Развитие ребенка в гуманистической теории

Развитие ребенка в гуманистической теории thumbnail

Гуманистическая психология, по мнению Г. Крайг, сформировалась в се­редине XX века в противовес теориям научения, проповедовавшим внешний детерминизм в развитии, и фрейдизму с его пансексуализмом — внутрен­ним детерминизмом сексуальных и агрессивных инстинктов.

Гуманистическая психология предлагает холистическую теорию лично­сти и тесно связана с философией экзистенциализма — направления, в центре внимания которого — стремление человека найти смысл собствен­ного существования и жить свободно и ответственно в соответствии с эти­ческими принципами [Крайг Г., 2000]. Для последователей этого направ­ления главное — человеческий потенциал. Человек как биологическая единица отличается от всего животного мира способностью пользоваться символами и мыслить абстрактно, поэтому результаты экспериментов на животных, по мнению гуманистических психологов, не информативны от­носительно людей.

Психологи гуманистического направления считают одинаково значимым и сознательное, и бессознательное как равные проявления душевной жиз­ни человека.

Наиболее яркими представителями этого направления являются А. Маслоу и К. Роджерс.

А. Маслоу (1908-1970) предложил концепцию «Я» (1954), согласно ко­торой главная врожденная потребность человека — потребность в самоакту­ализации, то есть максимально полном развитии своего потенциала.

Однако, по его мнению, эта потребность может быть удовлетворена толь­ко после того, как будут удовлетворены потребности в безопасности, любви, пище, кровле, одежде.

Иерархия потребностей человека, по А. Маслоу, представлена на рис. 4.

психи

Базисные — физиологические потребности выживания являются осно­вой для сохранения себя как представителя биологического вида (подобно представителям животного мира). На основе физиологических потребностей человек «вырастает» в безопасности, защищенности, без удовлетворения ко­торой не произойдет самоактуализации.

Следующим уровнем потребностей является потребность в принадлеж­ности — любить и быть любимым, иметь физический и душевный контакт с другими людьми, входить в различные человеческие группы и сообщества.

Далее следует потребность в уважении к себе, то есть адекватная са­мооценка, которая подкрепляется положительными реакциями окружающих.

При удовлетворении всех этих потребностей человек готов развить пол­ностью свой потенциал, то есть самоактуализироваться. «Человек должен стать тем, кем он может стать». Человек делает это всю жизнь, может достигнуть вершин, а может и нет.

К. Роджерс (1902-1987) считал, что ядро личности человека составляют положительные конструктивные импульсы, начинающие действовать с самого рождения. Он не разрабатывал теорий стадийного развития личности, а исходил из идей, возникавших в процессе практики, непосредственной работы с клиентами. Ему принадлежит разработка «клиент-центрированной» пси­хотерапии, основой которой он считал положительное безусловное при­нятие психотерапевтом клиентов и всех людей в целом.

Гуманистические теории личности, при всей привлекательности предла­гаемого ими холистического подхода к человеку, в основном больше подхо­дят к проведению психотерапии, нежели к объяснению становления личнос­ти ребенка, подростка, взрослого.

Контрольные вопросы

1. Цели и задачи психоанализа как вида психотерапии.

2. Какие параметры развития ребенка должен учитывать психотерапевт при решении вопроса о необходимости психоанализа?

3. Что такое репрезентативный мир?

4. Перенос и противоперенос в детском психоанализе.

5. Профессиональные воздействия в детском психоанализе.

6. Этапы развития психоанализа.

7. Дайте краткую характеристику теорий научения, их практический смысл.

8. Что такое когнитивные теории развития? Охарактеризуйте основные пун­кты концепции Ж. Пиаже.

9. Расскажите о закономерностях и периодизации психического развития детей согласно теории Л. С. Выготского — Д. Б. Эльконина.

 10. Какое значение имеют для практической психиатрии и психотерапии кон­цепции Н. И. Озерецкого, Г. Е. Сухаревой, Г. О. Ушакова и В. В. Ко­валева?

11. Сравните между собой теории научения, когнитивной теории, психодина­мические (психоаналитические) и гуманистические теории развития. В чем отличие и в чем сходство?

12. Опишите стадии психического развития детей, используя наиболее близ­кую Вам теорию и применяя такие понятия, как движущие силы разви­тия, стадии (периоды), кризисы, психологические новообразования.

