Социальная среда как источник психического развития ребенка по леонтьеву
Было установлено, что при отсутствии социальной среды человеческая психика не развивается. Наличие социальной среды определяет становление личности и возникновение подлинной человеческой психики. Можно стать человеком только при помощи обучения.
Среда –окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Средовые влияния могут задерживать или стимулировать рост и развитие человека.
Научение – основной процесс, по средствам которого среда вызывает устойчивые изменения в поведении.
Происходит путем приобретения человеческого опыта или выполнении серии упражнений. Один из основных процессов научения – обуславливание – установление связей между различными событиями, происходящими в окружающей человека среде.
Социализация –всеобщий процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы. Включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей. Этот процесс длится всю жизнь, помогая людям чувствовать себя полноценными членами общества. В детстве эти процессы вырабатывают стереотипы поведения, которые сохраняются в последующей жизни.
Виды среды:
Природная – Влияет на психологическое развитие опосредованно.
Социальная среда – общество, в котором ребенок растет, его культура, традиции, идеология. Это ближнее окружение.
Соотношение биологического и социального.
Наследственность определяет то, каким может стать организм, но формируется он под одновременным влиянием обоих факторов: наследственности и среды.
Штерн: оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют 2 его линии:
1.Созревание наследственно данных способностей и черт характера
2.развитие под влиянием ближайшего окружения
Эти линии развития пересекаются , т.е. происходит конвергенция.
Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но эти 2 фактора играют разную роль в развитии каждой функции.
Человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет то и другое.
Билет 11
Роль деятельности и общения в психическом развитии. Взаимосвязь обучения и развития.
Леонтьев показал, как взаимодействует деятельность и развитие.
Ведущая деятельность – понятие вводит Леонтьев.
– каждому возрасту присуща своя ведущая деятельность. И в этой деятельности:
- формируются психические процессы;
- формируется личность;
- закладываются основы следующей ведущей деятельности.
Ведущие виды деятельности:
0–1 год – эмоциональное общение.
1–3 года – предметно-манипулятивная деятельность.
3–6-7 лет (дошкольный возраст) – ролевая игра.
6-7–10-11 лет (младший школьный возраст) – учебная деятельность.
Подростковый возраст – общение, установление интимно-личностных отношений.
Юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность.
Взрослый возраст – реализация, самореализация через создание каких-либо продуктов = продуктивная деятельность.
Пожилой и старческий возраст – продуктивность и передача опыта (как правило, ведущий тип деятельности не выделяют).
Рубинштейн показал единство деятельности и психики.
Лисина – разные типы общения.
Взаимосвязь между обучением и развитием.
Теория рекапитуляции С.Холла
Развитие организма подготавливает основу для обучения, т.е. развитие ведет за собой обучение.
Бихивиористы.
Отождествляют обучение и психическое развитие.
Гештальт психология.
Обучение может опережать развитие, а может и отставать от него. Чаще они идут параллельно друг другу.
Обучение и развитие.
- Развитие определяет характер обучения. Роль обучения зависит от условий р-я.
- Обучение закладывает уровень развития. Нужно построить правильную методику и тогда мы сможем иметь развитие, которое захотим.
- Единство обучения и развития. Выгодский: Обучение должно всегда предшествовать развитию.
- Обучение опережает психическое развитие, опирается на него и прокладывает ему дорогу. Мы можем выделить сензитивные периоды. Каждый возраст будет отличаться избирательностью, восприимчивостью к различным видом обучения.
Билет 12.
Закономерности психического развития.Закономерности психического развития – это те механизмы, которые определяют, объясняют, описывают психическое развитие, опираясь на которые можно этим развитием управлять. Существуют общие закономерности развития, которым подчиняются все психические феномены, и существуют частные закономерности развития
Выготский Л.С выделят: 1.Цикличность . 2.Неравномерность. 3.Метаморфозы. 4. Сочетание процессов инволюции и эволюции.
Источник
Общественное окружение, в котором рождается индивид, и специфику которого постепенно усваивает, влияет на его развитие своеобразными, исторически закрепленными путями. Производимые духовные достижения предыдущих кругу инь передаются потомкам не через хромосомный аппарат, а через общение детей со старшим поколением. Они воплощаются в орудиях труда, в языке, произведениях науки, техники и искусства, в обычаях, нормах общественного поведения. Младшее поколение овладевает этими материальными и духовными ценностями, вовлекаясь в познавательной и практической деятельностисті.
