитие ребёнка, является развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками. От рождения до семи лет взаимодействие со сверстниками проходит несколько стадий, которые различаются мотивами и формами общения, местом в системе общей жизнедеятельность, а также значением в психическом развитии ребёнка.

С четырёх лет дошкольник предпочитает общаться со сверстником. Ведущей деятельностью детей этого возраста является сюжетно-ролевая игра, которая становится развёрнутой, с четким сюжетом. Это коллективная игра, в которой общение происходит по двум направлениям: общение персонажей и общение исполнителей. Внутри первого направления происходят разыгрывание и моделирование отношений, ситуаций взрослого мира, освоение типов поведения. Внутри второго складываются реальные отношения между детьми в группе. Ребёнку необходимы внимание и сотрудничество ровесников, признание его успехов. Дети обращаются друг к другу по поводу предметов и действий в конкретных ситуациях игры, занятий или режимных моментов. Такое общение психологи называют ситуативно-деловым. Оно способствует развитию самосознания, инициативы, любознательности, творческого начала, социальной сферы ребёнка. Неблагополучие в коммуникативной сфере может привести к негативным эмоциональным состояниям: дети становятся пассивными, замкнутыми или, наоборот, агрессивными. Так как не могут реализовать основную потребность, характерную для данного возрастного этапа, — потребность в совместной игре со сверстниками.

К шести- семи годам у некоторых детей складывается внеситуативная — деловая форма общения. Ребёнок также испытывает потребность в сотрудничестве, которое развертывается на фоне совместной игровой деятельности. Однако игра из развернутых сюжетно-ролевых форм трансформируется в игры с правилами. Эти игры способствуют осознанию норм морали, требований справедливости, формирования чувства долга и т.п.

Общаясь, старшие дошкольники начинают устанавливать дружеские отношения, у них возникают довольно устойчивые симпатии и антипатии. «Дети — ровесники создают ребёнку возможность усвоить преподанные старшими образцы человеческих действий и поступков, поупражняться в их воспроизведении, поглядеть со стороны, как выучил тот или иной урок другой ребёнок. Основная магистраль формирования товарищеских связей с ровесниками — становление субъективного отношения к ним, т.е. умения видеть в них равную себе личность, человека с теми же чувствами и мыслями, и постоянная готовность действовать на благо товарища, задумываясь о своих собственных интересах только во вторую очередь.

Источник