Список рекомендуемой литературы

1. Аверин В. А. Психология детей и подростков. — СПб., 1994. — С. 178.

2. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1995. — С. 560.

3. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. — С. 987.

4. Тайсон Ф., Тайсои Р. Психоаналитические теории развития. — Екате­ринбург: Деловая книга, 1998. — 525 с.

5. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. — М.: Наука, 1995. — 375 с.

6. Фрейд А. Норма и патология детского развития (1965) // Фрейд А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. — СПб.: Изд. Восточно-Европейский институт психоанализа, 1997. — 387 с.

7. Фрейд А. Психология «я» и защитные механизмы. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 135 с.

Читайте также:  Реферат на тему значение витаминов для развития организма ребенка

8. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в дет­ском возрасте // Вопросы психологии. — 1971. — № 4. — С. 6-20.

9. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб.: Речь, 2000.

когнитивные теории (окончание) – предыдущая | следующая – общие сведения о психологической защите

Содержание. Э.Г.Эйдмиллер. Детская психиатрия

Источник

Гуманистическая психология сформировалась в середине XX века как более оптимистическая третья сила в исследовании личности. Она явилась реакцией против внешнего детерминизма, отстаиваемого теорией научения, и внутреннего детерминизма сексуальных и агрессивных инстинктивных влечений, предполагаемого теорией Фрейда. Гуманистическая психология предлагает холистическую теорию личности и тесно связана с философией экзистенциализма. Экзистенциализм — это направление современной философии, в центре внимания которого – стремление человека найти смысл своего личного существования и жить свободно и ответственно в соответствии с этическими принципами. Поэтому психологи гуманистического направления отвергают детерминизм влечений, инстинктов или средового программирования. Они считают, что люди сами выбирают, как им жить. Психологи гуманистического направления выше всего ставят человеческий потенциал.

Как биологический вид человек отличается от других животных более развитой способностью пользоваться символами и мыслить абстрактно. По этой причине психологи гуманистического направления считают, что многочисленные эксперименты на животных дают мало информации о людях. Крыса в лабиринте не может теоретически осмыслить стоящую перед ней задачу, как это сделал бы человек.

Психологи гуманистического направления придают одинаковое значение сознанию и бессознательному, считая их основными процессами душевной жизни человека. Люди относятся к себе и к другим как к существам, действующим по своему усмотрению и стремящимся творчески достичь своих целей. Оптимизм психологов гуманистического направления заметно отличает его от большинства других теоретических подходов.

Рассмотрим подробнее гуманистические взгляды А. Маслоу и К. Роджерса.

Влиятельным психологом гуманистической школы является Абрахам Маслоу (1908-1970). В его теории «Я», предложенной в 1954 году, особое значение придается присущей каждому человеку врожденной потребности в самоактуализации — полном развитии своего потенциала. Согласно теории Маслоу, потребности самоактуализации могут быть выражены или удовлетворены только после того, как будут удовлетворены «низшие» потребности, такие как потребности в безопасности, любви, пище и крове. Например, голодный ребенок не сможет сосредоточиться на чтении или рисовании в школе, пока его не накормят.

Маслоу выстроил человеческие потребности иерархически (сегодня наиболее принято и удобно их изображать в виде пирамиды (рис. 1)).

В основании пирамиды лежат основные физиологические потребности выживания; людям, как и другим животным, для того чтобы выжить, нужны пища, тепло и отдых. Уровнем выше находится потребность в безопасности; людям необходимо избегать опасности и чувствовать себя защищенными в повседневной жизни. Они не могут достичь более высоких уровней, если живут в постоянном страхе и тревоге. Когда разумные потребности в безопасности и выживании удовлетворены, следующей насущной потребностью становится потребность в принадлежности. Людям необходимо любить и чувствовать себя любимыми, находиться в физическом контакте друг с другом, общаться с другими людьми, входить в состав групп или организаций. После того как потребности этого уровня удовлетворены, актуализируется потребность в уважении к себе; людям нужны положительные реакции окружающих, начиная с простого подтверждения их основных способностей до аплодисментов и славы. Все это дает человеку ощущение благополучия и довольства собой.