Социальная среда, влияющая на ребенка, — это прежде всего люди, их взаимоотношения, созданные ими вещи, орудия деятельности, языковые средства, духовные ценности.
. Социальный фактор психического развития — совокупность внешних общественных условий, с которыми индивид взаимодействует в ходе становления своей личности
С развитием ребенка меняются конкретные условия его жизни, становится доступным то, что раньше не было таким. Социальная среда ребенка не только расширяется территориально, но и обогащается своему содержанию. Споч чала кругом взаимоотношений для ребенка является семья, близкие люди, которые ухаживают за ней. Позже в жизни ребенка входят воспитатели и дети из детского сада. Впоследствии основной средой становится школа, коллектив педагог ов и товарищей, школьные и внешкольные малые группы, широкое общественное окружение. Влияние общественного окружения осуществляются средствами радиовещания, телевидения, кино, газет,. Интернета и других источников информа ции. Соответственно, в зависимости от степени контакта с индивидом социальная среда делится на микросоциум (семья, друзья, педагоги — близкое окружение ребенка) и макросоциусоціум
. Человек лишь в обществе может достичь того исключительного положения, которое ей назначил сама природа. Не будь цивилизации, человек был бы примитивной и неразумной существомю.
. Г. Итардд
(страна с ее общественными и экономическими особенностями, менталитетом, ценностями и регион, город или село, где проживает ребенок и т.д.).
. Рис 11010.. Сферы проявления социального фактора
Между обоими уровнями проявления социального фактора существует тесная взаимосвязь, например, семья как представитель микросоциума отражает те ценности и тенденции, актуальные для страны микросоциум имеет наиболее мощное влияние на формирование личности ребенка, особенно это касается семейного воспитания зависимости от последствий взаимодействия индивида с социальной средой, оно может нести конструктивный положительное влияние на его психику или наоборот, деструктивный нередко одновременно и тот, и другой. Так, телевидение может быть источником информации для ребенка познавательного и развивающего содержания, а может вызвать агрессивные поведенческие реакции. Семья и школа — это с социальные институты, осуществляющиеь организован влияние на формирование личности ребенка, в то время как ровесники и средства массовой информации агентами стихийного влияния.
. Рис 111. Аспекты влияния социума на психическое развитие индивидаіда
Влияние социальной среды на психическое развитие индивида обеспечивает его социализацию. Параллельно с развертыванием социализации индивида, он включается в процесс индивидуализацииї.
. Социализация — процесс усвоения социального опыта индивидом, что обеспечивает его интеграцию в общество
. Индивидуализация — процесс формирования специфических, неповторимых признаков и свойств личности, которые определяют ее индивидуальность
. Дети не любят слушать своих родителей, зато охотно им подражают.
. ГК. Честертонон
По мере взросления индивида механизмы усвоения им социального опыта меняются, что приводит прохождения таких стадий становления личности (по. АВ. Петровским): o адаптация — приспособление водить ини требованиям взрослого, отождествление с ним и подражания его поведения; эта стадия является ведущей протяжении детстваа,
o индивидуализация — поиски смысла собственной личности, индивидуальных признаков; данная стадия разворачивается как ведущая в подростковом периоде
o интеграция — поиск и установление психологической близости с другими людьми, актуализируется в юности.
. Рис 112. Стадии становления личностисті
. Вопрос не в том, что влияет на личность в большей степени — наследственность или среда, а в том, как они взаимодействуют между собой в процессе развития человека.
. Г. Крайгг
Переход от одного этапа к другому происходит постепенно. Так, на протяжении детства ведущим процессом является адаптация, однако в конце этой эпохи уже наблюдаются признаки индивидуализации. Когда подростки. Шук кають признаки собственной индивидуальности, они все еще частично приспосабливаются к требованиям взрослых, то есть наблюдаются остатки адаптацийії.
Стоит отметить тесных взаимосвязях двух указанных факторов — биологического и социального — в психическом развитии человека. Опираясь на действие биологического фактора как основы для психического развития индивида, социальная среда становится источником, который наполняет содержанием процесс становления личности. Однако индивид — не пассивная существо, подвергается влиянию этих факторов, а активный субъект взаимодействия с социумом,»строитель»собственной личности особистості.
