Социальная ситуация развитие ребенка трех лет

В период раннего детства от 1 года до 3 лет (детей данного возраста все чаще называют — тоддлер), ходьба становится все более уверенной и увеличивается автономность ребенка от взрослых. Складывается все более свободное, самостоятельное общение с окружающим миром. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность.
Если раньше взрослый был центром мира ребенка, то ближе к году и после, ребенок акцентирует свое внимание на предметах, из которых состоит окружающий мир и на явлениях, которые в нем происходят. Так общение между ребенком и взрослым все больше завязывается на предметы и события (явления).
Так как ребенок не всегда может самостоятельно найти способ использования предмета или понять суть происходящих явлений, он вынужден обращаться к взрослому, как к носителю знаний, чтобы понять и/или научиться.
Таким образом, социальная ситуация развития в раннем детстве представляется в виде следующей схемы:
Ребенок — Предмет/Явление — Взрослый
Из этого складывается ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого. К ней можно отнести несколько основных ситуаций:
- Научение взрослым ребенка как пользоваться предметами;
- Объяснение взрослым ребенку происходящих явлений;
- Совместная игра ребенка и взрослого.
Существуют и другие ситуации совместного взаимодействия ребенка и взрослого, но именно три этих ситуации, составляют основу взаимодействия ребенка с взрослым вплоть до 3 лет. Поэтому в этот период детям все также необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, чтобы взрослый участвовал в открытиях ребенка.
Взрослый выступает как образец для подражания. Как человек, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий его успехи и достижения. Похвалы и порицания приобретают для ребенка огромное значение, как для усвоения правильных действий с предметами, так и для развития его личности. Благодаря такому общению, дети начинают использовать предметы по тому назначению, с которыми они были созданы (ложкой – есть, расческой – причесываться). В предметной деятельности ребенок развивается со всех сторон: познавательная активность, мышление, моторика, речь и т.д. Особенно, если в этой деятельности принимает участие другой человек — взрослый или ребенок постарше. Тогда ребенок принимает участие и в общение, которое в этот период характеризуется рядом особенностей:
- Ребенок начинает активно использовать речь;
- Проявляет инициативу по отношению к взрослому, стремится привлечь его внимание к своим действиям;
- Требует от взрослого участия в своей игре с предметами;
- Испытывает доверие и открытость по отношению к взрослому, проявляет к нему свою любовь и охотно откликается на ласку;
- Так как ребенок очень чувствителен к оценке от взрослого, то он перестраивает свое поведение в зависимости от оценки взрослого — похвалы или порицания.
Потребность в общении со сверстниками, появляется лишь на третьем году жизни, до этого момента, ребенок к сверстнику относится больше как к неживому объекту, как к кукле. Он может ударить его, тыкнуть в глаз, при этом, никак не реагируя на его боль. Ребенок из-за свойственного ему эгоцентризма всегда исходит из собственных желаний, не учитывая интересы другого ребенка, не понимая его и не сопереживая ему. Он не понимает, зачем делиться с другими детьми, и не нужно сейчас требовать от него этого.
Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не является еще полноценным, в этот период ребенку больше интересен взрослый и его оценочная реакция. Настоящая игра между детьми не складывается, они обычно играют «рядом», а не вместе. Это так называемая параллельная игра, когда ребенок играет один в непосредственной близости от других играющих детей. Решающая роль в общение ребенка со сверстниками принадлежит взрослым.
Но уже между вторым и третьим годом жизни у ребенка наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстников и продемонстрировать им свои успехи. Появляется интерес к сверстникам и происходит некое подобие общения. Дети демонстрируют и воспроизводят друг перед другом эмоционально окрашенные игровые действия. Совместные действия и эмоциональные переживания дают им уверенность в себе. Через сверстника ребенок начинает выделять себя, и постепенно осознавать свои индивидуальные особенности.
Социальная ситуация развития меняется на третьем году жизни, знаменуя наступление кризиса трех лет.
Источник
В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Социальную ситуацию развития в раннем возрасте можно описать схемой: «ребенок – предмет – взрослый». Эта система отношений содержит в себе противоречие: способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Им является предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.
Социальная ситуация развития разрыв ребёнка и взрослого.
Основные жизненные приобретения ребенка раннего возраста: прямохождение, речевое общение, предметная деятельность.
Речь и прямохождение — по Эльконину, акт ходьбы расширяет пространство ребёнка, а также отделяет его от взрослого, не мать ведет ребенка, а ребёнок мать.
Развитие речи у детей раннего возраста. Основные этапы речевого развития от одного до трех лет. Пути усвоения языка в раннем детстве.
Ранний возраст является сенситивным для развития речи. Речь носит автономный характер, слова ситуативные. Развитие речи в раннем детстве идет по 2-м линиям: 1. совершенствование понимания , 2. развитие собственной активной речи. Развитие активной речи до 1,5 лет происходит медленно, расширяется словарь за счес существительных, к 3 году ребёнок овладевает употреблением многих падежных окончаний, все это развивает языковое чутье. Общение – ситуативно-деловая форма. Ребенок от автономного аффективного общения переходит к словам, имеющим предметную отнесенность, несущую эмоциональную нагрузку, затем к расчленённому предложению, коммуникации в собственном смысле слова. Слово начинает заменять предмет, начинает формироваться знаково-символическая функция сознания.