Рис. 1. – Иерархия потребностей Маслоу

Когда люди сыты, одеты, имеют кров, принадлежат к какой-либо группе и в меру уверены в своих способностях, они готовы попытаться полностью развить свой потенциал, то есть готовы к самоактуализации. Маслоу считал, что потребность в самоактуализации играет для человека не менее важную роль, чем перечисленные базисные потребности. «Человек должен стать тем, кем он может стать», — утверждает Маслоу. В известном смысле потребность в самоактуализации никогда не может быть полностью удовлетворена. Она включает в себя «поиск истины и понимания, попытку достичь равенства и справедливости, созидание прекрасного и стремление к нему».

Другой психолог гуманистического направления, Карл Роджерс (1902-1987), оказал большое влияние на педагогику и психотерапию. В отличие от фрейдистов, считающих, что человеческий характер обусловлен внутренними влечениями, многие из которых вредны для человека, Роджерс придерживался того мнения, что ядро характера человека составляют положительные, здоровые, конструктивные импульсы, которые начинают действовать с самого рождения. Как и Маслоу, Роджерса в первую очередь интересовало то, как можно помочь людям реализовать свой внутренний потенциал. В отличие от Маслоу, Роджерс не разрабатывал предварительно теории стадиального развития личности, чтобы затем применить ее на практике. Его больше занимали идеи, которые возникали в ходе его клинической практики. Он обнаружил, что максимальный личностный рост его пациентов (которых Роджерс называл клиентами) происходил тогда, когда он искренне и полностью сопереживал им и когда они знали, что он принимает их такими, как они есть. Он назвал это «теплое, положительное, приемлющее» отношение позитивным. Роджерс считал, что позитивное отношение психотерапевта способствует большему самоприятию клиента и его большей терпимости в отношении других людей.

Читайте также:  Центр развития ребенка г малоярославец

Гуманистическая психология оказалась действенной в нескольких отношениях. Акцент на учете богатства возможностей реальной жизни действует как стимул для других подходов психологии развития. Кроме того, она оказала существенное влияние на консультирование взрослых и на зарождение программ самопомощи. Она также способствовала распространению методов воспитания детей, основанных на уважении к уникальности каждого ребенка, и педагогических методов, направленных на гуманизацию внутришкольных межличностных отношений.

Тем не менее, в качестве научной, или генетической, психологии у гуманистической перспективы есть свои ограничения. Понятия типа самоактуализации определены нечетко, их нелегко использовать в типовых исследовательских проектах. Более того, разработка этих понятий применительно к различным отрезкам жизненного пути человека не завершена. Психологи гуманистического направления могут определить изменения в развитии, происходящие на протяжении курса психотерапии, но они испытывают трудности при объяснении нормального человеческого развития на протяжении жизни. Однако не вызывает сомнения, что гуманистическая психология продолжает оказывать влияние на консультирование и психотерапию, предлагая альтернативный холистический подход, критический по отношению к упрощенным объяснениям человеческого мышления и поведения.

Вывод.

1. 3. Фрейд внёс в психологию идею, что психологические проблемы взрослой личности могут быть выведены из ранних переживаний детства, и детский опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого.

2. На основе общих тезисов психоанализа 3. Фрейд сформулировал идеи генеза детской психики и детской личности: стадии детского развития соответствуют стадиям перемещения зон, в которых находит свое удовлетворение первичная сексуальная потребность. В этих стадиях отражаются развитие и взаимоотношение между Id, Ego и Super-Ego.

3. Эпигенетическая теория жизненного пути личности Э. Эриксона продолжала идеи классического психоанализа. Формирование эго-идентичности (или личностной целостности) продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит восемь возрастных стадий. На каждой стадии общество ставит перед личностью определенную задачу и задает содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Но решение этих задач зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества.

4. Ж. Пиаже исходил из нескольких основных положений: развитие рассматривается как эволюция, управляемая потребностью в равновесии. Субъект наследственно наделён приспособительной активностью, с помощью которой он осуществляет структурирование действительности. Интеллект – частный случай такого структурирования. На основании теории развития, где основным является стремление структур субъекта к равновесию с реальностью, Ж. Пиаже выдвинул гипотезу о существовании стадий интеллектуального развития.

5. Теория морального развития Л. Колберга выделяет несколько фаз, каждая из которых соответствует определенному уровню морального сознания: «доморальный (предконвенциональный) уровень», «конвенциональный уровень», «автономная мораль». Развитие морали как у ребёнка, так и у взрослого носит спонтанный характер, а потому никакая метрика здесь невозможна.