Источник
метки: Личность, Развитие, Человек, Психический, Поведение, Функция, Высокий, Культурный
Понятие личность. Социальная среда как источник развития личности. Процессы интериоризации и экстериоризации. Значение «зоны ближайшего развития». Диалогичность сознания. Стадиальность и критические периоды в развития личности. Новообразования личности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ.
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского положила начало крупнейшей в советской психологии школы. Из этой школы вышли А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец Л.И.Боживич, П.Я.Гальперин, Д.Э.Эльконин и др. Главная идея Л.С. Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших психических функций. Развитие связано с усвоением культурных знаков, самым совершенным из которых является слово. В 1970-е годы теории Л.С. Выготского стали известны в американской психологии. Его основные труды были переведены и стали основой, наряду с теорией Ж. Пиаже, современной образовательной психологии США. Ласло Гараи в европейской психологии разрабатывал в рамках теории Л.С.Выготского проблематику социальной психологии (социальная идентичность) и экономической психологии (вторая модернизация).
С именем Л.С.Выготского советского психолога связано возникновение социального конструктивизма.
Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания».
Биография. Выготский Лев Семенович (1896−1934) советский психолог. Родился в семье служащего, окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет университета им. Шанявского. С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии; позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова. Профессор института психологии в Москве.
Два плана поведения
В книге «История развития высших психических функций» Л.С.Выготский изложил культурно-историческую теорию развития психики. Следует различать два плана поведения — натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества).
Культурное поведение опосредовано орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые «во внутрь» — в онтогенезе — сначала на преобразование поведения других людей, а затем — на управление собственным поведением.
21 стр., 10094 слов
1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии). Психология- это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.В науку она была введена в18 в. немецким …
Низшие и высшие психические функции.
Различие между низшими (элементарными) и высшими психическими функциями состоит в уровне произвольности. Натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими процессами человек может сознательно управлять. Сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — орудие или знак. Отличие знаков от орудий состоит в том, что орудия направлены «во вне», на преобразование действительности, а знаки «во внутрь». Слово — средство произвольного направления внимания, формирования понятий, а также произвольного контроля собственных психических операций. В ситуации неопределенности (выбор между двумя одинаково привлекательными объектами) человек преобразовывает и решает возникшую ситуацию, бросая жребий. Жребий, первоначально не связанный с ситуацией становится средством ее разрешения.
Понятие личность
Личность — понятие социальное. В личности представлено все надприродное и историческое. Личность «не врожденна, но возникает в результате культурного развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций». Развиваясь, человек осваивает собственное поведение. Л.С.Выготский писал, что можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Чем больше в человеке представлено культурное, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением, тем значительнее личность. «…личность — первичное, что созидается вместе с высшими функциями». А сами эти функции — «перенесенные в личность, интериоризованные отношения социального порядка…»(Л.С.Выготский). Личность выступает как основа, вокруг которой строится вся психика человека, деятельность и сознание. Личность — это динамическая смысловая система, включающая мотивационные, волевые, эмоциональные процессы, динамику действия и динамику мысли. Личность как единица высшего порядка представляет собой единство интеллекта и аффекта, Их отношение — «не вещь, а процесс».
16 стр., 7626 слов
Развитие мышления детей 4−6 лет
27 Введение Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Наиболее важные признаки развития это – дифференциация, расчленение раннее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Существует много типов развития, …
Социальная среда как источник развития личности
Следуя идее общественно-исторической природы психики, Л.С. Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как «фактора», а как «источника» развития личности.
Развитие, согласно Л.С. Выготскому, идет по двум линиям. «В развитии ребенка представлены (не повторены) оба типа психического развития, которое мы в изолированном виде находим в филогенезе: биологическое и историческое, или натуральное и культурное, развитие поведения. В онтогенезе оба процесса имеют свои аналоги (не параллели).
Это основной и центральный факт, исходный пункт нашего исследования: различение двух линий психического развития ребенка, соответствующих двум линиям филогенетического развития поведения» (Выготский Л.С. История развития высших психических функций.). «Оба плана развития — естественный и культурный — совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют, в сущности, единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка» (Там же.).
Натуральные функции — механическая память, непроизвольное внимание, воспроизводящее воображение, образное мышление являются феноменами органического развития, которое совершается в культурной среде и превращается в исторически обусловленный биологический процесс.