Восприятие, память и мышление у ребенка раннего возраста. Направления развития высших психических функций ребенка. Основные характеристики развития восприятия данного возраста. Развитие оперативной памяти. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Понятие о “кризисе трех лет”.
Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности.
В это время в совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами. Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности и из практической деятельности.
Для развития игры важно появление символических или замещающих действий. Когда, например, кукла укладывается на деревянный брусок вместо кровати – это замещение. Когда ребенок, перевернув куклу вниз головой, трясет ее и сообщает, что сыплет соль из солонки, – это еще более сложные замещающие действия.
Память носит непроизвольный характер, ребёнок не вспоминает, ему вспоминается. Когнитивное развитие по Пиаже: 5 – третичные круговые реакции (12-18 мес.). Ребёнок начинает экспериментировать. 6 – начало интериоризации схем действий (18-24 мес.) формируется внутренний план действий.
Важная характеристика восприятия в этом возрасте – его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит и к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает, и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.
Появление предметной и игровой деятельности. Начальный этап развития предметной деятельности. Развитие индивидуальной предметной деятельности, символическая игра. Предметные игры-подражания. Сюжетно-ролевая игра. Формирование сознательных контролируемых произвольных действий.
Предпосылки предметной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета.
Исследователи Новоселова, Кисленко, Гальперин и др. изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития:
– 1 этап: 1-1,5 года — ребенок не знает функций предметов;
– 2 этап: 2-2,5 года — жесткое закрепление функции за предметом;
– 3 этап: после 2,5 лет — отделение действия от предмета, ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы).
В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).
Эльконин не называет первоначальные манипулятивные действия игрой. К концу первого года жизни непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым сменяется новой качественно своеобразной формой, развертывающейся в совместной деятельности с взрослым и опосредованном манипуляциями с предметами. Ребенок ищет оценки и одобрения взрослого действий, нет логики в их развертывании: сначала баюкает, потом ходит, потом кормит, потом качает на качалке. Нет логической последовательности, которая есть в жизни, действия может повторяться по несколько раз. Лишь к самому концу раннего детства начинают появляться игры, представляющие собой цепочку жизненных действий. В ходе развития предметной игры ребенок не научается лучше действовать с предметами – владеть гребешком, ложкой. В предметной игре усваиваются главным образом значения предметов, возникает ориентация на их общественную функцию, общественное использование.
Ребенок производит предметные действия сначала на тех предметах, на которых они сформировались при помощи взрослых; он переносит эти действия на другие предметы, предлагаемые сначала взрослым; называет предметы именами замещаемых предметов только после действий с ними и назывании их взрослыми игровыми наименованиями; называет себя именем тех людей, действия которых воспроизводит по предложению взрослых.
Игра возникает не спонтанно, а при помощи взрослых.
Базовая потребность возраста. Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери.
Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста:начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.
Первые представления о себевозникают у ребенка к году. Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности. Узнавание себя — простейшая, первичная форма самосознания.
К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем. Ребенок начинает проявлять начатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.
Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.
Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя — сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем годам, появляется местоимение «я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка — осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.
Половая идентификация.К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.
Кризис 3-х лет
Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка.
Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет.
1. Негативизм– ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано. Но это не непослушание.
2. Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство — не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
3. Строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков).
4. Своеволие. Стремится все делать сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.
5. Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».
6. Симптом обесцениванияпроявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
7. Деспотизм.Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Я сам». Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».
Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 1024 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
Социальная ситуация развития ребенка
Раннее детство — это период от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития. В конце первого года жизни ситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса — ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого) и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.
Общение ребенка со взрослым начинает опосредоваться предметами уже во второй половине младенчества. Однако ребенок вычленяет только отдельные предметы и самого взрослого он рассматривает как интересный предмет. На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребенка со взрослым коренным образом меняется. Содержанием их совместной деятельности становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Своеобразие новой социальной ситуации развития, по словам Д.Б. Эльконина, заключается в том, что теперь ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним. Социальная ситуация развития в раннем возрасте характеризуется наличием системы «ребенок — ПРЕДМЕТ — взрослый». Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предмет, но вместе с предметом «передает» способ действия с ним.
В таком сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Ребенком движет деловой мотив, стремление действовать с предметами, а взрослый выступает как условие этого действия, как образец для подражания. Общение со взрослым протекает на фоне практического взаимодействия с предметами.
Общая характеристика развития ребенка от 1-3 лет
Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или не использование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения этот ранний детский возраст, от одного года до трех лет. Данными, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. [8 c.50]
В раннем возрасте малыш активно растет, прибавляет в весе. Происходит перестройка функционирования организма. По сравнению с новорожденными трехлетний малыш способен к самообслуживанию, общению с окружающими при помощи активной речи, владеет многими предметами обихода, пользуется ложкой, чашкой, способен пользоваться элементарными правилами поведения. Ранний возраст очень значим в становлении психики, поведения, личностного развития.
Выделим основные достижения раннего возраста.
1) Овладение прямой походкой.
2) Овладение активной речью.
3) Развитие предметной деятельности.
Овладение прямой походкой позволяет расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и проявлять самостоятельность. Речь позволяет ребенку развиваться от примитивных называний до осознанного выражения мысли. В предметной деятельности зарождаются новые виды — игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.)
Источник