6. Л.С. Выготский критикует позицию исследователей, считающих, что ребенок должен достичь определенного уровня развития, его функции должны созреть, прежде чем можно будет приступить к обучению. Он предложил совершенно противоположную позицию: только то обучение является хорошим, которое опережает развитие, создавая зону ближайшего развития. Обучение – это не развитие, но внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но культурно-исторических особенностей человека. В обучении создаются предпосылки будущих новообразований, и, чтобы создать зону ближайшего развития, нужны правильно построенные процессы обучения.

7. Гуманистическая психология сформировалась в середине XX века как более оптимистическая третья сила в исследовании личности. Она явилась реакцией против внешнего детерминизма, отстаиваемого теорией научения, и внутреннего детерминизма сексуальных и агрессивных инстинктивных влечений, предполагаемого теорией Фрейда. Гуманистическая психология предлагает холистическую теорию личности и тесно связана с философией экзистенциализма.

Вопросы для самопроверки:

1. Психоаналитическая теория развития.

2. Эпигенетическая теория жизненного пути личности Э. Эриксона.

3. Когнитивные теории в психологии развития. Теория Ж. Пиаже.

4. Теория морального развития Л. Колберга.

5. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

6. Гуманистические теории развития (А. Маслоу, К. Роджерс).

Тема 8: КАТЕГОРИЯ ВОЗРАСТА. ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Читайте также:  Периоды развития нервной системы ребенка

План

1. Проблема возраста и возрастной периодизации.

2. Индивидуальное развитие: жизненный путь индивида.

3. Социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества: возрастная стратификация общества.

4. Возрастной символизм культуры.

5. Стадии развития человека: состояние проблемы построения периодизации.

6. Периодизации развития взрослого человека.

7. Проблема генетической периодизации.

Источник

Гуманистическая теория личности.

В гуманистической теории личности выделяется два основных направления.

Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса.

Второе, «мотивационное» направления (автор — американец Абрахам Маслоу). Несмотря на некоторые отличия между этими двумя направлениями, их объединяет много общего.

Главным источником развития личности гуманистическая психология считает врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции.

Первая, «самоактуализирующаяся тенденция», содержит в свернутом виде будущие свойства личности. Вторая — «организмическнй отслеживающий процесс» — представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях — от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии (Роджерс К., 1994).

Цель жизни по Роджерсу, — реализовать свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т. е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребности в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);

3) потребности в принадлежности, потребность одного человека в другом, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.).

Потребности первых двух уровней относятся к дефицитарным, третий уровень потребностей считается промежуточным, на четвертом и пятом уровнях находятся ростовые потребности.

Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня. Другими словами, если человек голоден и у него нет крыши над головой, то ему будет трудно создать семью и тем более испытывать уважение к себе или заниматься творчеством.

Наиболее важными для человека являются потребности в самоактуализации. Самоактуализация — не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется «психологически здоровой личностью» (Маслоу А.,1999).

В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами» выступают:

1) «реальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас» (Роджерс К., 1994);

2) «идеальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.

3) потребности в самоактуализации — врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности (Маслоу А., 1997).

Целостная личность, во-первых, стремится к установлению хорошего психологического контакта со своими друзьями и близкими, к раскрытию им своих скрытых эмоций и тайн; во-вторых, четко знает, кто она есть на самом деле («реальное Я») и кем бы она хотела быть («идеальное Я»); в-третьих, максимально открыта к новому опыту и принимает жизнь такой, как она есть «здесь и сейчас»; в-четвертых, практикует безусловное позитивное отношение ко всем людям; в-пятых, тренирует в себе эмпатию к другим людям, т. е. пытается понять внутренний мир другого человека и смотреть на другого человека его глазами. Целостную личность характеризуют:

1) эффективное восприятие реальности; 2) спонтанность, простота и естественность поведения; 3) ориентация на решение проблемы, на дело; 4) постоянная «детскость» восприятия; 5) частые переживания «пиковых» чувств, экстаза; 6) искреннее желание помочь всему человечеству; 7) глубокие межличностные отношения; 8) высокие моральные стандарты.

Таким образом, у гуманистов, личность — это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности — это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

Источник