4 стр., 1649 слов
Развитие личности донаучн. период
Периодизации развития в донаучный этап развития психологии как науки: Аристотель, Ибн Сина (Авиценна), Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский и др. Античность: Описательный (донаучный) этап истории психологии развития связывают с тем, что психологические знания существовали в недрах педагогики, медицины и философии. Философские, педагогические и медицинские трактаты этого периода содержат фрагменты общих …
«В то же время культурное развитие приобретает своеобразный и ни с чем несравнимый характер, поскольку оно совершается одновременно и слитно с органическим созреванием, поскольку носителем его является растущий, изменяющийся, созревающий организм ребенка» (Л.С.Выготский).
К высшим психическим функциям относятся — логическая память, произвольное внимание, творческое воображение, мышление в понятиях. Первые — натуральные — развиваются по принципу стимул-реакция, вторые опосредствуются знаком.
Л.С. Выготский формулирует две гипотезы: 1) об опосредствованности высших психических функций, и 2) о происхождении внутренней деятельности из внешней деятельности путем интериоризации.
Процессы интериоризации и экстериоризации.
Поведение человека отличается от поведения животных использованием речи и применением орудий труда. Использование речи (овладение знаком и значением) знаменует возникновение новых психологических функций, систем, лежащих в основе высших психических процессов. Операция «употребления знака» ребенком первоначально имеет форму внешней деятельности, затем происходит ее превращение из интерпсихической в интрапсихическую.
Это превращение проходит несколько стадий. Начальная стадия связана с тем, что другой человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо «натуральной», непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное «психологическое орудие», направляет поведение другого (полагая его объектом).
На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он — к ним. Таким образом, пишет Л.С. Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды -сначала как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренняя — способ мышления ребенка. Между этими двумя «выходами» лежит процесс интериоризации, «вращивания» функции вовнутрь. Интериоризуясь, «натуральные» психические функции трансформируются и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс — процесс экстериоризации — вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.
Значение «зоны ближайшего развития»
В различных видах активности ведущая роль принадлежит субъекту (здесь справедлив принцип: внешнее всегда действует через внутреннее).
Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная догадка Л.С. Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: хорошее обучение всегда упреждает развитие.
Диалогичность сознания.
Диалогичность является основной характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу — «человек и наедине с собой сохраняет функции общения». «Слово относится к сознанию так же, «как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу». Л.С. Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.
Стадиальность и критические периоды в развития личности.
В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения других сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.
Новообразования личности.
Основными условиями самоорганизации личности являются: наследственность, окружающая среда и рефлексия. Личностные новообразования возникают в тот или иной период, и качественно меняют ее психологическое функционирование. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: «Наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личность психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.
Вопросы для самопроверки:
1. Появление рефлексии у подростка является, согласно Л.С.Выготскому:
а) первичными условиями формирования личности
б) вторичными условиями формирования личности
в) третичными условиями формирования личности
Ответ: в) третичными условиями формирования личности. Наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки), третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания
2. Критический возрастной период обязательно предполагает:
а) видимое поведенческое неблагополучие ребенка
б) быстрое изменение личности ребенка
в) интериоризацию натуральных психических функций
Ответ: б) быстрое изменение личности ребенка
Дополнительная литература:
1.Выготский Л.С. Психология развития человека. М, Смысл, Эксмо, 2006, с. 1136 с.
Глоссарий:
Интериоризация — процесс «вращивания» функции вовнутрь. «Натуральные» психические функции трансформируются и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность.
Личность возникает в результате культурного развития, «коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций». Развиваясь, человек осваивает собственное поведение, можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием.
Личностные новообразования возникают в определенный период и качественно меняют ее психологическое функционирование. Например, появление рефлексии у подростка перестраивает его психическую деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: «Наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания.
Сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — орудие или знак.
Экстериоризация — процесс обратный интериоризации, процесс экстериоризации — вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
критерий | Натуральные психические функции Механическая память, непроизвольное внимание, воспроизводящее воображение, образное мышление | Высшие психические функции Логическая память, произвольное внимание, творческое воображение, мышление в понятиях |
строение | Непосредственны, протекают без вмешательств культурных средств | Опосредованы — включены культурные средства |
происхождение | Природное, естественное | Социальное (участие других людей) |
управление | Невозможно сознательно вмешиваться в процесс | Можно произвольно управлять процессом. |
Рисунок Стадии превращения форм деятельности
Источник